-
- События
-
Авторские галереи
- Диакон Николай Андреев
- Валерий Близнюк
- Сергей Веретенников
- Николай Гернет
- Анастасия Егорова
- Вероника Казимирова
- Иван Краснобаев
- Виктор Лагута
- Монах Онуфрий (Поречный)
- Валерия Решетникова
- Николай Петров-Спиридонов
- Михаил Скрипкин
- Геннадий Смирнов
- Сергей Сушкин
- Надежда Терехова
- Антон Трофимов
- Сергей Уткин
- Архимандрит Фаддей (Роженюк)
- Георгий Федоров
- Сергей Яковлев
- Град монастырский
- Дни Соловков
- Кресторезная мастерская
- Летопись возрождения
- Монастырский посад
- Пейзажи и путешествия
- Святые места глазами Соловецких паломников
- Скиты, пустыни и подворья
-
- Андреевский скит
- Голгофо-Распятский скит
- Никольский скит
- Савватиевский скит
- Свято-Вознесенский скит
- Свято-Троицкий скит
- Сергиевский скит
- Исааковская пустынь
- Макариевская пустынь
- Филиппова пустынь
- Архангельское подворье
- Кемское подворье
- Московское подворье
- Петербургское подворье
- Радово-Покровское подворье
12 июля 2012 г. Россия – это корни
– Батюшка, первое, что приходит на ум при знакомстве с Вами - это имя иеромонаха Серафима (Роуза), книги которого хорошо известны в России. Что Вы можете рассказать о нем?
– Отец Серафим (Роуз) родился и вырос Сан-Диего. Затем учился в местном университете, где изучал лингвистику и философию. Но при всех внешних успехах, чувствовал себя как бы потерянным в этой жизни и отмечал, что был крайне несчастен. И нашел он себя в соборе Иконы Божией Матери «Всех скорбящих радость» в Сан-Франциско, который основал святитель Иоанн (Максимович).
Святитель Иоанн благословил Серафима Роуза и Германа Подмошенского открыть книжный магазин рядом со своим храмом. Через какое-то время они решили основать монастырь в городке Платина. И именно под этим именем все знают их обитель, посвященную святителю Герману Аляскинскому. Будучи простыми монахами, отцы начали издавать ежемесячный журнал «Православное слово» на английском языке для того, чтобы рассказывать американцам о Православии. И эта миссия выполнялась вполне успешно: скоро в монастырь стало стекаться все больше и больше людей, и один из тогдашних архиереев РПЦЗ рукоположил подвижников в священный сан. При этом отец Герман стал настоятелем монастыря.
Задолго до начала Перестройки, т.е. еще в 1970-1980 годах насельники Платины стали собирать информацию о российских новомучениках, о том, что происходило с верующими людьми в России после революции. Они отыскивали документы, касающиеся судеб священников, погибших в лагерях и тюрьмах. В том числе, о тех, кто пострадал на Соловках. В своем журнале они старались помещать жития, истории…
– Уже в наше время игумен Герман привез на Соловки акафист прп. Герману, написанный во время пребывания в лагере свмч. Петром (Зверевым), архиепископом Воронежским, мощи которого пребывают рядом с мощами основателей Соловецкой обители. Невидимые духовные нити связывают наши страны, и некоторые из этих нитей проходят через Соловки…
– Да, и через людей тоже. Добавлю то, что является очень важным для меня: именно отец Герман привел меня в Православие. Именно он меня крестил. Мы и сейчас много общаемся. В молодости о. Герман собирал документы, вещи русских священников, оказавшихся в зарубежье. Они доживали в Америке до преклонных лет и, умирая, оставляли ему свои архивы, материалы, которые ценны для изучения истории Русской Церкви… Что-то из этих вещей о. Герман привозил и отдавал в русские монастыри, - и на Соловках, и на Валааме есть реликвии, сохраненные и переданные им. В свою очередь, он же отправлял верующих американцев в Россию, для того чтобы они «пропитались» здесь духом Православия.
– Россия, где православная традиция насчитывает уже более 1000 лет, в наше время получает духовный импульс из Америки, в том числе благодаря богословскому наследию иеромонаха Серафима Роуза, протопресвитеров Александра Шмемана и Иоанна Мейендорфа. Не удивительно ли это?
– Нет, если вспомнить об истоках Православия в моей стране, вспомнить о святом Германе Аляскинском, святителе Иннокентии, которые были первыми православными священнослужителями на американской земле. И, что важно отметить, имели сильное миссионерское горение, огромное желание нести людям свет Православия, научить их истине. Все перечисленные Вами авторы - это те же подвижники, люди, преданные идее. В свое время отцы Серафим и Герман ездили по студенческим городкам и общежитиям, раздавали там свои журналы, беседовали с молодежью о Православии, старались устраивать красивые праздники в своем монастыре, на которые приезжало множество гостей. После праздничной службы обычно проводились, назовем их так, огласительные беседы. Отрадно, что многие нынешние священники, монахи, матушки - как раз из числа тех молодых людей, которые о Православии впервые услышали в результате общения с упомянутыми мною отцами.
Кстати, сегодня в день памяти первоверховных апостолов Петра и Павла, просвятивших своею проповедью все концы вселенной, уместно вспомнить о том, что о. Серафим знал восемь языков и был примером апостольского просвящения, - с каждым человеком он старался говорить на его родном языке. И это было так важно и действенно! После его смерти многие монахи набивали рюкзаки книжками и ехали по стране: в городах они раздавали книги, просвещали людей…
– Как изменился с тех пор образ служения православного миссионера в современной Америке?
– То, что мне дали отцы, - это полнота Православия. Их обитель стала для меня и семинарией, и монастырем одновременно. В 1989 году меня рукоположили в диаконы, в 1996-м я стал священником, и поехал в Лос-Анджелес…
Первые четыре года я провел на улицах города: каждый день в самых оживленных местах я стоял в облачении за раскладным столиком, включал кассету, на которой был записан колокольный звон Валаамского монастыря, и продавал книги и иконы, раздавал брошюры и приглашал горожан на субботние и воскресные службы в храм… Со временем люди стали приходить ко мне сами, приводить знакомых, но изначально я, в буквальном смысле, по слову Спасителя шел на перепутья дорог (Лк 14. 16).
– Согласно статистике, большинство американцев называют себя верующими людьми, половина Ваших соотечественников еженедельно посещают богослужения. При этом в Сан-Диего, на родине о. Серафима (Роуза), хотят уничтожить крест, установленный в мемориале, посвященном американским солдатам, погибшим в годы Корейской войны. Как Вы можете объяснить подобные противоречия?
– Помимо верующих людей, в Америке существуют и организованные атеистические группы. Это, надо сказать, достаточно богатые организации…
Зачастую, они судятся против Церкви, идут в суд, инициируют процесс, делают заявления, что, например, крест, или иная христианская символика, вызывают у них неприятные чувства. И власти, часто еще до решения суда в качестве превентивной меры, идут на уступки, и принуждают других выполнять эти требования, в частности заставляют убирать кресты из общественных мест. У нас есть, точнее была, такая традиция, идущая еще со времен основания Америки: перед Рождеством устраивать вертепы на улицах. Так вот в этом году целая серия судебных процессов заставила американцев отказаться от этой многовековой традиции и убрать с улиц все напоминания о празднике.
Что касается статистики, то, несмотря на значительный процент называющих себя христианами американцев, православные из них - это сравнительно небольшая группа, которая к тому же, довольно разрознена. Многие их тех, кого привели к вере отцы Герман и Серафим, влились в разные национальные церкви: греческую, болгарскую, сербскую или русскую. В этом заметное и отнюдь не полезное отличие Америки от России, где Православная церковь одна. Исторически так сложилось, что на нашей территории действует восемь православных юрисдикций, ориентированных на этнические группы населения. Еще в середине в 1920-х гг., кстати, в связи с трагическими событиями в вашей стране, восточные церкви почувствовали возможность прислать своих епископов в Америку. Если бы и сейчас все было так, как это было 100 лет тому назад, и Православная Церковь была бы одна, - все развивалось бы лучше.
Расскажу, впрочем, и о положительных моментах. В американских общинах, с жизнью которых я знаком, постоянно пребывает по 30-35 оглашенных, и все время приходят новые люди. Они проходят катехизацию, крестят их обычно на Пасху, как это и было заведено в первые века христианства, когда Великий Пост, помимо прочего, был временем подготовки новых членов к вхождению в Церковь. Так, с Божией помощью, наши приходы расширяются.
– Бывали ли Вы до этого на Соловках? Каковы Ваши впечатления от монастыря?
– Я впервые побывал в России в 1999 году. В вашей обители я в первый раз. Но здесь уже гостил глава нашей епархии - Вениамин (Питерсон), епископ Сан-Франциский и Запада, который приезжал сюда для того, чтобы помолиться на месте подвига своего небесного покровителя - преподобномученика Вениамина (Кононова), соловецкого архимандрита, погибшего в 1927 году. Кстати, в это воскресение Владыка Вениамин будет служить Литургию в моей церкви, чтобы я мог побыть здесь подольше.
Впрочем, время моего паломничества все равно весьма ограниченно, а для того, чтобы лучше прочувствовать духовность этого места надо провести здесь значительно больше времени. Однако, вернувшись домой, я намереваюсь продолжить свое знакомство с Соловками, о которых много слышал и читал еще до этой поездки. Читал, конечно, и о трагических событиях, которые здесь происходили, о новомучениках и исповедниках. Когда попадаешь в такое место, и плакать хочется, и осознаешь колоссальную ответственность, понимаешь, как надо принижать себя, когда стоишь на местах, где страдали эти свидетели христианской веры… Во время сегодняшней службы я почувствовал духовное единение с братией монастыря, и надеюсь, что это чувство было взаимным.
– Что, по Вашему мнению, изменилось в России с момента Вашего последнего посещения нашей страны?
– По сравнению с тем, какой была Россия 13 лет назад, то, надо сказать, многое здесь изменилось, причем в лучшую сторону. И произошло это благодаря тому, что множество русских людей молится за свою Родину. Будущее страны, где народ так ревностно восстанавливает свои духовные традиции, - должно быть только светлым…
Я благодарен Богу, что вновь оказался здесь. Когда американцы спрашивают меня, как я стал православным, я всегда отвечаю: от древних русских корней. От преподобных Паисия Величковкого, старцев Оптиной пустыни, Валаамских подвижников, - именно от них все пришло в Америку. И пустило крепкие корни. В Сан-Франциско есть уже трое местных святых: святители Иоанн и Иннокентий, а также мученик Петр, алеут, из местных индейцев, который был убит за приверженность Православию…
Возрождение Православия в России вселяет надежду на то, что подобное может произойти и на моей Родине. Когда-то Православие пришло к нам из России, быть может, сейчас к нам перейдет и всплеск той духовности, который переживается в вашей стране.
В любом случаем, мы должны быть всегда благодарны Богу и России. Америка на время стала депозитарием духовных ценностей и людских ресурсов в момент, когда у вас наступили трудные времена. Теперь святыни возвращаются в Россию. Будем надеяться, что это поможет вам и станет видимым залогом нашей благодарности.
Россия - это корни. Если бы я родился русским, то не раздумывал бы: куда мне идти. А вот Господь призвал меня в другом месте, но все же указал правильный путь к Нему - путь русских, путь Православия.
– В русском языке есть одна лингвистическая особенность, которая указывает на важнейший аспект нашего менталитета. Для обозначения представителей других национальностей всегда используются существительные - француз, англичанин и проч. Т.е. важным является: кто тот или иной человек по роду, крови или происхождению. Слово «русский» - это прилагательное, что выдвигает на первый план личные качества человека. Важным становится не кто, а какой ты. И в этом смысле, русским, причем в лучшем и высшем смысле этого слова, может стать абсолютно любой человек.
- Аминь!!!
Место: Соловки