Вера. Вера. Общение с неверующими. Скрывать ли Веру. Ч. 2
Автор:  Иеромонах Соловецкого монастыря
Дата:  20.03.2022.



Жить по Вере не значит говорить о том. Вере необходима реализация. Евангелие показывает, какие принципы и их реализация ведет к блаженству, а какие принципы повлекут за собой страдания.

Вы спрашиваете, как Вам быть в отношении своей Веры. Было время, когда не афишировали, что пришли к Вере. Время изменилось, появляются новые знакомые. Дилемма – показывать Веру и терпеть нападки или скрывать свою Веру? Знакомый священник сказал, что от всех не скроешься.

Начало – в ответе «Вера. Общение с неверующими. Ч. 1».

Вы упоминали, что обладаете математическим складом ума. Отмечу, что подобные дилеммы и рождаются в математическом уме. Вы говорили, что математика может привести людей к мысли о Боге, ведь в математике есть красота. Но в математике есть и проблема – человек должен решить однозначно, число либо больше ноля, либо меньше. Но ведь человек вынужден мириться с неопределенностью, а скорее жить с открытым вопросом. Поясню примером. Однажды один священник (тоже математик) сказал мне, что существует математическая загадка про осла, и она считается нерешаемой. Суть загадки: если перед ослом лежит две одинаковые кучи сена, то он не сможет выбрать какую съесть и умрет от голода. Мне кажется, что создатель этой задачи за всю свою жизнь не видел живого осла. Если осла подвести к равным кучам сена, то он вначале съест одну, а потом другую. И ни какой задачи здесь нет. Загадка могла родиться только в математическом уме.

Здесь можно привести мысль одного нейрофизиолога, утверждающего, что у животных есть некие рандомные механизмы, если можно так сказать, датчики случайных чисел. Заяц бежит, перепрыгивает через куст и сам еще не знает куда повернет – направо или налево. Его маршрут определяется (выбирается) по ходу движения и не является запланированным. Для чего этот рандомный механизм нужен? Чтобы лиса его не просчитала. Если заяц будет выбирать маршрут по алгоритму, то его можно просчитать и перехватить.

Попадалось упоминание о тюрьмах, охранных объектах. В источнике указывалось, что охране было запрещено вырабатывать алгоритм поведения, чтобы злоумышленники не вычислили его. Подобное было показано в фильме «Большое ограбление поезда» с Шоном Коннери. Речь идет об ограблении поезда, в котором перевозили большие материальные ценности. Ключи от сейфа с золотом хранились в специальных помещениях. Охранник с английской педантичностью во время несения службы выполнял одинаковое количество шагов в одну сторону, поворачивал и возвращался. В определенное время входил в туалет и выходил. Поэтому злоумышленники знали, сколько у них есть времени. Преступление было совершено.

Безусловно, рандомные механизмы есть и у математиков, и не всегда речь идет о бинарных позициях. Есть еще разные периоды жизни. Человек вырастает, меняется, могут претерпеть изменения и его принципы. Первые годы воцерковления человек действует очень прямолинейно. Он усвоил принципы на уровне ума и им следует. Это где-то выглядит нелепо и смешно, но это неплохо. Пусть лучше будет так, чем человек вовсе без принципов. Постепенно, учитывая главный вектор жизни, перестраиваются нейронные сети. На это уходит не один год, может быть три-четыре или пять-семь. Человек уже способен увидеть, как тот или иной принцип можно применить к разным нюансам в различных ситуациях. Нечто подобное есть в рукопашном бое. Сначала человек освоил прием и может выполнить его жестко, без вариаций. Через какое-то время рождается понимание, как на этот прием выйти в изменившихся обстоятельствах.

Так же может быть и с Вами. Постепенно Вы укрепляетесь в понимании, появляется мудрость в общении. Жить по Вере не значит говорить о том. Один крестьянин, переживший годы репрессий и обладавший невероятной мудростью (о мудрости можно судить по нескольким страничкам, что он написал) оставил такое наставление – не столько старайся светить, сколько будь светом. Если будете стараться быть светом, то от Вас будет исходить мир. А что люди могут сказать против мира, который исходит от Вас? Им захочется быть причастными.

Если верующий человек начинает декларировать, как надобно поступать, но при этом не может свою позицию аргументировать, то у людей может возникнуть протест. Приведу пример не совсем из темы Веры, но будет понятно. В нашей школе был учитель по черчению. Очень строго он ставил оценки. Сдать на 4 было очень тяжело, на 5 практически не реально. От учеников была подана жалобу директору. Ученики выполняли работы, он ставил «смотрено» и протыкал лист ручкой, чтобы никто больше не мог воспользоваться. Во время разговора учеников с руководством школы прозвучала фраза – вы не стоите и его ногтя. Эта фраза вызвала бурю возмущения. Спустя двадцать лет смысл фразы стал понятен. Действительно, человек в глубоком пенсионном возрасте старается быть полезным, идет в школу, работает с детьми (как он может, как он понимает). Его строгость – попытка научить лучшему. Со своих небольших денег он помогал детдомовцам и сиротам. Действительно, можно было сказать, что мы не стоили его ногтя. Но эта фраза, поданная в ультимативной форме, вызвала бурю реакции. Если бы информация была подана чуть иначе. Можно было рассказать вкратце его биографию, что он за человек, что он помогает детям. И Вы свою христианскую позицию, не старайтесь донести в ультимативной форме: это грех и точка. Людям не понятен сам термин. По какой причине возникает протест? Кажется им, что кучка людей собралась, на какой-то процесс навесила клише «грех» и теперь нужно этому подчиняться.

Надо объяснять иначе. Есть некие законы мироздания. Если человек следует этим законам, он блажен и развивается гармонично. Если не следует – жизнь искажается и человек страдает. Есть закон всемирного тяготения. Если мы его отрицаем и спускаемся с 9-го этажа не на лифте, не пешком, а выйдя из окошка, то разбиваемся. Евангелие просто показывает – какие принципы и их реализация ведет к блаженству, а какие принципы повлекут за собой страдания. Такая формулировка не вызывает протеста. Если Вы будете больше на деле реализовывать Христианство (Ответ «Вера. Общение с неверующими». Ч. 1), то и вопросов будет меньше. Когда Христиане говорят об одном, а в социальной жизни ведут себя иначе (кричат, ругаются, раздражаются), то вся их проповедь умножается на ноль, выражаясь математическим языком.

Был такой случай (кто-то рассказывал). Мужчина добрый и хороший, но пьющий и в Храм он не ходил. Супруга посещала Храм, все пыталась его затянуть с собой. Как-то пришла после службы, а он выпивши. Она начала его ругать, что выпил, что безбожник. Он задал всего один вопрос – Откуда ты пришла, что такая злая? И она поняла все. Пришла из Храма. Должна была наполниться этим Светом, чтобы нести его дальше, а в итоге нашла в себе нечто прямо противоположное.

Последнее. Если все же возникла дискуссия. Старайтесь склониться не к директивному объяснению (так и все), а постарайтесь показать человеку очевидность того, что Вы хотите донести. Очевидность – центральный принцип творчества Ивана Ильина. Если Вы почитаете его книги, то будет проще общаться с неверующими людьми. «Я вглядываюсь в жизнь. Книга раздумий» и «Поющее сердце. Книга тихих созерцаний». Он разбирает разные феномены – скука, болезнь, любовь. Иван Ильин просто показывает картину мира и чтобы в нее конструктивно вписаться, необходимо следовать определенным принципам. Из этих принципов мы и узнаем христианскую идею. Он показывает, что христианское мировоззрение логично, разумно, красиво, конструктивно, перспективно. Конечно, в этом ответе нужно учитывать все то, что было сказано в ответе предыдущем.

В качестве постскриптума. На сайте Соловецкого монастыря опубликована статья «О вере. Ч. 1. Откуда берется религиозный экстремизм: О чем спросил мусульманин, посетивший Соловки?». В ней приведена некоторая идея, почему одни люди вероучительные моменты транслируют с агрессией, а другие поступают по любви. В качестве примера в публикации приведена фигура святителя Тихона Патриарха Московского. До того, как был поставлен Патриархом, он был епископом. Его любили и уважали все, и верующие, и неверующие. Он сумел наладить отношения даже с неправославными. В этой статье приводится позиция владыки Феофилакта. Он был епископом в городе Пятигорск, где проживают люди разных национальностей и этносов. Его позиция в следующем – мы все разные, но давайте жить в мире.

Если даже был свершен выпад в Ваш адрес, постарайтесь выяснить – может, человек расстроен или попал в плен секты, возможно, столкнулся с несправедливостью, может на приходе его не выслушали или он смутился (соблазнился) поступком священника. Надо человека понять, подобрать слова, соответствующие ситуации. В целом Православие дает основу, чтобы больше было примеров положительных, чем отрицательных.