Пророчества. Пророчества. Спрашивающей на счет пророчеств о царе, последних временах и проч.
Автор:  Иеромонах Соловецкого монастыря
Дата:  02.04.2022.



Полагаться на пророчества не представляется возможным. Доверию Богу и реализация Евангельских заповедей, покаяние помогут понять какой должен быть следующий шаг. Господь не оставит, подскажет и направит через обстоятельства жизни.

Ты спрашиваешь об одном пророчестве. В нем говорилось, кто будет править на царском престоле в России и о времени появления нового царя в 21 веке. Стоит ли полагать, что этот царь появится перед Антихристом? Как относиться к заявлениям иудеев о появлении Машиаха? Ты видишь здесь несостыковку. С одной стороны иудеи говорят о пришествии Машиаха, с другой – судя по дате, указанной в пророчестве, царь придет после завершения жизни нынешнего Машиаха (если он действительно явился).

См. также ответ «Предсказания. Предсказана человеку смерть – переживает».

Приведу некоторые соображения по данной теме и предварю их двумя мыслями. Первая является субъективной и, возможно, не стоит внимания. Пророчества даются конкретному человеку в связи с его запросом. Эта мысль – просто предположение на основании духовного опыта. Однажды старца Паисия спросили, почему он одному человеку дает один совет, а другому, оказавшемуся в такой же ситуации, – иной. На что преподобный Паисий сказал, что для каждого имеет свое лекарство. Так же один духовник был спрошен своим чадом – стоит ли выполнять те советы, которые духовник адресовал другим людям. Он сказал – нет, ведь каждому человеку отвечает сообразно его устроению.

Мы не знаем, при каких обстоятельствах было дано это пророчество и каким целям оно служило.

Второй момент. В Израиле живут христиане-блогеры. Русская девушка вышла замуж за коренного жителя. В своем блоге они рассказывают об Израиле для православных паломников. В частности, в одной из своих бесед они говорили, что не совсем корректно отождествлять православные представления об Антихристе с иудейскими представлениями о Машиахе. Их аргументацию приводить не буду. Не всегда представляется возможным объявить о тождестве понятий, взятых их разных культур.

На счет пророчеств. Необходимо четко понимать отсутствие в нашей культуре догмата о непогрешимости Римского Папы. «Всяк человек ложь» (Пс. 115:2). Макарий Великий говорил, что люди и с великих степеней духовного совершенства падали. И царь Соломон, имея дар пророчества, впал в грех. Человеческая природа подвержена тлению. Полагаться на пророчества не представляется возможным. Классический пример о падении Ниневии (город не был разрушен). Другой пример царя Езекия. Пророк сказал, что тот умрет. Езекия принес покаяние, и Господь продлил его жизнь.

Нет у нас и учения о карме (как в индуизме), которая должна свершиться 100 % и любой ценой. Священное Писание исполнится, и задача каждого не стать Иудой. «Говорит Господь Бог: не хочу смерти грешника, но чтобы грешник обратился от пути своего и жив был» (Иез. 33:11). Господь пытался и Иуду от этого пути отвратить, но тот избрал свой путь. Ситуация не была такова, что Иуда родился для предательства Господа. Это был его выбор.

В первые века Христианства каково было ожидание пришествия Антихриста. Во все времена было. Это и неплохо. Люди мобилизуются, ждут. Самое лучшее, что я читал по данному поводу это творения прп. Иустина (Поповича). В 4-ом томе его творений есть раздел «Второе Христово Пришествие и Царство Будущего века».

Он и святой человек, и профессор. Мы увязаем в пророчествах, а самого главного не понимаем. Антихрист придёт, когда большинство людей выберет зло добровольно. Антихрист станет их идейным руководителем, руководителем по естественному ходу событий. Когда большинство согласится с программой зла, он станет выразителем их интересов. Пока есть те, кто стремится к стяжанию Благодати Святого Духа, кто стремится к жизни во Христе, у антихристианской программы будут препятствия к реализации. Позиция каждого человека здесь имеет вес (есть даже выражение, что и крыло мухи имеет вес).

Подробнее о мыслях преподобного Иустина (Поповича) в отношении Антихриста, а также – некоторые иные мысли на данную тему см. в главе «Ожидание антихриста, гипер-сосредоточение на мысли о последних временах и отпадение от Христа» из второй части текста «Подводная часть айсберга (часть 2): о соблазне церковного РАСКОЛА». Отдельное название второй части «Ожидание антихриста, гностицизм и его тяжба с епископами».

Ориентация на пророчества в некоторых случаях предполагает пассивную роль человека. Роль ожидания или боязни. Ведь пророки говорили не с целью лишить человека его нравственной позиции, наоборот пытались активировать, призвать к осмыслению своей жизни, избавлению от неправды в уме и социальных поступках.

Нужно изучать реальные документы. Многие ситуации и темы при ближайшем рассмотрении не столь очевидны. В частности, с отцом Николаем (Залитским) была история. Его келейницы раздавали паломникам молитву о спасении России, что-то говорили о Распутине и прибавляли, что так батюшка благословил. Один из насельников нашего монастыря был у отца Николая. Он тоже получил от келейницы молитву, но решил уточнить. Выяснилось, что батюшка такого благословения не давал. От его имени действовали матушки. Другой пример. После смерти старца Кирилла (Павлова) стали распространяться пророчества «от его имени». Проверить то уже нет возможности.

Для нас Христос сказал «О дне же том, или часе, никто не знает, ни Ангелы небесные, ни Сын, но только Отец» (Мк 13. 32, Мф 24. 36).Уж подавно человек не может знать. Мы не знаем этого часа. Наша позиция становится активной. Возможно, в этом есть смысл.

Приведу пример. Он не совсем по теме, но станет понятно, как применить его к обсуждаемому вопросу. Виктор Франкл (психиатр, прошедший концлагерь) говорил о своем желании покончить с собой. Но только в том случае, если бы был уверен, что из лагеря не выйдет. А раз была хоть малейшая возможность перемены обстоятельств, то он считал для себя самоубийство недопустимым. Понятно, для Христианина вообще недопустимо уходить из жизни самостоятельно, а Виктор Франкл был, по всей видимости, верующим человеком. Страдания запредельны. Ум наполнился мрачными мыслями. К чему этот пример? Неизвестность будущего помогла ему выжить. Он перестал бы бороться, будь уверен в отсутствии перспектив. Мы понимаем, что человек, решивший уйти из жизни самостоятельно, находится в состоянии отчаяния. Этот мрак он переносит в вечность. Самоубийством страдания не заканчиваются. В этом состоянии подавленности духа человек продолжает развиваться в вечности, в добровольно выбранном им направлении. Такого рода неизвестность мобилизует и нас на активную позицию, на реализацию Евангельских заповедей. В каком-то смысле и от нас зависит это будущее.

Помнишь, что Господь сказал своим ученикам перед Вознесением? Ученики Христовы были столь пропитаны иудейскими представлениями о Мессии, что, даже видя Его чудеса и слыша Его проповеди, не могли абстрагироваться от этих чаяний. И даже видя Его Воскресение спрашивают у Него – «не в сие ли время, Господи, восстановляешь Ты царство Израилю?» (Деян. 1:6). То есть (по мнению одного духовного автора) спрашивали они о воплощении идеи об иудейском царстве. И что сказал Господь? «Не ваше дело знать времена или сроки, которые Отец положил в Своей власти» (Деян 1. 7). Наше дело жить по совести, строить жизнь на основании Заповедей. Тогда и будущее станет более светлым.

Еще один штрих. В книге «На рубеже двух эпох» владыка Вениамин (Федченков) описывает переломный момент перехода царской России к новому строю после революции. Он духовно окормлял армию белых. Были различные пророчества воодушевительного характера. Люди им верили. Он же считал, что движение белых проиграно. Здесь не разбираем причины. Автор, как одну из причин поражения считал отсутствие значимой духовной идеи. Читая его воспоминания, становится очевидным и понятным, что белое движение не было столь духовно возвышенно и религиозно. Прослеживается и тема пророчеств. Люди верили и совершали ошибки (например, оставались в городе, не уходили, а война шла своим чередом, люди гибли).

Вот что он писал о времени, когда Врангель объявил, что белые уходят из Крыма, что митрополиту Вениамину и прочим епископ нужно готовится к эвакуации: «Лишь один архиепископ Феофан Полтавский улыбался загадочно. Он чтил одну больную старицу в Ялте, О., вдову священника, как прозорливую. И она предсказала ему и другим, что бежать из Крыма не придется. Двум молодым юношам, сыновьям князя Т. и С. Н. Б., предсказывала, что они даже увидят златоглавый Кремль. И они бесстрашно лезли на врагов. Но князь Т. был убит в первом же сражении за Перекоп. Искали мы среди трупов и сына С. Н. Б., но не нашли. Оказалось, что он был взят в плен и после возвратился к родителям в Кореиз, недалеко от Ялты. Архиепископ Феофан еще верил в предсказания.

Скептически настроенный к разным ясновидящим, митрополит Антоний сказал: “Ну, если пророчица окажется права, пойду пешком (30 верст от Севастополя) в Ялту и поклонюсь в ноги ей!”

Увы! Идти не пришлось. А архиепископу Феофану я все же посоветовал тоже готовиться к отъезду. И он чуть не в последний час сложился и уехал на пароход с другими архиереями».

Вспомни, сколько пророчеств появилось в тот момент, когда пришел COVID-19. Было откровение, что на Пасху (ковид начался перед Великим Постом) Христос сойдет во ад и уничтожит ковид. Сообщения рассылались, а болезнь тем временем развивалась. Нужна трезвость. Пророчество – один из штрихов. Кстати, обсудили мысль из книги «Слова» старца Паисия Святогорца (кажется 2 том), что печаль будет преодолена через некую медицинскую процедуру (вакцину от уже появившейся болезни). Надо учесть, что старец Паисий написал не сам. Приходили монахини с магнитофоном, фиксировали ответы. Сам он об этом не знал. Сестры набирали сказанное прп. Паисием, сортировали по темам и книгам. Где гарантия, что и здесь не произошла та же история, что с отцом Николаем (Залитским)? Излагаю субъективную точку зрения. Читая 6 том «О молитве», не складывается впечатление, что писал и говорил старец. Возможно, дело в масштабных редакторских правках или в чем-то другом. Кажется, в это время ушел из обители монах, переводивший первые тома. Пять книг написаны в одном ключе, здесь же текст выстроен совершенно иначе. При всем уважении к прп. Паисию. Среди его мыслей есть мнение об иглорефлексотерапии (ИРТ). Он говорит, что иголкой врач разрубает нерв, по которому идет болевой сигнал. Человек перестает чувствовать боль, но при этом болезнь остается. Но ведь смысл ИРТ не в этом. В данном моменте видно, что при всем Богопросвещенном уме у прп. Паисия не было достоверной информации по данной теме.

Еще момент. Об одном старце рассказывали, что однажды он дал совет (дело было до революции) по ведению бизнеса. Дело прогорело. Получилась неприятная история.

Человек духовно просвещенный может ошибаться в частных вопросах и это понятно. Ни у кого нет полноты ведения. Один Господь знает все. Поэтому в Церкви есть принцип «consensus patrum» (согласие отцов). Частные мнения даже Святых, просвещенных Духом людей, могли вызвать определенные сомнения. Важно как в целом Отцы смотрели на тот или иной вопрос, а не взгляд отдельного человека.

Многие сейчас высказывают собственные мнения. Но люди могут недооценивать степень греховного поражения сознания. В уме возникают мысли, и человек может воспринимать их за мысли Божественные. На самом же деле их источником может являться вовсе не Бог. Ситуация крайне опасная. Если желаешь, посмотри ответ, данный по данному поводу. «Интуиция. Голос внутри говорит, что будет и сбывается».

Дополнение по поводу пророчеств. Прп. Паисий Святогорец (и здесь он говорит в зоне своей компетенции) рассказывал. Одному человеку явился некий «Святой» и предрек, что тот умрет. Разбирая это явление, прп. Паисий сказал, что оно было не от Бога. Результат явлений Святых не выражается в отчаянии. Господь сказал «По плодам их узнаете их» (Мф 7. 16).

Из житий Святых мы знаем, что демоны могут являться в виде ангелов. Святитель Игнатий (Брянчанинов) в книге «Приношение современному монашеству» в главе «Об отшельнической жизни» описывал, как повредились св. Никита Новгородский и прп. Исаакий Печерский. Оба они пострадали от демонического явления. Им являлись демоны в виде ангелов. Они осознали свои ошибки, исправились и достигли святости.

Св. Игнатий подчеркивает общую мысль Святых отцов – не доверять никаким видениям. Мы не способны в них разобраться. Люди сейчас совершенно не критично воспринимают пророчества. Где грань? С одной стороны, православное учение, с другой – Пифии в языческом мире, например. Они входили в трансовые состояния и падшие духи чрез них вещали. Мы читаем в житиях Святых о капищах, демоны через идолов давали пророчества (естественно ложные). Люди верили и впадали в искушения.

Не стоит руководствоваться пророчествами. Нужно доверять Богу, вдумываться в Евангелие, реализовывать Заповеди, советоваться. Господь не оставит. Опыт людей, переживших гонения, показывает, что Господь вразумляет и подсказывает через события, обстоятельства. Те, кто ориентируется на пророчества, находится в опасности поддаться экзальтированному человеку, либо послушаться прямого демонического внушения (даже в виде ангела, Святого или Самого Христа). Этот поступок может подтолкнуть на страстный шаг. Бывает, демон толкает человека на какое-то деяние, способное разрушить всю жизнь. Люди входят в состояние аффекта, отчаяния. Демон нашептывает, что нет спасения.

Не надо слушать пророчеств, тем более тех, от которых возникает уныние. Все современные пророчества таковы. Безвыходность. Зло кругом. Пророчества мелочные. Какой вывод люди делают люди? Что надо идти в магазин и покупать сахар, соль, спички. Задача пророков и пророчеств была пробудить совесть народа, нацелить людей на покаяние, на изменение жизни, а не закупку продуктов и предметов первой необходимости. Ответ «Предсказания по поводу последних времен и войн. Как вообще относиться к видениям?» http://solovki-monastyr.ru/abba-page/voprosy-k-pastyryu-3/234/ содержит и другие примеры и расширит представления по данной теме.

Необходимо учесть, что в Священном Писании упоминаются пророки, которых не призывал Господь. Прилагаю на этот счет выдержки из лекций Мироновича Ц.И. по Священной Библейской истории. Есть аудиозаписи лекций, на их основе создана книга. Ниже – выдержка из книги.

«Необходимо так же учесть, что в Священном Писании упоминаются пророки, которых не призвал Господь. Это люди, которые не были призваны Богом, но действовали от Его имени: “Я не посылал пророков сих, а они сами побежали; Я не говорил им, а они пророчествовали” (Иер. 23:21). В частности, в книге пророка Иеремии идет речь о пророках, которые обманывают, рассказывают мечты сердца своего. “Я слышал, что говорят пророки, Моим именем пророчествующие ложь” (Иер. 23:25). Он обличает своих современников. “О пророках. Сердце мое во мне раздирается, все кости мои сотрясаются; я – как пьяный, как человек, которого одолело вино, ради Господа и ради святых слов Его, потому что земля наполнена прелюбодеями, потому что плачет земля от проклятия; засохли пастбища пустыни, и стремление их – зло, и сила их – неправда, ибо и пророк и священник – лицемеры; даже в доме Моем я нашел нечестие их, говорит Господь. За то путь их будет для них как скользкие места в темноте: их толкнут, и они упадут там; ибо Я наведу на них бедствие, год посещения их, говорит Господь. И в пророках Самарии Я видел безумие [в Северном царстве], они пророчествовали именем Ваала и ввели в заблуждение народ Мой, Израиля. Но и в пророках Иерусалима вижу ужасное: они прелюбодействуют и ходят во лжи, поддерживают руки злодеев, чтобы никто не обращался от своего нечестия; все они предо Мною – как Содом, и жители его – как Гоморра. Посему так говорит Господь Саваоф о пророках: вот, Я накормлю их полынью и напою их водою с желчью, ибо от пророков Иерусалимских нечестие распространилось на всю землю. Так говорит Господь Саваоф: не слушайте слов пророков, пророчествующих вам: они обманывают вас, рассказывают мечты сердца своего, а не от уст Господних, Они постоянно говорят пренебрегающим Меня: “Господь сказал: мир будет у вас” [то есть никакого плена не будет]. И всякому, поступающему по упорству своего сердца, говорят: “не придет на вас беда” [льстят Царям, льстят князьям, льстят народу]. Ибо кто стоял в совете Господа и видел и слышал слово Его? Кто внимал слову Его и услышал?» (Иер 23. 9–18)

«Обличение лжепророков: “Так говорит Господь на пророков, вводящих в заблуждение народ Мой, которые грызут зубами своими и проповедуют мир, а кто ничего не кладет им в рот, против того объявляют войну. <…> И устыдятся прозорливцы, и посрамлены будут гадатели, и закроют уста свои все они, потому что не будет ответа от Бога” (Мих. 3:5–7).

Здесь сказано, что содержание лжепророчеств напрямую зависит от той мзды, которую за них получают. По-видимому, это объявление войны связано с тем, что, если кто-то пытается им противоречить, они, прикрываясь своим пророческим даром, стараются этого человека погубить. Кроме того, проповедуя мир и безопасность, они не дают возможности уразуметь надвигающееся бедствие, тем самым приближая его».

К выдержкам из лекций Мироновича прибавлю еще немного. В Священном писании пророкам, которых не призвал Господь, выносится предупреждение. «Ибо бременем будет такому человеку слово его, потому что вы извращаете слова живаго Бога, Господа Саваофа Бога нашего» (Иер. 23:36). «Я забуду вас вовсе и оставлю вас, и город сей, который Я дал вам и отцам вашим, отвергну от лица Моего и положу на вас поношение вечное и бесславие вечное, которое не забудется» (Иер 23. 39-40).