-
- События
-
Авторские галереи
- Диакон Николай Андреев
- Валерий Близнюк
- Сергей Веретенников
- Николай Гернет
- Анастасия Егорова
- Вероника Казимирова
- Иван Краснобаев
- Виктор Лагута
- Монах Онуфрий (Поречный)
- Валерия Решетникова
- Николай Петров-Спиридонов
- Михаил Скрипкин
- Геннадий Смирнов
- Сергей Сушкин
- Надежда Терехова
- Антон Трофимов
- Сергей Уткин
- Архимандрит Фаддей (Роженюк)
- Георгий Федоров
- Сергей Яковлев
- Град монастырский
- Дни Соловков
- Кресторезная мастерская
- Летопись возрождения
- Монастырский посад
- Пейзажи и путешествия
- Святые места глазами Соловецких паломников
- Скиты, пустыни и подворья
-
- Андреевский скит
- Голгофо-Распятский скит
- Никольский скит
- Савватиевский скит
- Свято-Вознесенский скит
- Свято-Троицкий скит
- Сергиевский скит
- Исааковская пустынь
- Макариевская пустынь
- Филиппова пустынь
- Архангельское подворье
- Кемское подворье
- Московское подворье
- Петербургское подворье
- Радово-Покровское подворье
Автор: | Иеромонах Соловецкого монастыря |
Дата: | 10.09.2021. |
Можно молиться о вразумлении кого-либо, но не желать человеку погибели. Мы лишаемся мира, возможности молиться, искажаемся сами, если призываем кару и жаждем отмщения. Выход есть – покаяние. Через иной образ жизни человек разрывает связь с собой прежним.
Вы писали, что за животными не совершается надлежащий уход. Вы взяли на себя 10-ти дневный пост, решили молиться об этой проблеме, и следить какие перемены будут происходить. И Вы хотите молиться, чтобы Господь наказал, чтобы люди, совершившие несправедливость по отношению к животным, понесли наказание ещё при жизни.
Когда Христа не приняли жители Самарии, то двое его учеников хотели помолиться, чтобы огонь сошел с неба и сжёг этих жителей. Христос, услышав о таком их желании, сказал, что не знаете какого они Духа, Сын человеческий пришел спасти, а не погубить.
Можно молиться о вразумлении кого-либо, но стоит ли ему желать погибели? В своих творениях преподобный Силуан писал что-то относящееся к данному вопросу. Если выразить его мысли своими словами, то получится примерно следующее: ты желаешь, чтобы человек оказался в аду, но знаешь ли какого там? Или у Вас сердце железное? Но в раю железо не нужно.
«Но кто не будет любить врагов, тот не может познать Господа и сладость Духа Святого.
Дух Святой учит любить врагов так, что будет жалеть их душа, как родных детей.
Есть люди, которые желают своим врагам или врагам Церкви погибели и мук в адском огне. Так мыслят они потому, что не научились любви Божией от Духа Святого, ибо тот, кто научился, будет проливать слезы за весь мир.
Ты говоришь, что он злодей, и пусть горит в адском огне.
Но спрошу тебя: – если Бог даст тебе хорошее место в раю, но ты будешь видеть в огне того, кому ты желал огня мучений, неужели и тогда тебе не будет жалко его, кто бы он ни был, хотя бы враг Церкви?
Или у тебя сердце железное? Но в раю железо не нужно. Там нужны смирение и любовь Христова, которой всех жалко.
Кто не любит врагов, в том нет благодати Божией.
Милостивый Господи, Духом Твоим Святым научи нас любить врагов и слезно молиться за них.
О, Господи, дай Духа Святого на землю, чтобы все народы познали Тебя и научились любви Твоей»[1].
Желая кому-либо зла, мы сами искажаемся и становимся не способными к общению с Богом, любви, теряем внутренний мир. Святой Иоанн Богослов сказал, что не любящий брата, пребывает в смерти.
Поймите правильно, мы не оправдываем тех, кто творит зло животным. А Вас предупреждаем – нервы сжигают. Христиане, выжившие в экстремальных условиях гонений в бывшем СССР, отличались тем, что они не испытывали ненависти к надзирателям. Например, о. Павлу (Груздеву) выбил все зубы, но хотя о. Павел прошел ужасы заключения и ссылок, то не проклинал своих мучителей. Комментируя опыт, можно сказать, что если бы он занялся таким «делом», то его сознание стало бы фиксироваться на образах зла, он тогда бы потерял способность молиться.
Если человек является садистом, то наказание он получает ещё на земле. Душа становится не способной воспринимать свет, любить. Душа погружается во мрак, а сам человек становится открытым для депрессии, тоски и отчаяния. Известно, что люди, принимавшие участие в расстрелах в годы гонений, спивались, сходили с ума, переживали внутренний ад.
Духовные авторы воспринимают загробное воздаяние, как продолжение жизни настоящей. Содержания, которые мы в себе воспитаем при жизни, будет нашим достоянием и в жизни вечной. Направление нашего развития в земной жизни сохранится и в вечности. Соответственно, человек, совершающий зло, и проявляющий жестокость, по отношению к другим наказывает себя сам. Он остаётся не способным к общению с Богом. По мысли одного духовного автора – не имеет в себе вечной жизни, как своего внутреннего состояния. Необходимо также знать, что эти люди могут выйти из тупика (который сами себе приготовили) и покаяться. Нужно понимать, что под покаянием подразумевается не просто одними губами произнесённая фраза (хотя и она, произнесённая в Таинстве Исповеди). Человек должен совершать поступки противоположные своим грехам. Как говорит один автор, через свой образ жизни человек разрывает связь с собой прежним. Например, человек нанес смерть животным, но понял, что был не прав. Покаялся, но не только у Бога должен просить прощения, желательно что-то сделать в противоположном направлении (жертвовать на корм для животных, кормить животных, может даже за ними ухаживать).
По содержанию Вашего письма создаётся впечатление, что Бог никак не вмешивается, не защищает ни животных, ни людей. Мы можем видеть массу примеров, когда Господь защищает. В частности, запомнилось видео из подборки видео аварий. В одном фрагменте мальчик выехал на оживлённый перекрёсток и в том месте, где он находился на велосипеде, столкнулись машины. Он должен был погибнуть, но продолжил ехать на велосипеде. В другом видео мальчик стоял у ограждения дороги, вдруг беззаботно решил отойти в сторону, а в следующее мгновение в это место ограждения влетает, потерявшая управление машина.
Почему происходят те или иные вещи в жизни мы не всегда можем сразу понять. Когда мы смотрим на жизнь абстрактно (не принимая конкретного участия, не разбираясь), то полнота картины может у нас не сложится. Поэтому так важно разбирать конкретные вопросы, к которым мы имеем прямое отношение.
Некоторые нестандартные ситуации, имеющие отношение к данному ответу, приводятся в книжечке протоиерея Иоанна Наумовича «Путеводитель доброй жизни». В ней описан один помещик, живший бесчеловечно. У него родилась ангелоподобная дочь и через её доброту, отец стал приходить к вере. Другой помещик нажил состояние нечестным путем, и не было на него управы. Затем словно и без явных причин стала пить его жена и пропивать большие суммы. В попытке удержать от употребления алкоголя ее заперли в доме, так она взяла и подожгла дом. А помещик со своей супругой стали нищенствовать.
Бывает, люди ругают Бога, что Бог забирает детей из жизни. Мы думаем, что мы (сами взрослые) создаём для детей невыносимый мир, погружаем их в атмосферу злости, «чёрных» новостей. С другой стороны, может быть, Господь, пока дети ещё чисты, забирает их из жизни, которая для них тяжела, но не по вине Бога, по вине нашей, то есть людей.
Чтобы понять пути Промысла Божия нужно развиваться, читать книги, рассматривать свою собственную жизнь, пытаться понять каким образом Господь Своим Промыслом воздействовал на обстоятельства нашей жизни, как Он вёл нас к добру, покаянию. И по мере нашего духовного развития, погружения в смысл Священного Писания и по мере усваивания опыта святых отцов, мы начинаем понимать какими путями Промысла Божия Он проявляет себя и в окружающем мире.
Некоторые мысли на данную тему приводятся в части 2.1 статьи «Преодоление травматического опыта: Христианские психологические аспекты». В этой статье, есть отдел о переживании опыта смерти. Приведены некоторые мысли из Священного Писания, что нужно стать на молитву и молиться усердно и тогда Бог даст ответ душе. Здесь имеются в виду не некий голос с Неба. Господь знает, какими путями покажет человеку ответ на его вопрос.
То, что приходит от Бога, то не вызывает сомнений. Нужно помнить, что святые отцы запрещают верить каким-то голосам или видениям. Когда Господь помогает человеку, Он делает так, что у человека не остаётся сомнений. Он может вразумить через книгу либо череду событий.
О том, что духовными авторами загробная жизнь понимается как продолжение настоящей (что в себе воспитаем во время земной жизни, в таком направлении будет развиваться и в вечности) см. в книге «“Победить свое прошлое”: Исповедь – начало новой жизни», в главах «Православное учение о загробном возмездии», «Душевные расположения человека, совершившего преступление».
Или: во второй части статьи «Мировоззренческий сдвиг – детонатор наркотического бума и распада общества», в главах «В чем суть такого явления, как посмертное воздаяние?», «Правда ли что Священное Писание ничего не говорит о употреблении наркотиков и прочих ПАВ?».
Также – в первой части статьи «Преодоление травматического опыта: Христианские и психологические аспекты», в главе «Смысл и цель христианской жизни».
В заключении уместным будет привести слова преподобного Порфирия Кавсокаливита. Он объяснял: «Никогда не нужно думать о другом человеке, что Бог пошлет ему какое-нибудь зло или накажет его за его грех. Этот помысел приносит великое зло, которое мы не замечаем. Часто мы возмущаемся и говорим другому человеку: “Разве ты не боишься правды Божией, не боишься, что Он накажет тебя?” В другой раз мы говорим: “Бог не может не наказать тебя за то, что ты сделал”, или: “Боже мой, не делай зла этому человеку, который сделал мне это”, или: “Пусть такого с ним не случится”.
Во всех этих случаях глубоко в нас живет желание, чтобы другой человек был наказан. Вместо того чтобы признаться в своем гневе из-за его ошибки, мы показываем свое возмущение другим образом, якобы молясь за него Богу. Но в действительности мы, таким образом, проклинаем брата»[2].
[1] См. главу 1-ую из книги архимандрита Софрония (Сахарова) «Старец Силуан» (часть 2-ая, «Писания старца Силуана»).
[2] Порфирий (Байрактарис, Евангелос, иеромонах; 1906-1991). Житие и слова / старец Порфирий Кавсокаливит; [пер. с греч. иерея Василия Петрова]. Малоярославец Калужская обл.): Св.-Никольский Черноостровский женский монастырь, 2006. С. 314–315.