Помыслы. Помыслы. Приходят мысли, которые обманывают и ввергают и ввергают в уныние
Автор:  Иеромонах Соловецкого монастыря
Дата:  28.09.2021.



Искушения, измененное состояние сознания могут быть навеваемы врагом. Мы же себя «пристегиваем» к Иисусовой молитве, к самоукорению. Главная стратегия – при наличии даже малейшего смущения не впускать помысл в сознание, не пытаться  его осмыслить. Необходимо закрепиться, сосредоточиться на молитве.

Ты упоминала, что иногда приходят мысли, которые обманывают. Смотришь на людей, которые чем-то занимаются и посещает  мысль – какой во всем этом смысл, если все мы умрем?

Один опытный духовник на счет подобных мыслей говорил – это вражеский помысел на благую идею дает смертоносный яд. На первый взгляд помысел даже имеет отношение к христианскому учению – память о смерти, о воздаянии и о том, что дела житейские перед Богом ценности могут не иметь. Но только подается эта мысль в деструктивном, ложном ключе.

Я знал одного священника, испытавшего подобное искушение. Зачем людям проповедовать, помогать? Какая разница? Зачем людьми заниматься? Ведь мы все умрем. Это обман, измененное состояние сознания, навеваемое врагом. Такие мысли необходимо еще на  взлете чувствовать и не давать им развиваться.

Сначала подобная мысль приходит в ответ на обиду, разочарование. Человек, находящийся в некоем упадке, ее допускает. Примечательно, что старец Клеопа Румынский расширил святоотеческое учение о нескольких стадиях помысла. Вначале появляется прилог. Человек с ним вступаем в диалог. Мысль перемешивается с сознанием, а впоследствии пленяет наш ум. Он расширил учение до 12 стадий. Вначале человек не сделал того доброго, что мог бы сделать. На второй стадии сделал дело доброе, но с недоброй целью. Человек выпадает из состояния равновесия. Еще ничего плохого не произошло, но ты отклонила от себя доброе дело, которое могла совершить, и потеряла устойчивость (аналогично в рукопашном бое – достаточно человека лишить устойчивости, чтобы совершить бросок; сам факт, что тебя качнули в сторону, свидетельствует о потере равновесия; вследствие броска человек разбит, сокрушены кости). И вот ты обиделась, переела, или иным образом выбита из колеи. На этом фоне возникает мысль – все мы умрем, какой смысл? И на первый взгляд она не вызывает сомнений и логична. Но как только мысль принята, в «мясорубку» попадает все твое восприятие.

В Соловецком монастыре были проведены беседы из цикла «Обращение к полноте» (4.1, 4.2, 4.3), основная идея которых – в системе ложных мыслей. Приведен пример из фильма «Ураган». Мужчина и женщина убегают от смерча. Они забегают в хижину. Пристегивают себя ремнем к трубе. Смерч находит на хижину. Хижина смята и унесена потоком воздуха. Они видят «нутро» урагана. В этом потоке воздуха трейлер, животные. Но за счет того, что герои были пристегнуты, они остались живы.

Мы же себя «пристегиваем» к Иисусовой молитве, к самоукорению. Необходимо выработать такую установку – не имея внутреннего мира, в состоянии тревожности, не вникать даже в те мысли, которые кажутся логичными. Это как отравленный торт – он красив, но смертоносен. Схиархимандрит Эмилиан (Вафидис) сравнивал демоническую мысль с уколом. Сам прокол кожи не страшен (как комарик укусил), но через это может быть введена порция яда, а она убивает. Так же помысел в человека входит, а через него проникает все то, что начинает разлагать, разрушать.

Это достигается только опытом. Человек обжегся и находил себе места неделю, потом обжегся еще раз. Запомнил мысли буквально на вкус. Они имеют специфический привкус. Как  говорил апостол Павел – чувствами распознавать добро и зло. Но чувства должны быть под контролем ума. Наши чувства тоже бывают заражены страстями. Если они очищены покаянием, жизнью, основанной на Евангельских заповедях, то со временем мы начинаем понимать греховные помыслы и чувствовать привкус смущения.  Святитель Игнатий (Брянчанинов) говорил, что если хоть на волос присутствует смущение, то не следует принимать эту мысль. Необходимо выработать навык – при наличии даже малейшего смущения не стоит помысл впускать в сознание и пытаться  его осмыслить.

Один духовный автор (слова которого приведены в 3 томе  книги «Добротолюбие») говорил об искушениях, характерных для людей, постигших Христианскую картину мира. Искушение может выражаться в форме уныния – начинает казаться, что и в добродетелях человеческих нет цены, и ведение  (познание) не имеет ни какого смысла. Нужно научиться видеть смысл в своих ежедневных занятиях (уборка дома и т.д.). 

Некоторые духовные авторы утверждают, что такие искушения, как тревожность, утрата равновесия, раздражительность, уныние и др., побеждаются только сосредоточением на духовном делании. Не надо разбрасываться мыслями, надо закрепиться, сосредоточиться на молитве. Много аналогий на тему сосредоточения. Амвросий Оптинский говорил о мужичке, что едет по базару. Ему предлагают всевозможные товары и продукты, а он проезжает мимо, но едет к своей цели. Так человек держится молитвы.

Как еще один пример: на одном из полюсов планеты во время полярной ночи на расстоянии вытянутой руки ничего не видно. Между зданиями натянуты тросы. Человек пристегивает себя карабином к тросу и только так перемещается. Если держаться за трос рукой, есть риск направляющую потерять (споткнувшись, например). Человек может замерзнуть и погибнуть, не дойдя несколько метров до здания в темноте. Так человек «пристегивает» себя к молитве.

Заручившись благословением духовника (если есть), основать свою мысль на Иисусовой молитве или на Евангельском изречении и следовать стратегии – не давать мыслям себя растерзать. Этому надо учиться.

Подробнее см. в цикле бесед «Зазеркалье», в пунктах 57, 58, 62.