Заметки

Прокопий (Пащенко), иером. Призвание и талант

18 июня 2023 г.

Сегодня за чтением Евангелия мы слышали, как Господь призвал апостолов. Для нас, христиан, тема призвания нередко звучит. Во время пения акафиста преподобным Зосиме, Савватию и Герману после прочтения Евангелия в стихире поется, что они призвание от Вышняго приняли и этому призванию верно последовали, все красоты этого мира вменили в ничто (пришли на этот остров служить Богу). 

В современном мире тема призвания часто подменена идеей миссии, и подмена эта имеет некие протестантские корни. В Православии мы понимаем, что сотворены по образу Божию. Наше призвание – стремиться к первообразу. У нас есть образ, но мы должны достичь подобия.

Например, и криминальный авторитет имеет образ Божий.  Есть у него и творческие способности, и разум, и способность себя осознавать. Но имея образ, такой человек не стремится к подобию. Он творит зло.

Мы знаем и о бессмертной душе, которая призвана к жизни вечной. Мы призваны стать причастниками Божественного естества (2 Пет 1. 4). Каждый из нас в свою меру (монахи – в свою, а миряне – в свою) учится призвание в вечности соединять с призванием земным. Например, верующий милиционер понимает, что должен в своей земной профессии жить так, чтобы не повредить свое призвание в вечности, то есть, в его жизни нет места хаотичному насилию, а наказание – только по делу. Известный верующий врач Н.И. Пирогов утверждал, что одна из наших задач – соединение земного призвания и призвания в вечности, чтобы не было мучительного разлада [1].

Когда человек во что-то верит, но в рамках своей земной профессии совершенно не думает о том, как соединить вечное с земным, то начинает жить, как придется. Совесть обличает, и он пытается заглушить ее (совесть) психоактивными веществами  либо философскими концепциями.

Как соединить призвание в вечности с призванием земным? Бывает, что люди спрашивают – У меня ничего не получается в жизни, как мне быть? Ты говоришь с человеком и выясняется, что он не соблюдает пост даже среду и пятницу. А почему? Просто нет времени подумать о постном завтраке. Но если человек не способен задуматься, что у него в холодильнике, способен ли он глобально подумать о своей жизни? Как ты можешь детей воспитывать? Как можешь свою жизнь обустроить, улучшить? Соответственно, если человек не хочет думать об этом, он никогда не подумает о большем. Он скажет, что это не важно. А что тогда важно?

Если человек стремится избежать греха даже в мелочи [то есть и дело земное сделать и душе не повредить], его душа начинает все лучше и лучше анализировать происходящее. Отец Софроний (Сахаров) говорил, что, стремясь избежать греха в мелочах, наше сознание, душа, сердце приобретают способность примесь греха определять в самых сложных ситуациях.

Тогда человеку становится понятен и его путь. Когда же теряется ощущение человека, как устремленного в вечность, как это произошло в протестантизме, тогда термин «призвание» подменяется идеей миссии.

Сейчас миссия – везде. В банках – миссия быстрых платежей. В террористической организации – себя взорвать в общественном месте. Если человек совершенствуется в своей земной профессии и за это получает прибыль, то в протестантизме считается, что он спасается. Хотя формально мы не протестанты, но многие из нас живут согласно данному принципу.

Да, кто-то раз в неделю заходит в храм, но, в общем и целом, мы свою жизнь зачастую не пытаемся соединить с теми вечными принципами, что узнаем из Евангелия. Как только человек теряет устремленность в вечность, происходит подмена. Ему начинает казаться, что он пришел на эту землю только для того, чтобы стать успешным банкиром.

Тот, кто изучал деятельность сект или террористических организаций, знает, что тема миссии там очень часто звучит. В душе нам что-то говорит о призвании, но мы не можем его реализовать, не можем осмыслить тему призвания во всей полноте и цельно. Идея миссии нами манипулирует. Была передача (на русском языке она не вышла) о запрещенной в России организации ИГИЛ. Один журналист внедрился в террористическую ячейку во Франции и изнури осмотрел эту ячейку. Там шла пропаганда идеи миссии – убить себя (самоподрыв и пр.) [2].

В Православии мы еще имеем учение о теле церковном, которое есть тело Христово. Наше призвание выражается еще и в том, что у нас есть талант и его необходимо всеми силами развивать. Может быть, мы еще не знаем в чем наше призвание, как говорил священник Антоний (Голынский), и наши силы пропадают без дела и для нас, и для других. Но есть природный талант и его нужно максимально развивать. Развивая свой дар, человек со временем понимает, как может послужить не только себе, но и другим [3].

К сожалению, этому не всегда способствую родители. Например, они считают, что не стоит развивать художественный талант ребенка, ведь он не принесет денег. Но если человек разовьет свой художественный дар, то умение чувствовать гармонию цвета поможет ему, например, стать начальником и почувствовать гармонию в коллективе. Если это сломать, не дать развиваться, он и в будущем, может быть, ни к чему не придет [4].

Священномученик Иларион Троицкий говорил, что таланты даны нам не только для нас самих, но и для служения Церкви. Если человек использует талант только для себя, то талант загнивает. Если врач свой талант использует для помощи другим, тогда этот дар развивается. Источник дара – благодать Святого Духа. Поэтому, когда человек пользуется своим даром не только для себя, но и для других, Святой Дух проходит сквозь него и подает силы, чтобы решить свои собственные проблемы (например, преодолеть страхи, зависимости). Тогда начинает раскрываться и тема призвания [5].

Подводя итог можно сказать, что призвание – то, что объединяет и нашу жизнь земную, устремленность в вечность и жизнь социальную, и внутреннюю. Когда человек этот путь находит, тогда, даже не смотря на то, что живет в скорбных обстоятельствах, у него есть чувство радости и удовлетворения от не зря прожитой жизни. Чего и всем вам желаю.

Примечания:

[1] См. главу «Призвание земное и призвание в вечности» из части 3.2 текста «Внешняя жизнь и мир мыслей». Отдельное название части 3.2 «Не только профессиональный труд. Призвание, отношения, что делает человека человеком».

[2] См. главу «Экстремизм – проблема ложно понятых цели и призвания?» из части 7.2 текста «Мировоззренческий сдвиг – детонатор наркотического “бума” и распада общества». Отдельное название части 7.2 – «Экстремизм – о некоторых причинах его появления и о некоторых путях его преодоления».

[3] См. главу «Познать свое призвание и следовать ему» из текста «Преодолеть отчуждение (в том числе, – и о депрессии). Часть 1».

[4] См. подробнее «Игра. Нужна ли игра детям?».

А также ответ «Воспитание. Сыну сказали вместо музыки заниматься техносом. В итоге – нервное расстройство».

[5] См. главу «Непреображенная природа и учение святого священномученика Илариона (Троицкого)» из текста «Тирания мысли и алкоголь: О выходе из состояния “тирании мысли” и преодолении того, что толкает человека к алкоголю».

Тип: Заметки