Боевые действия. Боевые действия (Ч. 3): Как понять происходящее и реальность в целом. Случай с Георгиевскими ленточками
Автор:  Иеромонах Соловецкого монастыря
Дата:  12.05.2022.



Попытка оценить реальность не с позиции Истины, а через гуманность, толерантность (понятия изменяющиеся, искусственно созданные) приводит к еще большему запутыванию. Человек, убивший собственную совесть, помрачает сознание. Разобраться в действительности во всем масштабе сможет тот, кто в основании жизни положил Истину, Евангельские Заповеди.

Ввиду боевых действий на Украине, опубликовано множество постов, происходят обсуждения. Возникла мысль вплести еще одну нить в это многоголосье. Назрела необходимость поставить новые вопросы. Каким образом мы смотрим на реальность? Почему это важно? Реальность представляет собой миллиарды сигналов. Мы не можем усвоить все сразу. Естественно, отбираем их (как можно предположить, отбираем те группы фактов, что более биологически нам интересны) и составляем в определенную концепцию (мысль академика Ухтомского). Очевидно, что характер концепции отчасти зависит от характера самого человека.

В предыдущих ответах «Боевые действия. Россия-Украина. На вопрос, как простить, как понять. Ч. 1», «Боевые действия. Россия-Украина. На вопрос, как простить, как понять. Ч. 2», «Боевые действия. Тревога по поводу боевых действий», а так же в беседах «Война и мир, и надспорный путь» (входит в состав цикла бесед «Чрезвычайная ситуация») разобран вопрос – на что стоит обратить внимание, чтобы иметь шансы адекватно воспринять действительность:

1.1 Психическое равновесие во время войны. Информация и ум. Способность понимать, не затопляться отчаянием

1.2 Способность думать. Отношение к войне. Эффект толпы. Разрыв с Родиной. Вера, свой путь, скорби - к славе

1.3 Третий путь - действуя, понимать, что делаешь. Ненависть, ПТРС, психоз. Когда враг нужен и не нужен

1.4 Заявления и риски. Включить волка vs православный воин. Увидеть ближнего. Молитва. Про слезы детей

Прежде, чем перейти к вопросу о Георгиевских ленточках, в данном ответе рассмотрим несколько понятий. Термин «пограничное расстройство личности» применим в разных значениях. В одном случае подразумевают состояние, отделяющее здоровье от психоза. С точки зрения когнитивно-поведенческой психотерапии (при отсутствии абсолютизации самого направления), пограничное расстройство – некая модель мышления, при которой человек способен видеть только крайние состояния и варианты. Вы для него то друг, то враг, стоит лишь опоздать на встречу на 15 минут. Кстати, данный ответ и о том, что можно и нужно учиться оценивать факты, как составные части концепции, не абсолютизируя саму концепцию.

Терапия при пограничном расстройстве личности состоит в осторожном расширении картины мира человека. Например, в работе Фримена и Бека «Когнитивно-поведенческая психотерапия расстройств личности» в качестве примера приведен разговор пациента и терапевта. Суть в следующем. Пациент считает сестру довольно неплохим человеком. Но как данное убеждение согласуется с тем фактом, что сестра опоздала на встречу? Значит, пациент предполагает, что человек может ошибаться, но в целом остаться неплохим. Нужно уметь проводить разграничительные линии и уловить посыл, лежащий в основе процесса. Посыл может быть и благим. Вот, например, руководитель школы, желая устроить детям отдых, предложил провести праздник. Эту инициативу учителя восприняли сквозь свой мировоззренческий экран. Как результат – обязать детей выучить стихи, то есть «принудиловка», а ведь изначально посыл был хорошим.

Нужно отделять замысел от исполнения. Почему это важно? Будут приведены мнения разных людей на тему Георгиевской ленточки. В частности, один человек решил покинуть страну, потому что был возмущен решением учителя. На 9 мая педагог хотела приколоть на одежду детям Георгиевскую ленточку. Он утверждает, что знает правду, а не то, что подается по телевизору. Откуда узнал? Кто рассказал?

Как эта ситуация связана с темой пограничного расстройства? Возможно, учительница была и строга, и напориста. Но ситуацию необходимо рассмотреть в целом. С точки зрения школы (так утверждает этот мужчина, папа одной из учениц) учитель всегда прав, а детей можно обвинить в обмане. Реальное же положение дел таково, что учителя «задвинуты» за грань активности. Они не могут практически ничего. Есть отдельные школы, где учителям «позволено» проявлять инициативу, но это скорее исключение из правил. Об этом говорят многие. Школа, лишенная аспекта воспитания (воспитательного компонента), не дает ученикам базы, помогающей регулировать собственные эмоции. Зачастую дети, выходя из стен школы, не имеют культуры, не приобрели понимания «должно – не должно». Конечно, они сразу становятся мишенью радикальных группировок (действуют они не всегда очно, но и посредством сети интернет). Те учителя, которые этот посыл уловили, пытаются дать опору детям. Миша Маваши (певец и общественный деятель) в песне «Человек Достоевского» призывает «Вспомни кто ты! Ради нашего самосознания». Посыл неплохой, но формы выражения могут быть разными (более или менее удачными).

Обращает на себя внимание реакция папы. Он пошел разбираться с учителем. Именно разбираться. Не поговорить. Не подсказать. Не обсудить. Не вместе продумать вопрос. Если у человека не будет развиваться способность выходить из модели пограничного расстройства, то он, возможно, так и не сумеет разобраться в реальности. Он даже не сможет в человеке увидеть человека.

Возможно, именно с этим состоянием психики связано такое количество постов (не только сейчас появившиеся в связи с военными событиями, они были и раньше), где категоричная форма решает в одном предложении все вопросы бытия. Всем и всему выставлена оценка. Никакой аргументации. Никаких доказательств. Не очень хочется верить, что сделано это специально. Думается, вдруг это крик души. Возникает вопрос – почему человек столь сужено видит реальность? Речь даже не о туннельном мышлении, а о взгляде сквозь щелку. Отчасти это точечное мышление связано с описанным выше феноменом пограничного расстройства. Как в обсуждаемом случае, Георгиевская ленточка человеку не нравилась, а учитель на 9 мая проявила такую инициативу – учительница плохая, школа плохая и страна плохая. Надо уезжать.

Следующий момент. Что такое сознание? Примечательно, что в греческом подлиннике Евангелия там, где упоминается слово «совесть», приведен греческий термин, обозначающий «сознание». Конечно, ниже приведены только лишь размышления. Но они могут быть сопоставлены с данными современной науки и право на существование все же имеют. Человек, сломав в себе голос совести, в каком-то смысле, помрачает свое сознание. Нарушается сам тип восприятия реальности. Отказавшись от призмы совести, которая подсказывает человеку грань между злом добром, человек остается с голым интеллектом. А интеллект ведь может быть обманут. Интеллект может усеченно познавать реальность. На основании неполной информации интеллект сможет построить лишь неполноценную систему. Только активная совесть подскажет, что созданная система несовершенна. Открываются новые факты, и человек понимает, что действительность он видел только с одного угла. Разобраться в реальности может тот человек (если реальность мы понимаем, как миллиарды сигналов, из которых человеку нужно отобрать то, что он может осмыслить, и объединить их в концепцию), кто в повседневной жизни пытается понять, как правильно поступить. Если речь о верующем человеке, то, как поступить с точки зрения Евангелия. Ежедневно решая вопросы (конфликт на работе, дети отпросились погулять подольше, да мало ли что) человек, пытаясь принять верное решение, по сути, тренирует себя в распознавании реальности, той грани, что лежит между понятиями. Учится отделять добро от зла. Такой человек будет способен прийти в состояние внутреннего мира. Он сможет почувствовать примесь греха (мысль отца Софрония Сахарова). Если человек в ежедневной жизни старается жить без греха, то у него вырабатывается новый орган познания (мысль отца Софрония дополнена). Сталкиваясь со сложнейшей ситуацией, он моментально чувствует «подвох», ведь его ум натренирован.

Эта мысль сопоставима и с предыдущими ответами и беседами. Медиальная префронтальная кора – орган мышления, позволяющий нам оценивать социальную ситуацию. Развития ее мы достигаем, оценивая собственный путь и поступки, обучаясь понимать других. То есть рефлексия и эмпатия. Соответственно человек, который убил в себе на этом уровне понимание действительности и остался только с голым интеллектом, находится в зоне риска. Он не с позиции истины пытается оценить реальность, а с точки зрения гуманности, толерантности, то есть с позиции понятий меняющихся, зависящих от общественного мнения или мнения блогеров, понятий манипулируемых, искусственно создаваемых.

В качестве аналогии образ, заимствованный из аниме. Девушка-ниндзя обладает магическим искусством. Она производит несколько иллюзорных клонов (миражей) и все они нападают на главного персонажа. На время герой вовсе убирает меч. Сосредотачивается. Вследствие чего его ум очищается, и из поля зрения пропадают миражи. Остается только реальная девушка, являющаяся целью. Важно избавиться от миражей, ведь занеся не них меч, герой повернется спиной к реальной цели и получит удар.

Еще один момент. Упомянутый выше академик А. А. Ухтомский утверждал, что тот материал, который формировал в себе человек, выходит наружу во время критической ситуации. Соединяя данную мысль с началом ответа, можно сказать следующее – если человек довольствуется формулировками, оправдывающими собственное поведение (хотя поведение было ошибочным), у него формируется определенный навык, именно он и выходит на поверхность в кризисной ситуации. Человек в том состоянии, в котором оказывается, получает возмездие. Это возмездие человек формируем сам собственными ежедневными усилиями. В сложной обстановке важно сделать правильный выбор, ведь цена вопроса велика. Если человек осуществляет движение не в ту сторону, то его просто перемалывают шестеренки процесса.

Применительно к ситуации боевых действий эту мысль можно прокомментировать словами экономиста Хазина. Его принимают не во всех изданиях. Он доносит до людей не совсем удобную информацию. Его точка зрения зачастую расходится с мнением некоторых «раскрученных» изданий. Тем не менее, он ссылается на статистику (при желании можно подробнее изучить его мысль на данный счет) и утверждает, что в западном мире происходит инфляция. Речь идет не только об экономике. Высказываю общую суть, погружаться в вопрос не буду. Он считает, что представители IT-сферы, уезжающие из России сейчас, совершают самоубийство. Терние, которые сейчас существуют, через несколько лет сойдут на нет, исчезнут. Рынки IT-продукции, построенные западным миром (в рамках которых осуществляются продажи, принимаются решения) рухнут. Конечно, IT-сфера останется, сохранится и экономика, но в иной конфигурации. Рынки не незыблемы. Ситуация меняется.

Человек с чутким сердцем эту ситуацию поймет и совершит «безопасный» шаг, чтобы шестеренки его не перемололи. Он мыслит не только интеллектом. Его чутье основано на совести.

Соединяя мысли можно сказать, что тот, кто выбор совершает не на основе Истины, не пытаясь понять и разграничить добро и зло, тот, кто исходит из иных критериев (гуманизм, в секулярном смысле понимаемой этики (есть христианская этика, а есть мнение, что красивый обман и не обман вовсе)), такой человек запутывается. Мошенники как раз и питаются за счет людей, пытающихся найти лазейку. Человек идет на сделку с совестью и будет обманут. Профессор Кара-Мурза отмечал, что в результате афер в 90гг (речь о компании «МММ») пострадали в основном люди с высшим образованием, то есть мыслящие интеллектом. Люди простые, воспитанные на библейском понимании жизни, не вкладывали деньги в пирамиду. Они осознавали, что в жизни так не бывает – получать прибыль ничего не делая, и не пошли на этот обман.

Теперь непосредственно о Георгиевских ленточках. Как эту теоретическую выкладку применить к реальному случаю? Ситуация. Учительница приколола детям на одежду по случаю 9 мая Георгиевские ленточки. Мужчину это возмутило. Он надумал уезжать из России. А в чем был посыл (см. часть ответа про пограничное расстройство личности)? Детям необходимо прививать знание истории, понимание – кто мы и откуда (иначе внешняя реальность нас подомнет под себя). Если в целом посыл верен, но с точки зрения родителя, учитель выбрал некорректную форму, нужно не ругаться, а обсуждать. Почему человек решил, что ленточки означают только одобрение спецоперации, происходящей на Украине? Георгиевские ленточки появились задолго до 2022 года и ассоциируются у людей с духом воинов и защитников, положивших душу за народ свой, по сути, исполнивших христианский долг (не все, конечно, христианами были, но у многих людей нашей страны парадигма христианская, даже у тех, кто не познал Христа). Да и само название – ассоциация со святым великомучеником Георгием. При взгляде на ленточку возникает целый пласт ассоциаций, активирующих (если так можно сказать) историческое самосознание и осознание себя, как часть исторического процесса, как часть этноса с определенными задачами. Если человек сужает взгляд на Георгиевскую ленточку только до уровня спецоперации (которую лично он не одобряет), то сможет ли он разобраться с тем, что происходит масштабно.

К вопросу о шестеренках. Вот человек достаточно бодро пишет пост. Заявляет, что уезжает из России. Его возмутила ситуация с Георгиевской ленточкой. Он пошел разобраться с учителем, а не встретиться, обсудить и объяснить свою позицию. Напомню, что в кризисной ситуации выявляется все то, чем человек живет. Он ищет возможности эмигрировать. На данный пост одна моя знакомая хотела написать ответ, но не стала. Этот не опубликованный в сети отклик приведу в данном ответе (в приложении). Суть в следующем. Человек не имеет представлений и о том, куда он хочет эмигрировать. Например, он приедет во Францию. Возможно, его поселят в район не являющийся элитным. Отсутствует знание языка. Вероятно, в том районе будет жить много эмигрантов. Его белокожие девочки (дочки), может быть, привлекут внимание бойких мальчишек другого цвета кожи. Убегая от Георгиевской ленточки, человек столкнется с чем-то иным. Не исключено, что в школах его детям будут навязывать гендерные истории. Здесь уместно вспомнить сказку «Колобок». Мудрая сказка. Для людей. От бабушки ушел. От дедушки ушел. От лисы не ушел. Убегая от Георгиевской ленточки, возможно человек и встретится с «лисой».

Перейду к другому случаю на ту же тематику. На одном зарубежном приходе священник решил отметить 9 мая. Прихожане прикрепили к одежде Георгиевские ленточки. Среди прихожан был молодой человек, которого этот батюшка крестил, с которым общался, помогал взрослеть. Родственники юноши прислали священнику гневное сообщение, что больше никогда в этот Храм не придут. Увы, уже несколько утрачены ощущения «должно – недолжно». В данном случае речь шла о 9 мая, а не о рефлексии по поводу настоящих событий. Возникает ощущение, что реакция родственников этого мальчика несколько избыточна. Взяв в качестве повода Георгиевскую ленточку, они, по сути, хулят человека, который не просто лично для них сделал многое, но является священнослужителем. Сохраненная этика дает человеку возможность почувствовать грань, даже если он не согласен с ситуацией. Избыточна реакция приводит мысль к следующей аналогии. В частности в книге Нормана Дойджа «Пластичность мозга» приведена версия, что дети, демонстрирующие реакции аутистического спектра, росли в домах, находившихся под воздействием белого шума (например, рядом с автотрассой). Вследствие того, что человек постоянно улавливал шумы, его мозг так и не научился их дифференцировать. «Здоровый» человек понимает, что шорох мышки за стеной или хлопушка не несет опасности, а вот звук выстрела заставит человека пригнуться. Так мы постепенно учимся анализировать шумы и вырабатывать соответствующую реакцию. Мозг реагирует не целиком. Определенный участок мозга обрабатывает сигнал. Когда же дифференциация не происходит, то малейший сигнал активирует весь мозг. Происходит скачек напряжения. Любые шумы воспринимаются крайне болезненно. Человек старается уйти от любых раздражителей, спрятаться, забиться в норку. Кстати, идея Нормана Дойджа (не абсолютизирую его мысль, он светский автор) состоит в том, что терапия возможна, если мы приобретаем навыки дифференцировать происходящее. Очень важен здесь вопрос обсуждения. В пример автор приводит одного пациента, который воспринимал интимную близость между мужчиной и женщиной только в русле агрессии, насилия. Терапия заключалась в следующем. Пациента попросили привести хотя бы один случай агрессии, не связанный с интимом. Например, нападение. В результате общения он научился разделять эти два понятия. Норман Дойдж считает, что карты мозга (области мозга, которые занимаются регуляцией процессов) подверглись дифференцировке (насилие - одно, а интимные отношения – другое). Применительно к разбираемой ситуации – человек не может вспомнить о Георгиевской ленточке, не подумав при этом о том, что его пугает в нынешних событиях. Существует определенная терапия – стимуляция слепой зоны (которую мозг словно и не видит) максимально разнообразными образами.

Чтобы суметь отделить «Георгиевскую ленточку» от боевых действий, от отношений со священником необходимо читать, общаться с людьми и так далее. Если эти понятия смыкаются в одно, то человек теряет возможность понять реальность. Слившиеся воедино карты мозга, порождают активацию представлений, которые могут быть даже не связаны между собой и с тем, что послужило триггером.

Продолжение в следующей части.

***

Приложение (заметка девушки, живущей заграницей по поводу желания возмутившегося мужчины уехать из России).

«Мне хотелось прокомментировать, но я воздержалась. Иллюзорные представления об идеальном месте существования. Не боятся ли люди, уехав от Георгиевских ленточек, что в другой школе им будут навязывать уже не ленточки, а однополые браки, возможность смену пола, запрет на ношение крестика. Это, например, обычные французские реалии, где с малого возраста объясняют возможности гендерной идентичности, поэтому в подростковом возрасте уже многие склонны к однополой любви. Речь не про нашу противоевропейскую пропаганду, а про другую систему координат, с которой человек даже отдалённо не знаком. Привычка мыслить противоположными категориями. Здесь плохо, значит, там будет хорошо. Нет ли у него страха, оказавшись в другой стране не в совсем благополучном районе, ведь у него нет финансовых возможностей обеспечить себя элитным жильём в лучших кварталах, а соцслужбы размещают вовсе не в дорогих районах, что его белокожие дочки станут центром внимания “бойких” ребят совсем другого цвета кожи. И в таких кварталах жизнь идёт тоже по своим законам. Можно убежать от одного, но столкнуться совсем с другого рода проблемами, о существовании которых, возможно, человек никогда и не слышал.

Речь не о том, оставаться или уезжать. Человек волен делать свои выборы. И я считаю, что жизнь в другой стране и знакомство с иной культурой обогащает человека. Но если ценности не создаются внутри семьи, то они всегда будут создаваться внешними источниками».