-
- События
-
Авторские галереи
- Диакон Николай Андреев
- Валерий Близнюк
- Сергей Веретенников
- Николай Гернет
- Анастасия Егорова
- Вероника Казимирова
- Иван Краснобаев
- Виктор Лагута
- Монах Онуфрий (Поречный)
- Валерия Решетникова
- Николай Петров-Спиридонов
- Михаил Скрипкин
- Геннадий Смирнов
- Сергей Сушкин
- Надежда Терехова
- Антон Трофимов
- Сергей Уткин
- Архимандрит Фаддей (Роженюк)
- Георгий Федоров
- Сергей Яковлев
- Град монастырский
- Дни Соловков
- Кресторезная мастерская
- Летопись возрождения
- Монастырский посад
- Пейзажи и путешествия
- Святые места глазами Соловецких паломников
- Скиты, пустыни и подворья
-
- Андреевский скит
- Голгофо-Распятский скит
- Никольский скит
- Савватиевский скит
- Свято-Вознесенский скит
- Свято-Троицкий скит
- Сергиевский скит
- Исааковская пустынь
- Макариевская пустынь
- Филиппова пустынь
- Архангельское подворье
- Кемское подворье
- Московское подворье
- Петербургское подворье
- Радово-Покровское подворье
Автор: | Иеромонах Соловецкого монастыря |
Дата: | 02.05.2022. |
Человек при отсутствии картины мира в попытке сохранить свою психику от вторжения извне все сопротивление сводит к блокировке работы самосознания, очерствению. При этом он лишается способности вникать в текущую ситуацию и сделать хоть что-то для своего выживания. Внимание переключается, но эмоции остаются. Вектор жизни не меняется. У человека с конструктивными навыками и панорамной картиной мира нет нужды в медитации и других психотехниках.
Ты спрашиваешь почему в Православии не приветствуются психопрактики, в частности, медитации.
Постараюсь ответить, хотя сам вопрос содержит и ответ на него. Ты говоришь, что запуталась. Тебе плохо. Евангелие дает нам критерий достоверности информации – «Итак по плодам их узнаете их» (Мф 7. 20). Если человек занят каким-то делом и на уровне интеллекта его оправдывает, но в результате чувствует себя плохо, в сознании нарастает вал нелепых мыслей, значит он не за то дело взялся.
В отношении медитации первым делом нужно, наверное, решить вопрос о терминологии. Некоторые люди говорят об этом, имея в виду вещи и явления, не совсем являющиеся той медитацией, которая нам предлагается Востоком (если вообще допустимо обобщить такое большое этно-исторически-культурное пространство термином Восток).
Например, человек учится концентрации внимания ловя рыбу. Он смотрит на поплавок, воспроизводя про себя числовой ряд. Старается с терпением относиться к той ситуации, что рыба не клюет. Вырабатывается некий навык, который, возможно, использовать при возникновении желания пойти в след эмоции гнева. Человек пытается ум фиксировать не на нетерпеливости из-за отсутствия клева, а на поплавке и на счете. Сейчас обсуждаем только тот факт, что кому-то данная методика помогает и кто-то эту технику может назвать медитацией. В некотором смысле, можно и так назвать, но все же этот навык ближе к концентрации внимания.
В сочинениях Ивана Ильина (особенно в его книге «Путь к очевидности») достаточно часто встречается термин «медитация». Он даже призывает к ней. Но о чем идет речь? Это не то, о чем говоришь ты или предлагает Восток. С точки зрения Ивана Ильина, любуясь красивым закатом, мы тоже входим в некое подобное состояние. Под медитацией он подразумевает созерцание. Размышляя над глубоким смыслом стихотворения или художественного произведения, с точки зрения Ивана Ильина ты медитируешь.
В похожем направлении медитацию осмыслял и Вадим Леонов в своей книге «Православная антропология». В Православии есть некий аналог медитации – Богомыслие. Что это такое? Берется фраза из Священного Писания. Она вращается в уме. Человек погружается в некое созерцание заложенных в ней смыслов. Дополняя Вадима Леонова, можно вспомнить и то, что св. Игнатий (Брянчанинов) писал о духовном делании. Упоминал он одного аскета, который повторял фразу «Что будет» и погружался в созерцание того, «что будет» после. О чем речь? В Священном Писании есть слова «Помни последняя твоя и вовеки не согрешишь» (Сир. 7, 39). Святые отцы говорят – помни смерть, суд. Видимо, этот аскет вспоминал, что ему придется умереть, дать ответ за свои действия земной жизни, пройти через Суд Божий и получить воздаяние. Об этом писал и сщмч. Андрей Ухтомский в книге «О любви Божией на страшном суде». Страшный суд скорее будет временем, когда со всей очевидностью проявится то, что мы формировали в себе во время жизни земной. При жизни временной момент Истины наступает не всегда. Иногда хороший человек не может раскрыть свою доброту, а человек, питающий внутри себя злые мысли, мимикрирует под доброго. В будущей жизни все то, что мы строили в себе, проявится со всей очевидностью. Каждый будет знать в какую жизнь переходит далее – либо в вечное страдание, либо в вечное блаженство. И это вечное состояние станет естественным и логичным выводом того направления, что человек избрал в жизни земной. Это было отступление.
С точки зрения тех, кто занимался медитацией, наша голова представляет собой некий механизм, постоянно производящий мысли. Вечно работающая машина, которая фиксирует, классифицирует, анализирует факты. Вот, например, человек пережевывает негатив и остановить этот процесс не может. Страдает. Соответственно, происходит поиск способов оглушения сознания. Человек во время медитации может сидеть в неудобной для него позе, концентрироваться на какой-то части тела. На определенном этапе происходит некое отключение части сознания. Человек испытывает чувство, что этот механизм остановился, и теперь он может смотреть на мир неким непосредственным ощущением.
Этот момент стоит разобрать. В одной эзотерической книге (не стану приводить название, в ней много всего намешано, а некоторые главы и вовсе включают манипулятивную информацию) утверждалось, что во время медитации отключается префронтальная кора. Это та структура мозга, что принимает социальные решения. Так называемый «Капитанский мостик». В нас есть инстинкты, например, отдернуть руку от огня. А есть социальные решения – поддержать Машу или Катю в их споре и определить какая из сторон более адекватна. Префронтальная кора «заведует» определением целей, планированием и выбором из «перечня» целей наиболее актуальной для текущего момента. Например, человек занят делом, а за окном летит бабочка. На что обратить внимание? Если это энтомолог, который пишет докторскую диссертацию, наверное, правильнее сместить фокус внимания на бабочку. Вдруг это некий неизвестный науке экземпляр. Но если речь идет о школьнике и контрольной, к тому же ограниченной во времени, то логичнее смотреть в тетрадь. Хотя полезно иногда отвлечься, сменить фокус восприятия и потом вернуться к делу. Эти различные варианты и появляются в следствие работы префронтальной коры (никто не знает точно, это лишь научные домыслы). Если предположить, что данный механизм отключается, тогда человек начинает действовать по наитию. На каком-то этапе человеку это нравится. Нет необходимости выбора. Критика ослаблена.
В этом задача эзотерических направлений и состоит. Одна девушка, достигшая высших ступеней эзотерических направлений, говорит, что путем медитативных практик адепты секты стремились к активации некоего волевого начала. То, что в европейском мышлении называется личностью, нужно погасить. Согласно концепции в тебе есть некое глубинное «Я», а сознание сопротивляется его активации.
Кстати, делая шаг в сторону, можно сказать, что здесь и таится подвох и возможность манипуляции. Человек, погруженный в зависимость от лидера секты, испытывает некие действия с инстинктом самосохранения (как сейчас в тебе возникает некая тревожность относительно твоего состояния). В эзотерической группе тревожность могли бы описать, как действие низшего «Я», которое сопротивляется духовному росту. Человека таким образом убеждают погасить свой инстинкт самосохранения. По сути, сломать тот барьер, который помогает нам не стать жертвами манипуляции. Погасив в себе некое личное, в человеке проявляется волевое начало, которое изнутри начинает двигать. Выйдя из секты, девушка поняла, что речь шла только о смене состояний, но сам человек и его жизнь принципиально не менялись. Она постоянно производила в себе новые состояния, приобретала навыки. Со временем научилась вовсе выключать все «радары», то есть сигналы, идущие от разных органов чувств. Эти навыки сопровождались неким чувством эйфории, но имели значение только в контексте той структуры мировоззрения, которая воспроизводилась в данной группе. С годами девушка увидела, что жизнь ее не меняется и она сама не меняется.
Комментируя сказанное, стоит сказать, что этих людей в отчасти можно понять. Наблюдая бессмысленность мира, видя страдания, негативные аспекты, действительно, человек испытывает чувство дискомфорта, от которого желает освободиться. В литературе (эзотерической) приводятся различные хвалебные отзывы этому состоянию ума, о котором ты рассказываешь. Один человек упал с лошади. Забыл, как его зовут, но при этом функционировал. Ему понравилось это состояние. Но есть один нюанс. Если отключается какая-то важная функция (часть) сознания, человек перестает что-то замечать и в себе, и в окружающей реальности.
Кстати, можно вспомнить такой термин, как психологическая защита. По мнению профессора Василюка необоснованно данное понятие применять ко всему подряд. В научной литературе даже совесть называют психологической защитой. У человека есть конструктивная стратегия преодоления кризисного переживания. Психологическая защита по своему свойству предполагает вхождение в некое измененное состояние, в результате чего наступает регрессия. Человеку больно что-то наблюдать в жизни. Он добровольно закрывает глаза (если сказать образно). Искажается понимание вопроса. Человек вовсе перестает думать об этом факте (о факте смерти, например). В результате ему приходится жить с «закрытыми глазами». Ворох проблем накапливается. Например, тема тебе знакомая – концентрационный лагерь. Она из стратегий защиты – эмоциональная черствость. Кто-то избирал этот путь, чтобы ничего не чувствовать. С одной стороны помогало, но в глобальном смысле люди уменьшали свои шансы выжить. Чтобы сохранить себя необходимо чувствовать ситуацию, понимать других.
В некоторых странах медитацию «продвигают» в школах. Есть данные, что дети, попавшие в пещеру, медитировали и это помогло им выжить. Необходимо понимать, о чем идет речь. Во время критической ситуации человека затопляет состояние ужаса. У современных детей, видимо, нет инструментов, чтобы остановить эту ситуацию. Но это скорее свидетельствует не о пользе медитации, а полной культурологической разрухе. Люди утратили все инструменты и механизмы, которые получают даже через банальный труд. Раньше дети сызмальства помогали взрослым по дому. Выполняя какое-то действие, человек учится контролировать свои эмоции. Становясь взрослым, этот навык все лучше и лучше дается. Речь не идет о подавлении эмоций, ты просто учишься собой управлять. Сейчас дети по соображениям гуманности выключены из этого созидательного труда. Они живут в инфантильном состоянии, будучи ограждаемы от всех невзгод. Когда же трудности все же обрушиваются, то у них нет (не выработаны) никаких инструментов, чтобы противостоять.
Недавно была выпущена книжечка ООН о навыках преодоления стресса. В ней приведены простые навыки. Например, человек пережил увольнение или находится в военной ситуации. Во-первых, ему предписывается заземляться. Думать не о ситуации, а о том, что светит солнце, под ногами песок и так далее, то есть переключать свое внимание. Уместно упомянуть книгу «Медитация и осознанность. 10 минут в день, которые приведут ваши мысли в порядок»[1]. Автор был буддийским монахом, потом ушел. Все приемы сведены, по сути, к уже сказанному. Переключение внимания, никаких эмоций. Но есть одно но! Человек переключает внимание, но эмоции остаются. Вектор жизни не меняется.
Во-вторых. Человек испытывает гнев. Важно не смотреть на мир не глазами гнева, а осознать, что в данный момент я испытываю гнев. Кстати, у верующего человека этот навык вырабатывается автоматически, когда он говорит – Господи прости меня за то, что я испытываю гнев. Смысл этого приема – некое разотождествление с той эмоцией, которая тебя сейчас угнетает.
Третий и четвертый прием из книги не совсем похожи на медитацию. Они состояли в следующем. Третье. В любой ситуации ты можешь реализовывать свои ценности и это поможет сохранить здравомыслие. На Московском подворье Обители прихожанин. Он прошел всю войну. Ушел воевать очень молодым. Мечтал после закончить образование и всю войну носил с собой учебник по математике. Страшная нехватка сна. Постоянные перемещения. Спали урывками. Но он пытался выкраивать время для штудирования учебника по математике, чтобы мозг не утратил способность к обучению. Это помогало оставаться самим собой. Конечно, и Вера помогала. Пункт четвертый – в любой ситуации ты можешь проявлять любовь к ближним. Главное, чтобы твоя личность не стала пассивной под гнетом негативных переживаний.
Подробно останавливаться на этом не будем. При желании можно ознакомиться с ответами о брошюре ООН по поводу психологической безопасности.
Стресс (Ч. 1). О разных взглядах на тему управления стрессом.
Стресс (Ч. 2). О разных взглядах на тему управления стрессом.
То, как мы воспринимаем ситуацию, зависит от нашей картины мира, от знания истории, Священной Истории. Приходит понимание – Господь не оставлял тех, кто призывал Его, значит и меня не оставит. Когда человек начинает понимать мир, состояние затопленности уходит. Во-вторых. Наименовывание этого мира и явлений. Амигдала (миндалевидное тело) – отдел головного мозга, отвечающий за эмоциональные реакции и, в частности, продуцирующий вспышки эмоций и страха. Наименовывание явления уменьшает активность этой структуры (описаны подобные эксперименты). Смысл вот в чем. Зависимые испытывают нерегулируемый и неконтролируемый поток эмоций. Но если человек понимает, что в этом ворохе ужаса и отчаяния на самом деле есть сегменты – страх перед какими-то обстоятельствами, сожаление о случившемся и так далее, этот монолит можно научится разбивать на пучки. Вот, например, сожаление о прошлом. Что я могу сделать? Попросить прощения у человека. Покаяться. Возместить ущерб. Тогда этот сегмент закрывается. У человека появляется картина мира, которая позволяет ему осознать то, что происходит в нем.
Академику Лихачеву принадлежат некоторые мысли, что знание литературы и истории помогало людям, жившим во времена тоталитарного государства, не стать жертвами моноидеи. Когда оказывается мощное давление, человек, напитанный литературой и историей, может что-то этому прессу противопоставить.
Сейчас многие живут при полном отсутствии картины мира нет. Здесь можно указать на лекции Бориса Екименко о концентрационных лагерях. Очень напоминает ситуацию, происходящую на Украине. Он говорил о масштабной стратегии обнуления человека, об отмене истории, о превращении человека в массу. Человек, лишенный индивидуальных особенностей, перестает быть личностью, и становится открытым для воздействия извне. Ему можно внушать любые идеи. Человек со сформированной картиной мира, может этому процессу сопротивляться. Человек без картины мира, если и пытается сохранить свою психику от вторжения извне, то все сопротивление сводит к блокировке работы самосознания, очерствению. При этом он лишается способности вникать в текущую ситуацию и сделать хоть что-то для своего выживания.
Кстати, один психиатр описывал, как жили эзотерики в Советском союзе, реализующие буддийские техники. Жить в обществе и при этом исповедовать концепцию иллюзорности собственной личности – недостижимая идея. Жить (выжить) в тоталитарном обществе, отрицающем право на индивидуальность и в целом концепцию личности, и при этом стоять на мировоззренческой буддийской позиции, что личность есть иллюзия – невыполнимая задача в двойне.
Уместно здесь рассказать о пяти навыках, которые могу помочь человеку не затопляться эмоциями, атакующими ум. Человеку, у кого эти навыки есть, в медитациях нет нужды. Он может сохранить здравомыслие. Они (навыки), если взращиваются с детства, помогают быть устойчивыми. О них расскажу в продолжении.
Во второй части ответа рассмотрим вопросы – Откуда берется хаос в голове детей? Почему в некоторых школах предлагают ввести медитацию? Какие другие пути можно предложить детям и их родителям?
В третьей части ответа будут обозначены некоторые духовные аспекты понятия «медитация». Духовные вот в каком смысле – деятельность связывает нас с духовным миром, признаем мы его существование или не признаем. Если выражаться языком светским, этот духовный мир имеет плюсовую направленность и минусовую. Немаловажно каковы характеристики того духовного мира, с которым мы связываемся посредством тех или иных практик.
[1] «Медитация и осознанность. 10 минут в день, которые приведут ваши мысли в порядок», Энди Паддикомб.