Пост. Пост. Про пост в общих чертах. Часть 1
Автор:  Иеромонах Соловецкого монастыря
Дата:  01.03.2022.



Пост – дисциплина ума и тела. Пост – оживление притупленных чувств. Пост  – избавление от пресыщения и так далее. Суть духовного делания – воздержание, но не стоит забывать, что Аскетика – скорее развитие, чем ограничение.

Продолжение – в ответе «Пост. По поводу подготовки к Великому Посту. (часть 2)»

Другие ответы (текст):

Женщине о протесте по поводу поста, христианских книг, разных «правил» и прочего
Поститься не вредно ли
Поститься как
Человеку, который кушает практически все

Другие ответы (аудио):

Пост. Пост и вопрос про отступление от поста
Пост. Зачем нужен пост

Перед ответом на тему, как Вам подготовиться к Великому Посту, несколько соображений.

Великий пост – проявление самых светлых идей. Святитель Игнатий (Брянчанинов) отмечал, что Пост – дисциплина не столько для тела, сколько дисциплина для ума. Во время Поста, действительно, часто приходят мысли, которые ассоциируются с термином креативность. По сути, Пост и нужен, чтобы ум человека стал способным подняться до определенных познаний и идей. В состоянии погруженности в водоворот эмоций, событий, различных размышлений (в том числе и о пище) мы не можем порой додумать мысли глубокие, касающиеся не одного процесса, а их суммирующего вектора. Мысли такого уровня (масштаба) называют метаанализом. Он включает в себя осмысление совокупностей, а не отельных элементов.

Необходимо учесть, что произвольно повторять Великий Пост с такой насыщенностью мы не можем. Церковь «вычислила» ритм, в котором человек может существовать в рамках Поста. К Посту Великому люди готовятся заранее (подготовительные недели). Он насыщен смыслами, что порождает определенное воодушевление. Просто так, технически, без смысловой насыщенности Великий Пост воссоздать не удастся.

Мысль об определенном воздержании необходимо воспринять с рассуждением. Если речь идет о социальных сетях, то это не значит, что придется отринуть все контакты. Рабочие моменты требую определенной степени вовлеченности. Вы должны развивать свою способность отделять важное от незначительного, выходить из информационного потока. Хотя в современной психологической литературе слово «поток» преподносится в положительном ключе, но человеку лишь какое-то определенное время может казаться, что быть и плыть в этом потоке эмоций здорово. Одновременно ведь размывается способность принимать решения. Правда жизни вскроется, когда возникнет потребность выбираться на берег. Человек поймет, что за это время (в потоке) регрессировали важные навыки. Речь идет не о ситуации, когда человек любит свою работу и старается делать ее хорошо. Речь о том, что человек серфингует по информации и за счет поверхностного восприятия у него складывается ощущение, что все в этом мире понятно. Но стоит лишь остановиться в скольжении, как приходит понимание, что дилетантский уровень не позволяет решать глубокие вопросы.

Во время Поста нужно научиться ставить вопросы. Понять, действительно ли важно изучить данный источник, либо эта информация несущественна. Тот факт, что данным навыком нужно владеть, очевиден (апеллирую к здравому смыслу). Один человек рассказывал. Группе исследователей (не буду указывать название учреждения) была поручено «разработка» некой духовной безопасности для бизнесменов. Отмечено, что они сходят с ума (скорее в переносном смысле). Обилие информации приводит к перегрузу сознания. Из этого состояния все выходят по-разному (алкоголь и так далее). Сам он дошел до того, что зависимость от информации стала компульсивной (проверял почту каждые 15 секунд). Он, будучи человеком, работающим в области «ментальной безопасности», пришел к идее Поста. Приехал на Соловки. Познакомился с Православием. Был удивлен, ведь то, что он пытался инстинктивно нащупать, уже давно появилось и практикуется. По его мнению, Пост (информационный) абсолютно необходим.

Упомяну о книжечке «Тайна Царствия Божия». Это труд об Иисусовой молитве. В ней сказано, что иногда у человека похищается понимание сути духовного делания. Тогда он остается лишь с внешними признаками, атрибутами (капустой и сухариками) и полагает в этом суть делания. Суть же в воздержании – способности человека сохранить свою идентичность. Ивану Ильину принадлежит следующая мысль: тот, кто входит в жизненный поток, рискует быть размытым. Чтобы человеку жить, необходимо выбирать немного из многого. Это немногое развивать, укреплять. Человек формирует ядро. Навык воздержания помогает ядру сохраниться, не быть размытым в потоке внешних впечатлений.

Мысль Ивана Ильина можно дополнить словами Стива Джобса (есть принципы универсальные, их можно проследить в разных областях). Некоторые думают, что инновация – нечто новое. На самом деле инновация (мысль передана своими словами) – способность отказать себе в многом ради развития какого-то конкретного направления. Поэтому, аскетика – не столько ограничение, сколько развитие. Отсутствие ограничений в каких-то областях жизни не позволяет свершиться прорыву на внутренних фронтах. Нужно аккумулировать силы на определенных участках. Но если об этом забыть, то самоограничение не имеет конечной цели. Можно вспомнит мысль иеромонаха Рафаила Новикова (ученика отца Антония Сахарова), что аскеты писали уставы Поста и эти уставы нами ошибочно воспринимаются, как правила. Они горели любовью к Богу, и чтобы остаться на этой высоте духовной, приходили к ограничениям.

Не совсем верно на Пост смотреть, как ограничение само по себе, упуская из вида формирование того самого ядра личности (чему ограничение и должно послужить).

На тему воздержания интересные мысли принадлежат иеромонаху Симеону (Мазаеву). Он говорил, что Пост помогает людям оживить притупленные чувства. В качестве аналогии он привел временную слепоту, что случается в горах. Белизна снега ослепляет. Лечение – повязка на глаза, чтобы исключить работу зрительного анализатора на время. Подобным образом притупленные чувства исцеляются воздержанием. Что такое притупленные чувства? Достаточно вспомнить Тиверия Кесаря. Для него во времена Римской империи на одном из островов создали «Рай» (как это понимали люди и как можно было создать с помощью человеческого воображения и человеческими средствами). Тиверия Кесаря окружало все самое-самое (красивые люди, произведения искусства). Радовался ли он? Нет. Он писал в Сенат, что, если бы не достоинство Кесаря (то есть императора), давно вскрыл бы себе вены. Говорил, что не знает для чего живет. Этот пример показателен.

Одна знакомая недавно была в пятизвездночном отеле на курорте. Что интересно, она практически не видела там счастливых людей. В отеле воссоздана версия рая (опять же), как это способны воспринять люди. Фантастические еда и обстановка, но люди всегда недовольны. Или современные дети. Часто встречающаяся метода воспитания состоит в следующем: любые желания ребенка выполняются незамедлительно. Что в итоге? Ребенок не понимает, чего ему желать. У него есть игрушки. Он имеет возможность кушать все, что душе угодно. Но это не приносит ему радости. Классический пример показан в фильме «Живая игрушка». Состоятельный папа уже не знает, что подарить сыну и вручает ему живого журналиста на некоторое время. От пресыщенности исцеляет Пост.

Насим Талеб (известный экономист, автор мирового бестселлера «Антихрупкость», о котором будет сказано ниже) является православным христианином. Держит Великий пост. Говорит о той полноте переживаний, которая у него возникает по поводу еды после Поста. Понятно, для нас еда не является центром жизни. Здесь нужно дополнительно отметить следующее – чем же является для Христианина еда, красота и вообще чувственные явления, порождающие положительные эмоции? См. ответ «Вера. Вера и социальная жизнь. Духовность, радость и предметный мир».

Дети, не знающие Поста, рискуют стать наркоманами. Вначале ребенок не может справиться с компульсивным желанием съесть шоколадку, например. Кричит. Топает ногами. Если он привык всегда получать желаемое, то не формируется способность отложить свой позыв. Когда (если) в его сознании появится наркоманическая эмоция, он не сможет ее от себя отстранить. Медики упоминают в своих работах о сроках начала зависимости (от начала употребления). На самом деле зависимость начинается с первого раза. Действительно, может быть, наркотическое вещество включается в метаболизм через какое-то время, но с самого первого употребления у человека развивается зависимость психологическая. В его сознании появляется некая эмоция, она разрастается, выдавливает все из сознания, а человек ничего не может ей противопоставить. Вот если бы ребенок с детства имел опыт поста и потом бы столкнулся с наркотическим опытом, у него был бы ресурс что-то этой тяге противопоставить. Даже если ребенок не постится вместе с родителями весь Пост или имеет послабление, он учится владеть собой.

Тот навык, который мы воспитываем во время Поста, мы сможем реализовать в другой обстановке (об этом будет сказано ниже). Например, некоторые люди говорят, что не могут организовать постный стол. Один человек сетовал, что у него не получалось реализовать проекты по бизнесу. В разговоре со священником он упомянул, что кушает мясо и выпивает в среду и пятницу и никак не может уловить, что эти дни являются постными. И это говорит взрослый человек? Если человек не может определить, где в рамках недели находится среда и пятница, то как он может сорганизовать свой рабочий ритм. Что еще важно учесть? Некоторые люди не соблюдают постные дни (немного отклонились от темы Великого Поста, но ведь принцип един) среди недели по причине отсутствия в холодильнике постных продуктов. Если человек ради любви к Богу постится, то ему необходимо заранее купить в магазине продукты, чтобы иметь возможность в среду и пятницу не отказываться от поста. Кто-то скажет, что это сложно. Есть книга «Просто космос» (не то, что бы призываю читать). Ее автор Катерина Ленгольд– женщина, обладательница массы сертификатов, в том числе и MBA. Книга учит планированию. Суть идеи в следующем – чтобы утром выпить кофе, еще с вечера посуда должна быть вымыта (чтобы была чистая чашка). Этому навыку планирования автор учит специально. Человек, живущий в ритме Поста, этому обучается с детства и исподволь. Формируется некая функциональная система. Навык планирования и взгляда в будущее даст о себе знать, когда речь идет не только о Посте, но и о других явлениях. Если мы постимся с разумом, формируется префронтальная кора, то есть отдел мозга, отвечающий за планирование и выбор актуального, адекватного, оптимального в настоящий момент действия. Бывает, что человеку очень хочется мороженого в постный день, но ради Любви к Богу он принимает решение (а префронтальная кора помогает решение провести в жизнь) и выбирает другую стратегию. У человека формируется способность выбирать стратегию, не идти в русле страстей и компульсивных эмоций.

Есть старцы, кто вводят дополнительные посты. На это нужен определенный духовный возраст. Ритм, предложенный Церковью (количество дней постных и непостных), сбалансирован.

Но, в целом, с введением в свой распорядок дополнительных постов, надо быть осторожным (чтобы не начались чудные мысли: мол, я пощусь больше, а они меньше, они – грешники). Была еретическая группа, соблюдавшая пост в среду, четверг и пятницу на сырной седмице за Ниневию. Как объясняется в книге «Новая скрижаль» сплошную сырную седмицу перед Великим Постом ввели не для того, чтобы перед постом побольше сыра покушать, а ради отграничения от этой группы.

Отношение к Посту должно быть аккуратным, рассудительным, разумным. Если человек начинает не с малого, то часто возникает раздражение. Устав же во многом помогает, он дает достаточно высокую планку и достаточен, чтобы прочувствовать то, что в итоге может поспособствовать взращиванию духовного плода.

Раньше люди с детства имели навык. Они знали, чем себя занять. Без подобного опыта сходу по всей строгости соблюдать Пост может и не получиться. Необходимо учесть, что во время неядения начинают чудные мысли в голову приходить. Иван Ильин говорил, что аскетика должна сопровождаться умением высвободившиеся силы направить в конструктивное русло. Если человек из Поста берет только неядение, если приходят чудные мысли, а он не умеет с ними справляться с помощью Иисусовой молитвы и с помощью всего строя духовной жизни (она неотделима от жизни социальной), то эти мысли его захватывают.