Интуиция. Интуиция. Голос внутри говорит, что будет и – сбывается
Назад к списку вопросов
Автор:  Иеромонах Соловецкого монастыря
Дата:  25.03.2022.



Даже к здоровой интуиции стоит относиться с осторожностью. Тем более осторожным следует быть со «знанием», вложенным извне. Человеку, поддавшемуся этому внушению, грозит полная зависимость, подчиненность, изоляция и слом психики.

Твой вопрос по поводу некоторых прозрений, их называют еще вещими снами.

Ты рассказывала, что однажды играла с друзьями и вдруг возникло четкое понимание, как эта игра будет разворачиваться. Все в точности повторилось. Тебе свойственна некая эзотерическая тенденция (нельзя сказать эзотерическая направленность) к всесмешению религиозных воззрений. Ты путешествуешь, изучаешь разные культуры и может возникнуть обманчивое впечатление, что все говорит об одном. Да, этика человеческая на всех континентах приблизительно одинакова. Профессор Осипов в статье «Кумраниты и первохристианство» говорит, что сходства эти связаны не с религиями, а единством человеческой души. Например, у всех народов мира является серьезным преступлением удержание платы наемному работнику. По мнению еще одного профессора, православный крестьянин и крестьянин-буддист – люди приблизительно одинаковые, но вот православный монах и буддийский монах – совершенно разные люди. Крестьяне не всегда погружаются в суть религиозных воззрений. Они дети природы. Им само естество подсказывает здоровые основы жизни – спокойно трудиться, не делать зла. Это те основы, которые, как говорил Насим Талеб в книге «Антихрупкость», носят эвристический характер. Простые принципы, уменьшающие нашу хрупкость, то есть увеличивающие устойчивость к разрушительному влиянию времени и перемен. Наблюдая одинаковые или схожие элементы быта на разных континентах, не относящиеся к религии, мы можем ошибочно полагать, что и религии едины. Этот тезис – один из эзотерических постулатов.

Когда у человека различение сути явлений ослаблено, то в ум могут вторгаться внушения извне. То, о чем ты говоришь – признак тревожный. Этот симптом хорошо описан А.С. Пушкиным в повести «Пиковая дама». Стоит отметить, что Пушкин был профессиональным игроком (говорю это не для того, чтобы бросить тень на великого писателя, а лишь хочу отметить ту мысль, что Пушкин знал, о чем писал). Он играл серьезно. Сохранились полицейские отчеты. Суть в следующем. Призрак, назвавшись Графиней, подсказал Герману (к Богу Герман имел мало отношения, он был готов и душу продать, чтобы завладеть секретом) выигрышную комбинацию. Дал своего рода гарантию, что Герман трижды выиграет в карты. Он накопил денег на первую игру и сорвал банк. Выигранное снова поставил на кон и сорвал банк второй раз. Он думал, что выиграет и в третий раз. Но вместо туза оказалась дама (хотя он видел туз). Проиграл. Это потрясение свело Германа с ума. Конечно не только проигрыш, но и та связь, что протянулась между ним и инфернальным миром.

Подобную ситуацию мы видим и в бессмертном произведении Шекспира «Гамлет». В чем одна из смысловых доминант трагедии? Некий призрак является Гамлету, называется отцом. В следствии это общения Гамлет теряет рассудок и погибает. Конечно, его родственник был виновен в гибели отца, но, если бы Гамлет не вошел в измененное состояние сознания (вследствие общения с призраком), возможно смог бы вопросы решить иначе – суд или сделать информацию достоянием общественности. Об измененном состоянии сознания говорит его известный монолог «Быть или не быть». Подобная «вилка» в уме человека – один из симптомов. Человек сталкивается с труднорешаемой ситуацией и мучается: ему смириться под натиском обстоятельств или все смести на своем пути? Выйдя из измененного состояния сознания, человек осознает, что существуют разные варианты (отступить, собрать дополнительную информацию, наладить контакты, начать процесс). Здесь же человек альтернативных вариантов не видит, в нем все кипит. Кстати, один из режиссеров ставил Гамлета в этом ключе – призрак был именно демоном, который сводит Гамлета с ума.

Подобный случай укпомянут в жизнеописании святого Апостола Иоанна Богослова. С проповедью Апостол дошел до места, где жил юноша по имени Аполлонид. У него был дар, как сейчас бы сказали, ясновидения. Но тот, кто дал юноше этот дар, обманул его. Дух сказал Аполлониду бежать, потому что пришел колдун (назвал Апостола колдуном), желавший убить юношу. То есть солгал. Тогда Апостол написал записку, ее передали Аполлониду. В записке было обращение не к юноше, а к тому духу, который вошел в него. Апостол повелевал духу выйти. Аполлонид, когда отрезвился, рассказал, что однажды проснулся и увидел рядом с собой черного человека с глазами, горящими как угли. Этот человек вошел в юношу и с тех пор ему стало известно все, что происходит в доме. В начале падший дух дает знания, которые можно проверить. Когда же человек начинает доверять голосу внутри, голос ставит его (человека) в зависимое положение.

Могу сказать, что это не сказка. Одна женщина занималась магией. Она поняла, что это гибельно, прошла Чин присоединения и перешла в Православие. Но в области магии остались две ее дочки (обе потом вышли). Младшая была очень красивой девушкой. Там, где магия, там и расторможенная сексуальность. Очень свободное поведение в данной плоскости, которое перешло уже в лесбийские отношения. Девушка попала в автокатастрофу. Любовница разбилась на смерть. Она с тяжелыми повреждениями была доставлена в больницу. Состояние критическое. Ее старшая сестра рассказывала, что в один из вечеров возникло непреодолимое желание читать Евангелие. Жизнь пострадавшей была под угрозой. И к ней наяву подошли все те, кого она призывала в заговорах. Девушка увидела их истинное лицо. Это существа с пылающими глазами. Стало понятно, что ждут они отделения души от тела, чтобы душу похитить. Непередаваемый ужас. Господь дал ей жизнь. Кризис прошел. Произошло чудо. Появился молодой человек, который помогал ей заново учиться говорить, ходить. После выхода из больницы она полностью изменила вою жизнь и разорвала свои эзотерические контакты.

Подобный случай был и со святителем Никитой Новгородским. Он ушел в затвор без благословения. Падший дух ему явился в виде ангела и сказал, чтобы святитель больше не молился. Он (то есть демон) будет молиться за него. Никите с тех пор стало известно все, что происходило вокруг. Это исторически можно проверить. К святителю Никите обращались при краже, утрате имущества и он говорил, где и что лежит. Он словно видел на расстоянии. Отцы Киево-Печерской Лавры поняли, что Святитель находится в прелести. Никита не ссылался никогда на Евангелие, а при упоминании Священного Писания даже гневался. Святитель Никита упоминал только Ветхий Завет. По молитве Святых бес отступил от Никиты. Он забыл Ветхий Завет, который раньше цитировал наизусть.

В цикле «Восточный цикл» вошли беседы на общую тему – о врачах, которые видят болезни и предсказывают: 8а «О врачах-«целителях», которые видят болезни и предсказывают. Открытие собственной таинственной силы с помощью техник»  и 8б «О врачах-«целителях». Йогические техники. Открытое сознание. Дары и сверхспособности». В этих беседах приведены и другие случаи, комментирующие обсуждаемый нами вопрос.

В человеке появляется информация («бегущая строка») – ментизм – навязанное мышление. Эта тема разобрана схиигуменом Гавриилом (Виноградовым-Лакербая) в его книге «От чего нас хотят „спасти“ НЛО, экстрасенсы, оккультисты, маги?». Чем отличается ментизм от творчества? В случае творчества виден процесс (писатель зачеркивает, переформулирует и так далее). Когда же речь идет о ментизме, человек становится передатчиком, радиоприемником, уловившим волну. И это не круто. Это страшно. В человеке рождается готовый продукт, созданный кем-то. В начале при отсутствии опыта и понимании данного процесса человеку эта ситуация может даже нравиться. В книге описан случай Ники Турбиной. Она была веселой и общительной девочкой, но когда в ней начинался процесс этой передачи, становилась жёсткой и настойчивой. Ника заходила в спальню к родителям ночью и требовала записать то, что будет говорить. Она диктовала им стихи. Эти стихи имели такое содержание, словно их создала женщина в возрасте и искушенная в разврате (ребенок таких вещей не мог знать). В одном стихотворении видно, что речь идет о ком-то, кто тело Ники воспринимает, как собственный дом. Как пишет отец Гавриил, надо отдать должное психиатрам, они поняли страшную подоплеку этого процесса. Многие люди в восторге от таких детей, называют их индиго. Кстати, как говорил отец Иоанн (Адливанкин) (ведущий специалист центра имени Иоанна Кронштадтского в Москве для реабилитации жертв оккультизма и сатанизма), дети-индиго только при поверхностном знакомстве производят впечатление гениальных. На самом деле они транслируют достаточно примитивные, псевдонаучные схемы, а в последующем деградируют. Психиатры призывали родителей любой ценой запретить Нике писать. Как запретить человеку выдавать влагаемые в него психические продукты, если нет Благодатной защиты? В такие моменты люди ощущают, что умрут, если не выплеснут знания, переполняющие их. Потом Нику стало «нести» по жизни. Наркотики. Хаотизированные сексуальные контакты. В итоге она выбросилась из окна. Мы не знаем, покончила ли она с собой, либо тот дух, кто ее курировал, подавив ее волю, совершил это.

Ситуация, которую ты описала, может развиваться следующим образом. Первое время все кажется безобидным. В человеке рождаются знания, которым можно найти подтверждение в реальной жизни. По мере развития доверия, эти знания могут перекочевать в ту область, которая проверке уже не поддается. Например, альтернативные варианты возникновения планеты, рас людей и так далее. Этот момент описан в книге «Великая стража» в разделе «Собственноручные келейные записки». Автор этих заметок Отец Иероним (Соломенцев) дает редчайшие по своей насыщенности зарисовки, комментирующие тему разворачивающегося психического повреждения. В частности, рассказ «События перед кончиной схимонаха Клавдия». Однажды, когда он молился в храме, отец Клавдий услышал крик бесноватого. Подумал, что если он так испугался крика, как же будет себя чувствовать в аду после смерти, где заключены демоны? Стал плакать и на каком-то этапе пришла мысль, которая начала руководить его поведением. Он спросил о том духовника. Духовник посоветовал не проклинать, вдруг это от Бога, но и не принимать, вдруг это от дьявола. Решено выждать время. Однажды подозрение у отца Клавдия все же возникло. Он находился в своей келье. Помысел стал внушать скакать по келье. Есть Пасхальное песнопение «Богоотец убо Давид, пред сенным ковчегом скакаше играя» (то есть танцуя по-славянски). Когда несли ковчег со скрижалями Завета, царь Давид испытывал такую радость, что стал танцевать. Это было излияние чувств восторга. Помысел стал побуждать отца Клавдия именно скакать. Он засомневался. Потом помысел призвал посмотреть на доски пола и те пришли в движение. Затем из иконы вышел Христос (якобы), причастил отца Клавдия. Тот упал в земном поклоне и увидел ноги козлиные. Его охватил ужас. Он понял, что стал жертвой искушения.

Могу посоветовать тебе – никакого доверия этому голосу не имей. Если начнешь доверять, то станешь полностью зависимой. Перестанешь советоваться с людьми, искать ответы в книгах, думать своим разумом, а будешь сверяться только с этим голосом.

Кстати, от подобных явлений и состояний исцеляет самонаблюдение (не уровень дневниковых записей, а именно самонаблюдение). Наряду с «угадыванием» мы огромное число раз ошибаемся. Соответственно полагаем, что интуитивное познание не может быть ведущим. Бывает и здоровая интуиция, не связанная с падшим миром. Но такая интуиция, как накопленный опыт. Это только лишь один из сегментов (пазлов), которые мы складываем, чтобы получить полную картину. Здоровая интуиция призывает обратить на что-то внимание. Сама жизнь подсказывает. Бывает, конечно, и вразумление Божие, которое подсказывает нам, как поступать. Но даже если речь идет о здоровой интуиции, все равно нужна осторожность.

В цикле бесед «Мозаика идей» в рамках беседы 11c. Расстановки по Хеллингеру (1. Отличие эзотерических подходов от христианских взглядов. 2. Вопрос о достоверности внутреннего опыта) поднимался вопрос о достоверности внутреннего опыта. При возникновении «понимания», все равно православный человек говорит – Господи, вразуми, как поступить! Он советуется, спрашивает. Преподобный авва Дорофей в своей книге «Душеполезные поучения» говорил: видел ли ты павшего? Знай, он поверил себе.

В заключении приведу рассказ об одном человеке. Он был трейдером и до своего обращения к Христианству пытался практиковать интуитивную форму познания. Знакомый Священник призывал его к осторожности, но этот человек настаивал на своем. Господь все расставил на свои места. Они вместе с еще одним человеком поехали на Афон. Место особое, там люди получают ответы мгновенно. Финансисту пришло на ум запастись провизией. На Афоне в монастырь пускать только на один день, следующим днем надо переходить в другую Обитель. После утреннего богослужения, завтрака паломники идут отдыхать, и, не дождавшись обеда, переходят в другой монастырь. Переход может быть долгим. После вечерней службы легкий ужин, отдых и ночная служба. То есть самый главный прием пищи (обед) пропускается. Он взял с собой батончики. Но на следующий день после приезда на Афон у него воспалились десны. Кушать он не мог. Финансист взял священнику палочки для ходьбы. Он опасался, что батюшка, так рьяно шедший вперед, быстро устанет и его придется нести на руках. Как только об этом подумал, получил растяжение связок коленного сустава. Кстати, это был самый трудный переход за все время пребывания на Афоне. Священник понял, что путники отстали, вернулся и отдал финансисту палочки. Получается, что батюшка сам нес его на руках при спусках с горы (при травме колена именно спуск причиняет максимальную боль). Вышло все не так, как помысел говорил. Для него это был урок – доверившись интуитивному познанию можно попасть впросак.

Конечно, в одном ответе всего не скажешь. Здесь охвачен лишь сегмент.

Ситуация непростая, можно даже сказать опасная. Расширить представления по данному вопросу помогут некоторые материалы из статьи «КНИГИ: Как, что, по какой теме почитать с целью формирования христианской картины мира». См. раздел «Тема видений и измененных состояний сознания».

В качестве постскриптума. Из тюрьмы написал один человек, изобразивший свою жизнь в следующей притче. Он слушался внутреннего голоса, и голос сказал ему копать яму метр глубиной. Выкопал. Выбрался. Потом голос сказать углубиться еще на метр. Человек выбрался. Голос приказал углубить яму на метр еще. И после этого выбраться уже нет возможности. Так он оказался в тюрьме.