Тюрьма. Тюрьма. Заключенному желающему изменить свою жизнь и помочь сыну
Автор:  Иеромонах Соловецкого монастыря
Дата:  28.04.2022.



Ты писал, что, когда попал в заключение, начал переосмысливать свою жизнь и у тебя возникло желание, чтобы твой сын не пошел по твоим стопам и вырос хорошим порядочным человеком.

Твоё желание начать новую жизнь множество раз будет испытываться. Когда рождается какое-то желание, оно закрепляется сначала в уме, а потом предстоит долгий путь, пока наше желание не перейдет в наше мировоззрение. Сквозь призму мировоззрения мы начнем смотреть на окружающую жизнь и будем приводить свои навыки в соответствие мировоззрению. Бывает, что человек сначала хочет жить по-иному, но мировоззрение и все его навыки протестуют против такого желания. Глаза смотрят на зло, губы привычно шепчут проклятия и т.д.. Здесь тебе, конечно, предстоит выдержать борьбу со своими страстями. Трудно, но – возможно с помощью Божией.

Есть масса технологий, тренингов, психологических курсов, с помощью которых человеку обещается помощь в изменении навыков. По книгам – все как будто бы и просто. Но в реальности очень трудно стать внутри другим. Один миссионер говорил, что если наркоман перестанет принимать наркотики, но не перестанет быть хамом, то его выздоровление остается под вопросом.

Современная научная теория о страстях и зависимости очень близко подошла к тому, о чём и говорили духовные наставники Православия. Существует такое понятие как «аддиктивные системы» или «аддиктивные личности», то есть речь идёт о совокупности представлений и навыков, ориентированных на зависимость. Задача состоит даже не в изменении конкретного человеческого навыка, например, выпивать алкоголь, если чувствуется тревожность. Речь идет о изменении человека. Задача состоит не в том, чтобы отобрать у человека нож, заточку или бутылку, а мишенью должна стать сама аддиктивная личность внутри человека, этот хам, живущий внутри, потому что, если хам внутри исцелен не будет, то вместо ножа, заточки, бутылки, человек найдет другую возможность «реализовать этого хама».

Некоторые люди, прошедшие реабилитацию с помощью светских методик, отошли от алкоголизма, разрушительных форм поведения, но многие внутри не стали другими. Со временем их внутреннее неблагополучие и неустроенность стали выливаться в другие формы деятельности. Человек, бросивший пить, но внутренне вовсе не исцелившийся, начинает часами смотреть сериалы, становиться деспотом для своих домочадцев и т.д..

Большую помощь тебе может оказать опыт христиан, прошедших гонения в годы массовых репрессий. Многие граждане Советского союза были брошены в тюрьмы, ссылки, концлагеря, но и там они оставались людьми и после заключения в статусе лишенцев были вынуждены находить какие-то пути адаптации к существующим условиям. Их не брали на работу, не выдавали продуктовые карточки, но они каким-то образом продолжали свой земной путь.

Очень познавательны в данном случае книги Алексея Арцыбушева «Милосердия двери», Ивана Солоневича «Россия в концлагере» и Бориса Солоневича «Молодежь и ГПУ». На первое место можно поставить книгу протоиерея Михаила Труханова «Сорок лет моей жизни». Невероятно интересные книги написаны женщинами: Ефросинией Керсновской – «Сколько стоит человек» и монахиней Еленой (Казимирчак-Полонской) – «О действии благодати Божией в современном мире». Все эти люди имели опыт нахождения в заключении. Нам нужно учесть, что лагеря в то время содержали функцию уничтожения.

Чтобы не пропитаться ритмами окружающей тебя обстановки, тебе необходимо что-то читать, иметь небольшое молитвенное правило. Читать хоть по чуть-чуть, но каждый день – Евангелие и Псалтирь. Если у тебя не будет собственного духовного ритма, ты неизбежно начнешь пропитываться ритмами окружающей обстановки. Сохранить себя, своё ядро личности неповреждённым возможно с Божией помощью.

По поводу твоего желания, чтобы твой ребенок не повторил твой путь, можно сказать следующее: чтобы твоё желание реализовалось, тебе придётся бороться. И тут не надо надеяться на быстрый результат, возможно, ты столкнешься на каком-тол этапе с тем, что сын тебя не захочет слушать, а захочет выбрать собственную дорогу. Ты будешь видеть, что она, эта дорога, не верная, даже разрушительная, тебе придется внутри переносить боль, видя, что ты ничем не можешь помочь сыну. Но ты эту боль переводи на молитву и молитву возноси к Богу. Мы не знаем, когда сердце человека смягчится, может, через многие-многие годы, даже не в юношеском возрасте, возможно, когда твой сын станет зрелым мужчиной.

Может быть, он будет тебя проклинать, говорить тебе в лицо какие-то слова, в каком-то смысле ты будешь пожинать те плоды, которые когда-то посеял, но отчаиваться здесь не нужно. Не сходи с избранного тобою пути добра и продолжай молиться за него.

Если в будущем возникнут желание и возможность, то можно упомянуть здесь про цикл бесед, проходивший в Соловецком монастыре под названием «Трудным подросткам о трудных подростках». Эти беседы проходили с воспитанниками «Центра во имя святителя Василия Великого» в Санкт-Петербурге – это центр социальной адаптации для подростков, находящихся в конфликте с законом. В этих беседах с ребятами на доступном им языке было дано базовое представление о жизни, базовые знания о христианстве, о добре. На основе опыта Центра Василия Великого при взаимодействии с ребятами были также созданы тексты под общим названием «Родители и дети» (несколько частей). Если эти материалы тебя заинтересуют, то мы готовы их выслать.

«Трудным подросткам о трудных подростках». Лекции и тексты иеромонаха Прокопия (Пащенко).

«Родители – Дети – Воспитание». Лекции и тексты иеромонаха (Прокопия).

В связи с ответом на ум пришел фильм, который был снят очень давно, название его сейчас не вспомнить. В фильме речь шла об одном молодом человеке, который вместе со своими приятелями создал молодежную банду, а потом он однажды убил человека, на пистолет была насажена картофелина, с целью заглушить выстрел. Но, а те, кого он считал своими приятелями, эту картофелину потом отнесли в полицию, то есть они его «сдали». Он долгое время находился в тюрьме – естественно, за предумышленное убийство маленький срок не дают. Пока он находился в тюрьме, у него родился сын, который пошел по стопам отца. Речь шла о людях бедных афроамериканских кварталов в Штатах. И однажды, когда он пошел на кражу, белый мужчина выстрелил ему в спину из ружья.

Те, с кем молодой человек начинал строить молодёжную банду, со временем стали очень влиятельными, авторитетными руководителями организованной преступной группировки, насчитывающей несколько тысяч членов. И в оборот они брали молодых ребят, в частности, они захотели взять в оборот сына их бывшего приятеля, который к описанным событиям выходил из тюрьмы. Финальная сцена выглядит примерно так: члены банды поймали белого мужчину, который сделал выстрел в спину подростка, подросток оклемался, был, по всей видимости, пролечен.

Лидер клана, который некогда, выдал его отца, насадил на пистолет картофелину и дал пистолет подростку, чтобы тот убил белого. Подростку говорят, что он крут, что он – мужчина, а в это время отец умоляет не стрелять. Лидер банды уничижает его, но он тем не менее стоит на своём, и, всё-таки, сын слушает отца и отказывается совершить выстрел.

Нахождение в тюрьме привело его к переосмыслению жизни. Он был очень крут, по меркам преступных кругов. Однажды во время раздачи пищи один заключенный резко встал перед ним с подносом, и повар положил на поднос порцию, предназначенную для него, так как не смог остановить руку с черпаком, начавшую движение. Главный персонаж фильма сбил этого заключенного с ног, приставил ему к лицу металлический поднос, стал бить по подносу коленом, разбил своему обидчику лицо. Он, видимо, подтвердил свой авторитет в тюремных кругах, но, как бы крут не был, одна из тюремных группировок начала его травить, и дело, может быть, закончились бы совсем плохо, если бы его не выкупил за какое-то количество сигарет лидер другой группировки, который сидел, кажется, пожизненно.

И этот лидер, находясь в тюрьме, решил менять что-то в своей жизни, мне трудно вспомнить шла ли там речь о религии, но как минимум он начал с тюремной библиотеки, начал читать классику. И вот, выкупив главного персонажа от преследования со стороны одной их тюремных банд, стал обучать его читать классику. И когда срок главного персонажа закончился, его благодетель проверял его познания, цитируя некоторые места из книг. А главный персонаж называл авторов и названия книг. Вышел из тюрьмы с главной целью – помочь сыну. И реализация этой цели, конечно, далась ему не без трудности, пришлось пройти очень много, чтобы помочь сыну. Пройти через маховик, который заматывал его в преступную деятельность. Перед ним вновь встали те соблазны, которые стояли раньше. Прежние его приятели предлагали членство в группировке, но он не хотел повторять прежних ошибок.

Если мы воспринимаем Христа, как своего Искупителя, то Он начинает нам помогать в этой жизни, но не всегда изымает нас из трудностей. Он в этих трудностях даёт нам помощь, поддержку, внутренний мир, утешение, даже радость.

Пока ты жил преступной жизнью, в твоей душе сформировались некие греховные навыки, мозоли, язвы, лишайники. Чтобы теперь эти лишайники с твоей души содрать, необходимо, если выражаться образно, чтобы кто-то прошел по твоей душе «шкуркой». Если мы ненавидели, злились, унижали других, то наша душа исказилась, стала уродливой, чтобы этот нарост исправить, человеку нужно совершать что-то противоположное: любить, прощать, благословлять, а иногда приходится претерпеть какие-то скорби, чтобы под ударами скорбей каменное сердце стало хоть как-то обтачиваться, хоть как-то смягчаться.

И вот когда эти скорби случаются, люди не должны думать, что их Бог оставил, нет – наоборот. Он даёт скорби, чтобы сердце смягчилось. Алексей Арцыбушев, как раз после опыта прохождения ГУЛАГа, остался благодарен за удары, которые обрушились на него. Он считал, что, если бы не эти удары, он никогда бы не стал тем, кем он стал, никогда бы не понял глубочайший смысл жизни.

К данному ответу прилагаю ответ, написанный другому заключенному. Сказанное в том ответе, применимо и здесь.

Ответ «Заключенному о сохранении человеческого образа».

Также прилагаю статью, про которую упоминалось в ответе, – «Интеллектуальная деятельность как стратегия выживания в условиях внешнего воздействия».

А в этой статье рассказывает, с чего можно начать христианскую жизнь. «С чего начать христианскую жизнь».