Приемные дети. Приемные дети. Приёмный сын угрожает. Агрессия, криминальное поведение
Назад к списку вопросов
Автор:  Иеромонах Соловецкого монастыря
Дата:  03.12.2023.



Вы спрашиваете, как быть с приёмным ребёнком. Вы усыновили его, когда ему было буквально несколько месяцев, старались воспитывать его по-христиански, как своего. Но он с детства обнаружил аномальные формы поведения. Его отчисляли из школы, отовсюду выгоняли, он совершал противоправные деяния.

Вы думаете, продолжать ли считать его своим или написать отказ, как многие вам советуют, потому что он стал вам угрожать. Так сложилось, что некто ему рассказал, что он отказник, и он поклялся отомстить всем, кто причинил ему зло. При этом, он уже связался с людьми, которые двигаются в русле криминального образа жизни.

По поводу поговорки «С креста не сходят, с креста снимают».

Для начала стоит сказать, что позиция человека должна быть взрослой. Нехорошо, когда человек соглашается на что-то, не имея взвешенной позиции, когда не понимает, что он делает и почему. Либо когда он так же не осмысленно отказывается от этого действия.

Некто сказал вам: «С креста не сходят, с креста снимают». Но прежде всего надо понять, компетентен ли человек, давший вам этот совет. Проходил ли он сам ситуацию, которую проходите вы.

Был такой страшный случай: один священник сигнализировал архиерею о том, что он находится на грани. Ему нужно было и преподавать, и служить в храме, при этом были ещё какие-то личные трудности. Но он получал ответ вроде этого: с креста не сходят, с креста снимают. Это продолжалось длительное время, но его сигнал почему-то так и не был воспринят. В итоге произошла трагедия: он зарубил топором свою супругу, отправился в места заключения. И понятно, что дальнейшая его жизнь теперь сопряжена с немалыми трудностями.

Слова насчёт креста актуальны для тех людей, у которых есть великая вера.

В беседах и текстах не раз упоминается творчество академика Ухтомского, его учение о доминанте. У него есть мысль, что патологическая доминанта тормозится другой доминантой. Доминанта – очаг в коре головного мозга. Импульсы, поступающие в сознание в момент возбуждения этого очага, притягиваются к текущему очагу. Всё, что с человеком происходит, он интерпретирует в русле своего главенствующего возбуждения. Если у него возникает протест по поводу общения с приёмным сыном, когда что-то не получается, он думает: «Опять всё из-за него».

С точки зрения Ухтомского, если у человека есть конструктивная доминанта, она будет тормозить действие паталогической доминанты. Если у человека есть огромная любовь, огромная вера, если он в своей жизни, на основании изучения мироздания, истории, святых и прочего убедился, что Господь присутствует в мире,тогда он иначе воспринимает скорби. Такому человеку скорби не наносят большой урон, потому что уныние, как очаг возбуждения, тормозится огромной любовью – более сильным очагом возбуждения.

Но если большой любви нет, и вторая, конструктивная, доминанта не тормозит паталогическую, то возникает риск, что человек просто сломается, не выдержит. Если он на 100% понимает, что такое крест, если он настолько углублён в Евангельские заповеди, что ассоциирует себя с ними, то скорби сделают его только сильнее. Но так происходит далеко не со всеми.

Чтобы дать точный ответ на ваш вопрос, надо знать специфику ситуации.

Обращаться или нет к психологу

Я не призываю вас к общению с психологами, потому что есть разные специалисты, разные направления. Некоторые из них стимулируют развитие гордыни. Из святоотеческого учения мы знаем, что страсти могут отступить от человека, если он развивает гордыню. Развития этой страсти достаточно для погибели. Поэтому, когда человек развивается в гордыне, у него могут угаснуть другие страсти.

Если пойти к психологу, вам могут начать рассказывать о созависимости, что ваше желание помочь ребёнку – это аномальная привязанность. Теория созависимости ложная, но мы сейчас не об этом.

Подробнее об этом сказано в беседах «Преодоление зависимого поведения, часть 2: родственникам зависимых» и «Отношения, общение с зависимым родственником. О чувстве вины, о концепции т.н. созависимости»

В данной ситуации имеет смысл найти специалиста, который знаком со спецификой, с областью психиатрии. Возможно, здесь есть пограничное расстройство личности, раз человек с детства уходит в агрессивное асоциальное поведение, или приобретает зависимость (хотя не все соглашаются с этим диагнозом, считая, что это ярлык, который навешивают на человека).

Если специалист знаком со спецификой данного поведения, у него есть понимание, что такой человек может уходить в криминальную область, возможно, у него даже есть опыт судебной психиатрии. Тогда он сможет дать вам раскладку того, что происходит на самом деле, или по крайней мере попытается приблизиться к адекватному представлению о происходящем. Он может дать дельные советы.

Разумная осторожность в отношении злобы ребёнка

В словах людей, которые советуют вам сложить с себя ответственность за жизнь этого ребёнка, есть доля смысла. Есть риск, раз человек берётся за нож, то уровень его злобы достигнет того, что он этот нож поднимет и на вас.

Вы говорили, что он требовал от вас, чтобы вы указали свои паспортные данные, которые якобы нужны ему, чтобы устроиться на работу. Когда вы отказали, он скрипел зубами от злости.

Если он просит у вас паспортные данные, которые нужны его работодателю, чтобы оформить его на работу, нормальным вариантом было бы работодателю связаться лично с вами. Самому ребёнку не стоит их давать – он может незаконным образом оформить на ваше имя кредит. В вашей ситуации тревожный сигнал, что он именно требовал от вас паспортные данные, скрипя зубами от злости. Пока он ещё несовершеннолетний, он только намекает на то, что приведёт угрозы в действие.

В Санкт-Петербурге есть Центр свт. Василия Великого, в котором проходит реабилитация подростков, имеющих конфликты с законом. В Центре очень интересный подход к реабилитации. В частности, если есть какие-то сложности с ребёнком, его не отпускают на выходные.

Один подросток обратился с просьбой отпустить его на выходные для участия в соревнованиях, где он является активным стрелком. Просто отпустить неперспективно. Просто запретить – нет оснований. Был найден выход: если действительно капитан команды в тебе заинтересован, пусть он приедет в Центр, и тогда будет принято решение. И капитан приехал, оказался адекватным парнем, всё обсудил, и работники центра решили отпустить воспитанника на соревнования.

В Центре работают специалисты, которые знают специфику работы с подростками и могут дать советы по отношениям с вашим ребёнком. Не в каждом городе можно найти узкого специалиста. Если это необходимо, я могу поспособствовать, чтобы вам связаться с Центром.

Родители, которые проходят подобные ситуации, должны свести эмоции к минимуму, быть взвешенными, продуманными. Конечно, вы начинаете переживать, пытаетесь взывать к совести, но ему очень сложно найти такой орган познания как совесть. Видя ваши эмоциональные переживания, он воспринимает это как слабость и идёт в атаку.

Принципы Центра свт. Василия Великого в отношениях с детьми

Некоторые принципы, которые используются в центре свт. Василия Великого изложены в текстах «Родители и дети, части 4.2 и 4.3».

Эти тексты можно найти в подборке «Родители. Дети. Воспитание» (лекции и тексты иеромонаха Прокопия) и есть в этих подборках и другие материалы по теме.

Центр является православным, но воспитанникам не говорится о Православии напрямую. Если кто-то высказывает своё желание, может сходить на службу, Центр содействует тому, чтобы у такого воспитанника состоялся разговор со священником.

Почему такая тактика? По приговору суда в Центр попадают подростки разных вероисповеданий или даже с отсутствием такового. К тому же, когда о вере рассказывали всем, некоторые начинали соглашаться с целью использовать данную беседу для манипуляции: если сейчас они будут кивать, отвечать в религиозном ключе, то, как они надеются, потом их лишний раз опустят домой или в кино.

Поэтому разговоры с теми, кто этого не хочет, не ведутся. Но Центр не на словах, а на деле пытается использовать православный подход к жизни. К каждому человеку там относятся как к личности. В Центре действует запрет на насилие. К воспитанникам обращаются по имени и отчеству.

Но такое отношение не означает потакание слабостям. Основной принцип Центра – каждый воспитанник должен понять, что у каждого поступка есть определённое последствие. Уважительное отношение к человеку не исключает требований к воспитанникам. Попадая в Центр, они принимают к сведению, что здесь действуют определённые правила совместной жизни, и они не нарушаются никем: ни воспитатели не могут нарушать эти правила, ни воспитанники. К воспитаннику относятся как к человеку, который достоин уважения и может отвечать за свои поступки.

Некоторые особенности детской психики. Конфликт с христианством

Нужно учесть мнение одного специалиста из петербуржского Центра, который обратил особое внимание на пограничное расстройство личности. Он говорит, что многие протесты против религии связаны с протестом в отношении родителей. Как было сказано выше, основной принцип Центра – уважение к личности другого. Бывает, что родители из верующих семей нашли истину в Православии, но другой человек, в данном случае – их ребёнок, ещё не нашёл эту истину.

Если у человека есть конструктивная доминанта, она преодолеет колебания, сомнения, страхи. Может, такие родители нашли для себя эту доминанту, и поэтому легко решают колебания и сомнения. Но их сын ещё не нашёл для себя такую доминанту. Ему нужны чёткие осмысленные ответы на его уровне, а не на религиозном. И не всегда этот уровень будет равен религиозному.

Бывает, верующие родители относятся к колебаниям детей так, что спрашивают их: «Что это ты придумал? Глупость какая-то! Ты просто ленишься», – хотя у ребёнка может быть даже депрессия, он может не понимать, для чего он живёт. У него есть определённые сложности, а родители называют это ленью, глупостями. А ребёнок, видя, что его запросы игнорируются, начинает просто кричать. Его протестный крик может принимать формы агрессивного поведения, использование ножа, мат, алкоголь и прочее.

Как говорил специалист из московского центра, когда человек вступает в конфликт с верующим родителем, он может прийти даже к идее смены пола. Он так хочет отрицать взгляды родителей, что вместе с ними отрицает и всё Христианство как таковое.

Ещё Серафим (Роуз) в своей книге «Человек против Бога» говорил, что тот, кто пытается отвергнуть Христианство, в итоге приходит к полному ничто. Потому что Христианство настолько всеобъемлюще, что, пытаясь отказаться от него, человек отказывается от всего здорового, что есть в жизни. Уходя в такое отрицание, в нигилизм, в итоге он приходит к перверсиям, сексуальным извращениям, к идее смены пола и т.д.

В тексте «Родители и дети, часть 3. Уважение за уважение» приводится несколько слов о молитве за детей.

Также советую пост «12 избранных псалмов», в комментариях к которому – дополнение. Там рассказывается история мальчика, который через молитву мамы вырулил на твёрдую поверхность.

Также 3 части ответа маме, сын которой – игроман: «Сын играет, не хочет входить в жизнь семьи». В 3-й части говорится о чине 12-ти псалмов.

Ч. 1: Некоторые особенности поведения подростков.
Ч. 2: Советы родителям, материалы для родственников зависимых людей.
Ч. 3: Как молиться за детей. Приложение к ответу

Об этом же – ответ «Что делать, если сын поднимает руку».

Родители должны выходить из состояния ребёнка, не реагировать на всё эмоционально. Когда их ребёнок что-то спрашивает или делает, и родители говорят: «Да это глупости». Когда родители жили в понятном ключе, но для себя не ставили глубоких вопросов, когда им всё уже понятно, изначально дано. Не возникало необходимости разбираться в каких-то жизненных аспектах. Кризисная ситуация вытаскивает наружу отсутствие взвешенных взглядов на какие-то стороны жизни. Сейчас настало время сформировать эти взгляды. Тогда начинает проявляться ядро личности, твёрдость характера, когда человек становится неподверженным внешним стрессорам. Когда у человека не развито ядро – внешние события его ломают, он колеблется.

Главное

Данный ответ, возможно, не очень конкретный. Главный совет – начать ставить вопросы, которые вы раньше не ставили, начать куда-то двигаться. Если не получится – пообщаться со специалистом. Если не получится нащупать контакт с ребёнком, прийти к тому, чтобы этот конфликт унялся, то, возможно, надо подумать о том, чтобы предоставить ему самостоятельность.

Бояться не надо. Как сказал один духовный автор, если вам угрожают, не бойтесь – человек не сможет сделать больше того, что попустит Господь. Но этот совет мы можем применить к себе, только когда мы стараемся встать полностью на Евангельские позиции. Если мы пытаемся вести себя с человеком корректно, по любви, но он всё равно выбирает иную линию, то нужно поступать по принципу «делай, что должени будь, что будет». Если человек выбирает агрессивную позицию – это его право. Но если мы человека спровоцировали, сами угрожали ему, и в итоге от него в ответ пошла агрессивная волна, это другая ситуация.

Один священник усыновил мальчика. Хотя у него было нечто подобное, о чём рассказываете вы, проблемы всё же решались, преодолевались. Они с супругой решились взять на воспитание ещё девочку, которая была тихой, скромной, особо не выделялась асоциальным поведением. Но вместе с мальчиком у них образовался такой тандем, что в её присутствии парень стал совершать агрессивные действия. То ли она действовала на него как вдохновительница, то ли он пытался перед ней показать свою ложно понимаемую удаль. Ситуация стала выходить из-под контроля.

Тогда священник с матушкой приняли решение вернуть девочку, хотя их обвиняли за такой поступок. Но священник говорил, что эта ситуация, когда он оставляет одного ребёнка, для него посильная, а сверх силы идти он не может.

Один священник раньше исповедовал людей до глубокой ночи, но в какой-то момент стал исповедовать только днём и только ограниченное количество часов. Этого не хватало людям, многие хотели, чтобы он исповедовал больше. Но он сказал: да, этого мало, но, по крайней мере, посильно, это то, что я могу нести. Если нагрузка будет непосильной – он просто сломается и не сможет делать ничего.

Духовные аспекты

С приёмными детьми бывают разные ситуации. Где-то очевидным образом действует благодать, которая переплавляет человека. В Православии есть учение, в котором речь идёт не об автоматическом действии благодати, а о синергии, когда люди двигаются навстречу благодати. В отношении приёмных родителей, нужно понимать: помимо желания помочь, помимо того, что родители причащаются и водят детей, должно быть и адекватное понимание происходящего. Что такое страсти, что такое добродетели. Слово «страсть» имеет несколько аскетический оттенок: будто есть некие отшельники, которые борются со страстями. Но, если выражаться более современным языком, страсти – это сформировавшаяся модель поведения. Асоциальное поведение – тоже своего рода страсть.

Святые отцы говорят: когда помысел воздействует на человека и укореняется в его сознании, то возникает неудержимое желание осуществить помысел на деле. Помысел, который усвоился человеком, можно понимать, как объемное, масштабное отношение к действительности. Например, помысел гордыни, будучи усвоенным человеком, выражается в том, что человек становится конфликтным, неуступчивым.

Нужно двигаться к мудрости, пониманию, как поступать в тех или иных ситуациях.

Тема приёмных детей

Когда ваш сын узнал, что он приёмный, это стало его смущать.

На это можно посоветовать посмотреть фильм «Это мы». Конечно, в этом фильме есть и американские идеи, какие-то ситуации показаны в упрощённом варианте. Мы не берём из этого сериала всё.

Но на момент на тему приёмных детей стоит обратить внимание. Супруги приезжают в роддом рожать тройню. В результате родов один ребёнок погибает. Сложилось так, что в этот же роддом привозят чернокожего мальчика, которого отец оставил на пожарной водокачке. Родители решают усыновить его и воспитать, как своего.

В сериале показываются разные коллизии, момент противостояния детей: двое белых и брат темнокожий. Одна из сюжетных линий строится вокруг поиска отца темнокожего мальчика. Он вырос, стал преуспевающим, у него семья, дети, материальный достаток. Он нашёл своего отца, который живёт в бедном квартале, приехал к нему домой и с порога выпалил ему, что хочет, чтобы отец знал, что у него всё хорошо, он не нуждается в отце, может прожить без него. Некая манифестация гордости. Отец смиренно спросил, не хочет ли сын пройти. В результате развития сюжета выяснилось, что отец не имел злого умысла. Он принимал наркотики, девушка, которую он любил, и которая родила ему сына, умерла при родах. Он оставлял ребёнка не потому, что ему было всё равно. Он понимал, что у ребёнка нет перспектив с папой-наркоманом.

Конечно, речь идёт о фильме, который уже является вымыслом, хотя и основан на реальных событиях. Интерпретируя, важно помнить, что фильм отличается от реальной жизни. Когда человек попадает в реальную ситуацию, при этом ещё и молится, то Господь каким-то образом вразумляет его. Когда мы воспринимаем ситуацию абстрактно, искусственно выстроенную, в которую Господь нас не помещал, то, соответственно, мы не испытываем этого вразумления. Мы рассматриваем только голую модель. А в реальной жизни, когда мы погружаемся в ситуацию, общаемся с людьми, то получаем от кого-то помощь, информацию. Появляется надежда. Если бы речь шла о реальной жизни, может, сын вытянул бы своего отца.

Есть популярная книга, по которой снят фильм, «Кот по имени Боб». Уличный музыкант, который принимает наркотики, однажды увидел рядом с собой кота. У него возникает дилемма: купить наркотики или купить еды коту. В итоге забота о коте помогла ему перестать употреблять.

Между сыном и отцом завязались отношения. Сын предложил отцу какое-то время пожить у него дома. Поначалу они с женой переживали, что тот будет принимать наркотики. Когда он просил деньги на автобус и на много часов пропадал, они думали, что он принимает. А оказалось, что он ездит кормить кота, которого не захотел брать в дом сына, потому что у его детей была аллергия. Постепенно сын с отцом сблизился настолько, что отец стал думать о том, чтобы открыть детям, что он их дедушка. Но выясняется, что он болен раком. Основная идея исходя из сюжета такова: ненависть – это не выход.

Понимание

Мы не можем оправдать то, чему нет оправдания. Но иногда вопрос стоит хотя бы о попытке понять другого человека. Мать вашего приёмного сына оставила ребёнка, и возможно, что она переживала. Хотя это может быть не так. Но, может, она была испугана, и, хотя это не оправдывает её, но такая мысль может привести к пониманию. А через понимание мы приходим к тому, что освобождаемся от своей ненависти, своего желания разрушить чужую жизнь. На этой почве мы растём как люди.

Когда ребёнок считает себя травмированным, это даёт ему некое право на ненависть, на самооправдание, но в итоге лишает инициативности. Говоря, что его травмировали другие люди, он просто соглашается с тем, что он объект, который принимает на себя травматическое отношение среды.  

Когда человек понимает, что в скорбной ситуации реакция гнева является не единственной возможностью, или реакция в виде апатии… То, что он впал в апатию, не значит, что иначе было нельзя. Когда человек это осознаёт, соглашается с тем, что он был не прав в своей реакции, что внешние обстоятельства запустили в нём процесс, на который он сам откликнулся, по своей воле согласился с гневом, унынием, –  тогда у человека появляется выход из этого. В нём появляется способность проявить инициативу.

В ответе «Человеку, который считает, что его травмировали родители» приводятся слова Бруно Беттельхейма, немецкого психиатра, который был в концлагере: СС внушало узникам, что никакие шаги не повлияют на их выживаемость, и те, кто близко к сердцу принимали эти слова, впадали в уныние и в итоге погибали. Человек, который хочет найти свой путь, должен понимать: родители могли сделать по отношению к нему что-то нехорошее, но это не значит, что он теперь ограничен этим действием.

В беседах «Преодоление травматического опыта: христианские и психологические аспекты» приводился пост, суть которого в следующем. Кто-то из наших соотечественников был в Штатах на обучающей программе. Там профессор рассказывал свою историю, начиная её так: «Все беды в моей жизни начались с того, что меня отдали в детский дом, отец был моряк, мама занималась проституцией. Потом беды усугубились, потому что в детском доме были представители разных этносов, они дрались, щипались. Потом беды начались в школе, где не хватало педагогов. Все предметы вёл учитель биологии», и т.д. Слушатели, подавленные такой историей, молчали.

Тогда профессор начал другую историю: «Первая удача в моей жизни произошла, когда меня отдали в детский дом. Какое будущее могло быть у меня, если бы я жил в каком-то притоне? Вторая удача была в том, что в детском доме были представители разных этносов. Живя между ними, я научился отстаивать собственную позицию. Несказанная удача была в том, что все уроки у нас вёл учитель по биологии. Поэтому, когда в будущем мне надо было выбирать поле деятельности, у меня не было никаких сомнений, я пошёл в биологию». Заканчивая свой рассказ, профессор подытожил: «Вам предоставлено две версии происходящего. Какую из них выберете вы?».

Направить агрессию в нужное русло. Мужская тема

Когда ребята из центра свт. Василия Великого приезжали на остров, с ними состоялись встречи, на которых обсуждались вопросы о том, как быть мужчиной, что такое принципы. Некоторые беседы включены в подборку «Трудным подросткам о подростках». Основная мысль в них: душевные склонности, которые уходят в патологию, при духовно-культурном обогащении человека могут уйти в конструктив.

В пример приводился Владимир Туманов, друг Высоцкого, который прошёл Колыму, куда попал по абсурдному обвинению. Он играл в карты с иностранцем, и его обвинили в шпионаже. У него была неукротимая натура, в лагере за драки, за побег он попадал в барак усиленного режима. В итоге он понял, что нельзя жить так, как он живёт. Он собрал бригаду ударников, стал мыть золото в очень больших объёмах. Впоследствии он был амнистирован и стал одним из крупнейших в мире специалистов по добыче золота и полезных ископаемых

Свою неукротимую натуру он пустил в строительство, брался за самое сложное, за что никто не мог взяться. Создал артель, где в советские годы, когда средняя з/п была в районе 100 рублей, он платил одному рабочему несколько тысяч за сезон.

Уже после появления подборки «Трудным подросткам о подростках» были открыты беседы «Мужская тема» на которых также присутствовали ребята из Центра. Там разбирались вопросы, связанные с темой, которая поднималась в этом ответе: что такое агрессия, как молодому человеку проявить своё мужество в конструктивном ключе. Если не направить мужество в конструктив, то оно, как о том говорила монахиня Нина (Крыгина), может уйти в деспотизм, в агрессию.