Зависимость. Зависимость. Женщине – музыканту о зависимых отношениях, ценности человека, обогащении
Автор:  Иеромонах Соловецкого монастыря
Дата:  11.07.2021.



Ты рассказывала о подруге, которая привносила в жизнь некий фейерверк. С ней не скучно. Без нее тоска, но и с ней трудно. Ваши голоса во время пения не сливались в гармонию. Она желала доминировать. Петь так дальше стало невыносимо.

Предыдущие ответы: «Смысл. Женщине – музыканту об утрате смысла деятельности и жизни вообще», «Зависимость. Женщине-музыканту о внутренней пустоте и преодоления зависимости (от определенных людей)».

В предыдущих частях ответа была уже озвучена мысль, что подобные вопросы решаются скорее через обогащение личности. Мы все немного инфантильны и вопросы, которые нас беспокоят, начинают отпадать по мере обогащения личности. Последнее не происходит без конфликтных ситуаций. Не то, чтобы они хороши сами по себе. Но при правильном отношении, конфликты даже способствуют пониманию жизни.

Была такая история. Нет смысла говорить с кем она происходила. Она настолько типичная, что можно встретить массу подобных. Два человека занимались одним делом. Оба не хотели зла. Оба старались делать, как лучше. Но один (условно, первый) думал, что он старший. Что именно ему делегировано это полномочие. Другой (второй) счел лидером себя. У первого возник гнев, он нажаловался на своего коллегу. Произошла некрасивая ситуация. Тот, кто жаловался начальству, действительно был наделен старшинством (просто это не было озвучено начальством). Он желал сделать все спокойно, но не вышло. На высоте эмоций раскричался. Второй же простил это публичное унижение, хоть ему и влетело, конечно. Но доброта второго героя этой истории «стерла в порошок» первого. Он вызвался помогать, провожать на вокзал при переезде первого в другой город, вызвал такси и отвез чемодан. И потом по жизни поддерживал, но не по работе, а если пересекались по параллельным делам. Потом пришло понимание, что вся эта ситуация была незрелой. Незрелые реакции, решения. Если бы время вернуть, можно было бы поступить по-другому. Нужно было просто потерпеть. Речь идет не о том, чтобы затягивать пружину и сходить с ума при этом. Есть терпение творческое, когда пытаешься в ситуацию привнести что-то, что смогло бы ее изменить. Возможно, это был промысел. Еще до конфликта второй на сайт не пускал статьи, которые писал первый. Потом автор понял, что материал был незрелым, некачественным. А тогда казалось, что просто тормозят. И много таких ситуаций было, когда дружба распадалась.

В частности, один человек рассказывал, что он, будучи юношей, готовился к первому рабочему дню на первой работе. Ему звонит товарищ – капитан команды по стритболу. Команде не хватает игрока, и он попросил поучаствовать в игре. По понятным причинам первого рабочего дня герой истории отказался. Но капитан начал давить (хоть это и ребяческие фантазии) – если ты будешь играть с нами, ты будешь звездой, все сложится. Ну а при отказе от участия в игре – отсутствие успеха в жизни и карьере. После этого эмоционального разговора дружба распалась. Товарищи пытались помириться. Не будем утверждать о взаимности обвинений, но вот первый долгое время досадовал на некорректные высказывания второго. По прошествии времени стало понятно, что надо было просто потерпеть. Да, тебя обвиняют. В ответ: Прости меня, брат. А может и стоило бы сходить. Дружба продлилась бы долгие годы. Работа… обернешься назад, а все уже быльем поросло. Но, может быть, стоило попробовать и на работу выйти, и как-то мир сохранить.

Это первое. Когда мы взрослеем, мы понимаем сказку Экзюпери «Маленький Принц». Роза хотела обратить внимание на себя. Рассказывала Маленькому Принцу, что она не боится тигров, что у нее шипы. Принц же считал, что она его ущемляет. И только потом осознает, что Роза была беззащитной. Позже приходит понимание, что они были молоды и не умели любить. И Роза не умела любить, и он не умел. Он понял, что надо вернуться.

Второе. В отношениях есть некая патология, когда два человека питаются друг другом, как в картине Сальвадора Дали «Осенний каннибализм».

Эта ситуация чем-то напоминает отношения, описанные в романе Достоевского «Братья Карамазовы». А именно противостояние Мити Карамазова и Екатерины Ивановны. Екатерина Ивановна описана, как великого гнева женщина. Красивая женщина, богатая. Она заточена на Митю в определенном смысле. Екатерина Ивановна готова стать машиной для счастья Мити. А Митя пьет, гуляет с женщинами. Алеша Карамазов сказал Екатерине Ивановне, что может Митя и нужен ей потому, что он ТАКОЙ. Если бы он был спокойный, то вряд ли стал интересен (смысл передан своими словами). Митя, представляющий собой водоворот страстей, давал Екатерине Ивановне ощущение осмысленности жизни и цель. Митю надо ждать, бороться за его возвращение.

Не будем уклоняться в психологизм. В современной популярной психологии есть гипотезы, что люди входят в отношения в поиске психологической выгоды. Все же люди не думают в таких терминах. Но это уже перебор. Отчасти можно подобную идею выдвинуть, но не развивать, не абсолютизировать ее.

Вернемся. Дело шло к браку. Но гордая неприступная женщина, хотя и готова была стать его женой, но женой в благодарность. Иногда некий факт становится центром восприятия, чем-то, что выбивается на общем фоне (Митином). Как бы там ни было, весь роман читатель наблюдает их противостояние друг другу. И на суде при решении вопроса о Мите, именно Екатерина Ивановна предоставила улику, решившую его судьбу. Процесс решился не в пользу Мити. Казалось, что она против него. Но все меняется в одной из заключительных сцен романа. Митя сидит в камере предварительного заключения и ждет отправки на каторгу. Заходит Екатерина Ивановна. Объятия. Оказывается, что у них были очень тонкие отношения. Они вспоминают, как им раньше было хорошо. Была и глубина, но все портили страсти. Для Екатерины Ивановны все портило, что это была великого гнева женщина, для Мити – балагурство, хаотичность мысли. Если бы это с двух сторон было бы исцелено… Конечно, нет сослагательного наклонения у истории. Не было бы и романа, наверное. Но важный момент для нас – если бы это было исцелено, тогда люди имеют основу для взаимного сосуществования.

Может быть, ты бы пела, кротко улыбнулась, спокойно озвучила претензию подруге. Вместе бы посмеялись и стали петь по-другому.

Утверждения на счет обогащения не голословны. Более подробно это (и Митя Карамазов) описано в статье «Преодоление игрового механизма», часть 4, отдельное название части – «Неконтролируемая приверженность. Игровой психоз. Эротомания» (http://solovki-monastyr.ru/abba-page/solovki_page/2023/). Не всегда черты, которые уводят человека в хаотическую плоскость жизни нужно полностью уничтожать и аннигилировать. В романе Достоевский устами госпожи Хохлаковой дает рецепт Мите – на время уехать в Сибирь. Строить города. Сибири нужны предприимчивые люди. Его безудерж, который здесь ушел в пьянство, разгул и разврат, то в конструктивной плоскости жизни (при наличии производственных навыков и при обогащении личности, и в статье сказано как именно), возможно, Митя Карамазов стал бы человеком, способным собрать коллектив, делать прорывные проекты.

В подтверждение мысли, что такая линия возможна, пример Вадима Туманова. Он автор книги «Все потерять и начать с мечты». Когда он был в лагерях на Колыме – то побег, то барак усиленного режима, то драка. А потом он стал ударником производства. Им была создана артель, показывающая фантастические результаты о добыче золота. После того, как была снята судимость, он стал браться за самые авантюрные проекты. Проекты, трудно осуществимые и связанные с большими рисками. Реальное золото на дне реки или прииск на вершине горы. Его безудерж стал уходить в конструктив. Человек, где надо (не только про Вадима Туманова речь) спокоен и рассудителен, а там, где приходит время действовать – бурная река перестраивается в конструктивное русло.

У творческих людей (каким ты и являешься) этого русла часто и нет. Не сразу понятно, что конкретно нужно предпринять, чтобы изменить ситуацию. Не всегда удается совладать с силами души. Эти самые силы говорят «фас» и вся совокупность неупорядоченных движений бросается на ситуацию. Происходит взрыв.

Вернемся к роману. В таких отношениях, оба мучают друг друга, потому что оба данной болезненной ситуацией питаются. Но когда человек обогащается (как было сказано про Вадима Туманова), то эта эмоциональная «еда» становится невкусной. Эта «пища» органично в плоть и кровь не врастает. Такие отношения либо распадаются, либо переходят на другой уровень – более зрелый. Как Маленький Принц возвращается на планету. Не сказано, как он дальше жил с Розой, но возможно, их отношения вышли на новый этап.

Пока ты ждешь от своей подруги, чтобы она своим фейерверком напитывала твою пустоту, вы так и будете тягаться. Не будет общения двух личностей. Не берем личность, как модно преподносить на тренингах в отношении женщины – чувство собственного достоинства. Это часто понимается в гротескном виде, часто в виде чопорности. Когда человек ищет в другом ни статуса, ни его шуток, ни его драйва и креатива, а ищет его самого, как человека, вот тогда со всеми будет легко, красиво. Ценность другого, а не его «атрибуты» – деньги, статус, таланты, количество подписчиков.

Самое главное, что приходит не сила, а внутреннее понимание, когда в отношениях надо сбавить обороты. Это будет происходить без трагедии. Ты сбрасываешь обороты потому, что видишь неправильность ситуации. Надо обоим остыть, и ты на время притормаживаешь. Так как ты от человека ничего не ищешь в плане «питания», то ты и не страдаешь, что эти искры не оплодотворяют твою черную пустоту. Ты в человеке ищешь только человека и сожалеешь, что сейчас возникла ситуация, в которой надо обоим переждать, напитаться мудростью. Без трагедии и надрыва. Чего и тебе желаю достигнуть.