Наркомания. Наркомания. Девушке, которая не удержалась и опять покурила ПАВ. Ч. 3
Назад к списку вопросов
Автор:  Иеромонах Соловецкого монастыря
Дата:  26.11.2023.



Не являюсь фанатом психологии, но концепция Семейных клубов трезвости показалась адекватной. Борьба с самим веществом (ПАВ) в этой системе не является первостепенной. Главная проблема состоит в формировании некоей склонности к вхождению в измененное состояние сознания, и вот уже эта склонность может реализовать себя в конкретном веществе. Ты, к примеру, испытав смущение, покурила гашиш, чтобы его погасить. Кто-то пойдет в клуб. А кто-то закроется дома, уйдя в апатию и депрессию. Здесь нужно изменить внутреннюю составляющую. Архимандрит Фаддей (Витовницкий) призывал к изменению своей сердечной сущности. По слову Господа «из сердца исходят злые помыслы, убийства, прелюбодеяния, любодеяния, кражи, лжесвидетельства, хуления» (Мф 15. 19). То есть отсекая страстные помыслы и следуя дорогой Евангельских заповедей, глубина сердечная преображается и сердце перестает источать мысли нехорошие.

Здесь можно вспомнить слова одного духовного автора – юный (хоть речь о монахах, но применима мысль и к мирянам) имеет нужду в охранении, а зрелый уже не имеет такой нужды. О чем речь? Если сердце еще источает страстные помыслы, человеку необходимо трезвение. Нужно смотреть – принимать помысл или нет? Идти к тому, что говорит сердце или не следует? Но когда человек в течение некоторого времени рассматривает свои поступки в свете Евангельского учения, одно развивает и другое притормаживает, тогда формируется некий навык сразу узнавать происходящее в глубинах сердца. С другой стороны, сердце, укрепившееся в добре, приходит в смущение от неверной мысли. Конечно, такой человек обдумывает свои поступки и совершает более или менее адекватные вещи. Например, человек учится рукопашному бою. Вначале он старается правильно выполнять приемы, анализировать каждый свой шаг, каждое свое движение. Да, сначала медленно.  Постепенно скорость выполнения приема увеличивается, а затем и вовсе удары и броски выполняются автоматически.

Суть работы в Семейных клубах трезвости строится на основе учения о личной регуляции Валентика. Есть здесь некое адекватное зерно. Различные стороны нашей жизни формируются вследствие адекватного взаимодействия с окружающими. Эту идею можно сопоставить с учением Христа о главной Заповеди – любовь к Богу и любовь к ближнему. То есть если ты станешь с любовью относиться к коллегам, к матери, личность адекватно развивается. Тогда ты здоровым образом начинаешь «удовлетворять потребности». Не люблю этот термин. Возникает образ американизированной психологии, где человек стремится все контролировать, самореализоваться. Идея удовлетворения потребностей на уровне семантики выпадает из представлений о человеке, как о целостности, вступающей во взаимодействие с миром. Например, у тебя есть потребность в общении. Но ведь удовлетворить ее можно только в том случае, когда и другой человек этого общения желает. Иван Ильин в небольшой статье «Рождественское письмо» писал – только имея некое бескорыстное отношение к миру, человек и получает то, чего ищет.

Сам термин взят из секулярной психологии, но что, если посмотреть на него православным взглядом? Да, есть у тебя некая скорбь вследствие одиночества. Но! Выстраивая на основании Заповедей общение с ближними, человек перестает быть одиноким. Если же попытаться решить этот вопрос на уровне страстей, то начинается манипуляция, капризы. Формируется внутреннее напряжение, из которого сложно выйти. Это может привести в свою очередь к попытке заглушить себя алкоголем и наркотиками.

Следующий момент – жалость к себе. То, чего нужно остерегаться. Саможаление может разогнать тебя за несколько часов до отвратительного состояния. Начинается все с легких мыслей, казалось бы. Святитель Феофан Затворник в книге «Путь ко спасению» (написано по отношению к юношам, но к девушкам вполне применимо) призывал гнать саможаление. Оно толкает юношу на поиски приключений. Молодой человек начинает слоняться по заведениям, пока не встречается со своей болезнью в лице какой-то девушки. Речь о страстных вариантах. Саможаление – призыв к усилению духовной активности. Обычно подобные мысли усиливаются, затем появляется ропот на Бога – если Он есть, то почему?.. Очень важно в русле Евангельских заповедей отреагировать на эти мысли, на то напряжение, которое они порождают.

Так же в отношение страданий. Ты увидела страдание животного. Возник протест. Затем напряжение и срыв. Часто люди отмечают нехватку понимания того, что из себя представляет страдание и почему оно присутствует в мире. Тогда нужно этот момент разобрать.

На сайте Обители опубликованы ответы по данной теме:
Зло. Вера и вопрос происхождения зла. Ч 1. Почему Бог попускает быть страданиям и искушениям?;
Зло. Вера и вопрос о происхождении зла. Почему Бог попускает быть страданиям, искушениям, в том числе – инфернальным? Ч. 2. Как относиться к страданию?;
Зло. Вера и вопрос о происхождении зла. Почему Бог попускает быть страданиям, искушениям, в том числе – инфернальным? Ч. 3. Обретения ясности понимания с точки зрения Истины.

Готовил как-то ответ девушке, которая оказалась на грани расстрела (публикация ожидается в феврале 2024 г.). Она была в зоне боевых действий. Попала в фильтрационный лагерь. Панические атаки. Кошмары. Люди, оказавшиеся в подобном положении, зачастую начинают себя глушить алкоголем, наркотиками. Чтобы не вспоминать. Здесь испытание для Веры – Если такое произошло, то, где же Бог? У нее это колебание возникло. Здесь можно уйти либо вниз – отчаяние, апатия, утрата Веры. Либо наверх – понимание, если такое событие в жизни произошло, значит Господь к чему-то призывал. В ответе привел примеры многих людей, кто смотрел смерти в лицо. Господь это попустил. Для кого-то это событие стало моментом, после которого начинается новая жизнь. Некоторые, конечно, придут к пониманию, что раз есть смерть, то все бессмысленно. Но ведь есть Вечность. Тебе в нее придется войти. Но вот каким ты войдешь? Какой внутренний багаж ты в себе сформируешь? Так как завтрашний день никому не обещан, то спеши делать добро.

Когда ты поймешь почему зло существует в мире, почему Господь попустил, ты уже по-другому будешь реагировать. Есть такой проект «Кино в школах России», в рамках которого создан короткометражный фильм «Письма». Две девочки подружились в клинике. У обеих проблемы со здоровьем. Суть их разговора в следующем – если Бог есть, то почему Он сделал так, что они болеют. Одна из девочек умирает, а вторая из болезни уходит в любовь. В клинике она поддерживает других деток, отвечает на письма, даже перенеся операцию.

Есть люди, которые и впрямь задумываются – если есть страдания, то где же Бог? Но те, кто стараются жить с Богом, по Заповедям, таких вопросов не задают. Если видят, как страдает другой человек или животное, то скорее спрашивают – Что я могу сделать, чтобы помочь? Они смотрят иначе. Бог есть. Возможно, Он дал мне встречу с этим человеком, чтобы я помог ему, поучаствовал в его жизни.

Не буду подробно останавливаться на вопросе страдания. Все же главная наша тема обсуждения – зависимость от ПАВ. Пока ты более или менее смиряешься, читаешь Правило, двигаешься в конструктивном ключе, то даже если видишь страдание и осознаешь, что не имеешь семьи, то эти переживания не завладевают умом. Когда же ты расслаблена, потеряна, подавлена, тогда страдание и саможаление приобретают катастрофические размеры и целиком захватывают. Смотри с чего начинается напряжение, которое тебя ведет к желанию себя оглушить.

Здесь можно посоветовать прочесть книгу аввы Дорофея «Душеполезные поучения», где четко описано что такое страсти и добродетели и как происходит преодоление первых посредством развития вторых. Поначалу эта книга показалась мне простой, но после того, как я в течение какого-то времени прочитал некоторые работы по нейрофизиологии, понял, что ни одного предложения из книги прп. Аввы Дорофея пока не опровергнуто. Описано точно. Описано так, как оно есть. Авва простым языком объяснил процесс захвата сознания страстью. Кто-то сказал неприятное слово. Огонь разгорается и тебя захватывает. А так как выйти из этого ступора уже не можешь, то стремишься оглушишь себя. Поэтому и необходимо этот уголек гасить сразу пока он не стал пожаром. Материалы «ОБИДА, ГНЕВ, ЗЛОСТЬ… ПРОЩЕНИЕ: Лекции, тексты – иеромонаха Прокопия (также – иных авторов)» помогут расширить кругозор по теме. Можно и про неприязнь почитать.

Но также необходимо понять, что некий уровень тревожности нам все же необходим. Сергей Белогуров в книге «Популярно о наркотиках и наркоманиях» говорил об этом. И если она возникла, то нужно понять - Почему? Что ей противопоставить? Необходимо учиться исправлять свои ошибки. Так происходит процесс взросления. Кто-то считает, что марихуана помогает снизить тревожность. Она даже разрешена в некоторых странах. Но все это вместо того, чтобы подумать о причине тревожности и выработать противоположное качество души. Например, вследствие конфликтного характера ты вступаешь в противостояние с людьми. Чтобы выйти из тревожности нужно не только покаяние. Покаяние устраняет последствия. Но ведь нужно не только уклониться от зла, но и сотворить благо. Необходимо в общении с людьми выработать противоположное качество – навык внимательного отношения к ближним, не форсировать события, не давить.

Что происходит, когда человек пытается погасить тревожность марихуаной или гашишем? Процесс осмысления не происходит. Человек остается на своем уровне эмоционального развития, даже в спячке. Есть такой закон – если человек не развивается, он деградирует. Об этом писал Лев Выготский в статье «Нарушение понятий при шизофрении». Когда мы взаимодействуем с людьми, получаем обратную связь, корректируем свои действия, пересматриваем систему взглядов – мы развиваемся. Если этот процесс прекращается, то все рассыпается. Льву Выготскому принадлежит образ психического здоровья – пряди волос, заплетенные в косичку. Есть, например, черта, где-то и полезная, соблюсти свою линию в разговоре. Понятно, что только тогда можно говорить о психическом здоровье, когда эта черта уравновешена любовью к ближним, смирением. В противном случае на первый план выходит стремление что-то доказать. Это уже некая ситуация аномальная. Когда человек в своём развитии останавливается, то эти отдельные функции начинают напоминать пряди волос, выбившиеся из косички. Начинается некая шизофренизация. Процессы существуют отдельно. Некоторые ученые, как, например, врач-нарколог Николай Каклюгин в проекте из нескольких статей «Как сходит с ума Россия» отметил, что в результате курения каннабиса мозг человека начинает функционировать, как при шизофрении. Мозг после употребления восстанавливается, но не до конца. Остается некий дефектик. Со временем эти отрицательные эффекты накапливаются. Избегая решения вопросов, гася свою тревожность ПАВ, человек превращается в тревожного, апатичного, то есть того, кто в тягость и себе, и другим. Линза восприятия искажается. Мир, окружающие события воспринимаются аномально.

Один нарколог сравнивает эффект от опьянения галлюциногенами (каннабис – галлюциноген) с медитацией. Человек привыкает погружать себя в поток образов. Когда такие люди пишут, занимаясь медитативными психопрактиками, в сочинениях их мысли не заканчиваются, перетекают из одной в другую. Возможно, для адептов этого направления все подается, как всеобъемлемость и проникновенность в Истину, некое погружение в поток (но видно, что речь идет о разрушенной логике). Мозг человека привыкает функционировать так, как во время медитативного транса.

Выход из употребления в нравственном совершенствовании, когда человек начинает познавать мир, людей, учится общению. Так мы выходим из незрелого, подросткового отношения к жизни.

Очень важно приближаться к Православной аскетике. Не в смысле ультрааскетизма, а грамотного отношения к своим мыслям. Некоторые люди воспринимают свои мысли, как нечто само собой разумеющееся и как то, что существует само по себе. Зачастую отсутствует понимание, что не всем помыслам нужно следовать.  Про авву Евагрия Понтийского так и говорили, что он обладал искусством различать какие мысли тормозить, а какие развивать.

Некоторые мысли неполезны. Они вброшены инфернальным миром. Ведь мы же признаем мир маркетинга. Целые компании работают над внедрением в нас мыслей. Иногда это называют конспирологией. Об этом писал профессор Сергей Георгиевич Кара-Мурза в книге «Манипуляции сознанием». Если бы реклама не работала, то люди бы не вкладывали миллионы и миллиарды в нее. Если человека можно склонить к выбору определенного продукта, значит при отсутствии трезвения, его можно склонить и к определенной модели поведения. Ученые эту святоотеческую мысль «раскопали». Так возникла когнитивно-поведенческая психотерапия. Святые отцы учили, что основа аномалии – страстный помысл. Он закрепляется и становится качеством души. Человек, учась Иисусовой молитвой отсекать аномальные помыслы, двигаясь к преображению, воспитывает противоположные качества души. То есть вместо страстей приобретает добродетели.

Трезвение – некое учение духовных авторов (не все из них причислены к лику Святых) и Святых отцов о том, как мы можем обустроить свой внешний круг жизни и внутреннюю жизнь таким образом, чтобы замечать, что в нас происходит. Когда человек движется к конструктиву, то на фоне этого движения аномальные мысли становятся заметны. Об этом в статье «Внешняя жизнь и мир мыслей. Ч. 4. Главная проблема конкретного человека и обретение равновесия, внутреннего мира: Срыв, психоз, главная проблема и обретение равновесия, внутреннего мира». Я спрашивал у одного духовника, как помочь человеку, который вошел в состояние психоза. Он говорил, что человек этот (тот, кто в психозе) не отличает внутреннюю реальность от внешней. В микродозе у всех есть психоз. Например, обида. Кажется, что кругом все враги, зло. Человек не то, чтобы должен решать проблему напрямую. По мнению одного духовника, если человек обсуждает со своим духовником вопросы всей своей жизни в течение 3–4 лет, то потихоньку у него появляется взвешенный взгляд на мир, людей, самого себя и систему навыков, которые помогают ему не скатываться в главную проблему.

В смущении лучше ничего не говорить. Это очень полезный совет. Правда выполнить его бывает непросто.  О чем речь? Например, ты получила смс с критикой. Вскипает гнев. Ты хочешь объяснить человеку, что он неправ и пишешь. Но если подождать до завтра, то, возможно, придет понимание, что человек написал адекватные вещи и ничего обидного в его словах нет. Вы в мире. Вы друзья. Ты получила информацию, и он не пострадал от твоего напора. Но бывает, что мы не выспались, например, и сознание работает в аномальном режиме. Слова принимаются в гипертрофированном виде. В обычном сообщении может показаться, что наличествует некое оскорбление. Бывает трудно совладать с желанием ответить сразу. Это, по сути, похоже на желание потребить. Если ты не можешь преодолеть тягу к чему-то большому, то учись преодолевать тягу к чему-то меньшему. В частности, желание с гневом ответить на сообщение. Привыкай в начале подумать. Если есть возможность – подожди до завтра. Общий принцип, озвученный в книге преподобных Варсонофия Великого и Иоанна Пророка «Руководство к духовной жизни в ответах на вопросы учеников» если чувствуешь ажиотаж, подожди. Пройдет это состояние и тогда прими решение. Если на волне ажиотажа ты, например, купишь что-то, то амплитуда страстного движения только усилится и потом, возможно, ударит с другой стороны и поведет в употребление.

Есть законы действия страстей – подчинившись по доброй воле одной страсти, подчинишься и всем другим, но уже против воли. Мы надеемся и на обратный эффект – утихомирив себя в одном, появилась сила на что-то другое. Душа входит в трезвенное состояние, и ты уже можешь себя сдержать и в отношении употребления, и в отношении хаоса, который пытается захватить в других областях.

На основе бесед «Преодоление зависимого поведения» создан текст «ТРИ СИЛЫ: Цель жизни и развязавшееся стремление к игре (казино, гонки, игра по жизни). Ч. 1». Механизм схож, что у домохозяек, что у игроков. А в чем он? Сила преодоления препятствий, сила достижения цели – Тимос, была дана для достижения блага (об этом в тексте «Три силы» и «Преодоление игрового механизма (о игре в широком смысле слова). Часть 1»). Вследствие заражения нашего ума страстями мы стали неверно интерпретировать, что есть Благо. Например, в состоянии, когда «трубы горят» благом считается употребить ПАВ. Но по идее эта сила нам дана, чтобы мы преодолевали препятствия в виде лени и врага рода человеческого на пути к подлинному Благу – связь с Богом. Сила вожделения – Эрос, дана, чтобы это Благо усматривать. Мы силой любви выделяем из окружающего нас пространства объект, к которому могли бы устремиться. С помощью силы Тимос мы преодолеваем препятствия на пути этого устремления. А с помощью силы словесной – Логос, управляем этими двумя силами. Человек, зараженный страстями, использует их для соединения с объектом страсти. Поэтому-то вначале исцеляется ум человека через соприкосновение с Истиной, и лишь потом происходит процесс преображения этих сил.

Постскриптум.

Один автор отмечал, что все разговоры о якобы безвредности марихуаны безосновательны и ссылается на некоторые исследования. Надо понять, что все исследования по данному поводу относятся к 1960гг, когда марихуана была дикорастущей. Если речь идет о природном растении, то можно предположить, что в нем есть некий баланс веществ. Например, кофе содержит и возбуждающие вещества и тормозящие в некоем соотношении. Но современные сорта марихуаны отличаются от той конопли, которая росла в диком виде. Баланс действующих веществ в ней изменен. Упоминал выше, что в статье Каклюгина сказано, что в состоянии опьянения марихуаной мозг реагирует, как при шизофрении. Кажется, в этой же статье применено сравнение мозга с оркестром. Музыканты должны слушать друг друга, совместно исполняя произведение. Когда же мозг входит в аномальное состояние, то действия музыкантов рассогласовываются. То есть вместо целостного произведения мы наблюдаем какофонию, и это состояние постепенно закрепляется.