Воспоминания соловецких узников

Яндиева М.Д., к.ф.н., Умнягин В., свящ. Книжная серия «Воспоминания соловецких узников (1923–1939)». Том третий

19 августа 2015 г.

Третий том книжной серии «Воспоминания соловецких узников (1923–1939)» включает в себя мемуары заключенных Соловецкого лагеря особого назначения, отбывавших наказание в 1925–1930 гг. В него входят научные статьи и библиографические списки по истории гонений на Русскую Православную Церковь и визиту М. Горького на Соловки, а также справочные материалы и указатели. В качестве научных рецензентов третьего тома книжной серии выступили доктор филологических наук ведущий научный сотрудник Института языка, литературы и истории КарНЦ РАН Е.Г. Сойни, доктор геолого-минералогических наук профессор РГУ нефти и газа им. И.М. Губкина, академик РАЕН П.В. Флоренский, кандидат филологических наук, руководитель историко-просветительского общества «Ингушский мемориал» М.Д. Яндиева. Книга ориентирована на самый широкий круг читателей и специалистов, интересующихся новейшей историей России.

Работа над книжной серией началась летом 2010 г. Ее дебютный выпуск увидел свет спустя три года и был приурочен к 90-летию организации Соловецкого лагеря особого назначения. Тогда были опубликованы воспоминания заключенных, которые отбывали наказание в первые четыре года существования СЛОНа. Среди них представители различных политических партий, сословий и этноконфессиональных групп (Д.М. Бацер, Ю.Д. Бессонов, И.А. Ермолаев, А. Клингер, М. Леонардович, С.А. Мальсагов, Е.Л. Олицкая, В.О. Рубинштейн, Б.М. Сапир, Б.Л. Седерхольм, священник Павел Чехранов, А. Шауфельбергер, Б.Н. Ширяев, Эсер).

Вторая книга вышла летом 2014 г. и отразила соловецкие реалии 1925–1928 гг. Отличительной особенностью сборника стала новизна публикуемых источников, которые за редким исключением не печатались в России (И.В. Зайцев, С. Курейши, протопресвитер Михаил Польский, Иван Савин, Б.Л. Солоневич).

Что касается третьего тома, то некоторые его участники, например, Н.П. Анциферов и О.В. Волков являются знаковыми фигурами для отечественной культуры и не нуждаются в отдельном представлении. Тексты архимандрита Феодосия (Алмазова) и О.В. Второй-Яфы издавались у нашей стране, но вряд ли известны массовому читателю. Что касается повести Г.А. Андреева, статей И.М. Андреевского, В.Н.И. и А.Р. Грубе, которые публиковались в эмигрантской периодике, то ранее в своей полноте они доступны лишь узкому кругу специалистов.

Совокупность представленных материалов позволит современному читателю составить представление об эпохе и найти общие, во многом схожие тенденции в оценке социальной действительности тех лет, со стороны мало похожих и чаще всего незнакомых между собой людей. Привлечение к работе над изданием в качестве рецензентов и авторов вступительных статей представителей различных гуманитарных дисциплин и академических центров, обеспечивает научную обоснованность и историческую достоверность издательского проекта.

Третий том открывает статья «Русская Православная Церковь при богоборческой власти в довоенные годы» доктора церковной истории, кандидата исторических наук иерея Александра Мазырина (ПСТГУ), который указывает на основные причины, этапы и последствия религиозных гонений в первые десятилетия Советской власти.

Другая тематическая публикация «Соловецкие лагеря в истории гонений на Русскую Православную Церковь (1923–1927)», подготовленная ведущим специалистом Соловецкого музея-заповедника А.П. Яковлевой, рассказывает о представителях православного духовенства, отбывавших наказание на Соловках, уточняя и дополняя свидетельства мемуаристов, часто страдающие неточностями и недоговоренностями.

В очерке «Взгляды Максима Горького на Соловецкий лагерь в контексте идейных исканий писателя» кандидата филологических наук Е.А. Певак (МГУ), проанализировано отношение советского классика к яркому символу большевизма в свете философской проблематики российского общества конца XIX – начала ХХ в.

Мемуарную часть сборника начинает заметка «Соловецкий концлагерь (со слов очевидца)», которая была напечатана в одном из выпусков парижского «Возрождения» за сентябрь 1925 г. Кандидат физико-математических наук, руководитель паломнической службы Соловецкого монастыря монахиня Никона (Осипенко), анализируя этот источник, приходит к выводу о том, что сам автор заключенным не был и рассказывает об особенностях жизни и взаимоотношениях разных категорий соловчан со слов очевидца.

О том же, правда уже как реальный участник событий, повествует и архимандрит Феодосий (Алмазов). Его мемуары предваряет биографическая справка старшего научного сотрудника Отдела новейшей истории ПСТГУ Н.А. Кривошеевой и развернутая рецензия «Воспоминания архимандрита Феодосия (Алмазова) в церковно-историческом контексте» доктора культурологии М.М. Лоевской (МГУ), которая раскрывает особенности произведения священнослужителя.

Продолжает книгу статья кандидата филологических наук М.Е. Бабичевой (РГБ) «Трудные дороги советского з/к (жизненный и творческий путь Г.А. Андреева)», который вслед за архимандритом Феодосием (Алмазовым), в своей повести «Соловецкие острова» описывает события лагерной жизни 1927–1929 гг.

Далее вниманию читателя предлагаются газетные публикации латышского матроса Александра Робертовича Грубе: «Записки человека с “того света”» и «Секирка», которые увидели свет в нью-йоркском «Новом русском слове» и белградском «Царском вестнике», и, помимо прочего, содержат важные уточняющие сведения по истории штрафного отделения на Секирной горе.

Следующее предисловие принадлежит перу М.С. Волковой, которая сопоставляет собственное, полученное еще в детстве восприятие Соловков с тем, что ей пришлось узнать об этом месте из рассказов своего мужа О.В. Волкова. В настоящее издание вошла глава «В Ноевом ковчеге» из книги «Погружение во тьму», в которой писатель повествует о своем первом пребывании на «гибельных островах» в 1928–1929 гг.

Статья «Андреевский, Соловецкий, Андреев и снова Андреевский: жизненный путь и вклад в русское духовное возрождение профессора Ивана Михайловича Андреевского» кандидата теологии, благочинного Соловецкого монастыря архимандрита Ианнуария (Недачина) предваряет девять публикаций А.М. Андреевского. В тексте очерчен жизненный путь деятеля катакомбной церкви и дается богословский анализ его творческого наследия.

Последними идут воспоминания Н.П. Анциферова, о трагической судьбе которого рассказывает доктор филологических наук Д.С. Московская (ИМЛИ РАН), и О.В. Второвой-Яфы, чьему перу принадлежат повести «Авгуровы острова» и «Мать Вероника», известные по публикации П.Г. Проценко. Его же вступление предваряет и настоящее переиздание этих произведений.

Завершают книгу тематические указатели и два библиографических списка: «Церковь в СЛОНе», «Максим Горький и его визит на Соловки», подготовленные кандидатом исторических наук М.А. Смирновой (СГМУ).

Сохраняя общие черты и эдиционный подход книжной серии, третий том имеет свои специфические особенности.

Во-первых, большинство из вошедших в него мемуаров были написаны спустя годы после освобождения и являются не только документальными свидетельствами очевидцев, стремящихся по «горячим следам» привлечь внимание к творящимся в лагере беззакониям, что было характерно для текстов довоенного периода, но и попыткой художественного осмысления жизни в неволе. В немалой степени этому способствует и то, что значительная часть мемуаристов является состоявшимися литераторами, воспитанными в лучших традициях русской словесности.

Во-вторых, почти половина авторов была арестована за свои религиозные убеждения, поэтому неудивительно, что в их книгах прослеживается глубокое осознание «духовного смысла и назначения страдания» (Д.С. Московская).

Во многих произведениях наблюдается тесное взаимопроникновение автобиографического, мемуарного, строго документального начала и художественного, эмоционально-психологического, лирического подхода, что приводит к появлению необычайной глубины, полифоничности и многомерности повествования.

Большой удачей можно считать публикацию очерков И.М. Андреевского, дающих целостное представление о большевизме как феномене клинической психопатии социально-этического и морального плана. «Дошаламовский» бескомпромиссный приговор системе с «постреволюционным неврозом» (таков экспертный диагноз профессионального психиатра) безжалостен и точен. Согласно Андреевскому, система, в которой «процент психопатированных личностей среди начальства оказался выше, чем среди квалифицированных тягчайших преступников-убийц», безусловно, обречена… Вместе с тем, автор создает пронзительные, «кафкианские», образы человеческого страдания в каждодневной лагерной жизни и не-жизни, примером чего, например, является «камера адамов»: психологически убедительно описан запредельный ужас от созерцания «белых шевелящихся червей в банке», голых людей, пытаемых холодом. Подобная метафора почти дословно повторяется в очерке А.Р. Грубе, который пишет про «копошащихся серым чудищем» людей, вынужденных для сохранения тепла ложиться в несколько слоев вместе с окоченевшими от холода мертвецами.

Однако не страдания становятся лейтмотивом вошедших в сборник произведений. Они скорее фон, оттеняющий положительные моменты внутренней жизни, которые прослеживаются в трепетной связи с волнующей природой Севера и проявлениями культуры, а главное, во взаимодействии человеческих сердец, способных вместить боль другого человека. Героев воспоминаний можно разделить на два типа: униженных, уничтожаемых духовно и физически, и возвышающихся, переходящих «на новый интеллектуальный и духовно-нравственный уровень» (архимандрит Ианнуарий (Недачин)).

Вдохновляющие самих мемуаристов примеры страдания за нравственные и религиозные идеалы имеют большое духовно-воспитательное значение для несколько растерянных современников, которым будут полезны живые свидетельства «о возможности духовного воскресения на кругах ада, создаваемого падшей природой человека» (П.Г. Проценко). В их ряду особенно выделяется своеобразное крещендо внутреннего восхождения через преодоление внешних скорбей, которое детально описано в повести «Мать Вероника». Героиня произведения обладает подлинно христианской любовью. Утешающая душу и врачующая тело, умиротворенная, кроткая, милостивая ко всем сирым и убогим, чистая сердцем монахиня становится своеобразным символом страдающей и воскресающей России.

Воспоминания соловецких узников – это честные и искренние размышления о народе и истории страны, о путях выхода из нравственно-духовного, а не только социально-экономического кризиса, путем самоотречения и бескорыстного подвига веры.

Источник: Книжная серия «Воспоминания соловецких узников (1923–1939)». Том третий // Stephanos. 2015. №3(11) (Электронный журнал филологического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова). С. 338–342.
Тип: Воспоминания соловецких узников
Издание: Книжная серия «Воспоминания соловецких узников (1923–1939)». Том третий // Stephanos. 2015. №3(11) (Электронный журнал филологического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова). С. 338–342.