-
- События
-
Авторские галереи
- Диакон Николай Андреев
- Валерий Близнюк
- Сергей Веретенников
- Николай Гернет
- Анастасия Егорова
- Вероника Казимирова
- Иван Краснобаев
- Виктор Лагута
- Монах Онуфрий (Поречный)
- Валерия Решетникова
- Николай Петров-Спиридонов
- Михаил Скрипкин
- Геннадий Смирнов
- Сергей Сушкин
- Надежда Терехова
- Антон Трофимов
- Сергей Уткин
- Архимандрит Фаддей (Роженюк)
- Георгий Федоров
- Сергей Яковлев
- Град монастырский
- Дни Соловков
- Кресторезная мастерская
- Летопись возрождения
- Монастырский посад
- Пейзажи и путешествия
- Святые места глазами Соловецких паломников
- Скиты, пустыни и подворья
-
- Андреевский скит
- Голгофо-Распятский скит
- Никольский скит
- Савватиевский скит
- Свято-Вознесенский скит
- Свято-Троицкий скит
- Сергиевский скит
- Исааковская пустынь
- Макариевская пустынь
- Филиппова пустынь
- Архангельское подворье
- Кемское подворье
- Московское подворье
- Петербургское подворье
- Радово-Покровское подворье
Автор: | Иеромонах Соловецкого монастыря |
Дата: | 18.01.2022. |
Вы пишете, что Ваша свекровь со временем стала меняться, в ней стали появляться какие-то явление, которые трудно связать с её личностью. Сама свекровь добрая, но по временам лицо ее перекашивается злобой, она начинает кричать, пытаться ломать мебель. Причем во время приступов она может вести себя вполне самостоятельно, хотя в иное время не может самостоятельно выполнять необходимые действия. Вы спрашиваете, что Вам почитать, и суть Вашего письма состоит в вопросе: что же Вам тогда делать?
Здесь не утверждается, что ваша свекровь – одержима. Ответ ориентируется на ваше письмо, на то, как вы описали ситуацию.
Один из ответов нам уже подсказан в Евангелии: «Сей род изгоняется постом и молитвой». Речь не о том, чтобы заставить ее поститься. Один священник рассказал следующую историю. В храме стала буянить женщина, одержимая нечистым духом, которая обладала большой силой и с ней могли справиться мужчины. Тогда священник спросил, кто соблюдает посты, и вызвалась одна бабушка, которая смогла смиренно подвести ее к Чаше.
Конечно, желательно, чтобы всегда, но особенно во время конфликта в нашем сердце не было злобы и раздражения. Можно предположить, что иногда мишенью падшего духа является не тот человек, которого он в данный момент мучает, а люди, которых он может зацепить через него. Здесь можно вспомнить совет, данный одним и Афонских отцов. Он советовал следить за своим внутренним состоянием, когда мы общаемся с человеком, охваченным страстью. Если мы раздражимся на этого человека, то демон, который сейчас воздействует на него, тут же получит власть и над нами. Поддаваясь порыву страсти, мы раскрываемся для воздействия извне. Нужно быть очень внимательным, чтобы во время того, как другой человек кричит или делает то, что нам не нравится, не поддаваться внутреннему раздражению. А про себя молиться: «Господи, крестом твоим удали от меня страсть неприязни, помоги мне полюбить своего обидчика. Спаси меня его святыми молитвами». Если Вы внутренне не будете раздражены, постараетесь всё-таки не выходить из состояния внутреннего мира, то и в Вашем поведении, и в голосе будет что-то такое, что поможет успокоиться.
Когда встречаются два человека и у каждого из них свой ритм и поведение, то побеждает тот ритм, который сильнее. Если с Вами будет общаться человек агрессивный, а Вы не укоренены в молитве, то через некоторое время Вы заразитесь его ритмом, начнете что-то с раздражением ему отвечать, и в итоге, подогревать его на дальнейшую агрессию, а его агрессия подогреет Вашу. Если же на агрессию Вы пытаетесь отвечать спокойно, молясь внутри, то постепенно успокаивается сам человек и становится всё тише и тише. В данном случае мы не обсуждаем все возможные ситуаций: нападение на улице, военные конфликты и прочее, мы разбираем только Вашу ситуацию. В Вашем случае любой ценой нужно хранить внутренний мир, тогда у Вас будет какая-то возможность способствовать умиротворению свекрови.
Можно здесь привести ещё один пример, который, возможно, будет полезен. Одна женщина рассказала, что заменяла свою подругу в детском садике. Нянечки для получения питание в группе не было, поэтому женщине нужно было получать питание для малышей самой. А как их оставить одних? И она придумала игру в коврик: дети собирались на коврик и ждали её возвращения. Примечательно, что если ей удавалось ни разу не прикрикнуть на них за целый день, то дети соглашались на эту игру. Если же хоть раз она на них повышала голос, потеряв самообладание, то они впадали в состояние ступора, и с ними уже было невозможно договориться. А когда она старалась не выпадать из состояния внутреннего мира, то с детьми получалось легко договариваться. И когда она несла кастрюли, в которых было горячее, а вокруг бегали дети и путались под ногами, если она хранила свой внутренний мир, то у неё получалось пройти, ничего не опрокинув.
Было бы хорошо причащать бабушку. Конечно, во время карантина появились какие-то препятствия к причастию на дому, но, может быть, получится найти какие-нибудь возможности, по крайней мере, когда ослабнут ограничение. Всё-таки благодать, которую человек получает через причастие, умиротворяет его, и он становится спокойнее.
Напоследок прилагаем ссылку на ответ, расположены на сайте Соловецкого монастыря. А также можно упомянуть о некоторых беседах, которые проводились в Соловецком монастыре, в частности, они выложены в разделе «Пастырская страничка» в подразделе «Ответы пастыря». На том же сайте в разделе «Беседы о проблемах личности» выложены беседы цикла «Зазеркалье». В этих лекциях есть пункты 66.1, 65.Б, 66.2, в них рассказывается о некоторых принципах, которые нужно учесть, если нам приходится общаться с человеком, находящимся в изменённом состоянии сознания. Самый главный принцип состоит в том, чтобы любой ценой не потерять внутренний мир. Пока Вы внутренний мир не потеряли, пока Вы не сорвались на гнев, на ситуацию еще как-то можно воздействовать. Если Вы уже перешли на крик, на ситуацию воздействовать будет уже гораздо труднее. Нужно уже как-то из этого состояния гнева выйти и попытаться устранить последствия конфликтной ситуации: помириться, попросить прощения, успокоить человека.
– Также на сайте Соловецкого монастыря, в разделе «Пастырская страничка», в подразделе «Ответы пастыря» есть ответ «Конфликт. Нападки со стороны нестабильного в психическом отношении человека».
– Некоторые материала про преодоление чувства неприязни и обиды.
«ОБИДА, ГНЕВ, ЗЛОСТЬ… ПРОЩЕНИЕ. Лекции, тексты – иеромонаха Прокопия (также – иных авторов)».
– Из цикла бесед “Зазерклье” (полностью цикл “Зазеркалье” – страничка)
Беседа 65b. Врастание в Истину. С терпением отнестись к человеку, находящемся в измененном состоянии сознания (ИСС): аудио, видео.
Беседа 66. О общении с людьми в ИСС (См. лекции Проблемы отклоняющегося поведения, Беседы о воспитании, Преодоление игрового механизма (пункт 6b, 7a): аудио, видео: 66.1, 66.2.