Соловецкий листок

Прокопий (Пащенко), иером. Мировоззренческий сдвиг – детонатор наркотического «бума» и распада общества». Ч. 8. Приложение

31 августа 2024 г.

Предотвращая распространение зла

«Господи, в покаянии приими мя. Господи, не остави меня.
Господи не введи меня в напасть.
Господи, дай мне мысль благу»
Свт. Иоанн Златоуст, из вечернего молитвенного правила

Это дополнение к третьей части текста «Мировоззренческий сдвиг…» написано прямым участником процесса, о котором рассказывается в главе «Музыка как наркотическая субстанция» (в дополнении также поднимается и вопрос, поставленный в главе «О чем рассказывают смерть и страдания киногероев из фильмов про наркотики?»). Как организатор крупных музыкальных проектов, автор не понаслышке знает о наличии связей между электронной музыкой (может, не во всех ее, но во многих проявлениях) с психоактивными веществами и сексуальной расторможенностью (как верно подметил один, можно надеяться, в бывшем наркозависимый, там, где наркотики, там следом идет и сексуальная расторможенность). Этот труд замыслен в том числе и как свидетельство о перемене жизни. И здесь можно вспомнить слова преподобного Иоанна Лествичника, который обнадеживал людей, подверженных страстям, но смирившихся. Таковые, если и во всех ямах и сетях побывали, «по выздоровлении бывают для всех светилами и врачами, путеводителями и наставниками». Ведь они объявляют свойства и вид каждого недуга, и их опыт способствует спасению тех, кто близок к падению[1].

ФИЛЬМЫ

Фильм «Pulp Fiction» (с англ. – «Дешевые байки»), в российском прокате известный как «Криминальное чтиво», лично на меня повлиял очень серьезно. Не знаю, какие картины до 1994 года были также широко распространены в мире кино, но после упразднения к концу 1960-х так называемого Кодекса Хейса (Hays Code) в смысле аморальности равных я не вспомню. Сомнений не остается. В те годы постмодернизм уверенно шагал по планете, наступая и на Россию. В советском кинематографе ничего подобного и близко представить было нельзя. Мне было тогда 9–10 лет. После первого просмотра этого в кавычках шедевра в памяти совсем не сохранился тот факт, что один герой, негр-бандит, которого сыграл Сэмюэл Л. Джексон, поверил в Бога и его Промысел, а другой герой фильма по имени Винсент Вега был застрелен из своего автомата в туалете с порножурналом в руке под шум спускаемой воды.

В сознании же накрепко остался эпизод с этим же киногероем и «гиперреалистичным оккупированием экрана технологией ширяния героином». Не знаю, сколько людей в той России после просмотра подобного материала, будучи уже подготовленными другими «объектами инфраструктуры», разлагающими нравственные устои и традиции, смогли плюнуть в адрес режиссера по фамилии Тарантино или взмолиться «Господи, помилуй!» и уберечься от того, чтобы сделать шаг в неизвестность. Но точно знаю, что очень много молодых ребят и девушек решили героям этого фильма начать (в плохом смысле этого слова) подражать.

К сожалению, в реальной жизни вовремя воткнутый бутафорский шприц в сердце героини Мии (которую сыграла Ума Турман), спасший ее от смерти в результате передозировки, никому не помогает. Пишу этот текст, и в памяти всплывают минимум четверо ребят и одна девушка только, можно сказать, с нашего двора, которые, как тогда было принято говорить, «отъехали».

А как часто мы танцевали сами или видели, как очень похоже на Вегу и Мию под песню Чака Берри “Jack Rabbit Slims” пытаются станцевать другие, подобно этой парочке делая движения-приседания – словно погружаешься под воду, набрав воду в легкие и зажав нос – или делая движения то правой, то левой руками попеременно вдоль лица, оттопырив указательный и средний пальцы, а остальные зажав к ладони?

В обоих этих эпизодах максимальное воздействие на психику создалось в том числе за счет музыкального фонового сопровождения. Подробно останавливаться на этом в анализе «Криминального чтива» желания нет. Эта тема будет развита в следующих главах данной работы. Добавлю лишь, что перед тем, как героине Умы Турман предстояло по сюжету фильма «отъехать», звучал саундтрек – песня со словами “Girl, you’ll be a woman soon”.

Вот так, оказывается, девушки становятся женщинами! Специально для этого фильма композитора режиссер не нанимал, а подобрал музыкальный фон сам. Что тут сказать?

Безусловно, у Тарантино получилось создать кинематографическую бомбу постмодернизма, и большой вопрос, сколько жизней и душ оказалось загублено благодаря такому «оружию». Не исключаю, что в долгосрочной перспективе в сравнении с реальными военными конфликтами первенство за подобным кино. Ну и последнее, чуть более глубокий взгляд может отвлечь внимание на то, что герой-негр, Сэмюэл Л. Джексон, уверовав в божественный Промысел, как будто начинает цитировать и толковать Ветхий Завет Пророка Иезекииля, отрывок из 25-й главы. Однако, как это часто бывает, данный отрывок лишь отчасти может показаться похожим на библейский, но на самом же деле здесь просто-напросто очередная вольность режиссера, и это не удивляет.

Краткий вывод будет таков: Голливуд в своей сущности всегда стремился выпускать в прокат, поощрять и награждать фильмы на первый взгляд с заявленной темой якобы о вреде употребления наркотиков и намерением оградить свою многомиллионную аудиторию. Но высокотехнологически делает это таким образом, что вместо отвращения к употреблению воздействует на некрепкую психику с прямо противоположным эффектом. С зеленым сигналом к тому, чтобы пробудить желание зрителя попробовать, что в конечном итоге и есть – главная цель. Здесь речь конкретно про наркоманию, но мы понимаем, что дело не ограничивается лишь этим. Фактически все аморальное возводится в некий культ и явным образом (а в принципе и скрытым) не осуждается.

Фильм «Human Traffic» (с англ. – «Торговля людьми») в российском прокате известен под названием «В отрыв!», подразумевающим конкретный призыв к действию, равному употреблению наркотиков. Он повлиял на меня, во-первых, звуковым рядом, во-вторых, исследованием темы совершеннолетия, культуры наркотиков и клубов, а также – взаимоотношений внутри молодежных сообществ, между детьми-наркоманами и их родственниками, коллегами по работе.

Подытоживая главу «Фильмы», я скажу честно: «Слава Богу за все!» Были и другие в моей жизни действительно хорошие фильмы, книги, музыка, примеры из жизненного опыта родителей, родных и близких, предков, моих соотечественников и людей других национальностей, проживающих в разные эпохи и при разных исторических обстоятельствах и формах правления, которые помогли мне не раствориться в узкой теме наркомании.

Однако, основываясь на воспоминаниях о том интересе к киноиндустрии на данную тему, который в свое время был мною проявлен, делаю совершенно простой вывод. Снято и преподнесено все так, что возникает желание попробовать и не возникает желания притормаживать и останавливаться.

Возьмем снятый в 1983 году фильм «Лицо со шрамом» с Аль Пачино, реакция общества на который вызвала огромный интерес. И вскоре наркотики стали на экране неотъемлемой частью многих сфер деятельности: как отрывной молодежи и несчастных подростков, так и наркобаронов, банкиров, рекламщиков, персонажей криминальных. Разные виды наркотиков в разных контекстах и жанрах кино и теперь всегда определяют судьбы своих героев. И что перестало уже вызывать удивление, а стало закономерностью, так это то, что все, что мы видим на экране телевизора, отражает реальную жизнь. Только в жизни, как правило, хуже, счастливого конца нет. “Trainspotting” («На игле») 1995 года, «Страх и ненависть в Лас-Вегасе» 1998 года, «Волк с Уолл-стрит» 2013 года, “Breaking Bad” («Во все тяжкие») 2014 года, “Narcos” 2015 года – все эти и многие другие фильмы, за исключением, пожалуй, «Реквиема по мечте», если сразу же не плюнуть на них и не заняться чем-то более полезным для души, к сожалению, больше формируют интерес к наркомании, чем отторжение от нее.

Вновь тратить время и пересматривать фильм «Реквием по мечте» не планирую, но вот эта картина была непохожа на остальные, не было там хеппи-энда. В конце, во время титров, было не по себе, возникло-таки желание, чтобы не было больше со мной ничего того, что помогало расслабляться. На мгновенье пришло осознание, что «продолжение банкета» может иметь трагичный финал. Но потом наложилось стандартное: мой выбор остановился не на тех наркотиках и способах употребления, которые ассоциируются у большинства населения с «жестью». И каковы следствия моего выбора? Короче говоря, не было того, чтобы период ремиссии составил хотя бы один-два месяца со времен первого-второго курса института, когда мне было лет 16-17, и до времени, когда мне исполнилось 33 года.

Для справки: первый опыт (хотя прямо самого первого-то я и не вспомню) был, когда мне было 12 лет, во время учебы в 7-м классе средней школы. Настоящее чудо в моей жизни произошло после удивительного путешествия на Святую Гору – Афон, куда я смог попасть исключительно по милости Божией и Пресвятой Владычицы нашей Богородицы четыре года назад. Предварительно я «постучал», и Господь явил мне, недостойному, тщеславному, самоуверенному, превозносящемуся, ленивому гордецу, свою любовь. На одну тысячную долю миллиметра приотворил дверь, а я сделал шаг навстречу. Об этой незабываемой поездке – помоги, Господи! – я буду помнить всегда! На вопросы старшего брата по моему возвращению в Россию: «Ну что? Как съездил? Что узнал?» – ответ был предельно краток: «Бог есть!» Но это история, о которой, если будет на то воля Божья и буду жив-здоров, речь пойдет в другой раз. Желание реализовать эту цель есть.

ЭЛЕКТРОННАЯ МУЗЫКА И КЛУБНОЕ «РАСКУЛЬТУРИВАНИЕ»

Курт Воннегут, американский писатель и общественный деятель, завещал написать эпитафию на своей могиле: «Для него необходимым и достаточным доказательством существования Бога была музыка». Интересная цитата, не правда ли? Я ее запомнил задолго до воцерковления. Теперь, конечно, когда это произошло, так узко сводить понимание существования Бога я бы не стал, ведь Бог – везде и во всем и – Слава ему, Отцу и Сыну и Святому Духу, всегда, ныне и присно и во веки веков!

В моей жизни музыки в самых разных проявлениях того, что стоит за понятием смысла этого слова, было довольно много. В детстве я учился в музыкальной школе по классу фортепиано. На четвертом курсе института создал промогруппу “Welcome Music Promo Group” (далее WM), а затем и юридическое лицо с зарегистрированным товарным знаком; это стало моим очень серьезным хобби на последующие 17 лет. Описание WM звучит так: «Коллектив профессионалов из Екатеринбурга, которые более 10 лет успешно занимаются созданием мероприятий с эксклюзивной музыкой.

Мы организуем туры хедлайнеров со всего мира в Россию. В рамках серии вечеринок Across Borders состоялись привозы гостей: музыкантов, диджеев, продюсеров из Греции, Австралии, Нидерландов, Бельгии, Венгрии, Франции, Словакии, Аргентины, Литвы, Казахстана, Беларуси. Сотрудничали с десятками площадок, был опыт сотрудничества с ночными клубами, был также и опыт проведения «тусовок» под открытым небом, в том числе – за пределами России, а именно – в Индии и в Греции. Вместе с тем сегодня существует и имеющий определенный успех и поддержку тысяч людей со всего мира одноименный музыкальный лейбл Welcome Music Label, в портфеле которого более 50 релизов (альбомов или оригинальных треков с несколькими ремиксами на них)».

Собственно, главная цель всего этого набранного текста – это рассказать тебе, дорогой читатель, на основе собственного пережитого опыта о том, какую опасность для души человека представляет собой влияние так называемой клубной культуры и электронной танцевальной сцены. Хотя то, чем для меня был этот опыт, так скажем, «на заре», и то внимание, которое я уделяю этому сейчас, – это две большие разницы. Тем не менее я имею, что сказать.

Но для начала – немного истории. Это – ретроспектива моими глазами, если что. Никогда бы не подумал, что буду писать об этом, когда мы еще детьми гуляли по Парку культуры и отдыха. Помните, как в Советском Союзе ранней России 90-х по выходным или праздничным дням для людей старшего поколения устраивали танцы под звуки оркестра? Почему-то мне вспоминается военный оркестр, с большими золотыми трубами в руках у исполнителей, обязательно – с дирижером, и – много вальсирующих немолодых пар. А вокруг с интересом глазеют дети и внуки танцующих. Когда мы приходили туда, а концерта не было, то можно было запрыгнуть на сцену и походить по ней, представляя себя, наверное, участником оркестра, играющим для своих слушателей что-то приятное слуху и вызывающее теплые чувства и радость победы.

Другой вариант танцплощадки было возможно увидеть в квартирах друзей родителей или у нас дома. Музыкальное сопровождение уже было другим, можно было услышать очень разные стили: конечно же, что-то в жанре рок-н-ролла, «битлов», Игоря Талькова, Аллу Пугачеву, Джо Дассена, Высоцкого, «Пинк Флойд», попурри из советско-российской эстрадной музыки. Носители и устройства проигрывания как-то стремительно менялись – от виниловых пластинок и бобин до аудиокассет и компакт-дисков. Радовало, что было много сказок на виниле, которыми мы, дети, заслушивались: «Приключения Буратино», «Али-Баба и сорок разбойников», «Бременские музыканты». О «Бременских музыкантах», только повзрослев, вспоминая в том числе мультфильм, стало понятно, что это – животные а-ля «Битлз». Это «марихуана для детей», созданная в эпоху активного развития движения хиппи и пропитанная вожделенным западным духом так называемой свободы.

Что мне нравилось в то время и чего, честно говоря, мне очень не хватает в наше время, так это застольных песен. Какая замечательная традиция, передаваемая из поколения в поколение, была у наших родителей! И как грустно, что мы ее, надеюсь, только временно утратили.

Сколько же музыки тогда хлынуло на прилавки специализированных магазинов и киосков! И было очень рьяное желание разобраться во всем этом многообразии, не пропустить новинок и если не стать обладателем оригинальной копии аудиокассеты или диска, то хотя бы переписать с них треки. Коллекция стала расти стремительно. Также стремительно компакт-диск сменил кассету, а MP3-формат сменил формат аудио CD. Не теряя времени и не жалея потраченных на коллекцию средств, я сгреб два огромных мешка аудиокассет практически без разбора и подарил их своему другу Андрюхе без лишних слов. Себе оставил буквально несколько штук, в числе которых была кассета с саундтреком к фильму – да, именно, к «Криминальному чтиву». Понравился мне тот эпизод с Траволтой тогда, каюсь.

Было ясно, что для того чтобы поспевать за модными течениями, надо быть к этому готовым. Каким именно образом потянуло на музыку электронную, я не понял, но в ней зацепило бесконечное разнообразие стилей. В начале, помню, были Klubbheads, Brooklyn Bounce, российский проект RadioTrance, сборники MegaBoom, потом Dream Dance. Во всех этих жанрах предстояло серьезно разобраться, чтобы сфокусироваться на чем-то более располагающем к прослушиванию. Доселе незнакомые иностранные словечки, за каждым из которых, как тогда казалось, стоит какой-то особенный таинственный мир: техно, транс, хаус, драм-н-бэйс, электро, диско, джангл, синти-поп, психодел, хардкор, эйсид, эмбиэнт, трайбл, дип, тэк, минимал (все пишу по памяти).

Вместе с тем пошли в эфире радиостанций эфиры 24/7 с такой музыкой. Что-то транслировали в эфирах наших радиостанций из Москвы, а что-то – напрямую из Лондона. Появились, как грибы, ночные клубы. На телевидении появились передачи о жизни ночных клубов, о тусовщиках и тусовщицах. Что же спасло от прыжка в бездну меня тогда? Это был 1995-1996-й и далее годы, мне было 10-11 лет.

Возможно, конечно, возраст. Но, скорее всего, сейчас это чувствуется уже более отчетливо – это был Промысел Божий. Промысел, как думается, уже тогда, за несколько лет до Крещения, обо мне, грешном, у Бога был.

Начались дискотеки, которые устраивали знакомые в нашей школе. Потом дело продолжилось походами на дискотеки в соседние школы нашего района. Все эти мероприятия контролировались школьной администрацией, проходили под строгим надзором учителей и заведующих и обычно ранним вечером завершались. Тогда я четко понял (конечно же, по своей набирающей масштаб и раздувающейся страсти, гордыни), что слушать «попсу» на дискотеке – это, как тогда говорили, «стремно». И если «медляк» и нужен, то и «медляк» может быть в исполнении «РадиоТранс». Его я и включал на дискотеках в нашем классе своей школы, когда помогал диджею-однокласснику. И только попробуй мне скажи тогда, что надо поставить что-то другое – это очень сильно било по самолюбию. А от непонимания, почему же всем остальным не нравится то, что нравится мне, становилось больно внутри.

Однажды, гуляя допоздна со «старшаками» (а, как правило, разница в возрасте с моими так называемыми друзьями была очень существенна: им по восемнадцать плюс, а мне 12–13 лет), я попал в настоящий ночной клуб ночью. До этого, предусмотрительно договорившись с бабушкой, что домой не вернусь и ночевать приду к ней, был в предвкушении чего-то необычного и нового в моей жизни. Тогда я впервые попал ночью в ночной клуб, пройдя фейс-контроль и дресс-код. Меня поразило, как необычно светился белый цвет в ультрафиолете, каждая пылинка и ворсинка. Я встал возле огромного сабвуфера и, наверное, думал, что стал крутым. Хотя сама музыка мне не понравилась, а от громкости низких частот я прилично оглох, плюс ко всему было там настолько сильно накурено, что дышать было тяжело. Долго там находиться мне не хотелось.

Бабушка жила совсем близко. Я добрел до нее и заснул, а наутро она угостила меня вкусными блинами.

В качестве «сопутствующего хорошему настроению» в ход шло все, что можно было купить и «замутить» и на что хватало денег. Сумма на такого рода траты складывалась из денег, которые мама с папой давали на школьные обеды и карманные расходы, денег, которые я приобретал от продажи старых видеокассет водителям автобусов на автовокзале, и с воровства у родителей же.

Вновь и вновь прошу тебя, Господи: «Прости меня, многогрешного раба твоего Игоря, и дай мне шанс исправить грехи в книге моей жизни на добродетели!» Сам воровал и сам многократно был обворован. Что дальше? Дальше земляк Мистер Кредо и прочие подобные музыкальные группы и «артисты» подробно рассказали в своих песнях о названиях, «прелестях» и разнообразии веществ, изменяющих сознание.

Но если музыкальная и киноиндустрия изобиловали количеством материала, то найти что-то стоящее на всю эту столь интересующую меня тему в книжном магазине было практически невозможно. Тем не менее в 2003 году в Екатеринбурге было основано издательство «Ультра. Культура», девизом которого стала фраза «Все то, что ты знаешь – ложь», а главредом которого стал автор многих текстов группы «Наутилус Помпилиус». Под интригующим шильдиком с инопланетянином как внезапно появилась, так и молниеносно исчезла сотня самых необычных, спорных, скандальных и слишком провокационных для того времени книг. Но то, что мне было нужно, я урвать успел. Две книги: одна про «Историю экстази и рейв-культуры» (Коллин и Годфри), другая – автобиография химика, синтезирующего и испытавшего на себе более двух с половиной сотен психоактивных веществ. Речь идет о книге Александра Шульгина, сына эмигранта из Челябинска, перебравшегося в США в 1920-х годах, которую он написал в соавторстве со своей женой Энн под названием «Фенилэтиламины, которые я знал и любил: История химической любви» (PiHKAL). Первая книга – результат кропотливейшего анализа (словно под микроскопом) того, что было принято называть абстрактным понятием «Клубная культура». Информация дается в контексте симбиоза музыкальных технологий и, назовем это так, химической промышленности. Авторы не просто повествуют, а наглядно, с конкретными именами и названиями, показывают и доказывают тот факт, что «в результате объединения в 80-х экстази и музыки в стиле хаус возникло самое жизнеспособное и разностороннее молодежное движение из всех, что когда-либо видела Британия. Экстази-культура, то есть сочетание танцевальной музыки (во всем множестве и разнообразии ее форм) и наркотиков, была ключевым явлением в британской молодежной культуре почти целое десятилетие. Она распространяла сейсмические волны, которые по сей день отдаются в культурной и политической сферах, влияя на музыку, моду, законы, политику правительства и на бессчетное множество иных областей общественной и частной жизни. Основная причина того, почему этой культуре удалось стать столь вездесущей и всеобъемлющей и, проникнув в каждый британский город и поселок, выйти далеко за пределы страны, проста и прозаична: это был лучший формат на рынке развлечений, поскольку в нем использовались технологии – музыкальные, химические и компьютерные, – позволяющие изменять состояние сознания. Экстази-культура перевернула с ног на голову все наши мысли, чувства, поступки и саму нашу жизнь».

Так перевернулась и моя жизнь. В то время, хотя мне еще не исполнилось восемнадцати лет, я стал регулярно посещать ночные клубы Екатеринбурга. После сдачи одного из экзаменов во время летней сессии на первом курсе института мы с друзьями решили поехать в Питер, который считали клубной столицей России. Договорились о том, что пару месяцев поработаем, накопим деньги на поездку – и вперед! Обязательным в программе мероприятий было посещение культовых ночных клубов, таких как «Грибоедов», “RedClub” и переживающий уже третье свое возрождение легендарный «Тоннель». Я устроился официантом в грузинский ресторан «Арагви», располагавшийся неподалеку от института. Так как моя мама работала авиадиспетчером в аэропорту «Кольцово» (любимая мама посвятила этой тяжелейшей профессии сорок два года), мне полагался льготный перелет туда-обратно в любую точку России. Естественно, я выбрал Санкт-Петербург.

Очень кстати, там у нас обнаружилась родня, которая гостеприимно встретила меня в Северной столице. А так как все остальные отправлялись из Екатеринбурга на поезде, то у меня была уникальная возможность проводить всех на ж/д вокзале родного города, после улететь в Питер, там познакомиться со своей родственницей (пусть будет сестрой, до сих пор точно не вспомню, кем именно она мне приходится), вместе с ее друзьями неспешно, но со знанием дела посетить главные достопримечательности города: Исаакиевский и Казанский соборы, Адмиралтейство, набережные Фонтанки и Мойки – и, конечно, погулять по Невскому проспекту.

Хоть моя сестра со своими друзьями были на 2–3 года младше меня, но мне с ними было так хорошо, такие они были молодцы, так добры и вежливы ко мне, совершенно незнакомому им родственнику! Эта черта менталитета большинства петербуржцев, как я отметил позже, стала для меня чем-то невиданным ранее и, честно говоря, покорила меня. На следующий день я встретил уже на «Ладожском вокзале» своих друзей, которые были удивлены, что я, будучи уральцем, был уже и в какой-то мере питерским, так как неплохо ориентировался в городе. Выходные пролетели практически мгновенно, хотя событий было много, сна – мало, если он вообще был.

То, что я увидел и пережил в этой короткой поездке, очень сильно впечатлило меня. Словами сложно описать. Как сейчас помню, прилетел я обратно в Екатеринбург, вышел из аэропорта, сел в автобус и глаза налились слезами, а в голове возник вопрос: как же я теперь здесь без Питера смогу? Где же я тут все это найду? Ответа не было, а слезы были.

Тусовки продолжились, плавно перемещаясь из «мажорных» и пафосных заведений все ниже, в так называемый «андеграунд», столь полюбившийся по недавней поездке своим задором и непринужденностью, а главное – ни на что не похожей музыкой и весьма специфическими танцами. Потом было еще несколько поездок в Питер, уже в одиночку.

Посещение многотысячного фестиваля MayDay в мае 2003 года, который проходил в спортивном комплексе «Юбилейный» и завлекал аудиторию именитыми диджеями из Европы, США и Японии. Но запомнился мне этот рейв уже с не очень хорошей стороны. Во-первых, музыка не понравилась. Причем не просто не понравилась, а вызвала отвращение. Вновь и вновь я понимал, что гонюсь, еду за тридевять земель вслепую, на удачу услышать то, что будет по душе, а слышу какой-то неприятный скрежет, скрип и долбежку. А во-вторых, именно там я, услышав от своего знакомого фразу о том, что прямо сейчас под куполом этого стадиона со зловещей улыбкой ехидно наблюдает, помахивая хвостом и трезубцем, сам сатана, крепко задумался.

А ведь действительно, каковы истинные мотивы всех этих тусовщиков вокруг и каковы же масштабы наркоторговли на таких многотысячных мероприятиях? А каковы мои собственные мотивы, что для меня важнее: музыка или наркотики? Ведь вся эта индустрия, по сути, неразрывно связана. Убери из нее музыку – и такую толпу непросто будет организовать и увлечь чем-нибудь другим, да и чем? На ум приходит только футбол* (но о нем я порассуждаю отдельно ниже; на эту тему ответ давно готов, и он предельно честен и поэтому будет прост для восприятия). Или, как это ни будет звучать ужасно, – война и боевые действия. Убери же из этой индустрии наркотики – и слушать такую музыку в нормальном состоянии покажется просто безумием.

Поэтому, если задуматься о причинах столь стремительного роста числа подобных мероприятий по всему миру, становится очевидным, что это какой-то дьявольский эксперимент над людьми в целом, но над молодежью – в первую очередь. Диджеи стали божками, а массовые рейвы словно шаманскими плясками, только теперь уже в планетарном масштабе.

Добавляет воздействие на психику, помимо звука, еще и свет: лазеры, зеркальные шары, стробоскопы. Однажды на одном из ночных мероприятий в одном клубе установили очень мощный стробоскоп, и я стал свидетелем того, как трое ребят в течение короткого промежутка времени рухнули на танцпол от потери сознания. Но стробоскоп так и не выключили.

Что принимать, как правило, вопрос не стоял. Что было, то и шло в ход, главное – эффект, чтобы «перло», «мазало», «штырило». А ведь что именно могло быть под видом того или иного вещества и каково общее состояние здоровья человека: давление, сердечная недостаточность, астма и тому подобное – во внимание не брали. Как в моменте все оставались живы – непонятно. Риск принять что-то не то был очень велик.

Но ведь только на музыке и наркотиках дело не остановилось, добавляется ко всему прочему и развращение, и растление. Под названием «Парад любви» с 1978 года из Сан-Франциско по миру начал свое мерзкое шествие парад геев и лесбиянок. На футболках участников обязательно красуются надписи «Я – гей» или «Мне нравится быть геем». С 1989 года и по 2010 год особенную известность получили ставшие чем-то немыслимым по количеству участников гей-парады на территории Германии. По официальным данным в разные периоды они собирали более, чем один миллион пятьсот тысяч человек.

Но такие события – это не только явление социальное, это в первую очередь явление политическое. На первый взгляд можно подумать, что власть серьезно озабочена проблемами так называемых сексуальных меньшинств и вопросом свободы их самовыражения и самоопределения, а также поиском способов защиты общества от наркомании, от болезней типа СПИДа. На самом деле получается все ровно с точностью до наоборот.

Более того, сейчас геи и лесбиянки уже не единственные на арене «парадов любви», извративших свою человеческую природу и образ Бога. На этом я закончу про это явление современности, лишь обратив внимание, что как раз обратная политическая воля в России остановила усиленно навязывавшуюся нам со стороны коллективного Запада «толерантность», о которой нам лет 10 назад «жужжали» со всех экранов. В 2010 году, после трагедии в Дуйсбурге, где на очередном параде в давке погиб 21 человек и более 300 получили травмы, LoveParade больше в Германии официально не проводится.

Примечательно, что пока одни кривлялись и гримасничали, ни о чем не догадываясь во время рейва, других увозили с места, упакованных в черные пакеты. Власти решили в моменте не прекращать мероприятие, чтобы не создавать опасность еще большей давки и паники. Уже в другом формате в прошлом году мы могли наблюдать подобную трагедию, но уже в Азии, в Гонконге.

Памятник (весьма специфический) жертвам трагедии в Дуйсбурге.

После скитаний по клубам, нигде не найдя того, что было бы по душе мне в плане музыки, и понимая, что мне интересно развитие своего любимого города, было принято решение о создании Welcome Music. Двигала ли мною гордость и тщеславие по отношению к другим промогруппам? Да. Испытывал ли я чувство зависти по отношению к другим диджеям? Как бы я этого ни скрывал, безусловно.

Но и искренняя мирская любовь, пусть и не ко всем – она была и остается. А кого чем обидел или на кого обиделся – посылаю сигнал с просьбой простить. Сам всех прощаю.

В подобной субкультуре существует несколько вариантов самореализации. Это (первое и главное) – музыкант, он главенствует, по сути, пишет и создает музыку, следуя определенному стилю или же создавая свой. Далее идет диджей, он тратит свое время и деньги на поиск и покупку пластинок, в особом порядке компилирует свой микс-сет, избирая также определенный музыкальный стиль. Далее идет непосредственно слушатель, или меломан, или тусовщик, клаббер. По своему вкусу он слушает определенных музыкантов, если покупает музыку и выбирает соответствующих диджеев и площадки. Однако, чтобы все это гармонично соединилось, требуется также и тот, кто сможет это организовать, то есть промоутер или, собственно, организатор. Им я и решил стать, им я и был. И безвозвратно посвятил этой деятельности много лет.

Поэтому не понаслышке понимаю, что, словно подопытные кролики, люди-тусовщики подвергают себя определенному риску. Они отключают свое нормальное сознание и изменяют его полностью, осознанно доверяя его тем или иным диджеям и промогруппам. В руках же этих диджеев и промогрупп появляется возможность влияния, а как они этим воспользуются – остается на их совести.

По удивительному Божественному Промыслу мне удалось вырваться из этого круговорота только через 13 лет. В первые годы количество вечеринок было не менее 10 в календарный год. В последние – максимум 1-2. Всего было организовано 70 вечеринок. Главным мне всегда виделась музыка, а не все остальное, сопутствующее. На первых вечеринках клубы были завешаны моими листовками с текстом «Думай о музыке, а не о наркотиках!»

С моей стороны, конечно, это было лицемерием. Так как я уже и не припомню, положа руку на сердце, была ли хоть одна из них проведена в трезвости. Но я всегда этого хотел и мечтал о том, что однажды «я смогу». Тем не менее «что-то» употреблялось.

Я всегда завидовал (в хорошем смысле этого слова, если это вообще возможно – по-хорошему завидовать) определенной категории людей. Тем (благо их было очень много), которые приходили и не только не употребляли чего-то психоактивного, но даже и ни капли алкоголя. Поклон вам всем низкий, дорогие!

Из необычного запомнилось, что некоторые люди весьма проникались доброй атмосферой, неизменно царившей на вечеринках Welcome Music. Случалось, что знакомства некоторых пар (мужчин и женщин) перерастали в брак. А кто-то настолько проникся необычным дизайном обложек релизов лейбла (выбор был сделан в пользу животных, обитающих в России, в мозаичном стиле), что набил себе татуировку лисы. Негативно в целом отношусь к этому явлению, но все же это запомнилось.

Расскажу, пожалуй, о самой необычной вечеринке из всех и на этом буду заканчивать. Каждый раз необходимо было придумывать что-то новое, необычное, непохожее на то, что уже было. Дизайн флаера и афиши, декорации и перформанс, единый стиль вечеринки.

Это было всегда непросто, не все гости откликались взаимной серьезностью, но что уж с них взять. Некоторые так за более чем десять лет и не смогли себя принудить научиться аккуратно платить за вход. Имея возможность, понимая, что каждое мероприятие – это инвестиции на аренду, гонорары, авиабилеты, проживание и питание гостей, печать полиграфической продукции и так далее, они почему-то считали, что должны проходить бесплатно как чьи-то близкие друзья по каким-то специальным спискам. Ну да Бог с ними! У нас не убыло в итоге.

Так вот, особенностью вечеринок временами было то, что они были костюмированными, в определенном стиле: например, хиппи, супергерои, гламурные (рубашки, брюки, платья), футбольные и так далее. И случилось одной вечеринке быть в стиле героев американских фильмов про гангстеров, то есть бутафорские томпсоны (этот американский пистолет-пулемет не раз фигурировал в гангстерских фильмах), шляпы, белые костюмы, лакированные ботинки, сигары, длинные вечерние платья.

Я не мог не учитывать специфичность подобных мероприятий и пристального внимания к ним со стороны правоохранительных органов в части контроля за незаконным оборотом наркотических средств. Каждая, от первой до последней вечеринки, на уровне подсознания воспринималась лично мною как попытка «усидеть на пороховой бочке». Ведь и раньше, и в те времена рейды по ночным клубам и маски-шоу (так в те годы называли группу вооруженных сотрудников правоохранительных органов в масках – по названию известной телевизионной передачи «Маски-шоу») были делом не редким.

Хедлайнером той вечеринки был гость из Казахстана, замечательный диджей Олег Зубков. Услышать его диджей-сет (а он играл в редком, но очень любимом нами стиле progressive breaks) было очень большим моим желанием. Сказать, что кому-то среди прочих гостей именно его музыку хотелось услышать вживую – значит не сказать ничего. Тем более на той вечеринке была необычная тематика.

Как правило, в расписании дня, предшествующего вечеринке, появлялось одно мероприятие. Несколько диджеев – резидентов Welcome Music вместе с хедлайнером приходили в эфир местной FM-радиостанции со специальным миксом. Они беседовали с ведущим, делался анонс предстоящего мероприятия для нашей аудитории.

После эфира я поехал домой немного отдохнуть перед бессонной ночью. Дома меня «накрыла» внезапная болезнь, плохое самочувствие сопровождала нарастающая температура, в моменте доходившая до 39 градусов. И чем ближе было начало вечеринки, тем выше была температура и боль в голове. Со слезами на глазах, находясь вместе с женой дома, я принял решение в первый и, как позже станет ясно, в последний раз пропустить собственную вечеринку.

Тем не менее хоть в тот раз мы не транслировали запись в прямой эфир, я постоянно был на связи с ребятами, но ближе к часу ночи благополучно заснул. А уже утром, после того как проснулся и созвонился с друзьями, узнал о невероятном стечении обстоятельств. О том, что около двух часов ночи в клуб ворвались сотрудники соответствующего ведомства правоохранительных органов.

Операция была четко и заранее спланирована, несколько сотрудников проникли на мероприятие под видом тусовщиков. Были организованы «приемка» людей, контроль за входом-выходом и автобусом, а также итоговый элемент внезапности. Вечеринка в самом разгаре была остановлена.

Были проведены десятки обысков и задержаны десятки гостей. Кого-то освидетельствовали на месте, кого-то доставили в участок для дальнейших разбирательств. Из наших – слава Богу! – никто серьезно не пострадал, только административные наказания. Хотя некоторым личностям, как я понял, были предъявлены обвинения и в нарушении уголовного законодательства.

«Забавный» эпизод произошел с одним «героем», который по стечению обстоятельств задержался на препати и подъехал позже обычного. Будучи разодет по полной программе, в белом костюме-тройке, в шляпе и с бутафорским томпсоном в руках, он был и внутри «упакован соответствующе». Посему и был тут же, рядом со входом, на парковке, задержан сотрудниками «для выяснения». Но вот, хладнокровный человек, он, будучи в таком опаснейшем положении, грозившем ему большими неприятностями, сумел собраться. Со внешним спокойствием на вопрос «Кто такой?» убедительно ответил: «Артист!» – и таким ответом способствовал окончанию допроса в свой адрес.

Внутри клуба на стенах для антуража висели фотографии гангстеров типа «разыскивается такой-то» с отфотошопленными лицами тех, кто был там внутри среди гостей. На фото были приписаны суммы – «в награду за поимку – столько-то». И что же подумали правоохранители, видя весь этот антураж и глядя на наряженных в столь специфической манере всех гостей? Обо всем этом можно только догадываться.

Но одно я вынес ясно из той истории. Мне было бы там не до смеха. Безопасность я бы там вряд соблюдал должным образом. Мой ангел-хранитель по промыслу Божьему спас меня тогда! И, собственно, в благодарность ему я скажу: «Ангел мой, дорогой, я очень люблю тебя! Прости меня! Не всегда я в моменте чувствую твое радение обо мне, дураке».

ЭПИЛОГ

Последней вечеринкой стала вечеринка под названием «Трансформация», то есть «преобразование» или «переход». Возможно, к тому времени за все эти годы получилось кое-чего достигнуть, кое-что уяснить относительно сущности себя и относительно сущности некоторых людей. А также о пользе и вреде для души своей и душ других вследствие всей этой деятельности. 16 декабря 2018 года, через три месяца после того как моя любимая мамочка, Галина Алексеевна, после мучительной и продолжительной болезни отошла ко Господу, была проведена последняя вечеринка Welcome Music.

А еще через три месяца Пресвятая Владычица наша Богородица и Приснодева Мария открыла свои объятия мне, грешному, и, вопреки всем обстоятельствам, благоволила мне ступить своей недостойной ногой на Святую Гору Афон. С тех пор жизнь действительно преобразовалась. Завершу этот рассказ молитвой святителя Николая Японского – «Господи, помоги мне полюбить своих ближних, кому хочу рассказать о Тебе, потом – сделать так, чтобы они полюбили меня, а потом – говорить им о Тебе! И помоги мне свою любовь неугасимую к Тебе иметь всегда! Аминь».

P.S.Те книги, о которых я писал выше, и еще пара на эту тему долгое время хранились в коробке. Когда я вновь на них наткнулся во время переезда, то решил, что не хотел бы, чтобы кто-нибудь еще мог прочитать их и соблазниться. Вопрос встал: сжечь или выбросить? Однажды после того, как я решил перестать читать новостную ленту телеграм-каналов о событиях в стране и в мире, высвободилось благодаря этому время. И в это время, как это часто промыслительно устраивает Бог, в голову пришла мысль, что у Соловецкого Монастыря тоже может быть свой телеграм-канал и лента новостей, но уже – другого толка. Так вектор увлечения социальной сетью был перенаправлен с размывающего реальность информационного потока на нечто более душеполезное.

Узнал я и о том, что есть на Соловках насельник, который, как мне представляется, по благословению несет среди прочего и одно, можно сказать, послушание на современный лад. Проводит живые встречи-беседы с людьми – это могут быть и люди, проходящие реабилитацию в специализированных центрах, их родственники и друзья, а могут быть просто все неравнодушные. Все беседы записываются, поэтому нам можно посмотреть или послушать их позже. Тем много.

Одна из них – различные виды зависимостей, их влияние на человеческую душу и его последствия. А также поиск возможных решений для осознания и преодоления их при помощи учения Иисуса Христа, изучения Православной веры, житий святых, опыта как первых мучеников, так и новомучеников. В итоге после знакомства принял решение книги те не выкидывать и не сжигать, а передать этому иеромонаху. Дай Бог, чтобы его труд, к которому мне повезло быть сопричастным, оказал содействие в изменении жизни и спасении хотя бы одной души!

* ФУТБОЛ

P.P.S.Ты освобождаешься от хлама, на который раньше тратил часы, месяцы и годы, выбрасывая его условно на «помойное место» своей памяти. И вновь образованное, еще недавно «по полной» использованное место обязательно заполняется чем-нибудь полезным или бесполезным, это у кого как – я за первый вариант.

Как-то в разговоре с другом затронул тему влияния футбола на мою жизнь. Тезисов против того, чтобы тратить свою жизнь на него, конкретно у меня родилось несколько. В данном тексте сам разговор не привел, не приобщил его к итоговому общему мнению. Но я записал кое-что. Может, это будет следующей темой бесед, может, как один из вариантов зависимости этот вопрос будет разобран в беседах. Может, этот вопрос уже разбирался, но я пока не нашел среди бесед тему зависимости современного человека от футбольного действа.

Итак, почему – не футбол (как фан):

1. Время (120 минут = 2 часа / 4 раза в неделю = 8 часов в неделю = 384 часа в год = 16 дней / 10 лет = 44 % от года; за 20 лет почти год).

2. Деньги (билеты, трансферы, проживание, сувениры, мерч, еда, напитки*).

3. Место мыслей в моей голове. Переключение внимания с реальной жизни своей семьи, дома, города, страны на чемпионаты (Англии, Италии, Испании, Германии, Франции или вообще России, Бразилии, Аргентины, Португалии, Голландии, Америки, Бельгии, Украины и т. д.) + кубки стран + Лига Европы, Лига чемпионов, кубок Либертадорес, ЧЕ, ЧМ, прочие показные и вообще товарищеские.

4. Реклама, которую я получаю по умолчанию и которая мне не нужна абсолютно.

5. Истории звезд-футболистов и их статус кумиров** миллионов по всему миру. Зачем мне знать, кто из них кого насилует, где пьет, дерется, что употребляет из запрещенного, как уклоняется от уплаты налогов, на какой машине ездит?

6. Истории тренеров (назначения, увольнения), трансферный рынок***. Какая мне, по большому счету, еще и на это разница?

7. Однако новости про футбол из 100% времени могут занимать до 20% и больше, становясь такими же главными или главнее (в момент ЧЕ и ЧМ уж точно), чем события в реальных секторах экономики и политики.

8. Клубы и игроки покупаются и продаются на рынке. Если говорить про футболистов, становится очевидно, что это узаконенная работорговля современного мира, приносящая владельцам и агентам сверхприбыли. Интересно поизучать статистику стран – экспортеров и импортеров.

9. История создания футбола – от игры работяг после работы бесплатно до лиги за деньги. Влияние на снижение количества бунтов и революций. Эмоции как позитивные, так и негативные теперь можно выплеснуть на стадионе.

10. Фанатские группировки – для акций устрашения и в целях как раз катализаторов беспорядков и как раз доп. сил ведения революций и войн.

11. Жестокость наносимых друг другу травм соперниками, и вред здоровью, и травмы обычные регулярные.

12. Обман и мошенничество в договорных матчах и в деятельности самих клубов, агентов игроков («Барселона», «Бавария», «Ювентус», «Милан»…). Правду об этом мы вряд ли когда-либо узнаем, но очевидно, что нет дыма без огня.

13. Ставки на футбол + пиво и чипсы стали его неотъемлемой частью. Парадокс пользы для здоровья от здоровой игры (если во дворе) и игре на пороках человека, его страстях (если по ТВ).

14. Глобализация строительства стадионов и следующих за этим коррупционных схем кураторов и властей стран, где проходят крупные турниры.

15. Наблюдая, я не становлюсь сам футболистом, но остаюсь лишь зрителем.

* главный напиток, ассоциирующийся с футболом, – это пиво.

** нарушение прямое второй Божией заповеди.

*** рост объема рынка идет с геометрической прогрессией за последние десятилетия, что напоминает очередной мыльный пузырь.

Вывод: погонять мяч во дворе с друзьями предпочту просмотру любого матча на ТВ при любом статусе футбольного матча и его «вывеске». Погулять по лесу вместе с семьей выбираю как более полезное и Богу угодное дело.

P.S.: ЧТО ЕСТЬ В БЕСЕДАХ ПРО Зависимость ОТ Футбола НА МОМЕНТ НАПИСАНИЯ ДАННОГО ТЕКСТА

Автор данного дополнения пишет, что искал в беседах что-то на тему футбола. О футбольном направлении зависимости на момент написания дополнения было проведено немного бесед, и, конечно, их содержание, не покрывает полностью тему футбола. Рассматривались скорее некоторые случаи, чем все явление целиком.

1. Цикл бесед «Радикализация молодежи и неоязычество».

Беседа 102. «О Духовном развитии молодежи (духовность и мужественность)»

Аннотация. У некоторых молодых людей (разных полов) образуется взрывоопасная смесь из желаний, нереализованных амбиций, разочарования, боли и пр. Таланты, способности и ожидания от мира, перемешиваясь с этой смесью, могут принять разрушительное направление (околофутбола, богемная жизнь, зависимости, участие в вооруженных конфликтах и пр.). Они вступают в «жесткие» сообщества, едут на войну, просто «прожигают» жизнь как могут и как понимают (насколько у кого хватает запала).

Если человека обогатить духовно и культурно, он может придать своим стремлениям конструктивное воплощение. Речь идет не том, чтобы сломать в человеке то, что делает его агрессивным, а в том, чтобы дать ему основу, картину мира. Тогда его агрессивность может претвориться в мужество, здоровую пробивную силу, с помощью которой он сможет достигать здоровых, конструктивных целей.

Подробнее см.: «Трудным подросткам о трудных подростках – лекции и тексты иеромонаха Прокопия (Пащенко)»

2. Цикл бесед «Зазеркалье»

Пункт 13. Аргументы против наркомании: потеря смысла жизни, ломается картина мира. Внушение, «другой голос». Агрессивная среда: «отсидеться» не получится. Сейчас если человек не живет активной духовной жизнью, то внешняя агрессивная среда его просто сплющивает как консервную банку, растаптывает, вытирает о него ноги и выбрасывает на помойку. Синдром альтернирующей личности. Век шизофрении. О сенсибельности. Признаки шизофрении. История одного футбольного фаната. Стадии захвата сознания человека демоническими силами. Возможный сценарий развития современного общества. О спайсовой наркомании: цель – заставить человека перейти черту. Об опасности блуда; о преждевременном приобретении подростками опыта зрелости; последствия блуда. Привлечение людей в секты. Принципы вербовки. Чужое мнение можно отвергнуть, если сформировано свое. Всегда человеку дается выбор – желает ли он оставаться человеком. Когда к человеку может подключиться другое сознание? Последствия обращения к магам, занятий йогой (реальные истории).

3. История футбольного фаната, приводимая в беседе, дополняется подробностями и комментариями в тексте «Преодоления игрового механизма», в части 4 – «Эротомания, игровой психоз и неконтролируемая приверженность», в главе «Об эротомании и о преодолении инфернального воздействия».

4. Некоторые общие положения применительно к теме зависимости от игры рассматриваются в цикле бесед «Когда жизнь становится игрой, а игра – жизнью».

Аннотация. Живя в современном мире, мы сталкиваемся с огромным потоком хаотичной информации, навязываемых стереотипов, фетишей и клише. Тяжело человеку бывает выстоять в этом потоке, если не обрел или по какой-то причине утратил точку опоры. Многие, пытаясь обрести ее, не сообразовывают своих поисков с Истиной. И в результате «проваливаются» в разного рода зависимости – наркотическую, алкогольную, игровую, зависимость от мнения большинства. Кто-то «уходит» в Интернет, в игры: компьютерные и ролевые. Кто-то ищет острых ощущений в спорте, в болезненных перекосах личной жизни. Кто-то старается «раскачать» свое наличное состояние через насилие: виртуальное или реальное (охота, поиск крови, бои фанатов, участие в боевых действиях).

Со временем проблемы имеют свойство усугубляться. Хотя бы и по причине того, что чувствительность нервов притупляется. То, что будоражило кровь вчера, уже не вызывает желаемого уровня эмоционального накала сегодня. А потому ставки в казино становятся выше, спуски с горы – круче, перекосы в отношениях – еще болезненней. Или человек озабочивается непрестанной сменой объектов для своего сосредоточения (через что достигается иллюзия движения по жизни). Меняются страны, машины, роды развлечения, но суть деятельности человека остается той же.

Все эти феномены, как представляется, имеют объединяющие их сущность и механизм реализации (один подводный источник выплескивается в разные ключи). Понятие, под которым все они могут быть условно объединены в контексте данного цикла бесед – «игра». Чтобы приблизиться к пониманию «игры», необходимо проанализировать как указанное понятие, так и другие, смежные с ним.

В беседах об игре будут обсуждаться проблемы не только людей, увлекшихся компьютерами или казино, но и сам феномен подмены реальности игрой. Ведь кто-то «играет» по жизни. Если сказать кратко, то эти беседы – скорее о самом человеке, желающим актуализировать свое состояние. Человеку хочется жить так, чтобы данное конкретное мгновение ощущалось как значимое для всей жизни в целом. Свое состояние люди актуализируют, как правило, двумя путями. Первый путь предполагает выстраивание мировоззрения, картины мира. В этом случае настоящее мгновение связывается со значимыми ориентирами и вследствие этой связи смыслом наполняется каждое мгновение. Если же человек лишен связи с значимыми ориентирами, то он находится в опасности стать заложником «сиюминутности». Он рискует стать «человеком одного мгновения», который «раскочегаривает» свое наличное состояние подручными средствами.

Человеку хочется увидеть свое место в мире, почувствовать свою сопричастность мирозданию. Тот, кто сформировал в своем сознании картину мира, видит себя включенным в нее. Он видит, куда ему идти. Его жизнь осмысленна, у него есть цель. Тот, кто не сформировал в своем сознании картину мира, находится в опасности стать заложником, например, Интернета. Интернет не дает человеку подлинной картины мира, а дает лишь ложное ощущение сопричастности тому, что принимается за таковую. «Пазлы жизни» «сшиваются» с помощью Интернета лишь на какое-то время и лишь за счет большой скорости взаимодействия с информацией. Как только скорость падает или наступает пауза – «пазлы» рассыпаются. Но так как человек не может жить в условиях экзистенциального вакуума, то он снова подключается к сети. Он ищет там цели, которая хотя и понарошку, но все же ставится на какое-то время (один пожилой человек, погрузившийся в сетевые игры, бывало, говаривал что-то вроде: «Человек из Японии ждет меня, чтобы я сыграл с ним партию в шахматы).

В беседах предпринята попытка найти ориентиры для формирования непротиворечивой картины действительности. А также попытка нащупать необходимый вектор для формирования истинной, неповрежденной оси восприятия.

[1] См.: Иоанн Лествичник, преп. Слово 26, п. 13 // Иоанн Лествичник, преп. Лествица. М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2002.

Тип: Соловецкий листок