-
- События
-
Авторские галереи
- Диакон Николай Андреев
- Валерий Близнюк
- Сергей Веретенников
- Николай Гернет
- Анастасия Егорова
- Вероника Казимирова
- Иван Краснобаев
- Виктор Лагута
- Монах Онуфрий (Поречный)
- Валерия Решетникова
- Николай Петров-Спиридонов
- Михаил Скрипкин
- Геннадий Смирнов
- Сергей Сушкин
- Надежда Терехова
- Антон Трофимов
- Сергей Уткин
- Архимандрит Фаддей (Роженюк)
- Георгий Федоров
- Сергей Яковлев
- Град монастырский
- Дни Соловков
- Кресторезная мастерская
- Летопись возрождения
- Монастырский посад
- Пейзажи и путешествия
- Святые места глазами Соловецких паломников
- Скиты, пустыни и подворья
-
- Андреевский скит
- Голгофо-Распятский скит
- Никольский скит
- Савватиевский скит
- Свято-Вознесенский скит
- Свято-Троицкий скит
- Сергиевский скит
- Исааковская пустынь
- Макариевская пустынь
- Филиппова пустынь
- Архангельское подворье
- Кемское подворье
- Московское подворье
- Петербургское подворье
- Радово-Покровское подворье
Автор: | Иеромонах Соловецкого монастыря |
Дата: | 17.08.2022. |
Задача наша в изменении сущности сердца. Для преображения необходима не столько борьба со страстями и грехом, сколько стремление к конструктиву. Худшее побеждается стремлением к лучшему.
Вокруг учения «Анонимных Алкоголиков» (АА) завязалась некая дискуссия. Почему учение? Есть некая сформулированная доктрина с характерными принципами. Присуща выработка определённого типа психологического реагирования на конкретные ситуации.
Сейчас речь о проживании чувств. Сама по себе эта теория не очень верна. Человек, проживая чувства, может исцелиться, лишь в том случае, если привносит нечто новое, то, что способно перестроить текущую доминанту. Доминанта (опишу еще раз, хотя часто этот термин употребим в беседах) – понятие, ассоциирующееся с именем академика Ухтомского. До него в этом направлении работала целая школа физиологии. Идея в следующем – организм некой доминирующей идее подчиняет всю свою работу. Например, музыкант. Он смотрит на ноты. Перебирает пальцами струны. Поет. Глаза его следят за реакцией зрителя. Огромное количество систем выстраивается в некоем едином марше. Они взаимно подчиняются для реализации основной цели. Но вот музыкант вернулся в лоно семьи, и у него «включается» совершенно другая доминанта. А если музыкант – человек пьющий (не дай Бог), то действует доминанта, в ином ракурсе выстраивающая всю работу организма. Принцип доминанты можно сформулировать следующим образом – все, поступающие в сознание импульсы, притягиваются к текущему очагу, при этом в других отделах коры головного мозга происходит торможение. У выпивающего человека даже вид обычной питьевой воды может вызвать ассоциации с водкой. Он уже не думает, что завтра ему идти на работу. Если, конечно, не выстроены более сильные нервные центры, ориентированные на ответственность и труд. Тогда, при вспышке желания выпить, победит мысль о работе.
Доминанта является маховым колесом, организующим разрозненный опыт в некое единое целое. Кстати, этот принцип лежит в основе современной аддиктологии (науки о страстях). Эта же идея читается в книге Марка Льюиса «Биология желания. Зависимость – не болезнь». В ней автор полемизирует с учением Анонимных алкоголиков, показывая спорность утверждений данной доктрины. Академик Ухтомский говорил, что штурмовать доминанту в лоб нецелесообразно. Подобные попытки могут привести даже к ее усилению. Так разговоры о том кто, как и где проходит реабилитацию, могут вызвать в сознании желание употребить. Кстати, это одна из причин, по которой не могу согласиться с практикой АА, побуждающих и призывающих рассказывать свои истории. Возможно, в отдельных случаях эта практика может принести некую пользу. Но! Человек, рассказавший свою историю, ждет от слушателя комментарии. Он находится в состоянии готовности перестроить свою доминанту. Во время повествования своей жизни, когда доминанта приходит в возбуждение, когда человек вносит конструктивные звенья, текущий опыт может быть перестроен. Но если кто-то просто рассказывает, бахвалясь или используя людей, как некие уши (при отсутствии уважения к чувствам ближних, ведь на первом месте стоит свое собственное психическое здоровье), этот рассказ может усилить действие ткущей доминанты. Не столь важно, что человек в результате этих техник перестал пить. Профессор Ц.П. Короленко ввел в мировую науку термин «сухой алкоголик». Человек может перестать пить, но стать при этом деспотом. Не собираюсь критиковать учение АА. Возможно, я ошибаюсь. Но замечал, что последователи этой доктрины рассказывают о движении, как о сообществе лояльных правил по всему спектру возможных идей.
Конструктивна выработка другой, альтернативной доминанты. Приходя в движение, она тормозит доминанту патологическую. Например, идея гнева. В идеале, человек, победивший гнев, при виде тех, кто раньше вызывал негативную реакцию, теперь испытывает чувства совершенно иного спектра. Его доминанта переструктурирована.
Идею Ухтомского можно продолжить. Уместно упомянуть здесь учение Святых отцов о силе напряжения Тимос. Скажу очень кратко, ведь опубликован развернутый ответ на эту тему «Агрессии исцеление. Мужество и духовность». Согласно учению Святых отцов каждая из сил души (сила напряжения одна из них) были даны человеку с определенной целью. В частности, сила напряжения – для достижения целей и преодоления препятствий. Предполагалось, что человек чистый сердцем, зная, в чем состоит его подлинное благо, стремится к нему, преодолевая возникающие на пути препятствия.
В статье «ТРИ СИЛЫ: Цель жизни и развязавшееся стремление к игре (казино, гонки, игра по жизни). Ч. 1» приведены некоторые мысли в отношении Тимоса (пламенею – в переводе с греческого). К вопросу об исцелении чувств уместно привести некоторые мысли (в том числе научные) из этой работы. В статье «Рефлекс цели» академик И.П. Павлов утверждал, что люди имеют склонность к коллекционированию. Одни собирают предметы, другие – навыки. Причем последние (навыки то есть) могут быть полезными, а могут быть и разрушительными. Соответственно сам рефлекс цели (стремление к цели) имеет определенный «моральный» вектор. Не всегда речь идет о борьбе. Человек, стремящийся к благу, не борется с позывом на зло, ведь его интерес теперь лежит в другой плоскости.
Святоотеческие мысли на счет силы напряжения заключены в том, что ум человека, помраченный страстями, превращает напряжение в гнев. Искажено само понимание блага и область его поиска. Такой человек может решить, что благом для него является объект его страсти. Например, слава человеческая. А сила напряжения уже воюет за достижение этого объекта или состояния. Человек обрушивается с гневом на то или того, кто стоит на его пути. В идеале, человек, победивший страсти, обладает таким качеством, как апатИя – бесстрастие. Речь не о апАтии, когда человек (условно) лежит на диване и пьет водку. АпатИя – состояние, когда человек остается активным, действующим, но при этом страсти не приходят в движение. В статье в качестве примера взят святой благоверный князь Александр Невский. Он обладал мужественностью, но не был зацикленным на войне воином. Обратный пример – берсерки, воевавшие с яростью, но и вне войны способные устроить потасовку без видимой причины. Так Арцебушев (христианин, прошедший ГУЛАГ) отмечал у себя наличие пробивной силы. Человек может обладать этой силой, но при этом он спокоен и кроток в отношении других людей. Здесь тоже можно говорить об исцелении чувств.
Мысль о преодолении гнева в несколько ином разрезе изложена в ответе «Агрессии и исцеление. Мужество и духовность» (упомянут выше). Если в человеке есть импульс агрессивный, речь не столько о том, чтобы импульс этот погасить, сколько обогатить человека духовно и культурно. Тогда реализуется принцип элевации. Хотя мысль не нова, но в научном мире получила детальную разработку в методиках Медведевой и Шишовой. Они занимаются с детьми. Суть подхода не в том, чтобы сломать ребенка, если он подвижный. Можно согнать «семь педагогических потов» и сделать ребенка тихоней, но это будет противоречить его устроению. Если же его обогащать культурно и духовно, тогда он может научиться справляться со своими импульсами и пустить их в конструктивное русло. Монахиня Нина (Крыгина) кандидат психологических наук. Она приводила следующий пример. В подростках сильно развиты запускающие механизмы. Они хорошо реагируют на предложение побегать, включиться в некую деятельность. Но развитие тормозящих механизмов пока дается с трудом. Для ребенка минуту провести сидя в кресле – задача непростая. Он будет ерзать, пытаться убежать. Можно давить, заставить сидеть на месте, а можно поиграть, например, в пограничников. Словно ребенок в засаде и охраняет границу. И тогда уже не придется бороться с посылами, позывами. Ребенок заинтересован и, не шелохнувшись, сидит на этом месте.
Вот в человеке возник импульс. Он пытается его осознать. Силу. Протяженность. Старается его разложить на составляющие. Но в своем источнике (в корне) импульс может остаться и даже дать продолжение. Но когда меняется и преображается сама структура, человек ощущает себя по-другому. Некоторые мысли и примеры изложены в посте «Трудным подросткам о трудных подростках: лекции и тексты иеромонаха Прокопия (Пащенко)». В частности, Вадим Туманов. По абсурдному обвинению в годы репрессий он был сослан на Колыму. Драки. Побеги. Эксцессы. Но потом пришло понимание, что так дальше жить нельзя. Он создал бригаду ударников, добывавших золото в больших объемах. Судимость снята. Вадим туманов стал одним из крупнейших в мире специалистов по добыче полезных ископаемых. Его сила нашла конструктивный исход.
Обогащение, а не борьба. Отмечу, что волевое усилие тоже необходимо. Без этого не прожить. Определив конструктивное направление, в жизни человека многие моменты выправляются. Преподобный Порфирий Кавсокаливит приводил такой пример. Один учитель пришел в класс, где среди учеников был очень хулиганистый мальчик. Тогда педагог посетовал, что при наличии велосипеда он не умеет кататься на нем. Научить вызвался тот самый мальчик хулиган. Так они подружились.
Можно здесь вспомнить и слова Христа. Он говорил о сердце. «Ибо из сердца исходят злые помыслы, убийства, прелюбодеяния, любодеяния, кражи, лжесвидетельства, хуления» (Мф. 15:19). В святоотеческом учении есть представление, что сердце должно быть исцелено. Мы не только боремся со страстью, но и пытаемся ее искоренить. Об этом писал прп. авва Дорофей в книге «Душеполезные поучения». Сколько читаю о психологии, физиологии, столько раз убеждаюсь, что все уже было сказано в этой книжечке, написанной много веков назад. Он описывал все простым языком, без научных терминов. По существу, как есть. Задача не просто уклониться от страсти (если человек гневается, не только промолчать), но и искоренить ее. В пример он приводит слова Псалма «Уклонися от зла, и сотвори благо: взыщи мира, и пожени и» (Пс. 33:15). То есть стремись за миром и достигай его – некий аналог духовной борьбы. «Уклонися от зла» – бьют, а Вы уходите с линии атаки, чтобы удар противника не состоялся. Но этого мало, ведь враг может Вас задеть вторым движением. Поэтому «сотвори благо» – контратака. Но еще противник не повержен. Он еще в силе атаковать. «Взыщи мира, и пожени и» – сбить с ног. В нашем случае противник – страсть. Вот произошла конфликтная ситуация. Вы испытываете гнев. Замечательно, если не скажете дурного слова. Но все равно страсть все еще в Вас. Контратака – помолились за этого человека. Не остановились на этом. Постарались что-то сделать доброе для него. Проявили хорошее расположение. Так страсть искоренятся. Языком Ухтомского так меняется доминанта. Если раньше Вас колотило от одного вида этого человека. Вы боролись. Пытались свои чувства проанализировать, разложить по полочкам. В отношении этого человека сформировался комплекс реакций и сам вид его или упоминание о нем запускает по закону рефлекса весь сформировавшийся механизм. Но в результате Вашей борьбы со страстями доминанта, по мысли Ухтомского, может быть переинтегрирована. Некоторые нейробиологи говорят о реконфигурации карт мозга, то есть отделов коры, которые «заведуют» теми или иными процессами. Тот же самый человек, кто вызывал у Вас комплекс негативных реакций, теперь вызывает реакции положительные. Вы даже рады его видеть. То есть произошло исцеление, преображение.
В результате духовного делания сердце может быть исцелено. Об это говорил и Фаддей Витовницкий – задача в изменении сущности сердца. Оно перестает источать помыслы. У кого-то из древних авторов была мысль, что молодые монахи имеют нужду в охранении себя. Они должны думать что говорят, анализировать свои поступки. Но люди, достигшие совершенства, такой нужды не имеют. Их глубина сердца уже преображена. Сердце перестало источать гниль. У людей, достигших совершенства, возникают чувства и переживания, относящиеся к Евангельскому пониманию, к Свету и добру. Хотя бывает всякое и нужно быть настороже. Никто не совершенен. Царь Давид, будучи пророком, все же был обольщен грехом. Прп. Макарий Великий писал, что люди, достигшие совершенства, способны упасть, если, например, возгордятся.
Поэтому нельзя согласиться с одной мыслью, которую озвучивают в рамках движения АА на тему человека. Речь идет о мысли на тему того, что вошедший в зависимость человек сравнивается с соленым огурцом. А соленый огурец, мол, не может стать свежим.
Во-первых, человек – не огурец, а мир – не рассол. В подобной ситуации необходимо помнить о таком приеме манипуляции, как метафора. Сознание оппонента при этом погружается в некий заданный коридор, из которого нет выхода. Борьба с этим приемом заключается в отказе от самой метафоры и стремлении переформулировать своими словами суть высказывания. Об этом приеме рассказывал Сергей Георгиевич Кара-Мурза в книге «Манипуляция сознанием». Возвращаясь в мысли, что зависимый, мол стал «соленым огурцом», можно сказать, что человек устроен гораздо сложнее, чем огурец. Не знаю, есть ли у огурцов механизмы самореорганизации. У человека такие механизмы точно есть (обновляется кожа и так далее). Он способен менять свое отношение к миру, явлениям, как в худшую, так и в лучшую сторону. Соответственно, человек способен исцеляться.
Если бы человек не мог исцеляться и навсегда оставался бы «соленым огурцом», то тогда закономерен вопрос – Как человечество дожило до наших дней? Почему не регрессировало и не исчезло с лица Земли? Ведь с каждым новым поколением количество генетически сломленных людей должно возрастать. Что-то не складывается. Мы видим на примере святых, что люди способны исцеляться. Бывает, что человек, прошедший группы АА (субъективная точка зрения и может быть ошибочной), с помощью психологических рычагов пытается отсечь себя от некоторого переживания, влекущего к жизни по страстям. Но сам механизм остается. Просто раньше была труба, несущая хаос и выплескивала его в определенной точке. Человек с помощью специальных техник ее изогнул, либо клапан держит закрытым и труба не брызжет. Но пока она осталась, ее прорыв может произойти в другом направлении – не в русло алкоголя, а, например, деспотизма, то есть человек станет одержимым другой страстью. Конечно, нужна ежедневная духовная бдительность и борьба со страстями, но речь скорее идет о разборе самой трубы, ее реконфигурации.
Человеку, осознающему, что он когда-то был алкоголиком, пищевым аддиктом и т.д., но теперь он другой, уже нет нужды себя называть «непьющим алкоголиком». Он изменился, преобразился. Ему больше не нужно бороться с желанием выпить, когда кто-то рядом поставит бутылку. Он спокойно при этом себя чувствует. Но чтобы это преображение наступило, нужна не столько борьба со страстями и грехом, сколько стремление к конструктиву. Об этом писали Святые отцы. Только через стремление к лучшему мы побеждаем худшее. Могу Вам рекомендовать к прочтению замечательные книги Жан-Клод Ларше «Исцеление духовных болезней» (можно посмотреть по оглавлению заинтересовавшие главы) и «Духовное бессознательное» (небольшая по объему, но прочитав ее, становится понятна суть).
Можно говорить и о других моментах. Например, чувство вины. Оно бывает и навязанное, кстати, надуманное. Человек считает, что он должен, обязан. Но бывает реальное чувство вины. Произошло нечто серьезное, и человек скорбит, что поступок совершен и пострадали другие люди. Можно бороться с помощью психологических методик и пытаться чувство вины разрушить. А можно ориентировать человека на примирение с людьми, которым причинена боль, изменение отношения к миру, явлениям, задействованным в данном процессе. Как только человек меняется внутренне, чувство вины уходит. Если бы человека, мучимого чувством вины, вернуть с нынешним жизненным опытом в прошлое, и он готов признать, что никогда бы не поступил так, как поступил раньше, страдание уйдет. Если же человек не готов к такому решению и признанию, то речь идет о неизжитой неправде. Или неприязненные чувства. Вот нам сказали нечто неприятное. Мы испытываем целую бурю эмоций. Нам плохо. Мы не можем спать и кушать. Просто позвони и извинись. И все. И весь ворох мыслей, с которым мы боролись, уходит. Нам становится хорошо и спокойно.
В заключении можно привести ссылку на один эпизод из книги Нормана Дойджа «Пластичность мозга». Автор книги психоаналитик. Одному из его пациентов снилась некая женщина. Целые годы работы, разборов ассоциаций и снов. Вывод, достигнутый в результате длительного общения – необходимо посетить могилу матери, где клиент аналитика ни разу не был. После этого все моменты негативные прошли. Правда, автор истолковал все в своем аналитическом ключе. При намеке на мать, пациент заплакал. Норман Дойдж счел это регрессией психологического состояния, ведь пациент приложил кулак ко рту, как делают младенцы. Видна некоторая профессиональная деформация специалиста. Человек способен мыслить только в русле своей концепции, за пределы которой ему трудно заглянуть. Ведь плачущий человек подносит кулак ко рту, чтобы рыдания были не такими громкими. Это движение и у взрослого, и у младенца одинаково. В Христианскую культуру момент исцеления человека уже включен. Умирает ближний. Но христианин не замыкается в этом факте. Есть определенный порядок вещей. Почившего отпевают. Близкие присутствуют. Поминки. Память об усопшем. В течение 40 дней особая молитва. Не только почивший получает пользу. Чувства перерабатываются. Если траура и горевания (даже светские авторы это отмечают) не пройти, человек замыкается в своей проблеме. Как это произошло с упомянутым господином. Факт смерти мамы стал для него потрясением (возможно). Он пытался его забыть, вычеркнуть из жизни. Но как так? Родная мать умерла. Некие метаморфозы в сознании начали происходить.
В Соловецкой обители проходили беседы по поводу переживания опыта смерти (в рамках цикла бесед «Преодоление травматического опыта: Христианские и психологические аспекты», пункты 6-9; см. сайт Соловецкого монастыря, раздел «Пастырская страничка», подраздел «Беседы о проблемах личности»). В рамках бесед рассмотрен эпизод из книги «Братья Карамазовы». Похороны маленького мальчика Илюши. Коля Красоткин (другой мальчик) поражен несоответствием – хоронят человека, а тут блины. А, может, в этом и суть. Песнопения в Храме, молитвы, указывающие на скоротечность жизни, помогают нам ситуацию пересмотреть, обогатить новыми переживаниями, перестроить. Тогда трагичная ситуация (смерть Илюши) становится событием, дающим повод Алеше Карамазову обратиться к мальчикам и сказать, что в данный момент все они объединены лучшими чувствами дружбы к Илюше и друг ко другу. Человек вырастет и станет хуже, чем был, но в нем будет жить воспоминание о тех детских светлых чувствах. Такой человек уже наполовину спасен. Это очень важно. Опыт чего-то светлого, что было в детстве, не даст человеку погрузиться в грязь страстей в годы зрелые. При определенных условиях это чувство может преобразиться – в молитву об ушедшем человеке, в заботу о еще тех, кто жив. И чувство вины может быть перестроено. У Коли Красоткина, возможно, и будет чувство вины. Илюша спрятал иголку в еде и дал ее собаке. Собака укололась и убежала. Мальчик думал, что животное погибло. А Коля собаку нашел, но захотел ее вернуть с триумфом и стал дрессировать. А в это самое время Илюша умирал от тоски, считая, что загубил ее. Если бы Коля Красоткин вернул собаку сразу (конечно, роман есть роман и не имеет сослагательного наклонения), может быть, удалось бы избежать затухания мальчика. Грызущее чувство вины человек может попытаться переработать с помощью психологических методик, но ведь можно его перевести в нечто конструктивное. Взять и помочь другому мальчику, тогда и чувство вины будет преодолено, а сама ситуация преображена.