Молитва. Молитва. Заключенному о книге «Добротолюбие» и о молитве Иисусовой
Автор:  Иеромонах Соловецкого монастыря
Дата:  16.01.2022.



Иисусова молитва не изолированное действие, но делание, органически вплетенное в жизнь христианина. На первом этапе мы ищем освобождения ума от помрачения. Молитвенные «подвиги» без должного опыта и подготовки небезопасны, могут привести к повреждению и прелести.

В своём письме ты просишь прислать тебе славянское издание книги «Добротолюбие». Находясь в заключении, ты начал интересоваться Иисусовой молитвой.

По поводу такого желания могу предположить следующее: возможно ты прочел, что «Добротолюбие» содержит высокие смыслы, глубокие наставления и вот тебе хочется к этим наставлениям приобщиться. Но будут ли понятны книги Добротолюбия хотя бы в русском переводе? Ведь, чтобы осознать содержащиеся в этих книгах учения, необходимо иметь некоторый духовный опыт, пройти определённый путь. Человек, не прошедший этого пути, не ощутивший в себе те душевные процессы, не сможет понять к чему относятся те или иные изречения, на что нацелены те или иные советы.

Твоё желание отчасти понятно – сразу, сходу приобщиться высоким смыслам, найти для себя возможность обретения духовный состояний, о которых читал. Но без духовной подготовки само такое состояние ведет к прелести. Одно дело подвижник. Высокие духовные состояния являются следствием борьбы со страстями, обретения добродетелей. Эти состояния рождаются, как «результат» стяжания Божественной благодати. Другое дело человек без опыта, подготовки и основы для соединения с Божественной благодатью. Он лишь на уровне ума пытается конструировать желаемые духовные состояния. Причём конструкция строится на весьма специфических интерпретациях святоотеческих текстов (имеющих мало общего со смыслами, содержащимися в наставлениях).

Советую тебе отклонить эти мысли от себя. Начни изучать Иисусову молитву по книжечке священника Антония Голынского «О молитве Иисусовой». Этот трактат был написан в середине 20 века в условиях гонений (в то время духовных книг было практически не найти, они были под запретом). О. Антоний старался всё существенное вложить в данный труд, опубликованный в книжечке Николая Новикова. Это небольшая по объему, но очень емкая книга. У Николая Новикова есть ещё несколько томов о молитве Иисусовой (речь не идет о прочтении всех трудов, советую прочесть именно данную книгу). Целесообразно прочитать эту книжечку три раза, с интервалом полгода – год, а может даже два (нередко получается запомнить и глубоко усвоить все мысли только после второго или третьего прочтения). При чтении следует обращать внимание не на количество молитв и не на то время, которое о. Антоний советует провести в молитве, а на основные мысли. Учитывая твои желания быстрого восхождения к духовным вершинам, при отсутствии подготовки и основы для этого восхождения, может прийти мысль начать проводить в Иисусовой молитве многие часы и прочитывать тысячи молитв. Люди, не имеющие опыта, часто придают этим фактам (число молитв и время) принципиальное значение. Сам факт значительного количества молитв для них равен духовной высоте. Но эта линия чревата серьезными ошибками и трудностями на духовном пути. У человека рождается неадекватное представление о самом себе, о мире, о духовном пути. Он лишается возможности к преуспеянию.

Некоторые здесь изложенные мысли описаны святителем Игнатием Брянчаниновым в многочисленных творениях о молитве. При наличии интереса можешь почитать у свт. Игнатия Брянчанинова те главы, где в названии упоминается слово «Молитва». Это будет ценное чтение, которое даст тебе основу не только для духовной жизни, но и для понимания жизни вообще.

На первой стадии Иисусовой молитвы мы ищем избавления ума от помрачения. Погоня за высоким духовным состоянием бедственна в этом случае. Человек ничего не обретет, а душе своей повредит. Свт. Игнатий Брянчанинов говорил, что люди, прочитав в творениях святых отцов о возможности духовного состояния, часто надумывают его. Не достигнув чистоты души, не одержав победы над страстями, мы органически не способны к переживанию подобных высоких состояний (а будучи неспособными, возникает опасность нафантазировать). Далее, в соответствии с фантазиями, начинается перестройка сознания. Поэтому очень важно сосредоточиться именно на покаянии, а не полетах высоких материй. Молитва с покаянием интересна человеку. Святитель Игнатий Брянчанинов отмечал – тот, кто помолился с умилением, тот помолился сердечно. Если человек с неочищенным сердцем начинает искать место для погружения ума, то рискует повредится. Об этом погружении писали святые отцы, но их творения были обращены к людям опытным в молитвенном делании, к монашествующим (то есть людям, прошедшим определенный духовный путь). По мысли свт. Игнатия Брянчанинова, человек, приступающий к молитве с покаянием, безопасным образом включается в делание. Практика молитвы в отрыве от идеи покаяния – дом, построенный на песке.

Вторая мысль – во время молитвы важно сосредоточиться на словах самой молитвы, на имени Иисусовом, не принимая никаких мыслей (ни хороших, ни плохих). Данный навык помогает человеку выстоять во время бури искушений. В качестве аналогии полярная ночь. На землю опустилась темнота, да ещё поднялась метель. Если человек сойдет с тропы, то рискует погибнуть. Были случаи, когда люди замерзали в нескольких метрах от жилища (буквально на пороге дома). В целях безопасности между строениями натянуты тросы, к которым люди пристёгивают себя карабином. Во время бури в нашей голове, мы можем пристегнуть себя к молитве.

Иногда злые мысли начинаются с помысла, кажущегося нам добром. Например, пьющему человеку пришла мысль просто посмотреть ассортимент алкоголя в ларьке (из рассказа одного дьякона «О преодолении алкоголизма»). Первоначально нет желания выпить, человек решил просто посмотреть. Он подошел, что-то вспомнил, и вот возникнет желание выпить и т.д. Опыт человека, практикующего Иисусову молитву, подсказывает каким образом мысли переходят одна в другую. Со временем (по мысли Святых отцов) появляется понимание своего внутреннего мира. У преподобного Исаака Сирина была мысль, что благодать показывает человеку «структуру» (выражаясь современным языком) внутренней брани. Однажды человек сказал опытному наставнику, что не видит в себе никакой брани. Наставник объяснил – брани он не видит по причине, что открыт для помыслов, а если запрёт дверь, то увидит снаружи тех, кто борется с ним. Во время нашего молитвенного правила, умом обращаясь к Иисусовой молитве, мы вдруг обнаруживаем, что нас осаждает огромное количество мыслей. Мы раньше и не замечали, как один помысел перетекает в другой, формируя в нас склонности, страсти, вспышки гнева, осуждения.

Поначалу ты сможешь взять для себя, например, полчаса. И в этот временной промежуток, не считая числа молитв, постараться быть с Господом, не принимая никакой мысли (ни хорошей, ни плохой). Эти полчаса можно уподобить камертону. Камертон – инструмент, звучание которого дает нам услышать ноту в чистом исполнении. Занимаясь своими делами (уборкой или т.д.) ты можешь про себя читать Иисусову молитву. Если ты в помещении один – читай немного вслух. По мысли святых отцов, во время молитвы вслух ухо произносимые слова слышит и опускает в сердце (даже если умом слова не в полной мере поняты). Преподобный Иосиф Исихаст требовал от своих учеников читать Иисусову молитву вслух. Те, кто только начинают молитвенный труд, читая про себя могут незаметно для себя самих перемешивать молитву с мечтаниями и погружаться в различные мысли.

К ответу прилагаю статью «С чего начать христианскую жизнь».

Необходимо понимать, что Иисусова молитва является не изолированным действием, а тем деланием, что органически вплетается в христианскую жизнь. Она просвещает человека, стремящегося к исполнению Евангельских заповедей. Святитель Игнатий Брянчанинов отмечал, что без исполнения Заповедей нет преуспеяния в молитве. Преподобный Макарий Великий считал, что человек должен стремиться ко всем добродетелям (не только к молитве, но желать победить в себе гнев, раздражительность, объедение). И когда человек хотя бы в каком-то объеме преодолеет свои страсти и обретет добродетели, то станет способным переживать состояния своего внутреннего мира, сможет отслеживать то, что происходит в его сознании. Мятеж страстей, бой страстей друг с другом, не позволяют человеку увидеть себя изнутри.

Также прилагаю ответ человеку, находящемуся в заключении «О сохранении человеческого облика».