Воспитание. Воспитание. Маме, которая звонила дочери каждые полчаса (условно)
Автор:  Иеромонах Соловецкого монастыря
Дата:  01.09.2021.



Дать ребенку свободу, не значит бросить его на произвол судьбы. Рекомендательная позиция родителя, но не полное подчинение ребенка своей воле. Навязчивое стремление контроля не является любовью, это страсть, доминанта. Человек, не верящий в промысел Божий, подвержен страхам. Такое положение дел преодолевается Верой. Не стоит на себя брать функцию Бога. Господь может устроить более того, что мы способны предположить.

Вы писали, что боитесь за свою дочь не совсем здоровым страхом. Звоните ей каждые полчаса, проверяете, как она?

Дать человеку свободу – это не означает бросить его произвол судьбы

Ребенку необходимо научиться ответственности, тем более, если возраст позволяет принимать решения самостоятельно. Дети сами должны принимать решения насчет вступления в брак. Родители могут выступать лишь с рекомендательной позиции.  Попытка родителей полностью подчинить жизнь ребёнка своей воле может привести к слому детей (отсутствие приспособленности к реальной жизни), либо дети уходят от родителей, потому что не могут выдерживать психологическое давления, идущего со стороны матери.  Такое навязчивое стремление контролировать жизнь ребёнка, некоторые мамы воспринимают за любовь. С нейрофизиологической точки зрения, да и с духовной тоже, такое стремление является страстью. Подобное стремление наглядно проиллюстрировано в фильме «Похороните меня за плинтусом», где бабушка стремилась полностью контролировать внука. А жизнь внука даже в расчет не принималась. Ребенок очень любил свою маму, а бабушка даже не допускала мать к сыну.

Один молодой человек рассказывал, что после 30 лет принял решение уйти от мамы, когда она узнала, что он встречается с девушкой. Мама закатила истерику. Она заставляла спать с ней на одной кровати. Речь не шла о принуждении к интимным отношениям.  По всей видимости, воспроизводились те формы взаимодействия, к которым мама привыкла, когда сын был маленьким (комфортно чувствовать рядом с собой ребенка).  Этому ребенку больше 30 лет, а мать не готова пересмотреть свое поведение в отношении сына.

Зависимость можно представить с духовной точки зрения, как очаг головного мозга. У человека вспыхивает какая-то доминирующая идея, все мысли переписываются к этой идее, человек ни о чём другом думать не может. Прочие отделы головного мозга начинают тормозиться.  Прочие активности человека, прочие интересы его, связанны нивелируются, разрываются социальные контакты, человек перестаёт развиваться, его мышление теряет разносторонний характер (в хорошем смысле). Человек стремится лишь к размышлениям об объекте страсти и ее реализации. Иногда таким объектом становится ребёнок. Мама не понимает, что под маской материнской любви, она реализует самую настоящую страсть.

Если Вы переживаете за ребёнка, то можете за него молится, полагаясь на Промысел Божий. В своём страхе Вы думаете, что контролем можете ребёнка спасти, оградить от каких-то бедствий. Но окружающие риски превышают Вашу способность к их устранению (вирусы, войны, крушение поезда и т. д.). 

Преподобный Исаак Сирин писал в книге «Слова подвижнические» (см. Слово 46 «Об истинном ведении»), что человек, не верящий в Промысел Божий, пытается регулировать свою жизнь исходя из своего благоразумия, неизбежно сталкивается со страхом. Ему везде мерещатся опасности. Такое положение дел преодолевается Верой. Преподобный рассматривает три способа ведения (способа познания мира), 1-й – это голое ведение, когда человек пытается всё охватить своим рассудком, он неизбежно начинает страдать и мучатся; 2 -й – вера; с верой, что Господь ему поможет становится способным делать и те дела, которые раньше для него было выполнить невозможно (по причине страха); 3-й способ – это вера человека, усовершенствовавшегося в Христианстве.

Прилагаем молитву, которую святитель Игнатий Брянчанинов советовал читать одному монаху, но ее можно читать и мирянам. Одно духовное лицо (человек, которому он послал эту молитву) считало, что только благодаря благоразумию человек может жить хорошо. Святитель Игнатий Брянчанинов напомнил в своём письме, что спасает только Бог. Выражая мысли своими словами, не надо брать на себя функцию Бога.

Вы можете руководствоваться мыслью прп. Аввы Дорофея, которые привел в книге «Душеполезные поучения»: Бог может устроить более того, что мы способны предположить. Если взять мудрого врача, то его ресурсы в отношении пациента ограничены. Если взять любого другого высоко профессионального человека, способного дать совет, то и его ресурсы конечны. Мама может с ребёнком провести какое-то ограниченное время, а Бог может быть с ребёнком всегда и везде. Поэтому мама может молится за ребёнка, и тогда у ребенка будет сиять Божественная милость.

Также Вы можете читать краткую молитву за свою дочь, или в течение какого-то времени Чин пения 12 избранных псалмов. Этот Чин читают, когда переживают большие скорби, либо сталкиваются с неопределимыми обстоятельствами. Учитывая характер Вашего письма, можно рекомендовать Вам читать этот Чин в течение 40 дней. Многие из тех, кто читал этот Чин, сообщали, что начинают чувствовать утешение в душе и сохраняли мир в душе в ситуациях, где раньше утрата мира была неизбежна. Может и Вы успокоитесь по благодати Божией. Чин можно несколько сократить, если не читать молитв с «Трисвятое» по «Отче Наш» и «Господи, помилуй» 30 раз, то Чин пения 12-ти избранных Псалмов можно прочитывать примерно за 20-25 минут.

О выходе из состояния зависимого поведения дается некоторое представление в тексте «Преодоление зависимого поведения (часть 2). Родственникам, близким».

Зависимое поведение в отношении других людей обычно называется созависимостью. В упомянутом тексте сам термин «созависимость» ставится под вопрос, так как данное зависимое поведение (в отношении других людей) является частным случаем более общего феномена. Если у человека не выработана картина мира, не сформированы конструктивные навыки, система ценностей, то он неизбежно подчиняется какому-либо воздействию. А какое конкретное воздействие сразит данного человека – вопрос второстепенный.

Проблема коренится не только в специфическом отношении к другому человеку. Вопрос должен стоять более широко. Чтобы преодолеть зависимое поведение к другому человеку, необходимо сформировать картину мира, систему ценностей, навыки. Стать воистину новым человеком.

Если есть желание, можете ознакомиться с мыслями преподобного Порфирия Кавсокаливита о воспитании и общении с детьми. Ссылки приводятся в статье «КНИГИ: Как, что, по какой теме почитать с целью формирования христианской картины мира» в разделе «Воспитание». Там же приводится информация о текстах, подготовленных в Соловецком монастыре на тему общения с детьми. Статья выложена на сайте Соловецкого монастыря, в разделе «Пастырская страничка», в подразделе «Соловецкий листок».

Любовь – посреди двух крайностей

Следует понимать, что такой любовью Вы можете искалечить своего ребенка. В такой усиленной заботе о человеке, любовь может вовсе отсутствовать. Часто мать боится потерять своего сына или дочь и поэтому изводит их постоянными допросами. В данном случае родитель боится собственного одиночества. Но ведь рано или поздно родителям приходиться расстаться с детьми. Дети выходят замуж или женятся, уезжают на работу в другой город. Что тогда остается делать матери?

Своей неразумной любовью родители часто приближают время разлуки с детьми. Дети не могут выносить тотального контроля. Им тяжело находиться под постоянным давлением. Как бы и Ваш ребенок не захотел побыстрее вырваться из-под него. Но нужно понимать следующее: «не должно думать, – писал преподобный Амвросий Оптинский, – чтобы мы могли сделать кого-либо несчастными или благополучными. Это принадлежит только Богу и собственной воле человека, если благоразумен прибывает пред Сотворшим его» (Оптинский цветник. Изречения преподобных старцев Оптинских. М.: Спасское братство, 2010. С. 224.).

Добродетель находится между двумя крайностями. В данном случае добродетель будет находиться между полным равнодушием и излишней назойливостью. Золотую середину Вы, может быть, найдете, если постараетесь полюбить своего ребенка. Хотя для Вас это может и дико слышать, ведь Вам кажется, что Вы любите его. Но есть большая разница между тем, чтобы, увидев в человеке живую личность, помочь ему раскрыться и тем, чтобы навязать человеку свои стереотипы на том основании, что он не понимает, как нужно жить.

Заставлять человека соответствовать придуманному нами проекту – это, с точки зрения митрополита Антония Сурожского, – преступление. Бывает, что «родители заранее знают, в чем счастье их детей, и заставляют их быть счастливыми так, как, им кажется, надо быть счастливым. Это относится также к мужу и жене; это относится к друзьям: “Нет, я знаю, что для тебя полезнее, я знаю, что для тебя лучше, ты увидишь, как все это будет хорошо!”. И несчастная жертва этой убийственной, удушливой, кромсающей душу и жизнь любви иногда готова взмолиться: “Да перестань ты меня хоть любить – но дай мне свободу!”»

Еще на подобную тему у митрополита Антония были такие слова: «В человеческих обществах это приобретает часто более трагические формы, когда или большинство, или какая-нибудь властная группа накладывает на каждого отдельного человека или на целую другую группировку свою печать, требует, чтобы все соответствовали данному проекту. Люди, которые это делают, всегда думают, что они верят в человека, что они увидели, каким он может стать великим, значительным, думают, что он в себя не верит, а если бы он поверил в себя по-настоящему, он бы понял и последовал их диктатам. На самом деле такой подход – отрицание всякой веры в человека. Такой подход основывается на том, что после умственного, клинического, холодного анализа человека или ситуации из всех собранных данных складывается образ или человека, или общества, или человечества в целом. И затем это несчастное общество, или человечество, или человека стараются вогнать в план. Но при этом забывается, что вера в человека именно тем характеризуется, что мы уверены: за пределом того, что мы уже узнали о человеке, за пределом того, что нам видно, что нам постижимо, есть в человеке такие глубины, которые нам непостижимы: тот глубокий, глубинный хаос, о котором когда-то писал немецкий философ Ницше, говоря: кто в себе не носит хаоса, тот никогда не породит звезды.

Так вот, подход господина Кернера, о котором говорит Брехт, именно отрицает самую возможность творческого хаоса; не хаоса в смысле безнадежного беспорядка, а хаоса в смысле неоформленного еще бытия, в смысле клубящихся глубин, из которых постепенно может вырасти строй и красота, осмысленность. Настоящая вера в человека берет в расчет именно то, что человек остается тайной для наблюдателя, тем более для умственного наблюдателя, потому что подлинное видение человека идет не от ума, а от сердца. Только сердце по-настоящему зряче и раскрывает уму такие глубины, которые тот постичь не может; настоящая вера в человека учитывает возможность этих глубин, потаенных возможностей в них, и ожидает, что неожиданное, непостижимое может случиться.

Одно случается почти всегда. Мы человеку даем свободу и одновременно дарим ему наше доверие, обогащаем его нашей верой, вдохновляем его этой верой. И часто бывает, что в процессе становления самим собой человек отворачивается от того, кто был его вдохновителем и его поддержкой; и не только отворачивается – периодами ему необходимо от него отказаться, он должен строить свою личность, свою самостоятельность, отмежевываясь от существовавших дотоле отношений. И человек, который идет на то, чтобы вдохновить – будь то ребенка или взрослого, общество или церковность – на творческую веру, должен быть готов к тому, что от него отвернутся. Он должен испытывать свою веру в человека именно в этот момент, не усомнившись, не поколебавшись, не отвернувшись, а приняв на себя, как радостное открытие, тот факт, что начинает расти самостоятельное бытие и что человек, который дотоле зависел от него, хотя бы от его доверия и веры в него, теперь теряет эту зависимость» (см. «Вера безрелигиозная. Вера и доверие к человеку. Вера в себя» из серии беседы митрополита Антония Сурожского под общим названием «Человек перед Богом».

Приложение:

Молитва за детей

Если мы хотим помочь человеку, который одержим какой-либо страстью, то нужно молиться. Должна быть молитва. Действуя лишь человеческими средствами, мы приходим в тупик.

Если желаете, читайте по одной кафизме Псалтири в день и делайте 3 поклона. Если нет времени, то читайте не всю кафизму, а по одной «Славе». То есть читайте одну кафизму в течение трех дней. На «Славах» можно делать по 3 земных поклона и читать молитву о. Иоанна (Крестьянкина):

Сладчайший Иисусе, Боже сердца моего! Ты даровал мне детей по плоти, они Твои по душе; и мою и их души искупил Ты своею неоцененную кровию; ради крови Твоея Божественныя умоляю Тебя, сладчайший мой Спаситель, благодатью Твоею прикоснись сердца детей моих (имена) и крестников моих (имена), огради их страхом Твоим Божественным; удержи их от дурных наклонностей и привычек, направь их на светлый путь жизни, истины и добра.

Укрась жизнь их всем добрым и спасительным, устрой судьбу их яко же Ты сам хощеши и спаси души их ими же веси судьбами! Господи, Боже Отцов наших!

Детям моим (имена) и крестникам (имена) дай сердце правое, чтобы соблюдать заповеди Твои, откровения Твои и уставы Твои. И исполнять все это! Аминь.

Святитель Игнатий (Брянчанинов). Письма. К брату, занимающемуся умною молитвою. Наставление в духовной жизни (приводится в сокращении).

…Знай: Бог управляет миром; у Него нет неправды. Но правда Его отличается от правды человеческой. Бог отверг правду человеческую, и она – грех, беззаконие, падение. Бог установил Свою всесвятую правду, правду Креста, – Ею отверзает нам небо. Ему благоугодно, чтоб мы входили в Царство Небесное многими скорбями. Образ исполнения этой Правды Бог подал Собою: Он, вочеловечившись единою из покланяемых Ипостасей Своих, подчинил Себя всем разнородным уничижениям и оскорблениям. Святейшее Лице Его подвергалось заушениям и заплеваниям. Не отвратил Он от них Лица Своего. Он вменился с беззаконными; в числе их, вместе с ними осужден на поносную, торговую казнь, предан ей; – какими-же людьми? – гнуснейшими злодеями и лицемерами. – Все мы безответные пред этой всевысшею Правдою; – или должны ей последовать, или к нам отнесутся слова: «И же не приимет креста своего и в след Мне грядет, – несть Мене достоин»… «Иже несть со Мною, на Мя есть» (Мф 10. 38; 12. 30).

… Твое расположение к Н. болезненное. Воню твоего сердца обонял я, бывши у Вас в обители: – потом при получении первого письма твоего; во втором же письме душа твоя сама сознает его: болезнует, мучится, мечется, стонет. … Как и чем исцелить твое болезненное расположение? Ты веришь Спасителю? – Ты веришь словам Его? – Он сказал: «Вам же и власи главнии вси изочтени суть» (Мф 10. 30); так бдителен, заботлив до мелочной подробности Промысл о нас Всеблагого Бога нашего! Бог, столько о нас заботящийся, имеющий на счету все волосы наши, – смотрит: первомученика Стефана побивают камнями, – и не препятствует убийству. – Зрит: апостолы умирают ежедневно, страдают непрестанно, оканчивают земное течение свое насильственною смертию. – Взирает: и тысячи тысяч мучеников претерпевают отсечение, строгание, ломание членов, продолжительное заключение в смрадных и душных темницах, убийственныя работы в рудокопиях, сожигание на кострах, замерзание в озере, потопление в водах. – Он смотрит: иноки совершают невидимое мученичество в борьбе с плотию и кровию, с нечистыми духами, с людьми любителями мира, с бесчисленными лишениями телесными и душевными. На все это Он, Человеколюбец и Всемогущий взирает. От всех скорбей Он мог бы избавить избранных Своих, но не делает этого; – возвещает рабам Своим: «В терпении вашем стяжите души ваши» (Лк 21. 19)… «Претерпевши же до конца, той спасется» (Матф. 24, 13). «Кто ж поколеблется, о том неблаговолит душа Моя» (Евр 10. 38).

Просили сыны Зеведеевы у Господа престолов славы; – Господь даровал им «чашу Свою». Чаша Христова – дар Христов, подаемый Им любимым Его, избранным Его. Чаша Христова – условие, залог вечнаго блаженства. Чаша Христова – страдания. «Посему познается, – говорит св. Исаак Сирский; – особенный Промысл Божий над человеком, когда этому человеку пошлются непрестанныя скорби». В заключение употреблю слова св. Апостола Петра: «Темже и страждущий по воле Божией, яко верну Зиждителю, да предадят души своя во благотворении» (1 Пет 4. 19).

Основываясь на вышесказанном, утверждаю: Н. под особенным Промыслом Божиим; все совершающееся над Ним – пред взорами Бога, по попущению Бога, его Создателя, Искупителя и Владыки… Неужели ты еще не увидел Бога в Промысле Его и управлении Его?… Благоговейно отступи ничтожная пылинка!… Останови руку, дерзостно простирающуюся с рукою Божиею к браздам правления судьбами человека! – Остановись!… вытрезви твой ум, упоенный порывами, волнением крови: больное твое сердце представило тебе Бога, покинувшим бразды, Ему Единому принадлежащия, – забывшим Свое святейшее обещание…

Приступи же к врачеванию прокаженной и расслабленной, беснующейся души твоей. Опираясь на веру, на живую веру, ежедневно вставай – сперва по нескольку раз в день, раза три или четыре – в течении краткой минуты на колени, говори Господу: «Господи! Н., котораго я думал так любить, думал так уважать, – называл, обманываясь, моим, – Твой, Твое создание, Твоя собственность. Он Твой – Всеблагаго Творца и Владыки своего! Ты Всеблаг: хочешь устроить для него все благое. Ты Всесилен: все можешь для него устроить, что ни восхочешь. Ты Всепремудр: путей твоих духовных, судеб Твоих, изследовать, постичь человеку невозможно… А я – кто? – Пылинка, горсть земли, сегодня существующая, завтра исчезающая. Какую могу принести ему пользу? – Могу лишь более повредить ему и себе моими порывами, которые кровь, которые грехи. Предаю его в Твою волю и власть! Он уже есть, всегда был в Твоей полной воле и власти; но этого доселе не видел слепотствующий ум мой. Возвращаю Тебе Твое достояние, которое безумно похищал я у Тебя обольщавшим меня мнением моим и мечтанием. Исцели мое сердце, которое думало любить, но которое только больно: потому что любит вне Твоих святых заповедей, с нарушением святаго мира, с нарушением любви к Тебе и ближним». – И врагов нам повелено любить; и нарушение любви к ним есть нарушение заповеди, нарушение любви к ближнему. Встав с колен, повторяй несколько раз неспешно: «Господи! предаю его, себя, всех святой воле Твоей; буди во всем воля Твоя! За все – слава Тебе!» Когда с людьми, и увидишь, что приближается к душе невидимое искушение, то повторяй мыслью вышесказанные слова. Когда видишь неустройство мира и Вашего маленькаго мира – монастыря, повторяй слова: «Господи! Ты, Всесильный, все это видишь; да будет поля Твоя, да совершаются недомыслимыя судьбы Твои. А я – кто, пылинка, – чтоб мне вмешиваться в Твое непостижимое управление!»

Сын Божий сказал о Себе: «Сын Человеческий предается в руц,е грешников» (Мф 26. 45). Если Он, Всесвятый, предается в эти руки, – что страннаго, когда грешник предается в руки подобных ему грешников? Научимся говорить подобно распятому близ Христа грешнику: «Приемлю достойное по делом моим; помяни мя, Господи, во Царствии Твоем».

И Н. должен также поступать относительно тебя, – предавать тебя Богу, Его воле, Его Промыслу. Для духовнаго руководства он слаб, – влечется твоею немощию. А в немощи твоей большая сила крови, красноречивой, крови, возстающей против духовнаго закона: – кто не ощутил в себе явнаго духовнаго действия, дарующаго свободу, независимость, тому не выстоять против напора твоей крови.

…Когда придут тебе помыслы ревности и нежности к Н., а ему к тебе, говорите сами себе: «Господи, он Твой! А я что?» – Когда же усилится брань, – к себе в келлию и на колени!… Подвизаясь так Вы ощутите по милости Божией исцеление от пристрастия друг к другу, которым сердца Ваши лишены свободы; они в плену и от того в муке. Время Ваше и здоровье теряются в пустых смущениях и бесплодных мучениях. Когда Бог дарует Вам исцеление от пристрастия и Вы ощутите свободу и легкость, тогда познаете, что настоящее Ваше состояние было «искушение», было состояние ложное, а не духовное, – и потому греховное, богопротивное.

…Краткия слова вышенаписанных молитв и смиреннословия, которыми должно вращать чаще пред лицем души, чтоб не успели насесть на него разный насекомыя и изъязвить его, – принадлежат к числу сильных и действительных орудий душевнаго невидимаго подвига.

…После обновления является истинная любовь к ближним, святая, духовная: она вся в Боге; она – видение духовное. Стоит пролить кровь, Когда за нее дается безмерное сокровище – Дух.

…Как ты не должен сообщать другим своих браней и искушений душевных; так не должен выслушивать брани и искушения других. Частная тому причина: твоя сильная, горячая кровь. Ты передаешь сильно и воспринимаешь сильно. От того твоими возмущениями очень потрясаешь других и сам очень потрясаешься от сообщаемых другими скорбей их. – Вторая причина заключается в общем правиле для всех подвижников: брани душевной невозможно обнять и объяснить естественным разумом: потому что все естество наше – в падении. Для этого нужен разум духовный, т.е. явившийся в человеке от действия Духа. И потому только духовный способен выслушать брань ближняго и преподать ему спасительный совет; а держимый во мраке страстей еще не способен к этому. Умолкни, умолкни! Сперва надо умолчать, по совету святаго Псалмопевца, о самых благах; – тогда уже должно не возбранять устам своим, когда в поучении ума, т.е. в непрестанно рождающихся в уме мыслях, возгорится огнь Божественный.

Пишешь: «Бросить Н. – это бросить в лице его Самаго Христа, обнаженнаго, изъязвленнаго, привязаннаго к столбу темничному? Не бросит ли и Он меня тогда?» и проч. – Видишь, как красноречива кровь твоя. Кто не увлечется ею! Ты, как Цицерон, можешь выпросить милость у Кесаря самому ненавистному для него Аппию Милону, – как Демосфен можешь поднять всю Грецию на Филиппа!… Пощади немощных! Не устремляй на них твоего слова сильнаго!… Пощади и немощнаго, так живо чувствующаго и выражающаго страдания других, – живее, нежели они сами! – В твои прекрасныя выражения облеклись, так называемыя монашествующими святыми Отцами – «оправдания». Оправдание – личина добродетели, которою ловитель душ наших прикрывает расставляемые им сети для ума и сердца нашего. О избавлении от оправданий мы молимся с коленопреклонением: «Не уклони сердце мое в словеса лукавствия непщевати вины о гресех». Говорил св. Пимен Великий о естественной, падшей воле нашей и о оправданиях: «Своя воля человеческая есть стена медная между им и Богом, камень противуударяющий. Если человек оставит свою волю, то и он скажет: «О Бозе моем прейду стену. Бог мой, непорочен путь Его». Если же к воле присоединится оправдание, то погибает человек». Твоя «своя воля»: наклонность сердца к Н.; оправдания помогают твоему пристрастию; – мыслишь, говоришь, по-видимому Божественно, а мучишься ужасно, – можешь, если не примешь мер, очень повредиться, повредиться неисцельно. <…>тебя сбивает кровь твоя. Уйми ее смирением и молчанием. Смотри чаще на Христа: «Се Отрок Мои, – свидетельствует о Нем Отец: Егоже изволих, Возлюбленный Мой, Наньже благоволи душа Моя: положу Дух Мой на Нем и суд языком возвестит: не проречет, ни возопиет; ниже услышит кто на распутиих гласа Его. Трости сокрушенны не преломит, и лена внемшася не угасит: дондеже изведет в победу суд. И на имя Его языцы уповати имут» (Мф 12. 18–21).

С помыслами никогда не должно разсуждать. Может враг представить много логическаго, неопровержимаго, склонить наш ум к принятию лукавых, убийственных помыслов, замаскированных личиною добродетелей и благочестия. Пробным камнем помыслов для тебя да будет твое сердце. Как бы ни благовиден был помысл, но если отнимает «мир» у сердца, тонко приводит к нарушению «любви с ближними»,- он вражеский. Не спорь с ним, не разсуждай; – а то уловит и заставит вкусить от запрещеннаго древа; – вооружайся скорее против него, гони прочь от себя оружиями духовными: славословием Бога, благодарением Бога, преданием себя Его воле, укорением и осуждением себя, молитвою. Превосходное оружие при сильной брани: прийти в свою келлию, повергнуться на минуту пред Богом с прошением Его помощи и преданием себя Его воле. При сильной брани это повторяется несколько раз в день и  очень помогает.

…Упоминаемое тобою «действие», произведенное в тебе чтением Писания – какое впечатление имели на Иоанна Богослова и Мироносиц отдаленные звуки молотов, ударявших в гвозди при распятии Спасителя, было «кровяное». Пойми: потрясены были нервы. Таковыя действия отвергаются в духовном подвиге, называются «прелестными», т.е. происходящими от самообольщения и приводящими к нему: потому что они не от благодати Божией, а собственное состояние человеческое, свойственное естеству нашему падшему, до котораго дойдено напряжением воображения, и чувствительности. Неопытные в духовной жизни приписывают такия состояния свои действию благодати; от сего является мнение о себе; усвоившееся мнение есть самообольщение или прелесть. Поэтому должно держать себя в состоянии ревности, тишины, спокойствия, нищеты духа, удаляясь тщательно от всех состояний, производимых разгорячением крови и нерв. – Не ударяй себя ни в грудь, ни в голову, для исторжения слез: такия слезы – от потрясения нервов, кровяныя, не просвещающия ума, не смягчающия сердца. Ожидай с покорностию слез от Бога. Какой-то святый, невидимый перст, какой-то тончайший помысл смирения, коснется сердца – и придет слеза тихая, слеза чистая, изменит душу, не изменит лица; от нея не покраснеют глаза, – кроткое спокойствие пролиется в выражение лица, соделает его Ангелоподобным.

12 октября 1847

Игнатий (Брянчанинов), святитель. Избранные письма. Переизд-е Спасо-Преображенского Мгарского монастыря Полтавск. еп., 2001. Т. 7. С. 210–221.