-
- События
-
Авторские галереи
- Диакон Николай Андреев
- Валерий Близнюк
- Сергей Веретенников
- Николай Гернет
- Анастасия Егорова
- Вероника Казимирова
- Иван Краснобаев
- Виктор Лагута
- Монах Онуфрий (Поречный)
- Валерия Решетникова
- Николай Петров-Спиридонов
- Михаил Скрипкин
- Геннадий Смирнов
- Сергей Сушкин
- Надежда Терехова
- Антон Трофимов
- Сергей Уткин
- Архимандрит Фаддей (Роженюк)
- Георгий Федоров
- Сергей Яковлев
- Град монастырский
- Дни Соловков
- Кресторезная мастерская
- Летопись возрождения
- Монастырский посад
- Пейзажи и путешествия
- Святые места глазами Соловецких паломников
- Скиты, пустыни и подворья
-
- Андреевский скит
- Голгофо-Распятский скит
- Никольский скит
- Савватиевский скит
- Свято-Вознесенский скит
- Свято-Троицкий скит
- Сергиевский скит
- Исааковская пустынь
- Макариевская пустынь
- Филиппова пустынь
- Архангельское подворье
- Кемское подворье
- Московское подворье
- Петербургское подворье
- Радово-Покровское подворье
Автор: | Иеромонах Соловецкого монастыря |
Дата: | 13.01.2022. |
Вы беспокоитесь о положении мира, растлении молодёжи, об ухудшении экологической обстановки, о том, что интернет полон безнравственными образами, предлагаете священникам выступить против тех злоупотреблений, которые в большом количестве описываете. Также Вы пишете о росте преступности, Вас беспокоит, что многие женщины совершают аборты, но при этом сама Ваша мировоззренческая позиция не очень понятна.
Вы много пишете про Агни Йогу, цитируете письма Елены Рерих, ссылаетесь на Блаватскую. Также, с одной стороны, Вы обращаетесь к православным священникам, а с другой – вы пишете о буддизме. В Вашем понимании происходит как бы слияние и христианства, и буддизма, и прочих течений. По всей видимости, к этому слиянию Вы пришли, читая Рериха, Блаватскую, изучая Агни Йогу. С вашей точки зрения, приходят Великие учителя, чтобы ускорить эволюции человечества. Вы цитируете мысли Елены Рерих, что учение Христа была искажено, и как-то незаметно от этой мысли переходите к мысли, что в XX веке было дано новое учение Агни Йоги, которое большинство людей не приняли, и, с вашей точки зрения, напрасно.
Вы считаете, что в этом учении даны ответы на все вопросы и ценные рекомендации для сегодняшнего дня. С вашей точки зрения, а Вы, видимо, здесь разделяете точку зрения Елены Рерих, сквозь призму Агни Йоги можно понять учение Христа, потому что все учения идут из одного источника, и нельзя принимать одно, и отрицать другое. Есть учителя, которые состоят в некой цепи преемственности, а тот, кто отвергает эту преемственность, того на Востоке называют «древом, лишённым корней». Свой длинное письмо Вы заканчиваете вопросом: «Не потому ли в православных храмах так мало молодёжи среди прихожан, от того, что священники, как и в прежние времена отрицают учение Будды, учение Агни Йоги, отрицают учение Кришны?»
Ваше письмо послужило пусковой кнопкой для некоторых лекций и бесед, которые были проведены в Соловецком монастыре в рамках «Восточного цикла». В этом цикле как раз разбирался тот вопрос, который Вы поднимаете в своём письме – вопрос слияния. Если человек более-менее конкретно понимает христианство и буддизм, то он понимает, что между ними нет сходства. Если же понимание поверхностное: то и христианство, и буддизм, и иные течения человек может посчитать происходящими из одного источника. Для современности характерен эффект скольжения по информации, когда у человека возникает впечатление компетентности во всех областях, но стоит остановиться и начать задавать вопросы в связи с каким-то конкретным явлением, как тут же выясняются пробелы – человек проваливается, а эффект компетентности и осведомлённости рассыпается.
Когда самолёт заходит на посадку на обледенелую взлетную полосу, шасси не могут вступить в соприкосновении с покрытием и начинают скользить по ледяной поверхности, и самолет может вынести со взлётной полосы на большой скорости. Когда самолёт садится с большой скоростью, то даже текущая поверхность воспринимается как твёрдая. Нечто подобное происходит и с людьми, которые путешествуют с сайта на сайт, читают короткие публикации и на скорости переходят от одной информации к другой. Вопрос, который естественно рождается в первую очередь по поводу Вашего письма состоит в следующем: если Вы действительно принимаете концепцию буддизма о том, что все является иллюзорным и путь избавления от страданий заключается в осознании того, что ты не существуешь, как не существует и всё остальное, то каким же образом Вы можете переживать о тех нестроениях, которые происходят в мире?
Конечно, современные буддисты могут оспорить такую трактовку, но надо понимать, что современный буддизм, проповедуемый на определенной территории, берёт терминологию данной территории. И многие люди с европейским мышлением видят в буддизме инструмент для решения каких-то проблем, не совсем понимая, что буддизм объявляет эти проблемы несуществующими, потому что объявляет несуществующим само существование мира. Конечно, здесь возникает некоторая путаница: вроде бы, буддизм говорит о любви, но одновременно и о том, что мир не существует.
Возникновение этой путаницы можно понять, исходя из следующих мыслей Сергия (Страгородского). Он говорил, чтобы доказать какое-то положение, в учении вводится определённые утверждения, но, следуя этим утверждениям, человек сталкивается с конфликтом внутри своей совести, так как это утверждение ложно, и чтобы как-то успокоить совесть, человек отступает от первоначальных утверждений, но не хочет отказаться от них совсем, и поэтому своё отступление он должен каким-то образом обосновать. Таким образом вторым уровнем в учении появляются утверждения, задачи которых заткнуть прорехи, но, когда представители этого учения вводят утверждения второго порядка, получается, что утверждения второго порядка вступают в конфликт с утверждениями первого, и снова нужно вводить последующие утверждение, чтобы устранить конфликт. Таким образом учение начинает разрастаться, разрастаться и разрастаться. Канон буддизма превышает канон Библии в разы.
Эти мысли являются вольным пересказом некоторых идей, изложенных в предисловии в работе Сергия (Страгородского) «Православное учение о спасении» (см. «Предисловие»). В рамках изложенного, с одной стороны, буддизм отрицает существование личности и мира, но с другой – всё-таки люди, исповедующие буддизм, живут в обществе и вынуждены общаться с коллегами – трудно общаться с коллегами и признавать их не существовании. Поэтому нужно вводить какие-то критерии и принципы, на основании которых это общение могло бы состояться, и каким-то образом эти критерии и принципы примирить с основным учением.
Следующим пунктом следует сказать, что Ваш вопрос «почему священники православных храмов не проповедуют буддизм?» был положен в основу следующих лекций «Восточного цикла»: 22.1, 22.2, 22.3, 22.4 При желании Вы можете ознакомиться с этим беседами, а также прочитать небольшую книжечку, священника Георгия Максимова «Чем православие отличается от буддизма?». Электронная версия этой книжечки выложена здесь.
Тот образ мысли, который закрепился в Вашем сознании, называется синкретизм, то есть попытка объединения всех учений, но такая попытка может быть произведена только при игнорировании существенных положение тех или иных учений. В Вашем длинном письме также было несколько моментов, которые обратили на себя внимание и который в конце здесь прокомментирую.
Вы пишите о колосьях, которые сами собой складываются в различные фигуры, словно Земля посылает сигнал СОС. Объяснение этому феномену даётся в книге игумена N «Тайны экстрасенсорики и паранормальных явлений», второе название этой книги «От чего нас хотят “спасти” колдуны, маги, экстрасенсы». Под псевдонимом игумена N пишет известный духовник схиигумен Гавриил (Виноградов-Лакербая). В этой в этой книге есть глава «Ведьмины круги», где подробно разбирается данный феномен. Этот феномен невозможно объяснить с позиций классической науки: сложные геометрические фигуры пиктограмм состоят из тщательно уложенных колосков, которые, становясь невероятно гибкими, складываются в определенные рисунки. Такие аномальные явления напоминают явления, которые ассоциируются с воздействием падших духов.
Также Вы, с одной стороны, пишите о Христе и христианских святых, но при этом говорите и о реинкарнации, о воплощении вашего дедушки, как Вам кажется, в одного ребёнка. Вывод же Вы делаете на основании того, что ребёнок кладёт ручку подобным образом, как это делал дедушка. В проявлении в ребёнке черты характера дедушки нет ничего удивительного. Мы же знаем, что в людях действуют и наследственные признаки, знаем также, что, если человек очень хочет найти какое-то сходство – он его находит. Также нельзя упускать из вида тот факт, что, если падшие духи видят Вашу склонность верить в реинкарнацию, они могут определённым опытом воздействовать на ребёнка, чтобы у него появились какие-то признаки, которые Вы посчитаете за проявление Вашего дедушки.
Существования падших духов становится понятным из указанной книги. Возможно, учёные каким-то другим способом объясняют появление пиктограмм, но речь идет о колдовских символах, и люди такие сложнейшие рисунки выложить в одночасье не могут. Некоторые соображения о реинкарнации приведены в беседах «Восточного цикла» 23.1, 23.2, 23.3. В беседах разбираются вопросы о синкретизме, смешении всех учений, также подводится итог всему Восточному циклу. Идея смешения разбирается и в предыдущих беседах, но только в более подробном варианте, а в заключительных беседах 23.1–23.3 подводятся итоги. В частности, идеи синкретизма разбираются в беседе 33.1 на примере фильма «Жизнь Пи». В беседе 33 разбираются вопросы равнозначности смыслов, верного критерия определения истины. В беседах 9.1, 9.2 разбираются некоторые мысли, связанные с доктриной реинкарнации.
Чтобы не пересказывать все мысли, изложенные в «Восточном цикле», стоит сделать акцент на беседах 23.1 и 23.2, и привести основную идею: пока в уме человека содержится смесь из обрывков различных учений, он не сможет адекватно увидеть и окружающий мир и познать самого себя. Каким образом Вы сможете познать этот мир и саму себя, если с точки зрения некоторых взглядов, которые Вы исповедуете, ни мира, ни Вас не существует? Чтобы понять мир и самого себя, понять, что делать в этом мире, какой следующий шаг предпринять, человек должен очистить свой ум. Чтобы очистить свой ум, стоит пересмотреть своё мировоззрение, отделить ложь от истины, и результатом этого пересмотра становится чин отречения, в котором человек отрекается от тех взглядов, в ложности которых он убедился.
Чин отречение от оккультной философии может быть совершён на основе вопросов, подготовленных центром Святого Праведного Иоанна Кронштадтского в Люблино в Москве. Созданный для реабилитации жертв оккультизме и сатанизма центр разработал список вопросов, включающих оккультную точку зрения, эзотерическую и православную.
Например: Признаешь ли, что Христос не является Кришной?
Человек приходящий из оккультизма в православие отвечает: Да, признаю.
«Признаёшь ли, что нирвана не является Царством Божьим?
Да, признаю.
Если не произойдет пересмотра мировоззрения, человек не сможет понять христианство, и на Евангелие он будет смотреть сквозь линзу, состоящую из обрывков различных учений. Если Вы действительно хотите понятие Евангелие и считать себя православным человеком, то такую работу желательно проделать. Желательно подготовиться к полной исповеди за всю жизнь, во время подготовки к исповеди пересмотреть мировоззрение, если у Вас будет желание, то ознакомиться с перечисленными лекциями, даже можете познакомиться с лекциями монаха Иоанна (Адливанкина), ведущего специалиста центра Иоанна Кронштадтского. На сайте центра в разделе «Беседы в Оптиной» (http://dpcentr.cerkov.ru/missiya/) выложены беседы об оккультизме в трех частях. В разделе «Проблемы оккультизма» (http://dpcentr.cerkov.ru/problemy-okkultizma1/) выложены вопросы об отречении от восточных культов. Также эти вопросы приводятся в книге «”Победить своё прошлое”. Исповедь – начало новой жизни», с помощью которой Вы можете подготовиться к полной исповеди» (http://solovki-monastyr.ru/abba-page/confession/)
В разделе «Подготовка к чину» (http://dpcentr.cerkov.ru/dlya-podgotovki-k-chinam/) размещены беседы, которые помогут Вам понять суть чина отречения. В заключении можно привезти историю одной женщины, с которой довелось познакомиться на Соловках. Свой духовный поиск она начала ещё в советские годы. Всё, что только можно было найти на тему оккультизма, эзотерики, она пыталась не только прочитать, но и реализовать на практике. И однажды она наткнулась на учение Агни Йоги и стала активно входить в это учение, читать, практиковать, и несмотря на то, что в её жизни всё было благополучно, у неё стало развиваться чувство полной безысходности, какой-то тоски вплоть до суицидальных мыслей – такая навалилась тьма. Она была далека от православия, но даже будучи адептом Агни Йоги она прочитала Преподобного Серафима Саровского и стала молиться ему, чтобы он помог найти свой путь. Со временем она приехала на Соловки и прошла лечение в центре Святого Праведного Иоанна Кронштадтского. Понятно, что эта история рассказано кратко, без подробностей, но, может быть, она станет для Вас предупреждением.
Есть замечательная книга Л.А. Тихомирова «Религиозно-философские основы истории», в рамках одной книги автор попытался показать, как развивалась мысль (в масштабном понимании) на протяжении истории человечества. В этой книге можете сосредоточиться на двух главах: «Источники оккультного познания» и «Христианская духовная жизнь». Представители Восточного направления получили представления о мире в трансовых состояниях, и достоверность информации, полученной таким образом очень сомнительна. Если бы Восточная картина мира была бы правильной и адекватной, то восточные учителя видели и описывали бы, примерно, одно и тоже, но их взгляды на мир очень сильно отличаются. Здесь можно провести мысли Святителя Игнатия Брянчанинова, который однажды, будучи в духовном кризисе, начал читать Святых отцов и был поражён тем согласием, которое он встречал в их творениях: отцы, жившие в разные эпохи и на разных континентах, описывали одну и ту же духовную реальность. Значит, она существует. На самом деле в отношении поднятых Вами вопросов некоторые ответы содержатся ещё в книге архимандрита Рафаила (Карелина) «Церковь и мир на пороге Апокалипсиса». В частности, в этой книге есть глава «Кришнаизм», «О метампсихозе» (перевоплощении), «Теософия и оккультизм», а в последней главе как раз упоминается о Блаватской и Рерихах.
P.S. Ниже приводятся ссылки на некоторые беседы «Восточного цикла» и текст, прилагаемый к циклу.
К беседам прилагается текстовый комментарий в виде статьи «Цикл бесед “Восточный цикл” и входящие в цикл беседы про буддизм».
Лекции выложены на сайте Соловецкого монастыря.
22.1 БУДДИЗМ. Рассматривать тему применительно к жизни. Вопрос о страдании. Выход наверх или уход вниз: аудио, видео
22.2 БУДДИЗМ. Снижение порога сознания. Есть личность или ее нет. Стирание личности в техно-мифе: аудио, видео
22.3 БУДДИЗМ. Уловки сознания. Признаки манипуляции. Прорехи учения. Тибетская книга мертвых. Угасание: аудио, видео
22.4 БУДДИЗМ. Ответы на вопросы, резюме (пп. 01–03). Изменение состояния сознания. Бытие как сон – чтобы не бояться: аудио, видео.
23а. Истории – выход в конструктив. Чины отречения. Злость. Реинкарнация. Астрология: аудио, видео.
23б. Пересмотр мировоззрения. Последствия эзотерического опыта. Открытость для влияния. Йога: аудио, видео.
23в. Реинкарнация или синдром множественных личностей. Восстановленные воспоминания: аудио, видео.