Агрессии и исцеление. Агрессии и исцеление. Мужество и духовность
Автор:  Иеромонах Соловецкого монастыря
Дата:  22.02.2022.



Гармоничное сочетание мужественности и духовности даёт способность человеку быть активным в социальной жизни, но без ухода в агрессию, маскулинность, деспотизм. Интерпретация сигналов внешнего мира происходит сквозь призму сформированной доминанты. Необходимо культурное и духовное обогащение, торможение страстей и строительство нового взгляда на мир. Это достижимо путем Покаяния, участия в Таинствах и исполнением Евангельских Заповедей.

Ты рос в не очень состоятельной семье и в детстве часто испытывал чувство неудовлетворённости. Сверстники могли себе позволить одеваться, как хотели, а ты был этого лишен. Вследствие избыточного веса приходилось терпеть насмешки. В недобрые шутки вписалось твое имя. Собственное имя стало ненавистно, и ты его изменил. Чувство надлома, вынесенное из детства, дальше управляло жизнью. Чувствуя свою несостоятельность, ты не мог вступить в полноценное общение с девушками и стал им мстить (в своем понимании) блудом, развратом и прочим. По всей видимости, ты начинал с ними отношения и потом бросал.

Часто в беседах (с паломниками, в других городах, в реабилитационных центрах и не только) ссылаюсь на учение академика Ухтомского «О доминанте». Подробно учение рассматривается в статье «Преодоление травматического опыта: христианские и психологические аспекты» в частях 2.1 и 2.2.

Часть 2.1 «Травматический опыт как некогда пережитая, воспроизводимая, изменяемая и преодолевая доминанта».
Часть 2.2. «Ядро травматического опыта и реальные примеры его преодоления. Иммунитет».

В юные годы у тебя сформировался некий очаг возбуждения, сквозь призму которого ты взирал на окружающий мир. Естественно, колорит мира соответствовал состоянию (если сказать не с духовной точки зрения, а со светской) нервной системы. За время, проведенное в подавленности, у тебя воспиталась и определённая модель поведения. Годы прошли, ситуация изменилась, а модель поведения осталась та же. В данном отношении люди делятся на тех, кто понимает суть происходящего и борется. А кто-то считает сформированную модель своим собственным «Я». Первый шаг, согласно Православному учению, состоит в покаянии. «Покаяние» (метанойя) в переводе с греческого языка – изменение ума.

В беседах так же встречается упоминание о книге (книга светская, но в ней светским языком выражено то, о чем говорят православные духовные авторы) Роберта Кигана и Лайзы Лейхи «Неприятие перемен». Авторы выделяют проблемы односложные (сломался предмет мебели – почини) и адаптационные, когда нарушается система приспособления человека к ситуации, к миру. Вот несколько таких людей создали сообщество или организацию. Они могут столкнуться с системным кризисом. Люди просто перестают понимать друг друга. Например, успех какой-нибудь компании (не обязательно финансовый, речь может идти об обучении студентов и так далее) зависит от способностей людей вступать ежедневно в большое количество контактов. Постоянно требуется что-то уточнить, подписать, выяснить, поделиться навыком и так далее. Если люди в такой системе замкнутся на себя, то миллионы сигналов будут блокированы. В качестве аналогии – человеческий организм, пронизанный кровеносными сосудами. В случае необходимости организм найдет способ, как доставить кровь к внутреннему органу в обход, если прямой путь по какой-либо причине недоступен (развиваются коллатерали). Но если это конечности (пальцы рук и ног), то может начаться гангрена. Так вот команда Роберта Кигана и помогала из системного кризиса найти выход. По сути то, что автор предлагал, Христианин с молоком матери должен впитывать. Людей учили слышать друг друга.

Ещё один важный момент книги состоит посыле – посмотреть, как мы воспринимаем мир. Чтобы решить сложную адаптационную проблему, нужно людей настроить на изменение самой ситуации. Многие призывают изменить взгляд на проблему, но сделать это трудно. Наше отношение к произошедшему связано с образом жизни, «качеством» нейронных сетей. Если мы постепенно двигаемся к ближнему, меняем свои привычки к лучшему, отказываемся от гнева, перестаём увлекаться алкоголем, постепенно меняется и общий колорит наших нейронных сетей. Сквозь новую призму смотрим на ситуацию и начинаем видеть иначе. Академик Ухтомский говорил, что вор везде видит воровство. Когда он сам станет добрее, начнет творить добро, то вдруг заметит в окружении людей, с которыми можно общаться, дружить и даже полюбить. То есть сигналы внешнего мира человек интерпретирует через действие материала, которое в себе заготовил.

Изменение ума (о котором говорил Роберт Киган) состоит в том, чтобы начать смотреть на своё восприятие не как на субъект, а как объект познания. Поясню. Люди иногда ошибочно считают, что их взгляд на мир исключительно правилен и объективен (субъект). Они просто оценивают результаты. Авторы книги «Неприятие перемен» призывают относиться к своему способу восприятия, как к объекту, то есть задать вопрос – Правильна ли моя система восприятия? Так ли я смотрю на мир? Изначально не ошибаюсь ли я? При наличии такого вопроса возникает возможность выхода из той ситуации, в которой ты оказался. Ты имеешь определённый опыт, доминанту восприятия, сформированную в течение нескольких лет. Через эту призму смотришь на мир, женщин, ситуации и определённым образом реагируешь. Последствия неприятны, вызывают чувство боли. Ты пытаешься эти последствия минимизировать, но, тем не менее, сама система взглядов остается неизменной. Здесь необходимо начать внутреннюю работу. Во-первых, по торможению внутренних страстей, и во-вторых, по строительству нового взгляда на мир.

Могу посоветовать несколько книг, написанных христианами в годы гонений. В их жизненных историях видно равновесие между мужеством и духовностью. При отсутствии духовности люди входят в агрессию. Монахиня Нина (Крыгина) имеет светское образование, многие годы работала психологом. Она поясняла, что при отсутствии духовности мужественность может перейти в деспотизм, прокачку маскулинности, агрессию. С другой стороны, развитие духовности (при отсутствии правильного взгляда на нее) часто сопровождается пассивностью, апатичностью, безынициативностью. Гармоничное сочетание мужественности и духовности даёт способность человеку быть активным в социальной жизни, но при этом без ухода в агрессию. Такой человек развивается в христианских добродетелях, но при этом не становится пассивным и равнодушным. Яркий пример тому князь Александр Невский. Когда нужно было браться за меч и защищать свой народ, он это делал. Но он был только «воякой». Князь с мудростью управлял областями, вверенными его попечению. Научится этому трудно. Можно последовать совету прп. аввы Дорофея (он говорил о добродетели страха Божия, но можно мысль применить и к данному случаю). В его книге «Душеполезные поучения» был такой озвучен вопрос: Как научится страху Божию? Ответ – Прилепитесь к человеку, который имеет страх Божий и он научит тебя. Ухтомский, кстати, говорил, что для воспитания необходимой доминанты хорошо бы находится вблизи человека, имеющего ее, и через это приобщаться к тем качествам, которые мы желаем в себе сформировать.

Вернемся к книгам. Алексей Арцыбушев «Милосердие двери». Иван Солоневич «Россия в концлагере». Борис Солоневич (его брат) «Молодежь и ОГПУ». Юрий Бессонов «26 тюрем и побег с Соловков». Книга Юрия Бессонова вкратце разобрана в статье «Преодоление травматического опыта: христианские и психологические аспекты». Ч. 2.2: «Ядро травматического опыта и реальные примеры его преодоления. Иммунитет».

Там же приведены мысли о боевом опыте и имена Святых - воинов и ссылки на их жития (полезно почитать), ведь им была присуща и духовность, и мужественность. О Солоневиче и Арцебушеве сказано в лекции «Трудным подросткам о трудных подростках: лекции и тексты иеромонаха Прокопия (Пащенко)».

Книга Вадима Туманова «Всё потерять – и вновь начать с мечты». Он родился в расцвете атеистической пропаганды. Верующим себя не признавал, но всегда чувствовал «Нечто» внутри себя, перед чем или кем стыдно, а в критических ситуациях призывал Бога и маму. К священникам относился с благоговением и даже книгу для Соловецкого монастыря передал с подписью: «Для братии Соловецкого монастыря». У человека в душе что-то есть.

Постепенно идя обозначенным путем, я надеюсь, ты сможешь перевоспитать те склонности, которые тебе не дают «поднять головы».

К прочтению могу порекомендовать другие части статьи «Преодоление травматического опыта: христианские и психологические аспекты». У многих процессов одна суть, что у страстей, что травматического опыта. Речь идет о фиксации человека на какой-то модели: наркомания – модель употребления психоактивных веществ; травматический опыт – фиксация на ужасном моменте. При погружении сформировалось состояние нервной системы, то есть доминанта, на основании которой выстраивается система поведения, комплекс привычек, переживаний. К этой доминанте со временем «подтягиваются» системы, отвечающие за выделение в кровь тех или иных веществ.

Нужно, конечно, понимать, что основы – это регулярное участие в таинствах Исповеди и Причастия. Православный психолог Вячеслав Боровских в одном из своих выступлений озвучил мысль, что если у человека какая часть души была утрачена, то её реанимировать и воскресить может только Сам Господь. Бывает, мы своими действиями ампутировали какую-то часть души. Она находится в обожжённом состоянии, дисфункциональном. Благодать притекает к ней через Таинства. Евангельские Заповеди – это соки, дающие жизнь (по аналогии с деревом). По возможности читай Евангелие, Псалтирь. Статья «С чего начать христианскую жизнь» была создана на основе бесед, проведенных с паломниками, и указывает на стратегические направления, а тактически нужно решать отдельные вопросы.

Всё, что сейчас было изложено так же прозвучало в беседе, проходившей в октябре 2021 года в Димитрове. Хотелось бы развить эту тему дальше. Даже если люди не приходят к конструктивному отношению к жизни, то потребность в мужественности остается все равно. Но тогда она (мужественность) уходит в патологические процессы будь то бои фанатов, избиение женщин и прочее. Часто человек втягивается в аномальные процессы, связанные с алкоголем, вовлекается в пьяные драки.

Есть подростки созерцающие, для них на дерево забраться – фантастическое действие. Но если человек агрессивен изначально, то речь должна идти об опыте культурного и духовного обогащения. Тогда он сможет справиться со своими порывами или перенаправить их в конструктивное русло. В заметке «Трудным подросткам о трудных подростках» в числе прочего речь идет и о лекциях «Преодоление посттравматического опыта: христианские и психологические аспекты» 17 - 21 беседы.

Важный штрих. В беседах рассказывал о молодом человеке, который искал мужественность. Расскажу его историю. Властная мама. С детства занятия спортом. Он работал, как машина и старался показывать результаты, но испытывал неудовлетворенность жизнью. Психолог посоветовал взбодриться, на год расписать цели и отдаться их реализации. Всё это он сделал. Цели достигнуты. Молодой человек полностью опустошен. Он участвовал во всех тренингах, что попадались на жизненном пути. В итоге познакомился с человеком, который пообещал «реанимировать» истинную мужественность. Этот человек утверждал, что мужественность находится в состоянии подавленном и виной этому кастрирующая мать. Употребление наркотиков в специфической обстановке, призванной распаковать компенсирующий опыт. Извращенная сексуальность (если в жизни было такое, то ты точно мужик). В течение 3-х месяцев он чувствовал себя, как на крыльях, ему было всё подвластно. Но, к сожалению, это та самая ситуация, когда человек путает падание с полётом. Однажды, придя на работу, он понял, что собственные эмоциональные реакции ему не принадлежат. Тело, губы живут сами по себе. В таком состоянии у человека начинается истерика, он рыдает, что-то крушит, но остановиться уже не может, ибо себе уже не принадлежит. Потом была госпитализация, психиатрическое лечение. Долгий период апатии со стойкими суицидальными мыслями. Не просто депрессия, а депрессия тревожная (когда всё внутри болит). Впервые легче ему стало на Соловках после Причастия. У него была полная исповедь. Со слов молодого человека, он словно принял обезболивающую таблетку. В его жизни был еще один тяжелый момент. По настоянию человека, втянувшего в эти мероприятия, он снял с себя крест и возможно даже отрёкся. Сейчас он исповедуется, причащается, но ему всё равно трудно войти в нормальную Евангельскую жизнь. Мешает предубеждение, что нужно быть истинным мужчиной, но не пассивным слабаком, импотентом. Ему помогает Причащение. Сам молиться он пока не может, не получается (сейчас эту причину не разбираем). Стало очевидно, чтобы просто существовать ему необходимо Причащаться два раза в неделю. После таинства у него есть пару дней спокойных. Потом то, что он сам в себе не перевоспитал, эти доминанты входят в движение, просыпаются и «мутят ему воду». Как в сказке «О попе и работнике его Балде» был эпизод – чертёнок подошел к озеру и стал хвостом приводить воду в движение. Вот так и его душа от движения начинает болеть.

Я общался с психиатром, который его консультировал. Это верующая женщина и она сказала слова, укладывающиеся в Евангельское мировоззрение. У нас есть нормативная личность и аддиктивная. Для христиан нормативная личность определена. В образе Христа создаётся психологическая норма. И есть личность аддиктивная. Человек фиксируется на каком-то процессе. Первоначально ему кажется, что он обрёл ключ к решению всех проблем, испытывает эйфорию и ощущение свободы. Зажатый молодой человек не может с девушкой общаться, но выпил и словно крылья расправил, и слова появились, и активность, и смелость, и отныне считает, что алкоголь – путь к успеху. При употреблении алкоголя начинается деградация. Всё рассыпается, человек погружается в очень неприятные для себя истории (познакомился с девушкой, а потом ударил). Когда мы стимулируем нормативную личность, то даже имеющиеся нарушения станут постепенно растворяться, уходить. Если же мы активизируем аддиктивную личность, то нарушения углубляются, становятся процессами.

Например, стеснительный, робкий мальчик пошел на секцию рукопашного боя. От тренера зависит очень много. Он прививает не только навыки боя, но учит парня быть мужчиной, прививает и духовный стержень. От него (тренера) требуются нравственные качества. В таком случае стимулируется, развивается нормативная личность (видна в рассказах Арцебушева, Солоневича, Вадима Туманова). Человек перестает быть робким, уходит страх. Примечательно, что человек, развивающийся в рукопашном бое, становится менее агрессивным, он может обойтись без драки. Ведь речь идет не только о навыках телесных, но и о взгляде на жизнь. В восточных школах несколько иной подход, где тренер – гуру, требующий подчинение и чуть ли не поклонение. При этом его личные качества, как человека не рассматриваются. Стимуляция аддиктивной личности если и приводит к мужественности, то человек начинает драться, выпивать, дерзить, унижать других, он перестаёт воспринимать других людей, теряет социальные контакты. Это в свою очередь повлечет деградацию в плане мышления. Лев Выготский утверждал, что наше мышление завязано на духовную активность, направленную в сторону любви ближнего. Человек, способный воспринимать обратную связь со стороны мира и от других людей, развивает собственное мышление. Человек, замкнутый на своей модели поведения, начинает деградировать в плане мышления, у него нарастает агрессия. Поэтому этот выбор стоит перед тобой тоже.

Если есть желание можно также почитать текст, который называется «ТРИ СИЛЫ: Цель жизни и развязавшееся стремление к игре (казино, гонки, игра по жизни)». В этом тексте разобран вопрос гнева. Человек, развивший в себе эту страсть, через некоторое время начинает гневаться на всё (и не только на людей, даже в одиночестве всё будет выводить из себя). С точки зрения святых отцов, гнев - это сила напряжения Тимос (с греческого – горю, пламенею). Если человек заражен страстями, эта сила становится силой гнева. Он обрушивается на любое препятствие на его пути, в том числе и на окружающих людей. Аскетический идеал – не пассивный человек, но человек, очистивший силу гнева через любовь. Он может действовать, причём действовать очень активно, но без личной неприязни к людям. Например, начальник делает выговор подчиненным (по делу), он сам не трясется от ярости. Сила вожделения – Эрос. Она дана, чтобы человек мог находить цель. Когда наша цель избирается на основе блага, но любовь влечет нас к ней. Если мы заражены страстями, то выбираем не те цели и сила вожделения становится ненавистью. Третья сила души – сила разумная. Она принимает в себя Божественные смыслы, связывается с Божественной благодатью, что способствует очищению силы напряжения и силы вожделения. Если есть понимание, как эта сила исцеляется, то человек может быть активным, действующим, но при этом освободившимся от своих разрушительных страстей. Если понимания нет, человек ошибочно принимает за исцеление общее угасание, понижение уровня действия, мышление и тому подобное. В указанной статье приводятся некие святоотеческие мысли о исцелении этих сил души.

Прочитал твой план по исправлению жизни, очень хороший план. Ты всё чётко «схватил». Начать можно, если будет такое желание и произволение, с полной исповеди. Внимательно (может и не за один день) пересмотреть прошлую жизнь. Самое главное понять мотивы своих поступков. Не познав пружин, приводящих тебя в действие в тех или иных ситуациях, трудно будет их перевоспитать. Многое из того, что толкает человека в патологию, само по себе не является абсолютным злом. Вот целеустремленный человек. Целеустремленность сама по себе не является злом, она дана Богом человеку для достижения благих целей. Но если человек заражён страстями, то она (целеустремленность) может увести в агрессивные, криминальные, страстные, саморазрушительные процессы.

С точки зрения аддиктологии, мишенью являются не конкретные формы зависимости, а аддиктивная система (комплекс воззрений, представлений, переживаний, навыков, ориентированных на зависимость), находящаяся внутри человека. То есть сформировавшаяся подобная пружина может реализовывать себя в какой-то конкретной зависимости. Если зависимость у человека убрать (например, у него больше не будет здоровья пить), то он найдёт себе что-то другое. Может быть, стремление пить имеет под собой стремление к счастью, что вложено в человека изначально. Просто человек не знает, где это искать или имеет о счастье превратные представления. То есть, заражена его разумная сила. Человек, когда готовиться к исповеди, внимательно анализирует произошедшее с ним, и может увидеть те же жизненные остановки, на которых он зашел не туда и занялся не тем. В этом аспекте могу сослаться на книгу «Победить свое прошлое – Исповедь начало новой жизни».