-
- События
-
Авторские галереи
- Диакон Николай Андреев
- Валерий Близнюк
- Сергей Веретенников
- Николай Гернет
- Анастасия Егорова
- Вероника Казимирова
- Иван Краснобаев
- Виктор Лагута
- Монах Онуфрий (Поречный)
- Валерия Решетникова
- Николай Петров-Спиридонов
- Михаил Скрипкин
- Геннадий Смирнов
- Сергей Сушкин
- Надежда Терехова
- Антон Трофимов
- Сергей Уткин
- Архимандрит Фаддей (Роженюк)
- Георгий Федоров
- Сергей Яковлев
- Град монастырский
- Дни Соловков
- Кресторезная мастерская
- Летопись возрождения
- Монастырский посад
- Пейзажи и путешествия
- Святые места глазами Соловецких паломников
- Скиты, пустыни и подворья
-
- Андреевский скит
- Голгофо-Распятский скит
- Никольский скит
- Савватиевский скит
- Свято-Вознесенский скит
- Свято-Троицкий скит
- Сергиевский скит
- Исааковская пустынь
- Макариевская пустынь
- Филиппова пустынь
- Архангельское подворье
- Кемское подворье
- Московское подворье
- Петербургское подворье
- Радово-Покровское подворье
13 сентября 2007 г. Хождение на Соловки
Стоят Соловки, значит, жива Россия, – так говорили в старину. В самые трудные для страны времена – войн и смут – к этой самой северной православной обители были обращены взоры всякого русского человека. Но, несмотря на расстояния – а до Нижнего Новгорода отсюда дальше даже, чем до Северного полюса! – и сегодня Соловки многими духовными нитями связаны с Нижегородским краем.
По городам и весям встают придорожные кресты, устанавливаемые на срубах, именуемые «Соловецкими». Помнят в Нижнем священномученика Петра (Зверева), бывшего в 1919–1921 годах викарием Нижегородской епархии. Епископ Петр был арестован НКВД и впоследствии принял мученический венец в Соловецком лагере на острове Анзер. Многие столетия почитали нижегородцы святых основателей обители преподобных Савватия и Зосиму и посвящали им деревянные храмы, построенные по образу каменных церквей северной обители. Один из них находится в селе Троицкое Воскресенского района. Он уцелел в годы советского лихолетья, а легендарная история его строительства соловецкими монахами стала отправным пунктом необычного паломничества на Соловки, организованного нынешним летом Паломническим центром Нижегородской епархии.
– Необычное путешествие в дальнюю северную обитель – это проверка и для самих паломников, и для устроителей,– рассказывает сотрудница Паломнического центра Татьяна Ефимова.– За полгода мы подали заявку, но подготовка началась еще раньше: изучали историю Соловецкого монастыря, настраивались на встречу с северной твердыней, ее преподобными основателями, суровой природой, морем, святыми для каждого местами…
– Однажды, приехав в Новый Иерусалим, в Истру, и придя ко Гробу Господню, я повстречала двух человек, один из которых был монах,– вспоминает Татьяна. – «Это из Соловков батюшка приехал», – объяснила мне служительница. Когда все мы приложились ко Гробу и уже хотели уходить, я, мечтавшая о Беломорье, набралась смелости и подошла к монаху: «Батюшка, благословите поехать на Соловки». Священник благословил, поездка состоялась, и только недавно, уже в Нижнем, просматривая книгу «В отоце океане-море» о Соловецком монастыре, на одной из фотографий узнала того монаха – это был соловецкий игумен Герман.
Кемь – «Ворота Соловков»
Но вот сборы позади. Поездом через Москву, а потом автобусом нижегородские паломники добрались до Кеми.
– Кемь – это поселок на берегу Белого моря,– продолжает свой рассказ Татьяна,– его можно назвать воротами Соловецкого архипелага. Отсюда до обители – 60 км морем. Кемский скит построили в старину соловецкие монахи, чтобы паломники могли здесь переночевать, отдохнуть, переждать непогоду.
Еще недавно небольшую часовенку и нехитрые постройки мало кто замечал: до самих Соловков рукой подать, а тут неприметная ветхая часовня… Теперь все изменилось. Сегодня кемский скит стал достопримечательностью: здесь снимался фильм Павла Лунгина «Остров».
Кто в море не бывал…
– До нашего приезда неделю из-за шторма корабли не ходили, – рассказывает Татьяна, – и подворье пустовало. Мы постоянно справлялись о погоде, но, конечно же, понимали: все в руках Божиих. Могло так получиться, что вообще на архипелаг не попали бы, не приняли бы нас Соловки. Когда мы шли в порт, была лишь одна мысль: только бы выйти в море, а там – уж как-нибудь доплывем.
Но легко сказать: доплывем! Для людей сухопутных путешествие по неспокойному морю, конечно же, испытание не из легких.
– Недаром же в старину говаривали: кто в море не бывал, тот горя не видал, тот Богу не маливал, – вступает в разговор паломница Ирина. – Не передать словами это чувство очищающего преодоления: туман, качку, обжигающую морскую воду, соль на лице, на губах…
И все же самым сильным впечатлением того незабываемого дня стал момент, когда после трех часов хождения по морю путешественники увидели в туманной дымке Соловецкий остров. Все с нетерпением высыпали на палубу, разглядывали собор, маковки церквей, крепостные стены, башни…
Другой мир
И вот наконец твердая почва под ногами! В бухте Благоденствия сходящих на берег паломников встречают камни… и лежащий на боку старый проржавленный ветеран-катер.
На островах – совершенно иной мир, святость которого действует на всех: на паломников, на местных жителей.
– Что же такого особенного в соловецком укладе?– интересуюсь я.
– Суровость и аскетичность, – было общее мнение. Здесь все сурово и просто, нет никаких излишеств.
– Мы приехали на острова в середине июля, – поясняет Ирина, – термометр показывал 13 градусов тепла. Шквальный ветер, моросящий дождь заставляли нас кутаться в дождевики, греться. Пожив несколько дней в таких, по здешним меркам, «летних», «мягких» условиях, мы смогли прочувствовать всю мощь северной природы и мужество людей, которые здесь живут и борются за существование круглый год.
Так было в древности, когда на пустынный архипелаг пришли первые соловецкие подвижники преподобные Савватий, Зосима и Герман. Эта борьба продолжается и сегодня.
Здесь снова живет молитва
Четыре дня на Соловках заключили в себе насыщенную программу, но тем не менее наши паломники снова и снова возвращались в кремль, бродили по многочисленным дворикам, улочкам, переходам этой величественной обители-крепости, сооруженной вручную из громадных камней.
– Местный экскурсовод показала нам макет обители, – рассказывает паломник Дмитрий, – и мы словно с высоты птичьего полета увидели то место, где нам предстояло несколько дней жить, а в тот день – обойти.
Главным событием первого дня стало посещение храма святителя Филиппа, в котором покоятся святые мощи преподобных Савватия, Зосимы и Германа Соловецких, а также священно-мученика Петра (Зверева), архиепископа Воронежского. Нижегородцы с благоговением приложились к святыням, и хотя все сильно устали, остались на всенощную.
Многие из соловецких храмов еще стоят в лесах, не везде еще достаточное убранство, но дух монашеского делания уже давно обладает всеми Соловками. Здесь снова живет молитва.
Братия монастыря сегодня насчитывает 29 монахов. Двое из них – Герман и Савватий – были у истоков возрождения обители. Примечательно, что игумен Герман, игумен Зосима и иеромонах Савватий были пострижены в монашество с именами святых соловецких первоначальников. С тех пор при постриге все насельники монастыря нарекаются в честь соловецких святых.
Нижегородцев поразила доступность соловецких монахов. Они изолированы в бытовом плане, но подойти и спросить совета и благословения можно у каждого.
– Во многих больших монастырях к старцу практически невозможно попасть,– отмечают паломники. – А здесь, на Соловках, отслужив службу, он выходит с крестом, и каждый может неспешно приложиться и что-то спросить или даже испросить времени для беседы.
– В один из дней мне захотелось пойти на исповедь, – поделился Георгий.– Батюшка разговаривал со мной 40 минут. Он уделил мне, приезжему паломнику, каких здесь бывает сотни, целых 40 минут времени! Через эти 40 минут мне показалось, что этого человека я знаю всю свою жизнь…
Страна великанов духа
Паломникам посчастливилось увидеть не только церковную и хозяйственную жизнь монастыря. Вот трудники работают на восстановлении храмов, монахи идут в церковь, а это послушники несут продукты в трапезную. Все эти картины как бы существовали вне времени. А может быть, просто они возвращали в прошлое?
– На многих вещах в обители я видел старинные клейма и даты, – рассказывает паломник Дмитрий. – Так важно почувствовать, что этот вал, колесо электростанции (кстати, первой в России!), деревянные трубы водопровода, кирпичная кладка – настоящие, старинные, древние.
– Соловецкий кремль завораживает и притягивает, его строители и нынешние обитатели вызывают уважение,– говорит Ирина. – Сейчас, по прошествии времени, я часто просматриваю свои паломнические фотографии, вспоминаю эти грандиозные палаты, переходы, крепостные стены, выложенные из гигантских “филипповских” кирпичей, хозяйственные дворы с огромными бочками. Там чувствуешь себя лилипутом в стране великанов. Кажется, что в древности здесь жили не люди, а какие-то исполины, великие душой и сами огромные…
Особенно ярко запомнится паломникам первая встреча с Соловками: бушующее противоборство камней и океана, величавые стены кремля, глядящиеся в воды Святого озера… Они спокойны, а это значит, назавтра успокоится и океанская стихия, и Соловки будут открыты для новых паломников.
Тип: Записки паломников
Место: Соловки
Издание: Нижегородские епархиальные ведомости (Нижний Новгород) № 17 от 13.09.2007 г.