Вера. Вера. Общение с неверующими. Ч. 1
Автор:  Иеромонах Соловецкого монастыря
Дата:  18.03.2022.



Возрастание в Вере, чистая совесть, любовь – три позиции, которые необходимо сохранить в себе и до людей донести. Личный опыт, развитие, возрастание над собой прежним, реализация Евангелия в толще повседневной жизни даст нам возможность вести социальную жизнь даже в среде людей, не разделяющих наших представлений.

Вы пришли к Вере в зрелом возрасте. Среди знакомых есть люди, не разделяющие Ваших представлений и убеждений. Не всегда понимаете, как себя с ними вести, особенно если с их стороны происходят выпады в сторону Веры.

Продолжение – в ответе «Вера. Общение с неверующими. Скрывать ли Веру. Ч. 2?».

Свой ответ составлю из нескольких пунктов. И первый из них скорее не в отношении Вас лично, а касается общего строя явления разбираемого. Человек, постигающий неизведанную для него область (касается не только вопросов Веры), часто начинает делиться с близкими тем знанием, что ему открылось. Это может выглядеть несколько навязчиво. То знание еще не стало его собственным, не влилось органично в жизнь. Это внешнее (по отношению к самому человеку) знание он умом проталкивает внутрь себя и в сторону ближних. Так и человек, изучающий, например, рукопашный бой. Первое время, проходя мимо дерева, возникает желание на виду у других произвести эффектный удар, чтобы все видели, сколь он силен. Проходят годы и человек успокаивается. Те приобретенные навыки делают (не во всех случаях) его сильнее, но одновременно и скромнее. В любой конфликтной ситуаций такой человек старается занять миролюбивую позицию. Осознание силы позволяет ему до последнего пытаться разрешить конфликт мирно, не боясь подойти к оппоненту близко и вступить в диалог.

Сопоставим с Верой эту мысль. Человек в период неофитства. Допустим, он в своей жизни допускал ложь, а сейчас пришел к правде. Человек активно заявляет о правде и воспитывая себя на примере пророков, мучеников. Начинается борьба с тем злом, которое он видит вокруг себя. Пока еще не хватает понимания, что окружающие его люди не пропитаны злом насквозь. Еще пока нет знания, что зло не исцеляется директивными методами, а скорее побеждается движением к добру. Это понимание приходит только с годами. Не знаю сколько потребуется времени. Учитывая физиологические моменты, можно предположить, что на перестройку нейронных сетей на новый ритм уйдет от 3-4 до 5-7 лет. Постепенно знание становится внутренним знанием человека. Он этим знанием пропитывается. Его прежний посыл попытаться изменить окружающую обстановку сам по себе неплох, но инструменты, методы были не зрелыми. Если раньше отступление в деталях приводило к критике, то сейчас человек способен вспомнить слова апостола Павла – «Цель же увещания есть любовь от чистого сердца и доброй совести и нелицемерной веры» (1 Тим 1. 5). Цель нашего назидания – чтобы эти три позиции (возрастание в вере, чистая совесть, любовь) и в нас сохранились и в человеке стали возрастать. Если мы кричим, директивно воздействуем, то с этих трех позиций сходим сами и окружающие с ними не встречаются. Человек становится мягче (не в том смысле, что человек лишается твердости), вокруг него создается пространство, в котором всем тепло и люди без особых назиданий начинают на этот образ жизни настраиваться. Они видят, что от человека исходят тепло, забота, внимание и уже хотят в чем-то похожим на него.

Следующий пункт. Если возникает дискуссия о Вере, следует подумать – стоит ли ломать копья? Один духовник говорил, что если бутылка на столе, то разговор о Вере не веди. Обычно ничем хорошим это не заканчивается. Если человек в Вашем ответе не нуждается, если он желает лишь транслировать свою позицию, значит можно последовать совету Спасителя – «Не давайте святыни псам и не бросайте жемчуга вашего перед свиньями, чтобы они не попрали его ногами своими и, обратившись, не растерзали вас» (Мф 7:6). Здесь, возможно, будет уместным отшутиться, перевести тему в другое русло. Один знакомый рассказывал, как гостил у своего товарища (верующего человека). Кто-то из родственников был полуатеистически настроен. Началась дискуссия. Он отшутился. Все рассмеялись, ситуация разрядилась.

Во время дискуссии (неважно будете ли Вы отвечать на вопросы в виду бесперспективности) постарайтесь увидеть в собеседнике не оппонента, не врага, не противоположную сторону, а в первую очередь человека. Один древний автор говорил о людях, не состоящих в Православной церкви – Мы добиваемся не победы, а возвращения братии, разлука с которыми терзает нас. Может быть, речь шла об ушедших в раскол или иным образом отпавших. Подобный настрой поможет и аргументы подбирать иным образом. Здесь возможны два момента. Во-первых, если Вы находитесь в мирном духе, то Господь вразумляет, потому что Вы пребываете в состоянии способном воспринимать Божественную Благодать. Во-вторых, анализ получаемых сигналов и отбор вариантов ответа совершается исходя из доминирующего состояния нервной системы. В беседах часто встречается указание на учение академика Ухтомского о доминанте. Ваша доминанта (в терминологии Ухтомского) будет доминантой на лицо другого, то есть внимание к собеседнику, даже если он агрессивно настроен. Тогда Вы сумеете найти такой ответ, который поможет дискуссию развернуть в мирное, конструктивное русло. Одному древнему автора принадлежит мысль, что единство не создается, оно обнаруживается. Возможно, Вам удастся увидеть точки соприкосновения.

Возможно, под первоначальным Вашим вопросом есть и другой. Вам пока не просто понять, как Вера, усвоенная умом, может быть переведена в толщу повседневной жизни. Действительно, мы Веру вначале усваиваем умом. По мере размышления приходим к пониманию как можно эти принципы реализовать практически, то есть в повседневной жизни.

Было бы полезно прочитать о христианах, живших в годы гонений. Они имели опыт социального контакта не только с членами Христианской общины, но и с гонителями и мучителями даже. Ставили перед собой задачу реализации Евангелия в условиях не всегда дружелюбной социальной среды. Это следующие книги (часто упоминаются в беседах): Протоиерей Михаил Труханов «Первые сорок лет моей жизни», Ефросиния Керсновская «Сколько стоит человек», Алексей Арцебушев «Милосердия двери», монахиня Елена Казимирчак-Полонская «О действии благодати Божией в современном мире», Иван Солоневич «Россия в концлагере», Борис Солоневич «Молодежь и ОГПУ». Важно, что эти книги написаны мирянами. Отец Михаил в те годы, когда находился в заключении за чтение Библии, был еще мирянином. Монахиня Елена приняла постриг в зрелые годы. Опыт мирян будет Вам близок.

Если Вы вынуждены отвечать на вопросы, а собеседник неприятен – начните за него молиться. Если он человек православный – «Господи, крестом Твоим удали от меня страсть неприязни, помоги мне полюбить своего обидчика, спаси меня его святыми молитвами». Если он человек не православный или формально крещеный, но относящийся к Вере с кощунством, тогда последних слов (спаси меня его святыми молитвами) не произносите, а вместо них можете говорить «Во имя Отца и Сына и Святаго Духа». Перед тем, как ответить, помолитесь – «Господи, вразуми, что мне сказать» и прочитайте одну Иисусову молитву «Господи Иисусе Христе Сыне Божий, помилуй мя». Если идете куда-то и знаете, что предстоит серьёзный разговор или Вам придется провести целый вечер в обществе людей и возможен диалог, прочтите по пути молитву «Царю Небесный», а после разговора «Достойно есть». Вы увидите, что после молитвы качество ответов совершенно иное. Особенно если возьмете в привычку читать Псалтирь и Евангелие (хотя бы по чуть). Вы увидите, что в дни, когда читаете Священное Писание, ум обладает способностью понимать социальную ситуацию. Постепенно, по мере того, как начнете воспринимать людей иначе, они из статуса врагов и оппонентов перейдут в статус дорогих людей (пусть обладающих сейчас такими взглядами), кто имеет Божию искру. Вы будете находить ответы даже вне плоскости прямого вопроса.

Вы рассказывали, как однажды десятилетний ребенок знакомых подбежал и сказал, что Бога нет. Не знаю, чтобы ответил я, ведь понимаем это лишь непосредственно в ситуации. Можно было к нему опуститься, чуть присесть и спросить – А ты есть? А радиоволны есть? Покажи мне их (использована мысль одного духовного автора). Нужен прибор, чтобы волны зафиксировать, руками их не покажешь. Так же и наше сердце. Если оно живет в любви, то мы можем Бога почувствовать. Ведь Христос познается не логикой. Сердцем, переживающим за другого человека, мы и можем прочувствовать Христа. Если ни за кого не больно, то Христа трудно ощутить. Кажется, Ивану Ильину принадлежит мысль, что на пальцах невозможно показать предмет, например, риторики. В чем он? Его можно пощупать? Что такое красивое говорение? А ведь целые трактаты пишутся. Фигуры речи создаются.

Личный опыт. Вы будете накапливать его, вступая в общение со Христом и получая в виде каких-то обстоятельств ответы на свою молитву. Когда будет этот реальный опыт, Вы увидите ситуацию в свете Промысла.

Иван Солоневич не в книге «Россия в концлагере», а в другом произведении описывал, что в советские годы знал коммунистку Марусю (он был известный спортсмен, Маруся обратилась по лини спорта). Она критиковала Ивана Солоневича за Веру, но относилась к нему хорошо. Под стражу заключили ее мужа (был недоволен советским строем, писал листовки). Во время допроса ему глаз выбили. Дело было плохо. Маруся была беременна, ее выгнали из общежития, как жену человека, выступившего против партии. Иван не побоялся поселить ее у себя, а сам перебрался к знакомому. Дело разрешилось совершенно неожиданным образом. По милости Божией муж не был расстрелян. Его выслали из Москвы, но к нему могла приехать жена и даже вместе жить. Когда Маруся услышала, как повернулось дело, она встала со стула, деловито подошла к иконам, перекрестилась и совершила земной поклон. Солоневич был удивлен. Он видел молитву коммунистки. Неисповедимы пути Господни. Как Господь приводит к Вере можно только диву даваться.

А Вы все-таки старайтесь увидеть в человеке не его колючие слова, а его внутренний запрос. Вот человек кричит на Бога, протестует. Бог для него не существует или Он плохой. А Вы посмотрите – что с этим человеком происходит? Он опечален гибелью супруги, например. Когда Вы этот глубинный запрос поймете, тогда и получится ответить. Если Вы отвергаете боль самого человека, не сострадаете ему и говорите книжные истины (может быть и правильные), тогда и человек не услышит. Мы говорили, что Христос может быть познан только сострадающим сердцем.

Чтобы нам учиться жить по Евангелию, необходимо постоянно развиваться. Прискорбно, что многие прихожане, изучив несколько основных понятий, прочитав Евангелие, узнав в чем заключается подготовка ко Причастию, так и застревают на уровне внешнего соответствия базовым правилам. В социальной жизни они занимают радикальную позицию непринятия. Не призываю соглашаться со всеми и по всем позициям, но если мы этих людей принимаем, тогда получается с любовью повлиять и на их заблуждения. Такие люди со временем приходят ко Христу.

Расширить представления по данному вопросу помогут некоторые ответы на сайте Соловецкого монастыря в разделе «Пастырская страничка» в подразделе «Соловецкий листок»: «О вере. Ч. 1. Откуда берется религиозный экстремизм: О чем спросил мусульманин, посетивший Соловки?» http://solovki-monastyr.ru/abba-page/solovki_page/2017/, «О вере. Ч. 2. Чем отличаются православие и католицизм [и протестантизм]: О чем спросили француженки, посетившие Соловки?» http://solovki-monastyr.ru/abba-page/solovki_page/2038/, «О вере. Ч. 3. Как познать Истину?: Что спросил паломник из Великобритании?» http://solovki-monastyr.ru/abba-page/solovki_page/2048/, «О вере. Ч. 4.1: Познание Истины и состояние ума» http://solovki-monastyr.ru/abba-page/solovki_page/2119/ и среди ответов в подразделе «Ответы Пастыря» – ответ, адресованные одной девушке, приходящей к Церкви после многих лет поиска (ездила по разным странам, читала все, что могла найти о разных религиях). 

«Эзотерика. Пришедшей к храму, но не ощущающей утешения».

«Видения. Почему про виде`ния одних людей говорят, как о благодатных, а о виде`ниях других говорят как о ложных?»

«Вера. Приходящей к Церкви о Царстве Божием и Образе Божием в человеке».

«Вера. Приходящей к Церкви о происхождение зла (также – о страдании, падших духах)».

«Вера. Приходящей к Церкви – о Новом Завете и о Христе (что же совершил Христос?)».

«Вера. Приходящей к Церкви – о Священном Писании и о Иисусе Христе (на вопрос о поклонении и служении)».

«Вера. О Вере».

«Вера. О страдании и Промысле».

«Интуиция. Голос внутри говорит, что будет и – сбывается». 

Приходилось объяснять явления, связанные с Православием, не пользуясь привычной основой. Человек, кому адресованы ответы, живет в другой стране, много путешествует по миру и читает все, что только можно встретить. Здесь приходилось исходить из существа вопроса. Часто объясняя что-либо человеку, мы предполагаем наличие некой основы (хотя бы культурологической, если не духовной). Это же совершенно иная ситуация.

Можете почитать Ивана Ильина. У него много мыслей, позволяющих вести диалог с людьми не православными и передать наши представления опираясь на общечеловеческий, общекультурный контекст. Это книги «Поющее сердце. Книга тихих созерцаний», «Я вглядываюсь в жизнь. Книга раздумий», а если хватит времени, терпения и сил «Аксиомы религиозного опыта». Возможно не все главы, а «О религиозной цельности», «О религиозной искренности», «Огни личной жизни», «О религиозной автономии», «О религиозной гетерономии» (можно обойтись и без двух последних глав). Иван Ильин объясняет, что Православие не погружает человека в закостеневшую форму, наоборот, человек, войдя в Православие, должен начать развиваться. Это очень важно объяснить людям. Есть некий миф, что придется закоснеть, начать подчиняться средневековым представлениям. Очень важно донести, что вникая в Евангелие, ты должен думать, как это использовать в жизни, развиваться, поднимаясь над собой прежним.

Еще интересна книга Марка Поповского «Жизнь и житие Войно-Ясенецкого, архиепископа и хирурга». Это именно жизнеописание, а не житие. Автор – мирянин, который в результате написания книги пришел к Вере. Он ездил по местам, где работал св. Лука, по местам, куда он был ссылаем за Веру. Находил очевидцев. Св. Лука занимал твердую позицию по отношению в атеистически настроенных людей, но необходимо учесть, что ему приходилось в годы гонений работать в госпиталях, выстраивать отношения с коллегами и он был уважаем не смотря на то, что за Веру гоним. В книге попался и запомнился момент встречи с семьей коллеги в парке (отмечу, что св. Лука даже в советские годы не снимал подрясника). Здороваясь с ними, св. Лука сказал – целое семейство безбожников и как только земля носит. Но это было дружеское приветствие, а не ругательство. Может быть, в этой книге Вы найдете что-то и для себя, ведь человек сохранил Веру во враждебной среде и в живом взаимодействии с этой средой. Некоторым людям кажется, что проще уехать, скрыться за высоким забором. Но вот как жить среди людей, общаться с ними, работать? С одной стороны не падать духом, а сохранит искру Веры в себе, содействовать тому, чтобы и другие люди задумались. Это требует колоссальной мудрости, выдержки. Есть момент, который людей смущает. Это отношение св. Луки с его детьми. Мы не знаем, как бы повели себя в той ситуации и, наверное, если мы сможем в подобных обстоятельствах сохранить свою Веру, то у нас будут основания для размышления и на этот счет.

Можно сказать, что мы от разных авторов берем лучшее исходя из принципа, описанного в житии прп. Антония Великого. Если он узнавал о подвижнике, преуспевающем в какой-то добродетели, то шел к нему и учился. Например, у одного – посту. У другого – молитве. Поэтому сумел воплотить в себе все лучшее, что было в опыте других. Ведь человек может быть опытен в посте, но не воздержан на язык. Другой углублен в молитву, но суров в общении. Мы не будем учиться у второго суровости, а у первого невоздержанности в речи, но определенно стоит учиться тому лучшему, что у них есть.