Боевые действия. Боевые действия. Россия-Украина. На вопрос, как простить, как понять. Ч. 1
Автор:  Иеромонах Соловецкого монастыря
Дата:  20.04.2022.



Только стараясь жить по совести, учась понимать людей, есть хоть какой-то шанс разобраться в сложной ситуации. Если в подобных обстоятельствах оказывается человек верующий, то всей полнотой своего существа он взывает к Богу, ищет вразумления. Если же человек заражен ненавистью, то теряет способность усваивать Благодать, а это значит, что он в чем-то ошибся.

В связи с событиями, который происходят на Украине, боевыми действиями и сопутствующими проблемами возникает много вопросов. Некоторые из них хотел бы прокомментировать. Для тех, с кем поддерживаю отношения, записал несколько бесед в рамках цикла «Чрезвычайная ситуация» и был эфир «Как информация и новости влияют на человека?», который тоже относится к теме боевых действий.

В этом ответе хотел бы сделать дополнение для тех, кто хочет слышать. Действительно, возникает вопрос – Как простить тех, кто принял решение на ввод войск? В результате гибнут люди. Как понять ситуацию, когда в наш цивилизованный век вопросы решаются войной?

Приведу несколько мыслей. Первое. Вследствие особенностей поведения или, если сказать совсем грубо, физиологии мозга, человек либо способен понимать сложные жизненные ситуации, либо лишен этого. Данная способность формируется в течение всей жизни. Мы стараемся по совести разрешать небольшие конфликтные ситуации в школе, институте. Думаем. Ищем решения и учимся их находить. В указанных беседах обсуждалась тема физиологии мозга. Понятно, человек не ограничивается деятельностью мозга. Специалисты говорят, что мозг – инструмент, через который личность себя проявляет, с помощью которого личность контактирует с окружающим миром. Что такое сознание не знает никто. Серьезные ученые, занимающиеся познанием мозга, не сводят деятельность сознания к мозгу. Но тем не менее, орган, оценивающий социальную ситуацию называется медиальной префронтальной корой. Этот орган развивается, когда мы рассматриваем свои поступки, то есть реализуем саморефлексию. Но не в русле Раскольникова, когда говорим – Мне плохо, мне грустно, мне тоскливо и я хочу выпить. Нет. Но когда задаем себе вопрос – Я хочу выпить, но правильно ли это? Выход ли это? Тогда в нас развиваются нейронные сети, появляются новые функциональные системы и с их помощью мы оцениваем окружающий мир. Это лишь гипотеза, что кажется правдоподобной. Сошлюсь на некоторые научные данные, приведенные в статье «Внешняя жизнь и мир мыслей» Ч. 1. Так же префронтальная медиальная кора развивается в процессе реализации такого качества, как эмпатия. Мы думаем – Чем руководствуется ближний в конкретной ситуации? Правильно ли мы понимаем его позицию? Попытка понять ближнего и развивает функциональные системы, с помощью которых мы потом становимся способными понять сложную социальную обстановку. Пример, который не совсем относится к теме Украины, но все же по касательной вписывается в круг обсуждаемых вопросов. Некоторые дети осуждают родителей. Дескать, они были не правы. Парадоксально, но эти дети совершают те же самые шаги, за которые осуждали родителей. У этого феномена могут быть разные объяснения. Причем, каждое из них кажется справедливым, потому как ситуация многогранна. Одно из объяснений предложила наша паломница. Дети не понимают родителей. Соответственно, не формируется представлений, с помощью которых они могли бы понять собственное поведение. Попытка разобраться в причинах формирует некое внутреннее напряжение. Появляются новые представления, понятия, смыслы, которые, возможно, находят свое отображение в физиологии. Появляются новые функциональные системы и с их помощью мы вдруг начинаем понимать и свое поведение. Мы становимся способными в расстроенном состоянии и даже в панике взяться за ум и не пойти в русле эмоций. Формируя себя в этом направлении, появляется возможность понять сложную ситуацию, которая включает множество участников, мотивов.

Отсюда становится понятным, почему важно детям проходить вес стадии взросления. В песочнице. В школе. С конфликтами и их разбором. Некоторые дети этих стадий не проходят, так как родители стремятся реализовать в своих детях то, что называется опережающим развитием. В итоге дети не получают человеческого опыта на уровне песочницы. Что из этого вытекает? Они не понимают важных моментов и сталкиваются с ними в зрелом возрасте, когда уже ставки высоки. Вот один мальчик в песочнице отобрал у другого лопаточку. Обиженный ребенок, пробегая мимо, ударил пластиковым ведерочком по голове обидчика. Так приходит понимание, что у шагов есть последствия. Ребенок начинает развиваться, учитывая открывшееся ему знание. Если же уровень песочницы не пройден, став взрослым человек продолжает считать, что его действия агрессивные могут не иметь последствий. Он все еще отбирает у кого-то лопаточки, а удар ведерочком будет уже серьезная конфликтная ситуация.

Вывод из первого пункта. Только учась жить по совести, учась понимать людей, у нас есть хоть какие-то шансы разобраться в сложной ситуации.

Второй пункт – всегда необходимо рассматривать предысторию вопроса. Профессор Сергей Георгиевич Кара-Мурза в своей книге «Манипуляция сознанием» отмечал, что один из приемов манипуляции и состоит в вычленении проблемы из контекста и решении, построенном на эмоциях. Боевые действия. Летят самолеты. Бомбы. Что это за антицивилизационный подход? Начинается эмоциональная риторика. Гибнут люди. Действительно, гибнут. Это трагедия. Но! Есть определенные духовные законы, действующие в этой жизни. Есть последовательность происходящего.

Я был маленьким. Мой друг и его мама, которая родом из Украины, приезжали в гости к родственникам. К нему могли подойти на улице с требованием произнести какое-то слово на украинском. Если человек не знает языка, он слова не произнесет. Если слово не названо, его избивают. И это считалось нормальным. Трудно предположить, что страна, в которой подобная ситуация считается обыденной, на определенном этапе не столкнется со сложностями. Если человек или сообщество идет в определённом направлении, то сталкивается с закономерными, логичными последствиями.

В беседах мы разбирали книгу Виктора Тростникова «Бог в русской истории». Это третий пункт. Автор ставил вопрос – Что такое история вообще? И дал гениальный ответ. История – миллиарды фактов, сцепленных в концепцию. Без концепции нет истории. Мы не можем факты рассматривать по отдельности. Он приводит такое размышление. Раньше люди писали достаточно скупо. Средневековые писатели оставляли после себя небольшие по объему сочинения. Сейчас любой блогер пишет в тысячи раз больше. Но даже массив скупо написанных вещей столь огромен, что не хватит жизни для их изучения. Чтобы иметь хоть какую-то возможность этот массив проработать, нужно поиск сузить. Каким образом? На что обратить внимание? На архивные документы? На нормативные акты? На мемуары людей? Амбарные книги? Говорят, история – объективная наука. Но даже в том, что мы выбираем областью изучения, уже проявляется наша субъективность. Некоторые историки считают неправильным, чуть ли не варварством, обращать внимание на мемуары. А кто-то считает, что мемуары самым ценным. Как понять эпоху гонений? По мемуарам людей, которые гонения прошли. Даже этот момент – признаем ли мы ценность мемуарных источником или нет? Мы уже совершаем выбор. Он зависит от того, как мы в следствии нашей эмпатии признаем ли мы значимость личности или не признаем? Если признаем, тогда обращаем внимание на мемуары. Следующим моментом стоит выбор концепции, с помощью которой мы объединяем эти факты. Тростников говорит, например, насморк полководца во время сражения имеет значение или нет? Если смотрим на историю, как на следствие производственных отношений, то насморк исключаем из перечня влияющих факторов. Если мы рассматриваем с позиции, что история совершается великими людьми – да, имел. Полководец хуже рассуждал, концентрировался из-за насморка, хуже реагировал на донесения и качество решений тоже было хуже, что могло повлиять на общий ход сражений. Тростников ставит вопрос – Есть ли идеальный взгляд на историю? Тот взгляд, что обеспечивал бы максимально объективный подход. Такой подход возникает (по мнению Тростникова), когда мы смотрим на историю глазами Бога. А возможен ли такой взгляд? Отчасти да. Мы можем взгляд Бога усмотреть в Священном Писании. Эта концепция очень напоминает учение академика Ухтомского, который считал, что исторический процесс можно понять только с помощью интуиции совести. Ведь исторический процесс – множество сигналов, который нужно оценить и взвесить.

Физиология мозга человека с любящим сердцем, с эмпатией и саморефлексией работает таким образом, что он максимально способен уловить огромное количество сигналов и соединить их в некую цельную картину. Понятно, что эгоист, заточенный на деньги, многого просто не заметит. Тростников считает, что смысл истории России – сохранение Веры. Например, в народе был соблазн уклонения в протестантизм, пришла Анна Иоанновна и ввела в Россию немцев. Не лучших представителей страны, а людей с авантюрной жилкой. В итоге в России к немцам сложилось очень неприязненное отношение. После ее смерти все немецкое было выметено из России вместе с протестантским соблазном. Можно вспомнить сщмч. Иллариона Троицкого. Он говорил, что было у нашей страны преклонение перед всем французским. Пришел Наполеон и исцелил от этого пристрастия.

В книге Тростникова в отношении огненного испытания, постигшего Россию в виде революции и гражданской войны, было сказано, что в это время русские заболели самым опасным духовным заболеванием из всех – духовное безразличие. Этот феномен был хорошо показан Достоевским в романе «Бесы» в неопубликованной главе (точнее эта глава есть не во всех изданиях). Ставрогин, участник революционных движений, кстати, верующий христианин, но Вера в нем уже «сломалась». Ставрогин просит епископа Тихона прочитать слова из Апокалипсиса, в которых высказано предостережение Божие тому, кто ни холоден, ни горяч. Состояние данное было накануне революции.

Кстати, есть замечательная глава в книге Георгия Флоровского «Пути русского богословия» глава называется «Накануне». Он описывает состояние русской интеллигенции накануне революции. Огромное количество людей было формально верующими, но эта Вера не сопровождалась горячностью. В этом смысле, наверное, к Вере ближе воинствующий атеист, пламенеющий духом. Сейчас он пламенеет духом воюя с Богом. Но завтра он, может быть, удостоверится в пути Божием и горячность духа начнет реализовывать себя в конструктивных процессах. Можно вспомнить князя Владимира. Ярый язычник после принятия Христианства огонь своей души пустил в добродетель.

В каком-то смысле книгу Тростникова можно продолжить. В последнее время соблазн иной. Целое поколение, может даже не одно, родилось с «телефоном в руке». Это люди, которые не считают Россию своей родиной, которые живут в философии постмодерна, даже не зная, что они исповедуют таковую философию. Она предполагает отсутствие центра, смысла, любви. Она отрицает наличие добра и зла, хорошего и плохо. То, что считается добродетелью, постмодерн считает просто некой игрой ума. С точки зрения этой философии таких представлений, как честь, любовь, достоинство, человечность просто не существуют (хотя и не объясняет происхождение и появление этих слов в лексиконе). Речь сейчас не о том. Конечно, поколение неоднородно. Очень много светлых людей, глубоких, утонченных (в хорошем смысле этого слова). Но все же при наличии воодушевляющих примеров есть и примеры, которые не то, чтобы против Бога или против религии, против чего-то конструктивного, против патриотизма, они вообще не ставят вопрос такого, для них эта тема не существует.

Конечно, сейчас люди гибнут на войне и это наполняет сердца скорбью. С другой стороны, можно предположить, что при отсутствии действий война через некоторое время началась бы на территории России. Еще Ефрем Филофейский (после его смерти началась эпидемия ковид) говорил, что развращение достигло таких масштабов, что не может быть остановлено ни вразумлениями, ни разговорами, только войной. Во время войны людям станет не до своих интимных побуждений. Один духовник говорили (в его словах читается смысл) о спасении вследствие войны. Многие молодые люди погружены в интернет-индустрию, создание видео с максимальным числом просмотров и получение денег посредством использования рекламы. Сейчас они будут вынуждены задуматься о реальной жизни. У России будет шанс начать собственное развитие в соответствии со своими ценностями, с историческим призванием. История, описанная Тростниковым, повторяется. Словно ветер вымел за раз то, что тянет соки из России, наполняет чужим духом, ее ослабляет.

В отношении начала войны. Есть мнение, что война могла бы начаться на территории России в более крупных масштабах. Действительно, если международные соглашения и на них можно сослаться. Так же следует отметить, что соглашения работают лишь при условии выполнения их всеми сторонами. Когда же соглашения используются, как предлог для манипуляции, сфера международного права свое назначение не выполняет, работает в одни ворота. Мы это видели на примере Украины, на примере Майдана. Европейские страны выступили гарантом, что при отсутствии применения силы, конфликтная ситуация разрешится мирным путем. Их послушали. С данной просьбой было обращение к Президенту РФ. Он поверил. Нарастание конфликта продолжалось. Можно вспомнить 1941 год. Не разбираем, как был подписан пакт о ненападении и прочую политическую кухню. Рассмотрим один факт. Танки стоят на границе. Кнопка так и не была нажата. В реальности немцы перешли границу и дошли до Москвы. Наверно, опыт 1941 года был учтен.

В отношении боевых действий можно указать пример из жизни святого Александра Невского. Литва напала на Россию. Он ведь не только остановил врагов, но еще вошел на их территорию с целью обезопасить Россию на будущее. Ситуация похожа на нынешнюю. В жизнеописании святого Александра Невского есть еще более радикальный эпизод. Бунт Новгорода. По России собиралась дань для татар. По всей видимости, святой князь Александр понимал, что сейчас не время для восстания. Восстание не приведет к обретению независимости. Когда Новгород отказался платить дань, святой благоверный князь Александр Невский силой оружия смирил город. Можно по-разному относиться к этим данным. Есть люди, кто осуждают святого Александра. Кто-то считает его гением. Он сумел почувствовать историческую обстановку, понять, что нужно примириться с татарами и накапливать силы для будущей борьбы за независимость, охранять границы от западных захватчиков. Татары в то время не лезли в душу русскому народу, а западные захватчики как раз хотели поменять веру – самое ценное.

Могу привести слова одного священника. Он родился на Украине. Его родители живут на Украине. Его мнение кажется ценным. Человек пытался понять. Думал. Смотрел. Изучал. Он ученый человек. Он сказал, что боевые действия не понять со стороны. Если в ситуации оказывается человек верующий, то всей полнотой своего существа он взывает к Богу, ищет вразумления. Господь, который обетовал, что стучащему отворят, ищущий найдет, Он даст вразумление. Такой человек получает ответ. Может быть, людям, находящимся вне ситуации, ответы и действия могут показаться странными, неприемлемыми. Но человек будучи внутри обстановки обладает большим количеством информации, чем те, кто наблюдают снаружи. Можно предположить, что руководитель государства, принимающий решение о начале боевых действий, знает нечто большее. Принял ли он решение вследствие испуга или давления? Он желает зла своей стране? Другой вариант – он принял решение обдуманно, осмысленно, как можно надеяться, взывая к Небу.

Люди придерживаются разных точек зрения. Есть и такая. В наше стране возрождается Церковь. Да, много нестроений. СМИ вовсе ведет кампанию против Церкви. Еще немцы хорошо понимали, что Православная Церковь объединяет российский народ. Гитлер говорил, что после войны решит все вопросы с Церковью (в плане радикального уничтожения). Какие-то частные варианты с открытием Храмов на оккупированных территориях были скорее проявление инициативы местного командования (чтобы избежать активизации партизан). Директивы центрального командования были более жестки и жестоки. Множество документов на эту тему приводится в книге М. Шкаровского «Церковь зовет к защите Родины». Выдержки из нее рассмотрены в статье «Подводная часть айсберга (Ч. 1): о соблазне церковного Раскола». Мы видим, что не смотря на все сложности, происходит возрождение Церкви. Кто-то занимает позицию яростно против, но ведь есть те, кто выступает за духовность. На Соловках некоторое время жил трудник (можно даже его назвать послушником). Стал священником. Окормляет десантников. Он говорил очень много о среде военнослужащих верующих ребят. Цельных. Хороших. Мы надеемся, что это возрождение происходит по промыслу Божию. Трудно предположить, что в стране, в которой по промыслу Божию возрождается Вера, у кормила столько лет стоит случайный человек.

В заключении хотел бы поделиться еще одним аргументом, услышанным от священника, что родом с Украины. Если бы он не был священником, то пошел добровольцем на стороне России (с его слов). Аргумент, который привел его к этой мысли – слова его мамы. Задача солдата – защищать свою Родину. Сейчас о простом солдате (не о руководстве страны и их целях), который и не знает всей конъюнктуры. Он знает присягу, свой долг. Он защищает свою страну с оружием в руках. Такой человек может умереть мучеником, если погибнет. Такой человек велик. Но если он считает себя Христианином (многие на Украине считают себя христианами), то в сердце не должно быть ненависти. Если она есть, значит человек в чем-то ошибается. Как говорил священник, с нашей стороны нет ненависти, а с той есть. Можно эту ситуацию по-разному осмыслять. Еще за долго до нынешних событий, Украина стала ареной действия неопротестантских сект. Когда сознание человека заражается сектантской идеологией, фокус меняется. Человек все менее и менее воспринимает реальность адекватно (может быть впоследствии наука покажет или докажет использование технологий введения человека в измененное состояние сознания). В одной передаче военнослужащий рассказывал (это не является доказательством), что по данным самих украинских служб, в воде были зарегистрированы психоактивные вещества. Да, дозировка не превышала допустимую норму. Но эти вещества способны накапливаться в организме и вводить человека в некое измененное состояние сознания. Действительно, можно сказать, что с нашей стороны при всех проблемах, люди ставят вопросы. Думают. Спорят. Дискутируют. Полемизируют. Но ставят вопросы и ищут ответ, способный успокоить «кипящий» мозг. Такое ощущение, что с той стороны все размышления давно уже прекратились. Людям все понятно.

В качестве точки приведу еще одну историю (кажется показательной). Оба лица, о которых пойдет речь, из Одессы. Один из них насельник русского монастыря. Например, в нашем монастыре есть насельники с Украины. С ними не ведется споров относительно текущей ситуации. Хранится братский дух, единство. Этот насельник общался со своей сестрой и слышал от нее заявления, которые казались дикими. В частности, что патриарх Кирилл желает стереть украинцев с лица Земли. Естественно, никаких ссылок на выступления и доказательств таковой позиции патриарха не было предоставлено. Диалог не складывался. Монах предложил просмотреть материалы, присланные противоположной стороной. Он ей послал ссылку на канал, который ведет украинский аналитик Юрий Подоляка. Не было призыва верить тому, что говорит аналитик. Просто просмотреть, а затем обменяться мнением и обсудить. Мне эта позиция показалась честной. Сестра насельника отказалась от дальнейшей дискуссии. Этот случай не единственный.

Тот священник, о котором я рассказывал, никому не навязывает свою позицию. Его родной брат оказался с ним выходить на связь. Слова матери не являются аналитическим выводом. Любой вывод можно оспорить. На любую цифру можно привести другую. Я не говорю, что нет истины. Истина есть. Просто в мире постмодерна действуют сетевые технологии. В данном случае не важно, произошло ли это событие в реальности, важно, как в медийном пространстве это событие озвучено, подано и интерпретировано. Хороший фильм был снят, где вся эта ситуация была показана «Плутовство или хвост виляет собакой». Есть передать суть вкратце. Даже на информацию истинную с помощью сетевых технологий можно представить ложный ответ и выставить человека, как лжеца. Что делали со Христом злоумышлявшие против него? Говорили, что Он силой веельзевула изгоняет бесов, что хочет разрушить Храм и так далее. Этот аргумент может показаться справедливым, если человек заражается ненавистью. Значит в чем-то есть ошибка.

Итогом ответа является призыв и нам задуматься. У нас может быть разное мнение в отношение происходящего. Кто-то согласен. Кто-то не согласен. Но если мы заражаемся ненавистью хоть к одной из сторон, мы входим в некое измененное состояние сознания. Значит нас информация подцепила и тащит. Неизвестно в какую сторону наша ненависть потом канализирует. Даже если не брать в расчет манипуляторов, которые сидят по ту сторону экрана, а рассмотреть просто христианскую парадигму, то вывод следующий – если ты находишься в состоянии ненависти, то теряешь связь с Богом. Теряешь способность усваивать Божественную Благодать, а значит становишься уязвимым для падших духов. Ведь апостол Павел в своем послании сигнализировал о том, что в последние времена тем, кто откажется от любви истинной, попущен будет дух заблуждения и они станут верить лжи. Сам Господь говорил «Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят» (Мф 5. 8). Если мы заражаемся ненавистью, то выходим из состояния целостности ума, из внутреннего целомудрия (ведь целомудрие не только телесная чистота, но и состояние ума), то мы становимся открытыми для манипуляции. Мы становимся неспособными адекватно понимать этот мир. Видим мир однобоко. Человеку в измененном состоянии сознания (кто был в нем, тот знает) ничего не возможно объяснить. Все разумные доводы кажутся ложью. Такому человеку с помощью рациональных доводов не помочь. Только, когда Божественная благодать касается, этот состояние отступает, становится возможным адекватное воспринятие реальности.

Тема измененного состояния – тема отдельная. В цикле бесед «Обращение к полноте» часть 4.1–4.4 она поднималась. Отчасти рассмотрена в совместном эфире с каналом «Православная семья» (сейчас называется «Доброта на завтрак») «Как информация и новости влияют на человека?» (упомянут выше). Каким образом может произойти заражение информацией? Как настроить себя, чтобы иметь шансы разобраться? Предыдущие эфиры посвящены разбору происходящего «Ситуация на грани: Не справляюсь или возрождаюсь из пепла?» в 2-х частях. В каком русле действовать, чтобы обрести устойчивость в текущих непростых событиях?