-
- События
-
Авторские галереи
- Диакон Николай Андреев
- Валерий Близнюк
- Сергей Веретенников
- Николай Гернет
- Анастасия Егорова
- Вероника Казимирова
- Иван Краснобаев
- Виктор Лагута
- Монах Онуфрий (Поречный)
- Валерия Решетникова
- Николай Петров-Спиридонов
- Михаил Скрипкин
- Геннадий Смирнов
- Сергей Сушкин
- Надежда Терехова
- Антон Трофимов
- Сергей Уткин
- Архимандрит Фаддей (Роженюк)
- Георгий Федоров
- Сергей Яковлев
- Град монастырский
- Дни Соловков
- Кресторезная мастерская
- Летопись возрождения
- Монастырский посад
- Пейзажи и путешествия
- Святые места глазами Соловецких паломников
- Скиты, пустыни и подворья
-
- Андреевский скит
- Голгофо-Распятский скит
- Никольский скит
- Савватиевский скит
- Свято-Вознесенский скит
- Свято-Троицкий скит
- Сергиевский скит
- Исааковская пустынь
- Макариевская пустынь
- Филиппова пустынь
- Архангельское подворье
- Кемское подворье
- Московское подворье
- Петербургское подворье
- Радово-Покровское подворье
Автор: | Иеромонах Соловецкого монастыря |
Дата: | 10.06.2022. |
Акцентуация на антихристе лишает человека конструктивной позиции, в которой он мог бы возрастать. Реализуя Евангельские Заповеди в своей жизни, в своей семье, в своем кругу, мы можем создать здоровую атмосферу, где зло не будет развиваться. Если в человеке есть Христос, в нем нет места антихристу.
Вы некоторое время напряженно читали об антихристе. На этом фоне возник дух хулы, гнева. Вы стали очень раздражительной, и негативные эмоции обращены на Бога.
По мнению одного миссионера, именно гордые люди интересуются темой антихриста. Не понятен сам акцент. Какова цель этого напряженного интереса? Вы хотели защититься от его прихода? Просто побольше разузнать? Гордость ума порождает дух хулы. Человека все злит и раздражает, а справиться с этим чрезвычайно сложно, ведь корень находится в неправильном устроении человека. Нижеследующий образ относится к другой страсти (похоти), но можно спроецировать его и на гордость. Одному монаху часто приходили некие помыслы, а другой аскет указал на сковороду, на которой еще остались следы жареной рыбы. Над ней кружили мухи. Попытка отогнать насекомых не принесла успеха, они снова прилетали. Тогда второй монах предложил поставить сковороду на огонь и раскалить. Мухи улетели. Эта аналогия скорее показывает, что сердце должно возгореться. Другой образ – моль. Пока не устранишь источник ее появления, моль не переведется. В книге «Душеполезные поучения» преподобного аввы Дорофея упоминается о связи хульных помыслов с духом гордыни. Один аскет, мучимый подобными мыслями, сорок дней лежал на земле, чтобы смирилось тело и через это смирился его дух. К сведению можно принять что-то и из этой истории.
Важен мотив действия, поступка. Какова цель? Знание об антихристе не помешает. О нем и Священное Писание предупреждает. Но так же необходимо понимать – зачем нам это дано? Знание нужно для понимания конечности земной истории. Зло будет побеждено. Начнется новая жизнь. Но выискивая информацию (Как и когда будет? Какие признаки?), люди нагружают себя знанием, которое мало с ними связано. Да, Святые отцы писали об антихристе, но писали конкретным людям, по конкретным поводам и конкретным обстоятельствам. Нужно ли читать эти подборки?
Здесь уместно вспомнить слова Святых отцов, что гордый испытует и суды Божии. На самом деле гордый при желании постичь все и вся, далеко стоит от познания. Мышление гордого отчасти напоминает мышление человека, страдающего шизофренией. Такие люди сравнивают явления не по существу, а по вторичным признакам. Характерна зацикленность на себя, на некую специфическую тему. Гордый все рассматривает сквозь призму этой темы.
Может быть, на этой основе рождаются странные культы в среде православных христиан. Например, в подобных общинах, постоянного говорят и грехах и смерти, об отсутствии спасения. Акцент на негативе. Кстати, в романе Сенкевича «Камо грядеши» этот момент показан. Первая христианская община. Апостол Павел ориентировал христиан на жизнь со Христом. Люди, жившие по заповедям, встретятся со Христом. Акцент на суть Христианства, на любовь. Ведь образ антихриста скорее подчеркивает конечное торжество добра. «И Христос явит Свое величие, когда убьет духом уст Своих и истребит явлением пришествия Своего антихриста» (2 Сол. 2:8). В тех общинах, где дух антихриста нарождается, происходит трагедия. Прп. Порфирий Кавсокаливит сердце человека сравнил с диваном. Если сидит на диване один человек, то второму нет места. Если в человеке есть Христос, то антихристу нет места. Если человек думает только об антихристе, то нет места Христу. Тема антихриста в подобных общинах занимает все внимание. Смещается центр активности христианина. Он начинает смотреть политические новости. Озлобляется. Осуждает. При этом считает себя чуть ли не святым. Он обличает мировое зло.
Так одна прихожанка обличала священников в Храме, что они отступили, когда во время ковида согласить принять определенные меры (например, священник использовал маску во время исповеди), что все проданы глобалистам. Это продолжалось до тех пор, пока не появился у нее планшет. Купила и ничего с собой поделать не может. Часами смотрит спорт, развлечения, юмор. И вот священник уже обличил ее, ведь она сама стала заложником системы. Аргументы у прихожанки закончились.
Жуткий пример привел схиархимандрит Павел (Груздев). Привел скорее, как пример трагикомический, но тем не менее, страшный. Он еще не был священником. Репрессирован. Ссылка. Выполняя лагерные работы, он посетил населенный пункт, где буквально кричали недоенные коровы. На улицах ни души. В здании сельсовета стоял гроб, а в нем живой человек, который представился – раб Божий новопреставленный такой-то. Оказалось, что это директор колхоза. Выяснилось, что в этот населенный пункт попал священник, ориентированный на тему антихриста. Он убедил всех, что близится конец света. Всех (даже маленьких детей) постриг в монашество и вложил во гроб. Люди уже ждали конца света и буквально лежали в гробах. Конец света не настал. Церковным решением данные монашеские постриги были приняты недействительными. Отец Павел говорил, что еще некоторое время дети, играя, использовали старинные имена (нареченные во время пострига).
Можно в качестве примера привести эпизод, рассказанный Николаем Блохиным. В советские годы он был репрессирован по обвинению в антисоветской деятельности, хотя вся его деятельность сводилась к подпольному изданию молитвословов и духовной литературы (запрещенной в СССР). Упомяну некоторые факты его биографии. Они нужны для понимания истории. Заключение. В его отношении действовало тайное указание о неоказании ему медицинской помощи. Целью данного распоряжения была неминуемая смерть Николая Блохина. Предполагалось, что как только срок заключения будет подходить к концу, произойдет увеличение срока (добавят новый). Его жизнь переменилась. Николай Блохин вышел из заключения и уже не боялся никого и ничего. Он был верующим. Верой в Бога исцеляется страх. Николай был знаком с одним иеромонахом, который (по всей видимости) находился в состоянии прелести. Он утверждал, что ему было открыто время падения Советского государства. По его версии в определенное время святой Архангел Михаил должен сойти с неба, сорвать звезду с Кремля и этим будет ознаменовано падение атеистического государства. Он утверждал, что было некое повеление рассказать об этом правителям земным. Жена Николая Блохина настояла, чтобы он сопровождал иеромонаха в Москву. Стоит отметить, что в те годы человек мог просто исчезнуть за антигосударственную агитацию. Да, Николай прошел репрессии и уже смотрел иначе на факт собственной смерти. Не было ужаса и паники. Они прибыли в Москву. Запросили аудиенции на Лубянке. Весь кабинет был заполнен генералами КГБ. Иеромонах изложил свою позицию. Осталось загадкой, почему их отпустили. В назначенный день они вышли на трассу, чтобы поймать машину до Москвы. Откуда ни возьмись, появился грузовичок с веселым водителем. Оказалось, что Красная Площадь оцеплена. Маршировали солдаты. Машина въехала на Красную площадь. Иеромонах под рясой был обмотан флагом Российской империи, чтобы сразу же водрузить на Кремль после того, как будет сорвана звезда. Назначенное время приблизилось. Звезда не была сорвана. Иеромонах поник. Надо было возвращаться домой (задача непростая). Откуда ни возьмись снова появился грузовичок с веселым водителем. Николай понял, что все это время они находились под колпаком. Свою повесть он заключает обращением к женщинам и призывает не быть падкими на внешние проявления религиозности (горящие глаза, пламенные речи), так воздействующими на эмоциональную сферу.
Здесь уместно перейти к проблеме приходской. С прихожанами трудно заниматься. Трудно воспитывать их в понимании Христианства. Не просто дать им мировоззрение, обогащать их духовную культуру. Нужны совместные встречи. Общение. Как говорил митрополит Антоний Сурожский в одной из своих бесед (13 беседа «О Вере») – нужно с каждым встречаться, беседовать по мере накопления вопросов. Гораздо проще начать людей переводить с темы их духовного возрастания и развития на идею ожидания антихриста, небесной кары, Страшного суда, адских мук. Такая тематика ни от проповедника не требует особого возрастания, ни от слушателей.
Первый промежуточный итог. Если Вас данная тема зацепила, то есть на эмоциональном уровне в сознании образовалась воронка, затягивающая все мысли, необходимо расширять площадь обсуждаемого вопроса, чтобы фокусировка была снята.
Предлагаю Вам прочесть один раздел из творений прп. Иустина Поповича. Он причислен Церковью к лику святых и не напрасно. Прп. Иустин не только достиг определенных высот в аскетическом делании (это можно понять по его творениям, одно чтение которых просвещает душу), но так же он был Исповедником. Жил в Сербии в годы коммунистического режима. Подвергался давлению. Он был профессором, то есть человеком чрезвычайно образованным. О себе он говорил, что если бы не встретил Христа, то стал бы грустным философом типа Ницше. Творения прп. Иустина Поповича изданs в 4-х томах.
В одном из томов есть раздел «Эсхатология», то есть учение о последних судьбах мира. На основании Священного Писания, творений Святых отцов, очень трезво, взвешенно, разумно, без эмоций он описывает учение Церкви об антихристе, о последних судьбах мира. Прп. Иустин отмечает, что антихрист не будет чем-то навязанным человеку. Речь не идет об ужасах, которые навалятся на человечество, живущее безмятежно и спокойно. Когда человечество в большинстве своем выберет зло, то антихрист явится, как выразитель общественной воли, как человек, в котором персонифицируется то направление, к которому добровольно склонились люди.
Так же Прп. Иустин объясняет слово «удерживающий». В Священном Писании сказано, что «Ибо тайна беззакония уже в действии, только не совершится до тех пор, пока не будет взят от среды удерживающий» (2 Сол 2. 7). Прп. Иустин Попович на основании данных, почерпнутых из Священного писания и трудов Святых отцов (это важно, чтобы не впадать в эмоциональные объяснения) подводит читателя к мысли, что «удерживающий» - это благодать Святого Духа. Пока на земле живут верующие люди, способные приобщаться к благодати Святого Духа, будет положен некий предел развитию зла.
Иногда можно увидеть, как заканчивается цепочка зла на человеке верующем. Вот человек взвинчен эмоционально. Пришел домой. Выплеснул негатив. Цепочка пошла дальше. Кажется, у Достоевского было такое размышление. Вот идет злой человек. Возможно, он считает, что его состояние актуально лишь для него самого, то есть то зло, которое в нем есть, вредит только ему. На самом деле это не так, а его злой взгляд может ранить другого. И это зло пойдет гулять по миру дальше. На верующем человеке зло останавливается. Он не понесет зло в мир, не станет ранить им других людей.
Побеждать свои страсти человек может только, когда приобщен к Благодати Святого Духа. Практический вывод (кстати, очень конструктивный) – действия каждого человека имеют значение, в частности Ваши. Если Вы будете стараться жить по Заповедям, приобщаться к Благодати Святого Духа, то внесете свой вклад в то, чтобы шествие зла по миру было остановлено (сколь это возможно для Вас). Из той позиции, которую Вы заняли, конструктивный выход не предусмотрен. Люди смотрят ролики про антихриста, проклинают друг друга, во всем и во всех подозревая масонов. Считают, что эти их действия способны изменить ситуацию к лучшему. На приходах при этом устанавливается тяжелая обстановка осуждения. Словно люди забывают слова Христа «Не судите, да не судимы будете» (Мф 7. 1). Святой Апостол Иоанн Богослов говорил, что «не любящий брата пребывает в смерти» (1 Ин 3. 14).
Как же ругая все и всех, бесконечно просматривая видео можно стать чистым сердцем, чтобы узреть Бога? Кстати, обычно в роликах зло показано в натуралистической форме. Может быть, оно и заражает душу. В частности, было одно видео, где сначала обсуждались положительные аспекты института семьи, потом зазвучала тяжелая рок-музыка, а затем были продемонстрированы кадры, вызывающие ассоциацию с порно-индустрией. Параллельно аудио-дорожка, что силы зла хотят разрушить семью. Но! После просмотра этого фильма в памяти, словно гвозди торчат именно эти кадры, где натуралистически изображено зло.
Акцентуация на антихристе лишает человека конструктивной позиции, в которой он мог бы возрастать. Реализуя Евангельские Заповеди в своей жизни, в своей семье, в своем кругу, мы можем создавать здоровую атмосферу, в которой зло не будет развиваться.
Можно упомянуть и тему бесов. Один человек свой путь к Христианству начал с раскольников. Он думал, что истина у них, ведь у них старые книги. Потом разочаровался. Пришел в Православие. Он отмечал частое упоминание темы нечистой силы (колдовство, бесы). Обилие в среде раскольников подобных мыслей дают некий намек, что Благодать Святого Духа, действительно, оскудела. Как это можно интерпретировать? Конечно, враг рода человеческого существует. Это не вымысел. Человек, реализующий заповеди Евангелия, является приобщенным Благодати Святого Духа, и она ограждает его от действия вражией силы. И если такой человек почувствует действие этой силы (например, нелепые мысли), он думает не о колдунах и не том, что соседка навела порчу, его заботит другое – Где он утратил Благодать Святого Духа? Осудил? Принял злобу в сердце? Ведь в состоянии озлобленности он не может быть приобщенным благодати Святого Духа. Кстати, поэтому человек, ненавидящий Патриарха либо кого-то из священников, то есть тех, кто по его мнению, ушел в отступничество, является неспособным воспринимать Благодать Святого Духа. Надо помнить, что в древности монахи, которые отказывались простить друг друга, изгонялись из монастыря. Святой Апостол Павел говорил «Гневайтеся и не согрешайте; солнце да не зайдет в гневе вашем; и не давайте места диаволу» (Еф 4. 26–27). Одно из объяснений можно сформулировать следующим образом. В течение дня прогневаться может каждый. Но! Входить в ночь с гневом – сознательная позиция. Естественно, в этом состоянии мы лишаемся Божественной защиты. Ночью такой человек может испытывать нападение вражией силы. Евагрий Понтийский, кстати, упоминал, что гордые люди видят во сне драконов и крылатых змиев. Те, кто не хотел смириться днем, будут вынуждены смириться ночью.
Стоит отметить, что о существовании врага рода человеческого знать нужно, чтобы, по крайней мере, те внушаемые нелепые мысли человек не почитал своими. Для начала необходимо акцентировать внимание на Христе, на Церкви, на Таинствах, на конструктивном пути. Тогда развиваясь в конструктиве, человек становится способным противостоять демоническим мыслям.
Об этом писал Достоевский в романе «Бесы». Ставрогин ощущал рядом с собой присутствие злобного существа. В ненапечатанной главе «У Тихона» описано, как Ставрогин пришел к Тихону, ища помощи. Тихон отрицал демоническую природу состояния (и это может вызвать недоумение). Как лекарство от мук посоветовал Ставрогину стать послушником. Не идти в монастырь, а несколько лет советоваться со схимником. Как это можно понять, ведь Достоевский знал о существовании демона (например, в книге «Братья Карамазовы» есть глава «Иван Карамазов и черт», где точно описано, как демон сводил с ума Ивана)? Речь идет о молодом человеке, находившемся на грани самоубийства. Возможно, это и правильно было не нагружать его демонической темой. Сначала необходимо сориентировать на конструктив: перестань блудить, участвовать в революционной деятельности, перестань общаться с теми, кто тянет тебя на дно, и тогда успокоишься, но параллельно будешь переписываться со схимником, следовать его советам. При возможности сможешь исповедоваться и причащаться. Возрастая в добре, ты станешь способным аккумулировать в себе Благодать Святого Духа, и она закроет тебя от этого злобного существа.
Если исходно человека ориентировать на демоническую иерархию, которая ищет человеческой погибели, это знание в некоторых случаях может стать непосильным грузом. О подобном упоминал и Серафим (Роуз) цитируя святителя Феофана Затворника (эта цитата приведена в статье «Внешняя жизнь и мир мыслей. Ч. 4. Главная проблема конкретного человека и обретение равновесия, внутреннего мира: Срыв, психоз, главная проблема и обретение равновесия, внутреннего мира», где идея преодоления нелепых разрушительных мыслей рассмотрена подробнее).
Целесообразно упомянуть и о людях, испытавших на себе влияние вражеской силы. Например, одна девушка училась заграницей. Под конец обучения она решила «гульнуть». Ночные клубы. Алкоголь. Интимные взаимодействия (как можно предположить). Через некоторое время стали появляться автоматизмы (психиатрия объясняет их, как злостную шизофрению, но так же можно понять, как проявление в человеке иного сознания). Она попала в определенную группу, «проповедовавшую» бесовскую тему. Ей предлагали запрещать демонам. Но в книге «Душеполезные поучения» прп. Аввы Дорофея дан другой совет. Авва спрашивает своего наставника – Как быть с помыслами, которые приносятся демонами. Молиться? Запрещать? Ответ был следующий – Запрещать им дело тех, кто имеет определенную силу. Иными словами, запретить агрессивным хулиганам может человек, превосходящий их силой. Что-то подобное происходит с человеком, не стяжавшим Благодати Святого Духа, не имеющим внутренней силы. После такой практики ее положение усугубилось. Состояние ухудшилось.
Следующим пунктом можно рассмотреть раздувание некоей гордыни. Человек, запрещающий, осуждающий Патриарха, наполняется неким ощущением собственной исключительности, словно он один светоч Православия и столп Истины. Демоны могут производить в нем некую экзальтацию. Эти эмоции человек зачастую воспринимает за Благодать Святого духа.
Такой тип повреждения описан Достоевским в уже упомянутом романе «Братья Карамазовы». Наряду со старцем Зосимой в монастыре жил и другой человек, который народом почитался за старца, но он был в явной прелести. Всех обличал. Утверждал, что Святой Дух приходит к нему не только в виде голубя, но и других птиц. Можно вспомнить и прп. Льва Оптинского. В пустыни он познакомился с одним аскетом, который предсказал начало войны 1812 года. Но каким образом получено данное предсказание? Аскет утверждал, что влетел голубь и человеческим языком назвал дату начала войны. Прп. Лев призвал не верить подобным видениям. Аскет пришел в ярость. Кричал, что прп. Лев должен спрашивать у него совета, а не учить. Покидая пустынь прп. Лев попросил аскета беречь, чтобы с ним ничего не случилось. Через некоторое время аскет повесился. Прп. Лев сказал, что было время, когда этот аскет по неведению принимал бесовские внушения за действие Благодати Святого Духа. Но, когда глаза его были открыты (то есть ему об этом сказали), а он отверг совет, то Благодать Божия отступила от него. Когда подобное совершается в неведении, то Благодать Божия хранит человека, потому что он так поступал не понимая.
Человек в прелести исполняется страшной гордыни. Так один прельщенный пришел к настоятелю монастыря и сказал, что ему (прельщенному человеку) явился св. Иоанн Креститель и сказал зарезать настоятеля. Настоятель не растерялся, ведь прельщенный был без ножа. Он все осознал и ушел.
Еще один случай описан сщмч. Кронидом (в этом примере не звучит тема бесовская, но отражает состояние прелести). В одном монастыре был послушник. Он ходил на раннюю литургию, что вызывало недовольство поваров (послушник должен был выдавать им утром продукты, но этого не происходило). Тогда сщмч. Кронид попытался с ним побеседовать и призвал его задуматься – Является ли богоугодным моление послушника, учитывая, что его в это время ищут люди и испытывают недовольство? Прошло некоторое время. Дверь в келью сщмч. Кронида распахнулась. Вошел послушник. Глаза его горели. Он стал кричать, что отец Кронид негодный монах. По мнению послушника отец Кронид так и не сподобился благодатных даров, а он (послушник) за короткое время достиг того состояния, что ему стали являться ангелы. Развязка могла быть самая непредсказуемая. Сщмч. Кронид сумел с помощью Божией разговор закруглить. Человек в невменяемом состоянии способен на что угодно, даже пролить кровь. Послушник был направлен в другой монастырь на ферму. Много работы. Сил хватало только добраться до кровати. Он уже не мог ходить на все службы. Через тяжелую работу акцент был удален. Лицо стало приобретать добрые черты, и он вышел из этого состояния.
Был и другой случай. Один прельщённый подходил ко Кресту после службы. Схватил руку настоятеля и поцеловал Крест. Он говорил, что испытывал такое наслаждение, что если бы помысл сказал ему убить настоятеля, он бы сделал это.
Из состояния прелести выйти очень трудно. Вам об этом состоянии нужно узнать побольше. В частности, в книге святителя Игнатия Брянчанинова «Аскетические опыты» том 1 приводится глава «О молитве Иисусовой». Вторая часть называется «О прелести». Так же в статье «БРЕШЬ В СТЕНЕ (Ч. 3): о преодолении мучительных состояний, прелести и демонического воздействия» приведены некоторые размышления о прелести и слова старца Паисия, адресованные прельщенному человеку о помощи исповеди у опытного духовника. Прелесть начинается, если человек ложную мысль принимает за истинную, либо свои эмоции (действия крови) принимает за благодать Святого Духа. Когда человек осознает свою ошибку, то прелесть (бывает) отступает.
Можно сослаться на случай, произошедший с одним аскетом. Жил он на святой горе Афон. В аскетических творениях аскет прочел упоминание о божественном трепете. Можно предположить, что, не зная что есть такое божественный трепет, он начал фантазировать на эту тему. Так святитель Игнатий Брянчанинов говорит, что неопытные в духовном отношении люди, читая о высоких состояниях, пытаются посредством интеллекта представить эти состояния и начинают их сочинять (иногда это выглядит комично, но этот смех сквозь слезы). Враг рода человеческого, видя, что человек без духовного опыта размышляет над одним изречением, решил его искусить и вызвал в нем дрожь. Аскет принял это ощущение за божественный трепет. С тех пор во время молитвы его трясло. В храме дрожала не только его стасидия (подобие стула, в котором можно полусидеть, упираясь копчиком, или стоять, опираясь на подлокотники; она позволяет человеку выдерживать долгие службы) но и соседние. На келейном правиле дрожала его келья и даже соседние. Но некие сомнения в происхождении этого состояния в нем все же были. Он написал прп. Даниилу Катунакскому. Подвижник понял о чем идет речь и призвал не доверять помыслам. Как только аскет отрекся от него, то «здание» прелести рассыпалось. Он исцелился от духовной болезни.
Если у Вас начинаются телесные ощущения, и Вы ими гордитесь, то надо принять сознательное решение перестать производить в себе эти ощущения. Понятно, человек, испытывающий скуку, томление, депрессию, хочет вызвать в себе хоть какое-то психическое возбуждение. Так он понимает жизнь. Иначе он не чувствует себя живым. Но необходимо этот процесс остановить. Когда придет время и человек исцелится, у него родятся здоровые переживания по здоровым поводам.
По мнению одного миссионера, чувства человека, имевшего эзотерический опыт, заражены действием медитативных практик, оккультных действий (Вы не имели подобного опыта, что пример этот может быть применен и к Вашей ситуации). Придя в Православие, весь спектр чувств, являясь отравленным, продолжает действовать и в рамках новой богослужебной жизни. Он начинает молиться, но действуют все те же переживания, что сформировались во времена занятия оккультизмом. Здесь нужно волевым усилием прекратить эти ощущения и начинать все создавать заново, но уже пользуясь святоотеческими творениями, советами духовника, проверяя себя с помощью разума.
Начать нужно с покаяния. Один священник рассказывал, что в первые годы своего воцерковления, ему было скучно молиться. Он сам в себе воспроизводил эмоциональные переживания (кстати, гордился ими). Считал себя молитвенником и подвижником. Потом понял, что некое психическое разгорячение не является плодом молитвы и вовсе не свидетельствует о наличии молитвы (Слава Богу, прочел об этом в творениях святителя Игнатия Брянчанинова). Так же помог совет священника, у которого он исповедовался – все те чувства, о которых мы читаем в творениях Святых отцов, не для первого этапа воцерковления. Единственное здоровое чувство в начале пути (и об этом писал Игнатий Брянчанинов) – покаяние. Молиться с покаянием даже интересно. Сердце приходит в умиление. Молитва человека фантазирующего, воображающего, удлиняется. В состоянии экзальтации человек молится часами. Затем эмоции истощаются, приходит скука, апатия и потом не хватает сил даже прочесть «Отче наш». Этот новоначальный тогда Христианин (стал потом священником) сместил акцент на покаяние. И когда вышел из этого облака, понял всю искусственность и даже разрушительность этих эмоций. Эти синтезированные эмоции казались чем-то возвышенным, но как только вышел из них – понял их тошнотворность. Просто не с чем было сравнить. Когда человек находится в измененном состоянии сознания, то теряет адекватность понимания.
Та хула, которую Вы отмечаете в себе, и свидетельствует, что Ваше состояние было неверным. Евангелие учит нас «по плодам их узнаете их» (Мф 7. 20).
По временам прелесть словно разоблачается и дает вкусить свою подлинную суть. Экзальтация уходит и на первый план сознания выходит ощущение тоски вплоть до желания покончить с собой. Еще один пример, как проверяли Святые отцы дары старца Иосифа Исихаста. Он совершал сверхъестественные подвиги аскетизма. Не всем было понятно – святой он человек или в прелести. Отцы подозвали его к себе и сказали, чтобы он шел вон. Старец спокойно отошел. Все стало ясно. Прельщенный человек не может перенести оскорбления. Он начнет негодовать, доказывать. Гордость не дает смириться.
Для Вас начинается непростой этап борьбы с гордыней. Но с помощью Божией выйти из состояния охваченности прелестью можно. Многое зависит от Вас. Вам стоит читать Псалтирь, а если будете испытывать по времена дух хулы, то можете читать «Слезные моления» прп. Ефрема Сирина на каждый день недели. Это достаточно длинные моления, которые могут помочь смириться и самому жесткому сердцу. Ссылка на них так же приведена в статье «Как, что, по какой теме почитать с целью формирования христианской картины мира (список книг и источников, упоминавшихся в одноименной беседе (в 2-х частях) иеромонаха Прокопия)».
Если почувствуете, что степень хулы и ненависти к другим людям зашкаливает, то можете читать «Чин пения 12 избранных псалмов». Вы опытно почувствуете, что на каком-то этапе этот дух отступает и становится легче. Морок сходит с сознания. Чин можно несколько сократить. В начале Чина читается с «Трисвятое» по «Отче наш». При повторе этих молитв их можно опустить. Можно так же не читать повторяющуюся по 30 раз молитву «Господи, помилуй». Если захлестывают негативные эмоции, пойте короткое песнопение Божией Матери. Например, один священник рассказывал, что поет (именно поет и поет бодро, словно гимн) «Взбранной Воеводе победительная».
Мысли, изложенные в этом ответе, подробнее рассмотрены в статье «Подводная часть айсберга. Ч. 2: о соблазне церковного РАСКОЛА. Ожидание антихриста, гностицизм и его тяжба с епископами». В лекциях цикла «Остаться человеком: офисы, мегаполисы, концлагеря (часть 3)» приведены некоторые мысли, как духовные люди понимали тему антихриста. В частности, мысли прп. Гавриила (Ургебадзе) Самтаврийского.
На сайте Обители в разделе «Пастырская страничка» (подраздел «Ответы Пастыря (Аудио)» опубликован аудиоответ про антихриста. Пришествие Антихриста и последние времена (некоторые особенности восприятия этих понятий)».
Также в цикле бесед «Мозаика идей» был пункт на данную тему.
14b. Взлом – нагнетание ужаса, потом – эйфория. Секты и нагнетание страха насчет конца света, антихриста и пр. Ложные откровения.