-
- События
-
Авторские галереи
- Диакон Николай Андреев
- Валерий Близнюк
- Сергей Веретенников
- Николай Гернет
- Анастасия Егорова
- Вероника Казимирова
- Иван Краснобаев
- Виктор Лагута
- Монах Онуфрий (Поречный)
- Валерия Решетникова
- Николай Петров-Спиридонов
- Михаил Скрипкин
- Геннадий Смирнов
- Сергей Сушкин
- Надежда Терехова
- Антон Трофимов
- Сергей Уткин
- Архимандрит Фаддей (Роженюк)
- Георгий Федоров
- Сергей Яковлев
- Град монастырский
- Дни Соловков
- Кресторезная мастерская
- Летопись возрождения
- Монастырский посад
- Пейзажи и путешествия
- Святые места глазами Соловецких паломников
- Скиты, пустыни и подворья
-
- Андреевский скит
- Голгофо-Распятский скит
- Никольский скит
- Савватиевский скит
- Свято-Вознесенский скит
- Свято-Троицкий скит
- Сергиевский скит
- Исааковская пустынь
- Макариевская пустынь
- Филиппова пустынь
- Архангельское подворье
- Кемское подворье
- Московское подворье
- Петербургское подворье
- Радово-Покровское подворье
Автор: | Иеромонах Соловецкого монастыря |
Дата: | 25.04.2016. |
Ты пишешь о неких пророчествах, которые вызывают у тебя недоумение. Твоя невестка, находясь под впечатлением от одного из пророчеств, теперь много молится. В то же время, внимания требует её сын, которому скоро исполнится два года. Мама молится, он - плачет. Другая твоя родственница начала сушить просфоры в большом количестве - готовится к трудным временам. Ты и сама попала под воздействие этих идей, задаешь вопрос: «Нужно ли впрок покупать лекарства, свечи, соль, спички?» Опыт покупки муки впрок у тебя уже был. Ты писала, что мука, купленная впрок, пропала.
Начиная ответ, хотелось бы сразу поставить вопрос о плодах. Ведь Евангелие говорит нам о том, что древо познается по плодам. Какие плоды приносит принятие близко к сердцу различных пророчеств о последних временах и войне. У людей опускаются руки, они теряют надежду.
Пророчества, которые давались святыми людьми, наоборот, укрепляли веру в то, что Господь не оставит. Они давали силу жить, напоминали о конечном торжестве добра.
Такой «разброс» состояний, вызываемых различными видами пророчеств, заставляет задуматься: а являются ли пророчества первого типа – пророчествами от Бога. На эту тему хотелось бы привести письмо одного человека, причем, привести, не пересказывая своими словами. В словах мужчины – боль живого человека. Вот что он пишет: «У меня разваливается семья. Мы православные, но с декабря жена после исповеди сказала что развенчалась и что не будет со мной жить. Разводиться граждански не хочет. У нас 3 детей, она сильно верующая, но я такой веры не понимаю. Она резко поменялась и стала говорить, что ненавидит меня, что 12 лет жила в кошмаре. Она помешалась на конце света и творит не понятно что. Женщина к ней ходит и рассказывает про конец света и войну. Я честно не знаю, что она вбивает в голову моей жене. Понимаете, она не то что бы зациклилась. Она просто сказала, что я испортил всю её жизнь. Я осознаю, что в чем-то я и виноват. Но я исправился и начал уделять им внимание, но она мне в это не верит. Для того, чтобы спасти семью мне нужно сначала наладить отношения в семье, а потом понять как может верующая женщина [которая приходит] так поступать с венчаным браком».
Эта письмо имеет прямое отношение к разбираемому вопросу. И прежде, чем задаваться вопросом о том, нужно ли запасаться солью и спичками, необходимо поставить вопрос о самих пророчествах, оказавших на тебя и твоих родственников столь сильное влияние. Ты писала об аудиозаписях, оставленных женщиной, которая во сне видела, по ее утверждению, последние судьбы мира. Она подробно рассказывает, как будут разворачиваться события и постоянно твердит, что Господь повелел его говорить. Аналогичные пророчества были оставлены и одним мальчиком, о котором ты рассказываешь.
По поводу женщины, упомянутой тобой, один священник высказал следующие мысли. В истории Церкви редко было такое, чтобы человеку, не сотворившему многих добрых дел, давались какие-то откровения. Если откровения и давались, то они касались самого человека и призывали его к изменению образа жизни. Так, Петр – мытарь - был призван к изменению своего греховного образа жизни через некое чудное видение (об этом можно прочитать в житиях святых, составленных святителем Димитрием Ростовским).
Женщина, о которой ты упоминала, говорит о себе, что жила безбожницей, она сотворила смертный грех. И вот, ни с того, ни с сего, Господь являет ей видения. И какие? Эти видения касаются не лично её судьбы, но судьбы мира. В этих видениях читается не столько призыв к покаянию, сколько призыв рассказывать людям о событиях, показанных в пророчествах.
Стоит отметить, что откровения о последних судьбах мира любимый ученик Господа нашего Иисуса Христа, апостол Иоанн Богослов, получил после продолжительного поста. За имя Христово он страдал, мучители хотели умертвить святого апостола, но Благодать Божия сохранила его. И вот, после своей апостольской проповеди, после многих трудов, подъятых ради Христа, после подвига исповедничества любимый ученик Господа Иисуса Христа удостаивается видеть последние судьбы мира. А после каких подвигов, подъятых за имя Христово, видит во сне женщина видение? Не было никаких подвигов.
Следующей отличительной чертой лжепророчеств является спекуляция на чувстве страха. Когда одного человека, вырвавшегося из секты, в которой состояло большое число адептов, спросили: «На чём тебя взяли?». Он ответил: «На страхе».
В ложных пророчествах речь идёт преимущественно об ужасах последних дней мира. Картины рисуются мрачные и безотрадные. У человека, который близко к сердцу принимает такие пророчества, возникает вопрос: «Куда бежать?». И сектанты дают ответ: «Беги к нам. Продавай свой дом и беги к нам».
Те чувства, которые формируются в человеке при контакте с пророчествами - недоумение, уныние и неопределённость - уже указывают на их характер. То, что исходит от Бога, несёт мир и спокойствие человеческой душе, какую-то надежду. А сомнительные пророчества несут тревогу. Человеку кажется, что выхода нет, кругом враги. Голод, бедствия, ужас преподаются в отрыве от веры в Промысел Божий, пекущийся о спасении человека. Общее впечатление можно охарактеризовать такими словами: получается, что нет надежды.
Запугивание – один из основных приёмов сектантов. Их воздействие на человека строится на чувстве страха, которое они вызывают через рассказы об ужасах последних времён.
Возможно, ты спросишь, как же авторы пророчеств могут так нагло лгать? Ведь они говорят, что отвечают перед Богом за передачу человечеству полученной ими в видениях информации. Дело в том, что авторы пророчеств абсолютно убеждены в том, что с ними говорил именно Бог. Демоническое внушение, направленное на этих людей, настолько сильно, что у людей возникает ощущение полной достоверности видений.
В истории Церкви есть масса воспоминаний о том, как люди поддавались демоническим воздействиям, веря, что они от Бога. На этот счёт можно прочитать главу «Об отшельнической жизни» из книги святителя Игнатия (Брянчанинова) «Приношение современному монашеству». В этой главе, помимо прочего, рассказывается, как будущему святителю Никите Новгородскому, когда он был ещё иноком, явился бес, принявший вид ангела. Этот бес рассказывал иноку Никите, сидящему в затворе, о том, что происходит в миру. Инок Никита, не выходя из пещеры, знал, например, где было спрятано украденное. Об иноке Никите пошла слава, как о святом человеке. Но мудрые старцы по некоторым признакам всё же догадались, что Никита был обманут бесом. О том, какими правдоподобными могут казаться составляемые демонами иллюзии, показывает один эпизод из пролога к указанной книге. Чародей, желая привлечь юношу на служение сатане, вывел его в пустыню, в которой стоял город. Позднее оказалось, что этот город был призраком: ведь как только отрок призвал имя Отца и Сына и Святого Духа, мираж исчез (Пролог. Декабрь, день 2).
Мираж может быть построен и не снаружи человека, а, так сказать, внутри самого человека. Наведенная демоническими существами галлюцинация может проецироваться непосредственно в мозг человека. К слову говоря, нечто подобное научились делать уже и люди. Человек одевает на голову специальный «шлем» и оказывается в виртуальной реальности. Он стоит посреди джунглей, ходит по пляжу, заполненному народом, прыгает с парашютом. А на самом деле он находится в своей комнате. Появились игры (и они будут развиваться) следующего плана. В комнате находится, например, три человека. У них в руках паралоновые предметы, напоминающие жерди. На головах – «шлемы» (высокотехнологичные устройства – «без доступа в реальность»). А как они видят ситуацию? Они, облаченные в доспехи, стоят на вершине горы. К ним приближается дракон, которого он пытаются поразить мечам. Ветер омывает их тела (для большей погруженности в динамику игры в игровой комнате устанавливаются специальные вентиляторы).
Нечто подобное может происходить и вследствие демонического искушения. Например, в комнате сидит три человека. И одному из них кажется, что в комнату зашел четвертый. «Четвертого» видит только он, никто больше «четвертого» не видит. Образ вошедшего проецируется в мозг человека. Подобным образом могут проецироваться и ощущения. Есть даже термин такой – «имплантация» ощущений.
Мысли о трансляции образа можно прокомментировать с помощью кадров из фильма «Экзорцист». Этот фильм снят по роману У. Блетти «Изгонящий дьявола» (автор романа участвовал в создании фильма). Девочка Регана, игравшая с доской для спиритических сеансов, открыла себя для демонического воздействия. К ней стал приходит некто, и он представлялся как капитан Гауди. Первое время он играл с девочкой, а после того, как девочка еще более открылась для его влияния, стал уничтожать ее. С девочкой стали происходит страшные вещи. Мама обратилась за помощью к специалистам. Те стали разбираться. Они стали говорить о том, о чем почти всегда пытаются говорить специалисты в подобных случаях: о шизофрении (а кто-то может объяснить, что такое шизофрения?), височной эпилепсии и пр. Но результаты обследований показали, что девочка не больна в привычном смысле этого слова. То есть у девочки не было обнаружено травм черепа и патологии сосудов. Специалисты зашли в тупик. Мама, пытаясь помочь ребенку, пригласила в дом католического священника Д. Карраса. Она хотела, чтобы тот провел чин изгнания демона. Но священник практически не верил в существование злых сил. Для него история закончилась ужасно.
В романе помимо прочего показывается и глубокая степень деградации как самого католичества, так и католического священства. Может автор романа и не воспринимает многие описанные им моменты как деградацию. Но с духовной точки зрения можно отметить безверие Карраса, подготовленное системой католического образование, его образ жизни, то, как он приступил к вопросу изгнания духа. Все эти штрихи, накладываясь на прочие факты объективной действительности, приводят к мысли, что в среде католичества самые очевидные вещи перестали восприниматься адекватно.
В романе очень точно с точки зрения психиатрии описаны состояния, которым подвергается человек, одержимый демоном. Книга, конечно, гораздо насыщенней подробностями и заметками на эту тему, чем фильм. Но и фильме есть некоторые кадры, которые комментируют суть дела. Приступив к чину изгнания, Каррас получил наставление от более опытного священника Мэррина не вступать в разговоры с духом, действующим через Регану. Мэррин предупредил, что дух начнет психологическую атаку. В отношении Карроса дух помимо прочего употребил и такой прием.
Когда Каррос зашел в комнате к Регане, то он увидел вместо девочки, сидящую на кровати маму (Каррас на определенном жизненном этапе оставил свою больную маму; та умерла в одиночестве, в психиатрической больнице). Когда Каррас сел на краешек кровати, то увидел, как к нему поворачивается голова Реганы – как бы голова его матери. И он услышал голос матери, упрекающий его, спрашивающий, почему он так поступил. Каррас, стараясь заглушить этот голос, стал кричать: «Ты не моя мать!» (то есть он понимал, что в отношении него началась психологическая атака). Когда в комнату зашел второй священник, то он увидел кричащего Карраса и Регану, лежащую посередине кровати.
Фильм не передает всех подробностей психологической атаки. В книге же описано, как Каррас застыл от ужаса, когда услышал обращенный к нему вопрос: «Почему ты так со мной поступил, Димми?» «Каррас не мог сдвинуться с места, у него перехватило дыхание. Существо смотрело на него таким одиноким и обвиняющим взглядом. Глаза его матери. Его матери!»
Конечно, то, что произошло с Реганой, необязательно может наблюдаться в полном объеме у каждого, кто открыт для демонического воздействия. Возможно, дух вошел в Регану, чтобы уничтожить Карраса. Такое возможно предположить, опираясь на повествование о Иакове Отшельнике (память 4 / 17 марта). В его житии рассказывается следующее: «Исконный враг рода человеческого, диавол, завидующий проводящим жизнь богоугодно и непрестанно копающий для них ров погибели, вошел в отроковицу, дочь одного богача, и стал мучить ее, призывая её устами имя Иакова и говоря: «He выйду из неё, если не отведете меня к Иакову пустыннику»». Когда девушку привели к отшельнику, то демон вышел. Родители девицы оставили свое чадо на три дня вместе с Иаковом, «пока совершенно не выздоровеет». И тут дьявол, видя «что настало самое удобное время для его козней», напал на него со страшной силой, вверг его в прелюбодеяние и убийство. Иакову удалось избежать отчаяния и самоубийства, он в течение 10 лет приносил глубокое покаяние, и оно было принято Господом.
Возможно, нечто подобное происходило и здесь. Дух, побуждая Карроса начать чин изгнания, сказал, что чин сплотит. Каррас не понял, кого именно сплотит. «Тебя и нас, мой милый друг, – заскрипел бас. – Тебя и нас». «Ты присоединишься к нашей маленькой семейке, Каррас. Беда в том, моя крошка, что, хоть раз распознав знамение Бога и поверив в него, человек уже не имеет оправданий» (Каррас некогда имел веру, но потом ее утратил). Кратко стоит отметить, что для изгнания духа нужно только одно качество – реальная святость. Православные святые (например, святой праведный Иоанн Кронштадтский) одним словом изгоняли духов. Многие священники, не имея реальных духовных сил для борьбы с демонами, но вступающие в эту борьбу, повреждались духовно и психически (вопрос о отчитке не будет разбираться здесь подробно, он поднят лишь мимоходом; если Господь благословит, то этот вопрос будет разбираться летом 2016 года в рамках бесед «Зазеркалье»; записи будут выложены на сайте Соловецкого монастыря; URL: http://solovki-monastyr.ru/abba-page/narcomania/#6).
Что произошло в итоге? Каррас в приступе гнева сказал духу, чтобы он вошел в него, то есть в Карроса. Тот вошел, и Каррос выбросился из окна.
Со многими людьми, открытыми для демонического, ситуация выглядит внешне не так явно. Дух действует временами, тайно. Так поступает он для того, чтобы создать человеку имидж «человека-от-бога». Человека, открытого для контакта, духи используют как своего агента влияния. Нередко они избирают для этих целей человека альтруистически настроенного. Они начинают вливать в него некие знания, транслировать в его сознание образы и информацию. Человек начинает думать, что стал получать знания свыше, начинает распространять мысли, внушенные духами. Пока человек выполняет свою функцию, пока он транслирует в общество идеи, укрепляющие власть духов над людьми, духи его не уничтожают. Но рано или поздно с таким человеком происходит тоже, что и со всеми: его «высасывают», он умирает от тяжкой болезни, либо кончается жизнь самоубийством, либо сами демоны убивают его (при определенных обстоятельствах они вполне могут воздействовать на материальные объекты физического мира).
На счет трансляции в мозг множество данных приводится в книге книги «ОТ ЧЕГО НАС ХОТЯТ “СПАСТИ” НЛО, экстрасенсы, оккультисты, маги?» Так Матфей Варламов, доктор технический наук, профессор, приводит данные о том, что НЛО видят не все. Например, один академик неравнодушный к буддизму, увидел НЛО. А его сын (у него были какие-то начатки духовности), идущий рядом, не видел никакого объекта. Анализ случаев контакта с НЛО привел Варламова к мысли, что контакты представляют из себя «не реальность в физическом смысле: хотя они воспринимаются контактером вполне реально, но на деле НАВЕДЕНЫ ОПРЕДЕЛЕННЫМ ОБРАЗОМ НА ПСИХИКУ ЧЕЛОВЕКА…»
Огромное число ученых изучающих феномен НЛО пришло к выводу, что в случае с НЛО речь идет не о какой-то внеземной цивилизации. Речь идет о существах, которые живут рядом с людьми. Эти существа обладают феноменальными способностями и могут быть наблюдаемы с помощью современной аппаратуры. Ученые пришли к выводу, что цель этих существ – дезинформация и порабощение человечества. Изучение феномена кого-то, как например, профессора Варламова, привело к Православию. Православие дает объяснение как феномену НЛО, так и тому, что НЛО видят не все люди. Есть люди, сознание которых вследствие бездуховного образа жизни, греха, занятий оккультизмом открыто для демонического воздействия. Оно может проявиться в самых разнообразных формах. К каждому человеку ищется особый подход.
Демон строит искушение, учитывая особенности человека, характер его страстей, историю его жизни. Святителю Никите, например, он явился в виде ангела. Представителю современной цивилизации, имеющему расплывчатое представление об ангелах, он явится в другой виде. В том, в котором человек будет наиболее готов его принять.
Так грабители, грабя бабушек, добиваются того, чтобы те открыли двери. Как представляются грабители? Как депутаты, как торговцы бриллиантами? Нет. Они представляются так, чтобы их «титул» (например, работника ЖКХа) не вызвал подозрений.
Из упомянутой выше книге в следующих главах приводятся данные о трансляции в мозг. «Почему православные не видят НЛО?»; «Что такое “имплантация ощущений”»; «Кто пробуждает “божий дар”?»; «“Великий обман” – не ловкость рук»; «Механизмы телепатического воздействия»; «Чьи же это “способности”?»; «Шутки доктора Фауста»; «Оккультные тропинки к контактам».
В последней из перечисленных глав приводит рассказ одного бывшего эзотерика. Он с прочими эзотериками практиковал медитацию. После того, как в результате определенных техник эти люди сняли контроль со своего сознания, к ним «подключилось» нечто. Последствия таких занятий были катастрофичные. Со временем «многие из тех молодых людей, с кем он [рассказчик] совместно занимался в оккультных кружках, очень резко изменились. В них стали появляться необычно сильные порочные влечения, вызвавшие со временем заметную и быструю деградацию личности. Некоторые впали в необъяснимое отчаяние и покончили жизнь самоубийством, кто-то сошел с ума, и лишь немногие продолжают заниматься эзотерикой, углубившись в магию и астрологию. Однако с этими людьми <…> стало невозможно общаться, поскольку их самомнение и гордыня приобрели такие чудовищные формы, что любое иное, а тем более, противоположное мнение собеседника переносить без гнева они уже не в состоянии».
Но пока последствия контакта еще не вошли в жизнь эзотериков, они восторгалась результатами снятия контроля с сознания. В частности, с рассказчиком произошло помимо прочего вот что: «В моем мозгу вдруг появилась как бы бегущая строка, которую я видел внутри головы словно внутренним зрением. Одновременно с тем появилось и непреодолимое желание читать вслух то, что слово за словом возникало перед внутренним взором. Это побуждение было настолько сильным, что я начал говорить. <…> Минут пять я пророчествовал на тему любви, дружбы и взаимопомощи между учениками-эзотеристами, понимая, что передаю информацию, которую мне транслируют откуда-то свыше».
Законен вопрос. А почему и так называемые пророчества на тему последних времен не могут произноситься по этой же схеме? Если говорит человек святой жизни, чья способность к чудотворения и чье благочестие общепризнаны – это одно. А если «пророчества» раздает человек, который «без году – неделя в Православии» – это уже совсем другое.
Да и, надо отметить, что и святые обманывались. Вот что рассказывает о себе преподобный Силуан Афонский: «Дважды я был в прелести. Первый раз, в самом начале, по неопытности, когда я был молодым послушником, и тогда Господь скоро помиловал меня. А второй раз уже от гордости, и тогда долго я помучился, прежде чем Господь исцелил меня по молитвам духовника». «Один раз враг мне показал свет, и помысл говорил мне: прими, это благодать. Другой раз я принял одно видение и много пострадал за это. Однажды, в конце бдения, когда запели: Всякое дыхание да хвалит Господа, я услышал, как царь Давид в небе поет славословие Богу. Я стоял на хорах, и мне казалось, что нет ни крыши, ни купола и что я вижу отверстое небо. Я говорил об этом четырем духовным мужам, но никто мне не сказал, что враг посмеялся надо мной, а я сам думал, что бесы не могут славословить Бога и что, значит, это видение не от врага. Но прелесть тщеславия борола меня, и я снова стал видеть бесов. Тогда я познал, что обманулся, и все открыл духовнику, и просил его молитв; и за молитвы его я теперь спасен и всегда молю Господа даровать мне духа смирения» (См. «Писания старца Силуана», главу 16 из книги архимандрита Софрония (Сахарова) «Старец Силуан»)).
Стоит отметить, что преподобный Силуан видел не каких-то страшных чудищ, попыхивающих цигарками и ругающихся матом. Ему привиделся образ как бы святого пророка, который вместе с небожителями молился. И все это оказалось обманом.
Здесь стоит указать на один источник, в котором в великом множестве представлены примеры мудрой рассудительности, распознавшей обман в приносимых демонами видениях. В книге «Великая стража» есть раздел «Собственноручные келейные записки» (URL: http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjatykh/velikaja-strazha/). В этом разделе представлены записи духовника Пантелеимонова монастыря (гора Афон) схиигумена Иеронима (Соломенцева). Это уникальный материла. Отец духовник обладал даром рассуждения. Он разбирал видения, бывшие у насельников обители, отшельников. Среди его записей есть упоминания и том, что дьявол обольщал людей, являясь им в виде Христа и Божией Матери.
Можно посмотреть хотя бы эти 3 эпизода: «События перед кончиной монаха Клавдия», «Повесть о старце, принимавшем мечтания», «Повесть о брате, пострадавшем от совета другого брата».
В первом рассказе описываются искушения, произошедшие с монахом Клавдием. В сноске, полагающейся к данному рассказу, описываются актуальные для данной темы подробности. Один из братии рассказывал, что отцу Клавдию помысл сказал: «Сейчас придет Спаситель и причастит тебя, чтобы ты уже не имел никогда надобности в Причащении». И действительно, кто-то взошел в образе Спасителя и причастил его чем-то вроде белой кашицы, и он, когда положил поклон, увидал лапы вместо ног, чего устрашился, и побежал к игумену, и с этого причастия его рвало после черной желчью».
Во втором эпизоде рассказывает о иеромонахе Тихоне. Он утверждал, что видел Ангелов, что часто видел и Божию Матерь. «Вот, – говорил он духовнику, – недавно ночью я молился, исполняя свой канон, и внезапно воссиял великий свет от картины Воскресения Христова, а затем вышел из нее Сам Господь Иисус Христос в великом свете, я от радости обнял Его и облобызал». Духовник беседовал с отцом Тихоном, пытаясь разобраться в вопросе. Он пытался объяснить тому всю опасность его положения. Но отец Тихон отказывался воспринимать советы духовника (он вообще жил – и это отличительная черта – самочинно и не советуясь). Он задал духовнику, казалось бы, неразрешимый вопрос: «Бог неизменно пребывает Таковым же, Каковым был во времена патриархальные и во времена Антониев, Паисиев, Пахомиев и Макариев, которым Он являлся, то почему же Он и теперь не может являться Своим угодникам, как и прежде являлся?» Но по благодати Божией духовник ответил на этот вопрос. Он помимо прочего сказал: «Если ты действительно видел истинного Иисуса Христа и облобызал Его, то от этого у тебя и плоды духовные должны находиться. Как сказано в Евангелии, что древо доброе и злое познаются от плодов». «Да, знаю, — отвечал отец Тихон, — плоды духовные, как говорит святой апостол, есть любы, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость и воздержание». «Так, это верно, – сказал духовник. – Теперь мы при помощи вразумляющей нас благодати станем рассматривать душевное твое устроение и посмотрим, имеешь ли ты плоды духовные. Начнем с первого плода – любви к ближнему. Ты недавно на исповеди признался мне, обличаемый совестию, что в споре с одним монахом за 15 левов ты проклял его. Это ли плод духовный? Затем перейдем ко второму плоду духовному – радости, посмотрим, имеешь ли ты ее. Вот уже несколько лет, как ты мне говоришь, что ты страдаешь от духа печали и скуки и никогда не имеешь радости и до того отягощаешься печалию, что, даже, увидавши кривое дерево, помысл докучает тебе, что вот хорошо бы было на этом дереве тебе повеситься. Это ли плод духовный? <…> Также и воздержания ты не имеешь, потому что хотя ты шесть дней в неделю и воздерживаешься от разрешения поста, но, пришедши в монастырь, ты часто объедаешься до тошноты, что совершенно не согласуется с законом воздержания. Итак, твои видения, оказывается, не принесли тебе духовных плодов, а потому должны быть ложными».
К этому рассуждению духовника можно для наглядности присовокупить и повествование о рясофорном монахе Серапионе. Он славился подвижнической жизнью. Находясь в уединении, видел ангела. Люди, так как здравое понятие о духовных предметах было утрачено, считали его жизнь образцовой. Но вот, по причине душевного расстройства Серапион перешел в Оптину Пустыню, чтобы иметь возможность руководствоваться наставлениями преподобного Льва. «В одно из совещаний со старцем он вытащил значительную часть бороды у старца». А однажды ночью он пришел «к начальнику скита иеромонаху Антонию, возвещая, что Иоанн Предтеча сейчас явился ему и велел зарезать сего Антония, иеросхимонаха Леонида, иеромонаха Гавриила и помещика Желябовского, гостившего тогда в скиту. “Да где ж у тебя нож?” – спросил его догадливый и неустрашимый Антоний. “У меня нет ножа”, – отвечал прельщенный. “Так что ж ты приходишь резать без ножа?” – возразил Антоний и удалил в келию прельщенного». Серапион скончался в доме умалишенных. О нем было слышно, что он опомнился и отошел в вечность с надеждой спасения (см. «О отшельнической жизни» из книги святителя Игнатия (Брянчанинова) «Приношение современному монашеству»).
В последнем из перечисленных рассказов один насельник обители утверждал, что Божия Матерь приказала ему сказать духовнику о необходимости уничтожить идолопоклонение в обители. «Где же эти идолы, которым мы кланяемся?» – спросил духовник. «Самовары, – отвечал насельник, – они наши идолы, которым мы кланяемся, и вот Божия Матерь сказала мне, чтобы я сказал тебе, дабы вы истребили самовары, ибо они – идолы. Так сказала Божия Матерь». Ситуация стала разбираться духовником. Абсурдность этого приказа уже подвергала сомнению заявление о насельника о том, что именно Божия Матерь так повелела сказать. Последующие страшные искушения, произошедшие с этим человеком, явно указали на демонический характер бывших ему голосовых сообщений.
Люди, опутанные демоническим искушением, пребывали в убеждении, что видели Христа и Божию Матерь. Но опыт показывал, что им являлись не эти личности.
Проходит время. Оно показывает, каким духом был движим человек: демоническим или Божественным. Например, Старцу Иосифу Исихасту было дано пережить множество откровений. При жизни Старца Иосифа Исихаста многие в нем сомневались, считая прельщенным. Но со временем Истина стала явной. Ученики Старца стали восстанавливать монастыри и основывать монашеские общины на горе Афон. И человек, считавший Старца прельщенным, сказал: «Ведь не может гнилой корень произвести такие плоды – такие замечательные общины. По плодам познается древо» (См. книгу 1, главу 18) из книги старца Ефрема Филофейского «Моя жизнь со старцем Иосифом»).
Как же распознать, какие видения видел человек, ложные и истинные? Если кто-либо видел какие-то видения, то Церковь не принимает эти видения как истинные сразу. Речь идет о некоей рецепции. Церковь своим соборным разумом «взвешивает» видения, бывшие тому или иному человеку.
Так Церковь приняла в свою сокровищницу описания дивных озарений, бывших, например, святому праведному Иоанну Кронштадскому. А также – его духовной дочери – игумении Таисии Леушинской (ее видения описаны в книге «Келейные записки»; этим видениям давал оценку сам святой праведный Иоанн).
Как жил отец Иоанн? В начале 20 века через него обильно извивалась благодать Божия. Люди по его молитвам исцелялись, происходили явные чудеса, свидетелей которым – тысячи. Отец Иоанн засвидетельствовал о истинной природе откровений, бывших его духовной дочери. Он благословил печатать дневниковые записи. То есть отец Иоанн поручился за подлинность их.
И здесь необходимо упомянуть о взглядах самой игумении на свои записи. Она не решалась издавать их. Ее даже тяготил сам факт того, что она сподоблялась таких видений. Ведь она считала себя грешной. К тому же она опасалась: «не прелесть ли это вражия». Известный в то время и почитаемый за святость духовник игумен Агапит (в схиме Феодосий) благословил ее записывать бывшие ей видения. Но и после этого благословения матушка не «дерзала приняться за это дело». «Кто я, – думала она, – что чрез меня, грешную, будет Господь пользовать других, более меня достойных пред Ним?» Не решилась бы она записывать своих видений, если бы не последовавшее после благословение святого праведного Иоанна Кронштадтского.
Вообще, тем, кто интересуется темой видений, было бы полезно прочитать хотя бы начальные страницы книги игумении Таисии. Дух смирения очень отличает ее он многих так называемых «предсказателей», которые на всех углах твердят о том, что что-то видели. Тексты книг, написанных или этими людьми или на основании их видений, пронизаны совсем иным духом.
Многие берутся пророчествовать даже не ставя вопрос о источнике «вдохновения». Поверхностно знакомые с христианством люди вдруг начинают учить христианству. Кто дал им такое право? Некоторые из них пребывают в убежденности, что их «учительство» санкционирован свыше. Сам Господь, по их мнению, учит их, что сказать другим.
Но не все в этой жизни бывает так просто. Где гарантии того, что видения, описаниями которых заполнен интернет, не давались по указанным выше схемам. Гарантий никаких.
Есть пророчества, которые давали святые люди. Время показало, что это были действительно святые люди. Но кто поручиться за достоверность того, что говорят ныне живущие люди? Где гарантии, что с ними не произойдет то же самое, что, скажем, с о. Серапионом? От этих вопросов не отмахнуться вдумчивому человеку.
Да, и как отмахнуться, если само Священное Писание предупреждает о возможности духовной подмены. «Да не обольщают вас пророки ваши, которые среди вас, и гадатели ваши; и не слушайте снов ваших, которые вам снятся; ложно пророчествуют они вам именем Моим; Я не посылал их, говорит Господь (Книга пророка Иеремии, глава 29, стихи 8-9)».
Практически ту же мысль только в современном изложении передает автор уже упомянутой книги «От чего нас хотят спасти». Многое из сказанного выше, в принципе, можно «обжать» до этой короткой выдержки (в ней говорится о поэтах, но понятно, что речь идет вообще о явлении ложных пророчеств как таковом): «Опасен творческий бред на псевдоправославные темы, в котором одержимые поэты, совсем еще далекие от христианской жизни по заповедям, запросто беседуют с “ангелами”, а то и с “Матерью Божией”, которые им якобы являются и наяву, и в видениях. Находясь в состоянии глубочайшего прельщения злыми духами, такие, с позволения сказать, православные люди, совершают духовную подмену, выдавая ложные, демонические явления за благодатные Божественные откровения, которых они недостойны» (глава «“Творчество” без знаний и без способностей?»).
Человек, не имеющие опыта в духовной жизни (причем опыта серьезного) не способен разобраться в духовных состояниях, наводимых на него. Демонические видения воспринимаются им настолько естественно, что человек пребывает в непоколебимом убеждении, что услышанный глас был от Бога. Да, человек что-то видел. Но возникает два вопроса: является ли то, что он увидел - правдой? и второй вопрос - кто показал?
В отношении видений Л.А. Тихомиров справедливо замечал, что сказать: «Я видел», – вовсе не значит, чтобы именно таков был объективный факт» (см. главу «Мистика» из его книги «Религиозно-философские основы истории»).
Насчёт второго вопроса актуальна история, рассказанная преподобным Паисием Святогорцем. В книге «Духовная борьба», (часть 4, глава 1) преподобный описывает случай, произошедший с одним священником. С ним как-то захотел побеседовать один колдун, который приехал с Тибета. Колдун, желая показать свою силу, не выходя из зала, стал показывать «всю Вселенную, небо, звёзды. Священник дал колдуну в руки крест и сказал: «Сотвори ещё какое-нибудь знамение», – колдун призвал демона, но тот не смог приблизиться. Эта история показывает, какого уровня иллюзии может вызывать демон. И это была только четвертая степень колдовства (всего двенадцать степеней). Понятно, что человека, который не находится под покровом Божиим, демон легко может обмануть, выдав свои иллюзии за откровения.
Лидеры сект нередко бывают медиумами, контактёрами. То есть, они воспринимают демонические внушения и, будучи абсолютно убежденными, что источником этих видений является Бог, с чувством уверенности в своей правоте проповедуют свои идеи. Личная убеждённость контактёра сильно воздействует на слушателей, побуждает их поверить ему.
В свете сказанного решается и частный вопрос, покупать ли спички впрок. Никаких действий предпринимать, основываясь на сомнительных откровениях, нельзя. На этот счёт в указанных выше беседах приводится следующий эпизод: речь идёт об одном человеке, принимавшем демонские видения и считавшем свои способности даром, ниспосланным свыше. Он сделал несколько предсказаний одному монаху. И монах, хотя и знал, что нельзя предсказаниям такого рода верить, потерял осторожность. Он попал на крючок и стал зависим от предсказателя. Ему казалось, что раз предсказатель рассказал ему точно о некоторых событиях, то сможет рассказать и о том, что волновало монаха. Вначале искушения демон показывает часть правды и немного лжи. По мере того, как человек начинает верить демоническому откровению, количество правды уменьшается, а количество лжи увеличивается. Когда человек окончательно доверится прорицателю, демон через прорицателя меняет картину мира в сознании человека. Человек начинает воспринимать мир в ложном свете, но уже не может понять своего заблуждения.
Так, одному молодому человеку голоса стали внушать, что его родители хотят с помощью магии погубить его. Голоса говорили, что единственный способ избавиться от воздействия родителей для молодого человека – это шагнуть в окно, что молодой человек и сделал, но, к счастью, остался жив.
Нечто подобное произошло и с тем монахом: у него начались проблемы со здоровьем – заболела челюсть. Прорицатель сказал, что боль вызвана причиной духовной, а не физической. «Было у тебя в жизни то-то и то-то?», – спросил прорицатель. «Было», – ответил монах. Прорицатель ответил, что боль в челюсти является следствием поступков, совершенных в прошлом. Чтобы сделалось легче, прорицатель посоветовал монаху отправиться на один остров. А дело было к зиме. Хорошо, что монах посоветовался со своим духовным отцом. Тот сказал не слушать никого и ехать в больницу лечиться. В больнице врачи обнаружили у монаха гнойник, который готов был прорваться. Что бы произошло с монахом, если бы он поехал на остров? Зимой по морю к острову не подобраться. А из-за непогоды санитарная авиация не всегда может вылететь сразу на этот остров.
Наконец, хотел посоветовать тебе почитать наставления преподобного Иустина (Поповича). Они помогут тебе выйти из состояния внутреннего томления, в которое ты вошла, приняв близко к сердцу сомнительные пророчества. Эти наставления ты можешь найти в 4-м томе собрания сочинений преподобного Иустина - Москва: Паломник, 2007 год. На страницах 378 – 405 в разделе «Второе Христово Пришествие и Царство Будущего века. Конец мира и истории» преподобный приводит свидетельства Священного Писания и святых отцов по данному вопросу. Выдержки из Священного Писания и святоотеческих творений преподобный Иустин снабдил ценными комментариями. Наставления вносят ясность в вопрос о последних судьбах мира. Ориентируйся на его наставления, они станут для тебя надёжной опорой.
Когда будешь читать наставления преподобного Иустина (Поповича), пожалуйста, обрати внимание на одну очень важную мысль: ужасы последних времен не будут чем-то, что навязано человечеству со стороны Бога. Мол, жили мы, не тужили, а тут беда взяла и пришла. Антихрист явится, когда большинство людей изберут зло. Антихрист, таким образом, станет их вождём. Эта мысль имеет огромное практическое значение как лично для тебя, так и для остальных людей. И крыло мухи имеет вес. Если люди живут благодатной жизнью Церкви, не оставляют заповедей Божиих, то к ним относятся слова преподобного Иустина о благодати Божией, удерживающей антихриста. Евангелие, Христова Церковь с её благодатной деятельностью, вера людей во Христа – и есть сила спасения, не дающая антихристу явиться.
А верим ли мы во Христа? Когда люди отвернутся от Христа, тогда откроется широкий вход силам зла. О личном участии людей в событиях последних времён не говорится в сомнительных пророчествах. Они представляют ситуацию фатальной. Оттого они так страшны и навевают мысли о безнадёжности В подобное состояние и тебя ввергли те сомнительные пророчества, о которых ты писала; ориентируйся не на них, а на наставления преподобного Иустина. Кратко его мысли преподобного применительно к теме пророчеств о последних временах изложены в проповеди на праздник Вознесения Господня (24 мая 2012 г.; текст проповеди выложен на сайте Соловецкого монастыря; URL: http://solovki-monastyr.ru/abba-page/sermons/63/).
На тему безнадежности можно привести историю, произошедшую с одним молодым человеком. Он стал считать себя антихристом (это не кино, а реальная история). Ему внушалось, что людям еще просто пока не открыто о нём. И он пал духом. Его «раздавила» мысль насчет того, что избрание его в антихриста не зависит от него самого. Это избрание произошло помимо него, – и всё тут. Но такого не бывает, у человека есть свобода выбора.
Древние авторы, как о том пишет, схиархимандрит Гавриил (Бунге) воспринимали зло как чужеродную силу. Она приходит извне и «втайне пытается внедриться в незаполненные пустоты человеческой личности». Как только ему позволяется свободно войти в душу, оно способно отвратить от Бога и увести в сторону от главной цели». Отец Гавриил отмечает, что «за человеком всегда остается свобода отвергнуть искушение или поддаться ему» (Схиархимандрит Гавриил (Бунге). Тоска, уныние, депрессия: Духовное учение Евагрия Понтийского об акедии / Пер. с франц. свящ. Димитрия Сизоненко. М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2014. С. 43-44).
Бывает, конечно, и такое, что человек за грехи родителей подвергается воздействию злых сил. Но и эта ситуация не фатальна. С Божией помощью и силой благодати Божией человек может изменить свою жизнь к лучшему. «Родовой грех, – считает игумен Киприан (Ященко), – всего лишь предрасположенность». И от него «можно избавиться при помощи молитвы и личного покаяния» (журнал «Покров»; из цикла бесед игумена Киприана (Ященко) «От зачатия до гроба»).
Советую также посмотреть документальный фильм о сербском старце Фаддее Витовницком: «Каковы твои мысли, такова и жизнь твоя». Старец произносит замечательные слова о том, что человек лишается внутреннего мира и приходит в состояние депрессии, когда предаётся мыслям: «Будет то, будет это». Может произойти и так, что ничего из того, что предполагал человек, не случится. А он изводил себя мыслями. Замени наставлениями преподобного Иустина и старца Фаддея мысли, засаженные в твой ум сомнительными пророчествами. Тогда ты почувствуешь, как смущение и тревога уходят. На их место водворяется душевный мир и радость о Господе.
Сомнительные пророчества ввергают людей в уныние, они оживотворяют перед людьми картины о якобы вселенском зле. Но то, что исходит от Бога, укрепляет в вере и говорит о конечном торжестве добра.
Если человек живет совести и исполняет заповеди, то Господь никогда его не оставит. Какие бы времена не были.
P.S.:
Некоторые мысли на тему пророчеств и предсказаний изложены одним насельником Соловецкого монастыря в беседах о «врачах-целителях», которые видят болезни и предсказывают». Эти беседы были проведены в рамках «Восточного цикла» (беседы 8-а и 8-б) и их записи можно найти на сайте Соловецкого монастыря: «Пастырская страничка», «Беседы о проблемах личности», «Восточный цикл» (URL: http://solovki-monastyr.ru/abba-page/narcomania/#6). Если Господь благословит, то впоследствии тем же насельником будет проведен цикл бесед на тему видений. Будет разбираться вообще феномен видений, вместе с тем – психоделические опыты, переживаемые вследствие употребления ЛСД, ДМТ и прочих психоактивных веществ, а также – такие феномены оккультного характера как кайрос, инсайт, «передача». Будут ставиться вопросы: что такое Истина, на каких путях она постигается? В чем отличие православного понимания постижения истины от оккультно-эзотерических и психоделических подходов? Можно ли постичь сущность вещей с помощью медитативной практике випассана? Беседы запланированы на лето 2017 года.