Боевые действия. Боевые действия. Прихожанке зарубежной Церкви, приход которой хочет отделиться от Московского Патриархата вследствие событий на Украине. Ч. 1
Автор:  Иеромонах Соловецкого монастыря
Дата:  10.04.2022.



Часто люди видят только верхушку информационного события, не всегда понимая, что находится в глубине. Божественная искра, хранимая в сердце человека, освящает путь, показывает – что истинно, а что ложно. Во всем разобраться. Отложить на время решение и в молитве придать ситуацию Богу.

Ты говоришь, что священники и дьякон твоего прихода объявили, что больше не могут действовать в составе Московского Патриархата. Они предложили местному архиепископу уйти в отставку. Их желание состоит в том, чтобы включиться в состав иной епархии, принадлежащей другому Патриархату (намеренно опускаю имена и названия, чтобы акцентировать внимание на существо вопроса).

Ответ начну со слов, который отец Софроний (Сахаров) ученик прп. Силуана Афонского написал в ответ на вопросы старца Псково-Печерской Обители Адриана. Эти слова были написаны в 1991 году. Приведу только первый пункт. «И самый важный пункт: Какому движению церковному следовать. Умоляю Вашу Святыню послушать мой голос, грешного человека: Держитесь всеми силами только Патриаршей Церкви. Держитесь даже до «исповедничества» (чтобы не сказать «мученичества» (т.е. даже до смерти). Спасение только в Ней. Все другие движения, как бы ни были благочестивыми по внешнему их явлению, – западня вражия. Чрез них придет только раскол, ненависть, гибель общая».

Предваряя этот ответ стоит вспомнить, какая в 90-х годах была смута. Обилие разговоров, что ИНН – печать Антихриста. Патриарха и епископов обвиняли в отступлении от Церкви. Приходы откалывались, уходили в Раскол. Согласно апостолу Павлу Антихрист будет царствовать более 3,5 лет. Сколько времени прошло с тех пор? Понятно, что ИНН не было печатью Антихриста. Но в то время было большое брожение умов, в том числе подогреваемое извне информационными вбросами.

Далее. «Пишу Вам еще с великим сознанием моей ответственности пред Богом – и Церковью, искупленной драгоценной Кровью воплощенного Сына Божия. Какими бы ни были неизбежные недостатки – Она, и только Она найдет Свой верный путь. Так говорил в свое время Иоанн Златоуст; так говорил прп. Серафим Саровский; так мыслят все, подлинно боящиеся погрешить подвижники всех родов».

Вторым пунктом могу указать на совместное заявление известного духовника схиигумена Гавриила (Виноградова-Лакербая), монаха Иоанна (Адливанкина) и инока Киприана. Православный взгляд. События на Украине через призму глобальных эсхатологических процессов. Отца Гавриила православный мир знает, как игумена N. Под этим псевдонимом он написал свои многочисленные книги. Монах Иоанн является его духовным чадом и ведущим специалистом центра во имя святого праведного Иоанна Кронштадтского, где проходят реабилитацию жертвы оккультизма, сатанизма и люди, которым просто некуда идти (ввиду того, что они пережили глубокое повреждение в результате занятиями оккультными практиками, вовлечения в какие-то сектантские организации и т.д.). Третий участник инок Киприан. Последний Герой Советского Союза, потерявший в Афганистане обе ноги. Он прошел долгий путь реабилитации и поменял свою политическую карьеру на путь духовный. Он не понаслышке знает, что такое война. В своем совместном заявлении они касаются многих тем, в том числе и темы раскола. Отец Гавриил говорит о греческом направлении, к которому ваш приход гипотетически (с подачи священников) собирается примкнуть. Специально не буду расшифровывать слово «направление». В этом заявлении упоминалось и следующее видео. Ветераны и дети Второй Мировой Войны правительству и народу Германии. По событиям на Украине.

Предваряя основной ход размышлений ответа, третьим пунктом упомяну текст «Подводная часть айсберга: о соблазне церковного РАСКОЛА» Часть 1.  «Ожидание антихриста, гностицизм и его тяжба с епископами». Часть 2. Главный смысл – попытка диалога с теми, кто хочет уйти в раскол. «Подводная часть айсберга» – указание на тот факт, что люди видят только верхушку информационного события, не всегда понимая, что находится в глубине.

В первой части текста упоминается, как в советские годы богоборческие власти пытались «подставить» иерархов РПЦ (выражаясь современным языком). Приведены некоторые мысли о попытке уничтожить саму Церковь через введение раскола (в том числе и на Украине). Ведь во время Второй мировой войны гитлеровская Германия пыталась ослабить РПЦ путем создания раскола. Куратором этого процесса был немецкий офицер Нейгауз. Находившиеся в Европе церковные иерархи должны были через неявное давление немцев выступить с осуждением РПЦ. В этом смысле, конечно, обращает на себя внимание подвиг святого Сергия Воскресенского, который перед лицом смертельной опасности отказался выступить с осуждением патриарха Сергия. О его подвиге рассказывается в книге «Кровью убеленные». О нем говорили разное. Подозревали слишком плотный контакт с государственными лицами. Порицали. Конец его жизни показал великое мужество. Под его руководством псковская миссия окормляла советских военнопленных, тысячи крестьян, русскоязычное население, находившееся на оккупированных территориях.

В части второй статьи приведены некоторые мысли о влиянии информационных потоков на сознание людей и о переформатировании людей, открытых этим потокам. Верующие люди должны впустить в свою жизнь Бога не на уровне догматическом или чтения книг, а на ином уровне – лампада благодати Божией, хранимая в человеческом сердце. Божественная искра освящает путь, показывает что истинно, а что ложно. Не разбираем вопрос об интуитивном познании. Все нужно проверять Святыми отцами. Понятно, что внутри нас могут быть откровения ложные, идущие не от Бога, а от инфернального мира. Многообразие внутреннего опыта не является сейчас темой для обсуждения. Имею в виду ситуацию, в которой находились православные христиане в сложные годы гонений. Со всех сторон дезинформация. Тем, кто старался жить по Заповедям Божиим, Господь давал понимание пути.

Из первой части отдельно отмечу главу «Есть еще и добро», во второй части – «Информационные потоки и трансформация сознания», «Путь посреди хаоса», «Вопрос о недостатках».

Обратите внимание на беседу, проходившую в центре святого праведного Иоанна Кронштадтского. Монах Иоанн (Адливанкин) и в след за ним схиигумен Гавриил отмечают, что в Расколе уничтожается любовь. Помните, что сказал апостол Павел? «И за сие пошлет им Бог действие заблуждения, так что они будут верить лжи, да будут осуждены все, не веровавшие истине, но возлюбившие неправду» (Сол 2. 11–12). Выражаясь современным языком – тем, кто окажется от любви истинной, попустят дух заблуждения и они станут верить лжи. Люди, вставшие на путь осуждения, ожесточившие свое сердце, становятся неспособными удерживать защищающую их Благодать Святого Духа, их сознание открыто для воздействия извне. Слова Господа Иисуса Христа – «По причине умножения беззакония, во многих охладеет любовь» (Мф 24. 12);

Много вокруг соблазнов. Живем в непростое время. Очень легко ожесточиться, начать осуждать. Вставая на этот путь, необходимо помнить, что нечто важное в нашей душе надламывается.

Стоит обратить внимание на письмо исповедника святого Афанасия (Сахарова) о патриархе Сергие. Патриарх Сергий подписал Декларацию (кстати, ничего еретического в ней нет). Многие соблазнились, перестали его поминать. Святой Афанасий (Сахаров), сам обладая колоссальным авторитетом, проведя многие годы в условиях гонений и репрессий со стороны богоборческих властей, пришел к выводу, что учинять раскол не нужно. К его письму могу добавить мнение епископов, заключенных в Соловецком концлагере (в числе которых был и сщмч. Илларион Троицкий). В 1927 году они обсуждали так называемую Декларацию митрополита Сергия (Страгородского). И не смотря на то, что не могли одобрить документ в целом, приняли следующее решение – «Никакого раскола. Будем хранить верность Православной Церкви в лице митрополита Сергия, чтобы не стали нам говорить и кто бы ни был. Мы должны на это смотреть, как на провокацию, желающую нас разделить с митрополитом Сергием и его Синодом, а потому мы должны держаться единства» (См.: Русак В.С. Декларация митрополита Сергия 16/29 июня 1927 г.).

Направляю ссылки на два наиболее запомнившихся видео. Экстренный выпуск Бесогон TV Никиты Михалкова. Он старался сохранить объективность. Интервью американского специалиста по вооружению. Его трудно заподозрить в симпатии к России. Военный специалист говорит с позиции представителя иной стороны. Украина Россия интервью бывшего инспектора ООН Скотта Руттера.

Православие предполагает полную осмысленность действий. Если священники вашего прихода идут в русле эмоций, поддерживают, не разобравшись, политические настроения, они трансляцию СМИ ставят выше Христовой правды. Христова Правда призывала объединять людей, нести мир. Получается, что священники сами уходят в опасное «плавание» и тянут за собой прихожан. Есть в Православии и послушание. Если речь идет о засвидетельствованном Церковью старце, что этот именно человек тот, через кого говорит Святой Дух. Но когда речь идет о рядовом священнике, получившем от епископа в Таинстве рукоположения право совершать Литургию, но личного опыта не стяжал и соответственно не стяжал благодать Святого Духа, какое он имеет право навязывать прихожанам свое мнение? Да, священники должны «осуществлять» Таинства на Приходе, а не вести за собой в свои заблуждения других людей. В Православии нет принципа – слушать и подчиняться иерархии, которая транслирует спорные вещи.

Церковь должна быть отделена от политики. Православный патриарх Кирилл поддержал президента своей страны. И имел на это право. Речь шла (как и сказано в указанном выше интервью американского военного) о прямой угрозе суверенитету России. Защищать свой народ – обязанность президента.

«Царство Мое не от мира сего» сказал Господь (Ин 18. 26). Если сейчас ваш приход начнет метаться, поддаваться деятельности священников, то возникает колоссальный риск повторить все те ошибки, которые совершили западно-европейские приходы в годы Второй мировой войны и некоторые приходы на территории советской России в годы правления Сталина. Пришедший к власти Гитлер затеял коварную «маркетинговую» программу. Он позиционировал себя, как Мессия, как человек, который спасет мир от большевистского зла и какое-то время эту программу выдерживал. На сторону немецкой армии переходили целые дивизии армии советской. Потом нацисты проявили свое лицо, когда вошли на территорию России и начали сжигать деревни. Вскрылась жестокая правда. Во времена войны была учреждена особая премия тем проповедникам, кто в проповедь вплетет мысль о евгенике (псевдонаука, которая утверждает различие рас – высшие и низшие). Когда немцы вошли на территорию России, церковь они не уничтожили. Скорее пытались использовать ее, как административный инструмент воздействия на народ. Так была образована псковская миссия. Слава Богу, у православных священников хватило благоразумия – они занялись окормлением народа. После того, как немецкое командование осознало невозможность использовать Церковь, как рычаг воздействия на народ, псковскую миссию закрыть не смогли (опасались гнева народного и массового партизанского движения). В советские годы некоторые приходы ушли в так называемую Живую Церковь, примешав к церковному учению политические взгляды. Постепенно церковная жизнь в ней выродилась.

Вам самим стоит разобраться в этой ситуации, изучить историю. На приходе собраться своим кругом. Изучить материалы Брест-Литовской Унии. Ведь малороссийские епископы предали свой народ. Они в тайне приняли решение перейти под юрисдикцию римского Папы. Пытались сохранить все православные каноны, но у католиков тоже есть опыт ведения переговоров. Когда малороссийские епископы приехали на переговоры, им не была предоставлена личная аудиенция. Их приняли во время пышной церемонии, на которой внесли Папу на престоле. Православные епископы были потрясены. И мысли не возникло изучать документы, что принесли им на подпись. Пышная атмосфера. Обстановка срочности. Они подписали все и отказались от всего того, что хотели за собой сохранить. Как сообщить об этом? Народ бы их отверг. Некоторое время Уния оставалась тайной. Постепенно тайна просочилась, и Православие в Малороссии спасли именно миряне. Когда иерархия, по сути, отвернулась от народа, миряне стали объединяться, собирать финансовые средства. Покупали землю. Строили школы, в которых учили способных людей. Они и стали защитниками Православия. Постепенно православный народ Малороссии настолько сплотился, что Православие отстояли.

Вашему приходу хотелось бы пожелать не быть ведомыми людьми, движимыми пропагандой. Еще в 70-гг. новости создавались (даже в СССР) с использованием гипноза Эриксона. Очевидно, что сейчас новости еще более заточены на создание определённого эффекта среди населения. В годы Второй мировой войны была создана рабочая группа, которой поручено усилить эффект бомбардировок Германии, усугубить эффект паники, подавленности среди населения. Теория турбулентности утверждает, что этого эффекта можно добиться с помощью новостей. С развитием масс-медиа любая ситуация становится мировой повесткой. Болезнь – мировая повестка. События в стране – мировая повестка.

Советую почитать сочинение митрополита Вениамина (Федченкова) «Два сорокоуста». В советские годы ему нужно было принять решение – оставаться ли верным патриарху Сергию или нет? Кто-то соблазнился на сделанное патриархом заявление об отсутствии в СССР гонений на религию. Сейчас об этом распространяться не могу, но келейник патриарха Сергия говорил, что перед приходом журналистов, патриарха посетили уполномоченные сотрудники силовых ведомств и угрожали расстрелом всех находившихся в заключении священников и иерархов. Нам легко. Мы ни за кого и ни за что не отвечаем. Когда нужно было принять это трудное решение митрополит Вениамин решил молиться. Об этом как раз и забыли священники вашего прихода. Почему автор называет свою работу «Два Сорокоуста»? Он вручил Богу эту ситуацию. Новостей достоверных не было. Железный занавес. Все известия подавались в препарированном виде. Интернета нет, линий связи тоже не было (точнее прослушивались). Он решил 40 дней молиться, чтобы Господь ему указал оставаться ему Московском патриархате или нет. Господь постепенно открывал это решение.

Действительно странно, что священники, которые должны учить людей молиться, любое решение принимать с Богом, вычеркивают Бога из самой этой ситуации. Отдают это решение на откуп блогерам, политикам, новостным лентам. Мы видим, как научные теории, политические течения меняются. Если бы у Церкви не было своей точки зрения, она давно перестала бы существовать. Можно предположить, что если ваш приход решится на такие вещи, то факт его существования под угрозой. Тогда Благодать Святого Духа покидает собрание верующих. Они разделяются.

Должно быть полное сознание того, что вы делаете. Совместное изучение приходом ситуации. Разбор всех мнений (как «за», так и «против»). Посмотреть материалы Брест-Литовской Унии. Разобрать сочинение митрополита Вениамина «Два сорокоуста». Возложить ситуацию на Бога в конечном итоге. Всем приходом в течение какого-то времени молиться, чтобы Господь открыл ситуацию. Действительно ли воля Божия есть, что бы переходить? Действительно ли воля Божия есть, чтобы оставаться? Рассмотреть объективно ситуацию в мире. Не с подачи новостных лент, которые препарируют информацию. Сами изучите. Возможно, есть смысл просмотреть книгу Питера Гиллквиста «Возвращение домой». Автор книги – бывший протестантский пастор, перешедший в Православие. Его община уже устала от нововведений. Они решили разобраться в протестантском мире самостоятельно, изучать материалы, касающиеся истории Церкви в подлинниках. Установили, что в первые века Христианства были епископы, была Евхаристия. Они увидели, какой была Церковь и потом в Православии узнали ту самую Церковь, которая существовала с апостольских времен. Это был правильный подход. Не быть жертвой новостей, постоянно меняющихся мнений. Надеюсь на ваше трезвомыслие.

Это первая часть ответа. Любой ответ – «переходить» или «не переходить», не неверны. Конечно, у меня есть определенные предпочтения. Я сам считаю себя чадом РПЦ, но в твоем лице вижу православную христианку, которая от Бога имеет дар свободы. Со стороны я не вижу для себя оснований твоим даром свободы манипулировать и манипулировать тем доверием, которое ты мне оказываешь. Сделав это сообщение и указав источники, я призываю тебя во всем разобраться, отложить на время решение и в молитве придать ситуацию Богу. Но не просто молиться, а вчитываться, вразумляться, спрашивать, искать, советоваться. Эта работа должна совершаться всей вашей общиной, иначе в случае ошибки есть риск, что приход просто перестанет существовать.

На приходе хорошо было бы обсудить последние главы четырех Евангелий, выдержки из которых читаются в Великую Пятницу. Ведь идет Великий Пост. Мы знаем, о чем читаются 12 Евангелий в Великую Пятницу. Мессия пришел. Его не приняли. Почему? Было много причин. Одна из причин – политическая. Было неприемлемо то, что говорил Христос. Свои планы. Свои взгляды. Некоторые и сейчас повторяют эту ошибку. Отвергаю истину, потому что истина не вписывается в их планы. Блаженный Августин говорил, что люди ненавидят истину, потому что любят что-то больше истины. Было бы неплохо на приходе поставить вопрос – не повторяете ли вы в своем частном разрезе матрицу той ситуации, которая произошла на дворе у Понтийского Пилата? Понтийский Пилат под воздействием обстоятельств принял определенную сторону, кричавшую сильнее, и поступил вопреки той Правды, которая была ему открыта.

Ты, наверно, знаешь, в чем заключается грех хулы на Святого Духа? Это не обзывательство. Бывает, что человек под воздействием обстоятельств, в отчаянии, может похулить Бога (умер, например, у него кто-то). Этим грехом даже нельзя называть хулу на Самого Христа (человек, воспитанный в той или иной религиозной традиции, не всегда может узнать в историческом Христе, который пришел в виде человека, живого Бога). Грех хулы на Святого Духа – упорное противление истине. Даже, если у человека нет картины мира, основанной на Истине, если он никогда не читал Евангелие, все равно какая-то искра есть в нем. Она горит и говорит где правда. Бывает, человек эту искру засыпает своими грехами. Поступки против совести приглушают этот свет. Совесть сравнивал с искрой прп. авва Дорофей в книге «Душеполезные поучения». Но все же надо различать. Есть житейские ситуации, где мы можем поступить против совести, руководствуясь прибытком, похотью, чревоугодием, мелкими корыстными интересами. Это тоже разрушает человека, но разрушает не кардинально. Как есть синяк, а есть огнестрельное ранение головы. Травма, несовместимая с жизнью и есть смертный грех. Он наносит душе человека такую рану, которая душу убивает. Еще при жизни от человека отступает благодать Святого Духа, и он погружается во мрак. Грех хулы против Святого Духа выражается в том, что человек погрешает против этой искры, против того понимания правды, которое ему на этом этапе открыто. Он может быть человеком не религиозным, даже атеистом, но и ему в атеистическом мировоззрении может быть открыта какая-то правда. Грех хулы на Святого Духа был у книжников и фарисеев. Они видели чудеса Христовы. Они знали подтверждение Его пришествия в мир. Почему они так долго допрашивали слепорожденного человека (по мнению одного из духовных авторов)? В иудейских книгах были сформулированы признаки, по которым можно было узнать Мессию. Человека, потерявшего зрение, может исцелить и искусный врач. Того же, у которого нет глаз (глазных яблок) от рождения, может исцелить только Мессия. По этому признаку Мессию можно узнать. Когда Христос данное чудо совершил, они встали перед неопровержимым фактом. Сотворивший чудо есть Мессия, а принимать Его не хочется. Слова Христовы не вписываются в их систему координат. Они выбрали путь отвержения Истины, путь отвержения самого Мессии. Пошли против правды.

Если будет желание, посмотрите на приходе фильм «Забивание камнями Сорайи М». Он призовет вас к размышлениям. Фильм не христианский (чтобы никто не заподозрил, что идет склонение к своему мнению) и основан на реальной истории. Один женатый мужчина воспылал похотью к женщине (не жене), но вступить в связь с ней не мог, пока оставалась его законная жена. Он решил обвинить жену в прелюбодеянии. Его супруга готовила одному мужчине. Тому пригрозили, что в случае отказа лжесвидетельствовать, его больного ребенка заберут. Административный руководитель поселения понимал, что оказался втянутым в какую-то неприятную историю. Он молился, чтобы Господь открыл ему и подтвердил или опроверг его предположения и опасения. Мы сейчас не разбираем, дает ли Ислам доступ к благодати Святого Духа или не дает. Эти вопросы оставим за кадром. Ему была показана правда. Суд, на котором все было подтасовано. Определение, которое было заранее известно. Но вдруг на место суда заехал фургон с цирковыми клоунами и началось представление. Расправа была приторможена. Это было явным знамением, что в ситуацию вмешиваются иные обстоятельства, что суд следует остановить. Первым в Сорайи камень бросить должен был ее отец. Он три раза промахивался. Одна женщина (из местных жителей) подошла к руководителю и напрямую сказала, что это знак. А он и молился, чтобы был дан знак. Все равно пошел по пути противления правде. Почему этот грех не простится? Видимо, душа человека настолько искажается, что перестает нуждаться в Боге. Дело не в том, что человек взывает к Господу, а Он не прощает. Нет, человек столь погружается в самооправдания, столь верит в свою ложь, что начинает противиться Богу. Человек все исказил, что Бог с Божественной Истиной становятся не нужны.

Дай Бог, чтобы вашу общину обошли стороной эти изменения.

На сайте Соловецкой обители размещен цикл бесед «Чрезвычайная ситуация». РАЗДЕЛ 1 – «Вера, любовь vs эгоизм, страх (паника)». По поводу вируса и событий с ним связанного (2021–2022 гг.). Беседы 1.1 – 1.3 на тему вируса и всей истории с ней связанного. РАЗДЕЛ 2 «Война и мир, и надспорный путь». По поводу участия в боевых действиях. А также по поводу событий на Украине в 2022 г. Беседы 2.1 – 2.4 вокруг той ситуации, которая развернулась на Украине. В аннотации к беседам сказано о надспорном пути. К этому пути я вам тоже желаю прийти. Надспорный путь предполагает повышение духовного, культурного уровня людей вследствие чего они становятся способными выйти из примитивной конфронтации (понимание сути явлений, осмысленный взгляд на происходящее).

Если вы, действительно, община, то вам бы хорошо и самим такие вещи обсуждать, а не просто пописываться под навязываемыми решениями. Учитывайте, что в Таинстве рукоположения епископом делегируется право совершения Литургии, но не дается священнику благодать прозорливости. Благодатные дары духовного руководства – то, что священник должен стяжать своими «потом и кровью». Младостарчество – реальная проблема Церкви, когда имеющий почитание от людей священник вдруг начинает считать, что все происходящее в его голове происходит по мановению Святого Духа. Такой человек может разрушить жизнь прихожан. Он ведет своих чад в бездну. Примеров тому предостаточно. Есть книга протоиерея Владимира Соколова «Младостарчество». Это то явление, которое надо знать. Не все священники таковы. Есть те, кто старается взращивать в своих пасомых трезвение, способность к различению добра и зла. Но есть и такие ситуации, о которых говорил апостол Павел. «По отшествии моем, войдут к вам лютые волки, не щадящие стада; и из вас самих восстанут люди, которые будут говорить превратно, дабы увлечь учеников за собою (Деян 20. 29-30)».

Еще к вопросу о поддержке президента Патриархом Кириллом. Возникает угроза суверенитету России. Не будем обсуждать эту тему. Хотел обратить внимание, что в размышлениях священников, желающих от Московского патриархата отойти, есть некая логическая ошибка. Они в этой ситуации, во-первых, ничем не рискуют (не живут на территории России). Это скорее некий моральный аргумент.

Его описал православный мыслитель Насим Талеб в книге «Рискуя собственной шкурой». Автор утверждает, что беда нашего времени в следующем – люди, принимающие решения, за эти самые решения не несут ответственности. Например, экономические аналитики делают прогнозы, принимают решения, вследствие чего страна погружается в экономический хаос, но люди продолжают занимать свои должности. Логическая ошибка вот в чем. Представь ситуацию. В какой-то стране поднимается волна негодования в отношении наркотиков. И вот вдруг в этой стране жители узнают, что не везде, не повсеместно, не для местных жителей, а только для туристов, наркотики в некоей степени являются легализованными. И вот на гребне этой волны возникнет мнение отделиться от Христиан этой местности под предлогом, что правительство поддерживает такую наркополитику. В этом же есть логическое противоречие. Да, христиане страны вынуждены вступать в экономические (и не только) отношения с правительственными структурами, но какое отношение эти христиане имеют к решению правительства? Гипотетически их тоже можно путем казуистических вывертов назвать людьми, поддерживающими правительство. Но мы понимаем, что Церковь должна стоять вне этих вопросов. Ведь в данном случае приход хочет отделиться не от Патриарха лично, а от матери Церкви и на это есть проставления. Неужели священники в семинарии не изучали Номоканон? Это книга канонических правил. Отделение от епископа обосновано только, когда он проповедует ересь. В данном случае никакой ереси не проповедуется. Значит с точки зрения канонических правил, которыми руководствуется Церковь издревле, повода для отделения нет.

Мы знаем трагические примеры, когда определенные иерархи руководствовались не церковными канонами, а политическими лозунгами. Кстати, так был введен «fulioque» в Символ Веры (под давлением императора в западной Церкви была принята эта вставка). Беда, когда Церковь руководствуется не своими соображениями, а навязанными извне мнениями. История показывает, что люди, избравшие опорой не Истину, а ложные точки зрения, были сметены и памяти о себе не оставили. Их поглотил водоворот страстей, политических интриг. Церковь нам предлагает книгу правил, на основании которой совершается управление. В ней существуют определенные принципы, отступать от которых небезопасно. Конечно, у людей свобода выбора, но тогда они столкнутся с определенными последствиями, всю ответственность за которые они берут на себя. Священники же несут ответственность не только за себя, но и за тех людей, которых в эту бездну столкнули.

В качестве приложения. Посмотрите в пункте 1, как на оккупированных территориях немцы пытались оторвать приходы от Патриархата. Корреспонденции с мест // Журнал Московской Патриархии, №4, декабрь 1943 г.

Из Днепропетровской области Межевского округа благочинный священник Евгений Толоков сообщает, что в означенном округе немецкими оккупантами было полностью захвачено свои руки руководство церковной жизнью. Они прислали туда своего прогитлеровского архиерея из друзей Поликарпа Сикорского — Геннадия Шиприкевича. Немецкий комиссар Публиг, передавая Епископу Геннадию управление Церковию, гласно пред собравшимся по этому поводу духовенством заявил, что на Украине будет только автокефальная церковь.

Под административным нажимом немецкой власти духовенство приняло эту ориентацию, поверив заявлению Епископа Геннадия, что представляемая им автокефальная церковь не имеет ничего общего с еретиками «самосвятами-липковцами». Но очень скоро при проверке на фактах оказалось, что автокефальная церковь Геннадия есть прямое продолжение «самосвятства-липковщины» и преследует исключительно цели петлюровщины, используемой немецкими захватчиками в своих интересах. Стало известным о рукоположении в ней двоеженцев, о пострижении женатых в монахи с возведением их в сан Архимандрита. Установлено было применение автокефалистами-самосвятами антиканонической практики — рукоположения за одной литургией по три-четыре человека священников и диаконов и многое другое, нарушающее каноны Православной Церкви.

Когда выявилась подлинная сущность состряпанной немцами подходящей для их политических целей церкви, начался массовый выход священников и общин церковных из автокефалии. Тогда немцы приняли срочные меры противодействия этому выходу. Задним числом был издан приказ Коха, запрещающий церквам менять ориентацию. Непокорных священников стали обвинять в связи с «красной Москвой», придирались к их проповедям, запрещали им совершать богослужения в будни и в не регламентированные немецким календарем праздники: Вознесение Господне, Св. Троицы. Николин день и т. п.

Волна репрессий со стороны немецких властей в отношении к священникам стала возрастать все сильнее, включительно до появления приказа генерал-комиссара Днепропетровска об аресте священников, не желающих быть в автокефальной онемеченной церкви.

В настоящее время оккупанты изгнаны из этой области, и духовенство, оставшееся верным Патриаршей Церкви, проводит в жизнь постановление Собора Преосвященных Архиереев Русской Православной Церкви от 8/IX с. г. – об осуждении изменников вере и Отечеству, и, считая лишенными сана тех клириков, которые изменили общецерковному делу и перешли на сторону фашизма, порывает с ними молитвенное общение.