Записки паломников

Громак В. Опорная точка русского духа

9 декабря 2013 г.

Качаясь на волнах, катер медленно приближается к низкому берегу, и справа по курсу уже видны гавань Благополучия, поклонный крест, серые каменные монастырские стены и купола белоснежного Преображенского собора. Вот он – Большой Соловецкий остров, самый крупный на Соловках. Что же влечет сюда, в эту даль, многочисленных паломников? Прежде всего – Соловецкий монастырь, считающийся старейшим духовным и культурным центром северо-запада России.

Рассматривая это чудо строительного искусства, задаешься вопросом: каким образом на огромную высоту были подняты валуны-великаны и какая сила помогла монахам воздвигнуть вокруг обители столь мощную крепость? И невольно вспоминаешь слова одного мудрого норвежца: «Мы считаем вас великим народом не потому, что у вас ракеты и боеголовки, – они и у нас есть. Но у нас нет таких мест, как Соловки, а вы создали их, и потому вы – великий народ».

Как рассказал нам один из иноков Спасо-Преображенского мужского монастыря, первое монашеское поселение на островах появилось в 1429 году стараниями двух монахов – Германа и Савватия. Они же поставили на Соловках первый поклонный крест – символ веры и спасения (до наших дней на Соловках сохранилось около 20 таких свидетельств чуда). Чуть позже, в 1436 году, монахи Зосима и Герман основали сначала религиозную общину, затем Соловецкий монастырь, который в середине XV века становится духовным центром русского Севера.

При игумене Филиппе (1534–1548 гг.) по острову начали прокладывать дороги, а озера, коих тут великое множество, стали соединять искусственными каналами. Появились пастбища для скота, а также садки, в которых круглый год содержалась живая рыба. Были построены каменные храмы в честь Успения Пресвятой Богородицы и Преображения Господня, в последний из которых перенесены мощи основателей монастыря – святых Зосимы и Савватия.

Именно в храме Преображения Господня нас встретил нынешний наместник монастыря (он же директор федерального музея-заповедника), архимандрит Порфирий. Он вкратце рассказал о русских монастырях, которые, по его словам, невозможно упорядочить по признаку большего или меньшего значения. Они, подчеркнул архимандрит, все равновеликие, все – места присутствия великой благодати Божией.

Другое дело, что обители отличаются способами своего основания: есть монастыри, основанные по обету патриархами, вельможами, а есть монастыри, источник которых – в подвиге святых. В этом отношении Соловецкий монастырь – яркий пример обители, которая испрошена слезами и подвижнической жизнью ее основателей, преподобных Савватия, Зосимы и Германа. Соловецкий монастырь возник, прежде всего, как место молитвенного подвига, монашеского совершенства, и эта роль в последующие эпохи оставалась для обители наиглавнейшей.

Так в свое время явилось каменное зодчество, начатое при игумене Филиппе (Колычеве). Первые каменные строения, в том числе Успенский храм с трапезной, появились здесь спустя почти 100 лет после неудачной попытки русских архитекторов построить Успенский собор в московском Кремле. Дивное благоустройство получило все монастырское хозяйство. Здесь в полной мере раскрылся гений просвещенного поморского крестьянина.

Наряду с Кемью Соловецкий монастырь представлял собой и важную приграничную крепость, с гарнизоном и артиллерией, ведь за монастырскими воротами постоянно жили порядка 350 монахов, 600–700 послушников и крестьян. Массивные стены высотой от 8 до 11 метров и толщиной от 4 до 6 метров с семью башнями и семью воротами были построены в период с 1584 по 1594 годы. В конце XVI – начале XVII веков монастырь выдержал несколько нападений шведов.

В XVIII веке монастырь неоднократно посещал Петр I, который в один из приездов основал на Большом Заяцком острове церковь Андрея Первозванного. В 20-е годы XVIII века были у монастыря свои верфи, на которых строились парусные суда, а через 30 лет он имел уже свои пароходы для паломников (аж на 600 пассажиров каждый).

На протяжении всей своей истории монастырь с его толстыми стенами и отдаленностью от материка играл роль надежной тюрьмы для разного рода раскольников и политических противников различных режимов, для содержания которых в монастырских башнях и стенах были предусмотрены специальные камеры. Размер одних составлял длиной около трёх метров, шириной и высотой по два метра, а иные тюремные кельи были и того скромнее: 1,4 метра в длину, метр в ширину и высоту. В такой «склепе» можно было находиться только в полусогнутом состоянии, а дверью служило узкое отверстие, через которое узник с трудом мог пролезть внутрь.

В этих камерах, кстати, отбывали наказание участники крестьянского бунта под предводительством Степана Разина – сотники Исачко Воронин и Сашко Васильев. «Заглядывал» сюда и Пётр Андреевич Толстой – государственный деятель и дипломат, сподвижник Петра I. Последний атаман Запорожской Сечи Петр Калнышевский провёл 26 лет в камере размером 1 на 2 метра. Были и «рекордсмены» по заключению: так, старовер Семён Шубин томился за решеткой 63 года и, несмотря на ужасные условия заключения, сохранил верность своим религиозным взглядам.

В 1920 году монастырь был закрыт, а его имущество реквизировано. Спустя три года он был передан для нужд ОГПУ. В декабре 1988 года был воссоздан первый церковный приход, а уже в 1992-м Соловецкий историко-культурный комплекс вошел в список Всемирного наследия ЮНЕСКО, после чего началась новая жизнь и самого монастыря.

Сегодня в обители со всеми ее подворьями и скитами подвизается 76 монашествующих, 35 из которых облечены в священный сан. А в братском синодике, который ежедневно прочитывает архимандрит Порфирий на молебне у мощей святых основателей обители, содержатся 100 имен, в том числе и проживающие на Соловках трудники (храмовое и келейное правило соответствует монашеской традиции нашей Церкви). Трудиться в монастыре необходимо и для его материального существования, и для поддержания духовного здоровья. Каждый исполняет монастырские должности; все вместе выходят на общие послушания. В целом по сравнению с материком хозяйственных забот здесь больше, а возможностей привлекать наемный труд – меньше. Поэтому братия работает и на коровнике, и на огородах, и на кухне, и на тракторах, и на автобусах, и на кораблях. Есть столярная мастерская, издательский отдел…

Вообще, о Соловках можно говорить бесконечно. Я же в завершение своего рассказа приведу лишь напутствие архимандрита Порфирия: «Хочу пожелать одного – не поддаваться духу скептицизма и уныния при виде творящихся беззаконий и разрушений. Христианский жизненный принцип прост и чужд всякого пессимизма. Как сказал Святитель Василий Великий: «Делай дело Божие, а Бог сделает дело твое».

Источник: Газета «Новые ведомости» от 9 декабря 2013 г.
Тип: Записки паломников
Место: Соловки
Издание: Газета «Новые ведомости» от 9 декабря 2013 г.