Курение. Девушке, желающей бросить курить о том, как ей молиться
Автор:  Иеромонах Соловецкого монастыря
Дата:  24.12.2015.



Ты хочешь бросить курить, и спрашиваешь, какую молитву тебе читать?  Хотелось бы обсудить  проблему курения, опираясь на несколько конкретных примеров, тогда мысль о молитве, как об  ответе на ситуацию, выступит сам собой.

     Молодой человек, начавший ходить в храм в двадцатилетнем возрасте, осознал, что ему необходимо  преодолеть страсть курения.  Но отказ от курения давался  тяжело, хотя он старался не держать у себя сигареты и не ходить туда , где они продавались (благо, жил не в мегаполисе, где сигареты можно купить  чуть ли не на каждом углу). Время  от времени юноша все равно срывался и порой даже подбирал чужие окурки. После таких срывов он каялся, сокрушался, сожалел, что опять поддался страсти и пошел против голоса совести. Как-то он сказал своему духовному отцу, что в очередной раз не устоял и поддался пагубной привычке. Духовный отец  посоветовал ему делать земные поклоны, а их количество назначил по числу лет (на тот момент юноше  было 21 год, следовательно, он делал 21 поклон в день). Когда же молодой человек всё-таки снова покурил и признался в этом на исповеди своему духовному отцу, тот сказал: «Когда в следующий раз захочется курить, подойди ко мне». Самое удивительное – следующего раза так и не наступило.  Приступы, во время которых до умопомешательства нестерпимо хотелось курить, прошли.

     Похожую историю рассказывал и один весьма взрослый мужчина, который всевозможными способами пытался бросить курить, но это ему никак не удавалось Когда же он женился на верующей девушке, то благодаря ей стал воцерковляться. Начал каяться на  исповеди в своей страсти и вот однажды во время посещения  Свято-Троицкой Сергиевой Лавры он исповедовался как-то особенно искренно. В его душе словно произошел  некий переворот, и  с тех пор тяга к курению прошла.

     Кроме того, советую тебе посмотреть 2 книги, хотя  напрямую они и не связаны с темой курения. Как они могут тебе помочь? Вот как.  Старец Фаддей Витовницкий, слова и наставления которого составляют содержание книги «Мир  и радости в Духе Святом», жил в трудное время. Сербия была оккупирована фашистами. Отцу   Фаддею   смерть угрожала как от них, так и от коммунистов. А его назначали настоятелем различных обителей, и отец Фаддей был в ответе за других людей.. Трудно ему было не только потому, что управлял обителями в условиях войны и гонений за веру – трудно само по себе. Отец  Фаддей еще в детстве был удостоен  дара благодатной  молитвы. И потому для него  погружение в область бытовых забот  и проблем  было тяжким испытанием, «ниспадением», хотя люди, не ощутившие радости соединения  с Богом, спокойно живут в круговерти повседневной обыденности  и вовсе не тяготятся этим, потому что привыкли так жить.  Однако для  отца Фаддея подобные заботы стали тяжким грузом. Он сильно переживал, не мог расслабиться ни днем, ни ночью. Ему назначали успокоительные таблетки, но они не помогали. Он даже начал  из-за своих переживаний курить, вдруг  осознал, что если его жизнь не изменится, то он просто умрет. Перемена наступила после одной ночи, когда он, проснувшись, положил руку на сердце, чтобы узнать, колотится ли оно (от переживаний, бывало, что колотилось как у зайца).  Сердце работало спокойно. Отец Фаддей услышал слова: «Так ты должен расслабиться. Не принимай на себя слишком много житейских забот, а храни свой мир и живи с Богом. Пусть все идет, как идет».  Между прочим, сам опытно пройдя через борьбу с курением, отец Фаддей оставил такое наставление: «Нужно три для есть яблоки и больше ничего. На четвертый день организм уже не переносит никотина, потому что яблоко очищает организм. Нужна твердая воля не брать сигарету в руки – будь она хоть из золота, а не из зловонной травы».

     Вторая книга, на которую хотелось бы обратить твое внимание, называется «Победить свое прошлое»: Исповедь – начало новой жизни» (электронная версия этой книги есть на сайте Соловецкого монастыря, раздел «Пастырская страничка», подраздел «Исповедь»)

     В эпилоге этой книге рассказывается о жизни одного бывшего рецидивиста. Он курил. На вопрос, каким образом ему удалось бросить курить, отвечал следующее: «Курить бросил со злости». В колонии были проблемы с сигаретами. И когда ему приходилось ради курева кого-то о чем-то просить, идти на уступки – в этом он видел элемент несвободы. Осознание несвободы помогло сделать шаг к отказу от курения. Но главную поддержку он получил по мере своего укрепления в духовной жизни. До своего обращения к Богу он многократно бросал курить и снова начинал, бросал  и начинал. Придя к Богу, стал укрепляться духом,  и тогда,  по его словам, возрос духом настолько, что смог бросить курить в принципе. Сам он позднее, встречая людей, которым удалось победить какую-либо страсть, спрашивал у них, каким образом им удалось избавиться от тяги к наркомании, алкоголю и пр.? Все, кого он встречал, отвечали: через Церковь, через Таинства. Этих слов нет в книге. История бывшего рецидивиста обширна, и в книгу вошло лишь то,  что согласуется с основными идеями книги. Если хочешь, почитай эпилог. Ты увидишь, что человек полностью стал менять свою жизнь.

     Важно подчеркнуть, что если кто-то начал бороться с  курением, а прочим страстям позволил укореняться, то в такой ситуации трудно будет справиться с курением, потому что человек, давая себе расслабиться хоть в чем-то одном, не имеет сил устоять и в других соблазнах.  Ведь страсти связаны между собой. Один из Святых Отцов иллюстрировал эту связь, давая образ цепи: «Тянешь за одно звено – притягиваешь всю цепь» (о законах, в связи с которыми можно рассматривать  механизм  действия  страстей, говорится в цикле бесед «От малого к многому», в беседе 4 и 5. Аудиозапись  бесед выложена на сайте Соловецкого монастыря на «Пастырской страничке», в разделе «Беседы о проблемах личности»).

     Интересно, что современная наука пришла к тем же выводам, о которых говорили святые отцы. Например, образ цепи можно выразить на языке аддиктологии—науки об аддиктивном (зависимом) поведении. Аддиктология изучает причины возникновения аддикций, механизмы их развития, психологические и клинические признаки, симптомы, динамику, способы коррекции и терапии. Современные аддиктологи говорят о аддиктивном континууме.  Континуум может  сформироваться у человека, например  при  увлечении «интернетом». Что означает наличие аддиктивного – континуума?  Если «интернет» перестает приносить удовлетворение тому, кто ищет избавление,  например от скуки, то такой человек  может перейти к другим  аддикциям (наркомании и пр.) Говоря об «интернете», вовсе не имею в виду, что, проводя  многие часы в «интернете», можно избавиться от душевной пустоты и скуки. Скука – следствие внутренней неустроенности, распада, разрухи. Погружаясь в какую-либо страсть или переживание, человек лишь на время отрывается от созерцания собственной внутренней разрухи. Но как только развлечение заканчивается, внутренняя мука еще сильнее начинает «грызть» человека. Кстати, к сигарете некоторые люди обращаются под влиянием схожих мотивов. Им кажется, что как только они возьмут сигарету в руки, то внутренние проблемы, терзающие их (одиночество, подавленность и т.п.), отступят.

     Вот что, например, написала одна девушка: «Я ругаюсь с мамою, во мне живет обида на нее, и злость. Я не могу ей сказать, что люблю ее. Я смотрю на нее как на врага, ведь она причинила мне много боли и обид. Она никогда не была мне другом и советчиком и за это я не могу ее простить. Я не могу смириться с этой ситуацией и ропщу на Бога, за то, что Он дал мне таких родителей, за то, что нельзя прийти к ним и все рассказать. Из-за этого я очень унываю и отчаиваюсь. И эту боль, и эту пустоту я заливаю алкоголем и заполняю сигаретами. В минуты скорби я не могу прибегнуть к Богу с молитвой, а прибегаю к этим средствам. Мне кажется, что Бог где-то далеко, и Он не слышит и не поможет мне из-за моих грехов. Я понимаю, что курение и алкоголь – это не выход и что это плохо, но твердой решимости отказаться от алкоголя – нет. В момент отчаяния, кажется, что сигарета утешит и поможет, а Бог – нет; Его надо долго и усердно просить. Соблюдать все правила и жить духовной жизнью мне иногда бывает в тягость. Я запутываюсь и не знаю, как надо жить. У меня часто бывает унылое и безрадостное состояние. Жизнь кажется пустой и бессмысленной и думается, что приукрасить ее смогут только развлечение и грех: посидеть, выпить с друзьями, покурить, поговорить, как-то «оторваться», забыться. Я ропщу на Бога за то, что не довольна своей жизнью. Мне нигде не везет, и сколько я не тружусь в духовной жизни,  ничего не меняется. У меня нет радости в жизни. Она появляется только  когда я выпью или покурю». Эта ситуация разбиралась в цикле бесед «Женщина и мужчина. Одиночество и счастье» (записи бесед можно найти на уже указанной страничке; URL: http://solovki-monastyr.ru/abba-page/narcomania/#6). Так как записи выложены в открытый доступ, то потому нет особой нужды пересказывать здесь их содержание.

     Итак, утверждение об аддиктивном континууме можно приложить и к упоминаемой выше истории бывшего рецидивиста. Он боролся за пересоздание своей личности, своего внутреннего «я». Он старался изменить свою жизнь в принципе (и с Божией помощь  ему это удалось). И потому он сумел преодолеть отдельные страсти – увлечение табаком, наркотиками, алкоголем, сквернословием. Обрати внимание на то, как он молился.  Это не значит, что тебе, как ему, нужно выучить на память 118 псалом (этот псалом составляет 17 кафизму книги «Псалтирь»). Имеем в виду другое. Молитва была для него тем посохом, на который он опирался, идя по жизни.

     С помощью молитвы мы отсекаем зло в самом начале его проникновения  в сознание. Об этом очень доступным языком писал архиепископ Антоний (Голынский-Михайловский)  в своем трактате, который называется «Путь умного делания. О молитве Иисусовой и Божественной благодати».

     Смысл святоотеческого подхода состоит в следующем: если с помощью молитвы победить помысл в самом начале, он не успевает развиться в образ и  чувство. Например, вот ты стоишь  и ждешь кого-нибудь на улице. Взгляд твой падает на рекламный щит с изображением пачки сигарет. У тебя рождается  помысл : «Таких я еще не курила. Каковы они?» Если начать читать про себя Иисусову молитву («Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя»), то помысл исчезнет, не успев стать образом, (когда ты видишь себя, курящей эти сигареты).

     Если же помысл успеет развиться, то  в скором времени (иногда  почти сразу же) он вызовет сильные  чувства. Немедля  захочется покурить.

     Если навык к страсти уже был сформирован (т.е. если ты уже многократно поддавалась и следовала своему желанию), то стремление закурить может быть очень сильным.  Если речь идет о отсечении мысли в самом начале, то победа дастся почти без труда.  Когда сердце загорелось огнем желания, то прийти  в состояние равновесия будет уже тяжелее. Если же включается механизм тяги (мысль о сигарете или наркотике), то прийти в состояние равновесия будет еще тяжелее.

     В этом случае можно поступать так, как поступила преподобная Мария Египетская.  Она до своего обращения к Богу вела греховный образ жизни, но, встав на путь покаяния  и желая изменить свою жизнь, ушла в пустыню. В пустыне на  нее иногда нападали тяжкие искушения: ей очень сильно хотелось мяса, вина и всего того, к чему она привыкла в годы своей  молодости. Тогда она ложилась  на землю и молилась Божией Матери.  Ты в этом случае можешь читать заключительную молитву из утреннего правила.  В этой молитве есть прошение избавить от предприятий.  На языке аскетики слова «предприятия» означают  наплыв мыслей о прежде вкушенном грехе. Причем эти мысли сопровождаются сильными ощущениями. В этом смысле можно провести некую аналогию  между терминами «предприятие»  и термином «тяга».

     Более подробно о преодолении тяги с помощью молитвы можно узнать, прослушав беседу номер 4 из цикла «Что делать и как жить» (аудиозаписи бесед этого цикла также выложены на  сайте Соловецкого монастыря в разделе «Беседы о проблемах личности»)

     В указанном цикле поднимается вопрос и о демоническом воздействии на человека: иногда мысль о употреблении того или иного вещества или мысль о следовании той или иной страсти вкладывают в человеческое сознание демоны, причем, вкладывают так, чтобы она звучала в уме как бы от первого лица, то есть  в сознании человека  может появиться  мысль: »Хорошо бы мне покурить». Надо знать, что  в этом случае присутствие местоимения «я» еще не означает, что сам человек породил эту мысль. Эту особенность объяснил преподобный Лев Оптинский, ссылаясь на опыт одного пустынника.  Преподобный Лев  говорил, что «враг, увлекая мысль твою на  что-либо, не говорит  тебе: «иди, сделай то и то», а как будто думает за тебя и говорит тебе мыслью твоею: «мне хочется сделать то и то, я полагаю, что это полезно, а это вредно, я решился на то и то». И все это частенько не твои, а вражеские помыслы, прикрытые твоими или его я».

     О том, что позыв покурить может возникать извне (многие дурные мысли приходят к человеку извне) о рассказывал один мужчина. Он курил много лет и связал с сигаретами ежедневные дела свои.

     Например, разворачивал проект на столе (занимался строительным  оборудованием) и прежде чем приступил к делу, выкуривал сигарету. Садился за руль и думал: «Надо покурить». То  есть  многочисленные дела, совершаемые ежедневно,  он связывал с процессом курения. Потом  он курить бросил. И когда оказывался в ситуациях, связанных с процессом  курения (разворачивал  проект, садился за руль), то сначала в своем сознании обращался к себе: «Что, может, покурим?» Поначалу он даже озирался в поисках того, кто это произнес.

     Понимание факта демонического вмешательства в жизнь человека еще более расширяет  разбираемый вопрос.  Люди, которые своим образом жизни дают дьяволу доступ в свое сердце, будут страдать от навязчивых желаний последовать страсти. Каким образом человек дает дьяволу доступ в свое сердце? Если человек горд, то он становится уязвимым  для дьявола. Эта мысль  подтверждается опытом  курильщиков  и пьющих людей.  Погордишься – последует срыв. Во-вторых, человеку, желающему избавиться от насилия дьявола, следует обратить внимание на исполнение заповедей Божиих. Если человек исполняет заповеди, то Господь уже помогает ему.

     Эта мысль раскрыта  в уже упомянутой книге «Победить свое прошлое», в разделе «Как молиться и на что обратить внимание человеку, испытавшему демонические воздействия».  «После исповеди и причащения  у некоторых без «ломки» исчезает тяга к курению, тяга к наркотикам. Можно прочитать и рассказы об исчезновении тяги к курению. Следующая глава посвящена вопросу: «Как относиться к тому, что человек не наблюдает улучшения в своей жизни после исповеди и причащения?» Думается, что эти главы тебе также стоило бы прочитать.

     Напоследок хотелось бы ответить конкретно на поставленный тобой вопрос. Тебя интересует, как должно молиться человеку, борющемуся с курением. С помощью молитвы должно отсекать самое первое  прикосновение мысли о курении. Бывает, что человеку «только-только» подумалось насчет того, чтобы покурить. И если он позволит себе  мечтать на этот счет, то следом родится желание, борьба с которым будет затруднительна. Здесь  поможет наставление преподобного Исаака Сирина. Он писал: «Чувства целомудренные и  собранные   воедино порождают в душе мир и не  попускают  ей входить в испытание вещей. А когда душа не приемлет в себя ощущения вещей, тогда победа совершается без борьбы. Если же человек вознерадит и дозволит, чтобы имели к нему доступ приражения, то принужден тогда бывает выдерживать брань» (см. «Слово пятое» из книги преподобного Исаака Сирина «Слова подвижнические»).

     Слова преподобного Исаака Сирина могут быть применены и к твоему случаю. Если ты не станешь суетиться по жизни, то тебе легче будет достигать состояния душевного равновесия и удерживаться в нем. А находясь в состоянии душевного равновесия, проще замечать различные  импульсы, идущие в твое сознание как изнутри тебя, так и извне тебя.  Тебе легче будет подвигнуть себя на молитву. Если же твоя мысль хаотична, а в уме – водоворот, то очень трудно следить за теми мыслями, что попадают в поле  сознания. Трудно будет собраться внутренне и начать молиться. Тем временем мысли  начнут  превращаться в желания и переходить в действия. Пояснить это помогло небольшое наблюдение. Если вдруг зачешется  какая-либо часть тела, то человек обычно способен сдержать  себя, но , разговаривая по телефону,   может не удержаться от того, чтобы не почесаться машинально.Вообще, когда человек увлечен телефонным разговором, он может делать то, что обычно не считает делать   возможным: машет руками, грызет карандаши и авторучки,  накручивает волосы на палец, рисует всякую бессмыслицу.

     Мысль  понятна? Теряя собранность, человек уже плохо  справляется с импульсами, идущими изнутри и извне. Они воплощаются  в дела, воспринимаются им как свои собственные. Идею эту можно применить  и к избавлению от пристрастия к табаку. Каким именно  образом? Личный опыт тебе подскажет. И да не будет забыто: «Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй  мя».