Заметки

Прокопий (Пащенко), иером. О цикле бесед «Чрезвычайная ситуация»

13 марта 2022 г.

Цикл бесед «Чрезвычайная ситуация» содержит беседы, сформированные из ответов на вопросы по поводу чрезвычайных ситуаций.

Цикл поддерживается беседами и текстами проекта «Остаться человеком: Офисы, мегаполисы, концлагеря», в которых рассматривался опыт людей, прошедших через войны, тюремное заключение, революции, катастрофы, голод, нищету, психологическое давление, изоляцию и прочие виды экстремальных явлений и состояний.

Цикл также поддерживается текстами и беседами проекта «Преодоление травматического опыта: Христианские и психологические аспекты». В рамках проекта, помимо прочего, рассматривался механизм возникновения ПТСР (посттравматическое стрессовое расстройство), механизм его преодоления, выход человека в посттравматический рост. Под посттравматическим ростом можно подразумевать совокупность смыслов, пониманий, душевных навыков и условий, вследствие которых, переживший кризисную ситуацию человек, становится сильнее и мудрее. Становится способным сказать, что он – счастливый человек.

РАЗДЕЛ 1 – «Вера, любовь vs эгоизм, cтрах (паника)». По поводу вируса и событий с ним связанного (2021-22 годы)

РАЗДЕЛ 2 «Война и мир, и надспорный путь». По поводу участия в боевых действиях. А также по поводу событий на Украине в 2022 году.

РАЗДЕЛ 1 – «Вера, любовь vs эгоизм, cтрах (паника)». По поводу вируса и событий с ним связанного (2021–2022 гг.)

О страхе, панике (перед бедствиями, эпидемиями), в частности, и о влиянии веры, любви (и, наоборот, эгоизма) в организации психического опыта, в общем

Отправной точкой, с которой вышла в жизнь траектория данной лекции, явилась сгущенная совокупность обращений с вопросами по поводу страха и паники, рожденных на фоне многочисленных сообщении / постов / роликов / конспирологических воззваний в связи с распространением коронавируса в 2020 году (фиксация времени – для будущего, так как в будущем, возможно, многие забудут о том, о чем в марте 2020 года говорят почти все).

В первой части рассматриваются некоторые примеры, демонстрирующие отсутствие разрушительного давления на сознание апатии, паники, страха. От вопроса о страхе (страх, освобожденный от сдерживающих его начал, – паника) совершается переход к более общему вопросу – об организации психического опыта, в целом. Два типа опыта формируются на основе разных организационных начал: вера и связанная с ней любовь, эгоизм и связанное с ним неумение любить.

При доминировании эгоизма возникает риск развития таких особенностей как: дробность мышления (функциональная неграмотность?, при которой человек рассматривает не столько саму проблему, сколько – какие-то ее «обрывки»); сложность с увязыванием разных аспектов проблемы друг с другом и иными аспектами действительности; трудности (тотальные?) с построением целостной картины мира, в которую человека мог бы вписать себя и увидеть свой уникальный путь (уникальный – не в плане нарциссо-мании, а в плане того, что избрание пути основано не на популярности того или иного мотивирующего видео, а на соответствии пути глубинным «мелодиям» личности).

Эгоизм, позиционируется в массовой культуре как основное качество, как то, к чему непременно нужно прийти, как то, что раскроет перед человеком (как заявляется в тренингах и пр.) фантастические перспективы. Но на практике развитие эгоистическом модели приводит к трудностям (тотальным?) с формированием картины мира и объемного психического опыта, наличие которых позволяет человеку в критических обстоятельства вчувствоваться в социальную ситуацию, понять ее уникальный (то есть имеющий отношение к данному человеку) смысл, увидеть путь движения между маховиками проблемной ситуации, не поддаться панике и страху, не стать заложником неуправляемых состояний и вышедших из всяких «берегов» переживаний.

Любовь, понимая не как запрос на стимуляцию и проживание приятных эмоций, а как способность проявить деятельное внимание к ближнему; вера, понимаемая не как пассивное думанье о «чего-там», а как активная жизненная позиция, как опытное переживание связи, как смысловое ядро, в соответствии с которым человек приводит различные стороны своей жизни, – закладывают основу для построения целостной картины мира и организации психического опыта иного плана. Характеризуемого тем, что человек осознает спектр проблем, стающих перед ним, чувствует ситуацию и ее критический накал, все видит, все понимает, но не захватывается переживаниями. Его сознание не подавляется паникой, апатией (возникающей вслед за гипер-переживаниями, истощающими, в итоге, способность человека оказывать ментальное сопротивление трудностям, страхам, опасениям).

Вопрос в том, насколько вера является двигателем жизни. Если человек пытается верить лишь интеллектом (то есть – убеждая самого себя или рационально доказывая), то ему усилием приходится сдерживать страх, который пускает метастазы во все уровни его бытия. Здесь открыто поприще для великих искушений и запутанных падений – падений, подготовленных на первых взгляд искушениями вроде бы и не явными, о чем множество мыслей содержится в «Письмах Баламута». «Письма Баламута» – опытный бес пишет молодому, как работать с «подопечным», бытие которого в рамках земной истории проходит во время Первой Мировой Войны. Опытный бес объясняет, как страх, ненависть и прочие переживания, и прочие обстоятельства, сопровождающие войну, использовать для захвата человека (например, – 29 письмо (и не только оно)).

Если у человека были опыты (как в плане «физических» ситуаций, так в плане и Божией помощи, заступлений во время брани мысленной – например, мятущиеся мысли отчаяния словно волны заливают ладью разума и вдруг является Тот, Кто повелевает море утишиться), когда ему реально, словно следы на песке, открывались следы Промысла в его жизни, если человек действительно на всех уровнях своего бытия старается привести «все свое» в соответствие с переживаемой им связи с Христом, то (здесь можно провести параллель с словами преподобного Паисия Святогорца насчет того, что Господь дает душе «извещение», хотя эти слова говорились и по иному поводу) не то, чтобы такой человек специально боролся со страхом. Что-то дается его душе такое, что позволяет взирать без страха на то, что иных повергает в состояние ступора. Преподобный Исаак Сирин писал, что вера дает человеку спокойно взирать на вещи ужасные (одна из общих мыслей его наставлений – в том русле, что благодать обучает человека, если человек через свой образ жизни становится способным усваивать ее).

В беседах упоминались:

– Вторая часть статьи «Подводная часть айсберга: о соблазне церковного РАСКОЛА»; отдельное название второй части – «Ожидание антихриста, гностицизм и его тяжба с епископами».

– Третья часть статьи «Преодоление травматического опыта: христианские и психологические аспекты» (отдельное название третьей части «Вера (идеалы) и преодоление травматического опыта»).

– О выживании в условиях экстремальных обстоятельств – лекции третьей и четвертых частей цикла «Остаться человеком: Офисы, мегаполисы, концлагеря».

– О неуправляемых состояниях и о преодолении предпосылок, на основании которых человек становится открытым для активности этих состояний: цикл лекций «Преодоление игрового механизма» и созданные на его основе различные части статьи, объединенные под тем же названием; два ответа о неуправляемых состояниях – «Ревность. Что делать, если ревность начала давать о себе знать», «Любовная зависимость, зависимые отношения (также – о зависимом отношении в целом)».

– О формировании картины мира, об учении академика А.А. Ухтомского о доминанте – в цикле лекций «Искра жизни: Свет, сумерки, тьма».

РАЗДЕЛ 2 «Война и мир, и надспорный путь». По поводу участия в боевых действиях. А также по поводу событий на Украине в 2022 г.

Беседы «Война и мир, и надспорный путь» – до`лги. В тренде – короткие сообщения, а такой формат непопулярен. Но иногда короткие ролики не дают «топлива», чтобы выйти из замкнутого круга. Поэтому ищется надспорный путь. Частное выражение надспорного пути: и своих поддержать, но не сеять ненависть.

В нескольких словах многогранные ситуации не постигнуть. Многогранная ситуация, отображенная в сознании, по терминологии нейрофизиолога академика А. Ухтомского может быть названа интегральным образом. Мы строим в сознании многоуровневый образ явления. Если он выстроен верно, то причинно-следственные связи, лежащие в основе явления, могут стать понятны. Но чтобы его выстроить адекватным действительности, человеку нужно развиваться в определенном направлении. Учиться оценивать свои поступки с позиции понимания добра и зла. Учиться проявлять способность поставить вопрос о других (например, вопрос: то, что я сделал не причинило ли другому боль?). Тогда (при наличии других факторов) у человек может развиться то, что Ухтомский называл интуицией совести. Частным выражение интуиции совести является способность понять суть масштабного исторического процесса.

Надспорный путь – не аморфная позиция: «и нашим и вашим», мимикрируя под «тех» и «других».

Надспорный путь – не становится ни пассивным, ни зверем. Если воин станет зверем, он станет неспособным после боевых действий принять участие в созидательной жизни страны. Не принять участие в созидательной жизни рискует и проявивший пассивность.

Надспорный путь – понимать, что делаешь. Если есть объективные основания воину вступить в бой, он вступает, но понимает, что, для чего и почему он делает. Тогда – больше шансов, что ПТСР (посттравматическое стрессовое расстройство) не разовьется. Надспорный путь – избегать неконструктивного лобового столкновения / обзывания оппонента: «ты дурак», «нет, ты – дурак». Чтобы выйти из-под гнета примитивных, разрушительных эмоций и прийти к надспорной точке зрения, необходимо читать, повышать культурный уровень. Если человека обогатить духовно и культурно, он станет способным реагировать на происходящее не в русле «убить», «унизить», «растоптать». Он будет способным, если надо вступить в бой, вступить в него с трезвой головой, не проваливаясь в ненависть. Если откроется возможность для ведения диалога, то он почувствует эту возможность и будет способным к диалогу.

Когда на противника наклеивается ярлык врага, человек теряет возможность понять психологию противника, а, значит, трудно будет предугадать, куда противник двинется. Ярлык врага – как красная тряпка, продуцирующая ненависть, воспрепятствует там, где откроется возможность вчерашнего врага превратить в союзника, нейтрализуя угрозу не в русле бой столкновения.

Ненависть разрушает. Тот, кто принимает жесткую позицию «за» войну, рискует увлечься, перестать видеть грань, рискует перейти к бессмысленному насилию, уподобиться противнику, которого он обвиняет в агрессии. Если человек может существовать лишь в условиях существования врага, то что ему делать, когда врага не станет? Искать крови в стане своих?

При жесткой позиции «за» человек рискует перестать замечать, что ошибки, критикуемые им в стане врага, есть и в его собственном стане. А если эти ошибки не исправить, есть риск, что человек повторит путь, приведший противника к катастрофе. Надспорный путь – быть способным трезво оценить свои ошибки и взяться за их исправление.

Тот, кто принимает жесткую позицию «против» рискует начать видеть врагов в стане своих, вступивших в бой с противником. Рискует перестать что-то замечать в действительности, ведь бывает и такое, что объективные причины для начала боевых действий были. Тот, кто жестко выступает «против» рискует перестать замечать в реальности важные сигналы.

Надспорный путь – при наличии объективных причин взяться за оружие. Но остаться способным после, когда пороховой дым рассеется, взяться за плуг, читать сказки детям. Надспорный путь – сохранять способность к миру во время войны, а во время мира – не терять бдительность.

Кто-то избегает столкновения ценой собственной аннигиляции. Кто-то учится при столкновении включать в себе «волка». Но тот, кто учит включать в себе «волка», рано или поздно, будет этим «волком» захвачен, потеряв себя в качестве человека.

Надспорный путь – оставаться человеком всегда, оставаться с открытыми глазами. Православным воин в вере ищет возможность не быть затопленным страхом, находит возможность обрести ясный ум и в гуще сражения, прийти к душевному миру в любой обстановке. При наличии душевного мира человек становится способным все видеть, все понимать, осмысленно принимать решения, гибко реагируя на происходящее. Чтобы строить созидательную жизнь, ему не нужен образ врага.

Он строит созидательную жизнь по любви к ближним и к жизни. Любовь к жизни – не в смысле – любой ценой (например, предательства) цепляться за жизнь. А в смысле – быть способным испытывать изумление перед миром, красотой, которую от человека не заслоняют даже грозовые тучи. Это и есть надспорный путь.

Страшно, когда два православных человека одной Церкви друг в друга могут выстрелить. Надспорный путь нужен и необходим всем нам… Надспорный путь – выйти из состояния омрачения сознания, перестать быть заложником грубых инстинктов.

Дискуссия о инстинктах тоже нуждается в «третьем пути». Одни дают инстинктам волю, «отпуская вожжи», встают на путь берсерков. Берсерки – воины, во время боя входящие в измененное состояние сознания, в боевой транс, впуская в себя ярость и затопляясь ею. Другие считают, что инстинкты нужно подавлять.

Берсерки в мирное время становятся отщепенцами, источниками смуты. А подавляющие логикой все и вся у себя внутри, со временем теряют способность чувствовать жизнь во всем ее многообразии, творить, радоваться краскам этого мира.

Надспорный путь – одухотворить инстинкты, стать способным вследствие духовного и культурного обогащения вывести их на иной уровень, поставить их на службу высоким целям, перевоспитать. Надспорный путь – сила напряжения остается, помогает человеку достигать цели, но не превращается в ярость, в сжигающий самого человека гнев. Надспорный путь – это св. князь Александр Невский – непревзойденный воин-христианин в минуты опасности для своей страны. И мудрый правитель, умеющий слушать других, принимать решения и строить пространство для созидательной жизни.

В беседах упоминались материалы:

– О префронтальной коре и интуиции совести см. раздел «Испытание совести» в части первой текста «Внешняя жизнь и мир мыслей».

– О воинах-христианах и о условиях преодоления предпосылок, на основании которых развивается ПТРС (посттравматическое стрессовое расстройство), о боевой психической травме см. части 2.1 и 2.2 текста «Преодоление травматического опыта: христианские и психологические аспекты»: Часть 2.1, часть 2.2.

– О том, как христианские ценности помогали выживать людям во время блокады Ленинграда в условиях голода и постоянных обстрелов (в течение почти трех лет) см. часть 2.3 текста «Преодоление травматического опыта…».

– О инстинктах, их перевоспитании, рефлексе цели, берсерках, св. князе Александре Невском см. текст «ТРИ СИЛЫ: Цель жизни и развязавшееся стремление к игре (казино, гонки, игра по жизни)».

Тип: Заметки