Воспитание. Воспитание. Маме, которой было тяжело общаться пьющим сыном
Автор:  Иеромонах Соловецкого монастыря
Дата:  02.09.2021.



Только любовь может исправить человека. Утрата христианских ориентиров приводит к оскудению, погружению во тьму, безнадежие. Будем же питать в своей душе доброту и любовь. Не Бог наказывает людей, а наши злые мысли, наше собственное злое расположение. Человеку, живущему с Богом, участвующему в Таинствах и защищенному Божественной благодатью не страшно ничего.

Вы писали, что Ваш сын выпивает, с ним тяжело общаться.

На эту тему можем поделиться с Вами определенными материалами. Беседы цикла «Зазеркалье» проведены одним из насельников монастыря, и размещены на сайте Соловецкого монастыря в разделе «Пастырская страничка» в подразделе «Беседы о проблемах личности». В пунктах 65б и 66 упоминается о том, как строить отношения с человеком, находящимся в тяжелом психическом состоянии.

Упомянули в письме, что жена угрожает Вашему сыну разводом. Отмечали так же, что это «против заповеди», «пойдет проклятие».

Основа Христианской жизни – любовь. Бог – есть Любовь. Преподобный Порфирий Кавсокаливит наставлял, что не стоит родителям говорить своим детям (передаем своими словами) – тебя за это Господь непременно накажет.

Исправить другого человека можно только любовью. К сожалению, мы утратили Христианскую культуру жизни. Конечно, у нас остались Храмы и Таинства, но навыки жить по-христиански 24 часа в сутки во многом утрачены. Сейчас нужно учиться заново. Многие верующие люди усваивают какие-то христианские ориентиры, но оставшееся место в своем сознании заполняют страстными представлениями, относящимися к ветхой природе человека. О чем идет речь? Многие представляют, что хранить брак – хорошо. Но к тем, кто брак не хранит, относятся с позиции ветхого человека, начинают этих людей ненавидеть. По сути, в своей ненависти они отступают и от Христовой Любви со всеми вытекающими последствиями. На этих путях можно потерять Божественную благодать и прийти к оскудению. Когда же оно (оскудение) наступает, то и ум наполняется тьмой, отчаянием и безнадежием. Поэтому желаем Вам не допускать подобных мыслей. Если видите людей согрешающих, то относитесь к ним, как Христос относился к грешникам. И тогда Вы почувствуете в своей душе утешение.

Некоторые мысли о зависимом поведении и отношении родственников к человеку, находящемуся в зависимом поведении, приводятся в работах, написанных одним из насельников Соловецкого монастыря.

«Преодоление зависимого поведения (часть 2). Родственникам, близким».

«Преодоление зависимого поведения. Часть 1. Зависимым и их близким: лекции и тексты иеромонаха Прокопия (Пащенко)». 

В качестве приложения можно указать на слова преподобного Порфирия Кавсокаливита:

Будем питать в своей душе доброту и любовь.

У человека есть такие силы, что он может передавать своему окружению или добро, или зло. Это очень тонкие темы. Необходимо огромное внимание. На все нужно смотреть добрым оком, ничего злого не думать о других людях. Даже один взгляд, один вздох оказывает влияние на наших ближних. Малейшее возмущение причиняет зло. Будем питать в своей душе доброту и любовь, и передавать это другим людям.

Будем осторожны, не будем негодовать на тех людей, которые причиняют нам вред, но будем с любовью молиться о них. Что бы ни делал наш ближний, никогда не будем о нем мыслить зла. Всегда будем молиться с любовью. Всегда будем мыслить добро. Помните первомученика Стефана? Он молился так: Господи! Не вмени им греха сего (Деян 7. 60). Также должны поступать и мы.

Никогда не нужно думать о другом человеке, что Бог пошлет ему какое-нибудь зло или накажет его за его грех. Этот помысел приносит великое зло, которое мы не замечаем. Часто мы возмущаемся и говорим другому человеку: «Разве ты не боишься правды Божией, не боишься, что Он накажет тебя?» В другой раз мы говорим: «Бог не может не наказать тебя за то, что ты сделал», или: «Боже мой, не делай зла этому человеку, который сделал мне это», или: «Пусть такого с ним не случится».

Во всех этих случаях глубоко в нас живет желание, чтобы другой человек был наказан. Вместо того чтобы признаться в своем гневе из-за его ошибки, мы показываем свое возмущение другим образом, якобы молясь за него Богу. Но в действительности мы, таким образом, проклинаем брата.

И если вместо молитвы мы говорим: «Вот достанется тебе от Бога, Он заплатит тебе за причиненное мне зло», – то тогда желаем, чтобы Бог наказал его. Даже когда говорим: «Ничего, Бог все видит», – то расположение нашей души действует таинственным образом, воздействует на душу ближнего, и тот претерпевает зло.

Когда мы размышляем о зле, некая злая сила выходит из нас и передается другому, подобно тому, как голос переносится звуковыми волнами и другой человек вправду претерпевает зло.  Это подобно сглазу, когда человек питает дурные мысли о людях. Такое происходит от нашего собственного возмущения. Мы таинственным образом передаем свое зло. Зло возбуждает не Бог, а злоба людей. Наказывает не Бог, а наше собственное злое расположение передается таинственным образом душе другого человека и причиняет зло. Христос никогда не желает зла. Напротив, Он заповедует: Благословляйте проклинающих вас… (Мф 5. 44).

Сглаз – очень плохое дело. Это плохое воздействие, которое бывает, когда кто-либо позавидует или пожелает что-то или кого-то. Нужна большая осторожность. Зависть причиняет другому человеку много зла. Тому, кто делает сглаз, даже и на ум не приходит, что он совершает зло. Видите, что говорит Ветхий Завет? Рачение[1] бо злобы помрачает добрая (Прем 4. 12).

Но когда другой, человек Божий, исповедуется и причащается, носит на себе крест, тогда ему ничего не страшно. Даже если на него набросятся все демоны, они не смогут ничего с ним поделать[2].

[1] Так на славянский язык переведено греческое слово «раакста», что означает «сглаз». (Прим. пер.)

[2] Порфирий (Байрактарис, Евангелос, иеромонах; 1906–1991). Житие и слова/ старец Порфирий Кавсокаливит; [пер. с греч. иерея Василия Петрова]. – Малоярославец Калужская обл.): Св.-Никольский Черноостровский женский монастырь, 2006. С. 314–316.