-
- События
-
Авторские галереи
- Диакон Николай Андреев
- Валерий Близнюк
- Сергей Веретенников
- Николай Гернет
- Анастасия Егорова
- Вероника Казимирова
- Иван Краснобаев
- Виктор Лагута
- Монах Онуфрий (Поречный)
- Валерия Решетникова
- Николай Петров-Спиридонов
- Михаил Скрипкин
- Геннадий Смирнов
- Сергей Сушкин
- Надежда Терехова
- Антон Трофимов
- Сергей Уткин
- Архимандрит Фаддей (Роженюк)
- Георгий Федоров
- Сергей Яковлев
- Град монастырский
- Дни Соловков
- Кресторезная мастерская
- Летопись возрождения
- Монастырский посад
- Пейзажи и путешествия
- Святые места глазами Соловецких паломников
- Скиты, пустыни и подворья
-
- Андреевский скит
- Голгофо-Распятский скит
- Никольский скит
- Савватиевский скит
- Свято-Вознесенский скит
- Свято-Троицкий скит
- Сергиевский скит
- Исааковская пустынь
- Макариевская пустынь
- Филиппова пустынь
- Архангельское подворье
- Кемское подворье
- Московское подворье
- Петербургское подворье
- Радово-Покровское подворье
XXI веке
4 октября 2017 г. О святости на Руси и сонме Соловецких святых вАвтор статьи опровергает мнение историка Г. П. Федотова об исчерпанности духовных сил Святой Руси. На статистических материалах канонизации IX–XXI вв. показывает, как неисчерпаемость русской духовности, так и недостоверность избранного историком критерия «канонизация святых» для определения святости. Для примера избирается сонм Соловецких святых по состоянию на начало XXI века.
Историк Г. П. Федотов [1990: 195–196], высказывает мнение: «о некоторой исчерпанности духовных сил» Святой Руси, «что составляет сердце церковной жизни, – в явлении святости»; «о нуле святости в последнюю четверть XVII в. – юности Петра», что «говорит об омертвлении русской жизни, душа которой отлетела»; о «наблюдении “утечки” святости». При этом статистическое мерило святости путем учета «церковной канонизации святости», между которыми «как никак существует соответствие», избранное Г.П. Федотовым, представляется неточным и сомнительным, особенно при условии принятия им во внимание только чина «преподобных» (монахов).
Автор настоящей работы не согласен с обозначенной позицией Г. П. Федотова и ставит задачей опровержение его мнения.
В качестве основного источника сведений о прославлении святых Русской Православной Церковью, выбрано приложение «Хронологический список русских святых» к труду графа М. В. Толстого «Рассказы из истории Русской Церкви» в пяти книгах (Толстой, 1991). Данный хронологический список составлен и в последующем дополнен (в том числе автором настоящего исследования) на основе целого ряда церковных источников, включая Соборные определения 2000 г. о канонизации святых по епархиям, от монастырей и из местночтимых святых, выписки из журналов заседания Священного Синода РПЦ за период с 27.12.2000 г. по 24.12.2010 г., сведения Базы данных ПСТГУ (Мартиролог) «Новомученики, исповедники, за Христа пострадавшие в годы гонений на Русскую Православную Церковь в XX в.».
В ходе работы были вскрыты проблемы неопределенности и достоверности информации, приводимой в разных (по большей части – интернет) источниках: неопределенность прославления святого по времени, различие ликов святости одного и того же святого, указанных в разных источниках, ошибочное указание лика святости, например, когда мученик-мирянин указывается как священномученик, указание святого в составе сонма Соловецких святых, без выявленных точных к тому оснований, в том числе на основе частного мнения какого-либо автора-исследователя, расхождение в персональном составе лиц, указанных в составе Собора Соловецких святых в разных источниках.
Таким образом, при обращении к «статистическому» измерению степени святости и духовности, выраженном в учете канонизированных святых, возможно поставить под сомнение данный критерий, как не соответствующий достоверности знаний исследователя и использовать его лишь как качественное и «в первом приближении» определение тенденций, происходящих в видимой жизни Церкви.
В таблице 1 приведены данные за IX–XX вв. об общей численности святых, прославленных РПЦ, в том числе монашествующих, и их доля в общем числе святых по векам.
Обратим внимание на то, что в XX-мученическом веке число прославленных христиан существенно превышает общее число прославленных в XVII–XX вв. При этом в XX в. прославлено святых новомучеников и исповедников в 74 раза более, чем Угодников Божиих в XVII в., и в 57 раз более, чем в XIX в. Доля монашествующих, составляющая в XX в. около 23%, тоже кажется малой, но следует обратить внимание на огромный абсолютный рост числа иноков и инокинь, пострадавших за Христа. В отношении монашествующих, соответствующие сравнительные цифры роста составляют около 24-х и более 15-ти раз.
Таблица 1
Общая численность православных святых по векам, включая число [чел.] и доли [%] прославленных монашествующих
Век |
IX |
X |
XI |
XII |
XIII |
XIV |
Всего святых, |
4 |
5 |
63 |
83 |
171 |
117 |
в т.ч. монашествующих |
4 |
1 |
53 |
65 |
128 |
96 |
% святых монашествующих к числу святых |
100 |
20 |
84 |
78 |
75 |
82 |
Век |
XV |
XVI |
XVII |
XVIII |
XIX |
XX |
Всего святых, |
245 |
186 |
1455 |
24 |
31 |
1771 |
в т.ч. монашествующих |
148 |
146 |
220 |
17 |
26 |
401 |
% святых монашествующих к числу святых |
60 |
79 |
15 |
71 |
84 |
23 |
Источник: составлено автором по данным (Толстой, 1991) и других источников
Трудно предположить, что к моменту опубликования Г. П. Федотовым своей работы в 1931 г., он не имел сведений о массовых мученических и исповеднических подвигах, верующего во Христа православного населения Советской России начиная уже с 1917–1918 гг.
Дальнейшее исследование проводилось с использованием Базы данных ПСТГУ (Мартиролога) «Новомученики, исповедники, за Христа пострадавшие в годы гонений на Русскую Православную Церковь в XX в.» (База данных ПСТГУ, 2016). В БД ПСТГУ «Новомученники, исповедники…» всего дел – 34694 ед., в том числе поименных дел – 34659 ед., групповых дел – 111 ед.
Поиск был проведен для выявления в Базе Данных количества лиц, принадлежащих к белому и черному духовенству, а также количества лиц, содержавшихся в то или иное время в Соловецком лагере особого назначения (СЛОН). Результаты поиска: белое духовенство – всего 14867 чел.; черное духовенство – всего 6986 чел.; число лиц из Базы данных, пребывавших в Соловецком монастыре и в Соловецком лагере особого назначения (СЛОН) – 515 чел. Результаты обработки запросов были получены в виде таблиц, и итоговых данных. Результаты включают в себя перечень ссылок на все найденные дела.
Рассмотрим сведения о структуре Собора (сонма) Соловецких святых на начало XXI в. Сведения о составе лиц Собора Соловецких святых, прославленных по векам, с учетом численности и доли монашествующих, представлены в таблице 2.
Таблица 2
Общая численность Собора Соловецких святых по векам, включая число [чел.] и доли [%] прославленных монашествующих
Век |
Число святых |
в т.ч. монашествующих |
Доля монашествующих [%] |
XV |
13 |
13 |
100 |
XVI |
6 |
6 |
100 |
XVII |
34 |
32 |
94 |
XVIII |
3 |
3 |
100 |
XIX |
1 |
1 |
100 |
XX |
74 |
36 |
49 |
Итого: |
131 |
91 |
70 |
Источник: данные (Собор Соловецких святых, 2017б; Святые Соловецкого архипелага, 2017)
В таблице 3 представлены данные состава сонма Соловецких святых по лику святости, в части лиц, прославленных до 1917 г.
Информация о составе Собора Соловецких святых по виду их подвига, приведена в табл. 4 (в части лиц, прославленных до 1917 г.). Некоторые виды подвига иные, чем «Игумены монастыря и монашествующие», также могут включать лиц, принявших монашеский постриг.
Таблица 3
Собор Соловецких святых, прославленных до 1917 г. (по лику святости)
Лик святости |
Число святых |
Преподобные |
46 |
Святители |
2 |
Блаженные |
2 |
Итого |
50 |
Источник: данные (Собор Соловецких святых, 2017б; Святые Соловецкого архипелага, 2017)
Таблица 4
Собор Соловецких святых, прославленных до 1917 г. (по виду подвига)
Вид подвига |
Число святых |
Игумены монастыря и монашествующие |
21 |
Пустынники, отшельники и затворники |
20 |
Святители (епископы) |
2 |
Блаженные |
2 |
Просветитель |
1 |
Свещеносец |
1 |
Келейник |
1 |
Рыболовец |
1 |
Трудник |
1 |
Итого: |
50 |
Источник: данные (Собор Соловецких святых, 2017б; Святые Соловецкого архипелага, 2017)
Структура Собора Соловецких новомучеников и исповедников приведена в таблица 5.
Таблица 5
Собор Соловецких новомучеников и исповедников
Именование |
Число святых |
в т.ч. монашествующих |
Доля монашествующих [%] |
Новомученики |
48 |
21 |
44 |
Преподобномученики |
8 |
8 |
100 |
Мученики |
7 |
0 |
0 |
Священноисповедники |
8 |
4 |
50 |
Преподобноисповедники |
3 |
3 |
100 |
Итого: |
74 |
36 |
49 |
Источник: данные (Собор Соловецких святых, 2017б; Святые Соловецкого архипелага, 2017)
В состав Собора новомучеников и исповедников по священническому сану входили: епископы – включая митрополитов и архиепископов, схиархимандриты, архимандриты, игумены, иеромонахи, протоиереи, иереи и лица без такового – миряне (Новомученики и исповедники, 2017).
Узник СЛОНа Борис Ширяев в своей повести-воспоминании «Неугасимая лампада»: «Последний на Руси схимник умер, склоненный в земном поклоне перед своей лампадой на освященном страданием, подвигом и молитвой острове. Его лампада не угасла. Пламя от пламени, свет от света. Тихими тайными светильниками возгорелись иные лампады. Я их видел и сохранил в своей памяти. Духа не угасить» [1998:424].
Таким образом, и в этом случае невозможно согласиться с позицией Г. П. Федотова, о якобы имеющим место с петровского (императора Петра I) времени «омертвлении русской жизни, душа которой отлетела» и о «наблюдении “утечки” святости».
Сделаем несколько выводов:
1. Приведенные исторические факты доказывают ошибочность тезисов Федотова Г. П. об «утечке» и «нуле» святости, об исчерпанности духовных сил Святой Руси, об омертвлении русской духовной жизни в период XVII-XIX вв.
2. Избранный Федотовым Г. П., в качестве статистического мерила, учет святости по ее «церковной канонизации» следует признать весьма неточным и не допускающим однозначных научных выводов, а принятая «выборка» ликов святости монашествующих явно недостаточна. В ходе работы вскрыты и показаны проблемы неопределенности и достоверности информации, приводимой в различных (по большей части – интернет) источниках.
3. В хронологической последовательности по векам показаны: соотношения прославленных Угодников Божиих в целом и в ликах святости, определяемых монашеским служением; особенности структуры Собора Соловецких святых: преподобных, новомучеников и исповедников, по состоянию на начало XXI в.
Выявлено число лиц, учтенных в БД ПСТГУ (Мартирологе) в их связи с деятельностью Соловецкого монастыря и Соловецкого лагеря особого назначения.
ЛИТЕРАТУРА
Федотов Г. П. 1990. Святые Древней Руси / Предисл. Д.С. Лихачева, А.В. Меня. Коммент. С.С. Бычкова. М.: Московский рабочий. 269 с.
Толстой М. В. 1991. Рассказы по истории Русской Церкви. Валаам: Спасо- Преображенский Валаамский монастырь. 736 c.
База данных ПСТГУ (мартиролог) «Новомученики, исповедники, за Христа пострадавшие в годы гонений на Русскую Православную Церковь в XX в.» (2016)
Собор Соловецких святых (2017а)
Подвижники благочестия (2017)
Новомученики и исповедники (2017)
Собор Соловецких святых (2017б)
Собор Соловецких святых: подвижники благочестия, новомученики и исповедники
Ширяев Б. Н. 1998. Неугасимая лампада. М.: Сретенский монастырь. 432 с.
Тип: Собор Соловецких святых
Издание: Гуманитарное пространство. Международный альманах. 2017. Т. 6. № 3. С. 607–614.