Призвание. Призвание. На вопрос, как спасаться мирянам, женщине, интересующейся, какой у нее талант
Автор:  Иеромонах Соловецкого монастыря
Дата:  10.02.2022.



Вы спрашивали, как спасаться мирянам. Также интересовались – какой вам дал Господь талант?

В отношении первого вопроса прилагаются некоторые выдержки из наставления преподобного Иоанна Лествичника (см. приложение). К ним присоединяется рассказ о преподобном Макарие Великом. Однажды ему было откровение, что он не достиг миры двух женщин, которые жили в миру. Преподобный Макарий нашел их и спросил, какой подвиг они несли. Женщины удивились, ответив, что никакого подвига за собой не знают: «Мы вышли замуж за родных братьев. За все время совместной жизни мы не сказали друг другу ни одного злого или обидного слова и никогда не ссорились между собой. Мы просили своих мужей отпустить нас в женский монастырь, но они не соглашаются, и мы дали обет не произносить ни одного мирского слова до смерти». Святой подвижник прославил Бога и сказал: «Поистине Господь не ищет девы или замужней, ни инока, ни мирянина, но ценит свободное намерение человека и на добровольное его произволение посылает благодать Святого Духа, которая действует и управляет жизнью каждого человека, стремящегося спастись».

Есть замечательная книжечка, написанная архимандритом Иоанном (Крестьянкиным), которая является курсовой работой, посвящённой преподобному Серафиму Саровскому. В этой книжечке отец Иоанн приводил советы преподобного Серафима, которые он давал мирянам. Обычно, когда говорят о Серафиме Саровском, вспоминают о правиле Серафима Саровского (трижды «Отче наш», трижды «Богородица Дева» и один раз «Символ веры»), которым можно заменить утренние и вечерние молитвы. Но отец Иоанн говорил, что, сокращая установленные молитвы, Преподобный Серафим смещал акцент на непрестанную молитву в течение дня. Здесь речь идет не просто о том, чтобы сократить утренние и вечерние молитвы, но о необходимости исходить на свои дела, повторяя «Иисусову молитву» или «Господи помилуй». В любой обстановке человек может пытаться делать краткую молитву или хотя бы помнить о том, что Господь рядом. Простая мысль о том, что Господь рядом, приравнивается святыми отцами к молитве и называется памятью Божией.

Главным делом является хранение внутреннего мира. Когда человек пытается сохранить внутренний мир, то по вечерам он испытывает, например, в течении 5-10 или 15 минут свою совесть, размышляя, получилось ли у него в течение дня сохранить внутренний мир или нет. Если не получилось, то почему так произошло. Вспоминая свой день, он просит у Господа прощение за всё, за что укоряет его совесть. Так постепенно, фиксируя свои ошибки, он приобретает опыт и учится хранить свой внутренний мир в течение дня. Более подробно на эту тему рассказывается в нескольких частях текста «Внешней жизни и мир мыслей», в частности, в частях 3.1 и 3.2.

Часть 3.1. Сохранение при рабочем процессе личного, возможности для развития
Часть 3.2. Не только профессиональный труд. Призвание, отношения, что делает человека человеком

Вы спрашивали: какой Вам Господь дал талант? В этих текстах рассказывается, что у христианина есть призвание и это призвание заключается в том, что тот образ, который в нем есть, должен стремиться к первообразу. И этот процесс человек сопоставляет с своими земными занятиями.

См. также текст «Талант: благословение или проклятие?»

Более подробно к осмыслению призвания:

Тексты:
Глава «Непреображенная природа и учение святого священномученика Илариона (Троицкого)» из статьи «Тирания мысли и алкоголь: О выходе из состояния “тирании мысли” и преодолении того, что толкает человека к алкоголю»; 
Главы «Познать свое призвание и следовать ему», «О значении деятельности в постижении духовных понятий» из первой части статьи «Преодолеть отчуждение (в том числе, – и о депрессии)».

Беседы:
ПРИЗВАНИЕ, ч.1: «Как найти себя в профессии и жизни?»
ПРИЗВАНИЕ, ч.2: «Как найти себя в профессии и жизни?»

Развиваясь в процессе становления, человека постигает что-то о своей жизни. Понять что-то относительно себя можно в процессе становления, когда мы исполняем заповеди Божии. В частности, старец Фаддей Витовницкий говорил, что у каждого из нас есть какая-то природная склонность, если мы ее будем развивать, то в свое время Господь нам укажет, как мы можем послужить ему и ближним. Здесь можно отметить слова старца: «если будем развивать». Вы спрашивайте, как Вам развиваться, если Господь не дал Вам деток. Семейные люди спасаются своим путём, и брак для них является школой борьбы с эгоизмом. Но люди, у которых нет детей, могут с эгоизмом бороться другим путём: реализовывать любовь к ближним, помогать ближним, чем могут. Если Господь не дал им детей, Господь даст им в жизни путь, встав на который, они могут совершенствовать свою душу. Здесь надо начать пробовать, пытаться – под лежащий камень вода не течёт. Но пробовать и пытаться надо на основании тех воззрений, которые нам оставили святые отцы. В частности, на основании того учения о церкви, которое нам дало Священное писание.

У каждого человека есть свой дар, и этот дар может выражаться не только в проповедничестве, но в том числе и в служении людям своей профессией. Опять же, человек должен не просто работать, а работать таким образом, чтобы не разрушить свое духовное устроение, чтобы соотнести и работу, и свою духовную жизнь. И когда он пользуется своим даром не только для себя, но и для других, тогда Святой дух, как источник этого дара, действует в человеке, чтобы он мог реализовывать своё служение. И через действие Святого духа человек может получать возможность решать и свои какие-то проблемы.

Ещё можно посоветовать изучение мемуаров христиан, которые жили в XX веке в условиях гонений. Конечно, и наставления Оптинских старцев представляют большой интерес, потому что они жили в приблизительно похожее на наше время. Как говорил Константин Леонтьев, отечественной мыслитель, впоследствии принявший монашеский постриг с именем Климент, мирянам, чтобы они могли остаться на уровне хотя бы среднего благочестия, необходим контакт с монашествующими, с теми людьми, которые действительно посвятили свою жизнь духовному восхождению. Хотя миряне и не стараются жить как монахи, но это общение может дать им импульс к развитию духовной жизни. Конечно, они не возьмут этот импульс во всей своей полноте, не будут читать монашеские правила, хотя есть миряне, которые реализуют немалый подвиг молитвы, но важно, чтобы оставалась эта связь и они видели высоту, на которую можно стремиться. Пусть они ее и не достигнут на сто процентов, но хотя бы сделают шаг в эту сторону. Уже это помогает им не погружаться в этот слой – как ее назвал Иван Ильин, мировой пыли – пустых дел, занятий, содержаний, которые размывают человека, засыпают его пеплом (его сочинение так и называется «Мировая пыль»).

Здесь можно также вспомнить и те слова Пестова, который ещё в советские годы многих христиан, живших в Советском Союзе, ориентировал на Евангелие. В своей книге «Практика современного благочестия» он собрал большой массив ценных мыслей, которые он заимствовал у современных ему подвижников благочестия. Пестов считал, что многие творения духовной письменности написаны монахами для монахов, а мирянам нужно немножко другое чтение. Но здесь важно учесть, что планка истины не должна снижаться. Часто говорят, что мирянам нужно что-то попроще, и в результате вместо здоровой пищи освобождают его от труда молитвы, поста и т.д. А где же тогда возвышение? Как же тогда восходить к Богу?

Если ты никуда не восходишь, ты деградируешь – в тебе начинает развиваться страсть гордости, обжорство, уныние, депрессия, отчаяние (депрессия – это уныние, перешедшее в соматику, по словам одного миссионера). Если человек реализует духовное возрастание, то само это стремление становится основой для появления того иммунитета, который будет препятствовать разложению человека. Если человек будет куда-то идти, двигаться в духовном смысле, у него будет основа для того, чтобы быть радостным, иметь мирный дух. Поэтому усилия необходимы, вопрос только: какое усилие он может реализовать в своих условиях?

В этом смысле очень помогают книги, написанные христианами о годах гонений. Книга протоиерея Михаила Труханова «40 лет моей жизни». Отец Михаил 15 лет провел в лагерях, был репрессирован за веру, до лагерей находился под давлением, и, надо сказать, что в период нахождения в лагере он был мирянином, а священнический сан принял уже после.

Ефросинья Керсновская и её книга «Сколько стоит человек». Она была христианкой, их семья пережила полную конфискацию имущества, а на ее долю выпало 20 лет ссылок, тюрем, лагерей, но лишения и тяжкие испытания ее не сломили – во всех обстоятельствах она всегда оставалась человеком.

Монахиня Елена (Казимирчак-Полонская) и её книга «О действии благодати Божией в современном мире». Книга начинается с описания событий Второй мировой войны, когда она была еще замужней женщиной с ребёнком – монашеский постриг она приняла уже к концу своей жизни. В то время, как очень многие уехали из страны, спасая свою жизнь, Елена Ивановна, наоборот, стремилась в Россию. Но возвращение в Советский Союз принесло много испытаний, где даже в условиях давления она старалась жить по вере, всегда оставаясь для окружающих людей опорой и поддержкой.

Алексей Арцыбушев и его книга «Милосердия двери». Он родился в глубоко верующей дворянской семье, прошёл лагеря, но добился реабилитации. Его книга рассказывает о том, сколько милости ему было явлено от Бога, и он благодарит за те удары, которые ему пришлось перенести, потому что без них он никогда не познал бы Истины.

Иван Солоневич, «Россия в концлагере». Он был глубоко верующим человеком, хотя этот момент не очень отражён, потому что книга издавалась в Германии после того, как Иван бежал с братом и сыном из Советского концентрационного лагеря. Но в других его работах можно увидеть его глубокую веру. В условиях давления он пытался жить по совести, сохранить в себе человека.

Книга, написанная его братом, Борисом Солоневичем, «Молодежь и ГПУ. Жизнь и борьба советской молодежи» рассказывает о том, как за отказ сотрудничать с карательными органами он был отправлен на Соловки. В книге он размышляет о той пружине, которая помогает человеку не сломаться в тяжелых условиях.

Книга Натальи Соколовой «Под кровом Всевышнего». В советские годы в атеистическом обществе она воспитала глубоко верующих детей. Кстати, она являлась дочкой Николая Евграфовича Пестова. В этих книгах содержатся бесценные советы, указания на то, как христианам ориентироваться в сложных ситуациях, как из них выходить, как сохранять свою веру и жить по вере в условиях, которые этому совершенно не способствуют. Очень просто жить по вере, когда все вокруг так живут, а трудно, когда все двигаются в другом направлении. Эти люди как раз жили по вере и сохраняли в себе человека, когда многие обстоятельства были против них.

Приложение. Некоторые мысли – советы мирянам

Подробнее см. в беседах «Остаться человеком: Офисы, мегаполисы, концлагеря».
Часть 2-ая, беседы 54-58.
54. Открытие раздела о ВНУТРЕННЕЙ ЖИЗНИ. Внутренняя жизнь как ответ. Архимандрит Иоанн (Крестьянкин) и его сочинение о прп. Серафиме Саровском.
55. Угасание ВЖ и выгорание. Нет удовлетворения. Внешнее и внутреннее. Иисусова молитва. Внутренняя жизнь и работа.
56. Письма о. Иоанна (Алексеева) мирянам. Внутренняя жизнь, работа и груз бездуховности. Мегаполис. Господь может проложить дорогу.
57. Внутренняя жизнь в миру и в офисе. Скученность в лагере, нет внешнего уединения. Уединение внутреннее.
58. Внутренняя жизнь. Ядро личности. Образ стремящийся к Первоообразу. Внутренний монастырь. Мир и страсти. Скорби. Покой. Угомониться.

Преподобный Иоанн Лествичник

«Спрашивали меня миряне: “как мы, живя с женами и оплетаясь мирскими попечениями, можем коснуться совершеннейшей христианской жизни?” – Я ответил им: “все доброе, что только можете делать, делайте; никого не осуждайте, не окрадывайте, ни кому не лгите, ни пред кем не возноситесь, ни к кому не имейте ненависти, не оставляйте церковных собраний, к нуждающимся будьте мидосерды, никого не соблазняйте, не касайтесь чужой чести и сохраняйте верность женам вашим. – Если так будете поступать, то не далеко будете от Царствия Небеснаго”» (из книги «Добротолюбие»).

Преподобный Никон (Оптинский):

«Однажды я раскрыл свой дневник на той странице, где написано, как батюшка о. Варсонофий говорил мне: “Один мирянин спросил меня:

– Скажите батюшка, как мне жить?    

Я подумал: что мне ответить ему, какое краткое назидание сказать? Потом и говорю:

– Вы читали Псалтирь?

– Да, читал.

– Если читали, то должны помнить, что там есть в одном месте такие слова: “Наставит кроткия на суд, научит кроткие путем своим” (Пс 24. 9). Что же означают эти слова? А эти слова означают то, что путям Господним учит Сам Господь, а не человек. Да, путям Господним может научить только Сам Господь, но не всех людей учит Он, а только кротких, потому что, кто смиряется сердцем, тот делает душу свою способной к принятию божественного научения. Только таких учит Господь”.

На этом в моем дневнике поставлена точка. Но я размышлял вчера долго об этом и пришел к более подробному рассуждению. Я рассуждаю, что если бы путям Господним мог научить человек, то есть мог научить, как надо жить, чтобы спастись, то ученые богословы были бы первые спасающиеся. Но не так на деле, – весьма многие ученые люди не идут путем Господним. Возьмем, например, богословов, окончивших Духовную Академию: как часто они идут не путем Господним, а наоборот, путем греха. Приходилось встречаться с людьми, окончившими курс богословских наук и говорившими, что они согласны были бы заниматься чем угодно, только не богословием; и в то же время они хвастаются, что знают дух христианский, и даже сочинения духовные пишут.

Но что же нужно человеку, чтобы научиться путям Господним? Нужно, чтобы человек был кротким, смиренным, и тогда Господь Сам научит, как идти Его путем. Знать это особенно важно в настоящее время, когда так заметно оскудение наставников. Смирись при помощи Божией, будь кротким, не имей злобы на ближних, уготовь кроткой и доброй жизнью свою душу для восприятия божественного научения, и Господь Сам научит тебя путям Своим.

Если станем просматривать Псалтирь, то увидим, что там есть много выражений, говорящих про пути Господни и духовное разумение их. Например, “Наставит кроткия на суд”. Это изречение истолковывается так: людей кротких Господь сподобит духовного рассуждения, – так понимает это епископ Игнатий (Брянчанинов).

В псалме первом, который начинается словами “Блажен муж”, написано: “Сего ради не воскреснут нечестивии на суд, ниже грешницы в совет праведных” (Пс 1. 5). Это выражение толкует святитель Игнатий так, что никакая нечестивая и грешная душа не поднимется на духовную высоту, не будет иметь духовного рассуждения. Сам еп. Игнатий проводил жизнь христианскую, подвижническую, и он сподобился духовного рассуждения и мог духовно разумевать учение Христово и вообще все Священное Писание. Итак, человек кроткий будет наставляться на путь Христов Самим Господом.

Дальше в Псалтири есть такое выражение: “Все путие Господни милость и истина” (Пс 24. 9). По толкованию батюшки о. Амвросия, эти слова означают, что пути Господни требуют от человека двух вещей – милости и истины. Как же следует понимать это? А вот как. Все желающие непорочно проходить пути Господни должны оказывать всякую милость и снисхождение по отношению к ближним, хотя бы и согрешающим, а от себя требовать исполнения всякой истины, всякой законной правды. По отношению к себе мы должны быть неумолимыми судьями: все свои поступки мы должны строго выправлять по заповедям Закона Божия. К ближним же мы должны быть всегда милостивыми и снисходительными. И вот это-то и будет признаком, что человек идет по пути Господню.

Если человек не будет требовать от себя исполнения заповедей Господних, то он не сможет проходить пути Господни, а потому и не будет истинным христианином. А если будет исполнять их – при всяком звании и положении внешнем будет христианином. И чиновник на почте, и архимандрит, и епископ – все могут исполнять заповеди Христовы, творить добродетели Евангельские, все могут быть истинными последователями Христова учения. “Вси пути Господни милость и истина”. Если мы будем наблюдать за собой, чтобы осуществить в жизни своей “милость и истину”, тогда и будем находиться на пути Господнем и будем проводить христианскую жизнь. Некоторые люди к себе бывают снисходительны, а к ближним немилостивы, просто иногда даже душу ближнего готовы истязать, а надо поступать наоборот.

Вот как хорошо записать полезную мысль или изречение! Я вот забыл про это толкование, а дневник мой напомнил мне. Добавлю, что современные толкования не удовлетворяют меня. Правда и в них есть кое-что, есть высокие мысли, но все-таки этого недостаточно и всегда остается желать большего. Современные толкователи толкуют все, главным образом, с исторической точки зрения, а не духовно-таинственной. Но бывает, что человек находится под особенным озарением духовным, тогда проявляется в его толковании и глубокий таинственный смысл. Это духовное озарение посещало св. Отцов. Это ясно видно в их писаниях. Иногда и от одного слова Священного Писания, приведенного в подтверждение той или иной мысли, сразу открывается глубокий смысл» (из книги «На Господа возвергаю надежду»).

«Желающий стяжать любовь должен отвергнуть всякое злобное и немирное помышление, не говоря уже о делах и словах, должен прощать всем обиды справедливые и несправедливые» (из книги «Оптинский цветник»).

Схиигумен Иоанн (Алексеев)

«Ты жалуешься, что не можешь сосредоточиться на молитву, – “все есть еще бесчувствие”, сознаешь свое нерадение, а не влияние внешних дел. Да, сладостна молитва, но требует большого труда, и “молитва до последней минуты жизни требует борьбы”, сказал авва Агафон. Однако, должна знать, что всякому житию свой чин. Ты живешь в миру – вот и старайся исполнять свое дело добросовестно, на которое поставлена Божиим промыслом. Не осуждай никого ни в чем, всего чего не любишь сама, того не делай другим. Не любишь, чтобы тебе говорили неприятное, или укоряли, или досаждали, или грубо обращались, или злоречили и ты ничего такого не делай никому. Вот твоего жития чин и старайся так жить, а в чем совесть обличает, кайся Господу. А куда ты стремишься, – это достояние иноческого отшельнического жития, и оно требует совершенного беспопечения, а главнее всего глубокого смирения: без смирения суетны все подвиги. Ты ведь занята целый день заботами, да хлопотами. Как возможешь сосредоточиться в молитве? Если найдется свободная минутка, прочти в Евангелии несколько, и апостольского послания, и еще загляни в святоотеческие книги. Умудри тебя Господи.

…Господь ведет тебя в вечную жизнь мирской супружеской жизнью, умудряйся жить ради Христа в семейной жизни, и Господь видит твое произволение, поможет тебе спастись и в семейной жизни, в этом не сомневайся. Преп. Макарий великий приводит пример двух женщин, угодивших Богу; они пришли в совершенство духовной жизни, были даже выше отшельников. У них было желание проводить жизнь в монастыре, а по некоторым причинам имели мужей. Господь, видя их произволение угождать ему в монастыре, помог им спастись, живших семейною жизнью. В данное время жизнь в монастырях не такая, как вам рисуется, и вы по своей неопытности в духовной жизни, можете только соблазниться монастырскою жизнью» (из писем схиигумена Иоанна (Алексеева)).

Преподобный Нил Синайский

«Если желаешь отвратить от дома твоего всякий бич наказания, не злословь человека, – соестественника тебе; ибо Создавший его справедливо сим огорчается».

«Если хочешь быть выше всякаго греха, то не разведывай о чужих делах; ибо много и в тебе есть такого, в чем повинным предполагаешь другаго».

«Бегай гордости, человек, хотя ты и богат, чтобы не иметь противником себе Бога».

«Возлюби смиренномудрие, хотя ты и велик, чтоб вознесену быть в день суда».

«Не насмехайся над человеком, и во всю жизнь не потерпишь насмешки».

«Не смейся над падением другаго, чтоб не быть осмеянным, от кого не желаешь» (из книги «Добротолюбие»).