-
- События
-
Авторские галереи
- Диакон Николай Андреев
- Валерий Близнюк
- Сергей Веретенников
- Николай Гернет
- Анастасия Егорова
- Вероника Казимирова
- Иван Краснобаев
- Виктор Лагута
- Монах Онуфрий (Поречный)
- Валерия Решетникова
- Николай Петров-Спиридонов
- Михаил Скрипкин
- Геннадий Смирнов
- Сергей Сушкин
- Надежда Терехова
- Антон Трофимов
- Сергей Уткин
- Архимандрит Фаддей (Роженюк)
- Георгий Федоров
- Сергей Яковлев
- Град монастырский
- Дни Соловков
- Кресторезная мастерская
- Летопись возрождения
- Монастырский посад
- Пейзажи и путешествия
- Святые места глазами Соловецких паломников
- Скиты, пустыни и подворья
-
- Андреевский скит
- Голгофо-Распятский скит
- Никольский скит
- Савватиевский скит
- Свято-Вознесенский скит
- Свято-Троицкий скит
- Сергиевский скит
- Исааковская пустынь
- Макариевская пустынь
- Филиппова пустынь
- Архангельское подворье
- Кемское подворье
- Московское подворье
- Петербургское подворье
- Радово-Покровское подворье
1 декабря 2017 г. У самого Белого моря
По данным столичного Департамента экономической политики и развития, с начала года в Москву приехали жить и работать более 320 000 человек. Принято считать, что вся страна стремится в столицу. Однако сами москвичи все чаще покидают свой город и отправляются жить в провинцию, подальше от суеты и шума. Некоторые и вовсе стремятся покорить экзотические уголки огромной страны. И сегодня мы рассказываем о жителях мегаполиса, которые круто поменяли свою жизнь и переехали на Соловки.
Все чаще жители мегаполиса решают отказаться от суеты большого города в пользу размеренного быта в глубинке. Герои нашего репортажа уехали из Москвы на далекие и загадочные Соловецкие острова.
В истории нашей страны постоянно так или иначе упоминается этот небольшой архипелаг, окруженный ледяными водами Белого моря.
С XV века там жили, молились и вели свой суровый северный быт монахи. В XX веке, после Октябрьской революции, на территории монастыря был организован СЛОН – Соловецкий лагерь особого назначения, ставший одним из первых «камней», положенных в основании огромного механизма ГУЛАГа. В 1980-х годах на территории острова возобновилась монастырская жизнь. А в 1992 году Соловецкий историко-культурный комплекс включили в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО.
Сегодня сюда приезжают туристы и паломники со всего мира. Есть и те, кто решает здесь остаться навсегда, в их числе герои нашего репортажа, которые уехали из Москвы, чтобы жить среди безграничной красоты и тишины северного края.
Из физиков в монахини
Монахиня женского Покровского подворья Соловецкого монастыря мать Никона переехала на архипелаг в 2005 году. Решение не было спонтанным: на протяжении 10 лет она ездила в монастырь на послушание, а в какой-то момент поняла, что здесь есть необходимость в ее работе круглый год. Сейчас она руководит паломнической службой монастыря.
На первый взгляд, это удивительно, но в Москве вместе с мирской жизнью она оставила карьеру в сфере науки. Мать Никона много лет работала в Институте атомной энергии имени И. В. Курчатова, была заместителем начальника лаборатории.
– Первый раз я побывала на Соловках в 1985 году с добровольными помощниками реставраторов. У нас тут были знакомые из Курчатовского института, которые восстанавливали главки на Спасо-Преображенском соборе. А мы им помогали. Но тогда я даже не могла представить, что буду здесь жить, – поделилась воспоминаниями мать Никона.
Казалось бы, физик – человек, имеющий четкое научное представление о мире, должен быть далек от веры. Но, по словам матери Никоны, в какой-то момент приходит понимание, что есть границы, за которые научный подход познания не в силах проникнуть.
– Ну, знаете… Есть физика, потом метафизика, а потом уже вера, – улыбаясь, говорит монахиня.
Но путь к Богу для матери Никоны был не таким уж простым. Долгое время она не могла принять постриг, потому что монастырь мужской, а уезжать из столь любимого места не хотелось.
– Духовник благословил меня оставаться здесь. Он говорил: «Ты должна быть внутри монахиней, а не внешне». А три года назад совсем рядом, в Архангельске, оформилось женское Покровское подворье. И все получилось.
Мать Никона говорит, что по Москве не скучает, на Соловках она может совмещать духовную жизнь и профессиональную деятельность.
– У меня здесь на самом деле сбылась мечта детства. Мне всегда хотелось жить в таком месте, где бы рядом был лес, море, храм, дом и работа, – рассказывает монахиня. – Кроме того, Соловки – это любовь, понимаете? Нельзя объяснить, почему ты любишь этого человека, почему ты любишь это место.
Есть и еще один важный момент: дед матери Никоны был здесь в лагерные времена, и для нее молитва за пострадавших от репрессий в СЛОНе стала делом личным.
– Господь меня привел жить в то место, где прежде находился лагерный барак. Это, вероятно, какой-то Божий промысел. Может быть, мне надо тут как-то молиться по особенному, – делится мать Никона.
Возрождая старинные ремесла
Варвара и Денис окончательно перебрались на Соловки в 2011 году, но до этого они проводили здесь почти каждое лето.
– В один из визитов я решила перезимовать здесь, остров меня как-то сразу принял. Очень быстро нашлось жилье, а потом и работа в Соловецком музее, – рассказала Варвара Глаголева. – Именно здесь впервые я по-настоящему увидела красоту природы, увидела, как времена года сменяют друг друга. В Москве такого не замечаешь.
По образованию Варвара Глаголева – психолог, до переезда она вела развивающие занятия в детском центре, но теперь нашла свое призвание в гончарном деле. Когда девушка впервые попала на остров, там проходила ежегодная ярмарка, где она познакомилась с ремесленниками, делающими своими руками прекрасные вещи. Варвара почувствовала невероятно сильную тягу приобщиться к их миру. Вернувшись в Москву, она пошла на курсы гончарного дела.
История знакомства Дениса Глаголева с Соловками и с ремеслом началась одновременно, в 2007 году. Впервые приехав на остров, он стал помогать мастерам из Морского музея в строительстве корабля «Святой Петр».
– Тогда у меня не было никакого опыта, я ничего не смыслил в столярном деле, да и руками никогда особо не работал, так что учился на ходу, – рассказал свою историю Денис. По образованию он переводчик, в Москве работал в книжном магазине, был инструктором по сноуборду. Но в итоге освоение столярного, а позже гончарного дела далось ему легко. – Может быть, гены сказались. Отец у меня очень рукастый мастеровой человек, дед тоже.
Варвара и Денис поженились на Соловках, для них это место всегда было особенным, но переезжать сюда не планировали. Далеко от родных, от привычного образа жизни, суровый климат, да и бытовые условия вызывали сомнения.
– Все произошло спонтанно: мы давно хотели уехать куда-то из Москвы, но Соловки всерьез не рассматривали. Сыну было тогда чуть больше двух лет, а дочке всего 9 месяцев. Все внезапно как-то сложилось, Денису предложили здесь постоянную работу и жилье. Мы поняли, что надо ехать.
В это же время начала возрождаться местная школа ремесел, Варвара с удовольствием стала ее посещать и совершенствовать свои умения в области гончарного дела. Теперь у ее керамической посуды есть особый авторский стиль, в котором прослеживаются черты северных традиций декоративной росписи. Варвара продает свои работы через интернет и отправляет по всей России. Денис тоже заинтересовался гончарным делом и очень быстро его освоил, сейчас он преподает его в местной школе ремесел.
Дети, Герман и Аксиния, ходят в местную школу, дополнительно занимаются по классу фортепиано, но получать высшее образование обязательно поедут в Москву.
– Наш мальчик, Герман, технического склада.
Ему нравится бывать в Москве, но здесь он тоже многое любит – и лес, и костры. А девочка у нас уже решила, что станет художником, ее в большой город не тянет, ей здесь хорошо.
Но мы объясняем, что надо учиться. Но для нас сейчас главное, что здесь можно не бояться отпускать их одних на улицу, у них есть настоящее детство.
Сменил квартиру на вагончик
Судьба москвича Романа Волынца всегда была связана с Русским Севером. Наш герой родился в Москве, но вырос на приграничной заставе в Карелии, где служил его отец. Когда Роман вернулся в Москву, то никак не мог привыкнуть к жизни в большом городе.
– Я все время говорил: «Ваша Москва, она такая…, а вот у нас в Карелии…» Вот так меня товарищи и прозвали Карелом, а – смеется Волынец.
Впервые на Соловки Роман попал совершенно случайно. В 2001 году он с однокурсниками отдыхал в Карелии на реке Шуе. И один из товарищей предложил «махнуть на острова».
– Когда приехали, мы поняли, что это не просто клочок земли, на котором разрушенный монастырь, – тут целый поселок. Когда мы узнали, что есть даже магазин, это было открытием, – вспоминает Роман.
В Москве Роман работает на госслужбе, но каждый свой отпуск проводит на Соловках. И так продолжается уже много лет.
– Я некрещеный, но что-то меня здесь зацепило. Тут просто эмоциональный отдых. Я могу здесь пойти на берег моря и всю ночь один жечь костер. И для меня это абсолютно нормально.
Два месяца отпуска в этом году Роман провел в вагончике на заднем дворе дома своих друзей. Он говорит, что комфорт ему совершенно не нужен, и даже сильный запах рыбы в этом временном жилище его не смущает. Он выходит из вагончика и сразу оказывается на берегу Белого моря, а ночью слышит его шум.
Переезд на Соловки стал для Романа мечтой, за это время здесь у него появилось много друзей.
– Я пока не могу остаться насовсем по некоторым обстоятельствам, кроме того, нужно найти себе постоянное занятие, чтобы зарабатывать здесь на жизнь, – говорит Роман.
Но он уверен, что со временем все сложится, и ему больше никогда не нужно будет отсюда уезжать.
Тип: Записки паломников
Издание: Газета «Вечерняя Москва» от 30 ноября 2017 г.