-
- События
-
Авторские галереи
- Диакон Николай Андреев
- Валерий Близнюк
- Сергей Веретенников
- Николай Гернет
- Анастасия Егорова
- Вероника Казимирова
- Иван Краснобаев
- Виктор Лагута
- Монах Онуфрий (Поречный)
- Валерия Решетникова
- Николай Петров-Спиридонов
- Михаил Скрипкин
- Геннадий Смирнов
- Сергей Сушкин
- Надежда Терехова
- Антон Трофимов
- Сергей Уткин
- Архимандрит Фаддей (Роженюк)
- Георгий Федоров
- Сергей Яковлев
- Град монастырский
- Дни Соловков
- Кресторезная мастерская
- Летопись возрождения
- Монастырский посад
- Пейзажи и путешествия
- Святые места глазами Соловецких паломников
- Скиты, пустыни и подворья
-
- Андреевский скит
- Голгофо-Распятский скит
- Никольский скит
- Савватиевский скит
- Свято-Вознесенский скит
- Свято-Троицкий скит
- Сергиевский скит
- Исааковская пустынь
- Макариевская пустынь
- Филиппова пустынь
- Архангельское подворье
- Кемское подворье
- Московское подворье
- Петербургское подворье
- Радово-Покровское подворье
Автор: | Иеромонах Соловецкого монастыря |
Дата: | 08.08.2022. |
Человек страдает вследствие собственного выбора и несет ответственность за свои поступки. Прощение Божие заключается не в отдельном акте, а в обращении человека от тьмы к Свету через глубокое осознанное покаяние.
Главное – желание покаяния и оно у Вас есть. Если даже на данный момент нет возможности приступить к Таинству Исповеди, неужели Господь этого не видит? А вот переживать, что умрете в этом состоянии – не надо. В книге преподобного аввы Дорофея «Душеполезные поучения» есть слова, что человека, желающего очиститься, Господь не забирает из этой жизни пока тот не достигнет определенной меры чистоты.
На Божественные вопросы человек часто смотрит сквозь призму привычных ему (человеческих, то есть) отношений. Есть суды, где виновного карают. В мире Божественном все не так. В определенной степени мы можем аналогии употреблять, чтобы объяснить, донести нечто до собеседника (при этом будет хорошо подчеркнуть, что речь идет только об аналогии). По сути, формой аналогии является притча. Свт. Иоанн Златоуст считал, что в притче следует улавливать только основную идею, подробностями можно пренебречь. Аналогия – приблизительное описание явления. Например, перед нами озеро с табличкой от МЧС «Осторожно. Тонкий лед. Выход на лед запрещен». Свободолюбивый человек недоумевает – почему кто-то имеет право запрещать, и идет кататься на коньках. Проваливается. Разве МЧС погубило человека? Или другой пример. Заболевает человек, не соблюдающий элементарные правила гигиены. Кто его наказал?
Так же есть и определённые духовные законы, следование которым приближает нас к Блаженству. Отдаление от них подталкивает к страданию. Господь в виде Заповедей в Священном Писании эти закономерности предлагает людям к рассмотрению. Например, похоть. Если любящие друг друга люди вступают в интимные отношения, то этот сектор совместной жизни не становится аддикцией. Все потому, что в браке, созданном по любви, общение происходит не только на сексуальном уровне. Супруги переживают вместе радости и горе. Совместно воспитывают детей. Интимные отношения и предполагают рождение детей. Они соприкасаются различными точками на разных уровнях. Поэтому интимная жизнь не становится изолированным очагом. Если же люди вступают в отношения без любви, да еще вне брака, то соприкасаются только сексуальной плоскостью. Достаточно быстро этот сексуальный очаг становится автономным, не уравновешенным другими, а человек становится аддиктом. Интимная область развивается в страсть, которая его поглощает. Ни о чем другом такой человек думать не может. Он страдает. У него регрессирует способность выстраивать отношения с людьми (своими словами приведена мысль из Катехизиса епископа Александра Семенова-Тян-Шанского) в плоть до прямой вражды.
Один человек, который был в свое время охвачен, затоплен нецеломудренными мыслями, переходящими в поступки, говорит, что испытал «ад и испепеление души». Эта фраза была сказана по другому случаю и приводилась в книге Виктора Николаева «Безотцовщина». В ней помимо прочего рассказано и о красноармейце, расстрелявшем монаха. Вот именно после расстрела был «ад и испепеление души». Потом красноармеец пришел к Вере. Стал смотрителем кладбища. Собирал деньги и на них построил часовню в честь архангела Михаила. Эту тайну никто кроме него не знал. Михаилом звали расстрелянного монаха.
Естественно, человек, испытывающий на себе «ад и испепеление души», может сказать – Бог меня карает. Но Божественное возмездие не выражается в отдельном акте, который Господь каждый раз сознательным решением применяет к каждому жителю Земли. Антоний Великий говорил, что Бог блажен. Если Он должен гневаться на каждого грешника, какое уж тут блаженство. Поэтому слова «Бог гневается на человека» даются людям исключительно в метафорическом смысле. На самом деле Бог не гневается ни на кого. Он – источник Жизни. Здесь уместна аналогия с солнцем. Человек, удаляющийся от источника жизни, страдает. Если человек прячется от солнца, то остается во тьме и мучается. Мысль «Бог гневается на людей» равносильна высказыванию, что солнце скрывает свой свет от слепых. То есть человек, переступивший некую грань, нарушивший определённый закон, существующий в мире, страдает вследствие собственного выбора. Он несет последствия своих поступков.
Прощение Божие выражается не в том, что Господь вдруг закрывает глаза на Ваши преступления, а том, что Вы через глубокое покаяние столь меняетесь внутренне, что погружение в прошлые проступки становятся невозможным. Здесь я привожу мысли патриарха Сергия (Страгородского) из книги «Православное учение о спасении». Некоторые его мысли включены в труд «Победить свое прошлое: Исповедь – начало новой жизни», изданный в Соловецком монастыре. Вследствие глубокого покаяния человек становится другим и разрывает связь с тем прежним, кем был раньше. Прощение Божие зависит не от какого-то Божественного акта, а от того, что человек раньше шел в сторону тьмы и вот повернулся к Свету.
Патриарх Сергий (Страгородский) так объясняет слова пророка Иезекииля (передам своими словами). Грешник, всю жизнь грешивший, если под конец жизни покается, то будет жить. Но праведник, который всю жизнь жил по правде, если совершит неправду, умрет. Казалось бы, есть здесь некая несправедливость. Но она видится только в том случае, если мы смотрим глазами земного суда. Правда Божия не такова. Если человек всю жизнь жил во тьме и вдруг развернулся к Свету, то он приобщается к Источнику Жизни. Но если праведник, по какой-то причине развернулся в сторону тьмы, то его контакт с солнцем пресечен. Он утерял связь с Источником жизни и погибает. Дело не в Боге, дело в людях.
Конечно, требуется Таинство Исповеди. Нам бывает очень трудно силы души развернуть к этому источнику Жизни. Когда мы приносим на Исповедь свою неспособность, нерешительность или даже некую вялость души, то через участие в Таинстве в нас вливаются силы. Господь снимает с нас ту тяжесть, что легла на душу от совершенного поступка против совести. Ведь совершая такое деяние, мы сталкиваемся с некими образами, переживаниями. Все это словно неким слоем ложится на душу. Нас метафизически тошнит. Мы даже осознаем неправоту, но это наслоение самостоятельно скинуть не можем. Благодаря Исповеди обожжённый струп души регенерирует.
Если Вы уже это решение внутри себя приняли, то самое главное совершилось. В Таинстве Исповеди Ваше решение закрепится и в Вас вольются благодатные силы и помогут воплотить его в жизнь.
Напоследок. Сошлюсь на некоторые истории из Священного Предания. В частности, две похожие истории с разными участниками, но если их суммировать и вывести некий общий принцип, то можно понять их примерно так. Некий подвижник, которому Господь отверз духовные очи, сидел рядом с Храмом и видел входящего человека «черного». Чернота эта была видна только духовными очами. Кстати, иногда человек, провалившийся в бездну греха, становится мрачным. Его лицо, конечно, не черного цвета, но воспринимается темным. Так вот из Храма тот человек вышел светлым. Подвижник удивился подобной перемене. А сам человек рассказал, что по дороге в Храм его душа болела. Он размышлял о том сколько совершил неправды и пришел к четкому намерению изменить свою жизнь. Зайдя в Храм, тот обратился к Богу и просил Его о помощи с твердой решимостью не возвращаться к тому, против чего совесть его протестовала. Совершился переворот. Из Храма он вышел светлым.