-
- События
-
Авторские галереи
- Диакон Николай Андреев
- Валерий Близнюк
- Сергей Веретенников
- Николай Гернет
- Анастасия Егорова
- Вероника Казимирова
- Иван Краснобаев
- Виктор Лагута
- Монах Онуфрий (Поречный)
- Валерия Решетникова
- Николай Петров-Спиридонов
- Михаил Скрипкин
- Геннадий Смирнов
- Сергей Сушкин
- Надежда Терехова
- Антон Трофимов
- Сергей Уткин
- Архимандрит Фаддей (Роженюк)
- Георгий Федоров
- Сергей Яковлев
- Град монастырский
- Дни Соловков
- Кресторезная мастерская
- Летопись возрождения
- Монастырский посад
- Пейзажи и путешествия
- Святые места глазами Соловецких паломников
- Скиты, пустыни и подворья
-
- Андреевский скит
- Голгофо-Распятский скит
- Никольский скит
- Савватиевский скит
- Свято-Вознесенский скит
- Свято-Троицкий скит
- Сергиевский скит
- Исааковская пустынь
- Макариевская пустынь
- Филиппова пустынь
- Архангельское подворье
- Кемское подворье
- Московское подворье
- Петербургское подворье
- Радово-Покровское подворье
26 ноября 2015 г. Молчаливый остров
В августе, во время Успенского поста паломники из Брянской Метрополии отправились по благословению Митрополита Александра Спасо-Преображенский Соловецкий монастырь. По пути заехали в Свято-Успенский Кафедральный собор Смоленска, Свято-Троицкий Александра Свирского мужской монастырь. В поселок Рабочеостровск мы прибыли около 8 часов вечера. На ночлег поселились в гостинице для паломников «Причал». Вечером прогулялись по причалу и посетили знаменитое место, где снимался фильм «Остров». А в пять утра были уже на ногах. Совершили утренние молитвы и пешком отправились на причал, где нас ждали монастырские суда. На одном из них – судне «Святитель Филипп» мы поплыли по Белому морю.
В 6 утра Белое море спокойно, а чаек видимо-невидимо. Они смело кружатся вокруг катеров и получают хлеб, печенье, хлебцы. Во время трехчасового плавания мы пели Акафисты Святым преподобным Соловецким Савватию, Зосиме и Герману, Святителю Николаю, Успению пресвятой Богородицы, Ангелу-хранителю.
Выходим на верхнюю палубу – вдали открывается великолепный вид Соловецкого монастыря. Как же он красив в лучах восходящего солнца! И везде Поклонные кресты.
В бухте Благополучия нас встретил экскурсовод, он повел через малоприметные Сельдяные ворота (через них раньше в обитель доставляли выловленную рыбу) внутрь Соловецкой обители. Расселили паломников в Германовской гостинице у Святого озера, рядом с которой находится Богоявленский источник, и желающие окунались в него после вечернего богослужения. Гостиница новая, деревянная, внутри все отделано деревом, кровати двухъярусные. В келье – от 10 до 12 человек. Через час нас пригласили на трапезу.
Как в первый день, так и во все последующие (на Соловках мы пробыли семь дней). Нас удивляло разнообразие монастырских блюд. А как они были искусно приготовлены!
После трапезы состоялась обзорная экскурсия по Соловецкому монастырю и его окрестностям. Арка Никольских ворот – вход в обитель, а вверху – образ Всемилостивого Спаса. Самый древний храм на Соловках, построенный преподобным Зосимой, — храм Преображения Господня. Затем мы посетили надвратную Благовещенскую церковь, церковь Святителя Филиппа, звонницу. Позади звонницы — трехглавая Успенская церковь с просторной Трапезной палатой, Никольская церковь, восстанавливается Троицко-Зосимо-Савватиевский собор.
На острове 650 озер. Талант-ливый самоучка монах Иринарх (Мишнев) руководил строительством системы каналов, соединяющих 52 озера. Каналы позволяли обеспечить монастырь чистой проточной водой. О здешних монахах говорили: «Шелковых риз здесь не носят, Соловки – это мужицкое царство». В правдивости этих древних слов мы убеждались на каждом шагу.
На следующее утро паломники отправились на остров Анзер. Около трех километров шли мы до Свято-Троицкого скита – здесь в лесной глуши служит один иеромонах. Только четыре летние месяца ему помогают восстанавливать скит несколько человек, а в остальное время, когда замерзает море, трещит мороз, метет метель, дует ветер, он трудится в полном одиночестве и совершает молитвенный подвиг наедине с Богом. Поэтому и приносят паломники в Свято–Троицкий скит пожертвования – рис, гречку, макароны, сахар, подсолнечное масло, а нередко и сладости, фрукты.
Идем дальше. И вот впереди – огромный Поклонный крест, уже Соловецкий, на нем нет распятия Иисуса Христа, только красивая резьба. Дорога не утомительная. Лес первозданный, лишь узенькие тропинки, вытоптанные паломниками, указывают путь к Голгофо-Распятскому скиту.
Внизу, с левой стороны от скита растет удивительная береза. Экскурсовод рассказала нам, что в конце 20-х годов прошлого века Голгофо-Распятский скит был местом содержания политзаключенных, а затем в нем размещался штрафной изолятор для женщин, после – тифозный госпиталь, где умерли сотни заключенных. Над безымянными могилами по велению творца выросла береза, которая раскинула свои ветви в форме креста.
Посетили мы также Заяцкие острова, Филиппову пустынь, остров Муксалма, Секирную гору, Ботанический сад, Макарьевскую, Зосимову и Германову пустыни, испили воды из колодца Зосимы и совершили пешую экскурсию к переговорному камню.
А о Свято-Вознесенском ските, расположенном на вершине Секирной горы, хочется рассказать особо. Раньше женщинам вход в этот скит был строго запрещен. По преданию здесь два ангела высекли жену рыбака, мешавшего инокам предаваться молитвенному подвигу. Поднимаясь вверх, мы увидели сохранившуюся валунную баню и колодец, а еще выше – огромный Поклонный Соловецкий крест темно-красного цвета. Спускаемся вниз к кладбищу узников. Повсюду кресты, а внизу – таблички, сколько человек захоронено в могиле – 5,7,12,18…
В Свято-Вознесенском ските в годы репрессий был устроен штрафной изолятор. Кто попадал сюда, был обречен на страшные муки и смерть. Заключенных сбрасывали с Секирной горы, привязав к бревнам. Были обнаружены братские могилы, в которых хоронили заключенных. В самой большой покоятся останки 26 человек. В могиле были обнаружены гильзы и пули, а это значит, что расстрел производился на этом самом месте…
В Свято-Вознесенском ските мы посетили храм в память чуда, совершенного Архистратигом Михаилом в Хонех. В настоящее время здесь служит один иеромонах. Божественная литургия совершается как на Афоне – с 23 вечера до 5 утра. Когда находишься на вершине Секирной горы и спускаешься вниз по лестнице смерти, болит сердце и становится жутковато от наступившей продолжительной тишины… Соловки – это северная русская Голгофа, Всероссийское братское кладбище, место страдания и гибели тысяч узников, захороненных по всему архипелагу.
На улице 21-й век, но Соловки по-прежнему являются местом молитвенного подвига русских подвижников благочестия. Монахи не ходят по земле, а летают, как ангелы. Как раньше, так и сейчас, здравствуют и молятся о нас, грешных, иеромонахи Зосима и Герман, которые являются духовниками монастыря. Твердая решимость служить только Богу у иеромонаха Савватия и у иеромонаха Прокопия, многих других молитвенников. У них те же имена, что и у Святых преподобных Савватия, Германа и Зосимы, совершавших молитвенный подвиг в уединении в XV веке.
Соловецкий остров невелик. Пешим ходом его можно обойти в течение трех часов. Как в первый раз, едва ступив на каменистую землю, мы сразу ощутили на себе Благодать Божию, так и все семь дней это чувство не покидало нас.
Поразила чистота улиц – побережье Белого студеного моря поразительно чистое. На лицах людей нет печати тревоги и задумчивости, они благодарны Богу за все, что у них есть. Водитель Андрей в беседе с нами, изрек такую фразу: «Мы рады, что вы приехали, а то в ближайшие восемь месяцев опять будем жить без людей». Жители Соловков рады приезжающим на остров паломникам, трудящимся, отдыхающим.
Жители острова не сетуют на суровый климат – продолжительные ветра, морозы свыше 40 градусов. Свои жилища отапливают дровами и углем. Они не ропщут – видимо, это святое место пропитано молитвой преподобных Соловецких святых древних времен, новомучеников и непрекращающейся молитвой монахов века настоящего.
А какая здесь сила молитвы! Божественная литургия, совершаемая и архимандритом Порфирием, и игуменом Нестором, и иереем Вячеславом, проходила будто в одно мгновение. Монашеское пение настолько богодухновенное, что, постепенно проникая в сердце, очищает душу слезами покаяния. Это состояние невозможно забыть. Проповедь архиерея – это наставление для начала исправления самого себя. Ведь самое важное для любого христианина – это сделать первый шаг к спасению своей души через покаяние.
Расставаться с Соловками не хотелось. Поселившаяся в душе грусть не отпускала и по возвращении домой. Наверное, это был зов святого Соловецкого архипелага.
Тип: Записки паломников
Издание: Клинцовская объединенная газета «Труд»