Записки паломников

Поездка на Соловки

18 ноября 2012 г.

В июне-июле учащиеся взрослой воскресной школы при храме преображения Господня в Люрерцах вместе со своим преподавателем Александром Матвеевичем Костёркиным совершили паломническую поездку на Соловки.

Дорога предстояла нелёгкая, поэтому мы предварительно взяли благословение у священников храма Преображения Господня в Люберцах и у монахов подворья Соловецкого монастыря в Москве.

На поезде Москва-Мурманск доехали до станции Кемь. Там переночевали на Соловецком подворье, а утром на монастырском катере «Святитель Николай» отправились на острова. В пути читали акафист преподобным Зосиме, Савватию и Герману, Соловецким чудотворцам.

Белое море встретило нас ласково, шторма не было. Стояли белые ночи, солнце светило круглые сутки.

Немного на Земле таких мест как Соловки. Они находятся в 165 км от Полярного круга. Шесть больших и множество мелких островов, вместе взятые, составляют архипелаг, но при этом каждый остров не похож на другой.

Самый значительный остров архипелага – Большой Соловецкий. Протяжённость его с севера на юг – 24 км, а с запада на восток – 16 км, а длина изрезанной береговой линии составляет 181 км.

После расселения и трапезы мы отправились на четырёхчасовую экскурсию по Соловецкому кремлю. На Соловках кремль видно отовсюду. Это самая большая знаменитость архипелага, и история хранит легенды о его создании.

Начало каменного строительства на Соловках относится к середине XVI века, когда была воздвигнута трёхглавая Успенская церковь с трапезной и келарской палатами. Возвели её новгородские мастера.

В 1429 году на Большом Соловецком острове вблизи Секирной горы поселились иноки Савватий и Герман. После смерти Савватия на Соловках появился ещё один отшельник – Зосима. К Зосиме и Герману стала собираться братия. Отгородившись от мирской суеты, монахи жили замкнутой жизнью, принося обеты бедности, целомудрия и послушания. С тех пор главной особенностью Соловков стала их духовная атмосфера, как говорят православные – «намоленность». Соловки освящены Божией благодатью, которую стяжали поколения подвижников-иноков, своими молитвами.

Монахи копали огороды, валили лес, вываривали из морской воды соль, строили церкви, крестили жителей Беломорья.

В середине XVI века игуменом монастыря стал энергичный и деятельный Филипп Колычев, будущий митрополит. С его именем связано становление и процветание Соловецкого монастыря. При нём были возведены грандиозные каменные храмы, Святое озеро соединено с 52 озёрами. Святое озеро обеспечивало кремль питьевой водой. Монахами были построены водяная мельница и в начале XX века гидроэлектростанция.

Через монастырское хозяйство: рыбную ловлю и пекарню, портомойни и столярные мастерские, сушилки и коптильни – прошли тысячи трудников и паломников.

Поражает инженерная мысль иноков, создавших в XVIXVII веках отопление, водоснабжение монастыря, огромная хозяйственная деятельность и трудолюбие братии.

Мы осмотрели Спасо-Преображенский Собор, Никольскую церковь, Успенскую и Благовещенскую церкви и остались помолиться на вечернем богослужении в Филипповской церкви. Здесь проходят регулярные богослужения, находятся мощи преподобных Зосимы, Савватия и Германа Соловецких.

В день нашего прибытия на вечерней службе читался акафист Преподобным Соловецким Чудотворцам. Богослужения на Соловках поражают своей красотой и лёгкостью. О времени забываешь совершенно. Греческий распев молитв проникает в душу, слышится чётко каждое слово богослужения, чувствуется единение и глубина общей молитвы. После службы все подходят к мощам преподобных Германа, Савватия и Зосимы.

Ощущение чуда не покидало нас все пять дней пребывания на Соловках.

Мы перенесли расписание трапезы так, чтобы не пропустить ни одного утреннего и вечернего Богослужения. Каждый день начинался в 6.00 утра с участия в Братском молебне и заканчивался в 21.10 после завершения вечернего Богослужения. Солнце светило и в 12 часов дня и в 2 часа ночи. Спали только по нескольку часов, из-за необходимости восстанавливать силы.

На второй день пребывания на Соловках была экскурсия на Секирную гору в Свято-Вознесенский скит. В 1862 году на горе был построен Свято-Вознесенский храм, в верхней башне которого оборудовали маяк.

В страшные годы соловецких лагерей здесь располагался самый жестокий штрафной изолятор и исполнялись расстрельные приговоры.

В 1920 году монастырские колокола отзвонили в последний раз, обитель закрыли, а три года спустя на Соловки прибыл первый пароход, доставивший партию заключённых, которая одна своей численностью превышала всю череду прежних узников монастыря. Так возникли Соловецкие лагеря особого назначения (сокращённо СЛОН), подведомственные ОГПУ.

Само слово «Соловки» превратилось в синоним расправы, название места, откуда не возвращаются. Среди высших иерархов Русской Православной Церкви, томившихся на Соловках, были митрополиты, архиепископы, епископы и архимандриты. Большинство из них были замучены и расстреляны на Соловках или в местах пересылки.

На юбилейном Архиерейском Соборе в 2000 году были канонизированы Церковью более тридцати новомучеников и исповедников Соловецких и установлено празднование Собора новомучеников и исповедников Соловецких (23 августа).

Мы постояли у братских могил, сердечно помолились о людях, отдавших свою жизнь на этой святой земле. Невольно вспомнилась Служба Патриарха в Бутово, посвящённая исповедникам и новомученикам  Российским.

Следующим пунктом экскурсии была Макарьевская пустынь. Здесь в 1822 году при архимандрите Макарии был создан монастырский сад, где выращивались редкие сорта деревьев и растений. С устройством в 1865 году воскобелильного завода, по трубам, проложенным под землёй, тепло подавалось от печей в парники, и монахи выращивали здесь арбузы, дыни, персики. До настоящего времени огромное количество цветов и растений радует в этом месте паломников и гостей монастыря.

На вечерней службе служили панихиду. Молились обо всех усопших родных и всех тех, кто отдал свою жизнь на Соловках.

В третий день мы после утренней службы и трапезы получили послушание в виде прополки цветочных клумб и уборки храмов. Мужчины отправились собирать грибы. Работали дружно и с удовольствием в течение 6 часов. Когда вернулись наши грибники, мы открыли рты от удивления.

Вот это урожай! Целые пакеты подосиновиков, подберёзовиков и белых. Грибы с картошкой жарили три дня.

Вечером готовились к Всенощной. Все собирались исповедоваться.

Господь подарил нам ещё один праздник – в воскресение отмечалось 300-летие со дня явления Божией Матери преподобному Иову Анзерскому! Воскресная праздничная Божественная Литургия под руководством архимандрита Германа останется в памяти надолго. Почти все причастились.

После службы был крестный ход вокруг Соловецкого монастыря.

После праздничной трапезы мы отправились в лодочный поход по каналам и озёрам.

Мы плыли по рукотворным каналам, выложенным иноками, и наслаждались пением птиц, красотой окружающей природы, солнцем и голубым небом. Господи! Слава Богу за всё!

Наши мужчины устроили соревнования на лодках.

В последний пятый день мы посетили святой остров Анзер.

На острове Анзер два скита: Свято-Троицкий (основан в 1621 году) и Голгофо-Распятский (основан в 1713 году). Устроителем Свято-Троицкого скита считается преподобный Елеазар. Стремясь к отшельнической жизни инок в 1615 году удалился на этот остров. Слава о пустынножителе добралась до царского двора, и на пожертвования царицы Марфы в 1621 году была построена деревянная церковь во имя Живоначальной Троицы  с приделом в честь преподобного Михаила Малеина (небесного покровителя царя Михаила Фёдоровича). Среди учеников преподобного Елеазара был будущий патриарх Никон.

Основателем Голгофо-Распятского скита является преподобный Иов. В 1712 году он удостоился видения Пресвятой Богородицы, которая повелела ему основать здесь скит, а гору назвать Голгофой. На горе в 1713 году была возведена церковь в честь Распятия Господня, а на месте явления Божией Матери была поставлена церковь Воскресения Христова.

Посетив все скиты, помолившись, мы, прошагав 12 км по острову, вернулись на катер. Это был последний день. Впереди дорога домой. Непостижимо! Хочется остановить время.

Незаметно доплыли до Кеми. Первый вопрос в поезде – когда снова поедем на Соловки?

Великая благодарность Господу Богу нашему за эту поездку!

Грусть от расставания…

И всё-таки надежда – до скорой встречи, Соловки!

Ольга, участница поездки

Источник: Сайт храма Преображения Господня г. Люберцы
Тип: Записки паломников
Место: Соловки
Издание: Сайт храма Преображения Господня г. Люберцы