-
- События
-
Авторские галереи
- Диакон Николай Андреев
- Валерий Близнюк
- Сергей Веретенников
- Николай Гернет
- Анастасия Егорова
- Вероника Казимирова
- Иван Краснобаев
- Виктор Лагута
- Монах Онуфрий (Поречный)
- Валерия Решетникова
- Николай Петров-Спиридонов
- Михаил Скрипкин
- Геннадий Смирнов
- Сергей Сушкин
- Надежда Терехова
- Антон Трофимов
- Сергей Уткин
- Архимандрит Фаддей (Роженюк)
- Георгий Федоров
- Сергей Яковлев
- Град монастырский
- Дни Соловков
- Кресторезная мастерская
- Летопись возрождения
- Монастырский посад
- Пейзажи и путешествия
- Святые места глазами Соловецких паломников
- Скиты, пустыни и подворья
-
- Андреевский скит
- Голгофо-Распятский скит
- Никольский скит
- Савватиевский скит
- Свято-Вознесенский скит
- Свято-Троицкий скит
- Сергиевский скит
- Исааковская пустынь
- Макариевская пустынь
- Филиппова пустынь
- Архангельское подворье
- Кемское подворье
- Московское подворье
- Петербургское подворье
- Радово-Покровское подворье
1 сентября 2003 г. Дневниковые записи на Анзерском острове
Неожиданным и невероятным прозвучало предложение предпринимателя из г. Климовска Ю. Е. Степанова, сделанное им по телефону, о поездке на Анзерский остров по договоренности с настоятелем Голгофо-Распятского скита иеромонахом Евлогием. Я знал, что Юрий Евгеньевич на протяжении ряда лет оказывает помощь монастырям и церквям. Но Анзер - особое святое место для каждого русского человека. Русский Афон! Русская Голгофа! Изолятор СЛОНа! Это все он - Анзерский остров.
По размеру он 2-ой после Соловецкого – 46,9 кв. км и более 70 озер. Сюда уединялись монахи, которым суровое соловецкое бытие казалось шумным и мягким. Они принесли с собой особенное уединение и умиротворение, круглогодичный строгий пост.
На Анзерском острове никогда не жили мирские люди, хотя по земным понятиям остров – сущий рай. Отсутствие змей, клещей. Волки то ли с незапамятных времен не жили на острове, то ли они ушли в одно время с уходом с Соловецких островов. Во всяком случае, когда здесь принудительно пытались поселить волчицу для ограничения только здесь прижившегося со времен святителя Филиппа (Колычева) стада оленей, то по зиме она ушла и была найдена на другом острове, изрезанная льдинами. Волчица уходила с острова, в том числе вплавь. На острове - изобилие грибов, северных ягод (морошка, брусника, вороника, черника, голубика и др.), отменные рыболовные угодия, любопытные тюлени и не менее любопытные зайцы. Здесь в огромных чанах (цренах) добывали соль, но не жили никогда. Это – сугубо монашеский остров.
Археологические раскопки, проведенные в 3-х различных частях острова: мыс Колгуев, Капорская губа и Троицкая губа свидетельствуют о том, что со П тысячелетия до н. э. сюда приезжали для совершения обрядов и из отдаленных мест, оставив в изобилии каменные лабиринты, пирамиды, курганные насыпи, гряды, дольменообразные сооружения, хранящие загадку верований и представлений об окружающем мире древнейших обитателей Беломорья. Найдено множество предметов культового назначения, только не найдено никаких следов проживания. Язычники берегли святость острова, как величайшую ценность и не селились здесь. Точную оценку дал островам Пришвин: «Эта природа как бы еще не доразвилась до греха». И только люди, грехом извратившие образ и подобие Божие, смогли принести сюда зло. И как добро здесь пребывает в неизмеримых масштабах, в таких же количествах пребывало зло.
С
А кругом природа доброты необычайной. Действия врага рода человеческого в таком месте особенно яростны.
Мы едем на Соловки
Сутки в поезде Москва-Мурманск, и мы вчетвером выходим в Кеми на привокзальную площадь. Здесь стоит, мягко говоря, автобус, хотя это слово явно не соответствует облику тарахтящего чудовища. Фыркая, чихая, отчаянно дымя
Краткий сон в гостинице для паломников.
В 8 часов отплывает теплоход «Василий Косяков», через 2 часа с небольшим выходим на деревянный настил причала Соловков. Публика на теплоходе, в основном, паломническая. Диссонансом выглядят иностранцы внизу в каюте с их роковой музыкой.
Соловецкий кремль вырастает посреди сурового северного моря каменным великаном. Здесь величественно все: огромные камни, рукотворная дамба, толщина и неприступность монастырских стен, выдержавших восьмилетнюю оборону от царских войск, рукотворные каналы, соединяющие 52 озера, озеро-садок для разводимый красной рыбы и хариусов, небывалый для северных широт ботанический сад. Но, главное, здесь жили и работали величественные люди, под стать тому, что они созидали. Здесь труд считали средством духовного спасения, отождествляя его с молитвой.
40 минут пешком до Долгой губы, где стоят карбасы и доры местных жителей. Их совсем немного, около 850 человек.
Необычайно живописная Долгая (Глубокая) губа, соединенная с морем узким проливом Железные ворота, мощно вдается в территорию Б. Соловецкого острова с востока. Ее площадь составляет 12,8 кв. км, глубина местами достигает
По морю плыли через Железные ворота по сулою при полном штиле.
Голгофа видна издалека. Через 2,5 часа приплыли в Капорскую губу. Недалеко от берега – рубленая избушка с печкой. В ней живут охранники губы.
Капорская губа – широкий мелководный залив в южной части острова. Берега его заросли «танцующими» березками. От Капорской губы живописная дорога ведет к Голгофо-Распятскому скиту. Проложена она была еще в монастырские времена, когда в Капорской губе располагалась небольшая промысловая тоня. В конце 20-х годов XX в. в старых монастырских постройках содержались заключенные церковные иерархи.
Пошли на Голгофу. Дорога сырая, но можно пройти в кроссовках. Ребята роют вдоль дороги дренажные канавы глубиной
Гора Голгофа – в начале XVIII в. здесь поставил свою келью опальный духовник Петра I соловецкий монах Иов. В один из дней уединения ему в чудесном видении предстала Царица Небесная и сказала: «Эта гора отныне называется второю Голгофою; на ней будет устроена великая каменная церковь распятия Сына Моего и Господа, и учредится скит для тебя с двумя учениками… скит назовется Распятским, соберется к тебе множество монахов и прославится имя Божие. Я Сама буду посещать гору и пребуду с вами во веки».
После видения преподобный Иов устроил на горе скит, а позже поставил деревянную церковь, которая в начале XIX в. была перенесена к подножию горы «для достопамятства». Незадолго до смерти Иов принял великую схиму под редчайшим для монашествующих именем Иисус – в честь святого Иисуса Навина. Голгофо-Распятский скит отличался особой суровостью устава. Даже в скоромные дни иноки не вкушали рыбу, все дни проходили в трудах и молитвах, в скит был запрещен вход женщинам-паломницам. В 30-х годах XIX в. на вершине горы была поставлена каменная Распятская церковь и новые келейные корпуса. Как и другие святые места архипелага, в лагерное время скит был осквернен. В
В церкви в честь Воскресения Христова попали на службу. Совершал ее иеромонах Евлогий. Молились послушники Андрей и Валерий. По окончании службы приложились к открытым мощам преподобного Иисуса.
На следующий день вместе с батюшкой прошли
Менее
Сохранился полугнилой амбар да кое-где видны жалкие остатки домов. Все порушено до основания, более десятка мест бывших домов густо поросли иван-чаем. Обследовали правую каменистую часть нашей бухты. Следы одинокого здания видны только рядом с дорогой. Оттуда же начинается довольно заметная тропа, постепенно уходящая от моря до Кирилловского озера. Вдоль моря берег значительно подболочен. Понятно, почему там не было никаких построек.
Здесь мы селимся до второй половины октября.
Пошел на Голгофу, поднялся по обходной тропе к храму Распятия Господня, по этой тропе из больницы зимой полураздетых людей гоняли в баню. Склоны горы круты настолько, что кое-где для подъема нужны были бы навыки альпиниста. Наверху запустение полное. На стене покосившейся гостиницы для паломников надпись: «Памятник культуры … Охраняется государством». Внутрь входить нельзя, обвалится точно. Опасно даже подойти близко. Внутри церкви в честь Распятия Христова идут строительные работы. Недалеко от вершины горы около келейного корпуса, откуда, видимо, и сбрасывали покойников, выросла та знаменитая береза в форме креста.
Начали по нашей дороге дренажные работы. Весьма пригодилась ножовка по дереву, ею вырезаются приличные торфяные кирпичики. Под торфом мельчайший песок желтого и пепельного цветов вперемешку, на ощупь кажется, что он смешан с прахом зарытых здесь людей.
Вторая поездка состоялась в конце июля. В июле-августе на Соловках много больше паломников и туристов, приезжают и просто порыбачить. Все гостиницы и все пригодное для ночлега заполнены до отказа. По разрешению лесхоза на опушке леса по дороге на Долгую губу вырос палаточный город. В этот раз наша форма с нашивками «За Русь Святую» и «Правопорядок» обращает на себя всеобщее и доброжелательное внимание.
Как и прошлый раз, стартовали на карбасе из Долгой губы, но в 22 часа и к прибытию в Капорскую губу было темно, т.к. белые ночи кончались.
К праздничной литургии (обретение мощей преподобного Серафима Саровского) пришли в Распятский храм (без алтаря) с иконой царственных мучеников. Подарили батюшке икону, он сразу поместил ее в правый угол возле будущего иконостаса. В 5 часов служба закончилась.
Пришли в Кирилловскую бухту, море спокойное, солнце обжигает. Палатка стоит на прежнем месте, над столом предыдущая смена построила добротный навес.
Пошли смотреть финансируемый Ю.Е. Степановым строящийся дом-сторожку. Он произвел сказочное впечатление. Бригада из 3-х молчунов работала и на нас не отвлекалась. Используя длинный световой день, бригада работает с 8 до 23 часов 30 мин. Такое под силу только православным людям и только на святом месте. Помогали перетаскивать валуны для фундамента дома.
Прибывали корабли «Святитель Филипп» и «Святитель Николай» с паломниками примерно по 60 человек. На маленькой лодке их перевозили на берег, и они уходили на Голгофу. На корабли они вернутся в Троицкой губе или Капорской губе.
Вечером поставили сеть на глубине около
7 августа. После обеда батюшка Евлогий приходил принимать построенный дом.
На следующий день ходили в Троицкий скит и к Святому источнику.
Троицкий скит был основан в
Дорога до Троицкого скита ровная, живописная, проходит мимо нескольких озер, прошли мимо Богородичного луга. Около Троицкого скита встретили настоятеля Задонского монастыря епископа Липецкого Никона. Он обратил внимание на нашу форму с надписью «За Русь Святую» и каждого из нас благословил. Подошли к настоятелю скита иеромонаху Каллистрату. Он показал дорогу к святому источнику. Скит находится в сильно запущенном состоянии, отсутствует крыша на трапезной, но восстановительные работы ведутся. Никакой охраной памятников в прежние годы здесь и не пахло, скорее наоборот: разрушали все, до чего могли дотянуться.
У святого источника стоит крест в хорошей сохранности, установленный за день до революции 1917 года. И как только он уцелел. Сруб и крышка источника, беседка над ним сгнили, а крест цел и находится в хорошем состоянии. На каждого вылили по 3 ведра ледяной воды.
9 августа. В эту ночь на праздник великомученика и святителя Пантелеимона служба начиналась в 6 часов. Пошли к 6 часам на Голгофу. В этот день переселились в свою сторожку.
10 августа. Прибыл буксир «Голгофа» с кирпичом для будущей печки (1200 шт.). Начинался отлив. За время разгрузки кирпича и погрузки леса буксир стаскивали несколько раз с мели. Кирпич сгрузили на береговую кромку, чтобы его не залил прилив. Вечером на соседней бухте увидели резво передвигающихся 2-х коз, чудеса - дикие козы.
11 августа. С утра по рации сообщили, что 2 козы сбежали из Троицкого скита, их безуспешно ищут на Голгофе. Нашли коз на самом краю каменистого мыса. Подманили козла куском черного хлеба и за рог поймали. За веревку потащили к домику, он встает на колени и идет юзом. Кое-как козла довели до домика. Коза - верная спутница следовала за ним. Вот что делает любовь. Связали лассо и поймали козу, разместили рядом с козлом.
12 августа. Утром к кирпичам приплыл тюлень, вылез из воды наполовину, разглядывая кладку. С утра проверили сеть, рыба попалась на глубине. Сеть распутывали на берегу, за работой долго и внимательно наблюдал серый зайчонок метрах в 10. Переносили кирпичи к домику. К обеду пришли из Троицкого скита за козами.
13 августа. Утром приплывал тюлень и глядел на убывающую кучу кирпича.
14 августа. Вечером был сильнейший туман. От домика не видно моря. Такие туманы наплывают очень быстро, иногда они появляются из между холмами посреди острова, создается полная иллюзия дыма от лесного пожара.
15 августа. Отъезд. Немного штормит, поэтому к нам в бухту корабли не придут, собрал рюкзак. Попрощался с тюленями, их сегодня было 5, из них 4 - маленьких. Приплыли они раньше обычного графика на 2 часа, т.е. около 6 часов. Пошли через Голгофу на Капорскую бухту, где должны быть корабли с паломниками.
Поездка через месяц.
18 сентября – мы едем на Анзер ставить поклонный крест, который за месяц с небольшим изготовил чудный мастер Георгий. С нами едет Юрий Евгеньевич Степанов, финансировавший изготовление креста. С нами едет арбуз на
В Кеми уже нет теплохода «Василий Косяков», остался один «Створ». Плывем на нем по слегка волнующемуся морю. Вместе с нами на корабле две монахини: одна - из Австралии, другая - из Святой Земли.
На Соловках идем на Сельдяной мыс к Георгию мимо фундаментальных останков электростанции, которую дедушка Ленин, выражаясь языком революции, экспроприировал, далее она была известна как Кашинская «лампочка Ильича».
И вот крест перед нами. Он в разобранном виде (31 деталь), включая сруб, в котором он будет стоять, заложенный камнями. Георгий приготовил для закладки в сруб по сторонам света камни с Соловецкого и Заяцкого островов. Один камень мы возьмем на Анзере, еще один он предложил взять с Секирки. Крест –
Поехали за камнем на Секирку.
Гора Секирная – ее отлично видно с моря. Название горы связывается с легендой, красочно изложенной в «Житии Зосимы и Савватия»: якобы на вершине этой горы двое «светлых» юношей-ангелов высекли пойманную ими жену рыбака – в знак веления «свыше», чтобы остров безраздельно принадлежал монахам …
В 60-х годах XIX века был основан монастырский скит. Была построена церковь – стройное двухэтажное здание церкви видно издалека. Восьмигранный барабан главы переходит в купол, под которым находится знаменитый Соловецкий маяк. Он был сооружен одновременно с постройкой здания церкви в
Во времена СЛОНа в двухэтажном соборе были устроены карцеры. Содержат в карцере так: от стены до стены укреплены жерди толщиною в руку и велят наказанным арестантам весь день на этих жердях сидеть. (На ночь ложатся на полу, но друг на друга, переполнение). Высота жерди такова, что ногами до земли не достаёшь. Не так легко сохранить равновесие, весь день только и силится арестант – как бы удержаться. Если же свалится – надзиратели подскакивают и бьют его. Либо: выводят наружу к лестнице в 365 крутых ступеней (от собора к озеру, монахи соорудили); привязывают человека по длине его к балану (бревну) для тяжести – и вдольно сталкивают (ни единой площадки, и ступеньки настолько круты, что бревно с человеком на них не задерживается).
УАЗ остановился у начала тропы наверх. Кроме нас никого не было, вечерело. В полном молчании поднялись вверх, походили около церкви, постояли на смотровой площадке и застыли у начала лестницы. Лестница абсолютно новая, белые ступеньки, но с маленькими площадками, она действительно настолько крута, что спускаться следует с крайней осторожностью. В самом низу направо установлен памятный крест. С камнем возвращаемся к машине.
Вечером стихия разыгралась, ветер резкими порывами срывал головные уборы. Нашли для транспортировки креста баржу «Алярия».
Наутро на Рождество Пресвятой Богородицы крест аккуратно погрузили на баржу и взяли курс на Анзер, я с Алексеем и Андреем – сопровождающие. Следом на доре из Долгой губы вышла основная группа в составе 7 человек. Море слегка волнуется, поэтому идем в более спокойную Капорскую губу. 4 часа дороги, и мы на месте. Ветер стих абсолютно, и капитан баржи соглашается идти вокруг острова на Кирилловскую губу. Вскоре по нашем прибытии туда же пешком из Капорской губы подходит основная группа. Мы выгружаем крест на берег метрах в 500-600 от места его возможной установки. Ближе капитан подходить побоялся. Под руководством Георгия пошли осматривать место установки креста. Одно место мы наметили заранее, на нем сохранились сгнившие обгорелые остатки дерева и рукотворная каменная пирамида. Туда мы и поднялись. Данная точка хорошо просматриваема со всех сторон. Когда мы поднялись на холм на небе появилась радуга через всю широченную губу и далее на мыс Колгуев, тем более удивительная, что дождя не было, солнечный безоблачный закат образовывал широкую алую полосу. Порадовались необычной радуге и пошли по каменной гряде к другому холму, который Георгию показался более подходящим. Стали спускаться с холма к морю, навстречу спешил взволнованный Алексей, призывающий нас обернуться. Другой конец виденной нами радуги упирался в точно очерченный камнями холм, намеченный нами для установки креста. Выбор места установки креста был окончательно выбран не нами.
Начали носить бревна сруба сначала по береговой кромке, потом наверх на холм. С Голгофы прибежал послушник Антоний, он единственный на завтра благословлен остаться при кухне. Сегодня после выполнения своих кухонных обязанностей он прибежал носить бревна. Георгий на берегу собрал крест.
Наутро с 6 часов начали сборку сруба и заготовку камней. Пришли трудники скита и все послушники. Построились с двух сторон креста по росту, подняли крест на плечи и без остановки донесли до места установки, положив торцом на сруб. Начинался и кончался дождь, ветер не стихал, лаги были заготовлены из моребойки. На веревках с подстраховкой снизу по оси (тренога) начали подъем. К 16 часам крест поднялся на почти девятиметровую высоту, видимый отовсюду от основания голгофы до самого верха. В основание креста были заложены кусочки дерева от предыдущего креста, по сторонам света были заложены в сруб наши 4 камня, взятые из разных мест Соловков.
Настоятель Голгофо-Распятского скита иеромонах Евлогий освятил крест. Теперь с северной бухты острова стоит охрана, надежней которой не бывает…
На следующий день мы собираемся в обратный путь. Наша дора стоит в Капорской губе. Разбуженная стихия гонит нас с острова серьезным ветром в спину. Дору мотает на волнах, издали белыми гребнями выделяется среди морских гребней сулой. Проходим через него, в Долгой губе штиль и покой. Перебираемся на причал Соловков и последним рейсом теплохода «Створ» уходим с Соловков. Но теплоход из-за сильного волнения на море долго еще ходит галсами вдоль берега, и мы опять оказываемся то в виду Соловецкого кремля, то в виду Секирной горы, точно Соловки не выпускали нас. Мы уезжали, мы закончили сезон, не осознавая в полной мере содеянного нами.
Крест устанавливали: иеромонах Евлогий, трудники скита, православные г. Климовска и г. Подольска Георгий, Георгий, Георгий, Михаил, Алексей, Николай, Николай, Александр, Владимир, Андрей, Владимир, Валерий, послушники Голгофо-Распятского скита, трудники Голгофо-Распятского скита из г. Архангельск.
Место: Соловки