-
- События
-
Авторские галереи
- Диакон Николай Андреев
- Валерий Близнюк
- Сергей Веретенников
- Николай Гернет
- Анастасия Егорова
- Вероника Казимирова
- Иван Краснобаев
- Виктор Лагута
- Монах Онуфрий (Поречный)
- Валерия Решетникова
- Николай Петров-Спиридонов
- Михаил Скрипкин
- Геннадий Смирнов
- Сергей Сушкин
- Надежда Терехова
- Антон Трофимов
- Сергей Уткин
- Архимандрит Фаддей (Роженюк)
- Георгий Федоров
- Сергей Яковлев
- Град монастырский
- Дни Соловков
- Кресторезная мастерская
- Летопись возрождения
- Монастырский посад
- Пейзажи и путешествия
- Святые места глазами Соловецких паломников
- Скиты, пустыни и подворья
-
- Андреевский скит
- Голгофо-Распятский скит
- Никольский скит
- Савватиевский скит
- Свято-Вознесенский скит
- Свято-Троицкий скит
- Сергиевский скит
- Исааковская пустынь
- Макариевская пустынь
- Филиппова пустынь
- Архангельское подворье
- Кемское подворье
- Московское подворье
- Петербургское подворье
- Радово-Покровское подворье
Автор: | Иеромонах Соловецкого монастыря |
Дата: | 11.11.2021. |
Если человек не может справляться с охватившей его страстью, нужно начать справляться с тем, с чем еще можно (под силу) бороться. Пересматривая небольшие моменты жизни, мы обретаем свободу от греха. Положительные навыки (отказ от мата, алкоголя, выполнение молитвенного правила) укрепляют силы души.
У Вас нет игромании в привычном смысле этого слова (сложно говорить какой смысл привычный, а какой нет из-за отсутствия определения). Я имею в виду степень охваченности. Бывает степень охваченности страстью близка к инвалидизации. Человек настолько оскудевает в иных сферах жизни, настолько его социальные «механизмы» ослаблены, подавлены игрой, что он напоминает ребенка (в плохом смысле этого слова). Про детей мы говорим (в хорошем смысле), что они не помнят зла, прощают обиды, не привязываются к материальным ловушкам. Мы употребляем слова из Евангелия «будьте как дети». Но в обсуждаемом случае скорее идет речь о ситуации, когда взрослый человек (как большой ребенок) капризничает, инфантилен, не отвечает за слова и поступки. Его просто несет поток желаний, с которым он совладать не может.
Ваша история началась еще с детства. Постепенно охваченность нарастала, но в целом поток, владеющий Вами, просматривался с подростковых лет. Теперь Вы каждый день проигрываете крупные суммы. Вся жизнь подчинена игре. Вы не можете с этим совладать.
Скажу вкратце, как понимаю суть дела. Более подробно тема рассмотрена в статье «ИГРЫ грани ранят, грея как бы: Некоторые мысли из лекций иеромонаха Прокопия (Пащенко) об ИГРЕ». Смысл названия в следующем. Игра обещает радость. Человек надеется, что она согреет душу, а в итоге получает только раны.
В некоторых материалах о игре было сказано, что необходимо воспитывать (формировать, создавать) вторую доминанту, альтернативные взгляды на реальность. Тема второй доминанты в том виде, как она представлена в беседах, скорее ориентирована на людей, осознавших степень проблемы. Вас захватывает на столько сильно, что вся жизнь подчинена этому потоку.
Если обратиться к учению святых отцов о борьбе со страстями, которые представлены в книге «Добротолюбие», то можно сделать вывод, что если человек не может справляться с охватившей его страстью, нужно начать справляться с тем, с чем Вы еще можете бороться.
Например, Вы не можете побороть тягу к игре, тогда начните поститься среду и пятницу. Не получается соблюдать пост целый день, пусть будет постный ужин. Пусть будет варенье, халва, арахисовая паста и т.д. Пусть ужин будет максимально калорийный, но постный.
Таким образом, пересматривая небольшие моменты своей жизни, мы обретаем свободу от греха. Если Вы начнете постепенно приобретать навыки положительные, то силы души будут укрепляться. Навык, например, не ругаться матом. Если посильно, то сокращать употребление алкоголя. Все, что Вы сделаете в русле добродетели (хоть мельчайшие шаги) даром не пройдет, будет аккумулировано. Но необходим предельно ответственный подход.
Я общался со многими людьми, обладающими рассуждением, если можно сказать, духовной высотой. Обращает на себя внимание на одну деталь – для них нет мелочей. Предельно внимательное отношение ко всему, чтобы соблюсти эти мелочи. Они готовы пойти на серьезные шаги, предпринять массу действий, чтобы прийти вовремя либо прочитать свое правило целиком, ничего не опустив из него. Перенести празднование на день скоромный, чтобы пост не был нарушен. Вот когда мы научимся хранить подобные мелочи, то и у нас появится внутренняя сила регулировать свое поведение в отношении значимых вопросов. В Евангелие сказано «Верный в малом и во многом верен, а неверный в малом неверен и во многом» (Лк 16. 10).
В конце 4 части статьи «Преодоление игрового механизма» приведен пример мужчины, который хоть и не играл, но страдал от похожей охваченности страстью – он испытывал тягу к переписке эротического характера с женщинами. Он женат. Выбрасывал компьютер, но не мог остановиться и снова возвращался к переписке. В его случае возможность что-то изменить в жизни (как можно предположить) связана с последовательным решением нескольких задач. Ему необходимо научиться общаться в рабочем коллективе без мата, понимать супругу и не ругаться с ней, не объедаться. И как совокупный результат всех этих действий – внутренне равновесие, исходя из которого может возникнуть способность сопротивляться желанию погрузиться в этот поток переписки. Уточню, что его страсть открылась после измены. Здесь необходимо начать с полной исповеди.
В конце статьи «ТРИ СИЛЫ: Цель жизни и развязавшееся стремление к игре (казино, гонки, игра по жизни)» приведена история еще одного мужчины. Его история чем-то напоминает Вашу. Он играл и проигрывал все, что было. Он даже бомжевал (хотя у него есть семья) и не мог остановиться. Спорный момент, конечно, то ли инфантилизация наступила вследствие погружения в игровой поток, то ли игровой поток захватил человек вследствие его инфантильности. Чтобы не являлось следствием или причиной, человек, будучи взрослым мужчиной, испытывает существенные сложности в сфере социальных навыков (при этом рабочий функционал выполняет профессионально). Возникает ощущение, что он несколько ошарашен, дезориентирован.
Необходимо свою душу потихоньку, по крупинкам начать стимулировать (в хорошем смысле этого слова). Вы пишите, что трудно ходить в Храм. В Храме, действительно, благодать касается человека. Если человек не способен долгое время находиться на службе, нужно свою душу понуждать. Напрягать себя там, где Вы можете. Псалмы. Евангелие. Духовная книга. Старайтесь хотя бы 15 минут в день читать – понимаете или не понимаете, через силу, заставляя себя. Если Вы чувствуете, что не можете удержаться (я не даю Благословения на игру) – прочитайте, а потом уже погружайтесь в свой поток, если Вы без него жить не можете. Эти 15 минут даром не пройдут. Потихоньку «духовная мышца» будет накачиваться и заявит о себе.
Возьмите минимальное правило – одну страничку Евангелия и треть Кафизмы. Все вместе у Вас займет 10 минут. Если не можете читать 15 минут духовных книг, хотя бы несколько страниц. Вечером опускайтесь на несколько минут на коленочки, попросите своими слова Боженьку, чтобы Он Вам помог.
В Соловецкой Обители был проведен цикл бесед «Три силы» (он несколько отличается от цикла бесед «Преодоление игрового механизма»), в нем разбиралось много вопросов по данной теме. В продолжение бесед, уже опубликованных на сайте, в перспективе хотелось бы привести святоотеческое учение о борьбе со страстями на примерах. Как помыслы возникают? Вот возникает мысль в сознании. Если мы вовремя спохватываемся, то можем начать молиться и не дать ей возможности развиться. Если мысль разовьется, то увлечет неудержимо к слиянию с ней. Важно понять, что мы можем перестроить особым образом контекст жизни в целом. Мысль о том, что можно только разорвать цепочку (прочитав Иисусову молитву) и больше ничего предпринимать, не верна. В Вашем случае это может быть и неисполнимо (окружающая обстановка толкает Вас).
В качестве аналогии можно привести слова одного боксера, что прямой удар практически невозможно увидеть. Два боксера стоят друг напротив друга. Один просто выпрямляет согнутую руку. Удар. Только с опытом становятся понятными движения противника – как он стоит, как расположены его ноги, как он двигается. Только тогда ты можешь предугадать его следующий шаг.
В каком-то смысле, когда наша жизнь соответствующим образом обустроена, мы по первым отрыжкам (как говорил академик Ухтомский) можем узнать, что в нас набирает вес патологическая доминанта, действия которой ассоциируются с этим потоком. Тогда мы можем ей противопоставлять другую доминанту – конструктивную. Здесь необходимо выстроить весь контекст жизни в целом. Это задача не одного дня.
Буду рад, если полезной может окажется беседа «Внешняя жизнь и мир мыслей (часть 4)». Материал, разбираемы в ней, скорее посвящен осознанию условий, благодаря которым мы можем выйти из охваченности потоком.