-
- События
-
Авторские галереи
- Диакон Николай Андреев
- Валерий Близнюк
- Сергей Веретенников
- Николай Гернет
- Анастасия Егорова
- Вероника Казимирова
- Иван Краснобаев
- Виктор Лагута
- Монах Онуфрий (Поречный)
- Валерия Решетникова
- Николай Петров-Спиридонов
- Михаил Скрипкин
- Геннадий Смирнов
- Сергей Сушкин
- Надежда Терехова
- Антон Трофимов
- Сергей Уткин
- Архимандрит Фаддей (Роженюк)
- Георгий Федоров
- Сергей Яковлев
- Град монастырский
- Дни Соловков
- Кресторезная мастерская
- Летопись возрождения
- Монастырский посад
- Пейзажи и путешествия
- Святые места глазами Соловецких паломников
- Скиты, пустыни и подворья
-
- Андреевский скит
- Голгофо-Распятский скит
- Никольский скит
- Савватиевский скит
- Свято-Вознесенский скит
- Свято-Троицкий скит
- Сергиевский скит
- Исааковская пустынь
- Макариевская пустынь
- Филиппова пустынь
- Архангельское подворье
- Кемское подворье
- Московское подворье
- Петербургское подворье
- Радово-Покровское подворье
22 июля 2013 г. Воздействовать не только на чувства, но и на души людей
Интервью преподавателя биологии Православного Центра непрерывного образования во имя прп. Серафима Саровского В. Б. Слепова сайту Соловецкого монастыря.
– Вячеслав Борисов, расскажите об учебном заведении, которое Вы представляете на Соловках.
– Православный Центр непрерывного образования во имя прп. Серафима Саровского – это негосударственное образовательное учреждение, которое действует в Москве с 1992 года. Сегодня в нем обучается более 350 детей, которые посещают ясли, детский сад, начальную и среднюю школы. Центр имеет государственную лицензию и аккредитацию, несколько зданий, в том числе в подмосковном поселке Развилка, где, на территории храма в честь прп. Иосифа Волоцкого, базируется средняя школа.
– На Соловках Вы уже не первый раз. Какие цели Вы преследуете здесь?
– На Соловки мы приезжаем с 2003 года, и за это время пропустили всего одно лето. То, чем мы занимаемся здесь, наш духовник назвал – духовно-практической экспедицией. В рамках этого проекта мы преследуем как воспитательные, так и образовательные цели. Изначально, в основе наших посещений лежала биологическая практика, но со временем к экспедиции присоединились преподаватели географии, истории, ИЗО. В этой связи, наша деятельность на Соловках получила дополнительные оттенки и глубину.
Участники поездки – учащиеся 8–11 классов, от которых требуется не только физическая готовность к двухнедельному путешествию, но и готовность оторваться от привычной домашней обстановки, способность жить в коллективе и принимать участие в налаживании и поддержании общественного быта. Конечно, на первый план выходит возможность посетить святые места, вдохнуть воздух, впитать в себя атмосферу Соловков. Потрудиться не только для своего интеллекта, но и для души. Говоря в целом, основной целью поездки является развитие личности.
В рамках нынешней экспедиции, в первую очередь, мне хотелось привезти ребят, которые еще не бывали на Соловецком архипелаге. На расстоянии его острова кажутся совсем иными, чем есть на самом деле, представляются какими-то очень холодными, тундрой, скальным образованием, абсолютно не живым и не жилым местом. Но оказавшись на Соловках, ребята понимают, что здесь великолепная природа, изумительные люди, которые приезжают сюда буквально со всего мира, часто жертвуя тем, что имели на большой земле. Детские сердца потрясают монастырские сооружения, которые, начиная с преподобных Зосимы, Савватия и Германа, веками возводились на архипелаге при явной помощи Бога.
Что касается научно-практических задач, то они весьма разнообразны. Мы снимаем задуманный еще в прошлом году фильм, который посвящен рассказу о природных объектах архипелага. Их систематизировал старший научный сотрудник Соловецкого музея-заповедника Александр Николаевич Соболев. Его деятельность вполне совпадает с нашими образовательными и воспитательными целями, поэтому мы выбрали из его статьи некоторые объекты и начали снимать их в процессе изучения.
Надо сказать, что процесс съемки носит комплексный характер. Ребята сами пишут сценарий, выступают в качестве ведущих, озвучивают материал, что вместе и по отдельности очень не просто. Все это элементы внутренней работы, которая позволяет человеку взглянуть на себя со стороны, не только знать что-то теоретически, но и осуществить на практике. Работа по монтажу продолжится в Москве, сам же учебный фильм, рассказывающий о географических, биологических и зоологических объектах будет создаваться несколько лет.
Кстати, два года назад у нас уже был опыт участия в создании научно-документального фильма. Тогда в состав нашей экспедиции входил известный специалист-лихенолог доктор биологических наук Алексей Васильевич Пчелкин, который собирал видеоматериал. Мы с детьми, используя один из методов определения возраста лишайников, выявили скорость их роста на Соловках, что было зафиксировано на камеру и вошло в замечательную учебную картину.
– Если можно, скажите несколько слов о себе, о своем научном, духовном пути…
– Я выпускник биологического факультета МГУ. После окончания университета несколько лет проработал в военной организации. В школу я пришел в момент, когда моя старшая дочь должна была пойти в первый класс, и перед нашей семьей встал вопрос выбора учебного заведения. Работа в школе, где я тружусь уже с 1985 года, придала новый смысл моей жизни, что стало проявляться особенно ярко после 1992 года, когда я начал по совместительству сотрудничать с православной гимназии в Сабурово. Спустя два года нам отказали в аренде помещения, и мы были вынуждены переехать в помещение бывшего детского садика, где и работали в тесноте, но с большой радостью и в единении священников, педагогов и родителей, что легло в основу зарождавшегося тогда Центра.
К вере я стал приходить именно благодаря детям, наблюдая их горение, молитвенное состояние, которое буквально заставляло перестраивать собственную жизнь, изначально далекую от Православия.
Что касается встречи с Соловками, то она произошла следующим образом. Любой учитель биологии знает, как трудно рассказывать об окружающем мире вдали от природы. У меня вполне естественно возникла острая необходимость выезжать с детьми на летнюю практику, которую в течение нескольких лет мы проводили в Кандалакшском заливе на биостанции МГУ. Через три года, тогда мне это было непонятно и воспринималось как досадная случайность, ректор биофака, ссылаясь на общую загруженность, отказал нам. Зная о том, что на Соловках действует филиал биостанции Московского университета, мы приехали сюда. С тех пор, наша практика настолько обогатилась всевозможными и, в первую очередь, духовными оттенками, что времени на биологию год от года остается все меньше и меньше. Паломничество в скиты, участие в богослужениях и монастырских послушаниях – все это вызывает неизменный интерес у детей и вспоминается ими многие годы.
– Сейчас на Соловках активно обсуждают проблемы антропогенной нагрузки. Что Вы можете сказать о состоянии экосистемы, что в этом отношении изменилось на архипелаге за минувшие десять лет?
– Экологическое направление в нашей работе было развито изначально. В частности, нас интересовала приспособленность организмов в приливно-отливной зоне в черте поселка и за его пределами. В результате исследований выяснилось, что по мере удаления от административного центра, численность, плотность и разнообразие организмов значительно возрастает.
Что касается леса, то бросается в глаза расширение проезжих дорог и пешеходных тропинок. Значительно выросло число машин, появились дорожные знаки, скоро видимо даже здесь на краю света появятся автомобильные пробки. Много палаток, много мусора, что, разумеется, пользы природному комплексу не приносит. И это, не говоря о недавнем пожаре, который, по заявлениям экспертов, возник именно из-за безответственного поведения людей.
– У Достоевского есть интересное наблюдение о том, что «на западе Дарвинова теория – гениальная гипотеза, а у нас давно уже аксиома». И сегодня многие безоговорочно верят в науку, но всячески отрицают веру в Бога. Есть ли, по Вашему мнению, противоречия между научным и религиозным познанием мира?
– Я уже говорил, что до прихода в школу не задумывался над существованием Бога, не думал о вере и Церкви, жил насущными, в основном материальными проблемами. При этом, меня все же интересовали и научные вопросы, в том числе опыт познания мира. С начала работы в гимназии я стал соотносить научное мировоззрение с христианским. Со временем обнаружил, что последнее дает значительно больше, чем просто научный дискурс, в котором увеличение числа ответов прямо пропорционально появлению новых вопросов. В отличие от науки, вера дает четкие критерии истины, задает принципы, которые позволяют отвечать как на мировоззренческие, так и на повседневные вопросы.
Или взять вопрос о существовании души, о которой наука просто молчит, хотя для каждого здравомыслящего человека очевидно, что он – это не только его разум и тело. Я знаю, что душа есть, она трепещет, волнуется, переживает, нуждается в защите, при этом живет и оживляет нас. В храме, особенно во время богослужения, ощущаешь защищенность и, одновременно, присутствие Бога. В такие моменты, многие вопросы становятся разрешимыми или просто отпадают, теряют свою значимость, тогда как вопросы духовной жизни, наоборот, выходят на первый план.
Напомню, что в школу меня привели мои дети, они же привели меня к Богу. Дети давно выросли, появились внуки, сам я уже вышел на пенсии, но все еще продолжаю ходить в школу и учиться у детей главному, тому, что составляет основу нашего бытия.
Что касается ученных в общепринятом смысле этого слова, я имею в виду сейчас своих однокурсников, бывших коллег, то, подобно мне, они выросли в советское время, и не имея духовных основ до сих пор находятся под влиянием всевозможных материалистических теорий, которые являются серьезной преградой пути духовного развития.
Я думаю, что ни наука, ни религия друг другу не противоречат, и вся споры на эту тему, вытекают из личных представлений, а те, в свою очередь, формируются из-за недостатка информации и жизненного опыта.
– Кстати, многие общественные и личные проблемы напрямую связаны с попытками людей реализовать отвлеченные понятия, которые часто не то, что не пересекаются, а противоречат реальной жизни, порабощают, уничтожают ее.
– Во время поездок на Соловки, мне всегда казалось важным уйти от теоретических рассказов и показать детям реальную красоту окружающего мира. Опыт соприкосновения с живым организмом, растением, которое живет, цветет, приносит плоды в определенных условиях, несопоставим с показом самых красивых картинок. Не они, а опыт непосредственного общения с живым существом остается с человеком навсегда. Дети, а для них это очень важно, расширяют свой диапазон впечатлений, от которых могут возникать мысли, в том числе о Боге, который есть Творец мира и всего того, что в нем. Не случайно говорят о том, что природа – это первое Евангелие.
Сегодня в жизнь молодых людей посредством интернета, интерактивных игр, мобильных средств связи активно внедряется виртуальная действительность, которая, на самом деле, является лишь иллюзией, под прикрытием которой культивируются самые дикие и разрушительные понятия. Когда дети отрываются от всего этого, как бы выныривают в реальный мир, они видят, что он прекрасен и значительно лучше, чем все эти виртуальные игрушки, хотя оторваться от них трудно даже взрослому. Для возвращения к естественному состоянию необходимо воздействовать не только на чувства, но и на души людей.
Место: Соловки