-
- События
-
Авторские галереи
- Диакон Николай Андреев
- Валерий Близнюк
- Сергей Веретенников
- Николай Гернет
- Анастасия Егорова
- Вероника Казимирова
- Иван Краснобаев
- Виктор Лагута
- Монах Онуфрий (Поречный)
- Валерия Решетникова
- Николай Петров-Спиридонов
- Михаил Скрипкин
- Геннадий Смирнов
- Сергей Сушкин
- Надежда Терехова
- Антон Трофимов
- Сергей Уткин
- Архимандрит Фаддей (Роженюк)
- Георгий Федоров
- Сергей Яковлев
- Град монастырский
- Дни Соловков
- Кресторезная мастерская
- Летопись возрождения
- Монастырский посад
- Пейзажи и путешествия
- Святые места глазами Соловецких паломников
- Скиты, пустыни и подворья
-
- Андреевский скит
- Голгофо-Распятский скит
- Никольский скит
- Савватиевский скит
- Свято-Вознесенский скит
- Свято-Троицкий скит
- Сергиевский скит
- Исааковская пустынь
- Макариевская пустынь
- Филиппова пустынь
- Архангельское подворье
- Кемское подворье
- Московское подворье
- Петербургское подворье
- Радово-Покровское подворье
Автор: | Иеромонах Соловецкого монастыря |
Дата: | 07.07.2021. |
Тебя иногда посещают унылые мысли по поводу занятий музыкой и вокалом. Ты стараешься людям помогать и даже даешь дополнительные уроки. Но мысль о нужности беспокоит.
Предыдущий ответ: «Духовная жизнь. Непостоянство в шагах духовного делания».
Следующие ответы: «Зависимость. Женщине-музыканту о внутренней пустоте и преодоления зависимости (от определенных людей)», «Зависимость. Женщине – музыканту о зависимых отношениях, ценности человека, обогащении».
Следует упомянуть слова одного Аввы, наставления которого приводятся в третьем томе «Добротолюбия». Перефразируем его слова на современный язык и переведем из области монашеской жизни к жизни мирянина. Авва пишет об искушении, что касается тех людей, действительно, познавших, что есть жизнь вечная; что земная жизнь конечна и нам надлежит однажды совершить этот переход (мысль передана своими словами). Приходят мысли – да и кому нужно это познание, которое я черпаю из книг? Что в нем такого особенного? Да и дела добродетелей, что реализуют живущие на земле – значимы ли они? И подобные мысли, носящие, казалось бы, окраску благочестия, повергают человека в уныние. По словам Аввы, из этой ситуации можно выйти только путем сосредоточенного делания. Не стоит давать своему уму блуждать по этим мысленным потокам. Мысли, которые человеком могут восприниматься, как имеющие окраску христианской идеи, на самом деле суть – искушение. Отсюда вывод – не дозволять подобным мыслям плодиться. Это первое.
Второе – наставление священника Антония (Голынского). Бывает, что молодой человек или девушка не знает в чем их предназначение, а таланты их пропадают без пользы и для них, и для других. Но у каждого есть природная склонность и ее надо развивать. В свое время Господь укажет, как человек может послужить Богу.
См. подробнее главу «Познать свое призвание и следовать ему» из первой части статьи «Преодолеть отчуждение (в том числе, – и о депрессии)».
И третий пункт. Конечно, возникают вопросы о смысле, призвании. Для чего? Почему? Как? Тайна мира и прочее. Это все решается по совокупности данных. Здесь можно привести современный термин – BigData. Когда человек вовлекается в исполнение заповедей, читает книги, встречается с людьми, но самое главное – преодолевает свои страсти, обдумывает мотивы собственных поступков, у него накапливается жизненный опыт. Если эту мысль перевести в область нейрофизиологии – активируются дополнительные площади коры головного мозга, и вот этим всем совокупным массивом человек начинает иначе смотреть на жизнь. Он узнает ситуации, какие раньше не воспринимал, не придавал никакого значения. Например, что-то произошло, и ты смотришь на человека, оказавшегося в такой же ситуации. Отныне его поведение становится понятным, а последующий контакт или разговор доказывают правильность нашего восприятия. Пока ты не пережила подобную, схожую ситуацию, ты смотришь на человека и не видишь ничего.
Подобным образом накапливается ведение из чтения, из изучения себя и своих страстей, как им противостоять. Самое главное, когда человек в свои когнитивные структуры (как модно говорить сейчас) вносит Божественные смыслы, которые он черпает в минуты внутреннего мира или в момент Причастия. На сердце ложится некая тихая мысль, которая помогает умиротвориться. Постепенно приходит понимание мира. Человек начинает понимать, что ему в этом мире делать. Становится понятным (очевидным) следующий шаг.
Четвертый пункт. Творчество здесь может помочь, а может и помешать. Соответственно, если человек в своем творчестве приходит к Богу, к людям, то начинают раскрываться и таланты. На сайте Обители опубликована работа «Тирания мысли и алкоголь: О выходе из состояния «тирании мысли» и преодолении того, что толкает человека к алкоголю». В статье приведены актуальные для данной темы слова сщмч. Иллариона (Троицкого) – таланты нам даны не для нас (самих себя), а для служения Церкви. Там же озвучены мысли преподобного Силуана Афонского. Есть кузнец и патриарх (мысль передана своими словами), но выше будет тот, кто больше любит Бога. Эти мысли в совокупности с другими предлагаются в статье в следующем ключе – служение Церкви может быть реализовано не только в Храме (послушание на клиросе, как пример), но и в ситуации, когда человек воспринимает свой дар, как данный не только для себя и начинает жить в русле Евангельских заповедей. Приходит новое познание мира, все вокруг начинает раскрываться. В таком человеке действует благодать Святого Духа. Святой Дух наставляет человека, проникает в него, чтобы дар поддержать в реализации. Присутствие Духа помогает человеку и в прочих задачах, проблемах и трудностях. Человек начинает в Святом Духе видеть мир, постигать свое место, свой путь.
В Обители были проведены беседы о «состоянии актуальности», то есть о состоянии, при котором каждое действие ощущается важным для всей жизни в целом (цикле беседы «Когда жизнь становится игрой, а игра – жизнью», беседы 21, 22; цикл не завершен; http://solovki-monastyr.ru/abba-page/narcomania/#16). Суть темы состоит в том, что в игре люди ищут актуальности бытия, каждая секунда вписана в контекст. На самом деле возможен поиск этого состояния, а человеку, живущему в Святом Духе, – оно дается. Царствие Божие внутри вас есть. Человек ощущает, постигает, что каждая минута врастает во что-то более объемное. Паломница привела такие слова (источник цитаты мне не известен) – Со Причастием Твоим суть пути моего. Таким образом, когда человек приобщается ко Господу, он постигает и свой путь. Причастие не умозрительно. Приобщение реализуется долгим временем. Познание жизни и преодоление зависимого поведения (будет рассмотрено во второй части ответа) – по сути части одного процесса.
Человек, постигающий не только свою профессию, но и области вне профессиональных интересов, на физиологическом уровне приобретает такое качество, как разносторонность. Выражаясь светским языком, образуются новые системы, благодаря которым человек способен регулировать свое поведение. Тогда и выход из зависимого поведения происходит, действительно, безболезненно, сам собой.
Свою деятельность бросать не стоит, ведь период уныния пройдет. Об этом много было сказано в работе «Горение сердца». Продолжение работы в цикле – «Искра жизни. Свет. Сумерки. Тьма». Некоторые моменты, актуальные для данной темы в этих трудах уже освещены. В частности, при охладении сердца, святитель Феофан Затворник советовал не менять порядки жизни (если они хорошие, не противоречат совести), то и не заметишь, как теплота вернется. Периоды упадка духа у всех бывают.
Много раз я порывался бросить эти лекции, беседы. И мысли были – кому это надо? И времени занимает очень много. Материал необходимо собрать, структурировать, изложить, отредактировать. Эти мысли обуревали слишком часто. А польза от трудов неочевидна. Но каждый раз появлялся кто-то, кому эти материалы помогли. И появлялась мысль продолжить еще чуть-чуть, потом еще чуть-чуть и еще.. И так в течение уже многих лет не получается бросить.
Хотя иногда отчаяние в легкой форме полезно пережить для смирения.
Вернемся к теме талантов. По любви к Богу и людям, талант расширяется, и тогда появляется возможность и способность постичь смысл жизни и получить удовлетворение. Это позитивная сторона. Но если талант человека сосредотачивается только на самом себе, то протекает обратный процесс (негативный) – регрессия. В человеке, заточенном только на себе, развивается аналог формы зависимого поведения. Есть ведь и процессные формы зависимого поведения, речь идет не только об алкоголе и наркотиках. Зависимое поведение может заключаться даже в хождении в гости, если совершается не ради общения с ближними, а ради хождения самого по себе. Сначала сами процессы дают человеку удовлетворение, эйфорию, ощущение контроля своего состояния. По мере фиксации на процессе прочие стороны жизни начинают нивелироваться, регрессировать. Системы, создаваемые нейронами для выполнения задач, начинают распадаться за ненадобностью. Эта регрессия и на субъективном уровне начинает восприниматься, как чувство ущербности, неудовлетворенности.
Расширение достигается не через наркотики, а через сознательное и в чем-то даже принудительное действие, когда человек идет наперекор своим доминирующим желаниям. И тогда происходит то, что описано в Евангелие: Женщина, когда рожает, терпит скорбь, потому что пришел час ее; но когда родит младенца, уже не помнит скорби от радости, потому что родился человек в мир. А применительно к нашей теме – человек теряет скорбь, потому что обрел. Как человек восстанавливается после травмы с великими трудами, но встает на ноги и не помнит всех трудов понесенных, так как обрел искомое – здоровье. Труды же претворяются в опыт, из которого человек черпает понимание как жить дальше.
Есть текст с соответствующим названием «Талант: благословение или проклятие?».