-
- События
-
Авторские галереи
- Диакон Николай Андреев
- Валерий Близнюк
- Сергей Веретенников
- Николай Гернет
- Анастасия Егорова
- Вероника Казимирова
- Иван Краснобаев
- Виктор Лагута
- Монах Онуфрий (Поречный)
- Валерия Решетникова
- Николай Петров-Спиридонов
- Михаил Скрипкин
- Геннадий Смирнов
- Сергей Сушкин
- Надежда Терехова
- Антон Трофимов
- Сергей Уткин
- Архимандрит Фаддей (Роженюк)
- Георгий Федоров
- Сергей Яковлев
- Град монастырский
- Дни Соловков
- Кресторезная мастерская
- Летопись возрождения
- Монастырский посад
- Пейзажи и путешествия
- Святые места глазами Соловецких паломников
- Скиты, пустыни и подворья
-
- Андреевский скит
- Голгофо-Распятский скит
- Никольский скит
- Савватиевский скит
- Свято-Вознесенский скит
- Свято-Троицкий скит
- Сергиевский скит
- Исааковская пустынь
- Макариевская пустынь
- Филиппова пустынь
- Архангельское подворье
- Кемское подворье
- Московское подворье
- Петербургское подворье
- Радово-Покровское подворье
Автор: | Иеромонах Соловецкого монастыря |
Дата: | 11.04.2022. |
Раскол отчуждает человека от действия Благодати Святого Духа. Познав Правду, возврат к прошлому – сознательный добровольный отказ от Истины с определенными последствиями. Любовь иссякает в человеке, впустившем в себя ложь.
Продолжаю ответ. На твоем приходе поставлен вопрос о прекращении поминовения Патриарха Кирилла и о переходе в юрисдикцию иного Патриархата.
Ты прислала сообщение, которое озвучил настоятель вашего прихода перед паствой. Изложена позиция клира. Прихожане будут голосовать. Ты спрашиваешь – Как голосовать? Если большинство будет за переход под юрисдикцию Вселенского Патриарха, то оставаться ли на приходе? Если ты останешься на приходе под юрисдикцией Константинопольского Патриарха, то как к тебе отнесется РПЦ? Ты высказываешь желание остаться на приходе, чтобы (по твоему суждению) не раскалывать сам приход и содействовать спасению прихожан.
Сообщение «Боевые действия. Прихожанке зарубежной Церкви, приход которой хочет отделиться от Московского Патриархата вследствие событий на Украине. Ч. 1» воспринимаю, как первую часть ответа. Продолжу некоторые мысли, ранее изложенные. Во-первых, хотелось бы прокомментировать сообщение настоятеля прихода. Во-вторых, вкратце о том, что такое Раскол. В-третьих, о причинах, в связи с которыми человек становится способным понять важные вопросы и о причинах утраты таковой способности.
У одного из духовных авторов есть слова в отношении вышедших за ограду Церкви – Мы добиваемся не победы, а возвращения братьев, разлука с которыми терзает нас. Если на действия прихода взглянуть с точки зрения церковных канонов, составленных Святыми отцами, то этот шаг называется расколом. Переход в раскол ради спасения кого-то – идея крайне спорная. Почему? Сознание человека, решившегося на подобный шаг, претерпевает некие изменения. Не стоит думать, что речь идет просто о смене юрисдикции. По учению Святых отцов Раскол отчуждает человека от действия Благодати Святого Духа. Кто-то может с этим не согласиться. Но тем не менее речь идет не только о богословии, об отвлеченных формулировках. Вопрос о конкретной жизни конкретного человека. Ложная точка зрения трансформирует сознание. Такой человек становится трудновосприимчивым к аргументам, в каком-то смысле неспособным к адекватному восприятию реальности. Общение затрудняется. Он выхватывает из слов, обращенных к нему, только сегменты, накидывается с негодованием. Сам же своего негодования не видит. А осторожные попытки что-то объяснить ему называет оголтелыми. Иссекновение любви (о чем говорилось в прошлом ответе) – то, что ожидает людей, впустивших в себя ложь. Можно сказать, что есть люди «до» присоединения лжи и есть люди «после».
Хотел бы прокомментировать выступление настоятеля перед прихожанами. Для чего это делаю и почему не отвечаю конкретно на вопросы? Часть своей позиции озвучил в первой части ответа. Христос призывает людей к свободе. Христос в пустыне отверг искушение дьявола, предлагавшего Ему ложные пути. Как писал Ф. М. Достоевский в произведении «Великий инквизитор» (входит в состав романа «Братья Карамазовы»), искушение дьявола состояло в попытке извратить суть проповеди Христа. То есть привлечь людей хлебом, чудом, властью. По сути, забрать этот дар свободы. Конструктивный духовнический принцип состоит в том, чтобы обогатить человека, помочь ему научиться мыслить в русле Евангелия. Такой человек сам начинает многое понимать. Вопросы, с которыми он сталкивается очень сложны. На некоторые из них можно найти ответы только в глубине тайны сердца. Если кто-то со вне скажет «потерпи», то человек может уйти в протест, может не понять смысл наставления. Если же он сам напитан Евангельскими смыслами, если выработан навык слышать и слушать волю Божию, то в глубине своего сердца, в благодатном переживании он может прийти к ответу, так же призывающему к терпению. И этот ответ не будет вызывать чувство протеста. Поэтому впрямую не буду отвечать на первый вопрос. Ты можешь не понять и не принять. Вот, например, человеку со вне говорят – читай правило. А он не знает, что такое молитва, не понимает для чего она. Человека буквально ломает. Но если его обогатить пониманием молитвы, если у него опыт появится, то уже не будет протестовать, что теряет время. Придет и понимание, что время он не теряет, а вкладывает. Рождается понимание не только конкретной ситуации, а понимание ситуации, включенной в некую картину мира. Возникает способность совершить шаг, действительно, вписывающийся в те законы, на которых развивается мироздание. Этот духовнический принцип почерпнут у митрополита Антония Сурожского. Он говорил, что ломать и делать людей похожими на себя нельзя. Нужно помочь каждому человеку возрасти в меру его призвания. Пастырь зорко следит за тем, что происходит в духовной жизни чада и до поры, до времени может вовсе не вмешиваться, если чадо идет и развивается в конструктивном ключе. Вмешательство требуется, когда возникает угроза деформации. Такой подход по мнению митрополита Антония может казаться не столь плодотворным, как, например, ежедневные директивные указания. Но на практике такой принцип оказывается результативным.
С упоминания о митрополите Антонии и начал свою речь настоятель прихода. Он говорил, что с точки зрения владыки Антония, Церковь должна быть бессильной, как Бог и не связанной ни с какой политической силой. Далее ход его мыслей можно понять таким образом. Боевые действия на Украине вызвали скорбь и ассоциируются с нарушением Любви. Поэтому клир обратился к патриарху Кириллу с просьбой воздействовать на руководство РФ. Когда этого не произошло, клир решил прекратить поминовение Патриарха. Из обращения переданы не все мысли. Разберу только эти моменты.
Первый пункт – использование идеи Любви. Странно, в сообщении изложено несколько противоречивых высказываний. Церковь в лице Святых отцов призывает своих чад к трезвости, к освобождению ото лжи, к абсолютной Правде. Что такое Правда? Когда мы смотрим не с позиции «выгодно – невыгодно», а соответствует Истине или не соответствует таковой. Этот путь хотел предложить и тебе. Если человек следует истине, то проходит через этот хаос, так как есть направление, опора. Делая ставку на меняющуюся конъюнктуру, человек запутывается и проваливается в расщелину. Одна из важнейших вещей, чему нас учат Святые отцы – использование терминов и слов. Это я увидел в книге «Руководство к духовной жизни в ответах на вопросы учеников» Варсонофия Великого и Иоанна Пророка и был поражен. Почему эти два Святых отца такое внимание уделяют использованию слов? Например, кто-то пишет, что он грешнейший и худший всех и гневается на своего брата. Отцы же призывают посмотреть, как и что говорит человек. Тот, кто называет себя грешнейшим и худейшим (если бы истинно так считал) смог бы гневаться? Ведь человек не прогневается на другого до тех пор, пока не посчитает себя лучше, чем этот другой. Соответственно, в самом изречении смеется над человеком дьявол. Мы, действительно, используя слова и выражения, опутываем себя (неявно для нас самих) ложью, теряем способность понимать всю ситуацию в целом. Со временем стало понятно, что ответы Святых отцов не являются мелочными придирками. По сути, вынимая сегмент лжи из высказывания человека, мы способствуем тому, что у него проясняются глаза. Он начинает понимать, что на его вопрос есть ответ, но ранее не был очевиден, ведь формулировка самой ситуации переводила вопрос в нерешаемую плоскость.
Следуя этой мысли, предлагаю задуматься на тему Любви. Если Святые отцы призывают нас быть трезвыми, различать добро и зло, истину и ложь, то и в данном случае важно использовать идею любви так, чтобы она (идея) не способствовала манипуляции. Так, наверно, было всегда. О чем беспокоится дьявол, когда говорит с Евой? Он думает о просвещении, о самореализации (как сейчас бы сказали) первых людей. Он обеспокоен (современным языком), что они живут в раю и не развиваются. Тебя, возможно, удивит, но богословское обоснование инквизиции тоже завязано на любовь – еретики и колдуны идут в геенну огненную, не спасаются, поэтому мучая их и пытая, принося им максимальное страдание, инквизиторы тем самым их очищали и вводили в рай. Другой пример. Наше время. Совершено убийство. Задушена прикованная к кровати девушка. Защита обвиняемых выстроена на теме любви. Жизнь обездвиженного человека – мучение. Обвиняемые девушки словно бы даже совершили благой поступок и избавили человека от страдания. В ЛГБТ сообществе тоже взята на вооружение идея любви. Господь заповедал любить людей, вот они и любят. Конечно, никто не изучает вопрос о том, в каком смысле использовано слово любовь. Мы уходим от темы, но озвучу для твоего общего развития. В греческом языке есть 4 слова «Любовь», о чем писал Павел Флоренский в своей книге «Столп и утверждение истины». Среди этих 4 терминов, плотское влечение эрос не упоминается в книгах Нового Завета. То есть там, где применяется русское слово любовь, упоминаются термины с другим значением. Выдержку из этой книги приведена в статье «Обращение к полноте (часть 3)», см. главу «Любовь как способность переключить внимание в жизнь другого. Еще несколько замечаний о страсти гордости и самозамкнутости».
Завершая размышление о теме Любви, сошлюсь на одну статью. «Почему часть понятия “гомосексуализм” в виде “эгосинтонного состояния” исключили голосованием из списка психиатрических заболеваний?».
Автор этой статьи (психиатр) разоблачает манипуляцию словом «любовь». Он говорит, что манипуляция выстраивается в несколько уровней, и чтобы распознать, человек должен быть компетентен в богословии, психиатрии и других дисциплинах. «Простому» человеку трудно сориентироваться. Он слышит привычные термины «любовь» и «смирение», но не понимает, что они манипуляторами оторваны от их исконного звучания и присоединены к идеям нехристианским. Например, люди, следуя негласному регламенту, остаются работать дольше обычного. И вот человек хочет уйти с работы вовремя, в то время, которое оговорено контрактом. Почему ты уходишь? Почему не смиряешься? Все любят компанию, а ты не любишь. Человек недоумевает и не может сопротивляться, ведь нельзя возражать против слова «Любовь». В этой статье упоминалось, что движение ЛГТБ – инструмент по разрушению способности людей критически оценивать информацию. Слово христианской парадигмы – Любовь. В этом сообществе идея христианской любви отрывается от своих привычных корней, соединяется с иными идеями. Общая идея этой манипуляции состоит в создании комфортных служащих, то есть людей с настолько разрушенной совестью, что их можно назвать (устами манипуляции) гибкими. Они гибки не вследствие сострадания, или способности услышать точку зрения собеседника, а в смысле отсутствия ядра, стержня. Их совесть в разрушенном состоянии. Такие люди, не задавая лишних вопросов могут выполнять любые задачи, могут подчиняться воздействиям извне, но не могут критически оценить своего положения и не могут сопротивляться манипулятивному воздействию, идущему на них.
Это пункт первый, касаемо риторики и упоминания слова «любовь». При употреблении слова «Любовь» (в сообщении настоятеля и не только) необходимо рассмотреть контекст, то есть о чем идет речь.
Пункт второй – противоречия. Не ставлю целью «разгром» сообщения настоятеля. Прямая задача – поднятие твоего культурного и духовного уровня. Прошу прощения за столь дерзкие слова. Не имею в виду, что твой уровень низок. Мы друг другу помогаем познавать этот мир. Можно вспомнить о методе познания мира, сформулированном прп. Антонием Великим. Он и не читал книг, но познавал книгу природы. Мы в природе видим методы взаимопомощи. Так и человек. Некоторые вопросы, связанные с ним лично, он бывает не в состоянии верно оценить.
Во-первых, согласно утверждению вашего настоятеля, Церковь должна быть бессильной, то есть не связанной с политической силой. Но Патриарху писали, просили воздействовать на президента РФ. Этого не произошло, боевые действия не остановились. Здесь не возникает понимания логической связи. С точки зрения митрополита Антония (мысль приводилась ранее) Патриарх должен быть полностью бессилен, как Христос. В обращении настоятеля не упоминается, в чем выражалось бессилие Христа. Мы знаем. В Евангелие описано, как Христос отказался обратиться к Отцу за помощью. Отец мог предоставить 12 легионов ангелов, чтобы защитить Его. После 40-дневного поста в пустыне, Христос отказался основывать Свою проповедь на силовом воздействии (с помощью чудес, хлеба и так далее).
Патриарх, согласно митрополиту Антонию, не должен быть связан ни с какой политической силой. Но как он тогда может что-либо требовать от президента? Каким ваш настоятель с клиром предполагает поведение патриарха? Воздействовать на президента каким образом? Путем давления? По сути, это (воздействие на президента) и есть требование проявить политическую силу. Какие конкретно шаги клир предписывает патриарху? Само обращение к патриарху с таким вопросом не согласуются с понятием бессилия, которое должно быть у Церкви. В Евангелие есть принцип – как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними (Мф 7. 12). Можно попробовать самим «занять» то положение, на которое клир прихода хочет поставить Патриарха. Вот, например, к вам обращаются верующие соседнего прихода с требованием обратиться к правительству Голландии, чтобы в течение 3 дней был установлен запрет на проституцию. Если этого не произойдет (то есть проституция не будет официально выведена за грань закона), тогда между вами прерывается всякое общение.
Изначальный тезис – Церковь должна быть бессильной, видимо, использован, чтобы доказать невозможность вмешательства Церкви в вопросы, связанные с войной. Сама же попытка потребовать у Патриарха воздействовать на этот процесс – логическое противоречие изначальному тезису.
Во-вторых, хочется отметить полное отсутствие каких бы то ни было указаний на каноны, написанные Святыми отцами и содержащиеся в книге правил «Номоканон». Такое важное сообщение к пастве не сопровождается и ссылками на Священное Писание. Там, где речь идет о публичной дискуссии, такое положение дел называется демагогией. Не предоставлено никаких доказательств, кроме личных эмоций по данному вопросу. Озвучена попытка успокоить прихожан, что прекращение поминовение Патриарха не повлечет ничего страшного. Долгое время европейские приходы жилы вне общения с Московским патриархатом (общение установлено совершенно недавно). Прекращение поминовения ваш настоятель расценивает, как возврат к прошлому и не более. В этом утверждении тоже есть некая двойственность.
Апостол Петр во втором Послании говорит «Лучше бы им не познать пути правды, нежели, познав, возвратиться назад от преданной им святой заповеди» (2 Пет 2. 21). Одно дело, когда человек что-то совершил по неведению, не зная Истины. Другая ситуация, когда ум был просвещён, человек увидел истинное положение дел, понял как правильно и, совершая шаг обратно, он уже не будет тем самым ребенком природы – язычником, пляшущим в лучах солнца. Это сознательный акт отвержения Истины, за которым последует соответствующая перестройка, а если сказать более радикально – деформация сознания. Много, что было «до», но сейчас люди узнали Истину.
Дополнение в отношении слов о Любви. В творениях владыки Антония очень много говорится о любви, о человеческом достоинстве. Могу сказать, что похожие размышления встречаются в книгах современных психологов. Многие люди, прочитав их, пришли к пониманию, что книги эти никуда не ведут. Авторы призывают принять себя, упоминают значимость, достоинство. В итоге люди воодушевляются собственным значением, а в жизни так ничего и не меняется. После подобного хождения по кругу приходит разочарование. В чем коренное отличие между словами владыки Антония и призывами из книг? У владыки была база, основа, жертвенная любовь к ближним. Он был хирургом и всю жизнь положил на то, чтобы воплотить Евангелие на деле. Его слова о любви и достоинстве – способ выразить, резюмировать то, к чему пришел. Но есть и современная тенденция манипулятивная. Когда человек стремится в чему-то значимому, стремится к связи с Богом, стремится в жизни реализовать истину, то рождаются некие переживания, которые можно выразить определённым языком. Современная манипулятивная тенденция строится таким образом, чтобы, используя эти термины, попытаться сконструировать в человеке некое состояние психической удовлетворенности самим собой без христианского подвига. То есть подвиг не нужен, но вот состояние внутреннего мира, равновесия и всего, о чем писал владыка Антоний, пожалуйста, подайте. У владыки была связь с Богом, поэтому был результат.
К чему все это сказано? Ваш настоятель говорит, что приход реализует традицию, заложенную владыкой Антонием. Но если сейчас приход уйдет в раскол, то пресечется Благодатная связь. Есть риск, что с приходом произойдет то же самое, что происходит сейчас с морем психологической литературы. Остаются слова, бессильные человека привести к внутренним изменениям. Уходит подвиг из жизни. Подвиг стояния в Истине. Возникает риск вырождения в секту.
Ни в коем случае не хочу сказать что-либо против владыки Антония, но любой человек (пусть самый гениальный) не является универсальным. Он не может дать полноты. Полноту дает Церковь. Совокупность преданий, содержащихся в Церкви. Апостол Павел призывал христиан не вдаваться в тяжбы – “я Павлов”; “я Аполлосов”; “я Кифин”; “а я Христов” (1 Кор 1. 12). Если ваш приход занимает позицию – мы Антониевы (но без стояния в Истине, что было у владыки, ведь не в простые годы жил), то строя приходскую жизнь только на его личности, вы со временем можете прийти к оскудению. Как ручеек журчит по лесу пока он связан с рекой. Действительно, за счет связи с водной артерией у него есть самостоятельное бытие в лесу. Но вот связь с рекой пресекается и ручеек пересыхает. У Христа был образ виноградной ветви, отсеченной от лозы. Пока в ней есть сок, она еще немного живет, но потом засыхает.
Апеллируя к значимости личности каждого, настоятель назвал ваш приход демократическим, поэтому будет проведено голосование. Настоятель так же отметил, что такого нет в России. Сколько раз ваш настоятель был в России, чтобы знать механизмы функционирования приходов? Россия большая. Со сколькими приходами он находится в постоянном общении? Могу сказать, что Владыка нашей Обители, когда значимые события происходят, приглашает священников, обсуждает на духовном соборе важные вопросы. Священники высказываются. Да, выбор остается за владыкой, но высказаться могут все. Но эта фраза настоятеля прихода указывает на некое предубеждение в отношении России. Возникает вопрос, при наличии предвзятого отношения оценивает ли он ситуацию адекватно?
Упомяну здесь текст Сергея Комарова «Украина: О чем плакал Христос».
Он был помощников протоиерея Андрея Ткачева. После Майдана в течение 8 лет Сергей (нес послушание проповедника на приходе) неустанно сигнализировал общественности о том, что происходит. Это человек жил там. Предлагаю к рассмотрению ссылку на выступление одного аналитика – Риттера Скотта (специально не русского, чтобы не возникло некоей предубежденности). «Американский эксперт о военной операции РФ». https://news2.ru/story/641396/
Он отмечает, что боевые соединения России продвигаются не столь быстро, что создает иллюзию их увязания. Это впечатление неверное. Подобный темп продвижения связан с попыткой минимизировать разрушения. Трудная задача – нейтрализовать националистические соединения, не нанося при этом максимального урона.
В свое время я имел возможность познакомиться со стилем мышления вашего настоятеля. Прошу меня понять. С полным уважением относясь к нему лично, не могу не отметить следующего впечатления. Я держал в руках его книгу о 12-ти шаговой программе, где он высказывается о плюсах данной методики. Скажу честно, книгу я не читал целиком. Полистал. Положил на полку с мыслью когда-нибудь к ней вернуться. В Соловецкой Обители проводятся беседы с паломниками, в том числе на тему программ анонимных алкоголиков /анонимных наркоманов. Скажу без какого бы то ни было восхваления, был опыт лекций в реабилитационных центрах. Был опыт взаимодействия. Был опыт собственный наркотический до обращения к Православию. Регулярно общаюсь со специалистами. Стараюсь читать научную литературу. Упомяну здесь книгу Марка Льюиса «Биология желания», которая на 99% наслаивается на опыт Святых отцов. Что могу сказать?! В аддиктологии есть факты, есть конкретика. Например, книга Марка Льюиса предельная конкретна. Он показывает, как те или иные суждения влияют на процесс реабилитации. Согласно исследованиям самым неблагоприятным для реабилитации является мнение, что наркотики = болезнь. А это, кстати, мнение программы анонимных алкоголиков. Когда зависимый считает, что его зависимость – болезнь, то снижается мотивация к ее преодолению. В книге вашего настоятеля (как и выступлении) увидел лишь ряд личных эмоциональных положений. Но для настоящей реабилитации и социализации этого мало. К чему это? При всем уважении к вашему настоятелю, при глубочайшем почтении, возникает вопрос – разбирается ли он в том, о чем пишет? Или просто пытается посмотреть с позиции некоей гуманистической философии – мы за все хорошее и против всего плохого.
Слова, что в России нет того, что есть на вашем приходе. Книга в отношении анонимных алкоголиков. А что, если это звенья в цепочке или некоторые штрихи, показывающие, что он принципиально не в курсе событий. Я не говорю, что он «плохой» пастырь. Это, как в спорте, не всякий великолепный игрок может быть тренером. Есть и глубокий тонкий духовник, который может помочь людям воцерковляться, но несильный в политических прогнозах, в оценках экономических рисков. Это и понятно. Это и не его задача. Когда человек, будучи хорошим пастырем, берется не за свое, то происходит катастрофа, потому что он и своих чад тянет в ту зону, где и сам не ориентируется.
Следует помнить, что в Православии нет догмата непогрешимости. Один профессор иронизировал на этот счет – официально в Православии не принимают догмата непогрешимости римского Папы, но по факту у нас каждый священник – римский Папа на своем приходе (он считает, что его суждения – абсолютный критерий истинности любого его решения). Ваш настоятель заверяет, что будет и дальше всех окормлять. Но если он сейчас свое решение основывает на манипулятивном сообщении, возможно, на не совсем точном понимании обстановки, при забвении канонического определения Церкви, то на основании чего он дальше будет руководить? Если сейчас он, по сути, демонстрирует не различение добра и зла, как он этому различению будет учить своих пасомых? В случае если окормление будет строиться на гуманистических призывах в отрыве от реальности, есть риск вырождения прихода, как происходит вырождение психологии. Не утверждаю, что вся психология плохая. Значительное количество авторов сейчас уходят в эзотерику, прикрытую рассуждениями о ценности каждого конкретного человека.
Свою речь он завершает утверждением, что на приходе не должно быть никакой политики, а только лишь движение к Царству Божию. Если он так завершает свое выступление, зачем тогда нужно само выступление? Если никакой политики, почему приход не может существовать дальше? Если пастыря волнуют только достижение Царствия Божия, почему тогда в отношениях с епископом и паствой он делает акцент на новостях, а не на канонах? Он говорит, что сейчас на Украине льется кровь и глаза прихожан (ваши глаза) должны быть обращены туда. На планете много происходит бедствий, что не умаляет масштаба происходящего на Украине. Но почему ваши глаза не должны быть устремлены на людей в Ливии, которые сейчас испытывают жажду (водопровод был уничтожен) или на страны, где люди в нищете? А преступность? А наркомания? Почему ваши глаза должны быть устремлены только туда, куда указывают ведущие телекомпании мира?
Некое спорное чувство вызвали слова, что на приходе очень значимо мнение одной матушки (по всей видимости супруги бывшего настоятеля). Очень важно отдать дань уважения людям, вложившим в приход много сил, но за этими гуманистическими лозунгами о значении каждой личности следует смотреть глубже. Прекрасно, что на приходе значимо мнение матушки. Но почему на приходе не столь значимы мнения Святых отцов и мнения Вселенских Соборов (по этому поводу будет сказано в следующей части ответа)?
Завершу ответ одним размышлением. Вследствие того, что человек в жизни совершает определенные поступки, он становится либо способным понимать истинное положение дел, либо неспособным. Например, человек в попытке оправдать свою страсть, нашел удобный аргумент, попытался в него поверить. Удалось голос совести приглушить. Он свыкся с этим состоянием. Внутреннего мира он не ощутит. Тревога будет оставаться. Человек глушит ее телевизором, алкоголем, внешней активностью. Но ведь это добровольное, сознательное закрытие глаз бесследно не проходит. Человек теряет способность в реальности что-то замечать. Бывает, что человек занимается эзотерикой, оккультизмом, даже будучи чадом Православной Церкви. Постепенно он впускает в сознание ложные идеи, они аккумулируется и мышление трансформируется. Такому человеку объяснить что-либо становится практически невозможным до тех пор, пока тот не отречется от заблуждений, что усвоил. Для этого есть Чин отречения. Пока человек сознание не вычистит, он не сможет влиться в Церковь, увидеть сложный процесс объемным. Прийти к пониманию можно только последовательными, поступательными шагами к пониманию составляющих, когда сложенные сегменты соединяются в единое целое. Так же, человек, испытывающий похоть, нецеломудренные движения в чей-то адрес. Возникает конфликт с совестью. Но человек через подавление совести пытается оставить за собой возможность деть то, к чему его призывает страсть. Ведь такой человек становится не способным понять жизнь в целом. Действительно, как писал схиигумен Гавриил, еретики вели развратный образ жизни. Естественно, в учении Церкви человек сталкивается с осуждением подобного образа жизни, поэтому создает свою модель церкви.
На этом заканчиваю вторую часть ответа. В третьей расскажу немного о священнике Георгии Максимове и поделюсь записями с его сообщениями о церковном расколе.