Соловецкий листок

Прокопий (Пащенко), иером. Работа занимает всё больше времени. Как не потерять себя? (эфир 18)

21 мая 2022 г.

Текст подготовлен на основе одноименного эфира, проводимого иеромонахом Прокопием (Пащенко) совместно с каналом «Православная семья» в рамках бесед про призвание (часть 4).

Эфиры проводятся в телеграмм-канале Отец Прокопий, ведущая канал «Православная семья» в телеграмм открыла канал «Доброта на завтрак»:

Идея идеального баланса – «work-life balance» появилась в конце 80-х годов прошлого века. Кембриджский онлайн-словарь объясняет этот термин как соотношение времени, которое тратится на работу, ко времени на то, что вы любите: семью, друзей, отдых, хобби. Такое условное разделение, на первый взгляд кажущееся справедливым, по сути своей, как кажется, является несколько ошибочным, поскольку выводит работу за орбиту жизни человека. Идея о возможности такого идеального баланса может только помешать человеку увидеть суть проблемы. Здесь требуется иная измерительная шкала, и лежит она отнюдь не во временной плоскости.

Подробнее см. цикле бесед «Внешняя жизнь и мир мыслей»:
6.1 Работа и вера. Полезно ли быть «здесь и сейчас». Навыки – сами собой. Хорошо внутри – хорошо снаружи
6.2
Работа и принципы. Общение с другими. Про цельность и призвание (начало). Концентрация внимания
7.1 ЧЕЛОВЕК-ПРИЗВАНИЕ-РАБОТА. Концентрация внимания. Цельность среди многообразия. На что опереться
7.2 Концентрация внимания – разные понимания. 1.К. не на работе. 2.К. на работе. 3.К. и эзотерика

Обычно под поисками баланса подразумевают не активацию глубинной личности человека, а нагружение человека иными активностями. Решать проблему предлагается внешне: вот ты поработал, а теперь пойди на лыжах покатайся, удели время своему хобби. Но при таком раскладе всегда ускользает от понимания тот факт, что и на работе, и на лыжах  это всё ты в проживании своей единственной жизни. Суть кроется не в горизонтали времени, а в вертикале глубины личности! Когда ядро личности не развивается в человеке, то не приводится в действие и его внутренний камертон, который призван задавать «эталонное звучание» жизни, и человек эмоционально так и не вырастает. Он продолжает делать свои важные дела, которые изначально его радовали и мотивировали, но постепенно превратились в рутину, заложенный в них смысл испарился в процессе делания. Человек перестаёт понимать цели и задачи, теряет интерес, переходит на штампы, тем самым повышая уровень внутренней тревожности. И чтобы погасить эту тревожность, ничего более разумного не придумывает, как только переключиться на очередную порцию внешней активности. Переходя от активности к активности, мы не успеваем заглянуть внутрь себя! И даже не догадываемся, что именно там сокрыт наш «ideal balance». Это блуждание человека по своему поверхностному уровню напоминает бег по замкнутому кругу, который и блокирует его эмоциональный рост. Разорвать этот круг, дать возможность человеку «пойти в рост» способна его решимость переключить свою сосредоточенность – от яркой внешней активности вглубь себя. Эта готовность обнаружения в себе иного, личностного уровня, осознание жизненной необходимости его активации и запускают механизм эмоционального роста человека, тем самым открывая новые горизонты на траектории его жизни. Это, как вскрыть поверхностный слой, чтобы добраться до «полезного ископаемого» своего сердца, залегающего под глубоким пластом нашего «внешнего» человека.

Так просто доносил эту мысль в начале ХХ века московский старец, один из добрейших и любимейших пастырей своего времени праведный Алексей Мечев: «Надо искать ключик к своему сердцу». И ключевые слова здесь – надо искать!

Антуан Экзюпери в своей актуальной на все времена «Цитадели» словно обращается к нам, внешним активным деятелям, стремящимся найти отраду в своих ярких активностях, (путешествиях, впечатлениях, ощущениях и проч.), но опять и опять не находящим её там. «Горюют всегда об одном – о времени, которое ушло, ничего по себе не оставив, о даром ушедших днях». Так девушка, потеряв возлюбленного, тоскует о времени, «которое будет течь сквозь неё бесплодно». Мысль о том, что время течёт через тебя бесплодно, способна встряхнуть человека. И только обнаружив, что ты не зреешь, что, будучи призванным стать бабочкой, застрял в теле гусеницы, потому что какие-то внутренние процессы в тебе застыли, не вовлекаясь в труд души, которая «обязана трудиться и день и ночь» – иногда само осознание такого скудного положения дел может сподвигнуть человека начать-таки «не позволять душе лениться». Эти строки Николая Заболоцкого, выдающегося представителя русской философской лирики ХХ века, известны нам ещё из школьной программы, вот только понять их философскую глубину, примерить их на себя мы удосуживаемся лишь когда приходит понимание того, что никакими внешними активностями, подобно «стихам, написанным впрок», невозможно насытить в себе жажду реальной полноценной жизни, наполненной смыслом. Тогда и нехватка времени перестаёт пугать человека, потому что ошибочное деление своей жизни на работу и досуг исчезает. Теперь всё время – твоё!

Конечно, не стоит тащить рабочие папки домой – некое разделение статусов и обязанностей должно иметь место. Не должен разделяться сам человек, в глубинной сути своей! В новейших же условиях, при ускоренном ритме жизни, над современным работающим человеком довлеет абсурдная ситуация, когда он отчуждён от самого себя весь рабочий день, занимаясь порой монотонным функционалом, и, вслед, бесконечной дорогой домой в мегаполисах. И чтобы забыться от этой отчуждённости, возвратясь с работы он погружается во что-то стороннее (фильм, лента в соц. сети и прочее), в то, что не напоминало бы ему об этой трудности, об этой великой личностной проблеме, часто даже и не осознаваемой, тем самым ещё больше отчуждаясь от себя. Так человек рискует окончательно потерять «дорогу обратно». В греческом языке есть выражение, адресованное человеку, которого начало «нести» (встревожился, ругается, дебоширит и пр.). В переводе на русский выражение означает примерно: «Ты что, забыл дорогу назад?».

Зато, из такого удручающего состояния легко перейти в статус работоголика-трудоголика, в массовом широком сознании имеющем, скорее, даже положительный окрас. Казалось бы, что может быть плохого в хорошей работе, в полном погружении в неё? Но от такого полного погружения в работу до полного обнуления человека, как индивида, один шаг. К сожалению, понимание того, что работоголизм – это уже аддикция, т.е. серьёзная зависимость, пагубная привычка, навязчивая потребность в определённой деятельности – приходит довольно поздно, когда жизнь человека начинает «ходить ходуном», рассыпаться.

Проблема усугубляется ещё и тем, что общественная идеология настраивает людей на этот работоголизм с самого юного возраста, закрепляя в молодых головах стереотипы возможной успешности и социальной состоятельности только при наличии определённых внешних атрибутов достатка, такого своеобразного «набора джентльмена» – квартиры, машины, дачи и прочих радостей развитого капитализма. Этот «арсенал» неминуемо настигнет тебя, вступившего на путь работоголизма! – так и философия современных компаний побуждает своих работников действовать в соответствии со сверхцелями самих компаний, а значит наращивать и наращивать обороты во всех смыслах, мотивируя их этим «сказочным лубком».

Человек начинает ассоциировать себя с внешними атрибутами достатка – с тем количеством денег, которые он зарабатывает, с маркой машины, на которой ездит, с квартирой на Невском проспекте или домом на Рублёвском шоссе. Ты успешен, ты состоялся, ты личность! А личность-то, как раз, и обнулилась в этом беспрерывном забеге, осталась за оградой достигнутых (или только достигаемых) наглядных параметров успешности. Но человек и не заметил того, что, измеряя свою личность этими внешними параметрами, тем самым обесценил себя, а заодно и всех людей вокруг, т.к. автоматически подходит к их оценке с теми же мерками. Ложное понимание состоятельности «человека как человека» взяло верх. И он ещё больше наращивает темп, гонится и гонится за этим фантомом, чтобы соответствовать ему, по пути теряя и теряя всё больше, а ему всё кажется, что надо ещё быстрее и быстрее бежать. А ведь на этом бегу теряется, заодно, и конструктивный подход к своей профессиональной деятельности, когда необходимо проанализировать рабочую ситуацию, принять решение, найти контакт с коллегами и т.п., поскольку выжитый, обнулённый человек не способен к реальной оценке происходящего, не способен сформулировать цели, спрогнозировать развитие текущего процесса, профессиональное чутьё его ослабевает.

Очень полезное и наглядное исследование механизмов влияния на человека такого работоголического образа жизни представлено в работе «Психосоциальная аддиктология» доктора медицинских наук, профессора Цезаря Петровича Короленко, одного из основателей современной аддиктологии (науки о зависимом поведении), написанной им в соавторстве с доктором психологических наук, профессором Натальей Витальевной Дмитриевой. Людям, подозревающим у себя склонность к работоголизму, чтобы вовремя пресечь её и выправить своё отношение к работе, стоит обратить внимание на главы «Работоголизм» и «Ургентная аддикция», что есть особый вид «зависимости от срочности» (urgency addiction – англ.), когда человек постоянно находиться в состоянии нехватки времени с субъективным ощущением страха «не успеть». В них в доступном изложении ёмко и точно описаны причины возникновения аддикций, симптомы, способы их коррекции и терапии.

Примечательно, что светские люди пишут, что проявление религиозного чувства «облегчается выход из аддикции». При ургентой зависимости человек утрачивает способность осознавать свои переживани духовного характера. При развитии личности в сторону духовного вектора «возникает разительный контраст с ургентным состоянием, способный сформировать очень сильную антиаддиктивную мотивацию». То есть человек будет чувствовать, как при погружении в суету лишается того состояния внутреннего равновесия, которое появилось вследствие молитвы, чтения и испытания совести (испытание совести – когда по прошествии дня мы рассматриваем, как прошел день; если были какие ошибки, делаем выводы, просим прощения у Господа; целительная сила покаяния выражается в том, что шрамы, нанесенные душе ошибочными действиями, затягиваются, и мы встречаем сон с безмятежием младенца).

Формулируя кратко, когда какая-либо деятельность приобретает доминирующее значение в жизни человека и он на ней излишне фиксируется, то это неминуемо приводит к тому, что из его поля зрения начинают выпадать в первую очередь отношения с людьми, и прочие стороны жизни человека нивелируются. У человека не остаётся ничего, кроме этой деятельности. И если поначалу её реализация приводит человека к чувству эйфории, к ощущению контроля над ситуацией, то постепенно чувство значимости момента уходит, эйфория неизбежно улетучивается. Точка опоры потеряна, а по всем остальным фронтам позиции уже давно сданы в процессе этой работогольной гонки — вот и «разбитое корыто». Ведь деятельность человека приобретает смысл только тогда, когда она увязана со всей жизнью в целом, с глобальным её смыслом, с тем, «для чего я живу». Вне этого смысла она становится аддикцией.

У преподобного Нектария Оптинского есть слова, очень точно иллюстрирующие суть подобной проблемы: «Человеку дана жизнь на то, чтобы она ему служила, не он ей. То есть человек не должен делаться рабом своих обстоятельств, не должен приносить свое внутреннее в жертву внешнему. Служа жизни, человек теряет соразмерность, работает без рассудительности и приходит в очень грустное недоумение – он и не знает, зачем живет. Это очень вредное недоумение и часто бывает: человек, как лошадь, везет и везет, и вдруг на него находит такое… стихийное препинание» [внезапно вдруг бросает все, говорят: Зачем оно мне нужно?]. Когда человек не наполняет ежедневные действия бытийным смыслом, то может оказаться, что, даже достигнув определённой намеченной вехи, он не понимает, зачем шёл к ней – с человеком случается такое «стихийное препинание», он упирается в этот извечный вопрос о смысле жизни.

Уловить этот глубинный смысл в себе, чтобы перестать бродить по жизни поникшим и в грустном «вредном недоумении», выйти из состояния вечной загнанности можно, сначала остановившись в тишине. Состояние человека с ургентной зависимостью легко сравнимо с положением человека в секте или даже в концлагере, где ему не оставляют ни минуты свободного времени, ни минуты тишины, он остаётся всегда на виду. Это ведёт к тому, что человек просто не может, не успевает сформулировать своё отношение к происходящему. И через некоторое время, если у него нет какого-то ярко выраженного личностного начала, он подчиняется тому ритму, которое ему навязывается из вне. А навязывается сейчас безумный темп, работа в режиме многозадачности и ненормированности. В обилии предлагаемых тренингов и психологических консультаций на потребу адаптироваться к ускользающему времени можно ещё больше потеряться.

Квинтэссенция же заключена в словах апостола Павла в послании к Ефесянам глава 5, стихи 15–16: «Итак, смотрите, поступайте осторожно, не как неразумные, но как мудрые, дорожа временем, потому что дни лукавы» (на церковнославянском языке («…искупующе время, яко дние лукави суть»). Иеромонах Серафим Роуз, духовный писатель второй половины ХХ века, оказавший большое влияние на православную жизнь США и потом России, в одном из своих писем так объяснял слова об «искупующем времени» – верующий студент, учащийся в безбожной обстановке, пусть продолжает учиться, знание принесет ему пользу, если он будет убегать соблазнов и сохранит связь в теми, кто говорит верой[1].

Что значит искупать время, дорожить им? Не тратить его попусту, а всячески стараться сделать из него что-нибудь, что может содействовать целям нашей жизни, вложить его в евангельский навык. Ситуация оторвала тебя от необходимого дела, и ты раздражён – вкладывайся в навык терпения, тебя отвлекли от молитвенного правила – вкладывайся в навык краткой Иисусовой молитвы. Старайся замещаться в любых обстоятельствах возможной добродетелью. Как та лягушка, лапками сбившая молоко в масло, смогла, оттолкнувшись от него, выпрыгнуть из кувшина, тем самым спастись. Так и человек, «работая лапками», нарабатывая определённые навыки, уже способен подняться над влекущим его потоком и даже переправить его в другое русло. Вкладываясь в навыки (речь, конечно, о духовных и душевных навыках – о некоем аскетическом труде), человек незаметно начинает пробуждаться, выходить из ургентной зависимости: восстанавливать связи с близкими, чувствовать ситуацию и себя в ней, возвращаться к своим давно не заводившимся «биологическим часам», и, наконец, подступиться к своему «личностному ядру» – к образу, стремящемуся к Первообразу. Как и преподобный Исаак Сирин в своём труде «Слова подвижнические» писал, что в результате аскетической жизни человек усматривает в себе первозданную красоту образа Божия.

Известный немецкий писатель Михаэль Энде в 1973 году написал книгу о времени, которая сегодня звучит как нельзя более современно – это сказка «Момо». В ней рассказывается об удивительной девочке по имени Момо, обладающей редким даром – слушать и слышать других людей. Ей в одиночку предстоит вступить в сопротивление с миром прагматиков и материалистов, этаких «отравителей времени», забывших о настоящих человеческих ценностях, о доброте и сочувствии к ближнему. Момо неожиданно появляется в городе и обитает в заброшенном амфитеатре. Люди приходят к ней туда и просто выговариваются, а она их просто молча слушает. В каком-то смысле, Момо – это символ встречи человека с самим собой. И не случайно эти «встречи» происходят в отделённом от других мест пространстве, в старом амфитеатре. В Ветхом Завете христианское понятие «святость» обозначалось еврейским словом «кадеш», что значит «отделённый», и употреблялось оно, в том числе, по отношению к Храму. То есть святое воспринималось как отделённое от плотского мира и предназначенное для Бога. Легко улавливается философский подтекст сказки – человек встречает себя в тишине храма!

И тогда, попав в поток Промысла Божия, даже двигаясь не быстро он оказывается в нужное время в нужном месте, потому что становится способным в каком-то смысле предугадывать события и делать правильный следующий ход. Академик Иван Петрович Павлов, физиолог, лауреат Нобелевской премии считал, что «знать» – это уметь «предугадать», предугадать течение процесса. Таковое знание, понимание причинно-следственных связей, действующих в реальности, постигается только тогда, когда сердце человека освобождается от гнева, от уныния, от прочих страстей. Он становится способным ощущать и понимать некие логосы, смыслы, вложенные в реальность Творцом. Реальность становится ему понятной. И вот тогда человек может на эту реальность влиять, предузнавая последствия любого возможного своего шага и выбирая, куда направить стопы свои.

Подняться над шахматной доской окружающей реальности, увидеть правильный ход и поставить мат аддикции, депрессии и печали, нащупав, наконец, пульс истинной жизни.

Подробнее о работе и личном ядре:

– См. главу «Скука и пресс серых будней» в статье «Тирания мысли и алкоголь: О выходе из состояния “тирании мысли” и преодолении того, что толкает человека к алкоголю».
– Текст «Внешняя жизнь и мир мыслей».
Часть 3.1. «Сохранение при рабочем процессе личного, возможности для развития».
Часть 3.2. «Не только профессиональный труд. Призвание, отношения, что делает человека человеком».

Подробнее о времени, о том, что подняться над потоком дел, о выживании в качестве личности в условиях размывающего потока:
– Указанные источники.
- Беседы третьей части цикла лекций «Остаться человеком: Офисы, мегаполисы, концлагеря», пункты 2-4. 

[1] «И все же заставьте себя закончить учебу – сами удивитесь: то, что ранее казалось ненужным (даже Кант со Скиннером), вдруг принесет пользу. <…> Разумеется, студенческая жизнь таит немало соблазнов. Но помните: учение само по себе полезно и может пригодиться в христианской жизни. Избегайте пустой суеты и соблазнов, что явно не на пользу. Даже в безбожной обстановке можно «искупать время», говорил святой апостол Павел, и воспользоваться возможностью чему-либо научиться. <…> Не знаете, что делать дальше?.. Закончите учебу и положитесь на Бога, Он откроет вам путь. …Мы не можем прозревать в будущее, но знайте: если любите Бога, Его Православную Церковь и ближнего своего, Он найдет вам применение. Не теряйте связи с другими православными ревнителями (а они есть, не сомневайтесь)» / Год с иеромонахом Серафимом (Роузом). М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2014.

Тип: Соловецкий листок