-
- События
-
Авторские галереи
- Диакон Николай Андреев
- Валерий Близнюк
- Сергей Веретенников
- Николай Гернет
- Анастасия Егорова
- Вероника Казимирова
- Иван Краснобаев
- Виктор Лагута
- Монах Онуфрий (Поречный)
- Валерия Решетникова
- Николай Петров-Спиридонов
- Михаил Скрипкин
- Геннадий Смирнов
- Сергей Сушкин
- Надежда Терехова
- Антон Трофимов
- Сергей Уткин
- Архимандрит Фаддей (Роженюк)
- Георгий Федоров
- Сергей Яковлев
- Град монастырский
- Дни Соловков
- Кресторезная мастерская
- Летопись возрождения
- Монастырский посад
- Пейзажи и путешествия
- Святые места глазами Соловецких паломников
- Скиты, пустыни и подворья
-
- Андреевский скит
- Голгофо-Распятский скит
- Никольский скит
- Савватиевский скит
- Свято-Вознесенский скит
- Свято-Троицкий скит
- Сергиевский скит
- Исааковская пустынь
- Макариевская пустынь
- Филиппова пустынь
- Архангельское подворье
- Кемское подворье
- Московское подворье
- Петербургское подворье
- Радово-Покровское подворье
1 ноября 2023 г. Базовые принципы преодоления страстей. Ч. 2
Текст является расшифровкой одноименной аудио-беседы, входящей в цикл «Акценты к беседам о преодолении зависимого поведения» (в порядке бесед – 5.2).
Это вторая часть «Базовых принципов преодоления зависимостей», продолжение первой части, поэтому начинается без предисловия.
Принципы приводятся в порядке перечисления, а не так, как они представлены в текстах и беседах «Преодоление зависимого поведения».
Данный текст высвечивает лишь некоторые сегменты опыта преодоления страстей и зависимого поведения. Более полно насчет того, что явление зависимости можно рассмотреть с позиции святоотеческого учения о страстях, а также более полно о преодолении зависимого поведения см. в материалах, которые приводятся в начале текста «Базовые принципы преодоления страстей. Часть 1».
Стремление к высшей цели
Следующий принцип: борясь с зависимостью, человек должен не столько бороться с ней, сколько стремиться к высшей цели. Здесь будет уместна аналогия удара с проносом, который присутствует в японских боевых искусствах. Эпицентр удара приходится на точку соприкосновения кулака с грудью противника, но если противник уклонится на несколько сантиметров назад, то взрыв не достигает цели. Совершая удар с проносом, боец, словно бьёт сквозь человека: если он собирается ударить в переносицу, то целится в затылок сквозь нос. Тогда всё, что находится между кулаком и затылком, сминается.
Когда мы боремся со страстью, мы боремся за возможность быть, ощущать себя с Богом. Некоторые духовные авторы советуют: если у тебя не удалась молитва, рассмотри – почему? Может, ты с кем-то поссорился, может, сделал что-то против совести. Когда ты пытаешься в состоянии тишины войти в себя, начинаешь исправлять все ошибки, недосказанности. Чтобы получалось молиться – надо ещё до молитвы жить так, чтобы не повреждать собственную совесть, не терять мир с ближними.
В одном из последующих текстов сказано: чтобы человек мог побороть зависимость, нужен приток Божественной благодати. Согласно учению Церкви, у каждого человека есть какой-то талант, дар. Когда ты реализуешь этот дар не только для себя, но и в любви к ближнему, тогда Святой Дух, Источник этого дара, проходит через тебя, чтобы ты и дальше мог его реализовывать. Например, талант пения: человек поёт не только ради своего тщеславия, но и чтобы поднять дух ветеранов в больнице. Если делать это ради заповеди Божией, то благодать Святого Духа, помогая тебе в данный момент реализовать служение Церкви (а это не только, к примеру, уборка в храме; Церкви можно помогать, находясь и среди атеистов, стараясь жить по заповедям, любя ближних; в таком случае человек невидимо связан с телом Церкви, которое есть Тело Христово), помогает тебе и решить все внутренние проблемы. Благодать словно река течёт через тебя, и пока эта река течёт, ты можешь умыть в ней своё лицо, руки.
Если Господь даёт человеку ощущение внутреннего мира, если человек хоть раз его вкусил – ему хочется быть и дальше в этом Божьем луче. Всё, что мешает находиться в этом луче – все страсти и грехи человек пытается вывести за скобки.
Нужно помнить, что страсть – это раковая опухоль души. Мы стремимся сохранить связь со Христом и войти в Вечность без этих «раковых опухолей» – страстей.
Когда движения души, данные человеку Богом для достижения конструктивных целей, отщепляются от первоначального замысла, то становятся страстями. Если войти этим багажом в Вечность – все страсти продолжат развиваться. Только, пока у нас есть тело во время этой земной жизни, с этим можно бороться.
Например, у человека развивается алкоголизм. На каком-то этапе тело не в состоянии уже справиться с интоксикацией, человек вынужден остановиться. Если человек сильно гневается, однажды он осознаёт, что сходит с ума от сжигающей ярости – это тоже знак остановиться. В Вечности не будет такого тормоза, тело останется лежать в земле. Конечно, оно вновь появится после Второго Пришествия Христова, но до тех пор, пока это произойдет, пока твоя душа будет жить без тела, ты можешь разгоняться в этой ярости, пока она полностью тебя не поглотит – это и будут вечные страдания. Некоторые люди иронизируют: «Где же черти берут дрова, чтобы жечь грешников?» и т.п. А где эти дрова берёт мозг, когда человек в состоянии безумия кричит, что его мозг горит? Он говорит: «Ярость (или похоть) меня просто сжигает, испепеляет»…
Иеромонах Серафим (Роуз) говорил: если речь идёт о Вечной жизни, когда говорят о райских садах или о вечном огне, в котором мучаются грешники – это, скорее всего, метафоры, некие образы. Так людям с грубыми представлениями о духовной жизни можно объяснить духовные вещи. Христос общался с простыми людьми и говорил простыми словами, приводя понятные им примеры. Царствие Божие в Евангельских притчах изображается как пир, праздник. Понятно, что речь не идёт о том, что Там мы будем только есть, пить и увеселяться.
В Вечность мы берём тот багаж, который сформировали здесь. Поэтому, если в Вечности мы хотим жить со Христом и сохранить связь с ближними («в ближнем моё спасение», – говорят духовные авторы), нужно прилагать усилия, чтобы освободиться от страстей ещё в рамках земной жизни. Это и есть удар с проносом.
Если нет высшей цели и человек пытается бороться со страстью напрямую, если у него нет связи со Христом и с ближними – он не может испытать радость. Отказываясь от страстей, он чувствует внутреннюю пустоту, начинает смотреть сериалы, играть во что-то, делать ставки, болтать по телефону – использовать социально приемлемые варианты. Он даже может стать деспотом.
Бывшие алкоголики, которые не вышли в конструктив, не обрели духовную жизнь, может и бросают пить, но они часто начинают приставать к членам семьи – горе тому, кто сделает какой-то, по его мнению, неверный шаг! Кто-то в этом случае даже говорит: «Лучше бы он дальше пил», потому что такой человек становится невыносим. К тому же, он ощущает ущербность своей жизни, потому что пока он был «на коне» (в игре ли, или, выпив, становился «рубахой-парнем»), он ощущал себя мужчиной, а что такое быть мужчиной без алкоголя он так и не понял. Что такое мужчина без мотоцикла, сигарет, алкоголя и мата, без кокаина?.. Он не знает.
Хотя и борьба сама по себе нужна, но гораздо важнее возврат к первоначальному замыслу Бога о человеке и силах его души (об этом говорилось в первой части беседы «Базовых принципов», а также, более подробно – в тексте «Три силы»): тимос (сила раздражительная) и эрос (сила вожделевательная), словно два коня, несут человека к конструктивной цели, а логос-разум (сила мыслительная), напитанный истиной, ими управляет. Нужно не вырезать из человека процесс, движение души, а обогатить его правильным смыслом, задать нужный ориентир, чтобы он мог направить свою жизнь в верное русло.
Отношение к ближним
Очень важно понять, что корень зависимости также заключается в отношении к людям как к инструментарию, когда мы относимся к ним как табуреткам, на которых можно посидеть. Если мы воспитываем в себе любовь в высшем смысле, не просто как сентиментальное переживание, а как деятельное внимание к ближним (формулировка академика Ухтомского, о котором будет сказано дальше), то мы делаем нечто такое, что противоположно действию страстей.
При эротической тяге женщины мужчиной (или наоборот) воспринимаются просто как объекты, но если есть подлинная любовь к людям, человек понимает, что не может поступить с другим против совести, не может обмануть, манипулировать человеком. Он думает, каково будет другому после таких отношений, после обмана, разочарования, кто-то ведь и вовсе может покончить собой.
Мы боремся со страстью не ради самой борьбы, а для того, чтобы удержать себя в состоянии способности любить. Если мы входим в страсть, любить людей уже не получается.
Когда человек борется со страстью напрямую, это похоже на большой шар, который сжимают, а выпуклость появляется в другом месте. Или как шар, который пытаются опустить под воду, а он всплывает рядом. Вроде бы человек прекращает интимный хаос или употребление наркотиков, но здоровым не становится.
Внимание за собой в мелочах. Этика, культура
Есть различные программы, которые ориентированы исключительно на решение вопроса зависимости, в то время как игнорируется какой-то культурный контекст, общечеловеческий.. Но человек не живёт изолированно как атом. Он вписан в культурно-историческое пространство. Но вот человеку даётся некая программа, которая с помощью психологических манипуляций пытается его выправить без учёта окружающего мира и внутреннего пространства. Это всё равно, что пытаться выпрямить проволоку в целом механизме, не обращая внимания на отсутствие контактов. Искра в твоей жизни так и не появится.
Человек живёт в отчаянии, ненавидит себя, как пьяница из «Маленького принца»: «– Почему ты пьёшь? – Потому что мне совестно. – А почему тебе совестно? – Потому что я пью».
Такие программы построены на гордости. Они не пытаются научить, например, держать своё слово. Один человек, у которого был опыт зависимости, подметил: современные программы поднятия самооценки построены элементарно: ты можешь продолжать врать, например, спать со всеми подряд, при этом считая, что становишься лучше – но ведь тем самым ты душишь сам себя! Когда же банально начинаешь держать своё слово (не говоря уже о духовности, о вере в Бога – просто держишь слово) – ты уже совершаешь усилие над собой, чтобы прийти вовремя, растёшь. Есть вариант – соврать, и ты живёшь как слюнтяй, размазня: соврал здесь, соврал там. Тебя в чём-то уличили – ты опять выкрутился… Но когда у тебя цель прийти вовремя и ты, несмотря ни на что, это делаешь, то понимаешь, что в этот день не зря топтал эту землю.
Тщетные попытки, ложные пути
Это выше приводятся размышления одного режиссёра, о котором говорилось уже в беседах. Его мучила гордыня: он понимал, что не достигнет в жизни того, чего хотел. И эта гордыня настолько его жгла, что он стал посещать что-то вроде бойцовского клуба. У его друга была секция рукопашного боя, куда он приходил, и его избивали в кровь. После этого его на неделю отпускало. Потом он стал убивать себя работой грузчика, хотя был человеком состоятельным. Кстати, отпахав первую смену, он впервые ощутил некое успокоение. Раньше он жил в своё удовольствие, а теперь сделал что-то. Пусть дело это было не какое-то прямо хорошее, полезное, может, он тоже делал это ради себя, но после суток тяжёлой работы он был спокоен, его ничто не тревожило.
Некоторые программы пытаются преодолеть состояние собственной ущербности воспитанием в человеке ощущения собственной исключительности. Эти программы бывают очень похожи на секты. Один из признаков секты – идея сакрального знания, которая есть у тебя и делает тебя непохожим на других. Человек, который месяц назад не мог почистить зубы, потому что кутил непонятно где, вдруг, узнав популистские психологические методики, начинает считать, что раз он знает эти методики – то он особенный. Этот принцип очень хорошо ложится на мышление алкоголиков и наркоманов, которые, по своей сущности, очень горды. И если сначала ты просто считал себя особенным, хотя и не осознавал почему, то теперь тебе прямо говорят, что ты особенный. Это форма перезависимости: внутренний очаг неустроенности, который раньше толкал к зависимости, остаётся, но теперь ты получаешь возможность устранять это беспокойство бесконечными разговорами в рамках программы, психологическими практиками.
Если человек бросает пить благодаря этой программе, он этим очень гордится. Хотя это не выход из минуса в плюс, это просто возврат к норме, к человеческому статусу, не являющийся сверх-достижением. Не искоренённая гордыня приводит к тому, что человек начинает учить других, конфликтовать. Часто участники программ в рамках своего сообщества позиционируют себя как лояльных, но со всеми, кто не причастен к программе, конфликтуют. Бывает, человек бросает пить, но внутреннее беспокойство уходит в активный интимный хаос или еще находит какие-то выходы деструктивного характера.
Вопрос разрушенной совести, чувства вины в этих программах решается не через восстановление функции совести, а через разрушение чувства вины с помощью некоторых психологических манипуляций: «Нечего тебе стыдиться, потому что это просто болезнь». И человек думает: «Ладно, это не я, это моя болезнь».
В этих программах можно оскорблять другого человека, говоря: «Это я не тебя оскорбляю, а твою болезнь». Получается, что люди продолжают жить всё в том же хаосе, в такой же конфликтности, в которой жили, со всеми имеющимися навыками. Но через интерпретацию в рамках конкретного психологического учения они начинают считать всё это чуть ли не своими добродетелями.
Как в анекдоте: человек мочился в постель, решил пойти в психоаналитику. Его спрашивают, мочится ли он после этого в постель? Ответ положительный. А в чём же тогда смысл? Человек отвечает: «А теперь я этим горжусь».
К эффекту от подобных программ можно провести аналогию, которой поделился один человек. В мозгу будто есть комната с трупами, как в сказке «Синяя борода», и ты её зацементировал. Но она гниёт и вот-вот рванёт. Фабрика по производству внутреннего месива продолжает работать и, хотя ты закрываешь один ход, месиво это всегда найдет куда выплеснуться.
Некоторые считают, что зависимость надо побеждать эмоциями, например, прыгать с парашютом. Но обычно человек, который такое предлагает, никогда не сталкивался лично с зависимостью от тяжелых наркотиков.
Один молодой человек рассказывал, что раньше никогда не мог понять людей, которые могут спокойно смотреть на обнажённую женщину, или тех, что могут интимно с ней взаимодействовать, но не взаимодействуют. Но когда он стал наркоманом, то он их понял. Когда ты находишься под веществом – тебе настолько уже ни до кого нет дела, ты ощущаешь самого себя центром Вселенной. Тратить силы на кого-то другого тебе просто неохота.
Как считают некоторые духовные авторы, одна из причины гомосексуальности – это аутосексуальность. Человек настолько обращён на самого себя, что у мужчины не остаётся сил на женщин. Женщину нужно завоевать, выслушивать. Если мужчина сдержан и короток, то женщине нужно поделиться, она может говорить долго, чтобы чувствовать себя спокойно. И если ты любишь, то должен выслушать, а у тебя нет сил, тебе всё равно. С таким же молчуном, как ты, тебе проще. Отсутствие внутренних сил приводит к тому, что мужчина выбирает мужчину. Это одна из версий.
Этот путь тупиковый. Если пытаться уйти от зависимости через яркие эмоции, человек может и пробует сначала парашютный спорт или что-то наподобие, увлекается, но потом понимает, что это уже недостаточно захватывает, старается добавить экстрима, открывает парашют у самой земли, перебирает варианты всё жёстче. На каком-то этапе он понимает, что в итоге это всё равно не дотягивает до уровня, который был с наркотиками. Ему уже некуда идти.
Это похоже на спуск с горы на сноуборде: когда трасса всё усложняется, человек уже касается грудью земли и понимает, что дальше может быть только обрыв в 90 градусов. Так же бывает, когда люди гоняют по трассе, и на каком-то этапе их скорость уже несовместима с жизнью. А чтобы получить адреналин, каждый раз должен быть жёстче предыдущего.
Это совершенно неправильное направление. Когда человек живёт в эгоистическом ключе, его радости носят биологический характер – всплеск веществ. Они имеют ограниченный эмоциональный накал. В жизни эгоиста всё достаточно бедно. Но когда приходят наркотики – они дают фейерверк. Поэтому парашют может, разве что, отвлечь на какое-то время, но потом человек начинает сравнивать это с наркотиками и осознаёт, что с ними было всё-таки лучше. Его память подсказывает ему старый проверенный способ наслаждения. Если ты пришёл на аэродром, а лётчик оказался болен, и прыгнуть с парашютом не получится – ты уже знаешь как решить этот вопрос.
Поэтому очень важно выйти в совсем иную вертикаль. Чтобы человек вышел из зависимости, должна появиться картина мира, ощущение красоты. Более подробно об этом в тексте «Преодоление игрового механизма», части 1 https://solovki-monastyr.ru/abba-page/solovki_page/2007/ Когда человек начинает со вниманием относиться к ближнему, у него вырабатывается навык обращать внимание на кого-то кроме себя. Он начинает ощущать окружающую красоту, начинает видеть пути промысла Божьего. Ему начинает открываться красота в глубоком смысле слова, и поэтому у него появляется реальная возможность освободиться от зависимости. Он чувствует этот мир, внутреннюю полноту, и если в таком состоянии он употребит или вступит в интим, то ощутит, что эту полноту он разрушил. Он будет ощущать себя бедственно.
Идея равновесия
Чтобы бросить зависимость, нужно выстроить определённый ритм жизни, систему навыков, систему восприятия. Как уже было сказано выше, стоит избегать хаотичного просмотра контента в Интернет. Здесь можно еще раз привести такую аналогию с рукопашным боем: когда человек нападает с ножом и не дотягивает на пару сантиметров, возникает желание ещё дальше вытянуть руку по той же траектории. Почему это движение ошибочное? Потому что в таком случае ты выпадаешь из своего центра устойчивости. Тебя можно дёрнуть за руку, и ты упадёшь.
Идея состоит не в том, что нельзя заходить в Интернет вовсе. Можно и посмотреть что-то, но всё нужно делать исходя из внутреннего центра равновесия, когда в душе сохраняется мир, связь с Богом. Эту благодать мы получаем в Таинстве Причастия, после молитвы, добрых дел, но потом – теряем. Нужно отдавать себе отчет, из-за чего теряешь благодать и после каких шагов снова обретаешь. Постепенно ты становишься как боец-мастер, который в каждой точке чувствует устойчивость.
Многие люди думают, что такой образ жизни будет их загружать, делать их жизнь сухой и заорганизованной. Но человеку, который научился правильно ходить, это не приносит чувство дискомфорта. Он уже делает это автоматически.
В книге «Отечник» есть мысль: тому, кто уже преображён, нет нужды постоянно хранить своё сердце. Когда человек находится в связи со Христом, когда он говорит с кем-то, он должен думать, прежде чем говорить. А когда он уже очистил сердце – из сердца исходят мысли конструктивные. Как хирург, который сделал тысячу операций, уже не сверяясь с книгами может действовать, опираясь на то, что придёт ему на ум. Это приходит из очищенного опыта.
Если ты стремишься к равновесию – то смотришь ли ты что-то, говоришь ли, старайся не выпадать из ощущения внутреннего мира, держать эту связь с Богом. В жизни нужно знать меру во всём. 3 часа видео, например, тебе ещё можно смотреть без рассеянности ума, но потом уже чувствуешь смущение, не можешь сосредоточиться. Если в таком состоянии придёт страстная мысль – ты не сможешь с ней справиться.
Когда человек находится в равновесии, а еще, по возможности, смиряется в жизни – он может справиться со страстными позывами, если они возникают.
Первопричины, толкающие к страсти
Почему, например, возникает желание напиться? Вот человек приходит на работу, а у него там куча неразобранных дел, из-за этого у него опускаются руки, возникает состояние психоза, после которого и появляется желание выпить.
Если быть внимательным к себе, можно проследить, что психоз случается не каждый день. Нужно проследить, какие поступки к нему приводят. Если в этот день ты ни с кем не ругался, более-менее старался держать себя в равновесии – то, придя на работу, даже если там есть незавершённые задачи, ты будешь спокоен. Подумаешь: «Что успею – сделаю, что нет – с Божьей помощью, в будущем осилю».
Но если ты уже внутренне несобран, в раздрае – любой возникающий сигнал ты понести не можешь. Человеку, у которого обостряется межпозвоночная грыжа, когда он поднимает небольшой рюкзак – уже становится больно, хотя человек здоровый спокойно поднял бы и куда больший рюкзак. У прп. Дорофея была мысль, что когда человек старается жить без греха – у него появляется сила нести [переносить, преодолевать] искушения. Ему также будет тяжело, когда возникнут сложные обстоятельства, но – терпимо.
Когда же человек ведет греховную жизнь – пребывает во лжи, сквернословии, осуждении и т.п. – сложную ситуацию он понести не сможет.
Когда появляется равновесие – не надо бояться, что человек станет заорганизованным. Скорее, появится способность воспринимать красоту, быть цельным на постоянной основе. Что мешает воспринимать эту красоту? Наши раздражительность, гневливость и т.п. Но когда мы пытаемся хранить равновесие – эти препятствия между нами и Богом, между нами и другими людьми устраняются, хотя, может быть, и не совсем до конца. Человек тогда приходит к тому, о чем говорил Петр Мамонов. Обретая Бога, благодать, он ощущает блаженство, покой – «кайф», по словам Петра. Путь к этой цельности лежит через внимание к ближнему.
Концентрация не только на себе. Смирение. Духовные законы
Еще важно иметь для современного человека правильный подход ко всему этому, потому что сейчас есть такая тенденция у людей: чтобы обрести счастье – я должен всё сломать «под себя». Выстроить всех домочадцев, все сделать по-своему. Человек начитался книжек как это сделать, выстроил границы, научился манипулировать… а где же счастье? Та неуловимая атмосфера, которая и делает счастливым, при таком подходе распадается. Ты все стремишься к счастью, а муж твой не видит в тебе женщину, так как ты с помощью всех этих методик превратилась непонятно во что. Или жена не видит в муже мужчину, так как он весь из себя альфа-самец.
Неуловимая атмосфера эта возникает и сохраняется, когда мы смиряемся друг перед другом, идем на уступки, навстречу. Тебе захотелось в отпуск туда, а ей – в другое место. Ты не стал настаивать – и все сложилось благополучно, она стала к тебе более ласкова. Атмосфера налаживается.
Но если тебе во что бы то ни стало надо настоять на своем – ты всех доводишь, с истерикой едете уже в аэропорт и никому уже эта поездка не в радость
Счастье не достигается путем насилия. Невозможно другим навязать что-то – и при этом быть самому счастливым. Есть определенные духовные законы (кстати, смирение состоит еще и в том, чтобы признать их существующими, так как человеку гордому хочется, чтобы и Сам Бог уничтожился, а всё было бы по его воле; если же ты эти законы признаешь – тебе можно в них вписаться). Если по твоей вине человек каким-то образом смущается – то и тебе не будет покоя. Об этом писал, например, святой Марк Подвижник в 1-ом томе «Добротолюбия». Если хочешь не испытывать тревоги – веди себя с людьми по-человечески, соответствующе. Если ты кого-оскорбил, обманул, предал и об этом забыл – это все равно не пройдет бесследно для твоего внутреннего состояния.
Разумная занятость, отсутствие праздности
Начать можно, по словам одного духовника, с того, чтобы постараться не иметь ни минуты свободного времени. Но это не значит крутиться подобно белке в колесе (трудоголизм – это тоже аддикция, ургентная зависимость). Человек, с головой погрузивший в дела и заботы, старающий делать все срочно, также как и человек с алкогольной зависимостью, перестает понимать что-то на глубоком уровне, перестает чувствовать красоту природу, перестает ощущать связь с ближними…
Имеется в виду следующее. Ты устал, чувствуешь, что глаза слипаются – приляг, отдохни немного. Хочется посмотреть с супругой фильм – посмотри. Только бы не было праздного времяпровождения, бесцельного лежания, когда ты выспался, проснулся – и лежишь, почесываясь, глядя в смартфон, хотя пора уже вставать… Все самые гадкие мысли и приходят в эти минуты, нарушая внутренний мир, сбивая с толку, не давая обрести то самое равновесие. «Пивка попить», «дорожку бы…» и т.п.
Если кто-то считает, что ему помогает успокаиваться щелканье каналов или листание ленты – мнение это ошибочное, так как зависимость основана на внутреннем хаосе, таким времяпровождением она только подкрепляется.
Если в государстве высоко развита преступность – без устранения причин, какого-то социального неравенства, например, эту преступность не преодолеть. Уничтожив одну банду, государство может только усилить предпосылки к этой преступности. Появится еще больше бандформирований.
Идя по пути обретения равновесия, хранения внутреннего мира, мы поймем из чего состоит тот хаос, который толкает нас к какой-либо зависимости. Хаос, который мы хотим исторгнуть из своей души или хотя бы заглушить его интернет серфингом, алкоголем или дорожкой кокаина. Уныние, отчаяние, гнев, ярость, обида…
Осознавая же эти отдельные составляющие, связку можно разомкнуть.
Фармакология, медицинская помощь
Надо учесть, что в деле избавления от зависимостей есть не только духовные моменты. Один человек был бизнесменом (позже он стал монахом) и рассказывал историю своего собеседника, что был наркозависимым. Знал бы тот в свое время, что существует соответствующая фармакология – ему было бы легче. Первое время после оставления им зависимости, все вокруг было черным. Он полгода не различал цвета. Разумная фармакологическая поддержка человека, выходящего из зависимости, может облегчить его страдания – когда мозг привык к употреблению веществ, когда ты не представляешь себя без них, когда все ходит ходуном…
Очень хорошо этот процесс описал автор романа «Шантарам». В организме человека есть некие естественные опиоиды – вещества, которые в случае чего могут гасить боль. Но внутренние запасы эти, если человек долгое время употребляет, истощаются, системы организма сбоят и первое время, когда человек старается жить без наркотиков, он гипертревожен, у него все болит. Разумная фарм-поддержка на этом пути возможна и нужна.
Но только лишь фармакология без стремления изменить свою жизнь – бесперспективна. На каком-то этапе, например, с помощью фармакологии можно снизить тревожность, но надо понимать, что это может быть чревато, если перестараться или все упование возлагать на препараты. Девушка, поставившая каплю кетчупа на свое платье вряд ли будет реагировать на это спокойно. Если же она гасит тревожность препаратами – на каком-то этапе ей становится уже все равно: есть это пятно или его нет. То есть, деформируются и естественные процессы. Она, может, не среагирует на что-то глобальное, например, не будет считывать определенные сигналы в общении, вследствие чего произойдет конфликт, и она останется одна. Или начитается книг по популярной психологии, что мужчину надо держать в кулаке, выстроить границы и т.п.. И начнет следовать этой повестке, не обращая внимание на то, что напряжение в отношениях нарастает (результат – тот же, разрыв, одиночество).
Если нет одновременного с фармтерапией изменения жизни – человека начнет идти в сторону перекоса: могут появиться и усиливаться неряшливость, невежливость, небрежность, невнимательность и т.п. Обычно некие системы саморегуляции внутри нас сигнализируют, что мы сделали что-то не то, а тут это все подавляется фармакологией.
Истощение эго. Нейрофизиология и святоотеческое наследие
Есть такой термин как «истощение эго». Он был описан в книге Марка Льюиса «Биология желания. Зависимость – не болезнь». В книге этой есть и спорные моменты, например, где сказано про медитацию… Но на 90% книга соотносится со святоотеческим опытом.
Можно также посоветовать человеку, начинающему бороться с зависимостью, прочесть книгу преподобного аввы Дорофея «Душеполезные поучения». По первом прочтении все будет казаться слишком просто. Но за этой простотой, как и за всеми гениальными открытиями, стоит бездна (в хорошем смысле слова) – тысячелетний опыт святых. Гениальное открытие, как говорит академик Павлов, в простой формулировке описывает фундаментальные законы реальности. В этой книге можно увидеть огромное количество случаев, где эти фундаментальные законы реальности реализуются.
Авва Дорофей описал как формируются добротетели, как страсти, как эти страсти побеждаются. Но все это подается так просто, что даже сложно поверить в это. Однако потом, сравнивая описанное там с происходящим в тебе, вокруг, даже с современной нейрофизиологией (не ангажированной – та,м где всерьез разбирают придуманную теорию эволюции или научно пытаются обосновать гендерные модификации), – то становится ясно, что те же законы, то, к чему сейчас наука приходит, еще в первом тысячелетии описал святой отец.
Механизм возникновения страсти и метод победы её, описанные аввой Дорофеем с одной стороны, и книга Марка Льюиса о преодолении зависимости – это, по сути, отражение одного и того же. Нужно вникать в это.
Марк Льюис приводит термин «истощение эго» в отношении человека, что борется с каким-то внутренним процессом просто «завинчивая гайки», путём напряжения.
Одна женщина, кстати, сказала, что брак не может долго просуществовать, если в семье постоянно присутствует напряжение: если супруги выставляют другому условия, как-то дергают друг друга… Ведь семья – это то, куда мы приходим от треволнений мира.
Также этим внутренним напряжением объясняется то, что анорексия переходит в булимию. Девушка ради стремления иметь фантастическую фигуру завинчивает себе установку: «не есть, не есть, не есть» – и на каком-то этапе мозг уже устаёт. Когда это происходит – что-то щёлкает внутри и человека начинает нести.
Но «истощение эго» не наступает, когда происходит переинтерпретация. Например, в случае с едой, я не просто не ем, а не ем из любви к Богу. Диета – это ради тела, а пост, воздержание – ради любви к Богу, к добродетели. Когда появляется высший смысл ради того, ради чего мы это делаем – тогда усилия человека не приводят к истощению эго и человек не срывается так просто.
См. подробнее цикл бесед «Влечение к еде и к голоду».
1.1. Насыщение ума и сопротивление объедению, гордость и неспособность сопротивляться
1.2. От анорексии к булимии, выход – не столько самоконтроль, сколько переинтерпретация
1.3. Анорексия, фильм «Реквием по мечте», одиночество и выход через милосердие
Современные психологи, говорящие о «вытеснении», правы лишь отчасти, но в целом ошибаются. Не всегда борьба с внутренним процессом этот процесс вытесняет. Не будем говорить сейчас о «бессознательном» – часто люди, говоря об этом, ведут речь о том, что в человека вторгаются инфернальные силы… Но человек, смеющийся над этим, воспринимающий духовный мир как фантазию, шутку или как «бессознательное» – становится перед этим беззащитен. Некоторые современные авторы выдвигают такую концепцию: если в тебя бессознательно идет какой-то посыл, что разрушает тебя, чтобы стать цельным – ты должен этот посыл интегрировать в себя. Что же получается, надо интегрировать и этот нашептывающий внутренний голос, говорящий, что надо пойти употребить?!
В православном понимании есть идея сохранения цельности. Господь дал нам какие-то представления как должна выглядеть человеческая личность. Все эти «лишайники», «раковые опухоли», что срастаются с телом, но не являются нами, частью здорового организма – мы сбрасываем.
Когда человек правильно борется со страстью – она не уходит в бессознательное, чтобы потом прорваться в виде какого-то психоза.
Человек пьющий, употребляющий наркотики, или являющийся сексуальным аддиктом, по какой-то причине страсть свою не может реализовать. Понимает, что потеряет работу или что на него в суд подадут… Часть эту вожделевающую он может усилием воли в себе укротить на время, но это прорвётся во что-то иное, например, блудная страсть – в тот же алкоголизм
Когда же человек ради Бога стремится к добродетели, то в каком-то смысле те нейронные сети, что раньше участвовали в процессе патологическом, в страстях, он переучивает на добродетели, у него возникает другая система реакции на мир. Если он замечает теперь женскую красоту – у него не возникает желания сразу эту красоту сорвать, обладать ею
Был случай, когда один святой беседовал с учениками, а мимо прошла известная на весь город блудница, красиво одетая, накрашенная, в сопровождении таких же как она. Люди осуждающе отворачивались, порицая и осуждая ее, святой же смотрел на нее пристально. И когда ученики, недоумевая, спросили у него почему он обратил на нее такое внимание, он сказал: «я поражался как Господь мог сотворить такую красоту и как она тщательно готовится к встрече с поклонниками ради временных благ, а мы так тщательно не готовимся ко встрече с Господом ради благ вечных».
Когда человек, стремясь к высшим целям, вечным, совершает усилия, у него не происходит истощение эго и ничего никуда не вытесняется, чтобы потом выплеснуться в другую страсть.
Та сила души, что отклонилась от первоначального Божия замысла о человеке, сейчас направленная в русле патологическом, на реализацию страсти, порождая в человеке тревожность, безумства – она уходит в конструктив.
В тексте «Предоление игрового механизма. Часть 4: Игромания, игровой психоз и неконтролируемая приверженность» это описано более подробно.
Цепочка развития зависимости на примере мужчины-эротомана
Там, кстати, объясняется этот алгоритм на примере человека, который вступал в интимную переписку с женщинами и ничего не мог с этим поделать. Показано как эта ситуация развивалась. Сперва он на работе с мужчинами-коллегами перегибал в общении: постоянные шутки, смех, осуждение – все это изнутри его разрушало, лишало благодати. Приходил домой во взвинченном состоянии. Жена, чувствуя его отстраненность, пыталась что-то ему говорить, чтобы наладить контакт. Он же, раздражаясь, не желая понять её душу и её посыл, воспринимал это как некий укор.
Когда женщина, например, говорит, что ты купил не той картошки, – она не столько за картошку переживает. Эти ее слова рождены беспокойством, ведь она чувствует: семья рушится, мира между нею с мужем нет, и она не может это выразить в словах, а как бы заходит издалека, не зная или не понимая как объяснить свои ощущения.
Если бы мужчина понял, что тревога жены проистекает от того ощущения, что она не любима, он бы ее приобнял, успокоил. Вместо же этого он с ней ругается, его раздражение и упадок духа еще более усугубляются, он не может из этого состояния выйти и идет восполнять отсутствие благодати и мира душевного – например, стараясь заесть вкусной обильной пищей.
Искушение, в которое впадал мужчина с этой перепиской – носит инфернальный характер. У него меняется пульс. Он видит эти тексты, то что он написал и говорит: «Нет, это не я. Я человек военный, простой, а это писал какой-то интеллектуал, ловелас. Но я ничего не могу поделать – меня «тащит». Я компьютер выкидывал в окошко, а потом забирал его снова…»
Если бы он научился эту цепочку, которая тянется от малого к его основной страсти последовательно разматывать… Тогда и с коллегами он пообщался бы, но без излишков, без осуждения, и домой бы пришел в более спокойном состоянии. Услышав от жены о, условно, картошке – он понял бы, что не столько картошка причина ее волнений, сколько отсутствие внимания со стороны мужа, усилившееся ощущение отдаленности сердца мужа от ее сердца. Он ответил бы ей успокаивающе, обнял бы, поговорил с нею. Жена бы дала ему еще большее ощущение внутреннего мира. Ужин бы его не был тогда столь обильным и не так жадно был бы съеден. У него не возникло бы таких предпосылок к этой блудной переписке. И если бы это желание пришло – он был бы духовно собран. Мог бы достать Псалтирь. Мог бы эти 5 навыков преодоления страстей[1] развернуть, реализовать на деле. Не пошел бы вслед этой страсти, а противодействовал ей. [Укреплялся бы в добродетели. Выстраивал вторую доминанту. В следующий раз это позволило бы ему еще легче преодолеть это влечение].
Надо стараться жить как бы в Божьем луче, хранить себя от греха, хранить в себе этот благодатный мир – тогда и мысли добрые будут приходить, появится возможность в сложных ситуациях разобраться… Благодать подскажет, научит, проведёт. Одна девушка, побывавшая на Соловках, рассказывала, как воцерковлялась. Есть у нас икона Иверской Божией Матери большая. Она долго сидела перед ней, смотрела и потом сказала, что ей мысли хорошие в голову приходили, что помогали ей потом.
О Исповеди, повторяющихся грехах и руководстве духовника
Говорят, что если ты поисповедовался – должен сразу же непременно грех оставить. В чем тут нюанс?
Во-первых, важно понимать, с каким настроем человек это говорит. Если он говорит это с любовью, состраданием – это одно. Но если это звучит как заученная фраза – совсем другое. Судить другого легко, а сам-то говорящий так ли оставляет все свои грехи после Исповеди?
Во-вторых, есть такое понятие, как греховный навык: когда в душе сформировалась уже какая-то склонность, например, у человека с алкогольной зависимостью. Не надо требовать от него того, что он враз изменится – такого не бывает. Конечно, исключительные случаи встречаются. Например, в жизни блаженного Августина было много женщин, он боролся со своим пристрастием, но ничего не получалось, пока Господь Своим воздействием просто не переплавил ему душу в одно мгновение.
Но бывают люди зависимые нарко- алко- эро- игро… У них сформировался комплекс механизмов, толкающих к этой страсти. Такому человеку не просто хочется наркотиков, а хочется с их помощью уйти от чего-то. Например, та же повышенная тревожность у человека, постоянная раздражительность, сварливость. Чтобы ему обходиться без наркотиков – надо многое в жизни поменять. Просто так, за один день, избавление не произойдет.
Поэтому Исповедь – если человека не укорять прошлыми падениями, а давать ему надежду на лучшее – Исповедь помогает человеку прыгать с кочки на кочку, преодолевая это болото (образ этот приводится в книге протоиререя Владимира Воробьева «Покаяние. Исповедь. Духовное руководство»). Человек упал – надо снова вставать.
Это у протестантов есть такие рекламные ролики, что человек был наркоманом, обратился ко Христу – и через полгода он уже счастливый, сияющий. В реальной жизни надо человеку объяснить, подготовить его к тому, что будут срывы, подготовить к возможным падениям, чтобы он не отчаивался. Вывод из этих срывов надо сделать не такой, что раз ты сорвался – то всё, нет прощения и даже пытаться не надо. Сорвалася – в алкоголь ли, наркотики, эротоманию или еще куда – вставай дальше в колею.
Исповедь всё-таки расшатывает корни греха и потихоньку человек становится другим, мало-помалу его поведение начинает преображаться (была статья об этом у священника Александра Ельчанинова «Беседы перед Исповедью). Постепенно человек начинает меняться к лучшему и со временем, может, он действительно избавится от какой-то своей страсти. Но требовать от человека, у которого не сформировалась какая-то база добродетели враз развернуться – не всегда правильно, не всегда это требование приведет к результатам. Скорее, оно приведет человека к самозамкнутости, к решению перестать исповедоваться и даже вообще пытаться что-либо делать, потому что он будет думать «не получилось с первого раза – не получится вообще».
Человека надо настраивать так: «не получилось с первого раза – получится со второго, не получилось со второго – получится с третьего». Самое главное – чтобы эта ниточка духовной жизни тянулась дальше, а уж дальше – как Бог даст. Потихоньку человек будет напитываться конструктивом, будет молиться, трудиться над собой, душа его будет укрепляться. Будут появляться жизненные перспективы, добрые навыки. Постепенно, со временем, он сумеет преодолеть то, что его сейчас разрушает.
Я в таких случаях говорю, что исповедоваться можно, даже нужно, также – не переставать ходить в храм. Но если нет возможности греховную связь разорвать – лучше человека не тюкать этим, иначе он просто отчается и перестанет вообще пытаться исправиться.
Не оправдывая его поведения, не называя черное белым, мы просто даем ему шанс на уважение, напитываем его какими-то высшими смыслами. Не говорим, что грех – это норма, что все нормально, что ничего страшного… Но понимаем: от того, что мы человека будем каждый раз стращать, нагнетать, давить на него – автоматически ничего не изменится.
Если ты начнешь кричать на ребенка, не выучившего урок – он впадет в ступор и еще меньше захочет учить это. Так же и с человеком в страстях. Надо как-то вести его, общаться с ним, и постепенно, может быть, в нем родятся новые смыслы желание изменить свою жизнь. Может быть, что-то такое в нем родится, что поможет ему выйти из той ситуации, в которой он находится. Может, сейчас он решения не видит, но оно со временем найдется.
А попытка быстро, рывком разобраться с проблемой такого человека – может ни к чему и не привести.
Возможно, пока человек остается без Причастия. Исповедуемся ведь мы не только для того, чтобы причаститься, но и чтобы тяжесть с души ушла. Сейчас мы не можем справиться с грехом, но когда исповедуемся – в этом тоже проявляется наша нравственная позиция: «Господи, ты видишь что пока я не знаю как поступить, как с этим справиться, но я свидетельствую через Исповедь, что каюсь, что хочу разорвать связь с грехом, хочу быть Твоим чадом, а не рабом греха».
Если же человек не могущий справиться с грехом, перестает и исповедоваться – это же тоже свидетельствование его позиции. Значит, к этой стене греха, разделяющей нас Богом, мы еще добавляем кирпичик отказа от Исповеди.
Конечно, надо смотреть и на священника. Если какой-то батюшка сразу ругаться начинает – может быть, попробовать найти взаимодействие с другим батюшкой. Не таким, который попытается оправдать, сказать «все хорошо», но который адекватно оценит ситуацию и укажет направление в котором стоит двигаться, поддержит на пути исправления. Надо помнить, как отнесся Христос к блуднице, которую к нему привели законники, Он сказал: «где твои обвинители?.. и Я не осуждаю тебя» (Ин 8. 4–11).
Есть священники опытные, а есть нет. Был, например, случай, когда исповедовался один военнослужащий, участвовавший в спецоперациях. Понятно, что когда идет борьба с какими-то бандформированиями – там не до сантиментов. Когда часто случаются ситуации «либо ты – либо тебя». Когда если тебя возьмут в плен – никто даже не узнает где ты похоронен. Понятно, что такой подход (по типу партизанских войн) предполагает разные варианты уничтожения врага, которые ложатся на совесть. Надо учесть, что человек что-то делает, служа своей Родине, не ради собственного удовольствия или наживы. Понимать, что война – это то, где трудно соблюсти меру.
– О исповеди военных см. главу «Несколько слов о военнослужащих и их душевных травмах» из книги «”Победить свое прошлое”: Исповедь – начало новой жизни».
– О преодолении Боевой Психической Травмы см. материалы:
Книга «Щит веры. Воину-защитнику в помощь»
Карманная книга «Памятка воину-христианину»
Беседы – «Боевые действия. Осмысление. Преодоление тревоги, ПТСР. Чувство вины».
– Статьи:
«Преодоление боевой травмы и выход из посттравматического стрессового расстройства: теория, практика, подходы»
«ПОБЕДА – не только на войне, но и – над войной внутри себя. (Некоторые физиологические аспекты ПТСР и Боевой Психической Травмы в контексте смысловой вертикали, позволяющей преодолеть их)»
«Посттравматический рост и опыт христиан, переживших гонения. Между памятью и забвением».
Этот военный хотел поисповедаться, а батюшка ему, видимо, попался неопытный и сказал нечто вроде «нет тебе прощения» или что-то в этом духе. Попытка этого человека войти в церковную жизнь, как-то очиститься, исправиться, была блокирована.
Похожий случай был описан в книге архимандрита Спиридона (Кислякова) «Из виденного и пережитого». Был один раскольник, который жил в смертных грехах. Однажды родилась у него мысль изменить свою жизнь к лучшему, он решил начать с Исповеди. Пришел он в церковь, к батюшке. Батюшка был неопытный. Как только выяснилось, что пришедший – раскольник – он стал его ругать: «ах ты такой-сякой». Раскольник вспылил, схватил Евангелие и ударил батюшку по голове… После этого, по его словам, он ударился вообще во все тяжкие и из крови не вылезал.
– Где же найти такого батюшку, чтобы не поругал, а наставил на путь? Мы вот в Санкт-Петербурге живём и ходим в храм Воскресения Христова. Я там, например, не могу исповедоваться…
О.П.: – Я раньше, когда еще не был монахом и жил в Петербурге, ходил в храм Иоанна Кронштадтского. Не каждые выходные, но все равно обретал там утешение. Там, конечно, была большая очередь на Исповедь, но, тем не менее, помню, что все батюшки там были очень толковые. Не знаю, как сейчас. Пусть отвечали они на накапливающиеся вопросы и кратко, но этого хватало. Можно ведь разделить саму исповедь и вопросы – и приехать, например, к концу службы, а не выстаивать всю очередь. Это очень утешало, какой-то совет спросить… Думаю, найти можно. Может, хоть изредка туда ездить.
– О краткости. Нужно ли на Исповеди называть грехи общими терминами «лень» и т.п.
О.П.: – Если это не доминирующая страсть. Сейчас не все священники готовы слушать подробно обо всём, и если в нас есть доминирующая страсть – лучше говорить в чем именно эта доминирующая страсть выразилась. Другие наши страсти, грехи – можно и в общих чертах. Все мы ленимся, все осуждаем… Поэтому это можно и в общих чертах обозначить. Но если лень – доминирующее качество, тогда надо подробнее на этом остановиться. Сказать, в чем она проявилась. Что вот, мол, договорилась что подругу подменю на работе, а сама встала и захотелось еще поспать, и не помогла.
Помнится, был студент, который у нас учился. Мы сессию уже заваливали, как правило, никто ничего не учил, только в последний момент, идем на пересдачу. Когда уже все преподаватели разъехались, случайно встретили в институте женщину-преподавателя. Она шла зарплату получать, мы ее остановили, договорились на пересдачу, звоним этому другу: «Ты где?» – «Да я что-то встал, походил… и лег…»
Если страсть доминирующая – можно этот случай в двух-трех словах описать.
Мы, священники, довольно часто исповедуемся. Потому что служим. Я говорю только то, что было реально – с кем-то поругался, объелся. А время от времени хорошо бы что-то вроде генеральной исповеди проводить. Я, например, Великим Постом (хотя и не каждый год получается) по мытарствам блаженной Феодоры готовлюсь. Есть перечень грехов [книга о. Иоанна (Крестьянкина) «Опыт построения исповеди» или см. приложение в упомянутой книге «Победить свое прошлое..», глава «О том, как блаженная Феодора проходила мытарства»] – там уже все грехи перебрать свои и вспомнить: и уныние и празднословие и печаль и лень – в чем они выражаются? а еженедельная исповедь – уже говорю только то, что было на самом деле, на текущий момент.
Пресечь греховную мысль в самом начале. Молитва.
Вообще, когда в нас какая-то страсть возникает – как уже было сказано – в отношении алкоголя или эротомании, или обиды, и всего такого прочего – очень важно учиться приучать себя к самодисциплине. Не разматывать эту цепочку мыслей.
Даже в священном писании есть такой образ в отношении страстей как «мраволев»[2] [муравьиный лев].
Когда мысль в сознание входит – она маленькая. Но когда мы уделяем ей внимание – она вырастает. Обрастает образами, рождает желания и, когда закрепляется в нервных центрах, уже тянет нас к активному действию. Если это жалость к себе – то, развиваясь, мысль рождает уже слезы, рыдания. Пришла только мысль выпить – человек зависимый уже сам не замечает, чуть ли не автомате идёт выпивает. И так далее.
Но если, как только этот маятник стал раскачиваться, мы переключаемся на молитву, например, Иисусову, – и всё складывается совсем иначе. Развитие помысла не происходит. Если это обида или гнев – можно читать молитву схиигумена Саввы: «Господи, Крестом Твоим удали от меня страсть неприязни, помоги мне полюбить своего обидчика. Спаси меня его святыми молитвами». Таким образом мы не даем маятнику раскачаться и этот начавшийся позыв, ведущий к осуществлению страсти, затухает. Это не приводит нас к психозу, потому что психоз зарождается оттого, что по неопытности мы позволяем своим мыслям разрастаться, а потом, когда они уже приходят в полной силе – то начинают уже нас уничтожать, а мы не можем уже ничего с этим поделать.
Поэтому важно развить и иметь определенную культуру отношения к собственным мыслям. Надо это в себе воспитывать. Есть хорошая книжечка о Иисусовой молитве священника Антония (Голынского-Михайловского). Не обращая внимания на то, сколько тысяч молитв он советовал читать и сколько часов проводить в молитве, можно взять на вооружение саму технику, суть. Когда только начинаются в нас какие-то аномальные мысли – с помощью Иисусовой молитвы надо избавлять свой ум от этого помрачения. Постепенно сформируем в себе новую реакцию.
Если человек склонен к унынию – его любая ситуация будет стаскивать в доминирующую страсть. Алкоголика к алкоголю, блудника – к блудному греху. Какой-то форс-мажор вызовет в склонном к унынию мыли, что все плохо, напрасно, что ничего не получится и так будет плохо всегда.
Еще ее которые ошибочные методики современной психологии
Вся эта популистская психология и психо-тренды не всегда верны. Можно давать человеку свободу, если свобода эта не нарушает базовые моральные принципы. Но если жизнь человека благодаря этой «свободе» сопровождается хамством, осознанной ложью… Если человек согрешил и осознает это, смиряется, какется – это одно. А если ему внушили, что грех – это нормально, и он оправдывает его, сопровождая хамством, ложью, манипуляциями – это еще больше человека разрушит.
Проходили беседы «Родители и дети. Воспитание», где упоминался Центр святителя Василия Великого, в который попадают подростки, имеющие проблемы с законом, с употреблением каких-то веществ. В этом Центре они проходят зачастую успешную реабилитацию. Я дружу с воспитателями Центра, один из принципов которых – «Не говори – как не надо, говори – как надо» (то есть нужна не столько критика, сколько понимание альтернативных путей, важен выход в конструктив).
Когда мы приучаем себя к дисциплине ума – многие проблемы уходят, потому что мы через молитву учимся их разрешать.
Не в том плане, что надо заниматься только молитвой – это тоже перегиб, когда человеку советуют просто помолиться и ничего не предлагают ещё. Некие духовники могут отвечать на любой вопрос таким образом, но это работает в том только случае, если духовник на серьезном духовном уровне и не просто советует помолиться, но и сам молится за человека. За счет того, что он близок к Богу, эта молитва достигает цели, часть его внутреннего мира, этого благодатного переживания, передается и другому человеку, помогает разрешить его проблему, утешает. Но иногда совет «помолись» из уст другого человека может быть просто отговоркой. Есть вопрос, который требует конкретного решения, понимания…
В целом же надо понимать, что многие страсти становятся страстями только потому, что человек дал ход определенной мысли. К сожалению, присутствует такое заблуждение в современном мире, даже где-то и в психологии популистской, что все твои мысли – это нечто важное, что стоит развивать. В итоге человек носится со своими мыслями, пытаясь все их воплощать.
Это отсутствие культуры обращения с собственными мыслями приводит к тому, что некоторые мысли-сорняки не вырываются сразу, разрастаются и глушат потом в человеке всю конструктивную активность и просто начинают уничтожать его.
Возьмем, к примеру эротоманию. Как она зарождается? Например, идем мы по улице, видим девушку, или рекламный щит видим с пышными формами чьими-то. Возникает некая сексуальная стимуляция. В нас появляется эмоция по этому поводу. Если начинаем читать Иисусову молитву – в нас эта эмоция не раскачивается и уходит. А если начинаем держать в уме, развивать, пускать дальше это в сердце – мысль эта закрепляется и, как уголек, который если падает на одежду и мы его не стряхиваем – прожигает нас.
Иначе говоря, если мысль упала в сердце и зародилось желание, человеку надо употребить уже очень большое усилие, чтобы избавиться.
Духовные авторы говорят, что мысленные победы выигрываются в самом начале. Надо «блюсти главу змия»: как только этот змей помысла показал свою главу – её тут же надо уязвлять. Тогда змей не заползет в нас. Если же мы этот момент упустили и змей уже в нас – тогда, конечно, мы пытаемся что-то сделать, но это уже гораздо сложнее.
Если же вначале отсечь помысел – многие разрывающие нам мозг мысли и состояния даже не сформируются.
Приведу такую аналогию. На горизонте показалась точка – по приближении она оказывается машиной с боевиками. Пока машина была на трассе, виднелась издали – ещё можно было принять меры, поднять вертолет. Пара ракет – и вопрос решен. Но если машина подъехала к городу, боевики вошли в больницу, взяли заложников – уже в регионе вводится ЧП, стягиваются войска, спецназ и не факт? что удастся обойтись без жертв.
Так, одна маленькая мысль – осуждения, неприязни, согласия с чем-то, с чем не следует – может порождать крупную проблему, если ее не одолеть в самом начале, не дать ей развиться Иисусовой молитвой [если «жжет» не очень сильно, то можно вспомнить по теме слова из Евангелия, Псалтири].
Эти страсти, толкающие нас на какое-то безумие, иногда возникают даже не по нашей вине. Где-то что-то увидели, кто-то напомнил, потом мы это вращаем в уме и уже приходим к тому, что надо уже это воплотить в реальность.
Важно блюсти себя, свои органы чувств, но особенно свой ум. Если в хаотическом варианте все подряд слушать и смотреть, то на фоне этого хаоса трудно заметить подкрадывающуюся мысль: а не выпить ли? А если ее вовремя не заметить, то можно начать в эту строну думать. И вот, оглянуться не успеешь, как уже голова полна образами употребления, и все тело маниакально тянется к ним.
Подробнее, см. текст, «Внешняя жизнь и мир мыслей. Ч. 4.1: Главная проблема конкретного человека и обретение равновесия, внутреннего мира».
– Молиться надо больше?
О.П.: – Хотя бы читать Псалтирь. Если человек хоть немного читает псалмы, потихоньку даже, пусть сперва с параллельным переводом, – но он учится и ему уже становится легче совладать с мыслями и патологическими состояниями. Хотя бы по одной кафизме в день читать. Хорошо именно читать самому, а не слушать. Иногда можно и слушать – например, если находишься в пути, или занимаясь рукоделием, чтобы не думать о ерунде. Но надо держать и личное молитвенное правило, так как слушание – это более пассивное состояние
Когда у человека есть такой регулярный молитвенный труд – к нему вообще приходят меньше искушений. Он становится более мирным и спокойным, менее подверженным каким-то эмоциональным вспышкам.
[1] О них уже упоминалось в предыдущей «Беседе», части 1.
[2] Слова: «мраволев погибе, занеже не имеяше брашна» (Иов 4. 11), означают, вероятно, нечто подобное следующему: блаженный Иов, желая показать злокозненность гнусной страсти, изобрел для нее сложное сие наименование, составив оное из имен самого отважного животного – льва и самой ничтожной твари – муравья; потому что приражения страстей начинаются сперва с самых маловажных представлений, неприметно вкрадываясь, подобно муравью, а напоследок обращаются в большую громаду и угрожают встретившемуся не меньшею опасностью, чем бросившийся лев. Поэтому подвижнику надобно тогда вступать в борьбу со страстями, когда он появляются в виде муравьев, употребляя свою маловажность вместо приманки; потому что, если успеют придти в силу льва, то делаются неудобоодолимыми. Посему должно не давать им пищи, а пищею для них служат входящие в нас чрез чувства образы чувственного, потому что чувства питают страсти, вооружая на душу каждый образ один за другим. Прп. Нил Синайский. «Письма на разные темы». Монаху Ионе