Записки паломников

Лобосова З. Соловки – место молитвы, тишины, благодати

25 июля 2011 г.

Месяц назад на Соловках побывала группа паломников от Свято-Елисаветинского монастыря. Своими впечатлениями делится старшая сестра сестричества в честь преподобномученицы Великой Княгини Елисаветы Зинаида Лобосова:

Соловецкие монахи - особенные. Других таких по всей Руси не было…

Cоловецкие первосвятители - Герман, Зосима и Савватий, приплыли по Полуночному морю на безмолвный дотоле остров. Первым словом человеческим, сказанным на берегах его, было: - Хвалите имя Господне ныне и присно и во веки веков. Аминь! - повествуют древние рукописные Жития, уцелевшие от сокровищ книжной палаты Соловецкого архимандрита.

Из книги Бориса Ширяева

«Неугасимая лампада»

Все началось с благоговейного, особенного почитания митрополита Филиппа, человека, который безоглядно, до конца предался воли Божией. Митрополит Филипп был игуменом Соловецкой обители, потом митрополитом в Москве, построил Успенский собор в Кремле, где ныне покоятся его мощи.

Мы приехали на ночевку в город Кемь, на Соловецкое подворье. Были белые ночи, и мы пошли на то место, где снимался фильм «Остров».

Рано утром вышли на пристань. Пока ждали катера, соборно прочитали утренние молитвы, а после них - я даже не знаю, как это получилось - молитву нашу «О единстве» и «О строительстве храма». Оказалось, что многие из паломников ее в первый раз слышали, но как-то сразу прониклись этой молитвой. В монастырь мы приплыли на катере «Святитель Николай», вся команда которого трудится, как на церковном послушании.

Мы приехали в день памяти преподобного Иова Анзерского, Соловецкого святого. На следующий день у нас была экскурсия на остров Анзер. Узнали там еще и о святом Елеазаре Анзерском.

Поминальная Троицкая суббота, Троица, обретение мощей митрополита Филиппа. И такая полная, праздничная служба была в этот день, как у нас на Святителя Николая. После службы все выходят крестным ходом из монастыря на озеро, на водосвятный молебен, освящают воду в озере, и потом крестным ходом обходят монастырь.

Все праздничные дни мы были на службах. Мы старались быть в храме утром и вечером. В течении службы не было никакой поспешности или медлительности. Как текла служба пятьсот, триста, двести, двадцать лет назад - так и сейчас она совершается. Времени как будто нет. Вечность. У нас в монастыре на Литургии чувствуется какая-то торопливость, у всех какие-то дела, куда-то спешить надо. По сути все это, конечно, ложь, но все равно, ты во власти какой-то озабоченности. А там стоишь на службе и не надо никуда спешить. И стараешься все внимание внутреннее отдать этой службе, именно службе. Пение… Я не могу судить с профессиональной точки зрения, как поют. Но пение очень молитвенное, как пели, наверное, и пятьсот лет назад, когда все начиналось…

День на Соловках начинается перед Литургией и заканчивается после вечерней службы, тем, что молящиеся подходят к ракам с мощами преподобных Зосимы, Савватия и Германа, священномученника Петра Зверева, митрополита Филиппа, святителя Маркелла Вологодского. Монахи у мощей берут благословение - открывают стекла и прикладываются. И все, кто там был - паломники и мы - тоже после монахов могли приложиться к мощам.

Мы не слышали практически ни одного слова от монахов. Да мы их особо там и не видели. Но все там было пронизано особенным устроением: и внутренним, и внешним - от их внутреннего состояния, наверное, от молитвы, от того, что там веками стяжается Дух Святой. И все это напрямую воспринимается душой. Хотя внешне даже не знаешь, о чем сказать…

Были и экскурсии, и во всех мне виделось водительство Божие. На острове Анзер, в свое время, преподобному Иову явилась Матерь Божия с повелением построить Голгофо-Распятскую церковь. При ней скит образовался. Сам Иов до того как попал на остров Анзер из Петербурга, был духовником царской семьи при Петре I, а на Соловки был сослан в изгнание.

Голгофо-Распятский храм стоит на горе. Мне вообще не понятно, как его можно было построить. Но если так было угодно Богу и Божией Матери, то этот храм построился… Оказывается он стоит на одном меридиане с Голгофой Иерусалимской.

Хотелось еще какое-то слово от духовника обители услышать. Зашли мы в корпус монашеский. Вышел отец Герман, посмотрел на нас и сказал: «Я не знаю, что говорить, я монах. Монаху нужно каяться и молиться. У вас есть свой духовник, вот вы во всем слушайте его». И еще сказал, чтобы мы всегда поступали по совести. Если спокойно внутри, мир, значит, все по совести, а если что-то беспокоит, то надо идти к духовнику и искать причину. Вот такое слово.

Во время обзорной экскурсии мы оказались в том месте, где была могила митрополита Филиппа, а рядом - его старца, Ионы (Шамина), у которого митрополит Филипп был 28 лет в руководстве.

Старец Иона был другом и сомолитвенником преподобного Александра Свирского. Преподобный Савватий Соловецкий - преемник преподобного Кирилла Белоезерского. Кирилл Белоезерский беседовал и встречался с преподобным Сергием Радонежским… Во всем этом чувствуется преемственность… Иеромонахи, у которых мы исповедовались и с которыми беседовали, ничего не говорят от себя, они все на святых отцов ссылаются.

Еще хочу рассказать, как мы посетили Филиппову пустынь. Митрополит Филипп ушел в пустынь еще до игуменства, будучи в послушании у старца, для стяжания молитвы. Будучи игуменом, он все равно уходил туда для молитвы. Перед тем как уехать в Москву, он молился в пустыни, и там ему явился Спаситель в терновом венце, окровавленный, избитый. Святому Филиппу дано было понять, что его ожидает. А на том месте, где Спаситель явился, забил источник. Митрополит Филипп обустроил колодец возле этого источника и поставил крест. Там ощущалась какая-то чистота, намоленность: место, где не молиться ты просто не можешь, и хочется душе там быть. Не могли оттуда уйти: ну, еще немножко посидим, постоим… Одна сестра в конце концов говорит: «Что это такое? Отсюда невозможно уйти! Место держит и держит!»

Наша группа (нас было 21 человек) оказалась очень сплоченной. Чувствовалось единство, которое только от благодати Духа может быть. Мы все правила и акафисты соловецким святым и Святителю Николаю читали вместе. И все это нам было дорого.

В последний день после Литургии стали брать благословение на то, чтобы возвращаться домой. И не знаю, может, так благодать Божия действует - мы, как дети, просили благословение, и старались поспешить за иеромонахом Германом. Он одной сестре дал благословение, второй, третьей… А потом брату Игорю дает апельсин - благословляет. Брат наш взял этот апельсин, и держал его как мальчик - счастливый-счастливый… Потом мы разделили апельсин на мелкие кусочки, чтобы каждый взял. Даже корочки оставили…

Оказалось, что один из иеромонахов, отец Прокопий, очень проникся искренностью, детскостью наших сестер. Он обещал им дать отксерокопированные листочки с выдержками из святых отцов. Отец Прокопий вышел специально, чтобы проводить нас. И сестры, как дети, тоже подошли к нему под благословение.

Нас уже ожидал катер «Митрополит Филипп». Невозможно было уйти с палубы: мы все всматривались, всматривались в даль, пока монастырь совсем не скрылся за горизонтом…

Когда расставались, благодарили друг друга и просили прощения, с любовью. И я почувствовала немножко, как можно быть в единстве, в общей любви, где совершенно нет места снисходительности, а есть только понимание, желание помочь, послужить, искренне так… Это всегда чувствовалось, а в конце особенно…

Так, с благословения нашего духовника, отца Андрея Лемешонка, мы побывали в Соловецкой обители.

Источник: Сайт Свято-Елисаветинского монастыря (Минск)
Тип: Записки паломников
Издание: Сайт Свято-Елисаветинского монастыря (Минск)