-
- События
-
Авторские галереи
- Диакон Николай Андреев
- Валерий Близнюк
- Сергей Веретенников
- Николай Гернет
- Анастасия Егорова
- Вероника Казимирова
- Иван Краснобаев
- Виктор Лагута
- Монах Онуфрий (Поречный)
- Валерия Решетникова
- Николай Петров-Спиридонов
- Михаил Скрипкин
- Геннадий Смирнов
- Сергей Сушкин
- Надежда Терехова
- Антон Трофимов
- Сергей Уткин
- Архимандрит Фаддей (Роженюк)
- Георгий Федоров
- Сергей Яковлев
- Град монастырский
- Дни Соловков
- Кресторезная мастерская
- Летопись возрождения
- Монастырский посад
- Пейзажи и путешествия
- Святые места глазами Соловецких паломников
- Скиты, пустыни и подворья
-
- Андреевский скит
- Голгофо-Распятский скит
- Никольский скит
- Савватиевский скит
- Свято-Вознесенский скит
- Свято-Троицкий скит
- Сергиевский скит
- Исааковская пустынь
- Макариевская пустынь
- Филиппова пустынь
- Архангельское подворье
- Кемское подворье
- Московское подворье
- Петербургское подворье
- Радово-Покровское подворье
Автор: | Иеромонах Соловецкого монастыря |
Дата: | 14.04.2016. |
1) О детях, принимающих наркотики
Когда смотришь на детей, иногда в голову приходит то, что по прошествии, например, десяти лет многие из тех детей, которые находятся перед тобой станут на путь преступлений. Столкнувшись с этими проблемами, родители начинают иногда вести себя как дети. В первую очередь родители должны устранить фальшь из своего поведения, чтобы не было разногласий между их словами и их делами. Как бы ребенок не вел себя, родители должны давать ему понять, что они не согласны с тем образом жизни, который он избрал, но, тем не менее, они его любят и готовы его принять.
Когда находишься рядом с детьми, то невольно ощущаешь радость. Детская чистота словно передается тебе, и становится легко. Когда смотришь на детей, иногда в голову приходит то, что по прошествии, например, десяти лет многие из тех детей, которые находятся перед тобой станут на путь преступлений. Игумен Анатолий Берестов свою условную классификацию «лестница смерти» начинает с одиннадцати лет.
«Лестница смерти» начинается с курения. Дети выгодные клиенты для табачных корпораций, их легко сделать зависимыми, они не могут защитить себя. Начав с курения, человек спускается все ниже и ниже.
Следующая ступень лестницы — курение плюс алкоголь.
Следующая — курение плюс алкоголь плюс марихуана. Потом к этим трем пунктам добавляется героин.
Следующая ступень — упорная наркомания, за которой следует смерть.
Конечно, не все дети становятся наркоманами, но многие ожесточаются, становятся неуправляемыми.
Пройдет еще десять лет и мамы многих малышей столкнуться с очень серьезными для них проблемами. Столкнувшись с этими проблемами, родители начинают иногда вести себя как дети. Они видят, что ситуация с ребенком начинает выходить из-под контроля, и судорожно ищут выход из этой ситуации. Многие родители находят неверные пути. Если ребенок стал меняться не в лучшую сторону, то родителям, прежде чем давить на ребенка и ломать его, нужно осознать, что во многом они явились причиной его изменений не в лучшую сторону.
Вот что один рецидивист рассказывал о своем детстве. Родители отправляли его спать. Он ложился. А за стеной начинала звучать музыка. Он слышал, как собирались гости, начинались танцы. Он еще тогда стал классифицировать происходящее как лицемерие. Иногда он видел отца нетрезвым, лежащим поперек комнаты. Да, родители, конечно, говорили ему: надо быть честным. Но он задался вопросом: а где написано, что надо быть честным. Стал осматриваться вокруг: все воруют. И он пошел на кражу (история этого человека помещена в эпилоге книги ««Победить свое прошлое»: Исповедь – начало новой жизни; URL: http://solovki-monastyr.ru/abba-page/confession/1395/; а также – в первой части статьи «Мировоззренческий сдвиг – детонатор наркотического бума и распада общества», в главе «В условиях отсутствия ориентиров распад личности происходит быстро. Объяснение таких понятий как честность и трезвость становится затруднительным»; URL: http://solovki-monastyr.ru/abba-page/narcomania/939/).
В первую очередь родители должны устранить фальшь из своего поведения, чтобы не было разногласий между их словами и их делами. Во-вторых, они должны иметь надежду. Возможно, пройдет много лет, прежде чем ребенок одумается. Один человек, ставший на путь преступлений в 13 лет, во время своего третьего пребывания в местах лишения свободы пришел к пониманию того, что ему нужно изменить свою жизнь. Семнадцать лет он провел по ту сторону черты, но все-таки он повернул к добру.
Родителям нужно верить в то, что их ребенок может повернуться когда-то к добру. И они не должны закрывать перед ним дверь навсегда. Некоторые говорят:
— Еще раз придешь домой пьяным, все — я тебя не знаю.
Если в отношениях детей и родителей не присутствует сильное чувство, называемое любовью, то ребенок может сказать: «Не знаешь — вот и замечательно, я тебя тоже не знаю». В такой ситуации родители будут страдать. Если ребенок не стал еще на свои ноги в финансовом отношении, то он на время может смириться. Простой житейский расчет подскажет ему, что уходить из дома еще пока не время. В любом случае такое отношение родителей разрушает доверие. Оно толкает человека на новое падение. Сложно сказать, как начнет вести себя человек, увидев перед собой закрытую дверь. Архимандрит Тихон (Агриков) в своих лекциях по пастырскому богословию указывает на это: «Отвращаться от грешников, особенно пастырю, значит толкать их на новые падения. Ни один из них не заслуживает презрения, так как возможность зла стоит наряду с возможностью добра»[1].
Возможно, родителям придется ждать много лет возвращения к добру своего ребенка, и все эти годы они должны прилагать усилия к тому, чтобы не разорвать с ним отношения. Как бы он не вел себя, они должны давать ему понять, что они не согласны с тем образом жизни, который он избрал, но, тем не менее, они его любят и готовы его принять. Чтобы дать это почувствовать ребенку не нужно много слов, все понятно и без них. По словам архим. Трифона, настоятеля храма «Утоли мои печали» при Сергиево-Посадском СИЗО: «Ни один плод, ни один фрукт не растет — посадил и завтра пришел собирать плоды. Сколько надо возделывать землю, обрабатывать, убирать сорняки, поливать. Вырастить, собрать, тогда получишь плоды. Так и здесь. Но здесь возрастают души! <…> У Бога все возможно, и мы это увидели. Увидели практически, когда вроде бы из такого преступного мира: убийцы, насильники, грабители, законченные алкоголики пишут нам письма с зоны, письма, которые нельзя читать без слез, стали на исповеди искренне плакать, но только после того, когда увидели, что они нам небезразличны, что их судьбы нас волнуют»[2].
На эту тему некоторые мысли приводились в двух беседах о воспитании и принципах общения с трудными людьми. Беседы были проведены с сотрудниками центра социальной адаптации во имя святителя Василия Великого. В центре проходят реабилитацию подростки, которых принято называть «трудными». Если на таких подростков какой-либо взрослый попытается надавить «своим авторитетом», то получит незамедлительный и очень энергичный отпор (понятно, что речь идет не только о подростках, ведь подростки со временем становятся взрослыми людьми).
Как же вести себя в такой ситуации? Как выстраивать общение? Эти и другие вопросы ставились в беседах: «О принципах общения с трудными людьми», «Бесполезно ли воспитание?» (URL: http://solovki-monastyr.ru/abba-page/narcomania/#6).
2) Людям, чьи близкие принимают наркотики.
Пройдут годы, человек может обратиться к добру. Возможно, для этого понадобится чья-то жертва?
Один человек рассказывал о себе, что когда он был молодым его, красноармейца, послали расстреливать монахов. Он приставил ружьё к сердцу одного монаха и спросил его:
«Ну, что, ммм-онахи? Страшно?! — заикаясь выпытывал Матвей. — Бб-ольно?!»
Стоявший босой старый монах, с трудом разлепив спекшиеся от крови губы, прохрипел:
«Больно… и страшно… за тебя, солдат…»
«Пли!» — рявкнул комиссар. Грудь монахов разорвали десятки пуль.
Матвей ясно помнит те страшные мгновения, когда винтовка вдруг затяжелела, как многопудовая, и ствол начал опускаться до земли, но кто-то словно пушинку поднял его, и винтовка стала такой длины, что уперлась прямо в грудь монаха. Матвей видел, как его пуля вошла в сердце мученика».
После этого в душу солдата ворвался ад, и началось испепеление души. Он потерял всякий покой. Со временем он устроился сторожем на кладбище и построил на этом кладбище часовню в честь архангела Гавриила.
Никто не знал, почему часовня была названа в честь арх. Гавриила? «В Пасхальные дни на кладбище было ещё одно торжество. Пришло много народу. Самым подтянутым и сосредоточенным был старик Матвей. Освящали возведённую всем миром часовню Архангела Гавриила. Тайну названия часовни знал только Матвей. Так звали расстрелянного им монаха»[3].
Как не пропала жертва о. Гавриила, так, надеемся, не пропадет и жертва матери. Важно не озлобиться, не ожесточиться. Если мы ожесточаемся и озлобляемся, то мы даем повод человеку. Он может сказать:
– Меня выгнали из дома, что мне еще оставалось делать? Мне пришлось пойти воровать.
Но если к нему будет сохранено доброжелательное отношение несмотря ни на что, то воспоминание об этом может начать жечь его душу.
[1] Пастырское воздействие на грешника и свобода воли // Тихон (Агриков), архим. Курс лекций по пастырскому богословию для студентов духовной академии. III-й курс. Загорск, 1967. Текст лекций можно найти на сайте lib.rus.ec.