-
- События
-
Авторские галереи
- Диакон Николай Андреев
- Валерий Близнюк
- Сергей Веретенников
- Николай Гернет
- Анастасия Егорова
- Вероника Казимирова
- Иван Краснобаев
- Виктор Лагута
- Монах Онуфрий (Поречный)
- Валерия Решетникова
- Николай Петров-Спиридонов
- Михаил Скрипкин
- Геннадий Смирнов
- Сергей Сушкин
- Надежда Терехова
- Антон Трофимов
- Сергей Уткин
- Архимандрит Фаддей (Роженюк)
- Георгий Федоров
- Сергей Яковлев
- Град монастырский
- Дни Соловков
- Кресторезная мастерская
- Летопись возрождения
- Монастырский посад
- Пейзажи и путешествия
- Святые места глазами Соловецких паломников
- Скиты, пустыни и подворья
-
- Андреевский скит
- Голгофо-Распятский скит
- Никольский скит
- Савватиевский скит
- Свято-Вознесенский скит
- Свято-Троицкий скит
- Сергиевский скит
- Исааковская пустынь
- Макариевская пустынь
- Филиппова пустынь
- Архангельское подворье
- Кемское подворье
- Московское подворье
- Петербургское подворье
- Радово-Покровское подворье
7 сентября 2012 г. «Не бойся Соловков – там Христос близко!»
Соловки… Для любого православного человека в нашей стране это название не является пустым звуком. С XV века эта земля освятилась подвигами иноков, а в XX веке обагрилась святой кровью новомучеников и исповедников российских, среди которых были и наши земляки.
Соловки – самый север России, это Приполярье, северная часть Онежского залива Белого моря, отсюда до Полярного круга – всего 165 километров. Из Рязани мы добирались по Мурманской железной дороге чуть больше суток. В обитель едем на монастырском катере «Святитель Филипп». Капитан сообщает, что его грузоподъемность – 10 тонн, это обнадеживает. Дорога до Большого Соловецкого острова составляет 60 километров по Белому морю и занимает 2,5-3 часа. В состав Соловецкого архипелага входят свыше ста островов, из которых шесть – достаточно большие: Большой Соловецкий, Анзер, Большая и Малая Муксалма, Большой и Малый Заяцкий. Наиболее значительным является Большой Соловецкий остров общей площадью 218 кв. километров, на котором и находится монастырь со всеми его хозяйственными постройками и несколькими скитами. Кстати, само название «Соловки», по популярной версии, происходит от слова «соловы», что переводится как «туманы».
Всех приезжающих на Соловки с моря встречает Поклонный крест в бухте Благополучия. Таких крестов мы можем найти сегодня по всему архипелагу около 20, а до революции их было более 3 тысяч. Воздвижение восьмиконечных деревянных крестов – особая традиция, которая не прерывалась на Соловецких островах и по всему Поморью на протяжении многих веков и теперь вновь возрождается: у монастыря сейчас есть своя кресторезная мастерская.
Датой основания Соловецкого монастыря является 1436 год, когда по стопам преподобного Савватия, преставившегося ко Господу годом раньше близ нынешнего Беломорска, на остров вернулся уезжавший по делам преподобный Герман с теперь уже преподобным Зосимой, также искавшим иноческого уединения. Если святой Савватий был первым основоположником иноческого жития на Соловках, то святой Зосима стал созидателем и первоустроителем обители, в то время как святой Герман был ближайшим сподвижником их обоих.
В 1548-1566 годах игуменом Соловецкого монастыря являлся ни кто иной, как будущий святитель Московский и всея Руси – митрополит Филипп (Колычев), принявший мученическую кончину от рук Малюты Скуратова, который задушил его по приказу царя Иоанна Грозного за обличение жестокости государя. При святителе Филиппе началось в монастыре каменное строительство, обитель достигла наивысшего расцвета. А уже после него, к концу XVI века Соловецкая обитель стала оборонительным форпостом на севере России – «государевой крепостью». К этому времени и относится возведение грандиозных крепостных стен и башен вокруг монастыря. Древние крепостные стены и башни – первое, что уже издалека видит всякий, приезжающий в Соловецкий монастырь по Белому морю. Невозможно описать те чувства, которые нас охватывают при приближении к Большому Соловецкому острову. Мощная, как бы рукотворная лепка стен уже с древних времен вызывала удивление и восхищение. Протяженность стен составляет около 1200 метров, толщина у основания – до 7,5 метров, высота башен – до 17 метров. За четыре столетия Соловецкая обитель так и осталась неприступной для неприятелей.
Главный собор Соловецкого монастыря – Спасо-Преображенский – тоже детище святителя Филиппа, построен в камне в 1558-1566 годах. Высота собора – 42 метра, толщина стен достигает 5 метров. В этом соборе в день памяти преподобного Германа Соловецкого прошла торжественная Божественная литургия, за которой мы на третий день своего пребывания на Соловках сподобились причаститься Святых Христовых Таин. После литургии наша духовная радость дополнилась еще и участием в торжественном крестном ходе вокруг всего монастыря.
Спасо-Преображенский собор соединен галереей с колокольней, Никольским храмом 1834 года постройки и с Успенской церковью, которая является частью большого комплекса, включающего в себя Трапезную и Келарскую палаты, поварню, пекарню и прочие подсобные помещения. Замечательна с архитектурной точки зрения Трапезная палата: ее площадь составляет 483 кв. метра, а своды опираются на стены толщиной более двух метров и центральный столп диаметром 4 метра.
К началу XX века в монастыре насчитывалось 19 церквей с 30 престолами, 30 часовен, шесть скитов и три пустыни. При обители действовали училище для детей поморов, братское богословское училище, метеостанция, радиостанция, гидроэлектростанция, литографическая мастерская, а еще биостанция – первое научное учреждение в Беломорье. В настоящее время, по словам наместника монастыря архимандрита Порфирия, в обители со всеми ее подворьями и скитами подвизается 76 монашествующих, 35 из которых – в священном сане.
Тяжелая участь была уготована Соловецкому монастырю в XX веке. В 1920-30-е годы Соловки стали всероссийским кладбищем – местом страдания и гибели тысяч узников, захороненных по всему архипелагу. В связи с этим Соловки называют еще нередко «русским антиминсом под открытым небом». В 1920 году монастырь был закрыт, а в 1923 году здесь размещен самый известный в Советской России концентрационный лагерь – Соловецкий лагерь особого назначения (сокращенно – СЛОН), преобразованный в 1937 году в Соловецкую тюрьму особого назначения (СТОН), которую закрыли в 1939 году в связи с началом войны с Финляндией.
Со всех уголков в Соловецкий лагерь свозились «враги народа», «контрреволюционеры», «иностранные шпионы» и «вредители». На Соловки ссылали иерархов Русской Православной Церкви, монахов, священников, участников Белого движения, представителей творческой интеллигенции, а с 1930-х годов – раскулаченных крестьян. В концлагере применяли изощренные издевательства, пытки, физическое уничтожение тысяч людей, так что само слово «Соловки» приобрело зловещее звучание. Точно не известно, сколько прошло узников через Соловки за 1920-1939 годы, но обычно называют цифру 80 тысяч, причем, более 40 тысяч из них легли в соловецкую землю, а на самом деле их, вероятнее всего, еще больше. Около 60 соловецких узников (архиереи, священнослужители, монахи и миряне) причислены к лику святых.
На иконе Собора новомучеников и исповедников Российских есть клеймо, посвященное Соловкам. В нем, как и на иконе Собора новомучеников и исповедников Соловецких, изображены два самых страшных места Соловецкого лагеря – Секирка и Голгофа. Посещению этих мест, наравне с участием в богослужениях, наша рязанская группа посвятила второй и третий дни своего пребывания на Соловках.
Печально известная «Соловецкая Голгофа» – это гора высотой 64 метра, расположенная на втором по величине острове Соловецкого архипелага – Анзере, что в переводе означает «вытянутый». Остров Анзер имеет площадь 48 кв. километров и находится в 22 километрах от монастыря. Это ближе к северной оконечности Большого Соловецкого острова и еще ближе к Полярному кругу. В 1620 году на Анзере поселился преподобный Елеазар, который основал здесь Свято-Троицкий скит. Самым известным пострижеником этого скита стал ближайший и любимый ученик преподобного Елеазара – будущий Патриарх Никон, он провел на Соловках три года.
Осенью 1702 года на острове Анзер поселился иеромонах Иов (в схиме – Иисус, в честь Иисуса Навина), духовник царя Петра I, его сестер и семьи, попавший в опалу и сосланный государем на Соловки. Ровно 300 лет назад, 1 июля 1712 года произошло явление Пресвятой Богородицы преподобному Иову. Царица Небесная повелела старцу: «Гору сию нареки второй Голгофой, потому что со временем ей придется много пострадать и стать неисчислимым кладбищем. На вершине горы построй храм во имя Распятия Моего Сына. Я же во век пребуду в месте сем». Так был основан Голгофо-Распятский скит. Недалеко от Голгофы стоит сегодня часовня, в которой находится большая икона, изображающая чудесное явление Божией Матери преподобному Иову, а прямо под ней – несколько маленьких ламинированных иконок, и в их числе – образ святителя Василия Рязанского! Очевидно, что и его благословением сподобились мы побывать на святом Анзере.
В годы существования лагеря остров Анзер стал 6-ым отделением СЛОНа. В Свято-Троицком скиту содержались политзаключенные, женщины с грудными детьми, православное и католическое духовенство, инокини из разных монастырей. Там же была администрация 6-го отделения. В Голгофо-Распятском скиту был устроен больничный стационар, где, по выражению А.И. Солженицына, «лечили смертью». В середине 1920-х годов в лагере разразилась эпидемия тифа, и всех заболевших складировали прямо в крошечном Воскресенском храме у подножия Голгофы, их и не лечили вовсе, а просто бросали умирать. Это место в лагере прозвали «кровавой харчевней». Одним из последних от тифа умер на Голгофе в 1929 году священномученик Петр (Зверев), архиепископ Воронежский и Задонский.
Таким образом, сегодня Соловецкая Голгофа вся сплошь обагрена кровью новомучеников и является братским кладбищем для умеревших здесь от болезней, холода и голода. Теперь стало понятным пророчество Пресвятой Богородицы, сказанное Ею преподобному Иову Анзерскому. Уже в наши дни, просто взглянув на карту, обнаружили непростое совпадение: вторая Голгофа, что на Соловках, находится на одной широте с первой Голгофой, что в Иерусалиме – 360 восточной долготы! У подножия горы Голгофы 3 июля 1994 года был установлен Поклонный крест в память о новомучениках и всем пострадавших на Соловках. А в советские годы, когда ставить кресты категорически запрещалось, рядом с храмом Распятия Господня у вершины Голгофы выросла береза в виде креста.
В настоящее время в обоих скитах на острове Анзер постоянно проживают круглый год несколько насельников, почти регулярно совершаются богослужения, и на этих святых местах снова возносится молитва ко Господу.
Второе страшное место Соловецкого лагеря – Секирная гора, расположенная на севере Большого Соловецкого острова, высотой 74 метра. В двух километрах от этой горы в далеком 1429 году впервые поселились преподобные Савватий и Герман, теперь там почти возрожден Савватиевский скит с построенной в 1857-1860 годах церковью в честь Смоленской иконы Божией Матери, которую уже после нашего отъезда (20 августа 2012 года) освятил после реставрации Святейший Патриарх Кирилл. В 1923-1925 годах в Савватиевском скиту содержались политзаключенные – эсеры, меньшевики и анархисты, затем организован сельхоз, а в 1942-1945 годах именно там были учебные классы и штаб Школы юнг, которая поселилась на Соловках после закрытия лагеря.
Интересна история названия горы. Однажды на месте нынешнего Савватиевского скита преподобный Савватий молился в келье и услышал крики женщины. Выяснилось, что местные рыбаки возревновали остров к инокам и сами захотели жить на нем, а для этого поселили здесь одну семью, чтобы иноков выжить отсюда. И жене рыбака явились двое светлых юношей, которые стали сечь ее прутьями, говоря: «Уходите с этого места, вам нельзя здесь жить. Устроится тут жилище иноческому чину, и соберется множество монахов во имя Божие». Таким образом, явлено было особое Божие благоволение к основанию обители на Соловках, а чудесное событие, описанное выше, и дало название горе – Секирная, от слова «высечь».
На самой горе лишь в середине XIX века обжились монахи, был основан Свято-Вознесенский скит. В 1860-1862 годах на вершине был построен двухэтажный храм в честь Вознесения Господня. Во времена СЛОНа на Секирной горе располагалось 4-е отделение Соловецкого лагеря – штрафной изолятор. «Штрафников» содержали в храме в очень суровых условиях. Храм не отапливался, а одежду соловецким заключенным выдавали только на время выполнения работ, и в сильные морозы их укладывали в Вознесенском храме на полу в четыре яруса, чтобы они могли согреться друг от друга. За Вознесенским храмом вниз идет узкая деревянная лестница в 294 ступени. Сама Секирная гора – довольно высокая и при этом очень крутая. Бывало, узника привязывали к бревну и спускали катиться вниз кубарем – это был один из видов казни. У подножия горы часто проводились расстрелы заключенных, что и изображено на клейме в иконе Собора новомучеников и исповедников Российских, а на заднем плане – та самая крутая лестница. У подножия горы, рядом с этой лестницей, еще в 1992 году был установлен первый на Соловках Поклонный крест соловецким новомученикам и всем пострадвашим в лагерное время на Соловках. Здесь мы с содроганием сердца пропели Вечную память.
Кроме этого, на склоне Секирной горы, недалеко от храма, в 2000-е годы еще были обнаружены массовые захоронения расстрелянных. Именно на Секирке массово приводились в исполнение почти все смертные приговоры соловецких узников. Известно об одном чекисте, который лично расстрелял на Соловках 1111 человек! Рядом с обнаруженным на Секирной горе кладбищем установлен Поклонный крест красного цвета – как напоминание об обильно пролитой здесь мученической крови. У этого креста приглашенный сопровождать рязанскую группу священник Евгений Аленин, член Епархиальной комиссии по сохранению подвига новомучеников и исповедников Рязанских, рассказал немного о тех новомучениках земли Рязанской, которые тоже прошли через Соловецкий концлагерь. Это священномученики Иувеналий (Масловский), архиепископ Рязанский и Шацкий, Игнатий (Садковский), епископ Скопинский, протоиерей Сергий Правдолюбов, священник Николай Правдолюбов, мученики Владимир Правдолюбов и Вера (Самсонова) Касимовская. По словам Патриарха Кирилла, «страдания тех, кто мученически завершил на Соловках свою жизнь, являются драгоценными семенами христианства для нашего народа».
На обратном пути от Секирной горы в монастырь наша группа посетила еще и Макарьевскую пустынь, основанную в 1822 году при архимандрите Макарии и получившую его имя. В настоящее время Макарьевская пустынь на Соловках – это уникальный, самый северный Ботанический сад России, в нем растут более 700 видов растений. В 2003 году в организованной здесь «Аллее друзей Соловков» принц Уэльский Чарльз собственноручно посадил сибирскую пихту, которая заметно подросла за 9 лет.
Нельзя не сказать и о природе Соловков вообще, ведь она уникальна: здесь можно встретить природные комплексы, которые на материке отстоят далеко друг от друга на многие сотни километров. В Белом море обитает около 1500 видов животных и растений. Пользуясь случаем, на берегу Анзера мы воспользовались возможностью сорвать и попробовать настоящую свежую ламинарию (морскую капусту). На Соловецких островах есть почти все виды ягод, очень много грибов, всё это здесь не ищут, а просто собирают, причем, всё – экологически чистое. Монахи даже на Анзере выращивают те же овощи, что и мы у себя в средней полосе. Картофель они высаживают в июне, но он успевает вырасти достаточно крупным, поскольку здесь продолжителен период «белых ночей», благодаря чему все овощи получают всего за месяц примерно столько же света, сколько их собратья, например, на Украине. И что замечательно, на Соловках нет колорадского жука, равно, как и других каких-либо вредителей. Нет здесь змей и клещей. На Соловецком архипелаге из млекопитающих прижились лишь зайцы, белки, лисы и мыши, так что единственные хищники здесь – комары.
Неповторимы и незабываемы многочисленные красивейшие и разнообразные пейзажи Соловецких островов. Особенно прекрасны и удивительны пейзажи Большого Заяцкого острова, посещением которого ознаменовался наш последний четвертый день пребывания на Соловках. Этот остров площадью всего в 1,5 кв. километра расположен в 5 километрах от Большого Соловецкого острова, на нем находится Свято-Андреевский скит Соловецкого монастыря. Здесь в XVI веке святитель Филипп устроил каменную гавань для приема паломников на случай сильного шторма, поскольку берег у этого острова не такой высокий и каменистый, и в непогоду к нему было легче причалить, чем к Большому Соловецкому. На Большом Заяцком острове сохранилась маленькая уютная деревянная церковь в честь святого апостола Андрея Первозванного, построенная в 1702 году шестерыми моряками под руководством царя Петра I. Как это ни странно, но она смогла сохраниться в неизменном виде даже в годы гонений и сегодня является уникальнейшим памятником деревянного зодчества на Русском Севере. Богослужение в этом храме совершается один раз в году – 13 августа, на праздник Собора двенадцати апостолов. Монахи в Андреевском скиту не живут, лишь в летний период на острове дежурит охранник.
Завершая паломничество на Соловки, наша группа решает просто прогуляться по посаду рядом с Соловецким монастырем. В настоящее время вокруг обители раскинулся небольшой поселок Соловецкий, население которого составляет всего около 1000 человек. Поселок организован в 1944 году и относится к Приморскому району Архангельской области. Сейчас на Большом Соловецком острове есть средняя школа, больница. Продуктами и промышленными товарами обеспечивает соловчан Соловецкое райпо. Электрической и тепловой энергией население и организации поселка снабжает Дизельная электростанция, отопление – печное.
На берегу бухты Благополучия, противоположном от Святых врат обители, мы находим замечательный Соловецкий морской музей. Его организовали и 30 июля 2007 года торжественно открыли Соловецкий монастырь и некоммерческая организация «Товарищество Северного Мореходства». Музей разместился в амбаре для гребных судов – памятнике монастырского морского хозяйства 1841 года, на втором ярусе. Он рассказывает об истории поморского судостроения и судовождения, а также о той роли, которую несколько столетий подряд играл Соловецкий монастырь в развитии мореходства и в духовном освоении Русского Севера. Гармонично включена в художественно-смысловое пространство музея настоящая верфь, расположенная на первом ярусе, где ныне строится реплика исторического корабля – государевой яхты «Святой Петр», созданной в Архангельске для Петра I в 1693 году.
Как это не печально, подошло к концу благодатное паломничество нашей рязанской группы в Соловецкий Спасо-Преображенский монастырь, пора возвращаться на материк, чтобы успеть к поезду. Нередко Соловецкий монастырь называют «Северным Афоном». Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, посещая Голгофо-Распятский скит на Анзере в 2010 году, в частности, сказал: «Я не случайно сравниваю эти места с Афоном, потому что в таких местах особым образом явлена благодать Божия нашему народу. Через кровь, через страдания, через сильную веру, через глубокую и сердечную молитву здесь присутствует эта благодать». Бесспорно, что каждый из нашей рязанской группы-десятки, побывавшей на Соловках, как и, наверное, всякий, посетивший эти святые места, смог ощутить и получить ту самую Божию благодать, духовное подкрепление и утешение. А еще мы получили незабываемые впечатления от архитектуры и природы Соловецкого архипелага, а также немало полезных знаний в области истории России и Русской Церкви и даже биологии и географии. Благодарим Господа за дар душевного мира, покоя, горячей молитвы.
Один из узников Соловецкого лагеря особого назначения, писатель Борис Ширяев, описавший в своей книге «Неугасимая лампада» время пребывания на Соловках, вспоминал слова выдающегося русского художника Михаила Нестерова, сказанные ему перед отправкой в ссылку: «Не бойся Соловков – там Христос близко!». Пожалуй, все мы убедились в истинности этих слов, соприкоснувшись с Великой святыней – преблагословенной Соловецкой обителью!
Материал публикуется с сокращениями, полную версию можно будет прочитать в очередном, 4-м номере журнала «Рязанский церковный вестник», который скоро выйдет в свет.
Тип: Записки паломников
Место: Соловки
Издание: Журнала «Рязанский церковный вестник» №4 2012 г.