Приход. Приход. Прихожанке зарубежной Церкви, приход которой хочет отделиться от Московского Патриархата вследствие событий на Украине. Ч. 3
Автор:  Иеромонах Соловецкого монастыря
Дата:  25.04.2022.



Каноны – ориентир для выбора единственно верного пути. Они помогают сохранить единство в трудные минуты. Вступая на путь лжи, человек лишается возможности быть приобщенным Божественной благодати и разрушается. Он наказывает себя сам. Чтобы спасти кого-то необходимо как минимум самому остаться в зоне правды. Человек, приобщенный к внутреннему опыту, к опыту Божественной благодати, не захватывается эмоциями и внешней ситуацией.

В преддверии приходского собрания ты задаешь два вопроса – Что сказать? Как содействовать сохранению той общины, которая сформировалась вдали от России и представляет собой интернациональную команду (выражаясь современным языком)?

Предыдущие части ответа:

«Прихожанке зарубежной Церкви, приход которой хочет отделиться от Московского Патриархата вследствие событий на Украине. Ч. 1».

«Прихожанке зарубежной Церкви, приход которой хочет отделиться от Московского Патриархата вследствие событий на Украине. Ч. 2».

С целью формирования представления в данном вопросе рекомендовал тебе лекции отца Георгия Максимова о Расколах. Ты высказала несколько скептическое мнение на их счет, ведь считаешь, что священнику, живущему в России, легко говорить о недопустимости раскола. У вас иная ситуация. Ты недоумеваешь, почему с точки зрения канонов и ради поминовения Патриарха должна поступать вопреки собственному религиозному чутью.

Начну не с духовных мыслей, а со слов Антуана де Сент-Экзюпери. В своей книге «Цитадель» он от имени восточного царя размышляет о том, как управлять царством и как содействовать возрастанию людей в любви в обстановке воин, нестроений. Следует отметить, что эту книгу Экзюпери писал во время Второй мировой войны, когда рухнули все европейские ценности. Царь нередко вопрошает Господа – «Ты обрёк меня ещё и на молчание, научив ценить не ветер слов, а глубинную суть. увидев её, я склонился над тоскою людей и пытаюсь исцелить их». У Экзюпери есть один часто повторяющийся образ – восхождение на вершину горы. Лишь взойдя на нее, мы видим не сутолоку на улицах, а четкую планировку. Если переложить этот образ на разбираемую ситуацию, можно сказать, что восхождение на гору означает нахождение ответа. Пока что ты бьешься между двумя позициями. Я преклоняюсь перед страданием твоей души и работой, происходящей в ней. Долгий спор исходит из твоих уст.

Взойти на гору (не говорю сейчас про твою ситуацию, скорее про мою) – надспорный путь решения. Бывают ситуации, что нет возможности поговорить с человеком. Мы в смятении бьемся между двумя мыслями – говорить или не говорить. Эта дилемма нас изматывает. Но вот всходим на гору молчания и понимаем, что можно обождать, не говорить, успокоиться и начать диалог после, надеяться, что Господь пошлет благоприятные обстоятельства. Такой путь и такой вымоленный ответ приносит душе успокоение. Обстоятельства жизни подтверждают правильность выбранного пути. Самое главное, чтобы решение происходило из глубины.

Часто каноны воспринимаются, как нечто запретительное. Мол, собралась кучка людей. Поставила Патриархов. Выдвинула проповедников, а все должны их слушать. Но посмотрим на историю Церкви. Сколько царей употребили все усилия, всю мощь карательного ведомства, чтобы ее уничтожить. Она выстояла. Церковь выжила, потому что Святой дух обитал в ней и ее оберегал Христос, который говорил, что «врата ада не одолеют ее» (Мф 16. 18). Святые отцы выработали определенные принципы существования Церкви и изложили их в канонах. Один из этих принципов – Церковь собирается вокруг епископов.

Водоворот стихий. Все становится непонятным. Например, советские власти выдвигали множество иерархов, отчасти движимых честолюбием. Их поддерживали. Пытались использовать их в качестве инструмента для раскола общества верующих. Если на арену выходят множество амбиций, обид, разочарований и недовольств, разобраться со всем этим ворохом переживаний, чувств и ситуаций практически невозможно. Каноны дают ориентир. Церковь собирается вокруг епископа. Конечно, возможно, ты лично этого епископа не знаешь. Ты и Патриарха видеть не видела. Почему же должна терять связь с приходом, если община решит перестать поминать Патриарха? Твой духовный отец (основатель этой общины) получил благодать иерейства через епископа. Не было бы епископа, его рукоположившего, не было бы и твоего духовного отца, как священника.

Каноны в некотором смысле можно сравнить с техникой безопасности. Говорят, что она написана кровью (на станке табличка с призывом использовать нарукавники, и нет данных человека, пренебрегшего этим призывом и получившим травму). Трагедии и истории расколов осмысливались. Святые отцы писали каноны, чтобы в будущем расколы предотвратить и сохранить единство.

Митрополит Иоанн (Снычев)[1], который был известен своим стремление сохранить единство Церкви, писал, что “В течение тысячи лет, после Рождества Христова, Единая Святая Соборная Апостольская Церковь, внимая этим словам, строго следила, чтобы никакое чуждое учение не могло смутить народ церковный и стать поводом для пагубных разделений и разномыслий». Если относиться к канонам с точки зрения жизни светской, изначально отказываясь от попытки найти в них смысл, то можно сказать, что есть в них нечто запретительное (как было сказано). Если бы Церковь не отсекала от себя все чуждое ей, с течением веков возник бы риск подмены иным учением (как происходит со множеством народов – они растворяются, ассимилируют, уходят из истории). Дух Святой хранит Церковь, а мы исторически видим, что поместные церкви, отступившие от чистоты, растворялись и переставали существовать.

Ты недоумеваешь. Посещала общины, где поминают Патриарха, но благодати там не почувствовала. Ты сейчас находишься в борении, и сознание выбрасывает все аргументы, какие только может собрать. Ученик Силуана Афонского архимандрит Софроний Сахаров говорил, что струя Святого Духа тончайшая и распознать ее можно лишь прислушиваясь к первым словам духовника. Духовный отец отвечает чаду и в первых словах несет то, что хотел бы сказать. Если чадо начинает спорить, духовник меняет слова, чтобы чадо не смущалось, но при этом теряется эта тонкая струя Святого духа. Сложно сказать что-либо на счет тех общин, в которых ты была. Требуется время, чтобы погрузиться в жизнь прихода. Так один миссионер говорил женщине, объехавшей весь мир, посещавшей женские монастыри и нигде не нашедшей любви. Если бы она носила любовь в себе, нашла ее везде, куда бы ты ни поехала. Сложно. Разорвана преемственность. Благодать Святого Духа узнает любящее сердце.

Некий промежуточный итог. В святых канонах Церковь изложила путь, который нашла в течение веков. Несмотря на бушующее житейское море, в канонах мы видим нить, по которой идем. Конечно, у каждого человека есть право жизненный поиск совершать иначе, весь вопрос в последствиях.

Ты очень ценишь общину, в которой пребываешь. Будет принято решение не оставаться в Московском Патриархате. Ты переживаешь за общину, основанную твоим духовиком. Хочется содействовать жизни этого сообщества. Конечно, я признаю, что не нахожусь в твоей ситуации. Но все же хотелось бы отметить наличие разных уровней. Одна ситуация – чаепитие, обмен новостями, походы друг к другу в гости, общие интересы. На другом уровне – общество верующих, где действует Святой Дух. Например, у меня есть родственники, которых с натяжкой можно назвать чадами Церкви. Это не мешает с ними общаться. Речь не о молитвенном общении, а общении человеческом. Важно соблюсти грань, чтобы не быть поглощенным их мировоззрением.

Что такое Церковь? В качестве ответа мог бы порекомендовать ознакомиться с предисловием к диссертации сщмч. Иллариона Троицкого «История догмата о Церкви». Само предисловие называется «Новозаветное учение Церкви». Сщмч. Илларион не просто богослов, а человек, кровью засвидетельствовавший то, что написал. Он был репрессирован и заключен в Соловецком концлагере. Ему обещали свободу в обмен на поддержку нового иерарха, который учинил (при участии силовых ведомств) раскол. Но сщмч. Илларион остался в заключении. Он еще до ареста, занимая твердую позицию, переживал о людях, как тот самый царь. Понимал, что такую твердость смогут реализовать не все. Он не мог призывать людей на мученичество, хотя сам на него пошел. Он говорил, что Святой Дух раздает дары и верующие люди, развивая эти дары, служа своими дарами Церкви (у каждого свой дар, свой талант), пронизываются действием Святого Духа и Святой Дух помогает им возрастать в любви. В другой своей работе «Христианства нет без Церкви» он говорил, что Христос в Таинстве Евхаристии дает людям возможность реализовать единство любви. В диссертации «История догмата о Церкви» сщмч. Илларион подчеркивал, что в течение веков Церковь выработала взгляд на епископа, как на нечто, удерживающее единство Церкви. Само его присутствие помогает защитить поместную церковь от влияния чуждых идей.

Митрополит Иоанн (Снычев) предупреждал, что в наше время могут быть попытки совратить людей, выдавая безблагодатные собрания за истинную Церковь. Задача епископа оградить церковь от влияний, способствующих ее разложению. Митрополит Иоанн подчеркивает, что ошибочное мнение Церкви происходит из-за непонимания истинного учения Христова – спасение человека.

В заключении книги «Отечник» святитель Игнатий (Брянчанинов) ставил вопрос о спасении в современном мире. Наша задача понять дух времени и уклониться от соблазна. Спасая других, человек гибнет сам. Это происходит повсеместно. Даже приводит такой образ – если человек видит утопающего, то пусть протянет ему палку и вытянет утопающего (если сможет), но не дает ему руки (человек может схватить за руку и утянуть его на дно). Представим (абстрактная ситуация), что община пошла ложным путем. Чем ей сможет помочь человек, который пошел вместе с ней? Его задача может и заключается в свидетельстве, что есть другой путь. Не ругаясь. Не проклиная. Человек имеет другое мнение и принципиально ему следует. Его позиция может кого-то заставить задуматься. Совесть в людях все равно свидетельствует. Услышав другое мнение, совесть может заговорить сильнее.

Описан такой случай монашеский. Один брат впал в блуд и ушел в мир. А другой брат по любви к нему ушел вместе с ним. Работал в миру. За его терпение Господь дал покаяние первому, и они оба вернулись. Здесь речь не касается раскола, а тяжкого греха для монаха, но греха плотского. В монашеских повестях можно встреть «сюжет» испытания аскетов. Говорят, что он блудник. Аскет соглашается. Обвиняют в других грехах – он не противится. Сказали, что он еретик. Аскет отверг обвинение. Почему же не противился другим обвинениям? «Совершая» грехи, человек является грешником, но остается способным к покаянию, ересь же отчуждает человека от Бога (мысль передана своими словами). Святые отцы могли проявлять дивную кротость, когда их ругали, обличали, но были невероятно тверды, когда вопрос вставал о риске для спасения души. В частности один из древних отцов однажды сказал ученикам своим, что уходит с того места, где пребывал. Ученики стали скорбеть. Наконец жилье было построено. Быт налажен. Они попытались склонить учителя и изменить точку зрения. Авва же призвал их действовать по своему усмотрению, а сам ушел. С точки зрения современного человека в такой позиции Святых отцов есть ли любовь? Если вдуматься, в их поступках есть своя логика, которая на самом деле не лишена любви. В частности митрополит Вениамин (Федченков) в своей книге «На рубеже двух эпох» рассказывал, как отказался служить литургию за самоубийцу генерала Каледина и тем самым спас одного полковника. Митрополит объяснил церковную точку зрения на грех самоубийства. Объяснил, что канон запрещает молиться за самоубийц за исключением тех случаев, когда было подтверждено, что человек покончил с собой в ненормальном состоянии. Тогда полковник поблагодарил митрополита Вениамина и сказал, что хотел ныне покончить с собой. Позиция митрополита его остановила.

Хотел бы познакомить тебя с некоторыми мыслями святителя Серафима (Соболева)[2], который в своей жизни отстаивал чистоту Православия. Те, кто будет читать его современными глазами, скажут, что он был слишком строг, что надо поступать по любви.

Церковные каноны помогают сохранить единство (как было сказано) даже в трудные времена. Святитель Серафим отмечает, что при полном игнорировании догматических разностей такого единства не создать (возможно создать некую видимость, вроде приятельского общения). Те люди, кто хотят создать такую видимость, не признают авторитета Вселенских Соборов. Единственным критерием истины признают собственный разум при отрицании Православной веры. Церковь – среда, созданная промыслом Божиим, чтобы в ней верующие люди могли приобщаться к освящающей их благодати Божией. Вера в Церковь запечатлена в Символы Веры. Святитель ссылается на слова Христа «Думаете ли вы, что Я пришел дать мир земле? Нет, говорю вам, но разделение» (Лк 12. 51). Разделительные линии проходят с целью сохранить Православную веру от гибели через смешение с ересями. Если люди, исповедующие еретические учения, не будут отсекаться от Церкви, тогда Православие перемешается с этими направлениями и будет уничтожено. Святитель отмечает, что некоторые люди по своей гордости присваивают себе право быть судиями Церкви. Упоминает и слова прп. Серафима «горе тому, который хотя бы на йоту отступил от Святых Вселенских Соборов». Человек, отступая от пути, на котором может приобщиться Божественной Благодати, вступает в область лжи и разрушается.

Ты прислала видео, подписанное «РПЦ благословило иконой Богородицы на войну в Украине». При всем уважении лично к тебе отмечу, что данное видео не содержит призывов Патриарха к войне. Он подарил икону для главного храма Вооруженных сил. Приезжая в Соловецкую Обитель, Патриарх каждый раз дарит иконы для монастыря. Что поделать, если у Патриарха такая традиция? И мы дарим иконы гостям. Это видео можно разослать десяти независимым экспертам, специалистам в области права. Интересно, хоть один из них найдет в нем призыв к войне? Стоит ли рассматривать это видео, как предлог для разрыва? Человек, обвиняющий патриарха Кирилла, на основании подложного видео, встает на путь лжи со всеми вытекающими последствиями. Он сам начинает разрушаться. Мы помним, о ком Священное Писание говорит, как об отце лжи.

Ты выказываешь желание остаться на приходе, чтобы содействовать его спасению. Если ваш приход станет на стезю лжи, то можно ли надеяться на дальнейшее адекватное взаимодействие с людьми? Можно вспомнить, как проходили суды над Иоанном Златоустом, над святителем Афанасием Александрийским. На этих судах использовались любые подложные аргументы. Причем участвовали люди, имеющие священный сан.

Святитель Серафим отмечает так же, что мы одиноки, но именно в этом одиночестве залог спасения от гибельного натиска на русскую Церковь со стороны масонства. Он ссылается на епископа Иоанна Смоленского. «Правила стремятся не только к сохранению православных от заразы еретическим духом, но ко хранению их от диферентизма к Вере и Православной Церкви, которое легко может возникнуть от общения с еретиками в делах Веры». Святитель Серафим (Соболев) считал, что присутствие православных на экуменических соборах обладает двусмысленным эффектом. С одной стороны свидетельства от православных экуменисты не принимают. Желают двигаться в своем направлении. Но само присутствие православных на этих соборах подводит экуменистов к мысли, что другие признают их собрания. Это его размышление отчасти может быть отнесено к твоим словам о присутствии в общине с целью спасти ее членов общины. Епископ Иоанн Смоленский отмечает, что, вступая без разбора в религиозное соприкосновение с заблудшими в Вере, мы не только не стараемся в обращении их в Православие, но и сами в нем колеблемся. Отмечает Святитель и слова св. Киприана епископа Карфагенского, который говорил, что «еретики никогда не будут приходить к Церкви, если будут нами самими укрепляться в убеждении, что у них тоже есть церковь и таинства». Обращает внимание, что «не Православная Церковь, а еретики создавали ереси. Православная же Церковь до мученической крови защищала от еретиков чистоту православной веры». Никого не обвиняю в ереси. Правильная позиция – ждать Церковного суда, а не самим решать – кто является отсеченным от Церкви, а кто нет. Ведь именно народ является хранителем Православной Веры. Без церковного суда совершить столь масштабное деяние? Возник прецедент – на эмоциях община может решить в обход канонов какой-то важный вопрос. Дальше эмоции будут накаляться, уровень раздражения повышаться, а люди постепенно начнут забывать, что вопросы можно решать, оставаясь на канонической почве. При такой ситуации пути к конструктивному решению вопросы остаются потерянными.

Отмечу еще один пункт о важности канонов. На каком-то этапе может возникнуть мнение, что отступление от канонов предоставляет более широкую возможность для достижения правды (как кажется людям). В пример можно привести то, как католический мир стал относиться к нравственным падениям. Люди, совершившие данного плана деяния, стали караться, как за уголовные преступления. На первый взгляд ревнители Веры должны быть рады. Теперь не только духовные отцы могут призывать людей к телесной чистоте, но и государственный аппарат на уровне суда. Ситуация не привела к утверждению чистоты. Духовная практика отступила от канонов и связала себя с практикой государственной. Со временем нормы права уголовного изменились. Поступкам, ранее классифицировавшимся как уголовное преступление, стали относиться иначе. Меры пресечения сошли на нет. Результат катастрофический. То, что раньше считалось грехом, перестало восприниматься таковым.

Современные люди, услышав слово «грех» восстают, видя в этом нечеловеколюбие, чуть ли не оскорбление. «Грех» в переводе – мимо цели. Человек, совершая подобный поступок мимо цели, силы, время и жизнь тратит, двигаясь не в том направлении. Такой человек наказывает сам себя. Он искажается и становится неспособным усваивать благодать Святого духа. Это состояние ада еще на земле. Дай Бог, чтобы ты никогда подобного не испытала. Ты считаешь, что в общине испытывала прикосновение Благодати. С другой стороны, ты не имела опыта раскола. Я имел. Не совсем раскола. Не полного разрыва с Церковью. Но опыт намечавшегося разрыва с тем, через кого я воцерковлялся, кто являлся моим духовником. По монашеским принципам без него я не должен принимать никакого решения. Разрывая некая мистическую связь, человек теряет пуповину. То, что во мне было упорядоченным – пришло в разброд. Я не мог себя успокоить ни молитвами, ничем. Это состояние, которое сводит с ума.

Так же святитель Серафим отмечает, что сама по себе любовь и общение не может сделать людей святыми. Чтобы соделаться святыми еретикам (никого не называю еретиком, просто его мысль можно спроецировать на данный случай) не только нужно воссоединиться с православной Церковью, но и стать на путь истинной христианской жизни. На путь борьбы со страстями, с грехом через исполнение Божественных заповедей. На путь узкий, скорбный и тернистый. Только тогда инославные христиан при содействии Благодати Божией станут святыми.

Еще несколько мыслей митрополита Иоанна (Снычева), на которого уже ссылался. Он так же был известен своим стоянием за чистоту Православия. Упоминал слова святителя Феофана затворника Вышенского «Имя христианское хоть и будет слышаться повсюду и повсюду будут видны храмы и чины церковные, но все это только видимость, внутри же полное отступление».

Митрополиту Иоанну принадлежит совершенно гениальная мысль о расколе. Речь идет о движении старообрядцев. Причина непонимания некоторыми людьми раскола – оскудение личного духовного опыта, присущего настоящей неискаженной церковной жизни. Значение этого опыта невозможно переоценить. Он дает человеку внутренний стержень, живую уверенность в смысле и цели существования. Этот опыт в исторических масштабах служит единственным связующим звеном в бесконечной череде сменяющих друг друга поколений, единственным мерилом преемственности и последовательности народной жизни, единственной гарантией понимания нами собственного прошлого. Содержание духовного опыта не меняется, как не меняется сам Бог, являющийся источником этого опыта.

Митрополит Иоанн ссылается так же на прп. Антония Великого, в учении которого огонь, Богом низведенный в человеческие сердца, поможет намерениям и чувствам отличать добро от зла.

Почему я отмечаю эти мысли? Они согласуются с началом ответа. Только приобщившись к этому опыту можно ответить на разбираемые нами вопросы. Бедой будет тот вариант, при котором человек важные вопросы церковной жизни будет пытаться решить исходя из новостей. Такой человек лишается возможности иметь собственный взгляд на происходящее. Опыт людей говорит, что для выживания в экстремальных ситуациях нужно иметь свой взгляд на происходящее. Речь не о самодурстве. Человек, приобщенный к внутреннему опыту, к опыту Божественной благодати, не захватывается теми эмоциями, что кипят вокруг. У него внутри есть пространство внутренней свободы, исходя из которого, он бесстрастно оценивает ситуацию. Приобщаясь к этому опыту, мы входим в состояние тишины, способности увидеть, понять эту реальность.

Когда от человека отступают страсти, ум становится способным созерцать логосы. Логосы – духовные законы, на основании которых развивается реальность (в каком-то смысле это причинно–следственные связи). Логосы в области богословия мы называем догматами. Святые отцы сформулировали догматы церкви, описав те причинно-следственные связи, что существуют объективно. Человек их нарушающий, наказывает сам себя.

Мне оказались близки слова отца Георгия. В частности, он говорил, что для священников, находящихся на Украине, при отсутствии мужества отстаивать единство с Московским Патриархатом, возможен следующий шаг – быть со совей Верой и не посещать те общины (это и про мирян), которые вопреки канонам разорвали свои отношения с епископом. Мне эта позиция близка. Я читал воспоминания людей, переживших гонения, репрессии, тюрьмы, лагеря и ссылки. Чтобы не потеряться и не сгинуть в этом хаосе человек пытался приобщиться к надмирному опыту и этот опыт в своем сердце сохранить. Что-то подобное происходило и в годы масштабных репрессий. Пытаясь расколоть Церковь, большевики стимулировали обновленческий раскол. Используя силовые рычаги, большевики передавали обновленцам храмы, но чуткий народ в это храмы не ходил. Люди понимали.

Как было сказано, позиция одного может привлечь взоры и заставить других задуматься. Не обязательно занимать жесткую позицию, анафематствовать людей. Можно быть и кротким, и миролюбивым. Вспоминаются стихи Омара Хайяма.

Чтоб мудро жизнь прожить, знать надобно немало,
Два важных правила запомни для начала:
Ты лучше голодай, чем что попало есть,
И лучше будь один, чем вместе с кем попало.

Человек, воспринимающий мерой истинности самого себя, лишается опоры для принятия решения. Его захватывают эмоции и ввергают в водоворот. Если потеряны ориентиры, то даже одному человеку трудно обрести цельность (если вообще возможно). А что говорить об общине? Множество людей должны собраться не только каждый сам по себе, но и все вместе. Для совместного существования необходимо выработать принципы общения. Нужна большая-большая любовь. В расколе любовь уничтожается! Откуда ей взяться, если мерой принятия решения избраны новости? А новости сегодня одни, а завтра другие.

Ожидал увидеть какие-то подкрепления вашей позиции. Но, получается, аргументов нет. Обрати внимание, как правило, никаких доказательств блогеры не приводят. Сейчас не хотел бы новости обсуждать. Мы стоим на иных позициях. Но раз уж зашла речь о новостях. Из всего, что было смотрено, обращает внимание на себя интервью специалиста по вооружению ООН и видео чемпионки по пауэрлифтингу Марьяны Наумовой, в котором она ответила на обращение Арнольда Шварценеггера к российскому народу (обращение выдержано примерно в том ключе, в котором ваша община обращалась к Патриарху Кириллу). Так уж сошлось, Марьяна Наумова встречалась с Арнольдом Шварценеггером и передавала ему письма детей Донбаса. Она неоднократно была в Луганске и Донецке. Ездила в рамках спортивного проекта, чтобы поддержать людей этих территорий. Она дает внятный ответ и приглашает его посетить территории, которые подвергались военному прессингу. Если у человека есть способность к рефлексии, то, посмотрев это видео, он должен понимать, что такая ситуация не могла продолжаться вечно. Патриарх Кирилл был на Украине и старался призвать людей к миру.

В отношении вопросов, которые можно поставить на приходе. Первый вопрос – это 13, 14, 15 правила Двукратного Собора[3], согласно которым разрыв молитвенного отношения с Патриархом возможен только при условии публичного призыва к ереси, осужденной Церковью соборно. Доказательств, которые бы вписывались в определение Собора, не приводится. Вспоминаются печально известные страницы Евангелия. Мы знаем, что в отношении Христа тоже велась информационная война. Говорили, что Он силой бесовской изгоняет падших духов. На суде клевеща на Него говорили, что Он рассуждал о разрушении храма и так далее. Люди преследовали какие-то цели. Им казалось, что так будет спасен народ. Иначе придут римляне и всех поработят.

Отсюда вытекает следующий подвывод. Если ваша община уже отступила от канонического устройства, то перевес могут начать брать самые «горластые». Если бы их можно было успокоить ссылкой на каноны. Иначе все может пойти в разброд.

Во втором ответе отмечалось, что возникают некие сомнения в компетенции вашего настоятеля. Он говорит об отсутствии в России демократических приходов. У нас в монастыре есть достаточно украинцев, но ни с кем нет войны. Даже эта тема не обсуждается. Мы живем вместе, как одна семья. Никому не приходит в голову сейчас начать на национальной почве ссориться. В Церкви «нет ни Еллина, ни иудея, ни обрезания, ни необрезания, варвара, Скифа, раба, свободного, но все и во всем Христис» (Кол 3. 11).

Ни в чем никого не обвиняю. Объективности ради стоит сказать, что основной посыл вашего настоятеля заключается в том, что Церковь должна быть вне политики. Сам же при этом подчиняется политике и следует политическим лозунгам. В послании к членам общины демонстрирует некую странную логику. Разрыв отношений вопреки существующим каноническим правилам считает возможным и нормальным. Сопротивляется призыву епископа не делать этого (считает, что епископ действует по чьей-то указке).

Следующие два вопроса необязательны. Это вопросы, апеллирующие к здравому смыслу. Есть в членах вашей общины абсолютная уверенность, что реальность такова, как сейчас представляется в соответствии с новостями? Присутствует ли абсолютная уверенность, что вы поступаете не в соответствии с эмоциями? На любом курсе психологии обучают, что обстановка срочности создается там, где возникает идея манипуляции. У Серафима Саровского были слова, что всему надо дать «пождание». Если не дают время подумать и навести справки, если создана обстановка срочности, если есть хоть капля сомнения, что информация имеющаяся необъективна, я бы не советовал тебе принимать какое бы то ни было решение. Ты свободный человек.

Сейчас, как вам кажется, вы удовлетворите каким-то критериям ложнопонимаемой абстрактной любви, чтобы успокоить людей. Вы выйдете из Московского Патриархата. Ты думаешь, они успокоятся? Единственный выход – сохранить опору на каноническое пространство. Да, вы не знаете архиереев лично. Да, есть разногласия (политические, национальные). Канонический строй существовал веками еще до того, как возник украинский вопрос, до того, как возникла сама Россия (в том виде, как мы знаем ее сейчас). Держась этого строя, мы не прогадаем. Если подобное решение кого-то ущемляет, то для всех очевидно, что умысла не было.

Видится, что некоторые члены вашего прихода вошли в некое измененное состояние сознания. Поэтому все, к чему могу сейчас призвать – углубиться в молитву. Нащупать, как говорил митрополит Иоанн, связь с тем самым опытом. Он позволит через молитву стать способным воспринять тот огонь, о котором говорится в Евангелии и который научает нас различать добро и зло (по мысли Антония Великого). В этом опыте ты и реши свой вопрос. Это все, о чем я могу тебя просить.

В данной ситуации правда не интересна и этот вопрос можно никому не задавать. Если уж зайдет разговор. Реакция на видео хотя бы Марьяны Наумовой. Почему именно про нее говорю? Это реальный человек, которого реально можно отследить. Его перемещения. Его жизненный путь. При случае, наверное, можно с ним связаться. Если подобное обсуждение отвергнут, это будет сигналом, что в данном месте правда не в чести. Тогда следующий вопрос – каким образом ты надеешься это сообщество спасать? Чтобы спасти в данном случае надо как минимум самому остаться в зоне правды.

Последний штрих. Уходя в раскол, люди сталкиваются не с тем, что перешагнули через абстрактные принципы (которые кто-то и где-то написал), раскол сопровождается изменением строя сознания. Открытость его для разброда страстей, для действия падших духов. Все это усугубляет трансформацию сознания, делая человека уже неприступным для покаяния. Святитель Игнатий Брянчанинов тонко описал процесс вхождения в это состояние в сочинении «О прелести» («Аскетические опыты» том 1 в составе 2 отдела труда «О молитве Иисусовой»). Он пишет, что люди, вошедшие в состояние прелести неприступны для покаяния. На рациональном уровне им невозможно что-либо объяснить. Очень бы не хотелось, чтобы ты в это состояние вошла. Решение, конечно, принимать тебе.

Чтобы прикоснуться к этому опыту можешь почитать «Псалтирь». Например, «Чин пения 12 избранных Псалмов». Надеюсь, что Господь тебя вразумит. Действительно, во время чтения бывает, что наступает некий момент тишины, и наваждение от ума отступает. Ты вдруг начинаешь видеть реальность, все понимать. Еще секунду назад тобой управляла полная «дичь». Возможно, были к этому предпосылки, ведь прелесть наступает постепенно. Человек совершает шаги, принимает помыслы, втягивается в эти мысли, становится открытым для возникновения подобных переживаний. Потом уже и не замечает, как они заполняют его ум. Только глубокая молитва способна вернуть к здравому, ясному пониманию ситуации. Как говорил Паисий Величковский (своими словами выражу мысль) – когда ум твой не видит – отложи всякое размышление, предайся молитве и во время молитвы враг не сможет скрыть от тебя истину. На каком-то этапе страсти улягутся, и в уме начнет выкристаллизовываться решение. Конечно, бывает и обманные вражеские игры. Сейчас не буду вдаваться в разбор молитвенных опытов. Отчасти об этих играх, от которых нужно оберегаться, упоминается в этом видео «Ситуация на грани: Не справляюсь или возрождаюсь из пепла?»

Чего и тебе желаю, справиться с этой ситуацией.

[1] Иоанн (Снычев), митр. О заблуждениях католицизма, О Церкви Христовой, Против ересей и сект.

[2] Серафим (Соболев), свт. Борьба за веру

[3] 13, 14, 15 правило Двукратного Собора.