Любовь. Любовь. Ч. 2. Стороннице программы 12 шагов об отличии любви от человекоугодия
Назад к списку вопросов
Автор:  Иеромонах Соловецкого монастыря
Дата:  24.07.2023.



Начало ответа «Любовь. Стороннице программы 12 шагов о любви на её вопрос о том, чтобы заняться собой. Ч. 1».

Вы говорите, что я Вас не понял, что Вы имели ввиду совсем другое: когда проповедник говорит о любви, с вашей точки зрения, он должен объяснить, как простым людям определять грань между любовью и человекоугодием, чтобы не становиться жертвой манипуляций. Сложно сказать, я ли Вас не понял, или я был не понят Вами. Но есть такой духовнический принцип: не отвечать на тот вопрос, который был задан, а отвечать на тот вопрос, который должен был быть задан. Даже если учитывать Вашу поправку, весь предыдущий ответ согласуется с первой версией Вашего вопроса. Только обогащение нашего «жизненного репертуара», оснащение нас человеческими концепциями, когда мы развиваемся как люди, помогает выходить из ситуаций ступора. Вы говорите, что когда Вас начинает ругать дочь, вы впадаете в ступор и не можете сказать ничего кроме как «не смей на меня кричать». Вкратце прокомментирую ответ, который уже был дан, абстрагируясь от Вашего вопроса.

Основная мысль предыдущего ответа такова: не бывает любви к ближнему без внимания к себе. Конечно, многие духовные авторы говорят, что, любя ближнего, мы забываем о себе. Но когда в святоотеческих творениях мы встречаем такие фразы, как «забыть о себе», «отречься от себя», нужно понять, о чём конкретно идёт речь.

В человеке есть «ветхий человек» – некая совокупность страстных представлений и навыков. Ветхого человека в своих творениях описывал прпеподобный Макарий Великий. Такой человек гневлив, лукав. Наша задача – облечься в «нового человека», изменить свою систему реакций. Так Иерофей Дидаскал, известный афонский духовник, наставлял своих чад. Эта тема разбирается в текстах «Преодоление травматического опыта: христианские и психологические аспекты». Когда речь идёт о том, чтобы в любви забыть себя, имеется ввиду ветхий человек. У нас было желание посмотреть телевизор, какие-то другие планы, развлечься, расслабиться. Но вот заплакал ребёнок, и мы ставим любовь к нему выше наших увлечений.

Новый человек созидается на связи человека со Христом. Центральный пункт христианской аскетики, как о том писал Жан-Клод Ларше, в том состоит, что человек отрывает от греха силы своей души, сгруппировавшиеся вокруг греха, и формирует их вокруг связи со Христом. Силы души получают новое звучание, новый вектор развития. Так формируется добродетель. В каком-то смысле, отрываясь от своих увлечений и покоя ради ребёнка, человек созидает себя подлинного, созидает себя в добродетели, укрепляет свою душу.

Если посмотреть на жития святых, то можно увидеть, что их мягкость и кротость в отношении грешников простиралась до тех пор, пока не возникала опасность самим святым впасть в какой-то грех. Как только ситуация склонялась к тому, чтобы они сочетались с чем-то неполезным для своей души, они прекращали общение, проявляли необыкновенную твёрдость вплоть до мученической кончины. Выбирали лучше умереть, чем согрешить. Они хранили «нового человека», эту связь с Богом, это ядро.

В этом одно из отличий человекоугодия от любви: когда человек пренебрегает связью с Богом, этим внутренним ядром, ради общения с ближними.

Один человек рассказывал: когда он учился в школе, другой человек, которого он считал своим другом, стал подбивать его на преступление. Друг рассказал, что его избил взрослый мужчина. Теперь он узнал, где этот мужчина работает, проследил за ним до его дома, выяснил его маршрут. Он стал уговаривать рассказчика избить этого мужчину. Свои уговоры он приправлял так: «Ты же мой друг…» Рассказчик пошёл на это дело, но внутри его всё протестовало. Он понимал, что это неправильно. Они вооружились газовыми баллончиками, хотели встретить мужчину в подъезде. Но на счастье всех участников, в этот вечер мужчина не пошёл после работы домой. Уже позднее рассказчик понял, что это была не любовь, это была не дружба и даже не человекоугодие. Это было прогибание под сильную позицию своего товарища. Здесь нужно было сказать: «Я тебя ценю, уважаю. Но в данном случае моя позиция такова, что это дело неправильное».

Такая твёрдость появляется у человека, когда у него появляется связь со Христом, новый центр жизни. А когда этот центр не сформировался, человек не знает, на чём основать свою позицию.

На твой вопрос, как тебе реагировать и не впадать в ступор, я отвечаю всем предыдущим ответом и дополнением к нему.

Должна быть и дисциплина: когда вопреки своим желаниям мы делаем то, что должны, что следует, вырабатывается навык понуждения, который сработает и тогда, когда нам захочется пойти на поводу у своей эмоциональной реакции. Когда мы работаем над собой, появляется умение отклонить свою мысль от вхождения в это русло и перенаправить в другое.

Навыки душевные и телесные похожи между собой в основах своего развития. Один человек рассказывал, как, играя в баскетбол, постоянно попадался на один и тот же крючок (этот приём оценивается судьями как фол, но в те времена, когда играл рассказчик, такого правила не было). Когда противник бежал с мечом к кольцу, он схватывал мяч в руки и делал вид, что хочет бросить его в лицо рассказчику. Тот, вследствие своей инстинктивной реакции, закрывал лицо руками. В этот момент, так как до кольца ещё оставалась пара шагов, нападающий спокойно проходил мимо рассказчика, который должен был защищать кольцо – ведь тот стоял, закрыв лицо руками. Сколько раз ни повторялась эта история, рассказчик никак не мог преодолеть свою реакцию. Здесь нужна была работа тренера. В профессиональной игре такую реакцию исправили бы во время тренировочного процесса. Со временем он бы научился реагировать по-другому. На этом же принципе построены наводящие удары, удары с подвохом. Человек делает вид, что хочет ударить в пах, и противник наклоняется, чтобы защититься, и в итоге получает удар в голову. Замах вызывает систему реакций у обороняющегося, и вследствие этого он открывает свою голову для удара.

Один из вариантов ухода от наводящих ударов – умение держать дистанцию.

Возвращаюсь к идее обогащения. Да, в чём-то 12-ти шаговая программа помогла тебе, вытащила тебя из трясины. Но она ориентирует человека на систему реакций с конкретными связками: такой-то стимул – такая-то реакция. Но когда ты попадаешь в нестандартную ситуацию, возникает ступор. Это следствие ориентации человека на психологические схемы: он учится действовать в согласии со схемой, при этом глубокая часть его души не учится реагировать. Когда мы сталкиваемся с непредсказуемой ситуацией, мы обращаемся к глубине своего существа, где мы связаны с Богом. Ищем ответ в своей совести. Будет ли правильно поступить так-то? Постепенно вырабатываются навыки понимания этой жизни, хранения внутреннего мира. Мы заранее будем знать: даже если все авторы-психологи говорят поступать в этой ситуации так, поступая так, мы смутимся и смутим другого человека.

Иногда просители, приходившие к святителю Тихону Задонскому, ругались, что он мало дал. Когда они ругали его, святитель вёл себя очень добродушно и давал ещё. Хотя кто-то скажет, что это чистая манипуляция, ни в коем случае нельзя соглашаться с такими людьми. Но святитель Тихон не был манипулируемым, у него была внутренняя свобода поступить иначе. Но ради сохранения мира он находил лучшим поступить так, как поступал. В его случае он был прав. Может, другой человек в подобной ситуации отказал бы, и тоже был бы прав: может, именно в его уникальной конфигурации он бы увидел, что другому человеку неполезно получить дополнительную сумму в качестве милостыни. Мы не знаем, что именно происходило в кабинете святителя Тихона. Может, он видел дополнительные вводные, знал этих просителей и то, как скажется на них его поступок.

Когда человек ориентируется исключительно на механизмы, глубинная часть его души не развивается. Когда он попадает в критическую ситуацию, у него не срабатывают механизмы саморегуляции. То, что называется саморегуляцией, формируется в течение многих лет жизни, когда мы учимся быть людьми в разных ситуациях. А если саморегуляция выключена алкоголем, спешкой, гневом, яростью, какими-то страстями, то мы поступаем, реализуя либо первое, что придёт в голову, либо ту схему, которую предложил потенциальный манипулятор.

Манипулятор может использовать такой приём, как введение человека в состояние срочности. Блокируется его система мышления: человеку навязывается идея, что нужно срочно принимать решение. Исподволь, втихую ему подбрасывается ошибочное решение, которое он принимает за своё.

Примерно об этом упоминал Виктор Суворов, разведчик, который перешёл на сторону Великобритании. Он рассказывал, как проходил экзамены на службу в ГРУ (главное разведывательное управление). Экзамены шли не один день. На одном из экзаменов было задание в уме посчитать числа, умножая одно на другое. В то время как он считал, на него давили, чтобы он делал это быстрее, а так как экзамены шли в конвейерном режиме, на тот момент Виктор был уже эмоционально истощён. Вдруг он увидел, что на парте тонким карандашом прописано решение в столбик тех чисел, которые он считает в уме, и подписан ответ. В обстановке давления возникает соблазн ухватиться за этот ответ, но тут он понимает, что у человека, который был до него, не могло быть тоненького карандашика, не могло быть возможности аккуратно на парте прописать решение под наблюдением принимающих экзамены, которые сами являются профессионалами разведывательной службы. Он понимает, что это провокация. В числах на парте была ошибка. Виктор отказывается от соблазна ухватиться за подставной ответ, пересчитывает всё в уме и выпаливает правильный.

Если читать книги, прислушиваться к внутреннему ядру, в течение ежедневных ситуаций учиться поступать по совести, то внутри будет формироваться некий навык поступать по совести и там, где нет возможности подумать. Тогда экстремальные ситуации, в которые нам даются доли секунды для принятия решения, не выбьют из колеи, потому что внутри нас есть ядро, которое активировано за время, пока мы учились быть людьми, христианами. А жизнь по психологическим схемам не требует включения всего, что мы называет цельным человеком.

В беседах есть история девушки юриста, которая находилась в состоянии загона. Когда начальство задавало ей вопрос по поводу одного из её коллег, получилось, что она его подставила. Она была в состоянии спешки и ухватилась за тот ответ, который был на поверхности. Потом она поняла, если бы она была в другом состоянии, в собранности, в состоянии, которое в Христианстве называют трезвением, если бы присутствовала внутренняя молитва, то она бы могла дать какой-то творческий ответ.

Вопрос состоит в том, пойдёт ли человек путём обогащения личности?

Ответ женщине о теории созависимости, часть 1. Термин «созависимость» сложен: если в человеке не сформировано внутреннее ядро, он неизбежно прогибается под внешний ритм. Вопрос не ограничивается только отношениями внутри семьи, где есть какая-то агрессия, агрессивное поведение одного из членов семьи. Эта ситуация гораздо шире. Как не раздражаться в метро, когда люди ведут себя грубо? Как во время войны не пропитаться ужасом? Как во время бедности не стать жестоким? Все эти вопросы решаются, когда у человека есть внутреннее ядро.

«Психология. Женщине о концепциях созависимости, самооценке и внутреннем ребенке (часть 1)»

 «Психология. Женщине о концепции созависимости. Ч. 2»

Эта тема разбиралась в цикле бесед «Проблема аддиктивного поведения: родителям, родственникам, педагогам». В пункте 3-м разбирался вопрос, как быть честным, когда в окружении есть кто-то, кто занимает агрессивную позицию.

К этому ответу будет приложена ссылка на ответ
«Конфликт. Нападки со стороны нестабильного в психическом отношении человека».

В цикле «Зазеркалье», в пункте 65 или 66 разбиралась подтема: Как вести себя с людьми, находящимися в изменённом состоянии сознания.

65. Врастание в Истину. О отношении к человеку, находящемся в измен. состоянии сознания.

66.1. Общение с людьми в измененном состоянии сознания.

66.2. О общении с людьми в измененном состоянии сознания.

Если ты будешь развиваться как человек, то со временем найдёшь путь, найдёшь возможность, как реагировать иначе. У тебя получится не впадать в ступор. В беседах не раз приводилась аналогия с тренировочным процессом. В книге о советском боксёре рассказывается, как он сжимался в комок, когда его бил отец. А когда он подрос и пошёл на секцию, тренер увидел, что у него потрясающая реакция: он очень точно чувствует время и расстояние. Но пока он реагирует собиранием в комок. Тренер понял: если удастся преодолеть реакцию зажатия и на чувство времени и расстояния, которые сформировались во время избиений, навесить другую реакцию – контратакующие приёмы – то этого парня можно сделать чемпионом.

Речь не идёт о том, что ты непременно должна идти в контратаку. Ты поймёшь, что делать, когда от тебя требуют срочного ответа, или когда дочь тебя ругает. Ты поймёшь, каким образом разбавить ситуацию. Бывает, что одна только наша миролюбивая позиция лишает человека возможности продолжить агрессию. А когда мы сжимаемся в комок, начинаем говорить резкие слова, то даём человеку повод продолжить атаку.

Когда человек атакует или, если сказать по-светски, наезжает, если его совесть поражена не до конца, он чувствует собственную неправоту и вследствие этого не может развернуть свою агрессию во всю ширь. А если в ответ он тоже получает агрессию, то отбрасывает последние сомнения и начинает бить во всю силу. Если мы не поддаёмся, то не даём ему такой возможности.

Как говорится и в упомянутых беседах, человек навязывает нам свой ритм. Можно впасть в ступор, поддаться на эту уловку и включиться в ритм, навязанный извне, ответить агрессией на агрессию. А если у нас есть своё внутреннее ядро, свой ритм, основанный на этом ядре, то мы реагируем на ситуацию в своём ритме.

Ситуация развивается в русле того ритма, который доминирует. Человек нападает – ты отвечаешь спокойно. От него снова исходит агрессия – а ты снова спокоен. На каком-то этапе он переключается на твой ритм и успокаивается. А если подогревать его агрессию, то он отвечает ещё более агрессивно. Градус ситуации нарастает.

Советую почитать книги Ефросиньи Керсновской «Сколько стоит человек», монахини Елены (Казимирчак-Полонской) «О действии благодати Божией в современном мире», книгу «Золотой святыни свет» о Марфо-Мариинской обители, книгу воспоминаний схимонахини Марии Дохторовой, где есть замечательные заметки об игуменье Руфине, которая в эмиграции помогала детям.

Когда мы читаем воспоминания людей, у которых было христианское ядро, мы видим, насколько большой репертуар действий был у них сформирован. Но этот репертуар не заключается в том, что они включали в свою личность такие опции как «унизить», «растоптать».

Например, монахиня Елена (Казимирчак-Полонская) (в те годы она ещё не была монахиней) договорилась с одним человеком, что тот даст ей пропуск в оккупированную немцами Варшаву. Во время Второй Мировой, после восстания в Варшаве, немцы объявили особое положение. Каждого, кто был там без пропуска, расстреливали. Немцы методично прочесывали дом за домом и разрушали всё, выискивая восставших. Елена поехала в Варшаву, чтобы вывезти оттуда клад, который прятал некий человек, потому что ей нужны были деньги на оплату жилья и еды. Она нашла клад, спрятала часть золота в своей косе, часть под одеждой. Произошло неожиданное: когда она выходила из дома, то увидела, что немец обыскивает телегу с сеном. Немцы нашли что-то спрятанное, возничему грозил расстрел. Во время этого обыска им на глаза попалась Елена. Немец стал обыскивать её, а матушка стала молиться, и Господь послал ей удивительное спокойствие. Она никак не напряглась, не дёрнулась, когда немец стал обыскивать её. Ему даже в голову не пришло, что человек, обвешанный золотом, имеющий расстрельную статью, может с такой невозмутимостью вести себя во время обыска. Он не стал внимательно рассматривать её и обыскивать до конца.

P.S.

На тему движения АА были еще беседы «Программа АА / АН: Какие к ней возникают вопросы?»

Также были и такие ответы:

«Отношения. Женщине, прошедшей с мужем 12-шаговую программу. О семейных трудностях».

«Женщине, ходившей на группы ВДА (взрослые дети алкоголиков)».